Что такое эмоционально-социальный интеллект, и как он влияет на наш успех
Основная задача менеджера – эффективно выстраивать работу команды и взаимодействие между различными подразделениями. Именно поэтому умение понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими, позволит добиться наилучших результатов. При этом такой навык будет полезен для сотрудников на любом уровне профессионального развития – он помогает эффективно налаживать коммуникацию с коллегами и грамотно выстраивать работу в коллективе. Ольга Лоскутова, вице-президент бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool, рассказала, что такое социальный и эмоциональный интеллект, чем они отличаются, а также как составить план личностного развития.
Как правильно: социальный или эмоциональный интеллект?
Последнее время мы часто слышим на работе, в СМИ или от знакомых о таких понятиях, как социальный и эмоциональный интеллект. Но что они в действительности значат и как влияют на нашу жизнь? В середине XX века в научном сообществе появился термин «эмоциональный интеллект», который характеризовал способность человека понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями других людей. С течением времени эта теория получила множество развитий, в числе которых был и «социальный интеллект». Он означал способность человека эффективно существовать в обществе: чувствовать и понимать контекст ситуации, общаться с окружающими, слушать их и влиять на их убеждения. Социальный интеллект развивается через наш успешный и не очень опыт взаимодействия с людьми и нашу способность анализировать и учиться на своих ошибках (читайте также: «Теория бизнес-позитива: как работают зеркальные нейроны и эмпатия»).
По существу, эти понятия взаимосвязаны, и социальный интеллект логично вытекает из эмоционального. Эмоции связаны с нашими глубинными ценностями и убеждениями. Если что-то идет вразрез с ними, то появляются негативные эмоции, и, наоборот, если согласуется – то позитивные. Эмоции затем формируют поведение, которое напрямую влияет на отношения с окружающими, на карьеру, а значит и на будущее в целом. Именно поэтому уровень нашего эмоционально-социального интеллекта определяет нашу жизнь.
Как работать с эмоционально-социальным интеллектом?
Когда идет речь о профессиональном и личностном развитии, то нужно понять, какие у вас есть ограничения или барьеры, что заставляет вас вести себя определенным образом и что является вашими триггерами – события или ситуации, которые вызывают те или иные эмоции. Есть 4 стадии работы с эмоционально-социальным интеллектом:
Понимание собственных эмоций. На первом этапе важно научиться осознавать, что вы чувствуете и что вызывает те или другие эмоции. Например, если во время важной встречи вы неожиданно начали активно защищать свою позицию, то коллеги могут расценить это как агрессию и будут вести разговор в том же тоне. В такой ситуации нужно остановиться и задуматься, почему у вас возникло желание защищаться, какие слова или действия вызвали такую реакцию – почему вы почувствовали именно эти эмоции.
Управление своими эмоциями. От понимания, что вы чувствуете, приходит способность к управлению эмоциями. Например, как только вы осознали, что вопросы коллег или их контраргументы к вашему предложению могут спровоцировать желание более эмоционально отстаивать свою позицию, то вы можете осознанно решить не поддаваться этому триггеру.
Понимание эмоций других людей. Как только вы достигаете гармонии с самим собой, то готовы перейти на новый уровень – к эффективному взаимодействию с другими. Например, если во время общей встречи коллега начал вас «атаковать» и засыпать вопросами, первый шаг – понять, что для него важно в этой ситуации, какие эмоции он испытывает, почему начал так себя вести и могли ли вы его как-то задеть. Важно научиться не только отслеживать свои эмоции, но и чужие.
Управление эмоциями других людей – наивысший уровень мастерства. Овладев навыком эмпатии, человек может влиять на эмоции и, следовательно, на поведение окружающих.
Зачем нужен личностный план развития?
Профессиональное развитие неразрывно связанно с личностным ростом. Невозможно стать хорошим менеджером, не став зрелым человеком – это взаимосвязанные вещи. Развивая себя как личность и работая над своим эмоционально-социальным интеллектом, вы также сможете не только добиться успехов в карьере, но и в личной жизни.
Первый шаг – задуматься о том, что ограничивает вас и что вы бы хотели развить в себе и в своих отношениях с окружающими людьми. Важно не бояться действовать, только через опыт возможно развитие. План поможет собрать все мысли воедино и разработать пошаговую стратегию. Выберете 3 основных направления для развития и сформулируйте 3 цели. Их нужно ставить максимально четко и практично, представляя конечный результат. Полезно не воспринимать этот процесс как изменение себя, лучше фокусироваться на становлении лучшей версии себя, сохраняя свою особенность и индивидуальность. Вот несколько примеров целей и подсказок, как с ними работать.
Цель №1. Научиться спокойно и конструктивно реагировать на критику во время деловых встреч
Продолжая пример, упомянутый выше, на совещаниях вы высказываете свое предложение, но услышав сомнения со стороны коллег, переходите в оборонительную позицию и начинаете эмоционально защищать свои идеи. Хотя конструктивный диалог с коллегами помог бы общему делу.
Если вы понимаете, что с этой ситуацией нужно что-то делать – половина пути пройдена. Затем нужно подумать, почему вы почувствовали себя уязвимым. Дальше самая верная стратегия – не принимать все близко к сердцу («ничего личного, только бизнес»). У коллег нет цели вас обидеть, у них просто есть другая перспектива и другое мнение. Вместо того, чтобы обороняться, стоит спросить, что они имеют в виду. Открытость к чужому мнению позволит не только расширить ваше понимание ситуации и улучшить результат работы, но и наладить отношения с коллегами. Вы можете сформулировать другое более полезное восприятие к подобным ситуация: например, если есть вопросы и другая точка зрения, это не значит, что вы не правы или вас не принимают, это просто приглашение к дискуссии, обмену мнениями и поиску приемлемого для всех решения.
Договоритесь с собой и сделайте частью вашего плана следующие действия: как только почувствуете, что реагируете на ваши «триггеры» – остановитесь, возьмите небольшую паузу и подумайте, как вы можете отреагировать более конструктивным образом. Например, вместо повторения своих аргументов задайте вопросы, чтобы лучше прояснить позицию коллеги.
Цель №2. Увеличить продуктивность деловых встреч
Эффективность встреч на работе может зависеть от многих факторов, но с точки зрения эмоционального интеллекта важно, чтобы коллеги были на одной волне. Когда руководитель ведет какой-то проект, ему обязательно нужно понимать, какие ключевые сотрудники будут влиять на успех дела. Важно до начала встречи узнать их мнения и предварительно обсудить возможные «болевые» моменты. Не нужно стесняться подойти и прямо спросить, что они думают по конкретному вопросу. Подготовительная работа до встречи – важный компонент успешных переговоров. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом не будут иметь жаркие баталии на встречах, потому что они уже продумали, какая реакция будет у ключевых сотрудников и проконсультировались с ними.
Цель №3. Завязать полезные контакты для развития карьеры
Если вы хотите двигаться вперед по карьерной лестнице, то хорошие отношения с коллегами могут существенно ускорить профессиональный рост. Как же завязать полезные деловые контакты? Прежде всего, важны не только отношения с прямым руководителем, но и с другими коллегами, которые также влияют на ваши карьерные перспективы. Например, вы – бренд-менеджер и подчиняетесь директору по маркетингу. Но не стоит забывать и про директора по продажам, который работает с последним в тесной связке. Если вы не выстроите с главой отдела продаж доверительных отношений, то вероятность стать руководителем направления маркетинга будет низкой. Более того, в современных компаниях все решения о продвижении по службе, как правило, принимаются группой людей. Выберите несколько коллег, с которыми хотели бы наладить отношения и спросите себя: «Какие точки соприкосновения у меня могут быть с этими людьми?». Вам как бренд-менеджеру будет полезно время от времени лично встречаться с директором по продажам и узнавать его мнение по определенным вопросам. Это позволит вам не только расширить свое понимание ситуации и получить новые знания, но и построить хорошие отношения.
Важно также правильное отношение к этой цели. Ни в коем случае речь не идет про «подлизывание» или «манипуляцию». Важно только ваше искреннее желание получить новые знания, расширить свою «картину мира» и построить хорошие доверительные отношения с коллегами, чтобы успешно вместе развивать бизнес. Люди всегда чувствуют, что на самом деле вами движет.
И напоследок …
Как только выбраны цели и составлен план их достижения, важно потренировать новую модель поведения минимум 15 раз, чтобы закрепилась привычка. В конце каждого дня полезно выделять по 10 минут на анализ: как вы продвигаетесь в достижении ваших целей, какие навыки удалось потренировать, что получилось и на что обратить внимание в следующий раз.
Эксперт:
вице-президент бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool.
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Читать онлайн «Социальный и эмоциональный интеллект.
От процессов к изменениям» – ЛитресПод редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08–06–16040д
© Институт психологии Российской академии наук, 2009
Введение
В 2004 г. в издательстве Института психологии РАН под редакцией Д. В. Люсина и Д. В. Ушакова вышла книга «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования». В нее входили статьи, посвященные теоретическим, экспериментальным и психометрическим исследованиям социального интеллекта. За прошедшее с тех пор время интерес к данной проблематике еще больше возрос, с чем связано появление настоящей книги, которая в определенном смысле является продолжением предыдущей. Она посвящена последним разработкам в области социального и эмоционального интеллекта и включает в себя статьи различных жанров, от теоретических до экспериментально-прикладных, написанных ведущими специалистами в данной области.
Притягательность темы эмоционального и социального интеллекта понятна. Философов и психологов издавна интересовала проблема соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики человека. Различение этих сфер и даже абстрагирование от одной из них при рассмотрении другой оказывается продуктивным и для философских построений, и при проведении эмпирических психологических исследований. В то же время практически все авторы признают, что на самом деле эти две сферы неразделимы и в любой момент человеческой жизни работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы. Точнее говорить даже не о совместном функционировании двух типов процессов, а о том, что любой психический процесс имеет когнитивный и эмоциональный аспекты. Вместе с тем, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики. С этой точки зрения понятия социального и эмоционального интеллекта оказываются особенно важными и актуальными, так как они находятся на стыке изучения когнитивных и эмоциональных явлений. Представляется, что они имеют серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне.
В экспериментальной психологии интерес к связи между когнитивными и эмоционально-мотивационными процессами стал проявляться особенно ярко как минимум с 1940-х годов, когда в психологии восприятия возникло движение «Новый взгляд». С тех пор накоплено большое количество данных и предложен ряд теоретических моделей, показывающих, как эмоциональные состояния человека или эмоциональная окрашенность перерабатываемого материала влияют на восприятие, внимание, память, мышление. В то же время в психологии эмоций последних десятилетий особое внимание уделяется когнитивным факторам, обусловливающим то, какие эмоции и каким образом будут переживаться человеком. Исследования социального и эмоционального интеллекта хорошо вписываются в эти направления психологии, с одной стороны, основываясь на их результатах, с другой стороны, способствуя их дальнейшему развитию.
Тема эмоционального и социального интеллекта также представляется важной с точки зрения практики. Опыт повседневной жизни подсказывает психологам, что хорошее понимание эмоций и различных социальных коллизий позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни. Кажется возможным, что во всех этих областях эмоциональный и социальный интеллект не менее, а часто – и более важен, чем интеллект общий. Хотя эмпирические данные далеко не всегда подтверждают эту догадку, она продолжает привлекать исследователей.
Какие изменения произошли в русскоязычной психологии социального и эмоционального интеллекта за пять лет с момента выхода в свет предыдущей книги? Сопоставительный анализ двух книг свидетельствует, с одной стороны, о достаточно серьезном прогрессе, а с другой – об изменении акцентов.
Книга 2004 г. – это обозначение первых шагов отечественной науки в плане исследования индивидуальных особенностей социального и эмоционального интеллекта. В той книге фактически сделаны три основные вещи: представлены созданные и использовавшиеся в России к тому моменту методики измерения социального и эмоционального интеллекта, привлечены исследования процессов переработки социальной и эмоциональной информации, а также предложены концептуальные рамки для осмысления проблематики. Можно констатировать, что нынешняя книга фиксирует существенное изменение. В ней сообщается о разработке ряда новых и усовершенствовании уже имевшихся методов измерения. Проведена адаптация широко известных зарубежных методик (теста на эмоциональный интеллект MSCEIT, теста эмоциональной креативности Эверилла). Методический репертуар российского исследователя, таким образом, расширяется. Однако более важно то, что книга знаменует начало достаточно широкого использования методик оценки эмоционального и социального интеллекта в связи с показателями личностных достижений и позиций человека – лидерства, самоактуализации, эмоциональных реакций на несправедливость и т. д. Во многих случаях при этом используются те методы, о разработке которых сообщалось в предыдущей книге, как, например, опросник ЭмИн. Интересно, что в отечественных работах, отраженных в книге, эмоциональный и социальный интеллект часто оказываются значимо связаны с показателями реальной жизни. У западных коллег эти связи выглядят существенно скромнее.
Расширился спектр работ, посвященных механизмам социального и эмоционального познания. В нынешней книге представлены исследования переработки эмоциональной и социальной информации, онтогенеза и даже психофизиологических механизмов.
Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Следует отметить, что тенденция роста интереса к эмоциональному интеллекту в отечественной науке соответствует общемировой тенденции, хотя и с некоторой задержкой. На рисунке 1 показан рост числа публикаций по социальному и эмоциональному интеллекту, а также социальным и эмоциональным когнициям с 1960–2006 гг.
Рис. 1. Динамика публикаций в период 1960–2006 гг.
Первое, что бросается в глаза – объем публикаций по всем четырем направлениям сильно возрос. Более пристальный анализ показывает, однако, что рост в четырех областях не был равномерным. Первоначально исследования социального интеллекта и социальных когниций преобладали: работы по эмоциональным когнициям появляются лишь в 1980-х годах, а по эмоциональному интеллекту – в 1990-х. Однако к рубежу веков ситуация существенно поменялась: если число исследований эмоциональных когниций, хотя и быстро растет, но далеко еще не достигло уровня исследований социальных когниций, то эмоциональный интеллект стал во много раз более популярной темой, чем интеллект социальный. Можно вспомнить, что Дж. Мейер и П. Сэловей вводили эмоциональный интеллект как часть интеллекта социального. Ныне исследования этой части ведутся интенсивнее, чем исследования всех остальных частей, вместе взятых.
Аналогичная тенденция наблюдается и в российской психологии. В настоящей книге представлены эмпирические исследования, которые выполнены в основном с применением методов диагностики эмоционального интеллекта. Еще недавно достаточно популярные методики, направленные на изучение социального интеллекта, отходят на второй план.
Итак, можно констатировать, что отечественная психология социального и эмоционального интеллекта эволюционирует и движется примерно в том же направлении, что и западная. Чего же ожидать дальше? Что можно надеяться увидеть в аналогичной книге, если она выйдет в свет еще через пять лет, в 2014 г.? Оптимальный сценарий, как представляется, включал бы прогресс в трех областях: разработке новых методик, понимании роли эмоционального и социального интеллекта в жизни и исследовании его механизмов. Причем во всех этих областях желателен прогресс не столько вширь, сколько вглубь.
Хотелось бы, чтобы в плане методик произошел переход от количественного накопления к качественному совершенствованию. Для этого необходимо осознание того факта, что современные методики измерения эмоционального интеллекта представляют собой фактически вариации на две темы – задачных тестов и опросников, причем ни те, ни другие не являются полностью удовлетворительными. Поскольку адекватная операционализация является условием надежных выводов относительно любого конструкта, успешное развитие психологии эмоционального и социального интеллекта вряд ли возможно без создания принципиально новых диагностических подходов.
В плане понимания роли эмоционального и социального интеллекта в жизни можно ожидать движения в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оптимизм в отношении предсказательных способностей эмоционального интеллекта может поубавиться, когда мы научимся контролировать другие переменные – личностные особенности и общий интеллект. В самом деле, если обнаруживаются, например, корреляции эмоционального интеллекта с профессиональными достижениями, то они могут обусловливаться третьими переменными (такими как интеллект или личностные свойства «Большой пятерки»), коррелирующими с эмоциональным интеллектом и обусловливающими профессиональный успех. Контроль за правдоподобными кандидатами на роль этих третьих переменных является важным условием корректности подобных исследований. С другой стороны, создание новых методов диагностики может вывести исследователей на обнаружение более сильных зависимостей между эмоциональным интеллектом и достижениями в жизни. Во всех случаях необходимо двигаться от простого корреляционного понимания связи между эмоциональным интеллектом и жизненным успехом человека к более сложному, при котором роль эмоционального интеллекта опосредована типом жизненных ситуаций, через которые приходится проходить человеку, полученным им опытом и т. д.
Наконец, принципиально важно продвинуться в понимании механизмов работы социального и эмоционального интеллекта. В наш рациональный век мы склонны рассматривать эмоции как какое-то не очень нужное, а иногда и препятствующее рациональному решению проблем сопровождение когнитивной деятельности. Если это так, то и эмоциональный интеллект – нечто вполне второстепенное. Чтобы отвести эмоциональному интеллекту подобающее место, необходимо по-новому осмыслить роль эмоций в жизни людей.
Д. В. ЛюсинД. В. Ушаков
Теоретические подходы и экспериментальные исследования
Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы
[1]Д. В. Ушаков
Понятие эмоционального интеллекта, которое на протяжении последних двух десятилетий сильно потеснило в научной литературе своего собрата – понятие социального интеллекта, имеет в психологии двойной статус. С одной стороны, это вполне академичный и респектабельный концепт, введенный весьма солидными учеными из американских университетов П. Сэловеем и Дж. Мейером. С другой, – предмет популярных книжек, вызывающий иронию у серьезных специалистов.
Надежды, возлагаемые сегодня на исследования социального и эмоционального интеллекта, становятся более понятными при сопоставлении их с интеллектом общим. С одной стороны, общий интеллект может служить образцом для исследователей социального и эмоционального интеллекта как конструкт, измеряемый с максимально возможной для психологов надежностью, обладающий к тому же большой предсказательной силой в отношении реальных жизненных достижений. С другой стороны, работы по общему интеллекту подходят к границам, у которых его могущество исчерпывается и за которыми можно ожидать вступление в силу эмоционального и социального интеллекта.
В связи с этим ниже вначале будут рассмотрены данные о том, как общий интеллект связан с успехом в жизни, начиная от школьного обучения и заканчивая профессиональной карьерой, социальным статусом и семейным положением. Затем будут показаны те сферы, где общий интеллект становится менее существенным предиктором.
Интеллект и обучение
Роль интеллекта в обучении велика и бесспорна. Успешность обучения в школе коррелирует с тестами интеллекта на уровне порядка r = 0,5. Так, корреляция теста Равена, одного из наиболее распространенных инструментов для оценки интеллекта детей и взрослых, со школьными баллами колеблется от 0,3 до 0,72 (Дружинин, 2001). За этими сухими цифрами стоит драматическая реальность. Человеческие различия в обучаемости очень велики. Исследования в Американских вооруженных силах показали, что обучение людей, показатели которых по тестам умственного развития находятся между 10-м и 30-м процентилем, займет от одного года до двух там, где обучение людей с показателями выше 30-го процентиля закончится за три месяца (Vineberg, Taylor, 1972). Разница в скорости составляет от 4 до 8 раз! И это еще не для крайних групп, а для «соседей» по оси умственного развития. Разница в скорости обучения – это на практике миллиарды долларов. Кроме того, совместное обучение людей с разными уровнями способностей снижает мотивацию и самых блестящих, и отстающих. Люди, которым учиться легко, имеют тенденцию лучше проходить через сито академического отбора и доходить до более высоких ступеней образовательной лестницы. Поэтому не удивительно, что обнаруживается корреляция интеллекта (в районе r = 0,55) с продолжительностью обучения.
Интеллект и профессиональный успех
В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и тот же: интеллект – мощный предиктор успешности в работе. Перечислим несколько моментов. Во-первых, высокая предсказательная валидность теста интеллекта наблюдается для всех групп профессий без исключения. Во-вторых, тест интеллекта оказывается валиден не только для успешности умственного труда, но и труда, традиционно понимаемого как ручной. В-третьих, предсказательная сила тестов тем выше, чем более сложной является профессия. В-четвертых, обучение различным профессиям оказывается практически в равной мере зависимым от интеллекта.
Еще один показательный результат, который получен в исследованиях, – корреляция тестов интеллекта всегда выше с объективными показателями успешности труда, чем с оценками коллег или начальников (Gottfredson, 1986).
В психологии накоплена информация, касающаяся не только интеллекта, но и других психологических свойств, которые могут служить предикторами успешности профессиональной деятельности. Ни одно из этих качеств не может соперничать с интеллектом на всем множестве профессий, хотя в отдельных случаях их роль существенна. Так, для малоквалифицированного ручного труда психомоторные способности в некоторых случаях оказываются более важными, чем интеллект, однако роль этих способностей сходит до нуля для сложной профессиональной деятельности (Gottfredson, 1986; Hunter, Hunter, 1984).
Характеристику полученных результатов в целом дает один из наиболее крупных современных специалистов по проблеме интеллекта Эрл Хант, который пишет: «Исследования психометрических тестов в индустрии и военных отраслях вновь и вновь показывают надежную и социально значимую предсказательную силу в отношении успешности на рабочем месте <…> Психометрические тесты часто являются лучшими предикторами успеха как в школе, так и в профессиональной деятельности» (Hunt, 1997, p. 539).
Выводы из исследований вполне согласуются с практикой. В Вооруженных силах США законом запрещен прием на работу лиц, коэффициент интеллекта которых ниже 80 баллов. Закон позволяет снижать планку лишь в ситуациях, когда страна находится в состоянии объявленной войны.
Интеллект представителей разных профессий
Следует отметить, что внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала еще более впечатляющая картина. Однако этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не выбирают сложных профессий или отсеиваются на подступах к ним.
Наиболее полную картину в этом плане мы находим в Руководстве к Тесту для отбора персонала Вандерлика[2]. За несколько десятилетий применения теста собраны данные об интеллекте претендентов на замещение самых различных должностей. Эти данные показывают, что существует значительная разница в интеллекте между претендентами на разные профессии.
Анализ существующих данных следует предварить описанием применяемых в психологии способов количественной оценки показателей интеллекта. Таких способов несколько: коэффициент интеллекта, процентили, стены и т. д. Далее приводимые в этой статье данные будут отражать наиболее распространенный показатель – коэффициент интеллекта (КИ или IQ). Для подсчета коэффициента интеллекта среднее значение выборки принимается за 100 баллов, а стандартное отклонение – за 15 или 16 баллов. При таком способе подсчета с учетом нормального характера распределения интеллектуальных показателей наиболее распространенными оказываются значения интеллекта, близкие к 100 баллам. В пределах одного стандартного отклонения от среднего значения, т. е. между 85 и 115 баллами, находится 68 % процентов населения.
В границы двух стандартных отклонений, т. е. между 70 и 130 баллами, входит уже более 95 % людей. Обычно уровень выше 130 баллов принимают как границу умственной одаренности, а уровень ниже 70 баллов – как черту умственной отсталости. При этом необходимо осознавать условность этих границ, подобно тому как условна, например, граница, отделяющая высоких людей от не очень высоких – это 170 см, или 180, или 190?
Лишь 1 % людей имеет коэффициент интеллекта, превышающий 136 баллов, а уровня в 145 баллов достигает лишь один человек на несколько десятков тысяч.
Если рассмотреть теперь уровень интеллекта представителей различных профессий, то окажется, что он неоднороден. Средний коэффициент интеллекта лиц, претендующих в США на должность нотариуса, исследователя-аналитика или менеджера по рекламе, составляет около 120 баллов. Средний интеллект кандидатов на должность сторожа или упаковщика – не более 90 баллов (Wonderlic Personnel Test, 1992). Вообще средний интеллект американцев, занятых квалифицированным трудом (адвокатов, ученых, врачей и т. д.), оценивается в 114 баллов (Storfer, 1990, p. 206). Если учесть, что интеллект в 114 баллов и выше показывают менее 20 % населения, то становится понятным, что в современных условиях повышения роли сложных профессий интеллектуальный потенциал наиболее развитых стран оказывается недостаточным для обеспечения собственных потребностей и возникает необходимость «импорта мозгов».
Представители одной профессии представляют собой относительно гомогенную в плане интеллекта выборку. Стандартное отклонение коэффициента интеллекта для представителей одной профессии составляет около 8 баллов, что практически вдвое ниже, чем в среднем по популяции (Hunter, Schmidt, Judiesch, 1990).
Интеллект и творческие достижения
Исследования живущих выдающихся людей – ученых, политиков, деятелей искусства – осуществить достаточно трудно, поскольку такие люди весьма дорожат своим временем, а доступ к ним непрост. Тем не менее, известно, по крайней мере, одно систематическое исследование психологических особенностей крупных ученых, проведенное в начале 1950-х годов Энн Ро (Roe, 1952, 1953). Ро провела исчерпывающее интервьюирование и тестирование 64 виднейших американских ученых в области физики, биологии, психологии и антропологии. Характерной особенностью ученых оказался чрезвычайно высокий психометрический интеллект. Ро использовала три шкалы интеллекта – вербальную, пространственную и математическую. Медианное значение показателей выдающихся ученых по первой из них составило 137 баллов, по последней – 166, результаты по пространственному интеллекту были промежуточными. Индивидуальные значения варьировались от 121 до 194 баллов. Учитывая, что IQ более 136 баллов демонстрирует 1 % населения, а значений в 166 баллов достигают сотые доли процента, показатели ученых следует расценить как сверхвысокие.
Также очень высокие показатели, превышающие 140 баллов, зафиксировал по Терменовскому тесту понятийного интеллекта (Termen Concept Mastery Test) Ф. Бэрон в своем исследовании творческих писателей (Baron, 1963).
Таким образом, исследования приводят к заключению, что выдающиеся в творческом отношении люди показывают очень высокие результаты по тестам интеллекта.
Социальный и эмоциональный интеллект: Вводное руководство
15 июля 2020 г.
Сотрудники Positive Action
•
Статьи SEL
Определение социального и эмоционального интеллекта относится к способности осознавать собственные чувства в настоящий момент. В академической среде это включает в себя важные навыки, такие как способность эффективно общаться с другими, работать в группах и контролировать импульсы.
Поскольку эмоции влияют на интеллектуальные процессы, учащиеся, прошедшие обучение социальному и эмоциональному интеллекту, ведут себя лучше и имеют более позитивный настрой, чем те, кто не проходил такого обучения.
Каковы компоненты социально-эмоционального интеллекта?
Социально-эмоциональный интеллект помогает учащимся чувствовать себя хорошо, совершая позитивные поступки. Мысли, действия и чувства по отношению к себе переплетены, и социально-эмоциональный интеллект предоставляет инструкции по конкретным компонентам, которые включают:
- Самосознание — Обучение самосознанию помогает учащимся научиться намеренно строить позитивные мысли и позитивное поведение .
- Самоуправление – Учащиеся учатся управлять своим временем, энергией, талантами и деньгами, что может улучшить контроль импульсивности.
- Социальная осведомленность – Позитивное взаимодействие с другими людьми требует способности сопереживать людям, которые могут происходить из самых разных слоев общества или культур. Помимо роста личного осознания и сочувствия, учащиеся учатся осознавать чувства и действия людей в их системе поддержки, включая семью, друзей и сообщество.
- Управление взаимоотношениями и социальные навыки – Учащиеся учатся относиться к другим людям с сотрудничеством и уважением, а также узнают, как позитивное отношение к другим может привести к улучшению отношений.
Улучшение навыков общения и ответственного принятия решений может оказать положительное влияние на обучение. Учащиеся, которые, возможно, испытывали страх или тревогу до изучения социально-эмоционального интеллекта, часто способны учиться быстрее. Социально-эмоциональная осведомленность может помочь ученикам на пути к успеху в школе и, в конечном счете, во взрослой жизни.
Социальный интеллект и эмоциональный интеллект
Хотя социальный интеллект и эмоциональный интеллект связаны, это не одно и то же. Эмоциональный и социальный интеллект можно рассматривать как разницу между тем, как вы или ваши ученики относитесь к себе, и тем, как вы относитесь друг к другу.
При сравнении эмоционального интеллекта и социального интеллекта эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, саморегуляцию и самоконтроль. Социальный интеллект меньше сосредоточен на собственных эмоциях или реакциях и больше сосредоточен на чувствительности к чувствам, настроениям и мотивам других, а также на способности взаимодействовать с другими как часть группы.
Как повысить социально-эмоциональный интеллект ваших учеников
Наиболее эффективная учебная среда та, в которой учащиеся проходят содержательные, сложные и поддерживающие уроки. Повышение социально-эмоционального интеллекта является важной частью обеспечения учащихся основой для академической успеваемости и позитивного социального поведения.
Для обучения эмоциональному и социальному интеллекту и расширения использования социально-эмоционального обучения в школе и в повседневной жизни можно использовать различные тактики. Учащихся можно поощрять делиться своим мнением, повышать осведомленность о своих эмоциональных реакциях и замечать позы и выражения лиц других людей. Эти навыки могут быть включены в любой предмет, например, при рассмотрении того, как химические вещества реагируют друг на друга в науке, или при анализе действий и поведения людей в истории.
Чем может помочь Positive Action
Positive Action — это социально-эмоциональная программа, которая может стимулировать интерес к обучению и улучшить поведение.
Это многоцелевая модель, которая имеет преимущества как для учащихся, так и для учителей в нескольких областях, в том числе:- Физическое состояние — Улучшение самосознания может привести к улучшению физического здоровья, включая снижение индекса массы тела.
- Эмоциональный – Улучшение социальных эмоциональных навыков может помочь уменьшить депрессию.
- Интеллектуальный – У учащихся появляется повышенное желание учиться, что приводит к повышению успеваемости.
- Социальный — Учащиеся учатся взаимодействовать с другими осмысленными и позитивными способами, что может привести к снижению издевательств
Философия, лежащая в основе «Позитивного действия», учит учащихся тому, что позитивные действия приводят к положительному отношению к себе. Positive Action — это программа, разработанная учителем для учителей. Это упрощает процесс внедрения эмоционального интеллекта и социального интеллекта с готовыми уроками, которые включают в себя подробное руководство, буклеты, рабочие листы и многое другое.
Когда учащиеся чувствуют себя хорошо, у них меньше разрушительного поведения, такого как насилие, злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами. У учащихся улучшаются отношения друг с другом, и они могут нести концепции социального и эмоционального интеллекта во взрослую жизнь, что повышает их шансы на успех и счастье. Свяжитесь с нами сегодня и узнайте, как Positive Action может революционизировать среду обучения для ваших студентов.
Разница между социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом
Ключевое различие между социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом заключается в том, что социальный интеллект — это в основном способность человека взаимодействовать с другими, тогда как эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои собственные чувства и чувства других.
Интеллект часто измеряется тестами IQ. Однако Интеллект гораздо сложнее и не всегда поддается измерению. Кроме того, социальный и эмоциональный интеллект — это две меры интеллекта, которые очень важны на уровне руководства для успеха бизнеса.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое социальный интеллект
3. Что такое эмоциональный интеллект
4. Связь между социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом
5. Сравнение бок о бок – социальный интеллект и эмоциональный интеллект в таблице Форма
6. Резюме
Социальный интеллект (SQ) достигается за счет повседневного жизненного опыта, понимания различных личностей и извлечения уроков из успехов и неудач. Обычно мы называем это «здравым смыслом». Иногда мы также можем интерпретировать SQ как умение человека, который может хорошо ладить с обществом и добиваться сотрудничества с другими.
Социальный интеллект помогает принимать решения на будущее. Например, вы используете свои знания и опыт, чтобы улучшить свою карьеру. Другими словами, SQ помогает нам выжить и добиться успеха в жизни.
Если человек социально интеллигентен, он бдителен, может легко понять будущие результаты и может быстро реагировать. Ниже приведены важные модели поведения человека с высоким SQ.
Навыки социального самовыражения
- Адаптивность
- Отличные слушатели
- Хорошие анализаторы поведения людей
- Показывает разные типы личности
- Обеспокоены впечатлением, которое они производят на других
Существует четыре принципа социального интеллекта:
- Уважение к другим.
- Уважайте разные точки зрения.
- Поведенческая осведомленность
- Эффективное принятие решений
Согласно формуле SPACE, социальный интеллект описывается как набор поведенческих моделей, способствующих развитию социального интеллекта и социальных навыков. S указывает на ситуационную осведомленность; P означает присутствие; A указывает на подлинность; для ясности, а E означает сопереживание.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) достигается путем выявления и управления своими чувствами и чувствами других. Более того, эмоциональный интеллект используется для принятия решений в текущей ситуации. Например, мы можем понять текущий контекст, идентифицируя выражения лиц людей.
Следующие существенные черты можно увидеть у человека с высоким уровнем EQ.
- Эмоциональное осознание
- Применение эмоций к решению проблем и мышлению.
- Управление эмоциями за счет способности контролировать чувства других людей и собственные эмоции.
По словам профессора Говарда Гарднера из Гарвардского университета (1983), и социальный интеллект, и эмоциональный интеллект представляют собой две разные области интеллекта. Он рассматривал социальный интеллект как межличностный интеллект, а эмоциональный интеллект как внутриличностный интеллект. Нам нужны обе эти модели, чтобы понять себя и то, как мы взаимодействуем с другими.
В некоторых случаях некоторые расхождения в социальном интеллекте возникают из-за недостаточного развития эмоционального интеллекта у человека. Точно так же определенный дефицит социальных навыков может привести к неудачному социальному опыту, что, в свою очередь, может привести к подрыву уверенности человека в себе, которая является частью эмоционального интеллекта. Следовательно, социальный интеллект и эмоциональный интеллект в определенной степени взаимосвязаны.Ключевое различие между социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом заключается в том, что эмоциональный интеллект — это способность распознавать собственные чувства и чувства других, тогда как социальный интеллект — это способность понимать людей и взаимодействовать с ними. Более того, эмоциональный интеллект может помочь принимать решения для текущих сценариев, в то время как социальный интеллект может помочь принимать решения для будущей перспективы.
Еще одно различие между социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом заключается в том, что социальный интеллект является межличностным навыком, тогда как эмоциональный интеллект является внутриличностным навыком, согласно профессору Говарду Гарднеру.