Разное

Социально психологическая характеристика: Основные социально-психологические свойства личности

Содержание

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т. д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т. д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Социально-психологическая характеристика личности | Статья:

Социально-психологическая характеристика личности

Личность-это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические характеристики личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую он включен.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимодействие индивидов друг с другом, из-за чего формируются общие взгляды, социальные отношения и другие отношения к обществу, работе, народу, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность-это конкретный человек, который является представителем определенного государства, компаний и групп (социальных, этнических, религиозных, политических, половых, возрастных и т. д.), осознавая свое отношение к окружающим людям и социальной реальности, включаются во все отношения, участвующие в какой-то деятельности и наделенные специфическими индивидуальными и социально-психологическими характеристиками.

Развитие личности обусловлено различными факторами: уникальностью физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими                                           и физиологическими характеристиками, окружающей средой и сферой деятельности общества.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявления темперамента, эмоций и чувств в поведении                        и т. д.

Анатомо-физиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающих серьезное влияние на его психику и поведение,                 так и подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Наиболее важными факторами формирования личности являются природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлениях. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Социальная активность-это работа, в которой развивается человек и формируется его важнейшее качество.

Социально-психологические характеристики личности как описания всего комплекса присущих ей признаков имеют внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы — психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей среды.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Черты личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировозренческая сторона отражает общественный интерес личности              к ее качеству и особенностям, позволяя занять достойное место в обществе.

Социально-психологический аспект отражает основные качества                             и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Причиной изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, что присутствие импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются никаким законам, а причина возникновения зависит от личности.

С учетом социально-психологических особенностей личности, необходимо учитывать соматологические особенности. Анатомо-физиологические особенности строения тела человека предопределяет развитие определенных социально-психологических качеств.

Существует три социально-психологических типа: пикники, атлетики                 и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности                  и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенные отношения с другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы                    и пристрастия, не входя в противоречие с другим.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения.

Учет социально-психологических характеристик человека, вы должны принять во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматику совсем не свойственна тревога. Их состояние спокойное, стойкое удовлетворение.

Оба сангвиник и флегматик уравновешены в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, адекватно понимают свое место.

Поступки холериков отличаются резкостью, стремительностью, они характеризуются ослабленным инстинктом самосохранения. Меланхолика отличает отсутствие в движениях активности и осмотрительность в решениях.

Холерик-самый конфликтный человек. В зависимости от типа высшей нервной деятельности человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняют экстравертивность или интровертивность.

Экстраверсия указывает на те психологические особенности индивида, когда он сосредотачивается на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности к своему внутреннему миру. Интроверты отдают предпочтение своим интересам, которые считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Инстинкты — зафиксированная в генетическом коде программа адаптации (приспособления), самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

От господства одного из инстинктов вытекает первичное различие между людьми.

Виды людей по инстинкту доминирования:

1) агофильный тип-преобладает самосохранение;

2) генофильный тип – преобладает инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический инстинкт — преобладает альтруизма;

4) исследовательский тип – преобладает инстинкт исследования;

5) доминантный тип –  преобладает инстинкт доминирования;

6) либертофильный – преобладает инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип – преобладает инстинкт сохранения достоинства.

Человеческая личность всегда развивается и совершенствуется.

Нельзя забывать о движущих силах, факторах, условиях и уровнях развития личности, что, с одной стороны, позволяет непрерывно контролировать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между                                    ее увеличившимися физическими способностями, духовными потребностями                и старыми формами деятельности; между новыми требованиями                                   к производительности и несформированностью навыков.

Факторы психического развития — то объективно существующее,                              что с необходимо для определения активности индивида в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешними факторами являются окружающая среда и общество, которое развивает у человека внутренние физиологические, биогенетические характеристики человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает влияние                      на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства,  которые влияют                                на индивидуальные особенности и уровень психического развития.

Внешние предпосылки — это качество и особенности воспитания человека, внутренние – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуются люди в своем развитии                          как личности.

Уровни психического развития – степень и уровень умственного развития личности в процессе и на различных этапах его формирования.

Актуальный (реальный) уровень развития личности — мера способности человека.

Этот уровень говорит о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек не может справится состоятельно, но с чем он справится с незначительной помощью.

Определяется полнота содержания личности и ее основные социально-психологические характеристики:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека-это его текущая система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде установленных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы различных слоев общества;

3) степенью понимания человеком своего положения в обществе;

4) содержание и характер потребностей и интересов, стабильность или легкость переключения, их узкость или многообразие так же являются элементом характеристики;

5) спецификой соотношений и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться на проявлениях мировоззрения, и поведения.

Разработан универсальный принцип объяснения природы и общества – развитие.  Он включает в себя понимание необратимого, направленного, регулярного (закономерного) изменения характерного состава и структуры состояния субъекта.

Определения, теории, принципы и примеры

Социальная психология — это научное исследование того, как мысли, чувства, убеждения, намерения и цели людей формируются в социальном контексте посредством реальных или воображаемых взаимодействий с другими людьми.

Таким образом, он рассматривает человеческое поведение как влияние других людей и условий, при которых возникает социальное поведение и чувства.

Барон, Бирн и Сулс (1989) определяют социальную психологию как «научную область, которая стремится понять природу и причины индивидуального поведения в социальных ситуациях» (стр. 6).

Темы, изучаемые в социальной психологии, включают самооценку, социальное познание, теорию атрибуции, социальное влияние, групповые процессы, предрассудки и дискриминацию, межличностные процессы, агрессию, отношения и стереотипы.

В этой статье

История социальной психологии

Ранние влияния

Аристотель считал, что люди от природы общительны, что является необходимостью, которая позволяет нам жить вместе (индивидуально-центрированный подход), в то время как Платон считал, что государство контролирует личности и поощрение социальной ответственности через социальный контекст (социально-ориентированный подход).

Гегель (1770–1831) ввел понятие о неизбежных связях общества с развитием общественного сознания. Это привело к идее группового разума, что важно при изучении социальной психологии.

Лазарус и Штейнталь писали об англо-европейских влияниях в 1860 году. Возникла «Volkerpsychologie», которая сосредоточилась на идее коллективного разума.

В нем подчеркивалось, что личность развивается под влиянием культуры и сообщества, особенно через язык, который является как социальным продуктом сообщества, так и средством поощрения особого социального мышления у человека. Поэтому Вундт (1900–1920) поощрял методологическое изучение языка и его влияния на общественное бытие.

Ранние тексты

Тексты по социальной психологии впервые появились в начале 20 века. Первая заметная книга на английском языке была опубликована Макдугаллом в 1908 году («Введение в социальную психологию»), в нее вошли главы об эмоциях и чувствах, морали, характере и религии, совершенно отличные от тех, что используются в этой области сегодня.

Он считал, что социальное поведение является врожденным/инстинктивным и, следовательно, индивидуальным, отсюда и его выбор тем. Однако это убеждение не является принципом, поддерживаемым современной социальной психологией.

Работа Олпорта (1924) в большей степени поддерживает современное мышление, поскольку он признал, что социальное поведение является результатом взаимодействия между людьми.

Он также использовал методологический подход, обсуждая фактические исследования и подчеркивая, что эта область была одной из «наук… которая изучает поведение человека в той мере, в какой его поведение стимулирует других людей или само является реакцией на это поведение». (1942: стр. 12).

Его книга также касалась тем, актуальных и сегодня, таких как эмоции, конформизм и влияние аудитории на других.

Опубликован Мерчисон (1935) Первый справочник по социальной психологии был опубликован Мерчисоном в 1935 году. Мерфи и Мерфи (1931/37) выпустили книгу, в которой обобщаются результаты 1000 исследований в области социальной психологии. В тексте Клайнберга (1940) рассматривается взаимодействие между социальным контекстом и развитием личности. К 1950-м годам на эту тему был доступен ряд текстов.

Развитие журнала

• 1950-е годы – Журнал ненормальной и социальной психологии

• 1963 — Журнал личности, Британский журнал социальной и клинической психологии

• 1965 — Журнал личности и социальной психологии, Журнал экспериментальной социальной психологии

• 1971 — Журнал прикладной социальной психологии, Европейский журнал социальной психологии

• 1975 – Ежеквартальный журнал социальной психологии, Бюллетень личности и социальной психологии

• 1982 – Социальное познание

• 1984 – Журнал социальных и личных отношений

Ранние эксперименты

Существуют некоторые разногласия по поводу первого настоящего эксперимента, но следующие, безусловно, являются одними из самых важных.

Триплетт (Triplett, 1898) применил экспериментальный метод для исследования поведения велосипедистов и школьников на предмет того, как присутствие других людей влияет на их общую производительность, т. е. на то, как люди реагируют и ведут себя в социальном контексте.

К 1935 году развилось изучение социальных норм, изучающее, как люди ведут себя в соответствии с правилами общества. Это было проведено Шерифом (1935).

Левин и др. затем к 1939 году он начал экспериментальные исследования лидерства и групповых процессов, изучая эффективную рабочую этику при различных стилях руководства.

Более поздние разработки

Большая часть ключевых исследований в области социальной психологии была проведена после Второй мировой войны, когда люди заинтересовались поведением людей, когда они вместе, и социальными ситуациями. Основные исследования проводились в нескольких областях.

В некоторых исследованиях основное внимание уделялось тому, как формируются отношения, которые изменяются в зависимости от социального контекста, и измерялись, чтобы установить, произошло ли изменение.

Среди наиболее известных работ по социальной психологии — работа о послушании, проведенная Милграмом в его исследовании «электрического шока», в котором рассматривалась роль авторитетной фигуры в формировании поведения. Точно так же симуляция тюрьмы Зимбардо особенно продемонстрировала соответствие заданным ролям в социальном мире.

Затем начали появляться более широкие темы, такие как социальное восприятие, агрессия, отношения, принятие решений, просоциальное поведение и атрибуция, многие из которых являются центральными для сегодняшних тем и будут обсуждаться на этом веб-сайте.

Таким образом, годы роста социальной психологии пришлись на десятилетия после 1940-х годов.

Ключевые цифры социальной психологии

Оллпорт (1920) – Социальная помощь

Олпорт ввел понятие о том, что присутствие других (социальной группы) может способствовать определенному поведению.

Было обнаружено, что аудитория улучшит работу актера в хорошо изученных/легких задачах, но приведет к снижению производительности в новых выученных/сложных задачах из-за социального торможения.

Бандура (1963) Теория социального обучения

Бандура ввел понятие о том, что поведение в социальном мире может быть смоделировано. Три группы детей смотрели видео, в котором взрослый проявлял агрессию по отношению к «кукле-бобо», и взрослый либо просто видел, что делает это, либо был вознагражден другим взрослым за свое поведение, либо был за это наказан.

Дети, которые видели, как взрослый вознаграждается, с большей вероятностью будут копировать такое поведение.

Festinger (1950) – Когнитивный диссонанс

Фестингер, Шактер и Блэк выдвинули идею о том, что когда мы придерживаемся отличных убеждений, установок или познаний, мы испытываем диссонанс – это несоответствие, вызывающее дискомфорт.

У нас есть мотивация уменьшить это, либо изменив одну из наших мыслей, убеждений или отношений, либо выборочно обращая внимание на информацию, которая поддерживает одно из наших убеждений и игнорирует другое (гипотеза выборочного воздействия).

Диссонанс возникает, когда есть трудный выбор или решения, или когда люди участвуют в поведении, которое противоречит их отношению. Таким образом, диссонанс возникает из-за оправдания усилий (при стремлении достичь скромной цели), индуцированного подчинения (когда люди вынуждены подчиняться вопреки своему отношению) и свободного выбора (при взвешивании решений).

Tajfel (1971) – Теория социальной идентичности

При разделении на искусственные (минимальные) группы предубеждение возникает просто из осознания того, что существует «чужая группа» (другая группа).

Когда мальчиков попросили начислить баллы другим (которые могли быть конвертированы в награды), которые были либо частью их собственной группы, либо чужой, они продемонстрировали сильное предпочтение своей группы. То есть они давали больше баллов за поставленное задание тем мальчикам, которых считали в той же группе, что и они сами.

Это может быть объяснено теорией социальной идентичности Тайфела и Тернера, которая утверждает, что людям необходимо поддерживать позитивное чувство личной и социальной идентичности: это частично достигается за счет подчеркивания желанности собственной группы, сосредоточения внимания на различиях между другими « «меньшие» группы.

Вайнер (1986) – Теория атрибуции

Вайнер интересовался атрибуциями, сделанными для опыта успеха и неудачи, и выдвинул идею о том, что мы ищем объяснения поведения в социальном мире.

Он считал, что они были сделаны на основе трех областей: локус, который может быть внутренним или внешним; стабильность, то есть является ли причина стабильной или меняется с течением времени: и управляемость.

Милгрэм (1963) – Шоковый эксперимент

Участникам сказали, что они принимают участие в исследовании по обучению, но всегда действовали как учителя, когда затем отвечали за выполнение парных заданий по обучению.

Когда ученик (марионетка) дал неправильный ответ, ученый сказал ему, что он должен ударить током. На самом деле этого не произошло, хотя участник не знал об этом, так как испытал пробный (настоящий!) шок в начале эксперимента.

Им было предложено увеличить напряжение, подаваемое после каждого неправильного ответа, до максимального напряжения, и было обнаружено, что все участники наносили удары током до 300 В, причем 65 процентов достигали максимального уровня в 450 В.

Кажется, что послушание чаще всего происходит в незнакомой обстановке и в присутствии авторитетной фигуры, особенно когда на людей оказывается скрытое давление, чтобы они подчинялись. Также возможно, что это происходит потому, что участник чувствовал, что кто-то, кроме него самого, несет ответственность за свои действия.

Хейни, Бэнкс, Зимбардо (1973 г.) – Эксперимент в Стэнфордской тюрьме

Добровольцы приняли участие в симуляции, в которой им случайным образом назначалась роль заключенного или охранника, и их доставляли в переоборудованный университетский подвал, напоминающий тюремную среду. Была некоторая элементарная потеря прав для заключенных, которые были неожиданно арестованы и получили форму и идентификационный номер (поэтому они были деиндивидуализированы).

Исследование показало, что соответствие социальным ролям происходило как часть социального взаимодействия, так как обе группы проявляли больше негативных эмоций, становились очевидными враждебность и дегуманизация.

Заключенные стали пассивными, в то время как охранники стали играть активную, жестокую и доминирующую роль. Хотя нормативное и информационное социальное влияние сыграло здесь свою роль, деиндивидуализация/потеря чувства идентичности, по-видимому, скорее всего привела к конформизму.

И в этом исследовании, и в исследовании Милгрэма было введено понятие социального влияния и способов его наблюдения/тестирования.

Оценка

Сильные стороны

Социальная психология дает четкие прогнозы. Это означает, что объяснения могут быть научно проверены и подтверждены доказательствами.

подчеркивает объективное измерение

Многие эксперименты подтверждают теории

Ограничения

Недооценки индивидуальные различия

игнорируют биологию (например, тестостерон)

обеспечивают только «В поверхности Spectips of Sociales» (Hayes, 1995)

40004.

Ссылки

Allport, FH (1920). Влияние группы на ассоциации и мышление. Журнал экспериментальной психологии , 3(3), 159.

Allport, FH (1924). Реакция на социальную стимуляцию в группе. Социальная психология , 260-291.

Allport, FH (1942). Методы изучения явлений коллективного действия. Журнал социальной психологии , 15(1), 165-185.

Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1963). Заместительное подкрепление и имитационное обучение. The Journal of Abnormal and Social Psychology , 67(6), 601.

Барон, Р. А., Бирн, Д., и Сулс, Дж. (1989). Отношение: оценка социального мира. Барон и др., Социальная психология . 3-е изд. Массачусетс: Аллин и Бэкон, 79-101.

Фестингер Л., Шахтер С. и Бэк К. (1950). Социальные процессы в неформальных группах .

Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Изучение заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Обзоры военно-морских исследований , 9 (1-17).

Клинеберг, О. (1940). Проблема личности .

Кревер, Б., и Яхода, Г. (1860 г.). О масштабах Лазаруса и Штейнталя «Völkerpsychologie», как это отражено в. Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft, 1890, 4–12.

Левин, К., Липпитт, Р., и Уайт, Р.К. (1939). Паттерны агрессивного поведения в экспериментально созданном «социальном климате». Журнал социальной психологии , 10(2), 269-299.

Макдугалл, В. (1908 г.). Введение в социальную психологию . Лондон: Метуэн.

Милграм, С. (1963). поведенческое исследование послушания. Журнал ненормальной и социальной психологии , 67(4), 371.

Мерчисон, К. (1935). Справочник по социальной психологии .

Мерфи, Г. и Мерфи, Л. Б. (1931). Экспериментальная социальная психология .

Шериф, М. (1935). Изучение некоторых социальных факторов восприятия. Архив психологии (Колумбийский университет).

Тайфел, Х., Биллиг, М. Г., Банди, Р. П., и Фламент, К. (1971). Социальная категоризация и межгрупповое поведение. Европейский журнал социальной психологии , 1(2), 149-178.

Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9(4), 507-533.

Вайнер, Б. (1986). Атрибуционная теория мотивации и эмоций . Нью-Йорк: Springer-Verlag.

5 Характеристики социального психолога HTML-представление Примечание Выделение ключевых слов

  • Баланс эмоций
  • Навыки общения
  • Непредвзятый
  • Эмоциональный контроль
  • Терпение

Если кому-то нравится работать с людьми и он искренне заботится о них, карьера социального психолога может быть хорошим выбором. Ниже приводится разбивка некоторых востребованных характеристик превосходных социальных психологов.

1. Баланс эмоций

Во всех профессиях, связанных с психологией, баланс эмоций имеет решающее значение. Умение мастерски балансировать между эмоциями и рассуждениями требует соответствующей подготовки и терпения. Социальный психолог должен четко определить ожидания клиента, чтобы можно было дать ему соответствующее лечение. Клиенты должны чувствовать себя комфортно, раскрывая информацию, которая, по их мнению, необходима для улучшения их ситуации. Социальные психологи должны оценивать каждую ситуацию и действовать соответствующим образом.

2. Навыки общения

Как социальный психолог человек будет проводить большую часть своего времени, опрашивая клиентов. Эти ситуации потребуют острых навыков слушания, потому что многие люди, которых они видят, общаются по-разному. Некоторые могут быть более разговорчивыми, чем другие, поэтому умение интерпретировать язык тела является обязательным. Социальные психологи должны понимать, что сбор информации о конкретном клиенте может занять больше времени. Если кто-то заботится о других, он сможет применить свое обучение в реальных ситуациях для общения с клиентами.

3. Непредвзятость

Возможно, краеугольным камнем любого хорошего психолога является умение не осуждать клиентов, что может оказать положительное влияние. Социальный психолог будет работать с богатыми, бедными, молодыми и пожилыми клиентами из всех слоев общества. Эта карьера не подходит для тех, кто будет резко реагировать на обстоятельства человека в любом случае.

Кто-то должен уметь слушать и интерпретировать точку зрения, отличную от ее собственной. Со всей необходимой подготовкой и требованиями кто-то может рассчитывать на компенсацию за свою тяжелую работу. По данным Бюро трудовой статистики, в 2018 году средняя заработная плата психолога, связанного с карьерой, составляла более 80 000 долларов в год9.0004

4. Эмоциональный контроль

Ситуации, о которых кто-то услышит как социальный психолог, могут быть обескураживающими. Становится очевидным, что отстраненность необходима, чтобы не позволить эмоциям вовлекаться во время оказания помощи. Требуется много навыков и практики, чтобы иметь сострадание, но не позволять личным чувствам взять верх. Хотя часто приходится сталкиваться со стрессовой рабочей обстановкой, сохраняя спокойствие, вы сможете более четко оценить каждую ситуацию. Неприятные обстоятельства со стороны клиентов являются частью работы.

5. Терпение

Серьезные проблемы с поведением не решить за один день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *