Разное

Структура и свойства личности: Личность, ее структура. Активность и направленность личности.

Понятие о личности и ее структуре

29.03.2013

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Ключевые слова: Личность

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Социально психологическая компетентность личности

Деркача А. А., Социальная психология

Личность как объект управления и самоуправления

Понятие личности преступника

Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:…

Творческий потенциал личности

Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн….

Теория личности Адлера

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Нарушение личностного компонента мышления

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Основные сферы жизнедеятельности личности

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Психологические аспекты социализации личности

Основы психологии и педагогики: учеб.

-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов…

Что такое структура личности в психологии, из каких элементов она состоит и какими характеристиками обладает

Человек формируется как личность только в процессе своей жизни. На становление оказывают влияние характер, личный опыт, социум и другие факторы.

Психологи давно изучают личность человека и ее основные компоненты. Из этой статьи вы узнаете, из каких элементов состоит структура личности человека. Также мы разберем уровни развития человека и типы личности.

Что такое личность

Личность в психологии — это сочетание психологических, социальных и персональных характеристик и свойств человека, которые образуют индивидуальность.

Определение личности включает в себя набор социальных ролей привычек, знаний, внутренних качеств и других социально важных элементов, которые отличают одного индивида от другого.

Обобщенная оценка личности состоит из умения индивида контролировать свои поступки, брать на себя ответственность, взаимодействовать с окружающими, способности обучаться, сопереживать, быть активным и идти на контакт.

Уровни структуры личности

В науке о сознании и поведении — психологии приводится такое общее понятие структуры личности — это сложная и многогранная связь различных компонентов, которые можно отнести к социальным, биологическим и психологическим сферам.

Существует разделение на уровни развития личности. Приведем их в небольшой таблице:

Структура развития

Характеристика

Низший уровень

Половые свойства психики — врожденная или возрастная способность испытывать влечение

Второй уровень

К развитию добавляются индивидуальные врожденные особенности — свойства памяти, мышления, ощущения

Третий уровень

На этом уровне субъект приобретает опыт, знания, формирует привычки, развивает навыки и совершенствует свои умения

Высший уровень

Человек развивается и самореализуется, проявляет свои желания, цели, стремления и убеждения, формирует свою самооценку

В процессе становления личности человек «набирает» свои структурные элементы и на каждом уровне все индивиды различаются по умениям, ценностям, особенностям характера и т.

д.

Пример

Психология знает много примеров, когда дети, оторванные от социума, или воспитанные в нечеловеческих условиях, вырастая, оставались на низшем уровне развития, по сути, являясь просто представителем человеческого рода (как биологического вида), но не личностью.

Строение личности

Как мы уже сказали, в понимание личности входит много составляющих, основу которых составляют «конституциональные» свойства.

Чтобы иметь полное представление обо всех составляющих элементах структуры, опишем каждое свойство кратко в небольшой таблице:

Свойства структуры личности

Какие характеристики входят

Психологические

Темперамент

Характер

Способности

Направленность

Эмоции

Мотивация

Биологические

Память

Инстинкты

Внимание

Задатки

Социальные

Нравственные установки

Потребности

Интересы

Привычки

Умения

Навыки

Психологическая структура

Далее мы подробнее опишем структуру личности с точки зрения психологии. Именно психические процессы, состояния и их взаимодействие составляют «каркасную» структуру индивида.

1. Темперамент — это набор свойств, которые характеризуют поведение индивида в разных условиях.

    В зависимости от динамики поведенческих процессов, то есть от того, как быстро человек реагирует на происходящие события, принято выделять следующие виды темперамента:

    • меланхолический (люди это типа обладают небольшим запасом энергии, который быстро тратят и нуждаются в частом отдыхе в одиночестве)
    • холерический (такие люди обладают вспыльчивым характером, энергичны, могут быстро отреагировать на какое-либо действие, они также быстро успокаиваются)
    • сангвинический (для этой структуры характерна чрезмерная энергичность, они легко сходятся с остальными людьми, отдых предпочитают в компании, а не в одиночестве)
    • флегматический (эта структурная единица характеризуется следующими особенностями: люди тяжело приспосабливаются к различным изменениям, склонен к медлительности, долго восстанавливается)

    2. Характер — важный компонент структуры личности. К характеру относится такие свойства как доброта, эмпатия, забота, искренность, смелость, бережливость, ответственность и прочие. Каждый из нас обладает индивидуальной совокупностью черт характера. В случае если какая-либо отрицательная черта характера проявляется чрезмерно сильно, то врачи могут диагностировать психическое заболевание.

      Рождаясь человек не становится личностью. Только под влиянием социума и общества, а также в процессе обучения и накопления опыта индивид может стать полноценной личностью.

      3. Способности — задатки к определенному виду деятельности, работе, увлечениям. Чтобы добиться успеха, способности надо развивать.

      4. Направленность — совокупность мотивов и склонностей индивида, определяющая его поведение.

      5. Эмоциональность — способность выражать свое отношение к происходящему, реагировать на что-либо, радоваться, переживать, сочувствовать и т. д.

      6. Мотивация отвечает за активность и поведение субъекта. На мотивацию влияют следующие факторы: нужда (потребность, необходимость), намерение, стимул.

        Этот структурный список неполный, в разное время социологи и психологи выдвигали свои теории и пытались разобрать человека «на составляющие» — вы можете встретить другие характеристики, которые будут дополнять приведенный перечень.

        Важно! Человек не может влиять только на собственный темперамент — он врожденный, а что касается остальных характеристик, то они могут меняться в течение жизни.

        Типы развития личности

        Содержание структуры личности мы рассказали, осталось добавить только два разных типа поведения, которые в большей или меньшей степени присущи каждому индивиду.

        1. Экстраверсия. Люди-экстраверты активны, жизнерадостны, эмоциональны, им нужны другие люди (они не любят одиночества), часто действуют импульсивно, быстро, не раздумывая. Быстро приспосабливаются к изменениям, легко знакомятся, общаются, не чувствуют страха при взаимодействии с другими людьми.
        2. Интроверсия. Люди-интроверты скорее одиночки, не любят толпы, комфортно себя чувствуют только в окружении близких людей. Принимают решение взвешенно, просчитывая все варианты, контролируют свои эмоции, к импульсивности не склонны, умело избегают конфронтаций, чувствуют потребность в безопасности, усидчивы, внимательны и сконцентрированы.

        Разобраться в собственной структуре личности, познать свой характер, темперамент, раскрыть способности бывает непросто. Если у вас возникли сложности с принятием собственных черт или вы хотите их изменить, поговорите с психологом — специалистом, который поможет вам разобраться в себе.

        Получить консультацию психолога

        Standard

        Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        1105 ₽/мес

        13 256 ₽

        Подробнее

        Family

        Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        1819 ₽/мес

        21 830 ₽

        Подробнее

        Premium

        Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        2555 ₽/мес

        30 661 ₽

        Подробнее

        Частые вопросы

        Что такое социально-психологическая структура личности?

        +

        Это совокупность определенных элементов в структуре индивида, особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.

        Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?

        +

        Советский психолог Константин Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.

        Какие бывают типы человека?

        +

        Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, а интроверт предпочитает одиночество, ему не нужно общество и внимание других людей.

        Заключение эксперта

        Многие люди сейчас стали интересоваться психологией, этот интерес вызван желанием познать себя, наладить отношение с окружающими, научится управлять  своими эмоциями и уменьшить уровень стресса. Понимание структуры личности дает не только комфортное общение между людьми, но и душевный комфорт, гармоничное развитие и познание окружающего мира. 

        Специалисты продолжают исследовать структуру личности человека и его взаимодействие в социальных группах. Индивид в процессе эволюции менял не только свою внешность, но и свой характер, направленность, эмоциональность и способности, а значит, эти изменения нужно понимать.


        Публикуем только проверенную информацию

        Автор статьи

        Монахова Альбина Петровна клинический психолог

        Стаж 17 лет

        Консультаций 1439

        Статей 339

        Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

        • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
        • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
        • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
        • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
        • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
        • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

        Структура личности: Ид, Эго и Суперэго

        29.04.2020 | 0

        Эпизод №5 курса Теории Зигмунда Фрейда от Psychology Insights Online

         

        «Большинство людей на самом деле не хотят свободы, потому что свобода предполагает ответственность, а большинство людей боятся ответственности». ―Зигмунд Фрейд

        Одним из ключевых допущений психологии по Фрейду является Принцип Удовольствия . В нем говорится, что люди мотивированы одновременно искать удовольствия и одновременно пытаться избежать боли. Однако реальность социального мира гарантирует, что это не всегда так. Например, наши самые грязные и гедонистические желания часто остаются нереализованными из-за страха перед наказанием или социальной изоляцией. Следовательно, удовольствие может вместо этого выражаться в бессознательном (например, через сны). Борьба между удовольствием и страхом наказания также лежит в основе теории личности Фрейда.

        Согласно Фрейду, человеческая личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго. Хотя они концептуализируются как три отдельные структуры, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Самый простой способ представить структуры — использовать метафору айсберга. В нем Ид полностью находится под поверхностью воды (бессознательное), Эго в основном находится над поверхностью воды (сознательное и предсознательное), а Суперэго в основном находится под поверхностью, но также достигает ее. бессознательное, предсознательное и сознательное). Давайте рассмотрим каждый более подробно.

        Идент. Ид появляется первым, считается, что он находится полностью в бессознательном и управляется биологически. Мы рождаемся с Ид, и это резервуар, содержащий то, что Фрейд называл инстинктом жизни, называемым Эросом , и инстинктом смерти, или Танатос . В основе Эроса лежит Либидо , энергия, вызывающая неослабевающее сексуальное желание. Оно полностью находится под влиянием принципа удовольствия; другими словами, он ищет удовлетворения любой ценой. К счастью, Ид обычно не взаимодействует с миром; в противном случае человек вскоре обнаружит, что ведет себя очень социально неприемлемым образом. Когда мы младенцы, наша личность полностью находится под влиянием Ид. Однако с возрастом это начинает меняться с развитием Эго и Суперэго.

        Эго. Эго руководствуется Принципом Реальности , механизмом, с помощью которого Ид держится под контролем. Основная задача Эго — обеспечить баланс между требованиями мира и побуждениями Ид. Он делает это, давая Ид возможности выражать свои желания, но только в тех обстоятельствах, когда это безопасно. Фрейд утверждал, что Эго делало это с помощью вторичных процессов , стратегий, предназначенных для обеспечения выхода Ид. Например, Оно может решить, что хочет утолить жажду, украв банку газировки; однако вместо этого Эго может справиться с этим желанием, выпив воды из фонтанчика и отложив покупку газировки. Эго должно бороться не только с желаниями Ид, но и с ожиданиями Суперэго.

        Суперэго. Третьим и последним компонентом модели личности Фрейда является Суперэго. Эта структура впервые появляется в раннем детстве и представляет собой общественную мораль. Суперэго является антитезой Ид, но столь же неразумно. То есть Суперэго желает полностью подавить импульсы Ид. Он делает это, предъявляя строгие требования к Эго не допускать никакого выражения побуждений Ид. Однако Фрейд считал, что мы должны выражать свои биологические желания (например, половые), а последствиями уступки ожиданиям Супер-Эго совершенного морального поведения являются напряжение и чувство вины. Уравновешивание требований Ид и Суперэго впоследствии создает большую нагрузку на Эго. Фрейд предположил, что нарушения в тонком танце между этими тремя компонентами личности негативно сказываются на психическом здоровье пациентов.

        Сегодняшнее задание: Найдите время, чтобы поразмышлять о взглядах Фрейда на личность. Можете ли вы определить какой-либо из этих внутренних конфликтов Ид-Эго-Супер-Эго внутри себя? Как насчет времени, когда Оно хотело чего-то, но вмешалось ваше внутреннее Эго и остановило вас от действия?

        На завтрашней лекции я собираюсь обсудить несколько идей Фрейда о том, как Эго управляет этими отношениями и тревогой, которая часто возникает. Тогда увидимся!

         

        Рекомендуемая книга

        Эго и Ид Зигмунда Фрейда

         

        Поделитесь с друзьями

        Пятифакторная модель структуры личности: обновление общей структуры личности

        состоит из пяти широких областей невротизма (или эмоциональной нестабильности по сравнению со стабильностью), экстраверсии (по сравнению с интроверсией), открытости (или нетрадиционности), приятности (по сравнению с антагонизмом) и добросовестности (или ограничения по сравнению с расторможенностью). Каждый из этих доменов включает в себя более специфические аспекты (например, легковерный и циничный, кроткий и агрессивный, мягкосердечный и бессердечный, бескорыстный и эксплуататорский находятся в области приятности и антагонизма).

        FFM уходит своими корнями в лексическую парадигму, которая основывается на неопровержимом предположении, что то, что представляет наибольшую важность, интерес или значение для людей при описании себя и других, будет закодировано в языке. Фундаментальные области личности появляются по мере того, как люди разрабатывают все больше и больше слов для описания градаций, вариаций и нюансов соответствующей области. Естественная, врожденная структура личности обеспечивается эмпирическими отношениями между терминами-признаками, а структура английского языка хорошо подошла к «большой пятерке». Большая пятерка также была воспроизведена в немецком, чешском, голландском, филиппинском, иврите, венгерском, итальянском, корейском, польском, русском, испанском и турецком языках, хотя воспроизведение невротизма и открытости не так сильно, как воспроизведение домены приятности, экстраверсии и добросовестности1.

        Эмпирическая поддержка FFM как структурной модели личности является существенной, включая многовариантную генетику поведения, прошлое детства, временную стабильность на протяжении всей жизни, координацию когнитивной нейронауки и кросс-культурную репликацию1. В обширной эмпирической литературе также было показано, что FFM полезен для прогнозирования значительного числа важных жизненных результатов, как положительных, так и отрицательных2. Cuijpers и соавт.3 сравнили экономические затраты на невротизм ЖЖМ (востребованность медицинских услуг в рамках первичной и вторичной психиатрической помощи, наличные расходы и производственные потери) с затратами, связанными с распространенными психическими расстройствами (например, настроением, тревогой, употреблением психоактивных веществ). и соматические расстройства). Экономические издержки невротизма примерно в 2,5 раза превышали издержки обычных психических расстройств.

        Учитывая, что «Большая пятерка» учитывает практически каждый термин черты в языке, неудивительно, что FFM учитывает каждую дезадаптивную черту личности, включая те, которые определяют синдромы расстройства личности по МКБ и DSM1. Модели многомерных признаков, включенные в раздел III DSM-5 и МКБ-11, явно согласованы с FFM. FFM также обеспечивает основу темперамента и личности для широко цитируемой Иерархической Таксономии Психопатологии4, многомерной структурной модели, которая охватывает большую часть всех форм психопатологии.

        Расстройства личности по МКБ и DSM легко понять как неадекватные варианты FFM, но это не означает, что какое-либо измерение FFM будет полностью учитывать каждое расстройство личности. Большинство существующих показателей FFM не оценивают все его дезадаптивные варианты и, следовательно, не могут учитывать все компоненты и корреляты соответствующего расстройства личности. Например, существуют неадаптивные варианты для всех десяти полюсов всех пяти доменов FFM, но существующие меры, как правило, не позволяют оценить неадекватные варианты добросовестности (например, компульсивность), открытости (например, магическое мышление), покладистости (например, подчинение) , низкий невротизм (например, бесстрашие) и экстраверсия (например, доминирование), тем самым ограничивая способность скрывать черты, лежащие в основе обсессивно-компульсивного, шизотипического, зависимого и психопатического расстройств личности соответственно. Обсессивно-компульсивное расстройство личности в основном определяется неадекватной сознательностью (например, перфекционизмом, компульсивностью, трудоголизмом и руминативным обдумыванием), но большинство показателей добросовестности ЖЖМ не оценивают эти неадекватные варианты. Тем не менее, были разработаны меры для оценки дезадаптивных черт FFM, в том числе шкалы пятифакторной модели расстройств личности5, личностный опросник для DSM-56 и личностный опросник для МКБ-117.

        Существует ряд преимуществ в концептуализации расстройств личности по МКБ и DSM с точки зрения FFM. Многие из синдромов расстройства личности по МКБ и DSM имеют ограниченный исследовательский интерес и неадекватную эмпирическую поддержку. FFM привносит в расстройства личности существенный объем конструктивной проверки, включая разрешение таких заметных противоречий, как гендерная предвзятость, чрезмерное диагностическое совпадение и временная нестабильность. Понимание этиологии, патологии и лечения расстройств личности существенно затруднено гетерогенностью внутри и перекрыванием диагностических категорий. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала рекомендации по лечению каждого расстройства в DSM, но рекомендации были предоставлены только для одного из десяти расстройств личности (то есть пограничного). Сложная гетерогенность категориальных синдромов значительно усложняет возможность разработки четкого, единого протокола лечения. Области FFM значительно более однородны и различны, что хорошо подходит для более четких моделей этиологии, патологии и лечения8. Эмпирически проверенные протоколы лечения уже разработаны для невротизма ЖЖМ9..

        Общая проблема, связанная с FFM и любой другой многомерной моделью признаков, заключается в том, что клиницисты будут незнакомы с этим подходом и сочтут его трудным для применения. Однако организация FFM согласуется с тем, как люди естественным образом думают об описании черт личности. Люди, которые применяют FFM, обычно находят его довольно простым в использовании. На самом деле был проведен ряд исследований, касающихся клинической полезности FFM по сравнению с синдромами DSM. Некоторые из этих исследований отдавали предпочтение синдромам DSM, но когда методологические ограничения этих конкретных исследований были рассмотрены в последующих исследованиях, результаты последовательно благоприятствовали FFM8. Опытные клиницисты предпочитают FFM и дименсиональные модели черт для концептуализации расстройств личности8.

        Таким образом, FFM является преобладающей моделью общей структуры личности и дает возможность для действительно комплексного понимания структуры личности в областях клинической психиатрии и фундаментальной науки о личности. Модели МКБ и DSM для классификации и диагностики расстройств личности смещаются в сторону FFM из-за ее эмпирической проверки и клинической полезности.

        1. Видигер Т.А. (ред.). Оксфордский справочник пятифакторной модели. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017. [Google Scholar]

        2. Озер DJ, Бенет-Мартинес В. Анну Рев Психол 2006;57:401–21. [PubMed] [Google Scholar]

        3. Cuijpers P, Smit F, Penninx BW et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *