Разное

Сравнительная характеристика типов темперамента таблица: Типы темперамента: характеристика, описание, сравнительная таблица

Содержание

Типы темперамента: характеристика, описание, сравнительная таблица

Содержание

  • 1 Определение понятия
    • 1.1 Историческая справка
      • 1.1.1 Учение Гиппократа
      • 1.1.2 Другие концепции в схеме
    • 1.2 Наши дни
    • 1.3 От темпераментных особенностей зависят
    • 1.4 К типу темперамента не относятся
  • 2 Виды темперамента человека и их характеристики: сравнительная таблица типов
  • 3 Свойства темперамента в психологии
  • 4 Представители различных темпераментов с разных сторон
    • 4.1 Холерик
      • 4.1.1 Достоинства
      • 4.1.2 Недостатки
    • 4.2 Сангвиник
      • 4.2.1 Психологическая особенность
      • 4.2.2 Основные недостатки
    • 4.3 Флегматик
      • 4.3.1 Основные недостатки
    • 4.4 Меланхолик
      • 4.4.1 Недостатки
    • 4.5 Дружба и любовь в совокупности
  • 5 Учение Павлова И.П.
    • 5.1 Критерии определения темпераментности
    • 5. 2 В основе – 3 компонента
      • 5.2.1 Характеристика процессов
    • 5.3 Соотношение типов нервной системы
  • 6 Круг Айзенка
  • 7 Заключение

О холериках, меланхоликах, сангвиниках и флегматиках вы наверняка слышали и, скорее всего, имеете некоторое поверхностное представление о том, какими чертами характера эти личности обладают. В этой статье я опишу типы темперамента и их основные характеристики в психологии, приведу наглядные таблицы, что поможет ближе познакомиться с самим собой.

Определение понятия

Называемый в латыни temperamentum – это объединение индивидуальных особенностей, которые характеризуют чувственную (аффективную) и динамическую сферы его высшей нервной деятельности (то есть, осмысление, эмоциональные реакции и поведение).
Это определенный психологический фундамент, на основе которого развивается индивид и который определяет ряд социальных свойств психики, способствующих адаптации людей в обществе.

Историческая справка

Разговор о темпераментности вели еще в V веке до нашей эры. Но лишь в XVIII к этому вопросу подошли, с точки зрения психологии, определив ряд устойчивых качеств, которые даны индивиду от природы и напрямую влияют на его психическую активность.

Учение Гиппократа

Основоположником идей о врожденных особенностях человека считают этого древнегреческого мыслителя и целителя, который делил людей по четырем субстанциям, преобладающим в организме: черная и желтая желчь, флегма (слизь), кровь. Его последователем стал Клавдий Гален, который перечислил основные типы темперамента с опорой на физиологические различия.

Другие концепции в схеме

Со временем возникло множество исследователей, которые посвящали свои работы изучению темпераментности.

Наши дни

Существует 3 поля психофизической деятельности, на которые влияют врожденные черты характера человека:

      1. Уровень общей интенсивности взаимодействия личности с миром. Он может проявляться в вялости и пассивности, чрезмерной энергичности или занимать промежуточное положение между этими крайностями.
      2. Подвижность. Она выражается в скорости и резкости движений, фраз. Соответственно, в этой стезе люди подразделяются на быстрых и медлительных.
      3. Эмоциональность. Она связана с тем, как часто у индивида меняется эмоциональное состояние, насколько он восприимчив и раним.

От темпераментных особенностей зависят

      • Темп работы и ритм жизни.
      • Сила эмоций, воли, возможность брать под контроль психологические процессы.
      • Быстрота восприятия, концентрации, мышления.
      • Дисциплина и самодисциплина.
      • Экстравертность и интровертность.

К типу темперамента не относятся

      • Характер. Он может меняться по ходу взросления, социального взаимодействия и приобретения привычек.
      • Способности. Это понятие относится к тому, как глубоко, быстро и легко индивид овладевает новыми навыками и знаниями и не подчинено природным особенностям поведения.

Индивидуальные черты, не подверженные изменениям, являются базой развития качеств и установок человека. Это своеобразные надстройки, которые определяют методы коммуникации и поведения личности, но никак не влияют на то, способным вырастает ребенок или нет. Однако зная то, какие черты преобладают в этом психическом фундаменте малыша, можно подобрать наиболее эффективные методы для его воспитания. Во взрослом возрасте понимание того, к какой группе вы относитесь, подарит вам возможность найти действенные инструменты и механизмы работы над собой.

Виды темперамента человека и их характеристики: сравнительная таблица типов
НазваниеВнешние признакиОсобенности речиСпецифика общения
ХолерическийПодвижные глаза, губы образуют прямую, взгляд охватывает все пространство, в котором находится.Быстрая реакция на заданный вопрос, как и общий темп ответа.В разговоре с несколькими собеседниками стремится поддерживать зрительный контакт со всеми, спешно принимает решения.
СангвиническийУголки рта приподняты вверх, угол зрения широкий.Часто переключается с одной темы на другую, разговаривает бегло.Старается удерживать взором каждого участника полилога.
ФлегматическийСмотрит как бы вглубь себя, губная линия ровная, прямая.Медленная, длинные паузы в разговоре.Взгляд направлен только на того, к кому непосредственно обращается флегматик.
МеланхолическийГлядит скорее внутрь себя, чем на окружающих, уголки губ опущены.Темп средний, в голосе звучит неуверенность.Поддерживает зрительный контакт лишь с тем, с кем говорит в настоящий момент.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

 

Свойства темперамента в психологии

      • Экстраверсия/интроверсия. Эти понятия определяют зависимость личности больше от проявлений внешнего мира (экстраверты) или от внутриличностных процессов (интроверты). К первым относятся сангвиники и холерики, а ко вторым — флегматики и меланхолики.
      • Скорость реагирования. К ней относят манеру речи, быстроту мышления, интенсивность жестикуляции и мимики, эмоциональность. Ярко выражена она у сангвинического, холерического и меланхолического типов.
      • Реактивность. Простыми словами – степень непроизвольной реакции человека на те или иные раздражители: критику, резкий тон. Сильным и автоматизированным защитным механизмом владеют люди с экстравертным темпераментом.
      • Активность. Определяется количеством энергетических ресурсов организма. Оно показывает, как личность преодолевает жизненные сложности, насколько она является целеустремленной. Самой высокой энергичностью в этом понимании обладают флегматики – они могут долго удерживать фокус на одной деятельности, не переутомляются, однако медленно включается в процесс.
      • Пластичность. Это показатель того, как хорошо индивид приспосабливается к внешнему миру. Высокоразвитой адаптивностью отличаются сангвиники.
      • Эмоциональная возбудимость. Она зависит от минимального порога воздействия, который достаточен для появления эмоции. Он повышен у всех, кроме флегматичных личностей.

Представители различных темпераментов с разных сторон

У каждого из существующих типов есть как положительные (благоприятным образом влияющие на развитие характера), так и отрицательные (являющиеся препятствием) черты. Ниже я опишу их подробнее.

Холерик

      • Беспокойный, неудержимый, чрезмерно подвижный.
      • Представители этой группы готовы браться за любые задачи, вне зависимости от их сложности.
      • Это красноречивые ораторы, которые звучат убедительно в любом споре.
      • Им не свойственна злопамятность: обиды и злость проходят быстро.
      • Это отличные руководители, которые способны организовывать коллектив иоперативно принимать решения.
      • В высказываниях не сдерживаются, могут выражаться резко.
      • Ярко выражено стремление доминировать над людьми.
      • Им свойственна интенсивная жестикуляция.
      • Характерна быстрая смена настроения.
      • В сфере любовных отношений это ревнивые личности, зачастую собственники. Они быстро влюбляются и моментально привязываются к избраннику.
      • Часто являются возбудителями эмоциональных ссор, скандалов.
Достоинства

Решительность, инициативность, предприимчивость, прямолинейность, открытость, искренность.

Недостатки

Торопливость, импульсивность, резкость, агрессивность.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Главное, чему стоит научиться холерикам – контролировать себя в конфликтных ситуациях. Чтобы не принимать необдуманных решений, психологи рекомендуют им пользоваться методикой «10 секунд»: перед тем, как выразить свою реакцию по тому или иному вопросу, необходимо мысленно посчитать до десяти.

Сангвиник

      • Подвижный, сильный, уравновешенный.
      • Жизнерадостность.
      • Жизнь протекает в постоянном движении.
      • Это активные личности, которые обожают находиться в эпицентре общественного внимания, но не в роли диктаторов, а под видом всеобщих любимцев.
      • Поведение характеризуется повышенной степенью эмоциональной возбудимости.
      • Представителям этого типа легко налаживать контакт с людьми. Они всегда стремятся прийти к компромиссу в спорной ситуации.
      • Находчивые и предприимчивые лидеры, которые умеют ненавязчиво вести за собой.
      • Такие люди постоянно хотят сделать жизнь насыщеннее, красочнее. Они любят путешествовать, находить новые увлечения.
Психологическая особенность

Из-за того, что процессы возбуждения доминируют над механизмами торможения, сангвиники воспринимают действительность иллюзорно, максималистично. Фокус их внимания часто направлен не на то, что действительно важно, а на то, что вызывает у них эмоциональный отклик.

Такие личности без задней мысли демонстрируют собеседникам свои эмоции, они искренне стремятся понравиться и расположить к себе. При встрече они тепло обнимаются и ждут в ответ той же искренности.

Однообразная деятельность и долгое пребывание в одиночестве вгоняет их в тоску. Люди с этим видом темперамента умеют дружить. Их всегда окружает множество друзей, знакомых.

Основные недостатки

Непостоянность, сложности в доведении дел до конца, переоценивание своих возможностей, частые перепады настроения, слабо развиты волевые качества.

Сангвиникам следует прорабатывать силу воли и концентрацию, учиться не распыляться на мелочи, а уделять внимание самому главному.

Флегматик

      • Пассивный, сильный, уравновешенный.
      • Этот тип характеризуется сдержанностью, рациональностью, внешним хладнокровием даже в стрессовой ситуации.
      • Выполняя важную задачу, люди такого склада действуют последовательно, как правило, доводят начатое до победного конца.
      • Это настойчивые и целеустремленные индивиды, которые редко оказываются подвержены эмоциональным всплескам.
      • Их речь в основном спокойная, ровная, с расставленными акцентами, без ярких жестов и мимики. Говорят флегматичные личности мало, но по существу.
      • Им не доставляет труда выполнять однообразную, монотонную работу. Они знают, как распределять время, ресурсы и не тратят их впустую. Для них крайне важна системность.
      • Вырабатывая определенный распорядок, ритм жизни, они следуют ему.
      • Благодаря своей выдержке флегматики умеют сдерживать эмоциональные порывы, их довольно сложно вывести из себя.
      • Представители этого типа не злопамятны. Они снисходительны к язвительным замечаниям, высказанным в их сторону.
      • В любовных отношениях проявляют постоянство, надежность, чаще всего, это однолюбы.
      • Рациональная составляющая для флегматичных личностей всегда превалирует над чувственной. При этом не стоит думать, что они обладают скудным эмоциональным фоном: глубокие чувства, несомненно, присутствуют, но тщательно скрыты от посторонних. Такое открывается только самым близким.
      • Характерной особенностью также считается хорошая память.
Основные недостатки
      • Медленная реакция на серьезные изменения, новые ситуации.
      • Чрезмерное подчинение эмоций разуму.
      • Медлительность, это тяжелые на подъем люди.
      • Часто проявляют занудство.
      • Тяжело дается состояние многозадачности: невозможность действовать последовательно напрочь уничтожает мотивацию.
      • Неинициативны.
      • Хотя контакты с другими людьми налаживаются довольно легко, чтобы заслужить доверие и дружеское расположение флегматиков, нужно хорошенько постараться.

Флегматическая группа имеет склонность к вялости, апатии. Чтобы этого не допустить, нужно регулярно ставить перед собой новые задачи, общаться с активными, деятельными людьми.

Меланхолик

      • Слабый тип темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, эмоциональностью и малоподвижностью.
      • Высокая степень чувствительности.
      • Предъявление завышенных требований к себе и другим.
      • Сильно развито чувство эмпатии.
      • Сдержанность и тактичность в общении.
      • Эмоции отличаются особой глубиной, силой, остротой и длительностью. 
      • В состоянии душевного покоя это крайне продуктивные люди. Оно достигается в знакомой, безопасной обстановке, когда все находится под контролем меланхоликов.
      • Есть небольшой круг близких людей.
      • Характерно частое желание остаться в одиночестве.
      • Склонность к подчинению, поиску авторитетов. Для меланхоликов крайне важна поддержка, проявление сочувствия окружающих. Но ни в коем случае не жалость – она только питает отрицательные стороны характера.
Недостатки
      • Обладателям такого склада нелегко переживать негатив, обиды, агрессию, хотя внешне это может и не проявляться.
      • Трудности в общении возникают даже с близкими людьми, так как меланхоличные личности предпочитают держать мысли и переживания внутри.
      • Наиболее характерные черты – застенчивость, скрытность, ранимость и неуверенность в себе.
      • Ощущение подавленности и потерянности может появиться даже после маленькой неудачи. Из равновесия способно вывести все что угодно.
      • Меланхолики чувствуют себя растерянно в незнакомой ситуации.
      • Им непросто даются контакты с новыми людьми. Они медленно адаптируются в команде. 
      • Эмоциональные всплески нередко приводят к депрессиям, замкнутости, уходу в себя.
      • Быстрая утомляемость: в любой деятельности необходимы паузы.
      • Тихая, нерешительная речь.
      • Тревожность и обидчивость.

Чтобы добиться успехов в самосовершенствовании, меланхоликам следует проявлять больше активности, брать на себя ответственность, чаще пробовать себя в роли организатора, а не подчиненного. Так они могут почувствовать свою ценность, поднять самооценку. Рекомендованы также занятия спортом.

Дружба и любовь в совокупности

Холерик способен по-настоящему дружить лишь с узким кругом лиц. В любовных отношениях предпочитает доминировать над партнером. Склонен быстро и сильно привязываться. Ревнив.

Задайте вопрос

У сангвиников влюбленность проходит легко, весело. При отсутствии должного контроля может быть легкомысленным, иметь много непродолжительных связей.

Флегматик не выражает чувств, но при сильной симпатии испытывает глубокую привязанность. Он влюбчив, хоть и редко проявляет это внешне. Потому каждый сказанный им комплимент или признание следует воспринимать как большую ценность, не сомневаясь в искренности его слов. Чаще однолюб.

Меланхолик полностью верен избраннику. Он склонен к подчинению, не умеет скрывать эмоций, хотя часто стыдится их. Любит сильно, жертвенно, тяжело переживает разрывы.

Учение Павлова И.П.

На самом деле люди, у которых можно четко определить один конкретный тип темперамента, встречаются нечасто. В большинстве случаев следует говорить о преобладающих чертах, присущих тому или иному варианту, которые в разных пропорциях дополняются другими. Например, вы можете чаще проявлять себя как флегматик, чуть реже как меланхолик, еще меньше как холерик и в исключительных случаях как сангвиник.

Критерии определения темпераментности

      • Соотношение процессов возбуждения и торможения.
      • Быстрота обмена веществ.
      • Мощность эмоций.
      • Особенности физиологического строения.

В основе – 3 компонента

Исследования русского ученого объясняют проявление тех или иных черт, с точки зрения физиологии: у каждого представителя превалирует определенный вид высшей нервной деятельности (ВНД), что и указывает на существование преобладающего темперамента.

Характеристика процессов
      • Сила (С)/слабость(Сл). Показывает то, как долго индивид способен сохранять работоспособность при продолжительных нагрузках, стрессоустойчивость.
      • Уравновешенность (У)/неуравновешенность (Н). То, насколько легко человек может оставаться спокойным в провоцирующей его на эмоции обстановке, контролировать себя.
      • Подвижность (П)/инертность (И). Воздействие торможения и возбуждения, преобладание одного над другим.

Соотношение типов нервной системы

      • Холерический — С-Н-П.
      • Сангвинический — С-У-П.
      • Флегматический — С-У-И.
      • Меланхолический — Сл-Н-И.

Круг Айзенка

Пожалуй, самая распространенная концепция, которую используют современные психологи и обыватели.

Заключение

Чтобы глубже разобраться в том, что характеризуют психологические типы темперамента, рекомендую посмотреть краткий видеоролик. А научиться контролировать нежелательные проявления вашей темпераментности вы можете, записавшись на мою консультацию. Желаю удачи на пути к познанию себя!

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Сравнительная характеристика общих и частных типов темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© САВЧЕНКОВ Ю.И., ПЕТРОСЯН Е.Ю.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ И ЧАСТНЫХ

ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Ю. И. Савченков, Е. Ю. Петросян

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор — д.м.н. проф. И.П. Артюхов, кафедра

физиологии, зав. — д.м.н., проф.Ю.И. Савченков; кафедра медицинской психологии, зав. — д.м.н., проф. В.А. Ковалевский.

Резюме. На основе результатов психологического исследования более 4500 респондентов с помощью вопросников Русалова ОСТ и ОФДСИ, А.Томаса DOTS проведено сравнительное изучения распределенности типов Русалова и ВП-типов темперамента среди жителей Красноярска. Показано, что указанные вопросники выявляют различные, не коррелирующие друг с другом черты и свойства темперамента, поэтому должны применяться в комплексе, дополняя друг друга. Приведены нормативные данные типологической характеристики темперамента красноярцев по типам Русалова и ВП-типам.

Ключевые слова: темперамент, сравнительная характеристика общих и частных типов.

Савченков Юрий Иванович — д.м.н., проф. зав. каф. нормальной физиологии КрасГМУ; тел. 8(391)2283640.

Петросян Елена Юрьевна — д.м.н., доц. зав. декан факультета клинической психологии КрасГМУ; тел. 8(392)2219145.

В настоящее время в практике психологических и медицинских исследований используется множество анкет-вопросников для выявления различных черт и свойств темперамента, на основе которых затем выделяются разнообразные т.н. типы темперамента [3, 9]. Так же, как и в традиционной гиппократовской типологии, в большинстве современных, к сожалению, отсутствуют количественные критерии деления представителей человеческой популяции на типы. Исключением является предложенная в 1997 г. В.М. Русаловым [6] новая методика определения формальнодинамических свойств психики (ОФДСИ), в которой он дает достаточно точные критерии выявления предлагаемых типов темперамента, основанные на расчетах величины дисперсии средних показателей эмоциональности и активности. Методика Русалова позволяет это сделать на основе выделения вариантов сочетания предложенных им индексов.

Приведенные в работе В.М. Русалова [6] нормативные данные достаточно условны, поскольку они получены на весьма ограниченных контингентах (в основном, студентах), и должны, как указывает сам автор, рассматриваться как предварительные. Учитывая тот факт, что все исследуемые шкалы ОФДСИ практически приближаются к нормальному распределению со средним значением около 30 и сигмой около 6 (с некоторыми вариациями, в зависимости от выборки), В.М. Русалов предложил принять за норму 30±2/3о (т.е. значения от 26 до 34). При этом значения от 12 до 25 характеризуют низкий полюс шкалы, а значения от 35 до 48 — высокий полюс. Приведенные ориентировочные нормативные данные позволяют, по утверждению самого автора, пока весьма грубо определить, куда следует поместить конкретного испытуемого в популяции: в группу с низкими, средними или высокими значениями по тому или иному формально- динамическому свойству. Средние значения индексов обозначаются как «смешанные» или «неопределенные». По В.М. Русалову, половина (50%) всей популяции относится к т.н. «смешанным типам», «неопределенный тип» должен

встречаться в 25 % случаев. К «чистым» типам могут быть отнесены тоже 25%, или по 6,25% для каждого типа.

Как видим, проценты встречаемости типов среди популяции определены, исходя из теоретической модели нормального распределения, а не реальных цифр, полученных у опрошенных респондентов. Кроме того, вызывает сомнение предлагаемые названия типов — термин «смешанный» предполагает наличие в чертах темперамента черт как одного, так и другого типа, тогда как мы в эти группы помещаем респондентов, чьи показатели по шкалам активности или эмоциональности были средними. Не удачен, на наш взгляд, и термин «неопределенный», так как если представителей этой группы нельзя отнести к одному из классических гиппократовских типов, это вовсе не значит, что у них тип темперамента не определяется. Люди с таким типом имеют нормальные значения активности и эмоциональности, у них именно такой темперамент — «средне эмоциональный средне активный». Нам представляется, что предлагаемые нами обозначения групп (высоко, средне и низко активные или эмоциональные) более точно определяют величины показателей, определяющих свойства того или иного типа темперамента.

Анализ 3500 анкет вопросника ОСТ и 1350 анкет вопросника ОФДСИ, заполненных жителями Красноярска (размер выборки по таблицам Паниота достаточен для репрезентативности в отношении к генеральной совокупности), показал, что реальное распределение респондентов по типам, учитывающим средние показатели эмоциональности и активности у представителей красноярской популяции, значимо отличаются от теоретического, описанного В.М. Русаловым. Поскольку характер распределения изучаемых параметров по критерию Колмогорова носил нормальный характер, при расчетах значимости отличий величины того или иного параметра мы применяли Т-критерий Стъюдента. Значимость различий процентных распределений определялась с помощью принятого в психологии углового преобразования Фишера. Отличия считались значимыми при р<0,05.

Таблица 1

Распределение типов ОСТ (т = 3500) и ОФДСИ (п =1350) у жителей Красноярска по сравнению описанным В.М. Русаловым (п = 300, выделено

жирным)

Примечание: все показатели реального распределения ОСТ и ОФДСИ-типов имеют значимые по критерию Фишера отличия (р < 0,05) от теоретического; * — значимые отличия (р < 0,05) между ОСТ и ОФДСИ.

Как видно из материала табл. 1, в Красноярске почти в полтора раза больше представителей средне эмоционального средне активного (СЭСА) и высоко активного (СЭВА) типа, и заметно меньше представителей других т.н. смешанных типов. Что касается «классических» типов, то их представительство, кроме меланхоликов (ВЭНА), почти в полтора раза меньше теоретического. В таблице приведены для сравнения также проценты представительства тех же типов в варианте ОСТ. Видно, что отличия в распределении многих типов существенны, т.е. добавление показателей интеллектуальной активности и эмоциональности привнесли в распределение типов заметные изменений.

Следует отметить, что предложенный порог деления на «высокие» и «низкие» показатели в достаточной степени условный. Дело в том, что такой критерий оказывается «плавающим», ибо реальные значения М+2/36 могут меняться в разных группах исследуемых, а критерий деления на типы темперамента должен быть одинаков для любых испытуемых. Определенным выходом из подобной ситуации может быть использование в качестве средних значений результатов, полученных при обследовании больших групп представителей исследуемой популяции, тогда возможная ошибка будет снижаться пропорционально объему массива респондентов.

Кроме вопросников В.М. Русалова (версии ОСТ и ОФДСИ) количественную бальную оценку выявляемых свойств темперамента предлагают и другие вопросники. В частности, наше внимание привлек

метод А. Томаса, который позволяет выявлять многие черты темперамента, как у взрослых, так и у детей с помощью родительских вопросников. Для России этот метод был адаптирован группой новосибирских ученых в 1997

г. [2].

Вопросник DOTS А.Томаса позволяет определить степень выраженности в баллах таких черт темперамента, как общий уровень активности, уровень активности во сне, приближение-избегание, гибкость-ригидность,

настроение, ритмичность сна, в еде, в привычках, ориентировка на задачу, отвлекаемость, настойчивость, чувствительность и интенсивность.

Нами было обследовано по методике DOTS 3234 человек (1484 мужчины и 1750 женщин). Возраст испытуемых в этой серии исследований составлял 17-45 лет. На основании исследования черт темперамента по А. Томасу нами было предложено рассчитывать два индекса:

— индекс выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), равный сумме значений общей активности, чувствительности, интенсивности и настроения;

— индекс выраженности стереотипов поведения (ИВСП), равный сумме значений ритма сна, ритма еды, ритма привычек и активности во сне.

Соотношение различных по величине указанных индексов составляет тот или иной ВП-тип темперамента. ВП-типы являются т.н. «частными» типами, учитывающими лишь некоторые составляющие темперамент свойства. Для его определения по выраженности поведенческих реакций выделяются три градации — интенсивный (И), адекватный (А) и спокойный (С), а по пластичности — лабильный (Л), пластичный (П), и ригидный (Р). Критерием для отнесения показателя к той или иной группе является величина <M±2/3o> . Величина М является средней для данного свойства в той популяции, которая подвергалась исследованию.

Таблица 2

Распределение жителей Красноярска (т =3234 ) по ВП- типам

темперамента

В таком варианте выделения типов темперамента по А. Томасу их оказывается всего 9, и все они включают в себя достаточно большие группы людей (табл. 2).

Представляет интерес сравнить распределение среди наших респондентов ВП-типов и типов темперамента по В.М. Русалову. В какой-то мере сопоставление различных вариантов типов темперамента (ВП и ОСТ) у одних и тех же испытуемых может ответить на вопрос, как соотносятся ВП-типы с классическими гиппократовскими типами темперамента. Напомним, что крайние свои типы В.М. Русалов идентифицирует с гиппократовскими.

Анализ взаимоотношений ОСТ-типов с ВП-типами темперамента по БОТБ-Я показал следующее (рис. 1). Бросается в глаза тот факт, что, как и в популяции в целом, внутри каждого типа ВП-типа распределение типов ОСТ близко к нормальному, и наибольший процент испытуемых относится к типам со средними значениями эмоциональности или активности. Значимых различий по критерию Фишера [8] между частотами распределения ОСТ-типов внутри большинства ВП — типов не выявлено. Размах колебаний не превышает 10%.

Оказалось, что ОСТ — типы более или менее равномерно распределены внутри ВП-типов, и характер этого распределения практически не отличатся от всей популяции. Обращает на себя внимание только тот факт, что среди представителей ВЭВА — и СЭСА-типов заметно меньше спокойных ригидных и спокойных лабильных личностей, нежели в других группах. Среди СЭНА и СЭВА ощутимо меньше интенсивных лабильных по типологии ВП. Разница в абсолютных значениях встречаемости других типов не превышает 10% и не может считаться достоверной.

То же самое можно сказать и по поводу распределения ВП типов среди ОСТ типов.

40

35

30

25

20

15

10

5

0

В

11

І

интнсивные

адекватные

спокойные

□ ВЭВА ШВЭСА ПВЭНА ПСЭВА ЕЭСЭСА ШСЭНА ННЭВА ШНЭСА ИНЭНА

Рис. 1. Распределение ОСТ- типов среди ВП-типов.

Анализ распределения внутри ВП-типов тех типов ОСТ, которые В.М. Русалов обозначает как классические гиппократовские, то можно констатировать, что среди холериков относительно больше интенсивных ригидных субъектов, среди сангвиников — интенсивных лабильных, большая часть меланхоликов характеризуется как спокойные ригидные, а у флегматиков преобладает спокойный ригидный ВП-тип (рис. 2).

50

40

30

20

10

0

* *

ХОЛЕРИК

САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК ФЛЕГМАТИК

□ интенсивный ригидный □ интенсивный лабильный

□ спокойный ригидный □ спокойный лабильный

*

Рис. 2. Соотношение классических гиппократовских типов (по варианту ОСТ) и ВП-типов темперамента по Е. Ю.Петросян[4]; (* — значимые ф<0,05) отличия от соответствующего показателя холериков).

Таким образом, высказанное нами выше предположение о соотношении гиппократовских типов с ВП-типами в какой-то степени подтвердилось.

В целях выявления характера внутренних связей между показателями ост по В.М. Русалову и ВП-чертами темперамента по DOTS, мы провели корреляционный анализ связей (по Пирсону) между показателями, которые учитываются в этих двух разных вопросниках. Оказалось, что достоверных корреляций между любыми показателями ост и dots нет. Это свидетельствует о том, в частности, что совокупность вопросов, выявляющих показатели индекса выраженности поведенческих проявлений (ИВПП) в методике а. Томаса не соответствуют тому кругу выявляемых вопросником ост показателей поведения, которые составляют суммарный показатель иоа (индекс общей активности). По-видимому, черты темперамента, анализируемые вопросником А. Томаса, и особенности структуры темперамента в вопроснике В.М. Русалова, базируются на различных свойствах психики, и поэтому имеют независимое друг от друга распределение. Например, вопросник dots выявляет в основном энергетический потенциал поведения, действия, а вопросник В.М. Русалова

— преимущественную направленность поведения на выполнение сложной или интересной работы. Это значит, что для более объективного представления о темпераменте следует использовать оба эти подхода в комплексном исследовании черт и структуры темперамента человека. В частности, в нашей лаборатории при использовании методики выявления ВП-типов темперамента было показано, что дети и взрослые с крайними ВП-типами темперамента существенно отличаются друг от друга по уровню здоровья, преобладающей системе вегетативной регуляции сердечной деятельности и дыхания, уровню адаптивности [1, 5, 7].

Таким образом, при характеристике распределения типов темперамента по В.М. Русалову следует ориентироваться на реальное распределение этих типов в каждой конкретной когорте респондентов, так как эти показатели значимо отличаются от т.н. теоретического распределения.

ВП-типы характеризуют частные свойства темперамента, отличные от тех, которые определяются опросниками ОСТ и ОФДСИ В. М. Русалова, что необходимо учитывать при проведении психологических исследований.

Для более объективного представления о темпераменте следует использовать оба эти подхода в комплексном исследовании черт и структуры темперамента человека.

COMMON AND PARTICULAR TYPES OF TEMPERAMENT: METHODS OF DETECTION AND DISTRIBUTION IN POPULATION

U.S. Savchenkov, E.U. Petrosian Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-

Yasenetsky

Abstract. Using questions by Rusalov and A. Thomas we interviewed 4500 respondents to compare the distribution of temperament types in Krasnoyarsk population. It was shown that indicated questionnaires revealed different, not correlate temperament peculiarities and features. That is why they should be applied together to complement each other. The paper presents standard data on typological characteristics of temperament types in Krasnoyarsk population.

Key words: temperament, comparative characteristics of common and particular types.

Литература

1. Бардецкая Я.В. Взаимосвязь типологических особенностей темперамента, адаптационных реакций и уровня здоровья у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. мед. наук, Красноярск, 2007. — 23 с.

2. Колпаков, В. Г. Опросники для определения темперамента: Метод. рекоменд. / Сост. В. Г. Колпаков и др. — Красноярск: Изд. Фонд ментального здоровья, 1993. — Вып. 1-6. — 42 с.

3. Леонгард, К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. — Киев, 1981. — 320 с.

4. Пат. Российской Федерации МПК 7А 61В 5/16. Способ АЦП-

типирования черт темперамента. Е.Ю.Петросян, Ю.И.Савченков, М.Я. Домрачева, А.А Домрачев; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО Красноярская гос. мед. академия Росздрава — № 2266047 от 05.07.2005,

заявл. 01.12.2003, опубл. Бюлл. № 35.

5. Потылицина В.Ю. Влияние черт темперамента на клиникофизиологические показатели функциональных систем детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд.мед.наук, Красноярск, 2008. -24с.

6. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие . — М., 1997. — 35 С.

7. Солдатова О.Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста: автореф. дис. . докт. мед. наук, Томск-Красноярск, 2008, — 34 с.

8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.:

Флинта, 2002. — 148 с.

9. Eysenck H. J. The Structure of Human Personality. — London , 1953.

— 280 p.

Темперамент и его роль в психопатологии развития

1. Каган Дж. В начале: вклад темперамента в развитие личности. Мод Психоанал. 1997; 22: 145–155. [Google Scholar]

2. Томас А., Чесс С. Темперамент и развитие. Нью-Йорк: Брунер/Мазель; 1977. [Google Scholar]

3. Пророчество Кагана Дж. Галена. Боулдер, Колорадо: Westview; 1994. [Google Scholar]

4. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, et al. Круглый стол: что такое темперамент? Четыре подхода. Детский Дев. 1987;58:505–529. [PubMed] [Google Scholar]

5. Каспи А. Ребенок — отец мужчины: преемственность личности от детства до взрослой жизни. J Pers Soc Psychol. 2000; 78: 158–172. [PubMed] [Google Scholar]

6. Ротбарт М.К., Ахади С.А., Эванс Д.Е. Темперамент и личность: происхождение и результаты. J Pers Soc Psychol. 2000; 78: 122–135. [PubMed] [Google Scholar]

7. McCrae RR, Costa PT, Jr, Ostendorf F, et al. Природа важнее воспитания: развитие темперамента, личности и продолжительности жизни. J Pers Soc Psychol. 2000; 78: 173–186. [PubMed] [Академия Google]

8. Лахи Б.Б. Комментарий: роль темперамента в моделях развития психопатологии. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004; 33:88–93. [PubMed] [Google Scholar]

9. Cloninger CR, Przybeck TR, Svrakic DM, Wetzel RD. Инвентарь темперамента и характера (TCI): руководство по его разработке и использованию. Сент-Луис, Миссури: Центр психобиологии личности Вашингтонского университета; 1994. [Google Scholar]

10. Макдональд Д. А., Холланд Д. Изучение взаимосвязи между переработанным опросником личности NEO и опросником темперамента и характера. Psychol Rep. 2002; 91: 921–930. [PubMed] [Google Scholar]

11. De Fruyt F, Van De Wiele L, Van Heeringen C. Психобиологическая модель темперамента и характера Клонингера и пятифакторная модель личности. Перс. Индивид. Дифф. 2000; 29: 441–452. [Google Scholar]

12. Ван Гестель С., Ван Броекховен С. Генетика личности: делаем ли мы успехи? Мол Психиатрия. 2003; 8: 840–852. [PubMed] [Google Scholar]

13. Cloninger CR, Svrakic DM, Przybeck TR. Психобиологическая модель темперамента и характера. Арх генерал психиатрия. 1993;50:975–990. [PubMed] [Google Scholar]

14. Cloninger CR, Svrakic DM. Интегративный психобиологический подход к психиатрической оценке и лечению. Психиатрия. 1997; 60: 120–141. [PubMed] [Google Scholar]

15. Ротбарт М.К., Ахади С.А. Темперамент и развитие личности. J Abnorm Psychol. 1994; 103: 55–66. [PubMed] [Google Scholar]

16. Дигман Ю.М., Шмелев А.Г. Структура темперамента и личности русских детей. J Pers Soc Psychol. 1996; 7: 341–351. [PubMed] [Академия Google]

17. Чиккетти Д. Взгляды на границу между нормальным и атипичным развитием. Дев психопат. 1990; 2: 329–333. [Google Scholar]

18. Хагекулл Б., Болин Г. Дошкольный темперамент и факторы окружающей среды, связанные с пятифакторной моделью личности в среднем детстве. Мерилл-Палмер К. 1998; 44: 194–215. [Google Scholar]

19. Caspi A, Harrington O, Milne B, Amell JW, Theodore RF, Moffitt TE. Стили поведения детей в возрасте 3 лет связаны с чертами их взрослой личности в 26 лет. J Pers. 2003;71:495–513. [PubMed] [Google Scholar]

20. Томас А., Чесс С., Берч Х.Г. Нарушения темперамента и поведения у детей. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета; 1968. [Google Scholar]

21. Томас А., Чесс С. Генезис и эволюция поведенческих расстройств: от младенчества до ранней взрослой жизни. Am J Психиатрия. 1984; 141:1–9. [PubMed] [Google Scholar]

22. Eysenck HJ, Eysenck SBG. Руководство по опроснику личности Айзенка. Сан-Диего, Калифорния: Служба образовательного и промышленного тестирования; 1975. [Google Scholar]

23. Бейтс Дж. Э. Понятие трудного темперамента. Меррилл-Палмер К. 1980; 26: 299–319. [Google Scholar]

24. Мартин Р.П., Визенбейкер Дж., Хаттунен М. Обзор факторных аналитических исследований показателей темперамента на основе структурной модели Томаса-Чесса: последствия для большой пятерки. В: Халверсон С.Ф., Конштамм Г.А., Мартин Р.П., редакторы. Развивающаяся структура темперамента и личности от младенчества до взрослой жизни. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1994. С. 157–172. [Академия Google]

25. Виндл М., Лернер Р. Переоценка параметров индивидуальности темперамента на протяжении всей жизни: пересмотренное исследование параметров темперамента (DOTS-R) J Adolesc Res. 1986; 1: 213–230. [Google Scholar]

26. Luby JL, Svrakic DM, McCallum K, Przybeck TR, Cloninger CR. Опросник темперамента и характера младших школьников: предварительная проверка детского самоотчета. Psychol Rep. 1999; 84: 1127–1138. [PubMed] [Google Scholar]

27. Басс А.Х., Пломин Р. Темперамент: раннее развивающиеся черты личности. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1984. [Google Scholar]

28. Ротбарт М.К., Ахади С.А., Херши К., Фишер П. Исследования темперамента в возрасте от трех до семи лет: опросник поведения детей. Детский Дев. 2001; 72: 1394–1408. [PubMed] [Google Scholar]

29. Costa PT, McCrae RR. Пересмотренный NEO Personaltiy Inventory и NEO Five-Factor Inventory: профессиональное руководство. Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке; 1992. [Google Scholar]

30. Грей Дж.А. Нейропсихология тревоги: исследование функций септо-гиппокампальной системы. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1982. [Google Scholar]

31. Грей Дж.А. Психология страха и стресса. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1987. [Google Scholar]

32. Bates JE, Freeland CAB, Loundsbury ML. Измерение сложности младенцев. Детский Дев. 1979; 50: 794–803. [PubMed] [Google Scholar]

33. Каган Дж. Темперамент и реакция на незнакомство. Детский Дев. 1997; 68: 139–143. [PubMed] [Google Scholar]

34. Цукерман М. Измерения поиска ощущений. J Consult Clin Psychology. 1971;36:45–52. [Google Scholar]

35. Пикеринг А.Д., Грей Дж.А. Неврология личности. В: Первин Л.А., Джон О.П., редакторы. Справочник личности: теория и исследования. Нью-Йорк: Гилфорд; 1999. С. 277–299. [Google Scholar]

36. Фрик П.Дж. Интеграция исследований темперамента и детской психопатологии: ее подводные камни и перспективы. Дж. Клин Детская подростковая психология. 2004; 33: 2–7. [PubMed] [Google Scholar]

37. Лернер Р.М., Палермо М., Спиро А., III, Несслероуд Дж. Оценка параметров индивидуальности темперамента на протяжении всей жизни: исследование параметров темперамента (DOTS) Child Dev. 1982;53:149–159. [Google Scholar]

38. Саудино К.Я., Черный С.С. Источники преемственности и изменения наблюдаемого темперамента. В: Эмде Р.Н., Хьюитт Дж.К., редакторы. От младенчества до раннего детства. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2001. С. 89–110. [Google Scholar]

39. Ротбарт М.К., Дерриберри Д., Херши К. Стабильность темперамента в детстве: лабораторная оценка младенца по отчету родителей в семь лет. В: Molfese VJ, Molfese DL, редакторы. Развитие темперамента и личности на протяжении всей жизни. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2000. стр. 85–119.. [Google Scholar]

40. Ахенбах ТМ, Рескорла Л.А. Руководство для форм и профилей школьного возраста ASEBA. Берлингтон: Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей; 2001. [Google Scholar]

41. McConaughy SH, Achenbach TM, Gent CL. Многоосевая эмпирическая оценка: родитель, учитель, наблюдательные, когнитивные и личностные корреляты типов профилей детского поведения для мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. J Abnorm Child Psychol. 1988; 16: 485–509. [PubMed] [Академия Google]

42. Лелин Дж. К., Николс Р. С. Наследственность, окружающая среда и личность. Остин: Техасский университет Press; 1976. [Google Scholar]

43. DiLalla LF, Jones S. Влияние генетики и окружающей среды на темперамент дошкольников. В: Molfese VJ, Molfese DL, редакторы. Развитие темперамента и личности на протяжении всей жизни. Махвей, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2000. С. 33–55. [Google Scholar]

44. Гьон Х., Стивенсон Дж. Продольное исследование проблем темперамента и поведения близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997;36:1448–1456. [PubMed] [Google Scholar]

45. Риманн Р., Англейтнер А., Стрелау Дж. Влияние генетики и окружающей среды на личность: исследование близнецов, воспитанных вместе, с использованием шкал само- и сверстников NEO-FFI. J Перс. 1997; 65: 449–476. [Google Scholar]

46. Пломин Р., Каспи А. Поведенческая генетика и личность. В: Первин Л. А., Джон О.П., редакторы. Справочник личности: теория и исследования. Нью-Йорк: Гилфорд; 1999. С. 251–276. [Google Scholar]

47. Manke B, Saudino KJ, Grant JD. Экстремальный анализ наблюдаемых параметров темперамента. В: Эмде Р.Н., Хьюитт Дж.К., редакторы. От младенчества до раннего детства: генетическое и экологическое влияние на изменения в развитии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2001. С. 52–72. [Академия Google]

48. Матени А.П. Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Бейли о поведении младенцев. Детский Дев. 1983; 54: 356–360. [PubMed] [Google Scholar]

49. Nigg JT, Goldsmith HH. Психопатология развития, личность и темперамент: размышления о недавних исследованиях поведенческой генетики. Гум Биол. 1998; 70: 387–412. [PubMed] [Google Scholar]

50. Cyphers LH, Phillips K, Fulker DW, Mrazek DA. Близнецовый темперамент при переходе от младенчества к раннему детству. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1990;29:392–397. [PubMed] [Google Scholar]

51. Plomin R, Emde RN, Braungart JM, et al. Генетические изменения и преемственность от четырнадцати до двадцати месяцев: продольное исследование близнецов Макартура. Детский Дев. 1993; 64: 1354–1376. [PubMed] [Google Scholar]

52. Munafo MR, Clark TG, Moore LR, Payne E, Walton R, Flint J. Генетические полиморфизмы и личность у здоровых взрослых: систематический обзор и метаанализ. Мол Психиатрия. 2003; 8: 471–484. [PubMed] [Google Scholar]

53. DiMaio S, Grizenko N, Joober R. Гены дофамина и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: обзор. J Psychiatry Neurosci. 2003; 28:27–38. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Rutter M, Dunn J, Plomin R, et al. Интеграция природы и воспитания: последствия корреляций и взаимодействий человека и окружающей среды для психопатологии развития. Дев психопат. 1997; 9: 335–364. [PubMed] [Google Scholar]

55. Келтикангас-Ярвинен Л., Райкконен К., Экелунд Дж. , Пелтонен Л. Природа и воспитание в поиске новизны. Мол Психиатрия. 2004; 9: 308–311. [PubMed] [Google Scholar]

56. Каган Дж., Резник Дж. С., Снидман Н. Биологические основы детской застенчивости. Наука. 1988;240:167–171. [PubMed] [Google Scholar]

57. Sigvardsson S, Bohman M, Cloninger CR. Структура и устойчивость детской личности: прогноз последующей социальной адаптации. J Детская психологическая психиатрия. 1987; 28: 929–946. [PubMed] [Google Scholar]

58. Ротбарт М.К. Продольное наблюдение за темпераментом младенцев. Дев Психология. 1986; 22: 356–365. [Google Scholar]

59. McDevitt SC. Непрерывность и прерывность темперамента в младенчестве и раннем детстве: психометрическая перспектива. В: Plomin R, Dunn J, редакторы. Изучение темперамента: изменения, преемственность и проблемы. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1986. С. 27–38. [Google Scholar]

60. Plomin R, Defries JC, Fulker DW. Природа и воспитание в младенчестве и раннем детстве. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 1988. [Google Scholar]

61. Schwartz CE, Wright CI, Shin LM, Kagan J, Rauch SL. Заторможенные и незаторможенные младенцы «выросли»: реакция миндалевидного тела взрослых на новизну. Наука. 2003; 300: 1952–1953. [PubMed] [Google Scholar]

62. Ротбарт М.К. Комментарий: дифференциальные показатели темперамента и множественные пути к детским расстройствам. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004; 33:82–87. [PubMed] [Академия Google]

63. Вон Б.Е., Бост К.К. Привязанность и темперамент: избыточное, независимое или взаимодействующее влияние на межличностную адаптацию и развитие личности? В: Кэссиди Дж., Shaver PR, редакторы. Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение. Нью-Йорк: Гилфорд; 1999. С. 198–225. [Google Scholar]

64. Боулби Дж. Привязанность и утрата. Нью-Йорк: базовый; 1969. [Google Scholar]

65. Zeanah CH, Fox NA. Нарушения темперамента и привязанности. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004; 33:32–41. [PubMed] [Академия Google]

66. Эйнсворт М.С., Блехар М.С., Уотерс Э., Уолл С. Модели привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1978. [Google Scholar]

67. Renken B, Egeland B, Marvinney DMS, Sroufe LA. Предшественники агрессии и пассивного ухода в раннем детстве в начальной школе. J Перс. 1989; 57: 257–281. [PubMed] [Google Scholar]

68. Sroufe LA. Классификация привязанности с точки зрения отношений младенца и опекуна и темперамента младенца. Детский Дев. 1985;56:1–14. [PubMed] [Google Scholar]

69. Бельский Дж., Ровайн М. Темперамент и безопасность привязанности в странной ситуации: эмпирическое сближение. Детский Дев. 1987; 58: 787–795. [PubMed] [Google Scholar]

70. Ван ден Бум, округ Колумбия. Влияние темперамента и материнства на привязанность и исследование: экспериментальное манипулирование чувствительной реакцией матерей из низшего класса с раздражительными младенцами. Детский Дев. 1994; 65: 1457–1477. [PubMed] [Google Scholar]

71. Леви Ф., Хэй Д.А., МакСтефен М., Вуд С., Уолдман И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: категория или континуум? Генетический анализ крупномасштабного исследования близнецов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997;36:737–744. [PubMed] [Google Scholar]

72. Biederman J, Faraone S, Milberger S, et al. Проспективное 4-летнее последующее исследование гиперактивности с дефицитом внимания и связанных с ней расстройств. Арх генерал психиатрия. 1996; 53: 437–446. [PubMed] [Google Scholar]

73. Баркли Р.А. Поведенческое торможение, устойчивое внимание и исполнительные функции: построение единой теории СДВГ. Психологический бык. 1997; 121:65–94. [PubMed] [Google Scholar]

74. Bussing R, Gary FA, ​​Mason DM, Leon CE, Sinha K, Garvan CW. Детский темперамент, СДВГ и напряжение опекунов: изучение взаимосвязей в эпидемиологической выборке. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2003; 42: 184–19.2. [PubMed] [Google Scholar]

75. Nigg JT, John OP, Blaskey LG, et al. «Большая пятерка» и симптомы СДВГ: связь между личностными чертами и клиническими симптомами. J Pers Soc Psychol. 2002; 83: 451–469. [PubMed] [Google Scholar]

76. Rettew DC, Copeland W, Stanger C, Hudziak JJ. Связь между темпераментом и экстернализирующими расстройствами DSM-IV у детей и подростков. Джей Дев Бехав Педиатр. 2004; 25: 383–391. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Белый JD. Личность, темперамент и СДВГ: обзор литературы. Индивидуальные дифф. 1999;27:589–598. [Google Scholar]

78. Шмек К., Пустка Ф. Расстройства темперамента и деструктивного поведения. Психопатология. 2001; 34: 159–163. [PubMed] [Google Scholar]

79. Клюгер А.Н., Зигфрид З., Эбштейн Р.П. Метаанализ связи между полиморфизмом DRDR и поиском новизны. Мол Психиатрия. 2002; 7: 712–717. [PubMed] [Google Scholar]

80. Нигг Дж. Т., Голдсмит Х. Х., Сачек Дж. Темперамент и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разработка модели множественных путей. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004; 33:42–53. [PubMed] [Академия Google]

81. Фрик П.Дж., Моррис А.С. Темперамент и пути развития поведения проблем. Дж. Клин Детский подростковый психол. 2004; 33:54–68. [PubMed] [Google Scholar]

82. Hubbard JA, Smithmyer CM, Ramsden SR, et al. Наблюдательные, физиологические и самоотчетные показатели детского гнева: отношение к реактивной и проактивной агрессии. Детский Дев. 2002; 73: 1101–1118. [PubMed] [Google Scholar]

83. Бреннан П.А., Холл Дж., Бор В., Наджман Дж.М., Уильямс Г. Интеграция биологических и социальных процессов в связи с ранней устойчивой агрессией у мальчиков и девочек. Дев Психология. 2003;39: 309–323. [PubMed] [Google Scholar]

84. Моффит Т.Е., Каспи А. Предикторы детства различают стойкие и ограниченные подростками антисоциальные пути у мужчин и женщин. Дев психопат. 2001; 13: 355–376. [PubMed] [Google Scholar]

85. Шилдс А., Чиккетти Д. Реактивная агрессия среди детей, подвергшихся жестокому обращению: влияние нарушения регуляции внимания и эмоций. Дж. Клин Детская психология. 1998; 27: 381–395. [PubMed] [Google Scholar]

86. Frick PJ, Cornell AH, Bodin SD, Dane HA, Barry CT, Loney BR. Бездушно-неэмоциональные черты и подтипы расстройств поведения. Дев Психология. 2003;39: 246–260. [PubMed] [Google Scholar]

87. Лони Б.Р., Фрик П.Дж., Клементс К.Б., Эллис М.Л., Керлин К. Бездушно-неэмоциональные черты, импульсивность и эмоциональная обработка у антисоциальных подростков. J Clin Child Adolesc Psychol. 2003; 32: 139–152. [PubMed] [Google Scholar]

88. Фаулз, округ Колумбия. Психофизиология и психопатология: мотивационный подход. Психофизиология. 1988; 25: 373–391. [PubMed] [Google Scholar]

89. Kuo PH, Chih YC, Soong WT, Yang HJ, Chen WJ. Оценка личностных особенностей и их связи с поведенческими проблемами у подростков: трехмерный личностный опросник и юношеский личностный опросник Айзенка. Компр Психиатрия. 2004; 45:20–28. [PubMed] [Академия Google]

90. Gotlieb IH, Lewinson PM, Seeley JR. Симптомы по сравнению с диагнозом депрессии: различия в психосоциальном функционировании. J Consult Clin Psychol. 1995; 63: 90–100. [PubMed] [Google Scholar]

91. Ruscio J, Ruscio AM. Информирование о полемике о непрерывности: таксометрический анализ депрессии. J Abnorm Psychol. 2000; 109: 473–487. [PubMed] [Google Scholar]

92. Кларк Л.А., Уотсон Д. Трехсторонняя модель тревоги и депрессии: психометрические данные и таксономические последствия. J Abnorm Psychol. 1991;100:316–336. [PubMed] [Google Scholar]

93. Chorpita BF, Plummer CM, Moffitt CE. Отношения трехсторонних измерений эмоций к детской тревоге и расстройствам настроения. J Abnorm Child Psychol. 2000; 28: 299–310. [PubMed] [Google Scholar]

94. Ангольд А., Костелло Э.Дж. Депрессивная коморбидность у детей и подростков: эмпирические, теоретические и методологические вопросы. Am J Психиатрия. 1993; 150:1779–1791. [PubMed] [Google Scholar]

95. Anthony JL, Lonigan CJ, Hooe ES, Phillips BM. Аффективная иерархическая модель темперамента и ее связь с интернализирующей симптоматикой. J Clin Child Adolesc Psychol. 2002; 31: 480–49.0. [PubMed] [Google Scholar]

96. Caspi A, Moffitt TE, Newman DL, Silva PA. Поведенческие наблюдения в возрасте 3 лет предсказывают психические расстройства у взрослых: продольные данные когорты рождения. Арх генерал психиатрия. 1996; 53: 1033–1039. [PubMed] [Google Scholar]

97. Дэвис П.Т., Уиндл М. Межродительские разногласия и траектории адаптации подростков: усиливающая и защитная роль внутриличностных качеств. Детский Дев. 2001; 72: 1163–1178. [PubMed] [Академия Google]

98. Айзенберг Н., Камберленд А., Спинрад Т.Л. и соавт. Лосоя С.Х., Гатри И.К., ред. Отношения регуляции и эмоциональности к экстернализирующему и интернализирующему проблемному поведению детей. Детский Дев. 2001; 72:1112–1134. [PubMed] [Google Scholar]

99. John OP, Caspi A, Robins PW, Moffitt TE, Stouthamer-Loeber M. «Маленькая пятерка»: исследование номологической сети пятифакторной модели личности мальчиков-подростков. Детский Дев. 1994; 65: 160–178. [PubMed] [Google Scholar]

100. Caspi A, Henry B, McGee RO, Moffitt TE, Silva PA. Темпераментные истоки проблем поведения детей и подростков: от трех до пятнадцати лет. Детский Дев. 1995;66:55–68. [PubMed] [Google Scholar]

101. Biederman J, Rosenbaum JF, Bolduc-Murphy EA, et al. 3-летнее наблюдение за детьми с поведенческим торможением и без него. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993; 32: 814–821. [PubMed] [Google Scholar]

102. Schwartz CE, Snidman N, Kagan J. Подростковая социальная тревожность как результат заторможенного темперамента в детстве. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1999; 38:1008–1015. [PubMed] [Google Scholar]

103. Tillman R, Geller B, Craney JL, et al. Факторы темперамента и характера в препубертатном и раннем подростковом фенотипе биполярного расстройства по сравнению с гиперактивным и нормальным контролем с дефицитом внимания. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2003; 13: 531–543. [PubMed] [Академия Google]

104. Кляйн Д.Н., Дурбин С.Е., Шенкман С.А., Сантьяго, Нью-Джерси. Депрессия и личность. В: Gotlieb IH, Hammen CL, редакторы. Справочник по депрессии и ее лечению. Нью-Йорк: Гилфорд; 2002. С. 115–140. [Google Scholar]

105. Akiskal HS, Maser JD, Zeller PJ, et al. Переход от «униполярного» к биполярному II. 11-летнее проспективное исследование клинических и темпераментных предикторов у 559 пациентов. Арх генерал психиатрия. 1995; 52: 114–123. [PubMed] [Google Scholar]

106. Пулккинен Л., Питканен Т. Проспективное исследование предвестников алкогольной зависимости в молодом возрасте. Джей Стад Алкоголь. 1994;55:578–587. [PubMed] [Google Scholar]

107. Уиллс Т.А., Дишион Т.Дж. Темперамент и употребление психоактивных веществ подростками: трансакционный анализ возникающего самоконтроля. Дж. Клин Детская подростковая психология. 2004; 33: 69–81. [PubMed] [Google Scholar]

108. Lerner JV, Vicary JR. Сложный темперамент и употребление наркотиков. Дж. Наркотиков. 1984; 14:1–8. [PubMed] [Google Scholar]

109. Уиллс Т.А., Сэнди Дж.М., Ягер А. Темперамент и употребление психоактивных веществ подростками: подход к риску и защите. J Перс. 2000;68:1127–1152. [PubMed] [Академия Google]

110. Уиллс Т.А., Уиндл М., Клири С.Д. Темперамент и стремление к новизне при употреблении психоактивных веществ подростками. J Pers Soc Psychol. 1998; 74: 387–406. [PubMed] [Google Scholar]

111. Masse LC, Tremblay RE. Поведение мальчиков в детском саду и начало употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. Арх генерал психиатрия. 1997; 54: 62–68. [PubMed] [Google Scholar]

112. Уиллс Т.А., Ваккаро Д., Макнамара Г. Поиск новизны и родственные конструкции как предикторы употребления психоактивных веществ подростками. J Subst Злоупотребление. 1994;6:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

113. Cloninger CR, Svrakic DM, Bayon C, Przybeck TR. Измерение психопатологии как вариантов личности. В: Cloninger CR, редактор. Личность и психопатология. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая пресса; 1999. [Google Scholar]

114. Кларк Л.А., Кочанска Г., Рэди Р. Личность матери и ее взаимодействие с темпераментом ребенка как предикторы родительского поведения. J Pers Soc Psychol. 2000; 79: 274–285. [PubMed] [Академия Google]

115. Реттью Д.С., Макки Л., Стангер С., Худзяк Дж.Дж. Плохая подгонка: темпераментные взаимодействия между детьми и родителями. Документ представлен на 51-й ежегодной конференции Американской академии детской и подростковой психиатрии; октябрь 2004 г.; Вашингтон. [Google Scholar]

116. Carey WB. Проблемы диагностики внимания и деятельности. Педиатрия. 1999; 103: 664–667. [PubMed] [Google Scholar]

117. Левинсон П.М., Стейнмец Дж.Л., Ларсон Д.В., Франклин Дж. Когниции, связанные с депрессией: предыстория или следствие? J Abnorm Psychol. 1981;3:213–219. [PubMed] [Google Scholar]

118. Copeland MP, Daly E, Hines V, et al. Психиатрическая симптоматика и продромальная болезнь Альцгеймера. Alz Dis Assoc Disord. 2003; 17:1–8. [PubMed] [Google Scholar]

119. Slutske WS, Heath AC, Dinwiddie SH, et al. Моделирование генетических и экологических влияний на этиологию расстройства поведения: исследование 2682 пар взрослых близнецов. J Abnorm Psychol. 1997; 106: 266–279. [PubMed] [Google Scholar]

120. Gjone H, Stevenson J, Sundet JM, Eilertsen DE. Изменения в наследственности при повышении уровня поведенческих проблем у молодых близнецов. Поведение Жене. 1996;26:419–426. [PubMed] [Google Scholar]

121. Lengua LJ, Wolchik SA, Sandles IN, West SG. Аддитивные и интерактивные эффекты воспитания и темперамента в прогнозировании проблем адаптации детей после развода. Дж. Клин Детская психология. 2000; 29: 232–244. [PubMed] [Google Scholar]

122. Моррис А.С., Силк Дж.С., Стейнберг Л., Сесса Ф.М., Авеневоли С., Эссекс М.Дж. Темпераментная уязвимость и негативное воспитание как взаимодействующие предикторы развития ребенка. Дж Марр Фам. 2002; 64: 461–471. [Академия Google]

123. Nolen-Hoeksema S, Girgus JS, Seligman MEP. Предикторы и последствия депрессивных симптомов у детей: 5-летнее продольное исследование. J Abnorm Psychol. 1992; 101:405–422. [PubMed] [Google Scholar]

124. Биверс К.Г., Мейер Б. Отсутствие положительного опыта и положительных ожиданий опосредуют взаимосвязь между чувствительностью БАС и депрессией. Познание Эмо. 2002; 16: 549–564. [Google Scholar]

125. Lonigan CJ, Vasey MW, Phillips BM, Hazen RA. Темперамент, тревожность и обработка стимулов, связанных с угрозой. Дж. Клин Детская подростковая психология. 2004; 33:8–20. [PubMed] [Академия Google]

126. Айзенберг Н., Фабес Р.А., Гатри И.К., Райзер М. Диспозиционная эмоциональность и регуляция: их роль в прогнозировании качества социального функционирования. J Pers Soc Psychol. 2000; 78: 136–157. [PubMed] [Google Scholar]

127. Olson SL, Schilling EM, Bates JE. Измерение импульсивности: конструктивная согласованность, лонгитюдная стабильность и отношения с экстернализацией проблем в среднем детстве и подростковом возрасте. J Abnorm Child Psychol. 1999; 27: 151–165. [PubMed] [Академия Google]

128. Айзенберг Н., Моррис А.С. Детская эмоциональная регуляция. Adv Child Dev Behav. 2002; 30:189–229. [PubMed] [Google Scholar]

129. Ge X, Conger RR, Cadoret RJ, et al. Интерфейс развития между природой и воспитанием: модель взаимного влияния антисоциального поведения ребенка и поведения родителей. Дев Психология. 1996; 32: 574–589. [Google Scholar]

130. Dishion TJ, French DC, Patterson GR. Развитие и экология асоциального поведения. В: Cicchetti D, Cohen D, редакторы. Руководство по психопатологии развития. Нью-Йорк: Уайли; 1995. [Google Scholar]

131. Додж К.А., Петтит Г.С. Биопсихосоциальная модель развития хронических проблем поведения в подростковом возрасте. Дев Психология. 2003; 39: 349–371. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

132. Widiger TA, Verheul R, van den Brink W. Личность и психопатология. В: Первин Л.А., Джон О.П., редакторы. Справочник личности: теория и исследования. Нью-Йорк: Гилфорд; 1999. С. 347–366. [Google Scholar]

133. Ши М.Т., Леон А.С., Мюллер Т.И., Соломон Д.А., Уоршоу М.Г., Келлер М.Б. Приводит ли глубокая депрессия к стойким изменениям личности? Am J Психиатрия. 1996;153:1404–1410. [PubMed] [Google Scholar]

134. Уокер Э.Ф., Дифорио Д., Баум К. Невропатология развития и предвестники шизофрении. Acta Psychiatr Scand Suppl. 1999; 395:12–19. [PubMed] [Google Scholar]

135. Hirshfeld-Becker DR, Biederman J. Обоснование и принципы раннего вмешательства у маленьких детей с риском развития тревожных расстройств. Clin Child Fam Psychol Rev. 2002; 5: 161–172. [PubMed] [Google Scholar]

136. Olds D, Henderson CR, Jr, Cole R, et al. Долгосрочные эффекты посещения дома медсестры на преступное и антиобщественное поведение детей: 15-летнее наблюдение за рандомизированным контролируемым исследованием. ДЖАМА. 1998;280:1238–1244. [PubMed] [Google Scholar]

137. Dadds MR, Holland DE, Laurens KR, Mullins M, Barrett PM, Spence SH. Раннее вмешательство и профилактика тревожных расстройств у детей: результаты 2-летнего наблюдения. J Consult Clin Psychol. 1999; 67: 145–150. [PubMed] [Google Scholar]

138. Дерриберри Д., Рид М.А. Нарушения внимания, связанные с тревогой, и их регулирование с помощью контроля внимания. J Abnorm Psychol. 2002; 111: 225–236. [PubMed] [Google Scholar]

139. Компас Б.Е., Коннор-Смит Дж., Джасер С. Темперамент, стрессовая реакция и преодоление: последствия депрессии у детей и подростков. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004; 33:21–31. [PubMed] [Академия Google]

140. Swedo SE. Детские аутоиммунные нервно-психические расстройства, связанные со стрептококковыми инфекциями (PANDAS) Mol Psychiatry. 2002;7 приложение 2:S24–S25. [PubMed] [Google Scholar]

141. Лемери К.С., Эссекс М.Дж., Смидер Н.А. Выявление связи между темпераментом и симптомами поведенческих проблем путем устранения путаницы измерений: экспертные оценки и факторный анализ. Детский Дев. 2002; 73: 867–882. [PubMed] [Google Scholar]

142. Lengua LJ, West SG, Sandler IN. Темперамент как предиктор симптоматики у детей: устранение контаминации мер. Детский Дев. 1998;69:164–181. [PubMed] [Google Scholar]

Что такое детский темперамент? (9 черт темперамента)

С некоторыми детьми легко. Они спят всю ночь, едят через равные промежутки времени, и новые ситуации или люди их мало беспокоят. Они улыбаются своим родителям, не боятся незнакомцев и могут заснуть где угодно.

Других детей, однако, трудно уложить спать и они плачут в новой обстановке или при воздействии громких звуков. Кажется, что они никогда не следуют регулярным ритмам. Следовательно, некоторые родители могут чувствовать, что они делают что-то не так.

Понимание темперамента вашего ребенка поможет вам справиться с трудностями, с которыми вы столкнетесь. Знание личности вашего ребенка поможет вам обеспечить ему заботу и заботу, в которых он нуждается.

Содержание

  • Что такое темперамент?
  • 9 Черты темперамента
  • Типы темперамента
  • Таблица темперамента
  • Легкие дети лучше трудных?
  • Дифференциальная восприимчивость
  • Детский темперамент и стиль воспитания
  • Вывод

Что такое темперамент?

Темперамент ребенка – это поведение, которое видно родителям уже в первые дни после рождения. Это видно по тому, как младенцы реагируют на мир и как они выражают свои эмоции и потребности (1) . Темперамент определяется биологически и оказывает большое влияние на развитие ребенка (2) .

Первые месяцы жизни ребенка могут дать вам представление о его личности. Просто имейте в виду, что личность не статична; он продолжает развиваться. То, как вы, как родитель, реагируете на поведение ребенка, играет важную роль в жизни человека, которым он вырастает (3) .

9 Черты темперамента

Известное психологическое исследование 1970 года выявило девять поведенческих черт, которые используются для определения темперамента ребенка (4) :

1. Активность и пассивность

Насколько активен ваш ребенок в целом? Много ли они двигаются, когда спят или одеваются, или они более спокойные и мягкие?

Они много прыгают в кроватке? Разве невозможно удержать их от движения, когда вы пытаетесь их изменить?

2.

Привычка и регулярность

Соблюдает ли ребенок регулярные циклы во время еды и сна? Ваша семья не может соблюдать какие-либо графики?

3. Адаптивность ребенка

Насколько хорошо ваш ребенок адаптируется к новым ситуациям? Они принимают только известные среды и продукты? Они так же счастливы в новых ситуациях, как и в знакомых условиях?

4. Интенсивность реакций

Эмоции и реакции ребенка слишком интенсивны? Каждый крик кажется концом света? Они просто тихо скулят, когда голодны?

5. Отвлекаемость или ее отсутствие

Насколько легко вашему ребенку отвлечься? Они плачут все время, пока вы меняете им подгузник? Неужели невозможно отвлечь их внимание от всего, на что они обратили внимание?

6. Реакция на изменения

Это относится к реакции ребенка на сенсорные изменения.

Вызывает ли реакцию каждый громкий шум и изменение одежды или температуры? Они отказываются от новых продуктов?

7. Настроение ребенка

В целом ребенок в хорошем настроении или более негативен? Плачут ли они, когда им дают еду, которая им не нравится? Они склонны улыбаться, играть и плескаться, когда вы их купаете?

8.

Подход к новинкам

Открыт ли ребенок новому опыту или он более замкнут? Плачут ли они, когда видят незнакомцев (хотя в возрасте от 9 до 30 месяцев боязнь незнакомцев нормальна)? Нравится ли им новая еда, игрушки и люди?

9. Настойчивость и концентрация внимания

Легко ли ребенок сдается перед трудностями? Потеряют ли они интерес к пустышке через некоторое время? Они плачут только некоторое время после того, как проснулись?

Типы темперамента

По этим девяти характеристикам вы можете легко определить, какой тип темперамента лучше всего соответствует вашему ребенку.

Около 35 процентов младенцев может оказаться труднее отнести к одной категории (5) . Они демонстрируют характеристики разных типов темперамента, но недостаточно четко, чтобы быть частью одной из трех групп, указанных ниже:

Младенцы с легким темпераментом

Младенцы с легким темпераментом — это дети, которые регулярно спят и едят.

Как правило, они в хорошем настроении, и, кажется, их не беспокоит все, что происходит вокруг них. Они легко адаптируются к новым ситуациям и людям.

Приблизительно 40 процентов детей относятся к этой группе (6) .

Дети с трудным темпераментом

Дети с трудным темпераментом доставляют родителям бессонные ночи, особенно в первые месяцы жизни. Они много плачут и с трудом приспосабливаются к распорядку дня.

В эту группу входит около 10 процентов детей (7) .

Медленно согреваются

Некоторые дети медленно согреваются, и часто кажется, что они застенчивы или в плохом настроении.

У них низкий уровень активности, и они испытывают большие трудности при адаптации к новым вещам. Эти малыши, как правило, скорее замкнуты, чем любопытны, и внешние перемены их беспокоят. Около 15 процентов младенцев относятся к этой группе (8) .

Таблица темпераментов

Что поведение вашего ребенка говорит об его темпераменте?

Черта темперамента Легкий темперамент Медленно прогревается Трудный темперамент
Деятельность Варьируется От низкого до умеренного Варьируется
Регулярность Очень обычный Варьируется Нестандартный
Адаптивность Легко адаптируется Медленная адаптация Медленная адаптация
Интенсивность Низкий Низкий Интенсивный
Отвлекаемость Варьируется Варьируется Варьируется
Оперативность Высокий или низкий Высокий или низкий Высокий или низкий
Настроение Положительный Слегка отрицательный Отрицательный
Подход Положительный подход Сначала замкнутость, застенчивость Отзыв
Настойчивость и концентрация внимания Высокий или низкий Высокий или низкий Высокий или низкий

Легкие дети лучше трудных?

Ни один ребенок не лучше другого, хотя дети с легким характером могут показаться родителям менее сложными в воспитании (9) .

Младенцы, которые сильнее реагируют на окружающую среду, ни в коем случае не обречены вырасти трудными детьми или взрослыми. Темперамент не высечен на камне.

Легкие дети могут иметь проблемы позже, в зависимости от стиля воспитания и их опыта в раннем детстве. Точно так же сложный темперамент ребенка также не является хорошим показателем его будущей личности.

На самом деле, одно исследование показало, что младенцы, считающиеся «трудными» темпераментами, к 18 месяцам имели более сильные, чем ожидалось, языковые навыки. Чувствовалось, что дополнительное вербальное внимание, уделяемое этим младенцам, положительно влияло на их речевое развитие (10) .

Многие факторы, включая гормоны беременности и роды, могут влиять на вашего ребенка до четырех месяцев (11) . После этого их личность может измениться в зависимости от того, какую информацию они получают от окружающей среды на протяжении всего своего детства.

Важно то, как вы, как родитель, реагируете. Вот где роль соответствия между родителем и их ребенком вступает в игру. Приспособленность относится к тому, насколько темперамент ребенка совместим с его или ее окружением.

Pro Tip

Как родитель, вы должны изменить окружающую среду, чтобы она соответствовала типу темперамента ребенка. Это еще более важно в случае более трудного ребенка. Если вы проявляете нетерпение к плачущему ребенку, вы можете навредить его развитию, особенно если он очень чувствителен (12) .

Дифференциальная восприимчивость

Исследования показали, что природа наделяет вашего ребенка первыми личностными качествами в раннем возрасте, но воспитание также влияет на развитие ребенка.

Сначала младенец реагирует на свое окружение так, как в основном управляют его гены. Позже их жизненный опыт формирует эти биологические закономерности и помогает сделать их сильнее или более уязвимыми в моменты стресса (13) .

Эти различия в совокупности называются дифференциальной восприимчивостью. Они объясняют, почему даже братья и сестры в одной семье развиваются по-разному. Даже если стиль воспитания одинаков, каждый ребенок по-разному воспринимает окружающий мир (14) .

Вот почему особенно важно понимать уникальный темперамент вашего ребенка.

Темперамент ребенка и стиль воспитания

Что это означает для родителей, которые ищут наилучшие способы обращения со своими чувствительными детьми? Самое главное — поощрять ребенка к более благоприятному поведению с помощью положительного подкрепления.

Трудные дети

Если ваш ребенок много плачет, это нормально чувствовать себя подавленным и чувствовать, что это ваша вина, что он несчастен. Родители трудного ребенка должны сохранять спокойствие, даже если ребенок расстроен. Если у него проблемы с регулярностью, постарайтесь придерживаться определенного графика приема пищи и сна, насколько это возможно.

«Трудные» дети больше всего страдают от своего окружения, и им часто требуется больше родительской поддержки. Им нужна не только структура и последовательность, но и много терпения. Как вы уже, наверное, догадались, родителям может потребоваться использовать разные стили воспитания трудных детей (15) .

Easy Babies

С другой стороны, более счастливые дети с легкостью позволяют своим родителям плавать в первые месяцы жизни. Тем не менее, эти дети также легко пренебрегают. Поскольку они мало жалуются, в конечном итоге они могут проводить меньше времени с родителями и больше в одиночестве (16) .

Медленно согревается

Если ваш ребенок медленнее согревается, попробуйте позволить ему адаптироваться к новым вещам в своем собственном темпе. Учитывайте особенности вашего ребенка. Поощряйте их в новых ситуациях, но не навязывайте им свои действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *