Теории личности
К концу 30-х годов нашего века в психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий личности, которые могут быть сгруппированы на основании разных факторов.
Если в основу классификации положить способ объяснения поведения, то теории личности могут быть разделены на психодинамические, социодинамические и интеракционистские. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
По способу получения данных все теории личности могут быть поделены на
С позиций проблемного подхода все теории личности могут быть разделены на структурные и динамические. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы.
Ко второй группе относятся теории, рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека.Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.
Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболее известных теорий личности.
Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
Г. Олпорт пришел к построению методики изучения личностных черт следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.
В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов — а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации.
Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм). Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.
Основная психологическая характеристика в данной теории личности — это поступок или серия поступков. Индивидуальные различия в поведении людей есть результат различных жизненных условий, взаимодействий с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения (его развитие как личности) — это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.
Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь потребности и мотивы.
Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности.
В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С. Выготского, в частности А.Н. Леонтьевым , Л.И.Божович.
Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А. Н. Леонтьев представил свою теорию личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.
Социодинамическая теория (теория ролей и теория социального научения).
Теория ролей, или социально-психологическая теория рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностных взаимодействия людей , ролевого поведения.
Важным в Т. р. явл. утверждение о том, что осн. механизм и структура личн. связаны с ролевой сущностью. Личн, рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, явл. носителем определ. социальных функций и обществ. нормативов. С т. з. Т. р. исполнение роли имеет большое значение в развитии личности чел. Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определ. обществ, ролевых функций, а социализация чел. представляет собой формирование ее социальных ролей. Социальные роли в Т. р. рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личн. чел. и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психол. – как исполнение роли и реализация межличност. взаимодействия; 3) в психол. – как внутр. или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определ. образом на нее влияет.
Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личн. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение чел., за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа «социальный бихевиоризм». Одно из важнейших понятий Т. р. – «принятие роли другого», т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а чел. не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собств.
Социальное научение – это самое значительное направление в исследовании развития детей. Сущ. Разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При В теории соц научения рассматривается не только «как» происходит социализация, но и почему она происходит. Особо рассматривается подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (психоаналитическая теория и теория черт) Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Стогдилл пришел к выводу, что в
основном пять качеств характеризуют лидера:
. ум или интеллектуальные способности;
. господство или преобладание над другими;
. уверенность в себе;
. активность и энергичность;
. знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он
выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее
интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
. управление вниманием, или способность так представить сущность
результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для
последователей;
. управление значением, способность так передать значение идеи, чтобы она
была понятна и принята последователями;
. управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким
постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие
подчиненных;
. управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя
признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых
сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые.
К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур
Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т. д. проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с
лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось
установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике.
Психоаналитическая теория была разработана Фрейдом. Его теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Термин психоанализ имеет 3 значения: теория личности и психопатологии, метод терапии личностных расстройств, метод изучения несознательных мыслей и чувств индивидуализма. Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (теория самоактуализации и теория смысла жизни)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социодинамическая теория (теория ролей и теория социального научения).
От 250 руб
Контрольная работа
Социодинамическая теория (теория ролей и теория социального научения).
От 250 руб
Курсовая работа
Социодинамическая теория (теория ролей и теория социального научения).
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Psychodynamic Approach in Psychology — Simply Psychology
By
Saul Mcleod, PhD
Updated on
Updated on
Saul Маклеод, доктор философии
Преподаватель, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера
Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. .
Узнайте о нашем редакционном процессе
, рассмотрено
Olivia Guy-Evans
Olivia Guy-Evans
Ассоциированный редактор для простого психологии
BSC (Hons), Psychology, Psychology
Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Ключевые выводы
- Психодинамическая теория — это психологическая теория, которую Зигмунд Фрейд (1856-1939) и его последователи применили для объяснения происхождения человеческого поведения.
- Психодинамический подход включает в себя все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия влечений и сил внутри человека, особенно бессознательного, и между различными структурами личности.
- Часто путают слова психодинамический и психоаналитический. Помните, что теории Фрейда были психоаналитическими, тогда как термин «психодинамический» относится к его теориям и теориям его последователей.
- Психоанализ Зигмунда Фрейда был оригинальной психодинамической теорией. Психоанализ — это также название, данное терапии, основанной на теории Зигмунда Фрейда.
- Психодинамический подход включает все теории, основанные на Фрейде и его последователях, включая Карла Юнга (1912), Мелани Кляйн (1921), Альфреда Адлера (1927), Анны Фрейд (1936) и Эрика Эриксона (1950).
Зигмунд Фрейд (писавший между 1890-ми и 1930-ми годами) разработал сборник теорий, которые легли в основу психодинамического подхода к психологии.
Его теории выведены клинически, т. е. основаны на том, что его пациенты рассказывали ему во время терапии. Психодинамический терапевт обычно лечит пациента от депрессии или связанных с тревогой расстройств.
В этой статье
Сводная таблица
Ключевые особенности |
---|
• Триптурная личность • Психосексуальные сцена • Uncclious Mind . 0089 • Защитные механизмы • Комплекс Эдипа/Электры |
Предположения |
---|
• Бессознательные причины их поведения в разуме. • Психический детерминизм: любое поведение имеет причину/причину. Например, оговорки (у нас нет свободы воли). • Поведение мотивируется инстинктивными влечениями, Эросом (Жизнь) и Танатосом (Смерть). • Различные части бессознательного находятся в постоянной борьбе (ид, эго и суперэго). • Наше поведение и чувства в качестве взрослых (включая психологические проблемы) коренится в нашем детском опыте (психо-секс-стадии) |
Методология |
---|
88888888888 г. ) • Анализ сновидений • Свободные ассоциации • Проективные тесты (ТАТ, чернильные пятна) • Клинические интервью • Гипноз |
Сильные стороны |
---|
• Первое «лечение разговором»: психоанализ • Важность детства • Теория личности • Признание того, что некоторые физические симптомы могут иметь психологические (эмоциональные) причины • Игровая терапия (Анна Фрейд) |
• Субъективная интерпретация
• Отсутствие эмпирических данных)
• Детерминированность (мало свободы воли)
• Нерепрезентативная выборка
• Редукционист: игнорирует когнитивные процессы
Теоретические предположения
Важность бессознательного
Бессознательное включает психические процессы, недоступные сознанию, которые влияют на суждения, чувства или поведение (Wilson, 2002) .
Согласно психодинамическому подходу, бессознательное — это часть разума, которая содержит вещи, о которых мы не знаем, такие как чувства, мысли, побуждения и воспоминания.
Согласно Фрейду (1915), бессознательное является основным источником человеческого поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть. На наши чувства, мотивы и решения сильно влияет прошлый опыт, который хранится в бессознательном.
Большая часть содержимого бессознательного неприемлема или неприятна и может вызвать чувство боли, беспокойства или конфликта, если станет осознанной.
Например, истерия является примером физического симптома, который не имеет физической причины, хотя болезнь так же реальна, как если бы она была, а скорее вызвана какой-то скрытой бессознательной проблемой.
Бессознательное рассматривается как жизненно важная часть личности. Он иррационален, эмоционален и не имеет понятия о реальности, поэтому его попытки просочиться должны быть подавлены.
Роль бессознательного заключается в защите эго от этого содержимого. Однако, по Фрейду, содержание бессознательного мотивирует наши чувства, мотивы и решения.
Важность раннего опыта
Наше поведение и чувства во взрослом возрасте (включая психологические проблемы) коренятся в нашем детском опыте.
Психодинамическая теория утверждает, что события в нашем детстве оказывают значительное влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность.
Личность формируется по мере того, как влечения модифицируются различными конфликтами в разное время в детстве (во время психосексуального развития).
Теория психосексуальных стадий развития Фрейда исходила из того, что детские переживания создают взрослую личность. События, происходящие в детстве, могут оставаться в бессознательном состоянии и вызывать проблемы во взрослом возрасте, например, психические заболевания.
Психический детерминизм
Психодинамическая теория является строго детерминистской, поскольку она рассматривает наше поведение как полностью вызванное бессознательными эмоциональными побуждениями, над которыми мы не имеем никакого контроля.
Бессознательные мысли и чувства могут передаваться в сознание через парапраксы, широко известные как оговорки по Фрейду или оговорки. Мы раскрываем то, что на самом деле у нас на уме, говоря то, чего мы не хотели.
Фрейд считал, что оговорки обеспечивают проникновение в бессознательное и что случайностей не бывает, каждое поведение (включая оговорки) значимо (т. е. все поведение детерминировано).
Поведение можно объяснить с точки зрения внутренних конфликтов разума
Личность состоит из трех частей (т. е. трехчастных): Ид, Эго и Супер-Эго. Части бессознательного (Ид и Суперэго) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью разума (Эго).
- id — примитивный и инстинктивный компонент личности. Он состоит из всех наследственных (то есть биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая половой (жизненный) инстинкт – Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт – Танатос.
- Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент принятия решений личности.
- Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым он научился у своих родителей и других людей. В нем есть два компонента: идеал эго, который устанавливает стандарты, и совесть, которая порождает чувство вины.
Когда эго не может разрешить бессознательные конфликты между Ид и Супер-Эго, они вызывают тревогу. Чтобы уменьшить это беспокойство, мы используем защитные механизмы, такие как подавление.
Чтобы быть психически здоровым, эго должно быть в состоянии сбалансировать требования эго и суперэго. Если суперэго доминирует, у человека может развиться невроз, например депрессия. Если Ид доминирует, у человека может развиться психоз, например, шизофрения.
Согласно психодинамическому подходу, решение проблемы достигается за счет того, что терапевт помогает клиенту погрузиться в свое детство и определить, когда возникла проблема.
Определив проблему, ее можно вывести в сознание, где можно устранить дисбаланс, вернув невозмутимость между ид, эго и суперэго.
Следовательно, защитные механизмы будут работать только на поддерживающем уровне, и психическое заболевание будет излечено.
Хронология истории
- Анна О. пациентка доктора Йозефа Брейера (наставника и друга Фрейда) с 1800 по 1882 год страдала истерией.
- В 1895 году Брейер и его помощник Зигмунд Фрейд написали книгу Исследования по истерии . В нем они объяснили свою теорию: каждая истерия является результатом травматического опыта, который не может быть интегрирован в мировоззрение человека. Публикация устанавливает Фрейда как «отца психоанализа.
- К 1896 году Фрейд нашел ключ к своей собственной системе, назвав ее психоанализом . В ней он заменил гипноз «свободными ассоциациями».
- В 1900 году Фрейд опубликовал свою первую крупную работу, Толкование сновидений , который установил важность психоаналитического движения.
- В 1902 году Фрейд основал Общество психологической среды , позже преобразованное в Венское психоаналитическое общество . 90 055 По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).
- Фрейд и его коллеги приехали в Массачусетс в 1909 году, чтобы читать лекции о своих новых методах понимания психических заболеваний. Среди присутствовавших были некоторые из самых важных интеллектуальных деятелей страны, такие как Уильям Джеймс, Франц Боас и Адольф Мейер.
- Через несколько лет после визита в Соединенные Штаты была основана Международная психоаналитическая ассоциация. Фрейд назначил Карла Юнга своим преемником, чтобы возглавить Ассоциацию, и отделения были созданы в крупных городах Европы и в других местах. .
- Регулярные встречи или конгрессы проводились для обсуждения теории, терапии и культурных применений новой дисциплины.
- Исследование шизофрении Карла Юнга, Психология раннего слабоумия , привело его к сотрудничеству с Зигмундом Фрейдом.
- Тесное сотрудничество Юнга с Фрейдом продолжалось до 1913 года. Юнг все более критически относился к исключительно сексуальному определению Фрейдом либидо и инцеста. Публикация книги Юнга « Wandlungen und Symbole der Libido» (известный на английском языке как «Психология бессознательного») привел к окончательному разрыву.
- После выхода из этого периода кризиса Юнг систематически развивал свои собственные теории под названием Аналитическая психология . Понятия Юнга о коллективном бессознательном и архетипах привели его к изучению религии Востока и Запада, мифов, алхимии, а позднее и летающих тарелок.
- Мелани Кляйн направила психоаналитическое мышление в новое русло, признав важность наших самых ранних детских переживаний в формировании нашего эмоционального мира во взрослом возрасте. .Став полноправным членом Берлинского психоаналитического общества в 19В 23 года Кляйн приступает к своему первому анализу ребенка. .
- Расширяя и развивая идеи Зигмунда Фрейда, Кляйн использовала свой анализ детской игры, чтобы сформулировать новые концепции, такие как параноидно-шизоидная позиция и депрессивная позиция.
- Альфред Адлер (1927) считал, что основным психологическим элементом невроза является чувство неполноценности и что люди, страдающие симптомами этого феномена, проводят свою жизнь, пытаясь преодолеть это чувство, никогда не соприкасаясь с реальностью
- Анна Фрейд (дочь Фрейда) стала крупной фигурой в британской психологии, специализирующейся на применении психоанализа к детям. .Среди ее самых известных работ Эго и механизм защиты (1936).
Вопросы и дебаты
Свобода воли против детерминизма
Он строго детерминистский, поскольку считает, что наше поведение полностью вызвано бессознательными факторами, над которыми мы не властны.
Природа против воспитания
Психодинамический подход признает влияние социальных факторов, поскольку утверждает, что нами движут врожденные биологические инстинкты, представленные Ид (природой), но способы выражения этих инстинктов формируются нашей социальной и культурной средой (воспитанием). .
Холизм против редукционизма
Психодинамический подход является детерминистским, поскольку он отвергает идею свободы воли. Поведение человека определяется его бессознательными мотивами, которые формируются его биологическими влечениями и ранним опытом.
Идиографический против номотетического
Фрейд утверждал, что человеческое поведение управляется универсальными процессами, которые применимы ко всем, т.е. трехчастная структура разума (номотетика).
Однако он также предположил, что способы проявления этих процессов у индивидуума уникальны (идиографичны).
Используемые методы исследования являются научными?
Концепции, предложенные Фрейдом, не могут быть проверены эмпирически. Теория не фальсифицируема. Если люди ведут себя так, как предсказывает теория, это рассматривается как поддержка; если они этого не делают, утверждается, что они используют защитные механизмы.
Критическая оценка
Психодинамический подход дал начало одному из первых «лечений разговором» — психоанализу, на котором теперь основаны многие психологические терапии. Психоанализ редко используется в настоящее время в его первоначальном виде, но в некоторых случаях он все еще используется в более короткой версии.
Психоаналитическая терапия считается подходящей в основном для лечения невротических расстройств (например, тревоги и расстройств пищевого поведения), а не психотических расстройств, таких как шизофрения. Он также используется при депрессии, хотя его эффективность в этой области более сомнительна из-за апатичной натуры депрессивных пациентов.
Bachrach et al. (1991) предполагает, что психоанализ может не подходить для пациентов, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, поскольку он может непреднамеренно усилить их склонность к чрезмерной интерпретации событий в их жизни.
Одной из очень важных концепций, выдвинутых Фрейдом, является непреходящее значение детства для дальнейшей жизни и развития. Это повлияло на теорию привязанности Боулби. Джон Боулби (1952) был психоаналитиком (как и Фрейд) и считал, что проблемы психического здоровья и поведения можно отнести к раннему детству.
Самая большая критика психодинамического подхода заключается в том, что он ненаучен в своем анализе человеческого поведения. Многие концепции, занимающие центральное место в теориях Фрейда, субъективны, и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.
Например, как можно с научной точки зрения изучать такие понятия, как бессознательный разум или трехчастная личность? В этом отношении можно утверждать, что психодинамическая точка зрения нефальсифицируема, поскольку ее теории не могут быть исследованы эмпирически.
Однако когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматическая обработка (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935), а социальная психология показала важность имплицитной обработки (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.
Концепции ид, эго и суперэго очень абстрактны и их трудно проверить экспериментально, поэтому доказательства получены из тематических исследований (Маленький Ганс и Анна О). Тем не менее, выборка, используемая в этих тематических исследованиях, в основном австрийская, поэтому она не является валидной для населения.
Клайн (1989) утверждает, что психодинамическая теория состоит из ряда гипотез, некоторые из которых легче проверить, чем другие, а некоторые имеют больше подтверждающих доказательств, чем другие. Кроме того, хотя теории психодинамического подхода нелегко проверить, это не означает, что он не обладает сильной объяснительной силой.
Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на подробном изучении одного человека, а что касается Фрейда, то речь идет чаще всего о женщинах средних лет из Вены (т. е. его пациентках). Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир).
Еще одна проблема метода тематического исследования заключается в том, что он подвержен предвзятости исследователя. Повторное изучение собственной клинической работы Фрейда позволяет предположить, что он иногда искажал истории болезни своих пациентов, чтобы «соответствовать» своей теории (Sulloway, 1991).
Гуманистический подход критикует психодинамическую перспективу за то, что она слишком детерминистична. Фрейд предполагает, что все мысли, поведение и эмоции определяются нашим детским опытом и бессознательными психическими процессами. Это слабость, потому что она предполагает, что у нас нет сознательной свободы воли в отношении нашего поведения, оставляя мало места для идеи личной свободы воли (то есть свободы воли).
Человек не считается ответственным за свои расстройства, однако, поскольку конфликты, которые приводят к расстройству, бессознательны, они ничего не могут с этим поделать без аналитика, они бесправны.
Психодинамический подход можно критиковать за сексизм по отношению к женщинам. Например, Фрейд считал, что женская зависть к пенису делает их ниже мужчин. Он также считал, что у женщин, как правило, развивается более слабое супер-эго, и они более склонны к тревоге, чем мужчины.
Наконец, он не может объяснить биологические симптомы, наблюдаемые при некоторых расстройствах, таких как увеличение желудочков у шизофреников.
Ссылки
Adler, A., Jelliffe, S. Ely. (1917). Изучение неполноценности органов и ее психической компенсации: вклад в клиническую медицину. Нью-Йорк: Издательство нервных и психических заболеваний.
Адлер, А. (1927). Понимание человеческой природы. Нью-Йорк: Гринбург.
Бахрах Х.М., Галатцер-Леви Р., Сколникофф А. и Уолдрон младший С. (1991). Об эффективности психоанализа. Журнал Американской психоаналитической ассоциации , 39 (4), 871-916.
Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54(7) , 462.
Боулби, Дж. (1952). Материнская забота и психическое здоровье. Journal of Consulting Psychology, 16(3) , 232.
Erikson, EH (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.
Фрейд, А. (1936). Эго и механизмы защиты .
Фрейд С. и Брейер. Дж. (1895). Исследования по истерии . В Standard edition (Том 2, стр. 1–335).
Фрейд, С. (1896). Наследственность и этиология неврозов. В Standard edition (Том 3, стр. 142–156).
Фрейд, С. (1900). Толкование снов . В стандартном издании (тома 4 и 5, стр. 1–627).
Фрейд, С. (1909). Заметки о случае невроза навязчивых состояний. В Standard edition (Том 10, стр. 153–249).
Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169–306.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное . СЭ, 14: 159-204.
Фрейд, А. (1936). Эго и механизмы защиты . International Universities Press, Inc.
Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор , 102(1), 4.
Юнг, К.Г. (1907). Ueber die Psychologie der Dementia praecox. Психологический бюллетень, 4(6) , 196-197.
Юнг, К.Г. (1912). Wandlungen und Symbole der Libido: Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des Denkens. Ф. Дойтик.
Jung, C.G., et al. (1964). Человек и его символы , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Anchor Books, Doubleday.
Клайн, П. (1989). Объективные проверки теорий Фрейда. Психологический обзор , 7, 127-45.
Струп, Дж. Р. (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии , 18(6), 643.
Саллоуэй, Ф. Дж. (1991). Переоценка историй болезни Фрейда: социальная конструкция психоанализа. Исида , 82(2), 245-275.
Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (ред.), Организация памяти , (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Уилсон, Т. Д. (2004). Незнакомцы с собой . Издательство Гарвардского университета.
Часто задаваемые вопросы
Есть ли разница между психодинамикой и психоанализом?
Часто путают слова психодинамический и психоаналитический. Помните, что теории Фрейда были психоаналитическими, тогда как термин «психодинамический» относится как к его теориям, так и к теориям его последователей.
Что такое психодинамика простыми словами?
Зигмунд Фрейд подчеркивает роль бессознательного, структуру личности и влияние детских переживаний на дальнейшую жизнь.
Фрейд считал, что бессознательное определяет большую часть нашего поведения и что нами движут бессознательные эмоциональные побуждения.
- ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
- ПЕЧАТЬ
Оливия Гай-Эванс
Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования
Заместитель главного редактора журнала Simply Psychology
Оливия Гай-Эванс — писатель и заместитель главного редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Сол Маклеод, доктор философии
Преподаватель, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Университет Манчестера
Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в и высшее образование.
Психодинамические теории личности — Фрейд, Эриксон и Адлер
Психодинамические теории личности в основном составлены известными теоретиками, такими как Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон и Альфред Адлер. Теория объектных отношений также принадлежит к этой группе теорий личности. Давайте посмотрим, как каждая теория объясняет природу и процессы личности.
Откройте для себя еще 10 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Культура
- Бихевиоризм
- Социальные когнитивные теории
- Теория черт
- Гуманистическая перспектива
Зигмунд Фрейд: Структурная модель личности
Изучая психосексуальное развитие человека, Зигмунд Фрейд смог разработать Структурную модель, которая объясняет три части личности человека (id , эго и суперэго).
Фрейд считает, что человек рождается с Ид, частью нашей личности, ищущей удовольствия. Он считал, что для новорожденных Ид имеет решающее значение, поскольку оно побуждает нас удовлетворять наши основные потребности. Например, ребенок голоден, и его Ид хочет есть; это заставляет его плакать, пока его потребность не будет удовлетворена. Говорят, что Ид не принимает во внимание другие обстоятельства — все, что его волнует, — это собственное удовлетворение.
В течение трех лет ребенок растет и начинает узнавать новое, взаимодействуя с окружающей средой. В это время развивается его Эго. Эго основано на принципе реальности, поскольку оно является частью личности. Он стремится удовлетворить Ид, но учитывает сложившуюся ситуацию, таким образом уравновешивая Ид и Супер-Эго. .
Когда ребенку исполняется пять лет, он начинает узнавать о морально-этических правилах и ограничениях, налагаемых его родителями, учителями и другими людьми. В это время развивается Суперэго. Он основан на моральном принципе, поскольку он говорит нам, правильно ли что-то или неправильно.
Согласно Фрейду, у здорового человека его эго является самой сильной частью его личности.
Альфред Адлер: неполноценность и порядок рождения
Теория Альфреда Адлера утверждает, что все мы рождаемся с чувством неполноценности, о чем свидетельствует то, насколько слабым и беспомощным является новорожденный. Тем самым Адлер смог объяснить, что эта неполноценность является важнейшей частью нашей личности в том смысле, что она является движущей силой, которая побуждает нас стремиться к превосходству.
В дополнение к Теории Неполноценности Личности Адлер также рассматривает порядок рождения как главный фактор в развитии нашей личности. Он считал, что первенцы могут чувствовать себя неполноценными и могут даже развить комплекс неполноценности, как только появится их младший брат или сестра. Дети среднего рождения, с другой стороны, не так избалованы, как их старший или младший брат или сестра, но у них есть чувство превосходства, чтобы свергнуть своего старшего брата или сестру в здоровой конкуренции. Таким образом, они имеют наибольший потенциал для достижения успеха в жизни. Младшие дети могут чувствовать, что у них меньше всего возможностей влиять на других членов семьи. Поскольку они часто самые изнеженные, у них могут развиться личностные проблемы неполноценности, как и у первенцев.
Эрик Эриксон: Теория психосоциального развития
Этапы психосоциального развития связаны с трудностями, которые человек должен преодолеть, чтобы добиться успеха на более поздних стадиях. Во-первых, в возрасте от 0 до 1 года ребенок должен иметь возможность доверять другим; иначе он станет бояться позже в своей жизни, поскольку он будет чувствовать, что не может никому доверять. Во-вторых, в возрасте от 1 до 3 лет он должен развивать автономию, иначе в будущем он будет страдать от стыда и сомнений. В-третьих, в возрасте от 3 до 6 лет он должен научиться самоутверждаться, планируя и руководя деятельностью, иначе он будет чувствовать себя виноватым, останется последователем и откажется от возможности лидерства. В-четвертых, в возрасте от 6 до 12 лет ребенок должен воспитывать чувство гордости и уверенности в своих достижениях; иначе он будет чувствовать себя обескураженным и всегда будет сомневаться в том, что он может сделать. В-пятых, в подростковом возрасте у подростка должно быть сильно развито чувство идентичности; иначе у него будут проблемы с личностью, поскольку он запутается в том, чего он хочет достичь.