Разное

Теория личности берна: Трансактный анализ Э. Берна

Структура личности Э.Берна

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Последователем Фрейда был Эрик Леннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Известен, прежде всего, как разработчик транзакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «транзакциях», лежащих в основе межличностных отношений.

Транзакция – единица общения, состоящая из посыла (стимула) и ответа (реакции). Транзакции могут быть как вербальными (словесными), так и невербальные (жесты, взгляды, позы, интонация и т д.).

Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

Проявления «Я-состояний» в поведение человека представлены в таблице 2.

Проявления «Я-состояний» в поведение человека [26].

Таблица 2.

Состояние «Я — Родитель» Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители В функциональной модели различают: критическое состояние «Я – родитель» заботливое состояние «Я – родитель»
Состояние «Я — Взрослый» Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты
Состояние «Я — Ребенок» Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве В функциональной модели различают: приспосабливающееся «Я – ребенок», бунтарское (протестующее) «Я – ребенок», свободное «Я – ребенок».

«Я-состояние Взрослый» – рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние «Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция – урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».

Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители[27].

Основные функции состояния «Я-Родителя»:

1. Продолжение человеческого рода. Это Я-состояние позволяет человеку успешно воспитывать своих детей;

2. Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений. Основные слова Родителя: «надо» и «нельзя».

Родитель может находиться в двух позициях:

1. Критическое состояние «Я- Родитель» — хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков.

2. Заботливое состояние «Я- Родитель» — характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.

Если, к примеру, на вопрос, «Какая погода на улице?» в ответ Вы слышите: «обязательно одень теплый свитер и шарф, и не забудь взять с собой зонт», то Ваш партнер по общению находится в позиции «Я-Родитель». Из состояния «Я-Взрослый» ответ был бы примерно следующий: «Около 15 градусов и, кажется, собирается дождь».

В состоянии «Я – Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу «Если нельзя, но очень хочется, то можно»). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность. Выделяют три позиции состояния «Я-Ребенок»:

1. свободный «Я-Ребенок», которому свойственны очарование и интуиция, спонтанность и креативность. Человек, находящийся в таком состоянии «сияет», глаза горят, он любит мир и себя в этом мире, шкодлив, любит по хулиганить;

2. приспосабливающийся «Я-Ребенок» — беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности». Внешне: глаза опущены, повышенный уровень тревожности, страх неоправдать ожидания;

3. бунтарское (протестующее) состояние «Я-Ребенка», бросающее вызов поведение, негативизм, «Я это делать не буду!» «Вы этого не сделаете», «Ах так, ну ладно…»

В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях ребенок — я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками.

Три Я-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый изображают в виде трех соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость Рис 6.

 


Рис. 6. Взаимосвязь трех «Я-состояний».

 

Родитель располагается вверху, его функция – этическое руководство. Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью. Ребенок отвечает за проявление желаний, капризов, влечений, любознательности, страхов, радости. Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна.

По его теории человек в каждый момент времени находится в одном из трех «Я-состояний». Взаимодействие включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции. Транзакции делят на виды в зависимости от того, от какого и какому «Я-состоянию» они адресованы. Существуют параллельные транзакции. К параллельным транзакциям первого порядка относятся Родитель-Родитель, Взрослый- Взрослый, Ребенок-Ребенок

Параллельные второго порядка: Родитель-Ребенок

 

Рис. 7. Параллельные транзакции.

Но также существует пересекающийся тип транзакции. В них стимул рассчитан на диалог одних «Я-состояний», но реакция поступает от другого и другому «Я-состоянию». Она приводит к прерыванию процесса общения.

 

Рис. 8 Пересекающиеся транзакции.

При параллельных транзакциях диалог продолжается, при пересекающихся — наступает конфликтная ситуация, и диалог прерывается.

Приведем примеры параллельных и пересекающихся транзакций.

 

Параллельные транзакции Пересекающиеся транзакции
Взрослый-Взрослый — Не подскажете, где остановка 43 троллейбуса? — За углом вот этого здания.
Родитель-Родитель — Современную молодежь ничего не интересует — Только и знают, что курить и в компьютерные игры играть Ребенок-Ребенок -А давай перелезем через забор, до ворот далеко. — Отличная идея, давай. Родитель- Ребенок — Убери в своей комнате, — Сейчас, только дочитаю книгу.
В данном диалоге посыл идет от Взрослого к Взрослому, а реакция поступает от Родителя к Ребенку.   — Который сейчас час? — Когда ты уже будешь носить свои часы?

 

Выше приведены наиболее общие и распространенные схемы транзакций. В реальной жизни, в ситуации живого общения, вариативность протекания диалога близка к бесконечности.

Важно помнить, что ни одна из трех позиций не является плохой или хорошей, каждая из них имеет свои функции и является наиболее сильной в той или иной ситуации. Но каждый человек выбирает для себя наиболее приемлемый способ взаимодействия с окружающими и пользуется одной из позиций чаще, чем другими.

А теперь, давайте, выполним Тест: Определение ведущего Я-состояния по теории Э.Берна. И определим, какое «Я-состояние» является ведущим у Вас.

Инструкция: Оцените приведенные ниже высказывания по десятибалльной шкале, если вы совершенно не согласны с высказыванием, ставьте 0 баллов, если полностью согласны – 10, если сомневаетесь – средние значения.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценивать человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила, независимо от обстоятельств.

Ключ:

Подсчитайте отдельно сумму баллов по каждой из позиций:

Я-Ребенок: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

Я-Взрослый: 2, 5, 8 11, 14, 17, 20

Я-Родитель: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

 

Существуют также и другие подходы к пониманию структуры личности. Концепцию динамической структуры личности выдвинул К.К. Платонов. Он предположил, что структура личности – это взаимосвязь четырех сторон личности, ее основных особенностей, разделив их на 2 группы: врожденные (3 и 4) и социально-обусловленные (1 и 2).

К.К. Платонов выделяет:

1. Социально обусловленные особенности. К ним он относит направленность личности, систему ценностей, морально-нравственные качества и т.д.

2. Личный опыт. Сюда включаются знания, умения, навыки, привычки, все то, что было приобретено человеком в течение жизни.

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов. Здесь К.К. Платонов выделяет особенности возбуждения и торможения, индивидуальные способности, возможности и особенности памяти, мышления, внимания и т.д.

4. Биологически обусловленные особенности. Сюда включены особенности темперамента, инстинкты, задатки, способности и т.д.

Все эти 4 составляющие взаимосвязаны и взаимодействовать. Одно без другого не существует. Можно сравнить биологическое и социальное в человеке с домом, где биологическое – это фундамент и пол, а социальное – стены и крыша. Без фундамента дом не будет стоять и быстро разрушится, в свою очередь без стен и крыши самого дома не будет. Человек – есть взаимосвязь биологического и социального.

Одной из наиболее распространенных является модель структуры личности по Ганзену, которая включает в себя:

— темперамент;

— направленность;

— характер;

— способности.

Особенности каждого из перечисленных свойств будут рассмотрены в следующих темах.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 19909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Теория личности э.

Берна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет фундаментальной медицины

Кафедра многопрофильной клинической подготовки

Реферат на тему:

Выполнила: студентка 303 группы ФФМ МГУ

Медведева А.С.

Руководитель: доцент ФФМ МГУ,

к.м.н. Миронов Н.Е.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3-4

Биография ………………………………………………………….4

История открытия трансакционного анализа……………………5-6

Основные положения теории Э.Берна……………………………6-7

Три составляющие личности по Э.Берну………………………..7-9

Место трансакционного анализа в современной психологии…9-10

Зигмунд Фрейд и Эрик Берн……………………………………..10

Заключение ……………………………………………………….11

Используемая литература…………………………………………12

Э. Берн (1910-1970)

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.[5]

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они сталкиваются – это многообразие свойств и их проявлений в личностном поведении. В связи с этим возникает большое многообразие теорий личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.[2]

Цель данной работы заключается в обобщении теории личности выдвинутой Эриком Берном.

Объектом исследования являются труды Э. Берна, написанные им на протяжении большей части творческого пути.[1]

Предметом исследования является собственно теория структуры и развития (индивидуации) личности, его уникальный метод трансакционного анализа.

В качестве метода для исследования использовались:

-научная литература по данной тематике

-изучение основных положений теории личности Э. Берна и его трансакционного анализа

-обобщение полученных сведений и вывод о важности данной теории в психологии и ее актуальность в наши дни [2]

Описание транзактного анализа и игр доктора медицины Эрика Берна

Ниже приводится вводное описание транзактного анализа. Он предназначен для понимания неспециалистом и написан приблизительно с тем же уровнем сложности, который Берн использовал для Games People Play .

Психоанализ до Эрика Берна

Хотя до Эрика Берна существовало множество теорий, пытавшихся объяснить человеческое поведение, наиболее часто цитируемой и известной является работа Зигмунда Фрейда. Фрейд появился в начале 20 века со своими теориями о личности. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов, и все они должны работать вместе, чтобы производить наше сложное поведение. Эти три компонента или аспекта были Ид, Эго и Суперэго . Фрейд считал, что эти три компонента должны быть хорошо сбалансированы, чтобы обеспечить разумное психическое здоровье и стабильность человека. Согласно Фрейду, Ид функционирует в иррациональной и эмоциональной частях разума, Эго функционирует как рациональная часть разума, а Суперэго можно рассматривать как моральную часть разума. , проявление общественных или родительских ценностей.

Но, возможно, самым большим вкладом Фрейда (и тем, который повлиял на Берна) был тот факт, что человеческая личность многогранна. Независимо от классификации или названия, данного той или иной области личности (ид, суперэго и т. д.), у каждого человека есть фракции, которые часто сталкиваются друг с другом. И именно эти столкновения и взаимодействия между этими личностными фракциями проявляются в мыслях, чувствах и поведении человека. Таким образом, согласно теориям Фрейда, поведение человека можно понять, проанализировав и поняв его/ее три фракции. Но в пункте, который будет подчеркнут позже в этой статье, д-р Берн считает, что предложенные Фрейдом структуры являются «концепциями… [а не] феноменологическими реалиями» 9.0027 1

Еще один ученый, чей вклад повлиял на доктора Берна в его разработке трансактного анализа, — это доктор Уайлдер Пенфилд, нейрохирург из Университета Макгилла в Монреале. Эксперименты Пенфилда были сосредоточены на приложении электрических токов к определенным областям мозга. Пенфилд обнаружил, что при воздействии тока на височную долю живых и бодрствующих пациентов он будет стимулировать значимые воспоминания. Кроме того, были раскрыты не только яркие картины прошлого этого человека, но и 9Было обнаружено 0015 чувств и эмоций, связанных с этим событием. Эти пациенты рассказывали эти события, хотя во многих случаях это были события, которые пациенты не могли вспомнить самостоятельно.

Пенфилд проводил эти и подобные эксперименты в течение многих лет. Вот некоторые из ключевых выводов, к которым он пришел и которые впоследствии повлияли на разработку Берном транзактного анализа:

  • Человеческий мозг во многом действует как видеокамера, живо записывая события. Хотя это событие не обязательно может быть сознательно восстановлено владельцем, оно всегда существует в мозгу.

  • И событие , и чувства, испытанные во время этого события , хранятся в мозгу. Событие и чувства связаны друг с другом, и ни одно из них не может быть воспроизведено без другого.

  • Когда человек воспроизводит свои переживания, он или она может воспроизводить их в такой яркой форме, что человек снова испытывает те же самые эмоции, которые он или она испытывал во время реального переживания. Или, как сказал ученик Берна Томас А. Харрис «Я не только помню, что я чувствовал, я чувствую то же самое сейчас» 2

  • Индивидуумы могут существовать в двух состояниях одновременно. Люди, воспроизводящие определенные события, могут испытывать эмоции, связанные с этими событиями, но в то же время они также могут объективно говорить о событиях.

Эти вклады Пенфилда и Фрейда, а также многие другие, были использованы Берном при разработке его теорий транзактного анализа и игр.

Определения транзакций

Прежде чем Берн впервые опубликовал свои теории транзактного анализа, он потратил годы на формулирование основы этого подхода. Ключом к этой методологии была трансакция — фундаментальная единица социального взаимодействия. Берн также определил поглаживание — фундаментальную единицу социального действия (поглаживания более подробно обсуждаются далее в этой статье).

Многие критические замечания в адрес «науки» (или ее отсутствия), стоящей за психотерапией, заключались в том, что не существовало основной единицы для изучения, измерения и классификации. Например, атомная теория Джона Дальтона произвела революцию в изучении химии; без атома как фундаментальной единицы развитие химии как науки шло бы медленно или вообще не шло бы. Выявив и определив транзакцию, Берн предоставил психотерапевтическим наукам «атом», необходимый для проведения строгого анализа.

Хотя Берн определил транзакции задолго до публикации Games People Play , его описание транзакций в Games наиболее понятно:

«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом… рано или поздно один из них заговорит или даст какой-то другой знак, что признает присутствие других. Это называется транзакционным стимулом . Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционный ответ. » 3

Этим определением д-р Берн определил базовую единицу анализа. На простейшем уровне Транзактный анализ — это метод изучения взаимодействия между людьми. Путем определения и стандартизации одного устройства было легко облегчить разработку и продвижение этой теории. Психотерапевты смогли прочитать о теориях Берна и проверить их на своей практике. Доктор Томас Харрис заявил в Я в порядке – Вы в порядке что в трансактном анализе «мы нашли новый язык психологии».

Следует отметить, что этот подход сильно отличался от подхода Фрейда. В то время как Фрейд и большинство других психотерапевтов использовали довольно упрощенный подход, расспрашивая пациента о себе, Берн использовал альтернативный подход к терапии. Берн считал, что терапевт может узнать, в чем проблема, просто наблюдая за тем, что было сообщено (словами, языком тела, выражением лица) во время транзакции. Поэтому вместо того, чтобы напрямую задавать пациенту вопросы, Берн часто наблюдал за пациентом в группе, отмечая все транзакции, которые происходили между пациентом и другими людьми.

Три эго-состояния Берна

В дополнение к анализу взаимодействий между людьми транзактный анализ также включает идентификацию эго-состояний , стоящих за каждой транзакцией. Берн определил состояние эго как «постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения». 4

Как практикующий психиатр в Кармеле, Калифорния, в начале 1950-х годах в Берне лечили сотни пациентов. В ходе лечения он постоянно отмечал, что его пациенты, да и вообще все люди, могут и будут меняться в ходе разговора. Изменения не обязательно будут вербальными — изменения могут включать выражение лица, язык тела, температуру тела и многие другие невербальные сигналы.

На одной из консультационных сессий Берн лечил 35-летнего адвоката. Во время заседания адвокат (мужчина) сказал: «На самом деле я не юрист; Я всего лишь маленький мальчик». Но за пределами офиса доктора Берна этот пациент был успешным, энергичным адвокатом. Позже, на их заседаниях, адвокат часто спрашивал доктора Берна, с кем он разговаривал: «с адвокатом или с маленьким мальчиком». Берн был заинтригован этим, так как он видел, как один человек демонстрирует два «состояния бытия». Берн начал называть эти два состояния «Взрослый» и «Ребенок». Позже Берн определил третье состояние, которое, по-видимому, отражало то, что пациент наблюдал у своих родителей, когда был маленьким. Берн называл это «родителем». Когда Берн затем обратился к другим своим пациентам, он начал замечать, что эти три эго-состояний присутствовали во всех них. Когда Берн убедился в этой теории, он представил ее в статье 1957 года — за год до того, как он опубликовал свою основополагающую статью, посвященную транзакционному анализу.

Берн окончательно определил три эго-состояния как: Родитель, Взрослый и Ребенок . Следует внимательно отметить, что описания этих эго-состояний НЕ обязательно соответствуют их общепринятым определениям, используемым в английском языке.

Прежде чем описывать каждое из трех состояний эго, важно отметить, что они фундаментально отличаются от Эго, Ид и Суперэго Фрейда. Берн описывает это лучше всего, когда он пишет в Transactional Analysis in Psychotherapy:

«Будет продемонстрировано, что Родитель, Взрослый и Ребенок — это не концепции, подобные Суперэго, Эго и Ид, или юнгианские конструкции , а феноменологические реальности. . » 5 Другими словами, эго-состояния Фрейда — это ненаблюдаемые, теоретические состояния; но три эго-состояния Берна могут быть подтверждены наблюдаемым поведением.

Ниже приведены подробные описания трех эго-состояний:

Родитель — Родитель представляет собой огромную коллекцию записей в мозгу внешних событий, пережитых или воспринятых приблизительно в первые пять лет жизни. Поскольку большинство внешних событий, переживаемых ребенком, являются действиями родителя, эго-состояние было названо Родителем. Обратите внимание, что события, воспринимаемые ребенком от лиц, НЕ являющихся родителями (но часто играющих родительские роли), также записываются в Родитель. Когда транзактные аналитики говорят об эго-состоянии Родителя (в отличие от биологического или приемного родителя), оно пишется с большой буквы. То же самое касается двух других состояний (взрослый и ребенок).

Примеры записей в родительском элементе:

  • «Никогда не разговаривай с незнакомцами»

  • «Всегда жуйте с закрытым ртом»

  • «Посмотрите в обе стороны, прежде чем перейти улицу»

Стоит отметить, что при записи этих событий у маленького ребенка нет возможности фильтровать данные; события записываются без вопросов и без анализа. Можно считать, что эти события навязаны ребенку.

Есть и другие данные, переживаемые ребенком, которые не записаны в Родителе. Это записано во Взрослом, который будет вскоре описан.

Ребенок – В отличие от Родителя, Ребенок представляет записи в мозгу внутренних событий, связанных с внешними событиями, которые воспринимает ребенок. Другими словами, в Ребенке хранятся эмоций или чувств , которые сопровождали внешние события. Как и в Родителе, записи в Ребенке происходят от рождения до возраста примерно 5 лет.

Примеры записей в Ребёнке включают:

Взрослый — Взрослый — это последнее эго-состояние. Ближе к году ребенок начинает проявлять крупную двигательную активность. Ребенок узнает, что он или она может контролировать чашку, из которой можно пить, что он или она может схватить игрушку. В социальных условиях ребенок может играть в прятки.

Это начало Взрослого в маленьком ребенке. Данные взрослых вырастают из способности ребенка видеть то, что отличается от того, что он или она наблюдал (Родитель) или чувствовал (Ребенок). Другими словами, Взрослый позволяет молодому человеку оценивать и подтверждать данные Ребенка и Родителя. Берн описывает Взрослого как человека, «в основном занятого преобразованием стимулов в фрагменты информации, а также обработкой и хранением этой информации на основе предыдущего опыта» 9.0027 6 Другими словами, Харрис описывает Взрослого как «компьютер, обрабатывающий данные, который принимает решения после обработки информации из трех источников: Родителя, Ребенка и данных, которые взрослый собрал и собирает» 7

Одной из ключевых функций Adult является проверка данных в родительском элементе. Пример:

«Вау. Это действительно правда, что ручки кастрюль всегда должны быть обращены в печку», — сказала Салли, увидев, как ее брат обжегся, когда схватился за ручку кастрюли, торчащую из печи.

В этом примере Взрослый Салли пришел к выводу, что данные в ее Родителе верны. Ее Родителя учили «всегда поворачивать ручки кастрюль к плите, иначе можно обжечься». И, проанализировав опыт своего брата, ее Взрослый пришел к выводу, что это действительно правильно.

Пытаясь объяснить транзактный анализ более широкой аудитории, д-р Томас Харрис разработал следующее резюме. Хотя это очень хороший инструмент для изучения новичками, имейте в виду, что это чрезвычайно упрощенный подход, который может привести к «отуплению» транзакционного анализа. Резюме таково:

Родитель – обученная концепция
Ребенок – прочувствованная концепция
Взрослый – усвоенная концепция

Более полное понимание эго-состояний Берна можно получить, обратившись к «Игры, в которые люди играют» или «Трансактный анализ в психотерапии» , оба написаны доктором Б. Берн. Информацию об обеих этих книгах можно найти на странице «Библиография».

Анализ транзакций

Когда два человека общаются, один человек инициирует транзакцию с транзакционный стимул (см. выше раздел «Определение транзакций» для определения транзакционного стимула). Человек, на которого направлен стимул, ответит транзакционной реакцией . Простой транзактный анализ включает определение того, какое эго-состояние направило стимул и какое эго-состояние другого человека вызвало реакцию.

По словам доктора Берна, простейших транзакций происходят между эго-состояниями Взрослых. Например, хирург обследует пациента, и на основании данных перед ним/ней его/ее Взрослый решает, что следующим необходимым инструментом будет скальпель. Взрослый хирурга протягивает руку, давая медсестре транзакционный стимул. Взрослый медсестры смотрит на руку и, основываясь на предыдущем опыте, делает вывод, что нужен скальпель. Затем медсестра вкладывает скальпель в руку хирурга.

Но не все транзакции выполняются таким образом. Некоторые трансакции включают состояния эго, отличные от состояния Взрослого.

Структурная схема

Это приводит нас к транзакциям «родитель-ребенок», которые почти так же просты, как транзакции «взрослый-взрослый». Цитируя доктора Берна из Games People Play : «Ребенок в лихорадке просит стакан воды, и заботливая мать приносит его». 8   При этом Ребенок маленького ребенка направляет запрос Родителю своей матери. Родитель матери признает эти раздражители, а затем дает воду ребенку. В этом примере запрос маленького ребенка является стимулом, а родитель, дающий воду, является ответом. Это почти так же просто, как транзакция между взрослыми и взрослыми.

Одним из инструментов, используемых практикующим специалистом по транзакционному анализу, является структурная схема , показанная слева. Структурная диаграмма представляет полную личность любого человека. Он включает в себя эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, все отдельные и отличные друг от друга. Диаграмма была разработана Эриком Берном до Games People Play , когда он разрабатывал свои теории транзактного анализа.

Взаимодействие ребенка с родителем

Трансактные аналитики затем построят диаграмму, показывающую эго-состояния, связанные с конкретной транзакцией. Транзакция справа показывает транзакцию Родитель-Ребенок, при этом эго-состояние Ребенка обеспечивает транзакционный стимул , а Взрослый отвечает транзакционным откликом .

Эта транзакция соответствует приведенному выше примеру Родитель-Ребенок, в котором лихорадочный ребенок просит у своей матери стакан воды.

Пока что две описанные транзакции можно считать дополнительные транзакции . В дополнительной транзакции ответ должен вернуться из эго-состояния получения в эго-состояние отправки. Например, человек может инициировать транзакцию, направленную на одно эго-состояние респондента. Эго-состояние респондента обнаруживает стимулы, а затем это конкретное эго-состояние (имеется в виду эго-состояние, на которое были направлены стимулы) вызывает реакцию. По словам доктора Берна, эти транзакции здоровы и представляют собой нормальные человеческие взаимодействия. Как говорит Берн в Игры, в которые играют люди «связь будет продолжаться до тех пор, пока транзакции будут комплементарными». 9

Перекрестная транзакция

Однако не все транзакции между людьми являются здоровыми или нормальными. В этих случаях транзакция классифицируется как перекрестная транзакция . В перекрестной транзакции эго-состояние, отличное от эго-состояния, которое получило стимулы, является тем, которое отвечает. На диаграмме справа показана типичная перекрестная транзакция. Например:

Взрослый агента: «Вы знаете, где мои запонки?» (обратите внимание, что эти стимулы направлены на Взрослых Респондентов).

Ребенок респондента: «Ты всегда и во всем винишь меня!» 10

Это одна из классических перекрестных транзакций, которые происходят в браке. Вместо того, чтобы Взрослый Респондента ответил: «Я думаю, они на столе», отвечает Ребенок Респондента.

Важно отметить, что при анализе транзакций нужно смотреть дальше что говорится. Согласно д-ру Берну, нужно смотреть на то, как произносятся слова (акценты на определенных словах, изменения тона, громкости и т. д.), как на невербальные знаки, сопровождающие эти слова (язык тела, выражение лица). , и т. д.). Транзакционные аналитики будут обращать внимание на все эти сигналы при анализе транзакции и определении того, какие эго-состояния задействованы.

Важность этих невербальных сигналов можно понять, рассмотрев работу доктора Альберта Мехрабяна. Берн скончался в 1970, до того, как основополагающая работа Меграбяна была опубликована. Но работа Меграбяна количественно доказала важность невербальных сигналов в общении. По словам доктора Мехрабяна, когда человек говорит, слушатель фокусируется на следующих трех типах общения:

  • Фактические слова – 7%

  • Способ произнесения слов (тон, акценты на определенных словах и т. д.) – 38%

  • Выражение лица – 55%

В приведенной выше статистике процентное значение указывает на степень важности, которую слушатель придает этому типу связи. Можно видеть, что выражения лица играют гораздо более важную роль в общении (и, следовательно, в транзакционном анализе), чем фактические слова, которыми обмениваются.

Берн продолжил обсуждение других типов транзакций, но они не будут обсуждаться здесь. Как только будет достигнуто разумное понимание эго-состояний и транзакционного анализа, игры, описанные в разделе 9,0015 Игры, в которые играют люди , можно понять на совершенно новом уровне.

Берн продолжал совершенствовать свои теории помимо игр, в которые играют люди. Классическим продолжением Games является What Do You Say After You Say Hello. Кроме того, после смерти Берна в 1970 г. другие исследователи продолжали развивать транзактный анализ. Некоторые из этих работ можно увидеть в Библиографии.

штрихов

Как было сказано ранее, Берн определил штрихов как «фундаментальную единицу социального действия». 11 Поглаживание — это единица узнавания, когда один человек узнает другого человека вербально или невербально. Берн ввел идею поглаживаний в транзактный анализ, основываясь на работе Рене Шпица, исследователя, проделавшего новаторскую работу в области детского развития. Шпиц заметил, что младенцы, которых не брали на руки — другими словами, не подвергались никаким поглаживаниям, — были более склонны к эмоциональным и физическим трудностям. Этим младенцам не хватало объятий, прикосновений и обращения, которые доставались большинству других младенцев.

Берн использовал наблюдения Шпица за этими младенцами и разработал теории о потребностях взрослых при инсультах. Берн постулировал, что взрослые нуждаются в физическом контакте так же, как и младенцы, но научились заменять физическую стимуляцию другими типами узнавания. Таким образом, в то время как младенец нуждается в объятиях, взрослый жаждет улыбки, подмигивания, жеста руки или другой формы признания. Берн определил термин -голод узнавания как потребность взрослых получать удары.

Берн также рассудил, что любой поглаживание, будь оно положительным или отрицательным, лучше, чем полное отсутствие поглаживаний. Или, как резюмировано в TA Today , «любой поглаживание лучше, чем его полное отсутствие». 12 Например, если вы идете перед своим домом и видите своего соседа, вы, скорее всего, улыбнетесь и скажете «Привет». Ваш сосед, скорее всего, ответит вам «привет». Это пример положительного удара. Ваш сосед тоже может нахмуриться и ничего не сказать. Это пример отрицательного удара. Но в любом случае лучше, чем вообще никакого удара, если ваш сосед вас полностью проигнорировал.

Доктор Клод Штайнер, ученик доктора Берна, опубликовавший множество книг по трансактному анализу, провел новаторскую работу в области инсультов. Он разработал то, что он назвал Stroke Economy .

Ссылки

1 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1961. Стр. 4.

2 Харрис, Томас А. Я в порядке – ты в порядке. HarperCollins Publishers Inc., Нью-Йорк, 1967. Стр. 12.

3 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1964. Стр. 29

4 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 13.

5 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 4.

6 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 15.

7 Харрис, Томас А. Я в порядке – Ты в порядке. Стр. 32.

8 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 29.

9 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 30.

10 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 31.

11 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 15.

12 Стюарт, Ян и Джойнс, Ванн. TA Today: Новое введение в трансактный анализ. Lifespace Publishing, Чапел-Хилл, Северная Каролина. 1987.

Что такое эго-состояния? • Репетитор-консультант

Перейти к содержимому

Стив Риглер

Состояние эго — это то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя , формируя нашу личность в данное время.

Эти состояния мыслят и чувствуют как:

  • Родитель
  • Взрослый
  • Ребенок

Один из наиболее выдающихся аспектов теории личности трансактного анализа (Берн, 1961) — это концепция эго-состояния .

Эрик Берн предположил, что «состояние эго» (1961, стр. 17):

« Феноменологически может быть описано как когерентная система чувств, связанных с данным субъектом, и операционально как набор когерентных моделей поведения; или прагматически, как система чувств, которая мотивирует связанный набор моделей поведения.

Берн разработал транзактный анализ после обучения психоанализу.

Хотя Берн внес большой вклад в теорию эго-состояния, он не ввел термин «эго» или «эго-состояние», поскольку слово « эго » на латыни означает «я» или «я».

Берн построил модель Ид, Эго и Супер-Эго Зигмунда Фрейда (Freud, 1989) и адаптировал концепции эго-состояний постфрейдистского Пола Федерна, которые дополнили идеи Фрейда наблюдаемым поведением.

Основы моделей эго-состояний

Существуют две основные модели эго-состояний:

  • структурная модель
  • функциональная модель (называемая поведенческой моделью в последней версии программы «TA 101»)

Чтобы понять, что такое эго-состояние, обращение к двум базовым моделям помогает объяснить и понять теорию.

Начиная со структурной модели, она использует три сложенных круга и является одной из элементарных единиц трансактного анализа.

Каждое эго-состояние начинается с заглавной буквы, чтобы обозначить разницу между настоящими родителями, взрослыми и детьми, как показано ниже.

Структурная модель эго-состояний

Теория предполагает, что наша личность разделена, но не обязательно в равных пропорциях , на Родительское, Взрослое и Детское эго-состояния .

P арент-эго

Состояние P арент-эго относится к поведению, мыслям и чувствам, которые скопированы, изучены или даже заимствованы у наших родителей, родительских фигур или других значимых людей.

Родительские фигурки/второстепенные лица не обязательно biologica l, но может быть кто-то, обладающий властью, авторитетом или влиянием, который оказал на нас влияние в детстве. Это могут быть учителя, священники или даже киногерои.

Дульт Эго
A

Состояние Дульт Эго A действует здесь и сейчас и рационально обрабатывает то, что мы думаем и чувствуем, что основано на фактах без вмешательства бессознательного загрязнения.

Мы думаем и реагируем адекватно, демонстрируя логичное и последовательное поведение. Проще говоря, это мы есть мы , без этих внешних влияний наших эго-состояний Родителя и Ребенка.

Детское эго
C

Детское эго C — это не когда мы ведем себя по-детски или то, что другие считают детским поведением. Это то, как мы вели себя, думали и чувствовали, проигрывали, как в детстве.

Такое адаптивное поведение может быть незамедлительным и действовать как инстинкт выживания внутри нас, создавая препятствия на пути нашего собственного роста.

Это архаичные воспоминания, которые мы не можем вспомнить на сознательном уровне, но лежат в нашем бессознательном.

Функциональная модель эго-состояний

Функциональная модель показывает, как мы используем то, что есть в структурной модели, и отражает описания составных частей эго-состояний.

Разделение состояний и описание их поведения позволяет более точно наблюдать за поведением.

Родитель разделен на Контролирующий родитель (иногда его еще называют критическим родителем) и Заботливый родитель .

Ребенок делится на Адаптированный Ребенок и Свободный Ребенок .

Контролирующий и Адаптированный находятся слева на диаграмме, а Воспитывающий и Свободный — справа, хотя и не по какой-либо причине, которую я смог установить, за исключением того, что для построения диаграммы нужно куда-то идти.

Поведение, мышление и чувства, которые мы скопировали у наших родителей, например, критика кого-либо, говорят, что я нахожусь в Контролирующем Родителе.

Например, я могу сказать ребенку что-то вроде «Не беги по дороге». В качестве альтернативы, когда я воспроизводю поведение, которое мои родители демонстрировали мне, когда они укладывали меня в постель, когда я болел, заботясь обо мне и заботясь обо мне, говорят, что я нахожусь в Заботливом Родителе.

Приспосабливаясь к требованиям моих родителей или родительских фигур, ведя себя, думая и чувствуя так, как было запечатлено в нас в детстве, говорят, что я нахожусь в Адаптированном Ребенке.

Без родительского давления или требований, и действуя так, как мы хотели, без влияния, например, просто играя или строя замок из песка и теряясь в своем собственном мире, мы, как говорят, находимся в Свободном Ребенке.

С этой теорией теперь становится ясно, что теория поддается наблюдению и расширяет базовую структурную модель.

Скачать бесплатный раздаточный материал

Структурные и функциональные модели эго-состояний