Разное

Сущность социализации личности: 27. Понятие и сущность социализации.

Сущность социализации и ее стадии. Стадии социализации личности.

В современном обществе человек не может существовать сам по себе: о какой бы культуре, стране или иной форме организации общества ни шла речь, каждый индивидуум является частью этого общества. Более того, взаимодействие с другими членами общества необходимо человеку для его полноценного функционирования как состоявшейся личности и для того, чтобы каждая из этих отдельных личностей, друг друга дополняя, создавала социум. Однако каждая личность сама по себе – уникальна. Неслучайно великий мыслитель Древней Греции Аристотель писал, что «Город – это единство непохожих». И каждая личность планомерно и последовательно входит в общество, органически переплетаясь с ним и становясь ее частью. Подобный процесс начинается в раннем детстве и продолжается практически на всем протяжении жизни человека. Сейчас мы постараемся всесторонне разобрать сущность социализации и ее стадии.

Данный процесс взаимодействия личности с другими членами общества называется социализацией. Однако социализация не происходит спонтанно, и в научной литературе на сегодняшний день отсутствует четкое видение последовательности этапов социализации личности.

Данное явление, являясь предметом педагогической науки, в то же время является предметом междисциплинарных связей, например, педагогики с психологией, теорией и методикой обучения и воспитания, физиологией, нейрофизиологией и медициной. Например, ученые-медики вполне обоснованно считают, что остановка социализации личности на каком-то определенном этапе жизненного пути человека является проявлением заболевания и может крайне негативно сказаться и на психике человека, и на его способности быть полноценной частью социума.

Сущность социализации и ее стадии впервые стали предметом изучения американских социологов (в частности, в работах Т. Парсонса, Р. Мертон). Последователи данной школы понимают процесс социализации личности через адаптацию, или приспособление к существующим жизненным обстоятельствам, характеру социальной среды и окружения и задачам, которые возлагаются на человека обществом.

Представители другой школы, одним из ярких представителей которой является К. Роджерс, напротив, полагали, что сущность социализации личности заключается в  формировании «Я-концепции», самореализации творческих способностей и духовных потребностей, которые не только не приспособляются к существующим общественным тенденциям, но и, напротив, иной раз противостоят им. По мнению представителей данной школы, речь идет о противостоянии, прежде всего, негативным и деструктивным явлениям того социума, в котором находится человек.

Подобные подходы во многом разделяются и отечественными педагогами, которые, в частности, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин считают, что социализация личности есть непрерывный процесс, который подчинен ряду закономерностей. Однако для того, чтобы понять, каким образом проходит социализация личности в продолжении жизненного пути человека, необходимо выделать основные стадии социализации.

Стадии социализации личности

Отечественная педагогическая наука вполне справедливо полагает, что социализация личности и ее стадии тесно связаны с трудовой деятельностью человека, поскольку именно она во многом определяется природными склонностями, воспитанием, выбранной специальностью и формирует весь дальнейший жизненный уклад.

Так, современными учеными выделяются следующие основные стадии социализации личности.

  • Дотрудовая, которая включает часть жизни человека до начала трудовой деятельности. Сюда же в большинстве случаев следует отнести детство и период обучения в школе, а также профессиональное образование на его начальных этапах.
  • Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека.
  • Послетрудовая – это стадия социализации человека, которая наступает по окончании его трудовой деятельности. Здесь следует оговориться, что, во-первых, не обязательно идет именно о выходе на пенсию, это может быть невозможность осуществления ранее доступной трудовой деятельности по ряду объективных причин, например, утраты ценности полученных специальностей и профессионального опыта на рынке труда. Или же это может быть связано с имеющими место серьезными заболеваниями, лишающими человека возможности продолжения трудовой деятельности. В данном случае государством применяется такая форма социальной защиты, как оформление инвалидности. Но, опять же, ни оформление инвалидности, ни выход на пенсию по старости, ни даже сам факт старения человека вовсе не означает регресса социализации его личности. Напротив, в данной стадии возможно появление новых увлечений, видов деятельности, ранее недоступных, в том числе и творческих, увеличение роли и позиции межличностной коммуникации в жизни человека. Неслучайно за рубежом, в частности, в Германии, широкое распространение получили так называемые народные школы, где формируются группы для пожилых людей, участвуя в которых, они овладевают, например, кулинарным мастерством, изобразительным искусством, изготовлением предметов одежды. Также в Западной Европе и США широко распространено увлечение путешествиями среди пожилых людей. Это во многом объясняется тем, что они ранее не всегда имели такую возможность в силу своей трудовой занятости.
    И эта форма проведения свободного времени также способствует успешной социализации личности.

Историческая сущность социализации студентов. Cтатья первая

 

Предпринята попытка рассмотреть концепцию, подходы, определения, типы, основные направления и особенности исторической социализации в постсоветский период. Раскрыта проблема актуализации исторических знаний, исторической социализации в современной России. Особое внимание уделено роли и месту исторического компонента ВПО в профессиональном, духовном, социальном и гражданском формировании специалистов.

Ключевые слова: историческая социализация, идентификация личности, общественное самосознание, актуализация исторических знаний, функции исторических знаний, исторический компонент ВПО.

 

Концепция исторической социализации

Исторические представления о национальных традициях, консолидации, величии, суверенитете нации, социально-экономической, социально-политической и социокультурной истории России определяют общественное бытие индивида, его историческую социализацию. Вместе с тем историческая социализация личности — это и ее адаптация к общественному бытию. Она обусловлена сопряжением с общественным бытием личностных исторических представлений.

«История развития страны всегда сказывается непосредственно в каждом из нас, — как считают психологи и психотерапевты, — болезнью истории», «социально-психологической наследственностью» того, «как чувствовали и мыслили наши предки». Основатель аналитической психологии К.Г. Юнг утверждал, что фундамент духовной жизни составляет наследуемый опыт предшествующих поколений, образованный совокупностью архетипов.

Архетип — самая глубинная часть основы локальной цивилизации и цивилизационной логики истории, которая коренится в основах человеческой психики — в коллективном бессознательном. Это самый глубокий уровень личностной идентификации — идентификации с той общностью, с которой личность себя отождествляет. Это — своеобразная «вторая психическая система», имеющая коллективную, универсальную и безличностную природу, идентичную у всех индивидов.

Коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется. Оно состоит из предшествующих форм, архетипов, которые лишь вторичным образом становятся познаваемыми и которые придают определенную форму содержанию психики [1]. Иными словами, архетип присутствует в личности лишь в той связи и мере, в какой она принадлежит конкретной общности людей (в частности и прежде всего, этнокультурной), ассоциирует себя с ней [2].

Концепция исторической социализации личности базируется на выделении процесса усвоения и добровольного принятия индивидами и их группами традиционных ценностей, базовых архетипов, идеологем (цивилизационной, геополитической, исторической, национальной, социальной, культурной и духовной) идентичности России и норм культуры, присущих обществу и позволяющих эффективно выполнять общественные и государственные роли и функции. Тем самым обеспечивается сохранение самого общества, государства, России как локальной цивилизации на основе механизма трансляции указанных идеалов и ценностей от поколения к поколению.

 

Модели исторической социализации

Процесс исторической социализации отражает содержание нескольких его трактовок, подходов и определений.

Одна из трактовок, разработанная З. Фрейдом, состоит в понимании социализации как процесса развития личностного контроля за обузданием разрушительных биологических инстинктов и побуждений, чтобы избежать страха и нервозности от контроля общества за личностью. Изучение истории активно содействует этому, формируя вторую, социокультурную природу человека как существа общественного.

Модель социализации как результата межличностного общения основана на теории символического интерактивизма Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида, согласно которой личность формирует свое «Я» в результате многообразных взаимодействий людей с окружающим миром (интеракцией). В процессе взаимодействия люди реагируют на те значения, которые приписывают воздействующим на них стимулам (а не самим стимулам), поэтому особое значение приобретает интерпретация мыслей и чувств других людей. Последняя, как правило, наглядна и поучительна при изучении истории. При этом эффект сконцентрированного в историческом опыте группового влияния на личность позволяет выявить значение социальных установок для социализации, социальной зрелости индивида с достижением комфортности с существующей социальной системой, т.е. добровольным подчинением личности ее установкам и целям.

Модель социализации как ролевой тренировки. Теоретической основой подобного понимания явился структурный функционализм Т. Парсонса. Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря социальным ролям, постигаемым из истории, которые он усваивает как ожидаемое от него поведение, соответствующее ролевым предписаниям уроков истории. Такая социализация включает индивида в социальную систему через ролевое научение, влияющее на постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения.

С позиции бихевиоризма социализация рассматривается как социальное научение. В поведенческих терминах эта модель описывается как процесс постоянной модификации человеческого поведения с помощью поощрений и наказаний. Бихевиористская формула «стимул — реакция» исходит из того, что люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они когда-то вознаграждались в форме похвалы, восхищения, внимания и др. Очевидно, на поведение людей влияют и наглядные примеры из жизни героев истории.

При современном состоянии российского общества в нем присутствуют различные типы исторической социализации: плюралистический, конфликтный и гегемонистский (предполагающий вхождение человека в жизнь общества исключительно на ценностях какого-либо класса, религии или идеологии). Их выделение определяется наиболее характерными образцами, стандартами взаимодействия индивида, общества и государства, в результате которого осуществляется преемственность развития, передача ценностей от одного поколения к другому.

Характер взаимодействия общества, государства и индивида основан на диалоге, консенсусе и / или конфликте между ними. Это обусловлено типом культуры, доминирующей в обществе, ее неоднородностью и существованием различных субкультур внутри нее.

 

Историческая социализация в постсоветский период

Особенности исторической социализации в современной России определяет такое состояние общества, когда:

¨ в «перестройке» власть использовала против своего общества «постмодернистский разгром идеального как такового, в результате чего общество перестало откликаться на культуру как решающий макросоциальный регулятор. Культура в качестве таковой уничтожена «элитой 12 июня», которая и сегодня играет большую роль не только в работе СМИ. Во властных структурах приняты инструкции, не обязывающие их отвечать на критику в СМИ. Но осталось историческое наследие созданной народом в XIX—XX вв. уникальной культуроцентрической регулятивности как фактор будущего. Осталась весть миру о хранимой в ядре нашей цивилизации, укорененности в исторических и метафизических генах слова (имени) как нашем «особом пути», о возможности осуществления культуроцентричного общества, о нашей исторически неопровержимой способности его создавать [3];

¨ сохраняется регулятивность в отдельных социальных нишах, малых группах, на микроуровне. Но без макросоциальной регулятивности гражданское общество не может существовать: на то оно и гражданское, что должно что-то противопоставлять власти. В основе такой регулятивности, как мы понимаем, лежит «ощущение некой идентичности, связанной с базовыми ценностями, которые коренятся в культуре». Происходят усвоение личностью «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности, определяющий степень ее включения в систему социальных отношений, формирование личностной и гражданской позиции в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью;

¨ «особое значение получают регуляторы антисистемные», коррумпированная бюрократия, криминалитет;

¨ примененный против СССР постмодернистский разгром «идеального как такового» с характерным для него отрывом слова (имени) от реальности превращает слово (имя) в «симулякр» (постмодернистский термин, означающий, что форма освободилась от содержания и начала его истреблять) [4];

¨ новой господствующей элитой общества гедонизм признается высшим благом жизни, а человек представляется как «вещь вожделяющая». В посмодернизме (Делез, Гватари и др.) существуют уже не личности, а «органы безумного социального тела». В постмодернистском отрицании авторитетов, иерархий, обобщений, социальности, морали, общественных идеалов речь идет о далекоидущей затее разрушения наций, морали, дискредитации развития, воспевании прав меньшинств вообще и разного рода извращений, о дискредитации идеи гуманизма, о культе насилия, о фактическом расчеловечивании [5];

¨ в созданной в 1970?е гг. языческой модели постмодернистского прорыва все превращено в игру: бизнес, коммерция, политика, наука, отношения между людьми, в т.ч. между мужчиной и женщиной. Серьезное отношение к жизни, предполагающее рефлексию и самоосознание глубинных смыслов человеческого существования, воспринимается как разновидность шизофрении».[6] Таким образом, постмодернизм как оружие массового социального поражения препятствует социализации личности, умножая асоциалов, он разрывает социальную ткань общества;

¨ старая система ценностей, та же идеология как иерархия ценностей, оказалась дискредитированной (хотя на нее ориентировались значительные группы населения). Для России с тысячелетней историей ее идеократического государства — это особая потеря, поскольку, как отмечает известный политолог А.С. Панарин, идеология «для России необходима трижды»;

¨ либеральные ценности еще не востребованы широкими слоями общества;

¨ были забыты и преданы анафеме не только социалистические и социальные ценности и идеалы, создававшиеся на протяжении столетий европейской цивилизации, но и отброшены как ненужные национальные интересы и традиции страны;

¨ вестернизация России, борьба за нее посредством дискредитации собственной истории, навязывания чуждой цивилизации ведут к взлому цивилизационной идентификации, генетического кода истории России, умалению национальных ценностей, утверждению ценностей других наций и культур, раздвоению и даже растроению сознания, хаотизации истории [7];

¨ имеет место угроза роста массового вненационального субъекта в России из-за запаздывания ее модернизации в условиях, когда человечество осваивает принципиально новый способ достижения стабильности за счет перманентной модернизации [8];

¨ с социальным и культурным регрессом в обществе стали утверждаться в качестве главных не только противоположные базовым ценностям демократии (конкуренция, равноправие, сотрудничество и др. ), но и вообще относящиеся к досовременной эпохе ценности (личная преданность, насилие, «неоварварская», «неофеодальная» социокультурная деградация) при снижении качества и продолжительности жизни, «заточенной» негативной селекцией, отрицательным отбором под интересы олигархической элиты [9];

¨ в попытках лишить Россию истории ее фальсификаторы, очернители подменяют историческую оценку событий «нравственной», не учитывающей конкретные условия, которые определяли ход истории;

¨варварский тип ценностей у освободившихся от «химеры», названной человечеством совестью и гуманизмом, в т.ч. среди молодежи, не вдохновляет образцы поведения, неспособно, по их мнению, служить практическим целям, а потому мало чего стоит;

¨ прежние агенты исторической социализации стали исповедовать различные исторические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистические.

Отсутствие целостной системы исторической социализации личности привело к тому, что исторические позиции стали обусловливаться не поведением лидеров, СМИ, партий, а собственным экономическим положением. Поэтому наиболее мощным фактором в условиях аномии оказываются экономические и политические события, изменения положения индивида.

Общество характеризуется противоречивым переплетением двух тенденций, влияющих на процесс исторической социализации.

Первая тенденция — демократизация общественной жизни, в результате которой расширяются возможности участия в общественной жизни личности и социально пассивных групп населения, повышается информированность граждан. Вторая тенденция — нарастание политической апатии, отчуждения, неверия как реакции переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.

 

Особенности исторической социализации студентов

Историческая социализация студентов включает следующие основные направления:

¨    активное, целенаправленное формирование историей индивидуальных социальных качеств учащейся молодежи, ее социального развития;

¨    социализация и воспитание учащихся посредством усвоения ими общественно-исторического опыта;

¨    овладение студентами российской действительностью посредством усвоения соответствующих историческому процессу ценностей, норм и задач функционирования и развития общества и государства, мировоззренческой подготовки;

¨    вхождение студентов в российскую среду и интеграция в ней в результате овладения средствами и формами исторического мышления и исторического сознания, патриотического воспитания.

На таком широком социокультурном основании исторической социализации исторический компонент профессионального образования — «ключ» в современность и будущее национальной истории осознавшей себя России. Это утверждает закон истории — возрастание ее самоопределенности сознанием.

Мир вне нас становится для нас действительностью только тогда, когда он превращается в часть нашего внутреннего мира, становится субъективностью, осваивается сознанием. В истории объективируется только то, что до этого стало достоянием души человека, и побеждает только то, что до этого победило в душе человека.

Национальную идентичность как определяющую для всех доминанту, общий культурный и генетический код истории России, систему архетипов (социальности, культуры, духовности, способы их проживания в истории, кодирования и раскодирования их содержания), на базе которых происходят идентификация, как и саму историю России, определило избрание для архетипических основ национального духа преобладание этико-эстетического начала над рассудочным (типичным для Запада) — этическая праведность жизни по совести, по любви как оправдание самого бытия. Опора на эти духовные архетипы национальной души «позволяла России не только всегда побеждать, но и всегда утверждать себя в истории» [10].

Оптимальная форма общественного бытия и социальной организации в России адекватна базовым фактам ее истории — природно-климатическим и геополитическим, а также историческим и культурным традициям, особенностям национального характера и менталитета. Поэтому сила страны — в способности ее народа трансформировать ценности прошлого в реальность современности. Без этих высоких целей и сокровенных духовных ценностей, без полета мечты о сотворении мира добра, любви и справедливости (воспроизводящей эти архетепические основы генетического кода физического и исторического выживания, требовавших поддержки, коллективизма) «в России не то что быстро ехать — запрягать не начнут» [11]. Такой менталитет.

Этот менталитет раскрывает и современная полемика «Национальный характер – миф или реальность?». Один из ее участников, доктор философских наук, профессор А. Хазин отмечает: «Русский народный менталитет никогда не отождествлял жизненный успех с большими деньгами. В этом главное отличие «русской идеи» от «американской мечты». Более того, душевное и телесное самодовольство прямо признается в православии бедой, а не победой человека»[12], т.к. это гордыня, что идет от православной идеи «всеобщего спасения».

 

Заключение

Радикальный переворот иерархии ценностей в 1990?е гг. вызвал серьезные изменения в русском менталитете. Веками на вершине русской иерархии состоял Бог, т.е. наличие совести (со?весть, присутствие в тебе Бога). На втором месте стояло государство, государство–община, поэтому его благо было неизмеримо выше отдельного личного блага. И лишь на третьем месте был отдельный человек, его неповторимая личность. Победа идеологии «общечеловеческих ценностей» вознесла на верховное место отдельную личность с ее священным правом собственности. Интересы государства отступили на второе место, а совесть стала просто «атавизмом». «Ее место заняли предприимчивость, ловкость и просто красноречие, помогающие выиграть судебный процесс и тем самым считать себя правым» [13].

При новой иерархии ценностей утрата многими в своем существовании общегражданской идентичности, общегосударственного смысла, сопричастности с общенародным делом и понимания целей, которые достигаются только всем миром, усложняет и актуализирует задачи исторической идентификации, формирования исторического мышления и сознания, исторической социализации.



[1] Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М., 1995. С. 72.

[2] Козин Н.Г. Постижения России. Опыт историософского анализа (Серия «Национальный интерес»). — М.: Алгоритм. 2002. С. 66.

[3] См.: Кургинян С.Е. Имена и реальность: обратная связь // Россия XXI. Общественно-политический и научный журнал. — 2009. — № 4. — С. 14—17, 28.

[4] Там же. — С. 17, 19.

[5] Кургинян С.Е. Медведев и развитие. Первый — собственно политический уровень исследуемой проблемы // Россия XXI.  — 2008. — № 2. — С. 35—36; Он же. Завод под названием «чиновник» // Литературная газета.  —2003. — № 1. — С. 4.

[6] Отечественная история (Материалы к лекциям для слушателей ИППК МГУ) / Под ред. д.и.н., проф., зав. каф. ИППК МГУ А.И. Уткина: уч. пособ. — М., 2006. С. 405—406; Пирогов Л. Постмодернисты, Сталин дал приказ // Литературная газета. 2010. — № 1. — С. 6.

[7] См.: Козин Н.Г. —Указ. соч. — С. 65—66, 281—283, 360—361, 393, 536, 585, 619.

[8] См.: Там же. — С. 254.

[9] См.: Соловей Т., Соловей В. Прогресс в обратную сторону // Литературная газета. — 2010. —№ 34. — С. 3.

[10]. См.: Козин Н.Г. — Указ. соч. — С. 66—67, 410—412.

[11] См.: Салуцкий А. Оптимизм модернизации. На фронтах информационной войны // Литературная газета. — 2010. — № 31. — С. 12; Калюжный Д. Комплекс бездушия // Там же. — № 34. — С. 14; Воеводина Т. У нас отняли идею. Либеральная идея личного успеха — это тоже идея. Но — короткого дыхания // Там же. — № 40.  — С. 13.

[12]  Казин А. Умом «русскую идею» не понять // Там же. — № 29. — С. 13.

[13] См.: Набатникова Татьяна. Спасет ли нас «общее дело» // Там же. — № 23. — С. 13.

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержимому

Цель обучения

  1. Объяснить, почему социализация важна для полноценного существования человека.
  2. Объясните, как крайняя изоляция и исследования близнецов демонстрируют роль природы и воспитания в развитии человека.
  3. Определите различные вопросы, которые функционалисты, теоретики конфликта и интеракционисты могут задать о роли социализации в человеческом развитии.

Почему так важна социализация

имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Это иллюстрирует, насколько тесно переплетены люди и их социальные миры. Во-первых, именно через обучение культуре новых членов общество увековечивает себя. Если новые поколения общества не усваивают его образ жизни, оно прекращает свое существование. Все отличительные черты культуры должны быть переданы тем, кто к ней присоединяется, чтобы общество выжило. Например, для сохранения американской культуры дети в Соединенных Штатах должны узнать о культурных ценностях, связанных с демократией: они должны изучить нормы голосования, а также научиться пользоваться материальными объектами, такими как машины для голосования. Конечно, некоторые могут возразить, что в американской культуре для молодого поколения так же важно научиться этикету приема пищи в ресторане или ритуалам вечеринок на заднем дворе во время футбольных матчей. На самом деле, есть много идей и предметов, которым люди в Соединенных Штатах учат детей в надежде сохранить образ жизни общества в следующем поколении.

Рис. 5.3 Социализация учит нас ожиданиям нашего общества в отношении ужинов вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как похвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)

Социализация так же важна для нас, как и для отдельных людей. Социальное взаимодействие обеспечивает средства, с помощью которых мы постепенно становимся способными видеть себя глазами других, и как мы узнаем, кто мы и как мы вписываемся в окружающий нас мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на ужин, до того, как использовать плиту для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или распространенный в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас буквально нет «я».

Природа против воспитания

Лицензия Creative Commons

Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и заботы, которые нас окружают. Другие утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике. Согласно этому убеждению, наши темпераменты, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения то, кем мы являемся, зависит от природы.

Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковую генетику, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такого типа ситуаций редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные порознь, одинаковы и различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.

Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно же, младенцы не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).

В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.

Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение, «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов так же сильно, как и на их генетический состав, и их крайне важно учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.

Экстремальная изоляция

Мы только что отметили, что социализация — это то, как усваивается культура, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций.

Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит как человек, но она не будет действовать как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место примеры из реальной жизни таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).76).

Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.

Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери.

Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие. Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав пагубные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах? Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества погибла бы по мере вымирания его членов. Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.

Key Takeaways

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
  • Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Ссылки

Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.

Харлоу, Х.Ф., и Харлоу, М.К. (1962). Социальная депривация у обезьян. Scientific American, 207, 137–146.

Лейн, HL (1976). Дикий мальчик из Аверона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Лицензия

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Определение, особенности, функции, этапы и важность

Содержание страницы

Что такое социализация?

Социализация — это процесс превращения биологического существа или организма в социальное существо и обретение им личности. Это процесс, посредством которого человек готовится стать приемлемым и полезным членом общества.

Социализация в социологии — это:

  • процесс, посредством которого человек учится и обучается основным нормам, ценностям, убеждениям, навыкам, отношениям, образу жизни и действиям, соответствующим конкретной социальной группе или обществу.
  • непрерывный, бесконечный процесс от колыбели до могилы. Это означает, что человек проходит различные стадии социализации, от рождения до смерти. Таким образом, мы нуждаемся в социализации как младенцы, дошкольники, школьники/девочки, пубертаты, подростки, взрослые и пожилые люди.
  • включает в себя процесс, посредством которого культура, навыки, нормы, традиции, обычаи и т. д. передаются от одного поколения или общества к другому.
  • , где новый член знакомится с организационной структурой и своим положением в обществе и учится участвовать в социальных ролях. Для например. можно быть женой, матерью, дочерью, сестрой, тетей и бабушкой одновременно. Следовательно, ребенок должен усвоить роли, которые он должен выполнять сам, а также роли других людей, с которыми он взаимодействует.
  • — это процесс на всю жизнь, потому что статус человека время от времени меняется, а, следовательно, и его роли.

Другими словами:

Человеческое дитя приходит в мир как биологический организм с животными потребностями. В обществе он постепенно превращается в социальное существо и учится социальным способам действия и чувства. Ни один индивидуум не мог бы стать личностью, и никакая культура не могла бы существовать без него. Такой способ формирования и формирования личности младенца человека называется социализацией.

Социализация — это социальный или психологический процесс, посредством которого человек становится полноправным членом общества, изучая его правила и обычаи. Социологи придают большее значение социализации, поскольку человек — культурное существо. Его часто называют передачей культуры, процессом, посредством которого человек усваивает правила и обычаи социальной группы, с помощью социализации человек учится своей социальной ответственности и развивает себя. Таким образом, это процесс обучения, посредством которого биологическое существо приобретает форму социального существа. Это аспект всей деятельности во всех человеческих обществах. Точно так же, как мы учимся игре, играя в нее, мы учимся жизни, участвуя в ней.

Социализация по Kimball Young означает «процесс включения индивида в социальный и культурный мир, делающий его определенным членом общества и его различных групп и побуждающий его принять нормы и ценности общества – социализация – это вопрос обучения, а не биологического наследования».

Определение

  • Согласно Грину, «социализация — это процесс, посредством которого ребенок приобретает культурное содержание, наряду с самостью и личностью».
  • Согласно Хортону и Ханту, «социализация — это процесс, в ходе которого человек усваивает нормы своей группы, так что возникает отчетливое «я», уникальное для этого человека».
  • По словам Питера Уорсли, «социализация — это процесс передачи культуры, процесс, посредством которого люди усваивают правила и обычаи социальных групп».

Особенности социализации

Ключевые особенности социализации можно обсудить следующим образом:

Прививает базовую дисциплину 901:20: Социализация прививает базовую дисциплину. Человек учится контролировать свои импульсы. Он может проявлять дисциплинированное поведение, чтобы получить общественное одобрение.

Помогает контролировать поведение человека : Помогает контролировать поведение человека. Человек от рождения до смерти проходит обучение, и его поведение контролируется множеством способов. Чтобы заботиться о социальном порядке, в обществе существуют определенные процедуры или инструменты. Эти процедуры становятся частью жизни человека, и человек встраивается в общество. Через социализацию общество рассчитывает автоматически регулировать поведение своих членов.

Социализация происходит быстро, если среди агентов социализации больше человечности : Социализация происходит быстрее, если агенты социализации более единодушны в своих идеях и навыках. Когда существует конфликт между идеями, примерами и навыками, передаваемыми дома, и теми, которые передаются школой или сверстниками, социализация человека имеет тенденцию быть более медленной и неэффективной.

Социализация происходит формально и неформально : Формальная социализация осуществляется посредством непосредственного обучения и образования в школах и колледжах. Однако семья – это первый и самый мощный источник воспитания. Дети изучают свой язык, обычаи, нормы и ценности в семье.

Социализация — это непрерывный процесс : Социализация — это непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Она не прекращается, когда ребенок становится взрослым. Поскольку социализация не прекращается, когда ребенок становится взрослым, интернализация культуры продолжается из поколения в поколение. Общество увековечивает себя через интериоризацию культуры. Его члены передают культуру следующему поколению, и общество продолжает существовать.

Социализация отличается от общества к обществу 901:20: В каждом обществе есть свои нормы и ценности и, следовательно, ожидания относительно того, кем становятся люди. Этот факт указывает на то, что дети или люди социализируются, чтобы стать теми, кто является их социальной ценностью.

Социализация также различается в зависимости от субкультуры: Например, богатые и бедные; учитесь ли вы водить машину (богатые) или кататься на велосипеде (бедные).

Элементы:

Три элемента играют свою роль в процессе социализации личности. Их:

  • Физическое (или биологическое) и психологическое наследие человека.
  • Среда, в которой он родился.
  • Культура, в которой он находится из-за действия и взаимодействия между этими элементами.

Стадии социализации

Социализация происходит в разных дворцах и, следовательно, состоит из четырех стадий от младенчества до взрослой жизни. Стадии или процессы социализации:

Первая стадия – Устная стадия

Эта стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до завершения одного года. Вскоре после рождения ребенок много плачет. С помощью плача ребенок учится выражать свои ощущаемые потребности, такие как голод.

На этом этапе ребенок занимается собой и своей матерью. З. Фрейд назвал эту стадию «стадией первичной идентификации». Это означает, что ребенок сливает свою идентичность с идентичностью матери. Ребенок только учится контролировать чувство голода.

Второе состояние – анальная стадия

Вторая стадия обычно начинается вскоре после первого года и завершается в течение третьего года. Именно здесь ребенок узнает, что он не может полностью зависеть от матери и что он должен в некоторой степени заботиться о себе. Ребенка учат выполнять некоторые задачи, такие как посещение туалета, поддержание чистоты одежды и т. д.

На этом этапе ребенок усваивает две отдельные роли: свою роль и роль своей матери. Ребенок получает заботливую мать и учится давать любовь взамен. Ребенок учится различать правильные и неправильные действия. Ребенок усваивает, что правильное действие вознаграждается, а неправильное не поощряется и не наказывается. Здесь мать является агентом социализации и действует как посредник между подсистемой, то есть системой ребенок-мать, и более крупной системой, то есть семьей, уступая требованиям ребенка, а иногда и сопротивляясь им.

Третья стадия — Эдипальная стадия

Третья стадия обычно начинается с четвертого года жизни ребенка и продолжается до периода полового созревания (12 или 13 лет). Именно на этом этапе ребенок становится полноправным членом семьи. Ребенок учится идентифицировать себя с социальной ролью, приписываемой ему/ей в зависимости от пола.

По Фрейду, у мальчика развивается «Эдипов комплекс» — чувство ревности к отцу и любовь к матери. Точно так же у девочки развивается «комплекс Электры» — чувство ревности к матери и любовь к отцу.

После шестилетнего возраста ребенок может понимать разницу полов. Мальчик пытается отождествить себя с отцом, а девочка с матерью. На этом этапе родители помогают детям правильно определить пол. Например, отец-эскимос учит мальчика стрелять. Как только мальчик усвоит цель быть похожим на мужчину, он будет стремиться подражать мужчинам, особенно отцу, и то же самое происходит с девочкой, которая учится подражать матери. Таким образом, на этой стадии социализации ребенок осуществляет три вида идентификации:

  • Мальчик идентифицирует себя со своим отцом, а девочка идентифицирует себя с матерью (т. е. полово-ролевая идентификация)
  • И мальчик, и девочка идентифицируют себя со всеми своими братьями и сестрами (т.е. роль ребенка в семье),
  • И мальчик, и девочка идентифицируют себя со всей семьей как с членом (т.е. с ролью ребенка как члена семьи).

Четвертая стадия – стадия подросткового возраста

Четвертая стадия начинается с периода подросткового возраста, когда в человеке происходят физиологические и психологические изменения. На этом этапе мальчики и девочки пытаются освободиться от родительского контроля. В то же время они не могут полностью уйти от своей зависимости от родителей. Следовательно, они сами могут испытывать некое напряжение или конфликт. Они хотят быть свободными в выполнении различных действий. Но родители продолжают контролировать многие из их действий, особенно их сексуальную активность.

Родители поощряют их выбирать направление образования, род занятий и партнеров по жизни. Они ожидают, что ребенок-подросток возьмет на себя ответственность и усвоит новые роли, отведенные ему. Таким образом, подростки осваивают новые роли и новые модели поведения и усваивают новые социальные нормы, связанные с ними.

Функции социализации:

Основная функция социализации заключается в развитии личности. Это означает, что социализация означает развитие человеческого мозга, тела, отношений, поведения и так далее. Однако функции социализации можно описать следующим образом:

  • В процессе социализации группа передает свои ценности, обычаи и убеждения от одного поколения к другому.
  • Это средство социального контроля, с помощью которого членов поощряют подчиняться обычаям группы, усваивая групповые нормы и ценности.
  • Он позволяет человеку расти и развиваться в социально функционирующую личность.
  • Готовит его к тому, чтобы вписаться в группу и выполнять социальные роли.

Важность:

Социализация важна как с точки зрения общества, так и личности. Процесс социализации начинается в младенчестве (из дома) каждого человека, когда ребенок должен узнать ожидания общества, чтобы на его/ее поведение можно было положиться. Однако его важность можно объяснить следующими моментами:

  • Именно благодаря социализации члены усваивают групповые нормы, ценности и практики, которые помогают поддерживать социальную систему.
  • Это процесс социализации, который передает культуру из поколения в поколение.
  • Социализация играет уникальную роль в развитии личности человека. У ребенка нет себя. Самость возникает в процессе социализации. Самость, являющаяся ядром личности, развивается из взаимодействия ребенка с другими.
  • В процессе социализации человек изучает культуру, а также навыки, начиная от языка и заканчивая ловкостью рук, что позволит ему стать активным членом человеческого общества.
  • Социализация прививает основные дисциплины, начиная от туалетных привычек и заканчивая сексуальным поведением.
  • Общество прививает основные цели, стремления и ценности, которым ребенок должен руководствоваться в своем поведении до конца своей жизни.
  • Социализация помогает людям приобрести соответствующие социальные роли, которые они должны играть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *