21. Понятие социальной девиации.
Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Виды социальных отклонений.
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:
сверхинтеллектуальность.
сверхмотивация.
Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.
Типология девиантного поведения, предложенная Р. Мертоном (1949), рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.
Конформизм — единственный тип недевиантного поведения. Он поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.
Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально неодобряемые способы их достижения (напр., рэкет, шантаж).
Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.
Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы).
Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию».
Концепция Р. Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две стороны одной проблемы. В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов.
Социологическая трактовка девиации учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на нее. Впервые социологическое объяснение девиации предложено Э. Дюркгеймом («Самоубийство», 1897), который полагал, что социальная дезорганизация — причина девиантного поведения.
Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как, например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.
Динамизм социальных процессов, происходящих в современной России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая девиантность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь социальных служб.
Что такое девиация, как она проявляется в обществе и какие формы принимает?
Девиация в обществе, то есть нарушение устоявшихся и принятых норм поведения, несет угрозу всему обществу. Часто люди считают девиацией только противоправные действия, но на самом деле понятие девиации, как стиля поведения, намного шире.
В этой статье мы приведем определение девиации, расскажем о формах и типах девиации, а также приведем примеры девиантного поведения.
Понятие «девиация». Что это такое?
Девиация в психологии — это такое поведение человека, которое отклоняется от нормального и нарушает социальные связи и взаимодействие между людьми. В сущность девиации входит в первую очередь поступки и морально-нравственные качества человека.
То есть, говоря простыми словами, девиантное поведение означает противоречащие нормам, правилам и устоям общества поступки и действия конкретного человека.
Слово «девиация» используют для оценки поступков других людей и характеристики их действий. Примеры девиации — это преступные деяния, алкоголизм, игромания, проституция, хулиганство.
Психологи считают, что социальные девиации появились как попытки избавиться от стресса, накопленного напряжения, трудностей и проблем, а это значит, что природа этого явления носит не только социальный, но и личностный характер.
Девиации в социологии состоят из:
- поступков и действий человека
- его личностных, моральных и этических ориентаций
- стигматизации и оценочного суждения
Важно! Девиантные действия может проявляться не только как умышленное и осознанное нарушение правил и общепринятых норм, но и как последствия психических заболеваний. То есть человек не понимает, что он делает. В этом случае отклонение в поведении подтверждается медицинским диагнозом.
Классификация девиантного поведения
Далее кратко разберем основные психологические виды девиантного поведения. Специалисты различают следующие формы девиации:
Формы поведения |
Описание и характеристика |
Криминальная |
Теории формирования криминальной формы подтверждаются тем, что у человека возникает неудовлетворенность собственной жизнью и он совершает попытки выразить свое недовольство в виде противоправных действий. |
Психопатия |
Чаще всего это асоциальные поступки, выражающееся в искаженном восприятии действительности. Является патологическим синдромом. Люди с психопатией могут признаваться невменяемыми. |
Аддикция |
Человек попадает в неблагополучные группы зависимых или же в одиночку «запивает» стресс и пытается уйти от реальности через прием наркотических средств. |
Социология подразделяет девиантное поведение на следующие типы, в зависимости от влияния на самого человека и на общество в целом:
- позитивная девиация
- негативная девиация, связанная с расстройством психики
- противоправные и преступные действия
- социокультурные отклонения
- агрессивные действия
- асоциальные поступки
- негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания)
Также девиация делится на:
- первичную
- вторичную
Первичная девиация не накладывает на человека значительных ограничений, при определенных обстоятельствах не наказывается и не штрафуется. А вторичная (при которых преступные и противоправные действия повторяются) несет соответствующую нарушению ответственность.
Пример
Виктор воспитывался в полной и благополучной семье, но его отец был военным и требовал от сына полного и беспрекословного подчинения. Стиль воспитания был тоталитарный, требовательный. В подростковом возрасте Виктор стал неуправляемым, использовал манипуляцию и шантаж. Родителям не удавалось справиться с сыном — их методы тотального контроля уже не действовали. Виктор отрицал все нормы родительского воспитания и в качестве протеста пристрастился к наркотикам.
Ранее мы разобрали типы и виды девиации, осталась сущность. Она может проявляться в виде:- творческого самовыражения (так проявляется положительное девиантное поведение)
- самоповреждающего поведения (суицидальные действия)
- конфликтов, агрессии, деструктивных действий, направленных на других людей
Виды и проявления аномального поведения
Позиция социальной девиации чаще всего продиктована желанием индивида обратить на себя внимание. Но стоит отметить, что не всегда такие поступки носят противоправный характер.
Психологи сталкиваются со следующими проявлениями девиантных действий:
- преступные действия, терроризм, вандализм
- жестокое обращение с животными, издевательства, избиение и т.д.
- проституция
- экстравагантность, эгоцентризм, агрессия
- самоповреждающее поведение, суицидальные попытки
- панические атаки, фобии, психические патологии
- замкнутость, отшельничество
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы заметили у себя проявления девиантного поведения или ваш ребенок в подростковом возрасте начал «бунтовать». Наши психологи помогут выявить причину таких поступков, дадут персональные рекомендации по их корректировке и ответят на все ваши вопросы.
Причины возникновения девиации
Основной причиной девиантных поступков специалисты считают неблагоприятные условия воспитания, когда родители либо сами вели себя аморально, либо никак не реагировали на подобные выходки ребенка.
Психологи и социологи выявили следующие причины девиации в обществе:
- подростковый возраст и желание быть принятым в определенный круг или компанию
- материальные проблемы и социальное неравенство
- низкий уровень интеллекта, личностные особенности восприятия
- стрессовые ситуации
- желание переложить ответственность на других за разрешение какой-либо ситуации
- низкий уровень экономического развития и политическая нестабильность
- психосоматические расстройства и патологические процессы в ЦНС
- генетическая предрасположенность
- стремление получить признание в интернете и соцсетях
- социальное окружение
- ощущение вседозволенности и безнаказанности
- открытая пропаганда в СМИ и соцсетях
Важно! Отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих базовых потребностей для жизни и беспомощность также способствует развитию девиантного поведения.
Профилактика девиации
Как мы уже сказали, самыми популярными примерами девиантных деяний являются преступные деяния, наркомания и алкоголизм. Социологи считают, что пока есть нормы, будут и отклонения от них.
Профилактика девиантных поступков должна касаться всех сфер жизни — социальное окружение, воспитание в дошкольных и школьных учреждениях, внутрисемейных отношениях.
Родителям важно снижать тотальный контроль и гиперопеку, приучать детей к самостоятельности, дети должны уметь брать на себя ответственность за свои поступки, но при этом они должны чувствовать полную поддержку от взрослых и защиту. Это будет снижать желание бунтовать, протестовать, сопротивляться принятым правилам.
Второе направление по профилактике должно распространяться на специальную адаптивную работу, направленную на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков, зависимых лиц, инвалидов, дезадаптированных индивидов.
В общем понимании профилактика девиантных поступков должна содержать в себе комплекс обеспечительных, воспитательных, социальных и медико-профилактических мероприятий, направленных на устранение провоцирующих условий и факторов.
Частые вопросы
Признаки девиантного поведения?
+
Девиантные поступки можно определить по следующим признакам: человек агрессивно себя ведет, не умеет контролировать себя и свои эмоции, подвержен частой смене настроения, состоит в различных преступных группах.
Какие есть примеры позитивной девиации?
+
Можно привести несколько, например, совершение героических поступков, самопожертвование, альтруизм, обостренное чувство долга, благотворительность, наличие каких-либо гениальных или уникальных способностей.
Чем характеризуются групповые девиации?
+
Они характеризуются коллективными отклоняющимися деяниями. В качестве примера можно привести тех же подростков, которые придерживаются собственных групповых правил и норм, а также различные представители субкультур.
Заключение эксперта
Девиация — это чаще всего осуждаемые обществом деяния, которое носит противоправный характер и выходит «за рамки» общепринятых норм этики и морали. Иногда девиантные поступки не нарушают социальные нормы, а касается только одного человека (например, стремление к эпатажу).
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 355
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Социальная девиация: типы и причины
Для социологов термин девиантность не означает распространенность или порочность. Девиантность — это поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества. Например, опоздание на урок классифицируется как девиантное действие; то же самое можно сказать и о джинсах на официальной свадьбе. Согласно социологическому определению, все мы время от времени бываем девиантными. Каждый из нас нарушает общепринятые социальные нормы в определенных ситуациях.
Девиантность связана с нарушением групповых норм, которые могут или не могут быть закреплены в законе. Это комплексное понятие, включающее не только преступное поведение, но и многие действия, не подлежащие уголовному преследованию. Например, государственный чиновник, берущий взятку, нарушил социальные нормы.
С социологической точки зрения девиантность вряд ли объективна, скорее она подлежит социальному определению в конкретном обществе и в определенное время. По этой причине то, что считается девиантным, может переходить из одной социальной эпохи в другую. В большинстве случаев те люди и группы, которые обладают наибольшим статусом и властью, определяют, что приемлемо, а что ненормально. Например, несмотря на серьезные медицинские предостережения об опасности табака, сделанные еще 30 лет назад, курение сигарет по-прежнему оставалось приемлемым в значительной степени благодаря власти табачных фермеров и производителей сигарет. Только после длительной кампании, проводимой активистами общественного здравоохранения и борьбы с раком, курение сигарет стало более девиантным занятием. Сегодня многие государственные и местные законы ограничивают места, где люди могут курить.
Типы отклонений[1]
Отклонения могут принимать различные формы. Здесь можно отметить некоторые из них.
Инновации: Общество ставит перед людьми цели, к которым они стремятся, а также определяет средства для их достижения. Когда человек принимает и цели, и средства, результатом обычно является «соответствие». Иногда человек может принять цель, но не средства. Он может изобретать или создавать собственные средства для достижения целей и в этом смысле становится девиантом.
Если эти инновационные средства приносят положительные результаты, они не представляют проблемы для общественного строя, а если они приносят отрицательные результаты, то могут представлять опасность для общества. Пример: Некоторые бедняки и искатели удовольствий могут быть вынуждены «вводить новшества» или прибегать к незаконным, «нечестным» способам получения денег. Такие «новаторы» — проблемные девианты.
Ритуализм: Иногда человек отказывается от важных социальных ценностей, но на словах поддерживает их, тщательно соблюдая соответствующие нормы поведения. Они ритуалисты. Они отказываются от погони за успехом как бесплодной, но строго придерживаются предписанных средств.
Они считают правила священными. Они склонны снижать свои стремления и никогда не рассчитывать на успех. Потому что они обнаруживают, что не могут вырваться из своей приверженности правилам. / Ритуалисты также являются девиантами, потому что такие люди отказываются предпринимать смелые и, возможно, опасные действия, требуемые истинной приверженностью ценностям. С другой стороны, они прибегают к нейтральному, но безопасному поведению, которое выглядит как приличное соответствие.
Пример:
Человек, зарезанный на глазах нескольких соседей, отказывающихся вмешиваться в дело. Такое поведение носит ритуальный характер. Жестко критиковать такое поведение сложно. Это также форма отклонения, потому что нормы существуют или должны существовать, чтобы служить ценностям. Они не должны затмевать ценности или превосходить их.
Ретреатизм: отказ от ценностей и норм — это «ретреатизм». Это так или иначе «выпадение» из общества. Человек, который выбывает, «уходит в отставку», так сказать. Те, кто «отступает» от общества, отказываются гнаться за богатством ни законными, ни незаконными средствами.
Они также отказываются вести «традиционный» образ жизни. Они не могут добиться успеха «честно». Они не могут нарушить обычную процедуру из-за сильно интернализованной нормы. Лучшее решение их дилеммы — «выпасть» из общества. Следовательно, «ретритизм» — это своего рода пассивный отказ от цели успеха и респектабельной профессиональной деятельности.
Согласно Мертону, в эту категорию попадают «некоторые виды адаптивной деятельности психотиков, аутистов, парий, изгоев, бродяг, бродяг, бродяг, хронических пьяниц и наркоманов». Такие люди получают сильное неодобрение, потому что их мало волнуют ценности, которыми живет большинство людей.
Восстание: Восстание — еще один ответ, открытый для тех, кто отвергает и цели, и средства. Некоторые люди отвергают преобладающий порядок и прилагают усилия, чтобы заменить этот порядок. Они пытаются заменить существующие цели и средства новыми.
Их называют «бунтовщиками». Бунт порождается отчуждением как от ценностей, так и от норм. Вместо «отступления» мятежник оказывает активную поддержку и лояльность несовместимому набору ценностей и норм.
Он чувствует, что они выше, чем у обычного общества. Он ищет какой-то реконструкции, какого-то изменения в существующем порядке. Он может даже попытаться полностью разрушить этот порядок или попытаться заменить его другим порядком. Восстание может варьироваться от мелкого масштаба до более крупного масштаба.
Пример:
Учащийся, бросающий учебу во имя больших дел, является примером мелкомасштабного бунта. Законопослушный молодой человек, уходящий из общества, чтобы сформировать преступную группировку, чтобы отомстить какому-то авторитету, является примером более масштабного бунта. Под эту категорию подпадают и политические и религиозные революции, инициированные тем или иным человеком.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение может быть вызвано неспособностью или неспособностью индивида соответствовать социальным нормам или неспособностью общества заставить его составляющие следовать нормам, установленным им как нормальное поведение. Неспособность соответствовать может быть результатом психического или физического дефекта. Из-за психического заболевания человек не может воспринимать реальность и реагировать на нее упорядоченным и рациональным образом. Таким образом, он становится социальным девиантом. Причины психических заболеваний могут быть как физическими, так и социальными. Стрессы и напряжения современной социальной жизни вызывают психические заболевания. Но некоторым людям не удается приспособиться, даже если они физически и умственно способны научиться общепринятому поведению. Для объяснения таких причин отклонения были выдвинуты некоторые теории. Это:
Теории физического типа: Эти теории пытаются связать девиантное поведение с типом телосложения. Ломброзо считал, что некоторые типы телосложения больше склонны к девиантному поведению, чем другие. Девианты были классифицированы по физическим типам, чтобы объяснить их поведение. В методе их классификации отмечен ряд серьезных ошибок.
Психоаналитические теории: Эти теории связывают девиантное поведение с конфликтами в человеческой личности. Фрейд был ведущим психоаналитиком. Он дал понятия ид, эго и суперэго. Девиантное поведение является результатом конфликта между Ид и Эго. Психоаналитическая теория все еще совершенствуется эмпирическими исследованиями. Иногда культура фрустрирует биологические побуждения и импульсы, что приводит к девиантному поведению. Таким образом, наша культура одобряет удовлетворение сексуальных влечений незамужних, вдов или разлученных.
Неспособность к социализации: Оба типа теорий не могут адекватно объяснить девиантное поведение. Точно так же не каждый, кто страдает физическим или психическим заболеванием, становится девиантным, каждый член общества фрустрируется столкновением своих биологических влечений с табу этой культуры, но не каждый становится девиантом. Социологи считают, что некоторые люди являются девиантными, потому что процесс социализации каким-то образом не смог интегрировать культурные нормы, и он ведет себя неожиданным образом. Его промахи редки. Нормы поведения в основном усваиваются в семье.
Культурные конфликты: Общество чрезвычайно неоднородно. Существует множество наборов норм и ценностей, которые конкурируют друг с другом. Семейные нормы могут вступать в противоречие с нормами профсоюза. Одна религия учит одному, другая учит другому. Школа учит уважению и послушанию. Партия учит сопротивлению и секуляризму. Религиозная система учит, что нужно быть щедрым и самоотверженным, но наша экономическая система вознаграждает безжалостных и эгоистичных. Наши формальные нравы требуют целомудрия до брака, но в наших фильмах слишком много секса. Молодые люди знакомятся с сексуальной литературой. Таким образом, культурные конфликты являются уникальной чертой современного сложного и меняющегося общества. Они есть практически во всех обществах.
Аномия: Аномия — это состояние отсутствия норм. Под отсутствием норм мы не подразумеваем, что современные общества не имеют норм, вместо этого это означает, что у них есть много наборов норм, ни один из которых не является обязательным для всех. Индивид не знает, каким нормам следовать, следовать ли нормам семьи или школы. Таким образом, аномия возникает из-за путаницы и конфликта норм. Люди в современном обществе перемещаются слишком быстро, чтобы быть связанными нормами какой-либо конкретной группы.
В традиционных обществах люди руководствовались последовательным набором традиций, которым они следовали с небольшими отклонениями. Но современному обществу не хватает целостных традиций, а разные группы имеют разные нормы. По Дюркгейму, «при внезапном изменении нормативная структура регулирующих норм общества ослабевает, следовательно, человек не знает, что неправильно, а что правильно, его импульсы чрезмерны, чтобы удовлетворить их, он ищет аномии» . Хорошим примером этого являются постсоветские общества.
Личные факторы. Иногда в генезис девиантности могут быть вовлечены и личные факторы. В результате своего особого опыта многие люди приобретают девиантные взгляды и привычки. Уродливое лицо может лишить некоторых людей возможности участвовать в делах общества. Некоторые люди настолько серьезно затронуты опытом, что изолируют себя от определенных групп или ситуаций. Так, некоторые люди могут отказаться ездить на поездах из-за какой-то аварии, в которой они оказались. Вид мертвеца побудил Будду отказаться от короны. Мышь, съевшая пищу, предложенную идолу, сделала Свами Даянанда критиком идолопоклонства.
Социальное положение: место людей в социальной структуре также вызывает девиантное поведение. Положение человека в стратификационной системе, его положение в половозрастной структуре общества и его положение в особом устройстве общества меняют его поведение. Жизненные шансы людей зависят от того конкретного положения, которое они занимают в обществе.
Появление новых норм через девиантное поведение легко проследить в семейных отношениях. В девятнадцатом веке женщина, выходящая за рамки нормы, чтобы работать в офисе и зарабатывать на жизнь самостоятельно, считалась девиантной, но сегодня это обычное дело. Однако можно отметить, что не все формы девиации являются общественно полезными. Поведение животного, сексуального девианта или пьяницы редко способствует созданию общественно полезной нормы. Лишь некоторые формы девиантного поведения могут стать нормами будущего. Поведение индивида из-за социального конфликта приводит к формированию новых норм.
[1] Rao, CN (2012). Принципы социологии. Нью-Дели: С. Чанд. стр. 476-477
7.1 Социальный контроль и относительность девиантности – Социология
Цели обучения
- Дать определение девиации, преступности и социального контроля.
- Поймите, почему Эмиль Дюркгейм сказал, что девиантность — это нормально.
- Поймите, что подразумевается под относительностью отклонения.
Девиантность – это поведение, нарушающее социальные нормы и вызывающее негативную социальную реакцию. Некоторое поведение считается настолько вредным, что правительства принимают писаные законы, запрещающие такое поведение. Преступление — это поведение, нарушающее эти законы, и, безусловно, это важный тип отклонения, который беспокоит многих американцев.
Тот факт, что как девиантность, так и преступление вызывают негативную социальную реакцию, напоминает нам о том, что каждое общество должно следить за тем, чтобы его члены в целом соблюдали социальные нормы в своем повседневном общении. Социальный контроль относится к способам, которыми общество пытается предотвратить и наказать поведение, нарушающее нормы. Точно так же, как в таком обществе, как Соединенные Штаты, существуют неформальные и формальные нормы (см. главу 2 «Взгляд на общество: проведение социологических исследований»), в нем существует неформальный и формальный социальный контроль. Как правило, неформальный социальный контроль используется для контроля поведения, нарушающего неформальные нормы, а формальный социальный контроль используется для контроля поведения, нарушающего формальные нормы. Обычно мы отказываемся нарушать неформальные нормы, если вообще думаем об их нарушении, потому что боимся рисковать негативной реакцией других людей. Эти реакции и, следовательно, примеры неформального социального контроля включают гнев, разочарование, остракизм и насмешки. Формальный общественный контроль в Соединенных Штатах обычно включает в себя правовую систему (полицию, судей и прокуратуру, сотрудников исправительных учреждений), а также, в случае бизнеса, множество местных, государственных и федеральных регулирующих органов, которые составляют регулирующую систему.
Социальный контроль никогда не бывает совершенным, и существует так много норм и людей, что всегда есть люди, которые нарушают какие-то нормы. На самом деле Эмиль Дюркгейм (1895/1962), основатель социологии, обсуждавшийся в главе 1 «Социология и социологическая перспектива», подчеркивал, что общество без девиантности невозможно по крайней мере по двум причинам. Во-первых, коллективная совесть (см. главу 1 «Социология и социологическая перспектива») никогда не бывает достаточно сильной, чтобы помешать всем нарушение правил. По его словам, даже в «обществе святых», таком как монастырь, будут нарушаться правила и возникать негативные социальные реакции. Во-вторых, поскольку девиантность выполняет несколько важных для общества функций (которые мы обсудим позже в этой главе), любое данное общество «изобретает» девиантность, определяя определенные виды поведения как девиантные, а людей, которые их совершают, как девиантных. Поскольку Дюркгейм считал девиантность неизбежной по этим причинам, он считал ее нормальной частью любого здорового общества.
Хотя отклонения в этом отношении нормальны, верно то, что некоторые люди совершают их чаще, чем другие. Верно также и то, что в некоторых местах в данном обществе уровень девиантности выше, чем в других местах; например, в городах США уровень насильственных преступлений выше, чем в сельской местности. Тем не менее, пример с монастырем Дюркгейма поднимает важный вопрос об относительности девиантности: считается ли поведение девиантным, зависит от обстоятельств, в которых оно проявляется, а не от самого поведения. Хотя разговоры в монастыре могут считаться отклонением от нормы, в других местах они, безусловно, будут считаться вполне нормальными. Если нападавший, скажем, молодой мужчина, убивает кого-то, ему грозит арест, судебное преследование и, во многих штатах, возможная казнь. Но если солдат убивает кого-то в военное время, его можно считать героем. Убийство происходит в любой ситуации, но контекст и причины убийства определяют, будет ли убийца наказан или награжден медалью.
Девиантность также относительна в двух других отношениях. Во-первых, это относительно в пространстве : данное поведение может считаться девиантным в одном обществе, но приемлемым в другом обществе. Вспомните обсуждение сексуального поведения в главе 3 «Культура», где мы видели, что половые акты, осуждаемые в одних обществах, часто практикуются в других. Во-вторых, девиантность относительна во времени : поведение в данном обществе может считаться девиантным в какой-то период времени, но приемлемым много лет спустя; и наоборот, поведение может считаться приемлемым в какой-то период времени, но девиантным много лет спустя. В конце 1800-х годов многие американцы употребляли кокаин, марихуану и опиум, потому что они были обычными компонентами безрецептурных препаратов для лечения таких симптомов, как депрессия, бессонница, менструальные спазмы, мигрень и зубная боль. Coca-Cola изначально содержала кокаин и, возможно, неудивительно, сразу же стала хитом, когда поступила в продажу в 189 году.4 (Гуд, 2008). Сегодня, конечно, все три наркотика незаконны.
Относительность девиантности во всех этих отношениях выражена в известном заявлении социолога Говарда С. Беккера (1963, стр. 9), который несколько десятилетий назад написал, что
девиантность — это не качество действия, которое совершает человек, а скорее следствие применения другими правил или санкций к «правонарушителю». Девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают.
Это понимание открывает некоторые провокационные возможности для реакции общества на девиации и преступность. Во-первых, вредоносное поведение, совершаемое корпорациями и богатыми людьми, не может считаться девиантным, возможно, потому, что им занимаются «респектабельные» люди. Во-вторых, проституция и другие, возможно, менее вредные виды поведения могут считаться очень девиантными, потому что они считаются аморальными или из-за предвзятого отношения к тем людям (бедным и цветным), которые, как считается, занимаются ими. Эти соображения порождают несколько вопросов, на которые необходимо ответить при изучении девиантности. Во-первых, почему некоторые люди склонны к отклонениям чаще, чем другие? Во-вторых, почему уровень девиантности различается в зависимости от социальных категорий, таких как пол, раса, социальный класс и возраст? В-третьих, почему в некоторых местах вероятность отклонений выше, чем в других? В-четвертых, почему некоторые виды поведения с большей вероятностью будут считаться девиантными, чем другие? В-пятых, почему некоторые люди и представители определенных социальных слоев чаще других считаются девиантными и наказываются за девиантное поведение? В-шестых, и не в последнюю очередь, что можно сделать для снижения уровня насильственных преступлений и других серьезных форм отклонений? Социологическое исследование девиантности и преступности призвано ответить на все эти вопросы.