Разное

Радиоактивные вещества и ядерные материалы: Ядерные материалы

Перевозка радиоактивных материалов, правила безопасной перевозки

Сегодня все виды продуктов, которые мы принимаем как должное, зависят от безопасной, защищенной и надежной перевозки радиоактивных материалов от производителя к конечному пользователю. В результате расширяющегося использования радиоактивных веществ, например, в промышленности, медицине и сельском хозяйстве поставки стали более частыми и возрос их объем. Кроме того, безопасность и физическая безопасность перевозки к атомным электростанциям и от них имеют жизненно важное значение на всех стадиях ядерного топливного цикла: на начальной стадии, при перевозке урановых концентратов и новых топливных сборок; и на конечной стадии, при перевозке радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива для хранения или захоронения.

Перевозка радиоактивных материалов по своей природе порождает риск аварий с возможным радиологическим воздействием, которые могут повлиять на безопасность людей, имущества и окружающей среды. Хотя главную ответственность за обеспечение безопасности несут организации, отвечающие за установки и деятельность, которые порождают эти риски, миссия МАГАТЭ заключается в создании правил перевозки радиоактивных материалов всеми видами транспорта: наземным, водным или воздушным, включая перевозки, связанные с использованием радиоактивных материалов. Эти правила перевозки имеют важное значение для правительств, регулирующих органов, операторов ядерных установок, перевозчиков, пользователей источников излучения и персонала, занятого на погрузочно-разгрузочных работах.

Область применения правил перевозки МАГАТЭ включает проектирование и структуру транспортных упаковок, категоризацию материалов, документацию, этикетки и маркировку контейнеров. Правила регулируют конкретные виды деятельности по перевозке, включая фактические поставки, специальные условия и значение транспортного индекса, присваиваемое упаковке с целью обеспечения контроля за облучением. Они также охватывают вид транспорта, будь то по автомобильный, железнодорожный, водный или воздушный, используемый для доставки к границам страны и для их пересечения.

Вкратце, МАГАТЭ выполняет свою миссию, содействуя внедрению строгих международных норм безопасности и правил перевозки и обеспечивая их правильное применение путем предоставления государствам-членам интенсивной профессиональной подготовки и консультативных услуг экспертов. Конечным результатом этих усилий является эффективное и действенное регулирование государствами-членами безопасности и физической безопасности во время перевозки во всем мире радиофармацевтических препаратов, необходимых для больниц, закрытых радиоактивных источников, необходимых в промышленности, и во время перемещения контейнеров, содержащих отработавшее ядерное топливо из находящихся в эксплуатации и выведенных из эксплуатации ядерных реакторов. В результате за последние более чем 50 лет не было ни одного инцидента при перевозке, который стал бы причиной значительной радиационной опасности для людей или окружающей среды.

Утилизация радиоактивных отходов. Справка — РИА Новости, 03.06.2013

Радиоактивные отходы — это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отходы являются главным долгоживущим источником облучения населения, связанным с атомной энергетикой. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подсчитало, что в мире ныне накоплено более 200 тыс. тонн отработанного ядерного топлива. Ежегодно к ним добавляется еще 10-2 тыс. тонн.

Радиоактивные отходы бывают жидкими, твердыми и газообразными, которые в свою очередь подразделяются по удельной активности на тритегории — низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. Большую часть отходов составляет низкорадиоактивный мусор. Однако и он может быть крайне опасен.

К источникам радиоактивных отходов, кроме АЭС, относятся медицинские учреждения, промышленные предприятия, исследовательские центры. В настоящее время одной из самых острых проблем является утилизация и захоронение радиоактивных отходов и прежде всего высокоактивных отходов АЭС и других предприятий.

Сбор, переработка и захоронение радиоактивных отходов осуществляется отдельно от других видов отходов. Перед утилизацией изотопы разделяют по степени активности, периоду полураспада и т. п. Для сокращения объема отходов их упаривают, сжигают, прессуют и т.п. Для предотвращения миграции радиоактивных изотопов с грунтовыми водами малоактивные отходы фиксируют с помощью битума или цемента в блоки, подлежащие дальнейшему захоронению. Высокоактивные отходы остекловывают.

Захоронение твердых, или отвержденных радиоактивных отходов осуществляется в специальных сооружениях, называемых могильниками радиоактивных отходов.

Радиационный контроль при захоронении отходов радиоактивных веществ, а также номенклатура контролируемых параметров должны проводиться в строгом соответствии с требованиями норм ГОСТ. Захоронение должно проводиться в специально отведенных местах (полигонах), на незатопляемых участках с низким уровнем грунтовых вод, обязательно по согласованию с органами Государственного санитарного надзора, с учетом требований по охране окружающей среды и правил радиационной безопасности. Жидкие токсичные отходы перед вывозом на полигон должны быть обезвожены на предприятиях.

Пункт захоронения должен располагаться не ближе 20 км от городов в районе, не подлежащем застройке, с санитарно-защитной зоной не менее 1 км от населенных пунктов и мест постоянного пребывания скота.

Сброс радиоактивных веществ в составе сточных вод запрещен.

Полигоны должны иметь санитарно-защитные зоны: завод по обезвреживанию токсичных отходов мощностью 100 тыс. тонн и более отходов в год — 1000 м; менее 100 тыс. тонн — 500 м; участок захоронения токсичных отходов — не менее 300 м.

Несмотря на то, что человечество более шести десятилетий действует в ядерной сфере, до сих пор не найдено решения, позволяющего полностью утилизировать ядерные отходы. Проблема заключается в том, что радиоактивный мусор остается опасным на протяжении сотен и тысяч лет. К примеру, период полураспада радиоактивного стронция-90 составляет 26 лет, америциума-241 — 430 лет, плутония-239 — 24 тыс. лет. Поэтому любые повреждения хранилищ способны привести к тяжелейшим последствиям.

В России большое количество участков с экстремально высоким уровнем радиации было обнаружено в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Владивосток и др. По данным справочника «За ядерным занавесом: Управление радиоактивными отходами в бывшем СССР», только в Москве за период 1974 по 1994 годы было обнаружено около 1,5 тыс. таких участков. В детском саду неподалеку от Курчатовского института (Москва) была обнаружена песочница, в которой уровень радиации составлял 612 тыс. миллирентген в час. Человек, который провел бы в этой песочнице сутки получил бы такую дозу радиации, которая убила бы его в течение месяца.

В Москве за последние 60 лет, по заявлению руководителя энергетического отдела Гринпис России Владимира Чупрова, скопился большой объем радиоактивных отходов.

Радиоактивные и токсические отходы в советское время, особенно в 40-х и 50‑х годах 20‑го века сваливались в ближайшие московские овраги и затем, с ростом города, на этих местах появлялись жилые и промышленные кварталы. Когда найденные захоронения вскрывали, уже никто не знал, откуда свалка», ‑ сообщил эксперт. В качестве примера он привел ситуацию, связанную рекультивацией одного из земельных участков, расположенного на бульваре Маршала Рокоссовского в Восточном административном округе столицы, где был выявлен радиоактивный могильник. В результате замеров мощности экспозиционного излучения поверхности земли экспертами обнаружены участки вблизи выезда со строительной площадки, с мощностью излучения на поверхности до 43 микрорентген в час (норма мощности внешнего гамма-излучения должна составлять 10‑15 микрорентген в час).

Ядерные материалы | NRC.gov

Поиск объектов ядерных материалов по местоположению или названию »

На этой странице:

  • Регулируемые материалы
  • Регулируемая деятельность
  • Обязанности

Регулируемые материалы

  • Специальный ядерный материал состоит из плутония, урана-233  или урана с содержанием U 233 или U 235 выше, чем в природе (т. е. >0,71% U 235 )

  • Исходный материал представляет собой торий или уран с содержанием U 235 , равным или меньшим, чем в природе (т. е. ≤ 0,71% U 235 )

  • Побочный материал, как правило, является радиоактивным материалом, кроме исходного или специального ядерного материала. В частности, побочный продукт представляет собой (а) изотопы, произведенные или созданные в ядерном реакторе; (b) хвосты и отходы, образующиеся при извлечении или обогащении урана или тория из руды, перерабатываемой главным образом для ее исходного содержания; (c) дискретные источники радия-226 и (d) дискретные источники природных изотопов или изотопов, произведенных на ускорителях, которые представляют угрозу, равную или большую, чем дискретный источник радия-226.

  • Радий — радиоактивное вещество, встречающееся в природе. Радий образуется при радиоактивном распаде урана. Интенсивность излучения радиоактивных материалов со временем уменьшается. Время, необходимое для уменьшения интенсивности наполовину, называется периодом полураспада. Период полураспада радия составляет примерно 1600 лет.

Для получения подробной информации о типах материалов, регулируемых Комиссией по ядерному регулированию США (NRC), см. Регламент радиоактивных материалов.

Регулируемая деятельность

Для получения общей информации см. Как мы регулируем. Подробности см. на следующих связанных страницах:

  • Медицинское, промышленное и академическое использование ядерных материалов
  • Установки по извлечению урана
  • Объекты топливного цикла
  • Транспортировка материалов

Обязанности

В США имеется более 18 000 лицензий на источники, побочные продукты и специальные ядерные материалы. Приблизительно 12% этих лицензий находятся в ведении NRC, а остальные выдаются 39Государства соглашения. NRC управляет всеми лицензиями на специальный ядерный материал, когда количество лицензированного материала достаточно для образования критической массы.

Управление по безопасности и гарантиям ядерных материалов (NMSS) NRC (a) регулирует деятельность, обеспечивающую безопасное и надежное производство ядерного топлива, используемого в коммерческих ядерных реакторах; безопасное хранение, транспортировка и захоронение высокоактивных радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; и транспортировка радиоактивных материалов, регулируемая Законом об атомной энергии 1954; и (b) разрабатывает и контролирует нормативно-правовую базу для безопасного и надежного использования ядерных материалов; медицинские, промышленные и академические приложения; деятельность по извлечению урана, полигоны низкоактивных радиоактивных отходов; вывод из эксплуатации ранее действовавших ядерных установок и электростанций. Четыре региональных офиса агентства (регион I — северо-восток, регион II — юго-восток, регион III — средний запад и регион IV — запад/юго-запад) реализуют программу материалов NRC в штатах, за которые они несут ответственность. Регулирование материалов также поддерживается независимой рекомендацией Консультативного комитета по медицинскому использованию изотопов. NRC включает представителей государств, подписавших соглашение, во многие рабочие группы, которые укрепляют партнерские отношения между NRC и государствами, подписавшими соглашение, способствуют использованию опыта, существующего в государствах, подписавших соглашение, и поддерживают Национальную программу материалов. Рабочие группы можно найти в рабочих группах Управления по безопасности ядерных материалов и гарантиям.

NRC обеспечивает соответствие своей программы материалов Закону о национальной экологической политике (NEPA), проводя проверки NEPA для всех основных действий в рамках программы. Подробную информацию об активных проверках см. в разделе Экологические проверки материалов.

Страница Последнее рассмотрение/обновление 23 марта 2023 г.

Безопасность радиоактивных материалов | U.S. GAO

Радиоактивные материалы могут причинить значительный вред, если попадут не в те руки. Федеральные агентства могли бы лучше обеспечить безопасность этих материалов.

Радиоактивные материалы используются на всей территории Соединенных Штатов в медицинских, промышленных и исследовательских целях. Например, эти материалы помогают лечить рак, стерилизовать продукты питания и медицинские инструменты, а также обнаруживать дефекты металлических сварных швов.

Однако в руках террористов некоторые радиоактивные материалы могут быть использованы для создания устройства радиологического рассеивания (т. е. «грязной бомбы»), в котором для рассеивания радиоактивных материалов используются обычные взрывчатые вещества. Бомба такого типа может подвергнуть находящихся рядом людей воздействию радиации и увеличить риск развития у них рака в долгосрочной перспективе.

Эвакуация и очистка загрязненных территорий может привести к серьезным социально-экономическим издержкам, поскольку люди, имеющие дома и предприятия в этих районах, могут не иметь возможности вернуться в течение длительного периода времени из-за фактического или предполагаемого загрязнения.

Устройство для рассеивания радиации

Изображение

Изображение выше представляет собой вымышленный городской пейзаж и не предназначено для представления какого-либо конкретного города или городской местности.

Несколько федеральных агентств играют ключевую роль в обеспечении того, чтобы радиоактивные материалы не попали в руки террористов. Например, Комиссия по ядерному регулированию (NRC), Национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) и Министерство внутренней безопасности (DHS) предприняли шаги для повышения безопасности некоторых источников радиоактивных материалов в медицинских, промышленных и исследовательских целях. удобства. Кроме того, NNSA сотрудничает с 59странам предоставить оборудование для обнаружения радиации и оказать поддержку в предотвращении ядерной и радиационной контрабанды в Соединенные Штаты.

Однако некоторые из этих агентств могли бы улучшить свои усилия по обеспечению сохранности радиоактивных материалов, в том числе путем выполнения приоритетных рекомендаций для NRC и DHS.

Например:

  • NRC отвечает за установление требований по лицензированию использования этих материалов в медицинских учреждениях. Эти лицензионные требования включают положения о безопасности для предотвращения кражи материалов. Чтобы помочь устранить уязвимости безопасности в медицинских учреждениях, NRC должен предоставить больницам и медицинским учреждениям конкретные меры, которые они должны принять для разработки и поддержания более эффективной программы безопасности, включая конкретные указания по использованию камер и сигналов тревоги.
  • NRC учитывает риски для здоровья от кратковременного радиационного облучения при определении способов защиты радиоактивных материалов, но также следует учитывать такие факторы, как смертельные случаи во время эвакуации и стоимость очистки окружающей среды. Кроме того, ключевые требования безопасности NRC применяются только к большим количествам радиоактивных материалов, даже несмотря на то, что как большие, так и малые количества материала могут нанести многомиллиардный социально-экономический ущерб.
  • NRC работал над тем, чтобы лицензии на радиоактивные материалы выдавались только законным организациям и чтобы лицензиаты могли получать такие материалы только в количествах, разрешенных их лицензиями. Однако наши отчеты за 2007 и 2016 годы показали, что средства контроля NRC за лицензированием радиоактивных материалов недостаточно строгие. Сотрудники GAO организовали фиктивные предприятия и смогли получить настоящие лицензии на закупку опасных количеств радиоактивных материалов.
  • Ежегодно в Соединенные Штаты доставляются десятки тысяч грузов, содержащих радиоактивные материалы. Чтобы помочь предотвратить контрабанду террористами этого материала в Соединенные Штаты, Таможенно-пограничная служба Министерства внутренней безопасности США (CBP) планирует модернизировать свои портальные мониторы радиации, которые сканируют грузы и транспортные средства на наличие радиации в портах въезда в США.
    CBP также несет ответственность за проверку того, что поставки, ввозимые в страну, разрешены или лицензированы. Однако CBP не удалось проверить лицензии на некоторые поставки, и его процессы не гарантируют идентификацию всех поставок.

Портальный монитор обнаружения радиации CBP

Изображение Недавние отчеты

Приоритетные открытые рекомендации: Комиссия по ядерному регулированию

GAO-20-286PR

Опубликовано: 10 апреля 2020 г.

Публично опубликовано: 17 апреля 2020 г.

Борьба с ядерным терроризмом: DHS должно устранить ограничения своей программы по обеспечению безопасности ключевых городов

GAO-19-327

Опубликовано: 13 мая 2019 г..

Публичный выпуск: 13 мая 2019 г.

Борьба с ядерным терроризмом: NRC необходимо принять дополнительные меры для обеспечения безопасности радиоактивных материалов высокого риска

GAO-19-468

Опубликовано: 04 апреля 2019 г.

Публично опубликовано: 04 апреля 2019 г.

Физическая ядерная безопасность: CBP необходимо принять меры для обеспечения надлежащего лицензирования импортируемых радиологических материалов

ГАО-18-214

Опубликовано: 10 января 2018 г.

Публично выпущено: 10 января 2018 г.

Портальные мониторы радиации: парк DHS прослужит дольше, чем ожидалось, и будущие приобретения сосредоточены на операционной эффективности

GAO-17-57

Опубликовано: 31 октября 2016 г.

Публично опубликовано: 30 ноября 2016 г.

Ядерная безопасность: NRC усилил контроль над опасными радиоактивными материалами, но уязвимости остались

GAO-16-330

Опубликовано: 01 июля 2016 г.

Публично опубликовано: 15 июля 2016 г.

Борьба с контрабандой ядерных материалов: программа NNSA по обнаружению и сдерживанию решает проблемы, но должна улучшить свой программный план [переиздано 20 июня 2016 г. ]

GAO-16-460

Опубликовано: 17 июня 2016 г.

Публично опубликовано: 20 июня 2016 г.

Борьба с контрабандой ядерных материалов: тайные оценки с учетом рисков и надзор за корректирующими действиями могут укрепить потенциал на границе

GAO-14-826

Опубликовано: 22 сентября 2014 г.

Публично опубликовано: 14 октября 2014 г.

Ядерное нераспространение: необходимы дополнительные действия для повышения безопасности промышленных радиологических источников США

GAO-14-293

Опубликовано: 06 июня 2014 г.

Публично опубликовано: 12 июня 2014 г.

Ядерное нераспространение: необходимы дополнительные действия для повышения безопасности радиологических источников в медицинских учреждениях США

GAO-12-925

Опубликовано: 10 сентября 2012 г.

Публично опубликовано: 10 сентября 2012 г.

Борьба с ядерным терроризмом: действия, необходимые для лучшей подготовки к восстановлению после возможных атак с использованием радиологических или ядерных материалов

GAO-10-204

Опубликовано: 29 января 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *