Разное

Темперамент и характер психология: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

7. Понятие о темпераменте и характере, их психологическая характеристика.

Темперамент (соотношение) — это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Гиппократ — основатель учения о темпераменте. Врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — «кровь»), флегматика (от греч. — phlegma — «флегма»), холерика (от греч. chole — «желчь»), и меланхолика (от греч. melas chole — «черная желчь»).

Сангвиник: энергичный, коммуникабельный, открытый, инициативный, уравновешенный.

Сдерживает чувства, острота ума, легко сходится с новыми людьми, гибкость ума, легко переключается с одной работы на другую. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Холерик: Необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Флегматик:Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

Меланхолик: Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

Долгое время в психологии господствовала гуморальная теория темперамента, которая объясняла их особенности различными пропорциями жидкостных веществ:

сангвиник — чел. полнокровный,

флегматик — страдающий избытком лимфы,

холерик — желчный, меланхолик — имеющий в избытке черную желчь.

Наиболее обоснованной является выдвинутая Павловым неврологическая теория темперамента. Она объясняет типы темперамента свойствами нервной системы человека. По мнению Павлова — физиологической основой темперамента является устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющих выделить несколько ее характерных типов. Тип нервной системы представляет собой совокупность трех основных свойств нервных процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Типы нервной системы по Павлову:

1. По силе раздражителей и тормозному пути: — сильный, -слабый;

2. По их уравновешенности: -уравновешенный , -неуравновешен. ;

3. По подвижности: -малоподвижный , -подвижный

Характер — психическое свойство личности, определяет линию поведения человека и выражается в отмщениях к окружающему миру, труду, др. людям и самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых постоянно проявляющихся качеств и черт личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Структура характера определяется динамикой воли, спецификой проявления эмоций.

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили-ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие- от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своём формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Лекция №6 Характер, темперамент для дисциплины ОП.02 Психология

Лекция №6.  Характер, темперамент, способности личности.

 

План:

  1. Понятия «темперамент», «характер», «способности» как свойства личности
  2. Роль темперамента в деятельности

 

Как мы выяснили на предыдущих занятиях, личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические) особенности человека и социальные влияния.

Личность – это, прежде всего, продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства. Корни его составляют конституциональные биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

— Что же такое темперамент?

Темперамент – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей человека, которые определяют общую динамику его психической деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Так, например, один человек склонен к медлительности, другой – к торопливости; одному присуща легкость пробуждения чувств, а другой – хладнокровен. Иными словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности.

Родоначальником учения о темпераменте был древнегреческий ученый, врач Гиппократ (5век до н.э.). Научное объяснение теории темперамента дал И.П. Павлов. (Раскрыть сущность теории темперамента по Гиппократу). В настоящее время вопрос о физиологической основе темперамента продолжает исследоваться учеными. Появляются все новые факты, которые не укладываются в первоначальную схему.

— Какие типы темперамента вам известны?

Холерик – это человек энергичный, инициативный, страстный. Быстрый и порывистый в словах и движениях. В общении вспыльчив и не выдержан. Не умеет ждать. Отличается неустойчивостью настроения. Для него характерны вспышки радости и печали. Способен к агрессии, конфликтен.  Действует всегда смело и решительно, меньше всего думает об опасности. Он все время должен быть занят делом, иначе свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. (Пример)

Сангвиник – это жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый человек. Часто бывает веселым и оптимистичным. Неудачи и неприятности переносит легко. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Общителен, зачастую «душа компании». Однако, ему свойственны легкомысленность, поверхностность. Чувствам не хватает глубины, продолжительности. Мимика богатая, выразительная. Он много обещает, но мало выполняет. Нуждается в постоянном контроле. (Пример)

Флегматик – главной отличительной чертой этого человека является спокойствие, уравновешенность и постоянство. Настроение  ровное и устойчивое. Вид имеет невозмутимый. Мимика и жесты однообразны. Речь и движения замедленны. Они тщательно обдумывают и планируют свои поступки. Не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам. Обладают высокой работоспособностью и хорошей сопротивляемостью продолжительным раздражителям и трудностям. Прочно запоминают все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей, работу. В меру общительны, они избегают пустых разговоров и неделовых контактов. Трудолюбивые, они упорно идут к своей цели, поэтому всегда достигают успеха. Слабое место – это безразличие, сухость, некоторая «толстокожесть», лень.

Меланхолик – это легкоранимый, глубоко чувствительный человек, болезненно реагирующий на все обстоятельства жизни. Он доброжелателен к людям, отзывчив, проявляет максимум сочувствия. Склонен к пониженному настроению. Это тревожный, неуверенный в себе человек, которого легко можно обидеть. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды, зависим. Хорошо чувствует себя только в привычной обстановке. Речь и движения заторможены, голос тихий. Мимика невыразительна. Круг общения ограничен, как правило, одним-двумя друзьями. Способен на сильные и глубокие чувства, хотя вешнее это никак не выражается.  (Пример)

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются крайне редко. Скорее можно говорить о выраженности тех или иных черт, которые проявляются в поведении человека.

Каждый темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим, так как каждый тип темперамента имеет свои достоинства и свои недостатки.

— Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Тип темперамента полезно учитывать там, где работа предъявляет особые требования к динамической характеристике психической деятельности.

Приведите пример. (Пример)

Академик И.П. Павлов, изучив физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, уравновешенности и подвижности.

Остановимся на характеристике этих свойств нервной системы.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (показатель работоспособности)

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность есть преобладание одного из процессов).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (если смена происходит замедленно, то это – это инертность).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов и выделил 4 типа высшей нервной деятельности:

‒        «безудержный» — сильный, подвижный, неуравновешенный. (Какому типу темперамента соответствует?)

‒         «живой» — сильный, подвижный, уравновешенный.

‒         «спокойный» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (сильный, уравновешенный, инертный)

‒         «слабый» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (слабый, неуравновешенный, инертный)

Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности как интроверсия-экстраверсия, эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

Показатель «интроверсия-экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов – экстраверсия; либо на субъективный мир – интроверсия.

Принято считать, что экстраверты – это люди общительные, стремящиеся быть среди людей; импульсивные и энергичные. Им свойственны гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Они способны на рискованные поступки, вспыльчивы, склонны к агрессии.

Интровертам присущи необщительность, «уход в себя», богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Эти люди высоко ценят нравственные нормы, предпочитают книги общению.

Показатель «стабильность-нестабильность» характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. На одном полюсе находятся люди с высокой эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптивностью; а на другом – люди нервозные, неустойчивые, плохо адаптированные.

— Используя тест Айзенка, мы способны будем определить преобладающий тип темперамента у каждого присутствующего здесь. Этим мы займемся на практическом занятии.

3. – Следующей важнейшей личностной составляющей является характер.

 — Что такое характер, по-вашему?

 

У каждого человека три характера: тот,

который ему приписывают; тот, который

он сам себе приписывает; и наконец, тот,

который есть в действительности.

В. Гюго.

 

Характер – это совокупность психических свойств личности, которые выражают его отношение к миру и к самому себе, сложившихся под влиянием жизненных условий и социального окружения; и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер определяет типичные для индивида способы поведения.

Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер определяется, прежде всего, воспитанием и самовоспитанием. Если темперамент не может быть ни плохим, ни хорошим; то характер может. Так, например, мы говорим: «сильный характер», «тяжелый характер», «плохой характер» и т.д.

Все черты характера (их более 1,5 тыс.) можно разделить на четыре группы, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности.

1.      Черты характера, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям. – Приведите пример таких качеств (заботливость, грубость, непринужденность, вежливость и т. д.)

2.      Черты характера, в которых проявляется отношение к труду и результатам деятельности. – Приведите пример таких качеств (аккуратность, бережливость, лень, трудолюбие и т.д.)

3.      Черты характера, выражающие отношение к самому себе. – Приведите пример таких качеств (самокритичность, уважение, мнительность, самодовольство и т.д.)

4.      Четвертую группу составляют волевые черты личности. – Какие вы знаете волевые черты? К ним относятся целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность и т.д.

Характер развивается постепенно и на ранних этапах жизни – под воздействием воспитания в семье, помимо сознания и воли растущего человека. Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы. Только в школьном возрасте происходит осознание сложившихся отношений и привычного способа поведения, образуются новые привычки, из которых вырастают черты характера. Особое значение в формировании характера имеет труд. Именно в труде формируются наряду с волевыми чертами (такими как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность ), нравственные достоинства личности – честность, гуманизм, чувство собственного достоинства и другие.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт (общительность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и другие), которые служат многообразным интересам человека и достижению наивысших результатов в избранном виде деятельности. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации (самовыражения в самой жизни). Этот путь развития направлен на:

— Актуальное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

— Способность к глубокому пониманию жизни;

— Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

— Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. В нашей стране получила широкое распространение классификация характера Личко А.Е.

 Эта типология содержит 11 типов акцентуаций. Это неустойчивый тип, конформный, шизоидный, истероидный, астенический, эпилептоидный, сенситивный, психоастенический, гипертимный, циклоидный и лабильный

— Подробнее с данной типологией вы познакомитесь самостоятельно. В тетради по внеаудиторным работам запишите характеристики всех 12 типов акцентуаций. Вы должны иметь представление об отличительных признаках различных типов акцентуаций.

В медицинской практике и в своем окружении мы можем встретить людей с такими особенностями характера, которые относят к болезненным, патологическим. Болезненные изменения характера носят название психопатий. Согласно критериям разработанным русским психиатром П.Б. Ганнушкиным (1933) психопатический склад личности считается врожденным, стойким свойством индивидуума, которое в процессе жизни может усиливаться или развиваться в определенном направлении.

— Подробнее об этом вы будете говорить в курсе психиатрии.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит правильно построить отношения с ними, провести беседу, примерно определить характер ВКБ. Медработнику необходимо учитывать все особенности личности  и тип темперамента пациента в процессе общения и выполнения манипуляций. Знание особенностей своего темперамента и характера, позволит медработнику проводить необходимую и своевременную коррекцию своего поведения в процессе работы с пациентом и в отношениях с коллегами.

К психологическим особенностям, отличающим одного человека от другого, относят также  способности.

— Что же такое способности? Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим? Кого мы называем способным? Как узнать, есть способности или нет?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Способности, также как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Однако, если характер проявляется во всех сферах жизни, то способности лишь в какой-то конкретной области.

Н.А. Добролюбов говорил: «Нет людей неспособных, есть люди неуместные».

— Как вы понимаете это выражение? Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности?

Способности нельзя отождествлять с конкретными знаниями, умениями, общим уровнем развития. Нельзя, например, назвать способностями высокий рост баскетболиста или осведомленность об истории развития шахмат у шахматиста. Именно поэтому, в свое время, Н.В. Гоголь был признан неспособным к изучению русского языка. А великому русскому живописцу Сурикову В.М. было запрещено «за такие рисунки даже ходить» мимо Академии Художеств.

Зато умение быстро усваивать новые движения, позы, координировать свои движения; умение быстро запоминать и долго сохранять в памяти информацию – это уже способности. Т.е., если человек выполняет какую-то работу, при этом она дается ему относительно легко и получается хорошо, то можно предполагать наличие у него способностей к этой работе.

— Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности? (Притча)

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:

— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл также и получивший два таланта и сказал:

— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл и получивший один талант и сказал:

— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Господин же его сказал ему в ответ:

— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Слово «Талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

В основе способностей лежат задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это, например, свойства ВНД, свойства нервных процессов и тип ВНД, свойства, определяющие быстроту и точность движений, скорость реакций и т.д.

— Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Можно прожить всю жизнь и так и не узнать, к чему у тебя есть способности.

Принято различать общие и специальные способности.

Общие – это интеллектуальные свойства личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность в овладении знаниями. Они проявляются, в первую очередь, в процессе обучения. Это склонность к труду, работоспособность, устойчивость чувств и воли, умственные способности – логичность, широта, глубина, гибкость ума.

Специальные – это такие свойства личности, которые помогают достичь высоких результатов в различных областях какой-либо деятельности (спортивные, музыкальные, литературные, технические и т.д.)

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает одаренностью.

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда.

Высокий уровень развития специальных способностей называется талантом. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью решений.

 Высший уровень развития способностей (высшая степень творческих проявлений личности) – это гениальность. Творческие и научные достижения гениального человека влияют как на жизнь общества, в котором он живет, так и на эпоху в целом.

— Приведите из истории примеры великих, гениальных людей.

 

Рефлексия:

Что такое темперамент?

Какие типы темперамента вам известны?

Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Что такое характер?

Что же такое способности?

Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим?

Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

 

Домашнее задание

Учебник  «Психология для средних медицинских учреждений» Полянцевой О. И., стр. 88-92 конспект; выписать в рабочую тетрадь акцентуации характера по А.Е. Личко (по материалам электронной презентации)

Характер и темперамент

Разделы

Темперамент против личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Девять черт темперамента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Четыре темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308  
     Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
     Девять и Четыре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Четыре темперамента и Большая пятерка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
От темперамента к характеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321  
     Психология как самопомощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322

     «Фундаментальное различие, которое мы провели в предыдущей главе между характером и личностью, в равной степени применимо и к темпераменту. Как и личность, темперамент относится к врожденным, биологически детерминированным предрасположенностям, тогда как характер относится к диспозиционным чертам, приобретенным в результате привычных, произвольных действий. Это означает, что, как и в случае с личностью, мы не несем ответственности за свой темперамент и, следовательно, не можем нести за него моральную ответственность. Следовательно, несмотря на то, что его отождествляют с характером в Большой Книге и 12 и 12, он не может быть надлежащим предметом нашей моральной инвентаризации в Шаге 4. 

     Тем не менее, темперамент стоит нашего внимания, когда мы работаем над этим Шагом. По тем же причинам, которые мы приводили в отношении личности, ее необходимо учитывать при проведении инвентаризации. Хотя обычно темперамент рассматривается как компонент личности в широком смысле, темперамент представляет собой отдельное понятие, и хотя, как и в случае с личностными чертами Большой пятерки, он также взаимодействует с характером, но делает это разными способами. Следовательно, понимание того, что такое темперамент и как происходит это взаимодействие, может повысить точность и полезность нашей личной оценки. Это то, что мы предлагаем изучить здесь.

Темперамент и личность

     Мы снова начнем со стандартного словарного определения нашего предмета. Согласно этому, темперамент относится к: А. Характерному образу мышления, поведения или реакции конкретного человека: нервному темпераменту; Б. Согласно средневековой физиологии, физические и психические характеристики, отличающие человека, определяются относительным соотношением четырех дош. 1 Рассмотрим каждое из этих определений по очереди, начиная с первого, отражающего текущее понимание понятия. Затем мы перейдем ко второму, который относится к первоначальному пониманию четырех темпераментов.

     Обратите внимание, что определение А вводит новый элемент, отсутствующий в определении личности, данном в предыдущей главе. Это идея «реакции». Это сопровождается примером, говорящим о том, что у некоторых людей темперамент может проявляться в «нервном» расположении, как в «нервном темпераменте». Стандартные синонимы слова «нервный»: тревожный, взволнованный, раздражительный, нервный, панический, напряженный и беспокойный; стандартные антонимы, спокойный и расслабленный. В отличие от широкого спектра индивидуальных различий, которые Большая пятерка отождествляет с личностью, темперамент описывает более узкий диапазон различий, более конкретно связанных с предрасположенностями реактивного и аффективного характера. Этот акцент подтверждается дополнительным определением нашего словаря психологии, в котором темперамент рассматривается как один из аспектов личности, отличающийся склонностью к определенным моделям смены настроения, эмоциональных реакций и уровней чувствительности, возникающих в результате стимуляции.

     Словарь делает связанное наблюдение, которое дополнительно помогает определить отличительные черты темперамента как составной части личности. Это тенденция рассматривать темперамент как генетическую предрасположенность из-за наблюдаемых различий среди новорожденных, особенно в отношении определенных раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие движения, прикосновения и физический контакт.

     Эта тенденция отражает тот факт, что исторически исследования темперамента были сосредоточены в первую очередь на самых ранних наблюдаемых различиях, которые наблюдаются у новорожденных. Напротив, исследования личности сосредоточены на различиях, которые проявляются в более позднем возрасте (как в случае с B5). Как они связаны, остается открытым вопросом. Согласно одной широко распространенной точке зрения, темперамент считается врожденной формой человеческой природы, а личность — формирующейся формой, причем последняя развивается в последующем взаимодействии темперамента с окружающей средой. Как сказал один сторонник этой точки зрения, темперамент — это продукт наших генетических способностей. Она как влияет, так и находится под влиянием жизненного опыта каждого отдельного человека, и одним из ее результатов является взрослая личность.

     В этой схеме темперамент первичен, личность вторична, одна фундаментальна, другая производна. Однако то, что именно представляет собой окружающая среда и что является генетическим, является предметом споров. Во-первых, влияние окружающей среды может быть очень тонким (например, разные способы взаимодействия матери со своими младенцами мужского и женского пола). С другой стороны, они могут начаться в утробе матери (например, в связи с диетой матери и другим образом жизни). Из последнего следует, что признаки могут быть врожденными и унаследованными, но не обязательно генетическими.

     Поскольку окружающая среда, тем не менее, значительно более ограничена в неонатальном и раннем детстве, чем в более позднем возрасте, ее влияние на темперамент пропорционально более ограничено. Действительно, в отличие от многочисленных типов влияния среды на личность, о которых мы говорили ранее (семейных, социальных, экономических, культурных), в темпераменте среда состоит в основном из сенсорной стимуляции, и то, что определяет ее, — это главным образом аффективная реакция ребенка на нее. Это наводит на мысль о дополнительном различии, а именно о том, что темперамент играет в поведении скорее формирующую функцию, а личность — интегративную.

. . .

От темперамента к характеру

     Мы достаточно подробно обсудили темперамент и личность. Причины, которые мы привели для этого, нуждаются в повторении. Во-первых, как мы сказали, это рассеять любое недопонимание, которое может возникнуть из-за того, что Большая Книга и 12 и 12 объединяют эти две концепции с концепцией характера, которая явно является предполагаемой темой Шага 4. Как мы показали, пытливый и бесстрашный моральная инвентаризация не является оценкой нашего темперамента или нашей личности, поскольку, по их собственному мнению, это не моральные понятия и как таковые не поддаются специфически нравственной оценке нашей личности, наших эмоций и наших поступков.

     Вторая причина состоит в том, чтобы прояснить любую путаницу, которая может возникнуть из-за нашего воздействия темперамента и личности в качестве альтернативных объяснений паттернов человеческого поведения и эмоций, для изучения которых предназначена наша инвентаризация. Отличительные черты темперамента и личности не эквивалентны чертам характера, даже если для их описания иногда используются сходные или идентичные термины. Первые являются продуктами природы и воспитания, вторые — по выбору.

     Третья причина состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на то, что мы отличаемся от характера и не являемся надлежащим предметом нашей инвентаризации, в этой инвентаризации необходимо принимать во внимание наш темперамент и личность. Они являются основой, на которой строится наш характер, соразмерно облегчая или усложняя практику порока или добродетели, поступая правильно или неправильно, хорошо или плохо. Как показывает наше обсуждение некоторых из их отличительных черт, знание нашего индивидуального темперамента и личности может помочь нам лучше понять наши врожденные сильные и слабые стороны, их связь с дефектами нашего характера и их роль в исправлении этих дефектов. Это не требует, чтобы мы подписывались на какую-то конкретную таксономию или модель. Нам нужно только определить те черты, которые, кажется, описывают наши собственные естественные склонности в той или иной степени. Таблицы в этой и предыдущей главах содержат несколько списков, которые могут помочь нам в этом.

     Знание нашего темперамента и личностных качеств было бы бессмысленным академическим упражнением, если бы мы не могли применять его на практике, чтобы развивать те черты, которые способствуют нашему благополучию, и смягчать те, которые не способствуют нашему благополучию. Это, как мы утверждали, является фатальным недостатком личности как существенно редуктивного, биологически детерминированного понятия. То же самое и с темпераментом, который понимается аналогичным образом. Описательные модели, построенные на их основе, дают нам только информацию. Они не говорят нам, как мы можем использовать эту информацию, чтобы измениться. Они не могут, учитывая, что они морально нейтральны и, следовательно, агностичны в вопросах того, что составляет хорошую и счастливую жизнь, какими людьми мы должны быть, чтобы достичь ее, и как мы можем стать такими людьми. Это, конечно, центральные вопросы, к которым обращаются концепции характера и добродетели. Это центральные вопросы Шага 4 и остальных Шагов, а также лежащие в их основе духовные и моральные принципы.

. . .

     При комплексном рассмотрении трех понятий, которые мы разработали в этой и предыдущей главах, темперамент, личность и характер представляют на самом базовом уровне три типа диспозиций, которые последовательно побуждают человека видеть, заботиться, думать, чувствовать, и действовать определенными установленными способами. То, с чем мы рождаемся, составляет наш темперамент, то, что впоследствии формируется на ранних стадиях нашего развития, формирует нашу личность, а то, что впоследствии формируется в результате морального выбора, который мы делаем на более поздних стадиях, создает наш характер. На этот выбор могут в разной степени влиять два других вида диспозиций, но они не обязательно определяются ими.

. . .

     Но проводя тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию, мы не исследуем и не пытаемся изменить свой темперамент или свою личность. Мы изучаем и пытаемся изменить свой характер, глубоко укоренившиеся моральные привычки, которые управляли нашими действиями и нашими эмоциями и которые принесли так много вреда нам и многим другим. Мы начинаем процесс, целью которого является духовное и нравственное преображение, которое продлится до конца нашего выздоровления и, по милости Божьей, изменит нашу жизнь и жизнь других к лучшему».0014

— Из Части III: Дефекты характера, Глава 15: Характер и темперамент, стр. 305–306, 321–322, 327, 328

Для получения дополнительных выдержек из PTP4 нажмите на ссылку.

символов против. Личность: в чем разница?

Ваш характер и личность делают вас уникальной личностью, но они не обязательно являются одним и тем же аспектом Самости.

Ваша личность представляет, кто вы есть. Это всеохватывающая совокупность ваших унаследованных черт, природных наклонностей и убеждений, которые делают вас вы .

Когда кто-то использует слово «персонаж», вы можете предположить, что он имеет в виду личность, но это не всегда так.

Итак, чем характер отличается от личности, и что больше влияет на ваше общее самочувствие?

В мире психологии, когда вы думаете о своем Я, ваша личность — это все. Это «вы» сверху донизу: все поведение, интересы, мысли, убеждения, опыт и черты, которые делают вас уникальными в этом мире.

Большинство современных моделей личности сходятся во мнении, что основой вашей личности является ваша биология. Ваш опыт и окружающая среда помогают вам развивать другие аспекты вашей личности с этого момента.

Другими словами, вы не рождаетесь с определенным характером. Это постоянно меняется и адаптируется, особенно в течение первых двух десятилетий жизни. После этого изменения менее вероятны или не столь значительны.

Но если вы не рождаетесь со своей личностью, как развиваются ваше поведение и реакции в младенчестве?

Современная теория личности предполагает, что личность начинается с врожденного темперамента. Со временем вы развиваете свой характер, участвуя в повседневных делах, и именно так развивается ваша личность.

Характер и темперамент сочетаются и формируют черты вашей личности, но это еще не все.

Рассмотрим эти понятия более подробно:

Темперамент

Считается, что ваш темперамент является основной основой личности, и считается, что он присутствует при рождении. Это те аспекты вашей личности, с которыми вы родились.

Другими словами, это то, чем вы вооружены на основе вашей биологии, а не вашего опыта.

Темперамент относится к вашей предрасположенности и склонности к определенному поведению и определенным реакциям на окружающую среду. Например:

  • общий уровень энергии
  • адаптация к изменениям
  • любопытство
  • торможение
  • эмоциональная отзывчивость
  • поведение
  • настроение
  • 9011 2

    Характер

    Как часть вашей личности, характер представляет ваши этические, моральные и социальные установки и убеждения.

    Характер может быть более очевидным в определенных ситуациях, когда вы применяете свои основные убеждения к сложившимся обстоятельствам.

    Например, если вы верите в социальную справедливость, ваш персонаж может выйти вперед, когда вы станете свидетелем того, что считаете несправедливостью. Это может подтолкнуть вас к действию.

    Неясно, когда ваш персонаж начинает развиваться и происходит ли это развитие поэтапно.

    Некоторые эксперты предполагают, что характер развивается, как только вы сталкиваетесь с проблемами окружающей среды.

    Природа этих проблем — если они непредсказуемы, суровы или защищены — может предсказать определенные черты характера во взрослой жизни.

    Некоторые примеры черт характера включают:

    • честность
    • лояльность
    • щедрость
    • честолюбие
    • честность

    личность

    9 0006 Личность сложнее соединения темперамента и характера. Он также включает в себя мыслительные и поведенческие модели, которые проявляются в каждой жизненной ситуации.

    Ваш выбор друзей и музыки, то, как вы ведете себя на рабочих встречах по сравнению с общественными собраниями, или предпочитаете ли вы обед ужину, — все это аспекты вашей личности.

    То, как вы ведете себя со своим персонажем, также зависит от вашей индивидуальности.

    Например, вы можете верить в социальную справедливость, и ваше стремление действовать справедливо является частью вашего характера. Но в зависимости от вашей личности, вы можете действовать в соответствии с этим убеждением, незаметно жертвуя на социальные кампании или выходя на сцену и выступая перед массами.

    Некоторые примеры черт личности включают:

    • экстраверсию
    • невротизм
    • дотошность
    • общительность
    • независимость

    Характер как аспект личности . Это может влиять на основные сферы жизни, такие как работа, социальные круги, активность и преступность. Это может определить многие из ваших жизненных решений.

    Это также может быть важно для определения результатов личных целей и отношений.

    Характер можно рассматривать как вашу сущность, а вашу личность — как вы выражаете эту сущность. В этом смысле они взаимозависимы.

    Исследования показывают, что личность, особенно определенные черты темперамента, могут иметь решающее значение для психического и физического благополучия.

    Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что люди с основной чертой характера — добросовестностью — с большей вероятностью будут иметь лучшее физическое здоровье в возрасте 38 лет, чем люди без этой черты характера.

    Популяционное исследование, проведенное в Швеции в 2017 году, показало, что высокие показатели невротизма личности связаны с повышенным риском смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

    Было показано, что диспозиционный оптимизм положительно влияет на психическое здоровье в поперечном исследовании 2020 года с участием подростков, тогда как невротизм был связан с неблагоприятными последствиями для психического здоровья в том же исследовании.

    В этом смысле ваши личностные качества могут оказывать более сильное влияние на ваше общее состояние здоровья, но характер может влиять на ваши повседневные и важные жизненные решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *