Роль социальных отношений в эволюции человека
Современные антропологи считают, что главную роль в превращении обезьяны в человека сыграл не столько труд (как учили когда-то в школе), а социальные отношения. Это подтверждается исследованиями интеллекта современных обезьян. Разум, также как и речь, развились у наших предков именно как инструменты эффективного взаимодействия с многочисленными соплеменниками. О роли социальных отношений в ранней эволюции человека рассказывает профессор, доктор исторических наук Марина Бутовская
Размер мозга тесно связан с размером группы
«Я бы сказала, что человека сделали человеком именно социальные отношения. Можно сказать, что разум и интеллект развивались не для того, чтобы эффективнее срывать бананы с дерева, а для того, чтобы эффективно функционировать в коллективе. При анализе факторов, которые могли бы стимулировать развитие мозга, оказалось, что наиболее значимые корреляции наблюдаются между размером мозга (точнее отношением размера мозга к общему размеру тела) и величиной социальной группы, а вовсе не со способностями добывания пищи. Размер мозга слабо коррелирует с какими-либо другими несоциальными показателями. Грубо говоря, чем больше социальная группа, тем больше мозг».
«Здесь возникает закономерный вопрос: есть огромные стада животных, огромные косяки рыб, но никак нельзя сказать, что отдельные особи, живущие в таких группах, отличаются изощренным интеллектом. Когда мы говорим о развитии мозга, речь идет не вообще о размерах группы, которая может быть очень велика. Но в стаде копытных или рыбьем косяке индивиды не опознают друг друга, и структура группы достаточно аморфна. Когда мы говорим о развитии мозга, то имеем в виду, те социальные объединения, которые основаны на индивидуальном опознавании и на личных устойчивых связях. То есть речь идет о ситуациях, в которых виды формируют большие устойчивые группы, и в пределах этих групп каждый индивид хорошо знает другого и представляет себе, какой статус имеет каждый член группы, и какова степень родства между ним и другими. Только такой социальный феномен мы имеем в виду, когда говорим о размерах группы. А между рыбами не существует социальных связей. Когда мы говорим о связи размеров группы с интеллектом, мы обсуждаем вопрос о возможности максимального количества связей, которые индивид способен удерживать в своем мозгу, чтобы адекватно реагировать на тех, с кем он связан».
Как менялась структура общества и система социальных связей
«В процессе эволюции, в том числе и по гомининной (hominis) линии, которая привела к возникновению современного человека, происходило укрупнение социальных коллективов. Это укрупнение происходило незначительно до homo erectus и, видимо, появление больших коллективов стало возможным на границе формирования homo sapiens. То есть, примерно, 100 – 120 тысяч лет назад. Когда произошло укрупнение коллективов, произошла и перестройка систем коммуникации. Потому что те средства, с помощью которых устанавливались и поддерживались связи в небольших коллективах, это, прежде всего «груминг», то есть, чистка шерсти, с помощью которой выражалась ласка, и устанавливался контроль поведения».
«Груминг – способ общения очень важный для того, чтобы поддерживать социальную интеграцию и восстанавливать социальное равновесие. Но возможности груминга ограничены временем. Я не могу груминговать 24 часа в сутки, у меня есть и другие занятия. Стало быть, и размеры группы ограничены возможностью поддерживать социальные связи с помощью груминга. У homo sapiens очевидно произошла важная перестройка, а именно возник язык, и развилась речь. Многие современные западные авторы (прежде всего это Данбар и его последователи) предполагают, что язык возник как продолжение груминга, как способ вербального распространения и восстановления связей после конфликта. На личностной основе можно пользоваться по сути дела и грумингом, но когда вам нужно восстанавливать связи в пределах большого коллектива, вам нужен другой информационный канал. И речь стала выполнять такую функцию».
«Речь возникла не на голом месте. Обезьяны вовсе не безгласные существа. По каким-то причинам на границе между homo erectus и homo sapiens членораздельная речь стала настолько необходимой, что фактически встал вопрос – быть или не быть. И это подтверждают факты, в том числе лингвистические. Все лингвисты считают, что членораздельная речь в том современном виде, в котором она есть у всех без исключения современных человеческих обществ, возникла примерно с возникновением homo sapiens, а вовсе не раньше. И когда люди научились говорить, возникла возможность формирования больших коллективов. В этом случае возникло множество преимуществ. Более крупный коллектив становится более конкурентоспособным по отношению к коллективам мелким. Вы выигрываете, потому что можете захватывать чужие территории и эффективно расширяться».
Александр Марков заметил: «В последнем номере Science опубликована статья, в которой говорится, что после уточнения радиоуглеродных датировок в последние годы, выяснилось, что заселение Европы homo sapiens и вытеснение неандертальцев происходило, во-первых, немного раньше, а во-вторых, быстрее. Вытеснение неандертальцев заняло всего пять тысяч лет. Кроманьонцы двигались со скоростью в среднем четыреста метров в год. У неандертальцев не было такой развитой членораздельной речи, они не могли формировать большие коллективы и не могли обеспечить скоординированные действия. Это стало одной причин поражения».
Речь в коллективе обезьян
Александр Марков спросил Марину Бутовскую: «Вы говорили, что речь имела такое большое значение для организации человеческих коллективов, но ведь сегодня часто проводят эксперименты, в которых обезьян – шимпанзе, горилл, учат языку глухонемых, учат сознательно нажимать кнопки на компьютере. И, фактически, получается, что обезьяна может научиться разговаривать, то есть пользоваться сотнями слов».
«Да, действительно, эти эксперименты проводятся. Я, собственно, сторонник тех выводов, которые сделаны в результате такого рода исследований, а именно, что у обезьян достаточный уровень интеллекта для того, чтобы эти слова осваивать. Обезьяны могут устанавливать соответствие между словом или знаком (чаще всего совершенно никак не напоминающим тот предмет, который этот знак обозначает) и самим предметом. В принципе, обезьяны имеют зачатки абстрактного мышления, и этими зачатками они пользуются, когда их обучают языку глухонемых. Можно было бы сказать так: строить фразы они могут, отвечать на вопросы они могут, но еще лучше они понимают ту информацию, которую им передают с помощью языка, причем вербально, их воспитатели. Некоторые задачи совершенно абстрактны, поэтому объяснить выполнение этих задач дрессурой невозможно. Например, исследователи просят вытащить ключи из двери и положить эти ключи в холодильник. И обезьяна это делает. Это значит, что обезьяны, пользующиеся языком глухонемых или компьютерными системами, реально понимают, что им говорят и реально манипулируют символами. Главный вывод только один: человек произошел именно от обезьяны, а не от свиньи, волка, пчелы и кого-то другого. Именно у обезьян, как у коллективных животных, существовало большое количество предпосылок, которые были в дальнейшем использованы эволюцией и канализированы в той линии, которая пошла к современному человеку. В том числе это языковые способности, основанные на абстрактном мышлении».
АмГПГУНовая страница
В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторые возможности сайта будут недоступны.
Как включить JavaScript ?
Результаты 1 — 10 из 71
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все
Изменено | Курс | Школа | Класс | ФИО | Обратный контакт | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16.03.2023 00:42:04 | ЕГФ Научно-популярная лекция «Динозавры за окном» | МОУ гимназия №45 | 9В | Косицына Елизавета Витальевна | 89141752457 | |||
16. 03.2023 00:39:45 | ЕГФ «Увлекательный мир химии» Лабораторное занятие | МОУ гимназия №45 | 9В | Косицына Елизавета Витальевна | 89141752457 | |||
16.03.2023 00:37:03 | ЕГФ «Решение задач по физиологии человека и животных» | МОУ гимназия №45 | 9В | Косицына Елизавета Витальевна | 89141752457 | |||
15.03.2023 11:05:32 | ЕГФ «Увлекательный мир химии» Лабораторное занятие | МОУ Инженерная школа | 9 | Тимошенко Мария Алексеевна | 89244129463 | |||
14. 03.2023 12:03:01 | ЕГФ Практическое занятие «Решение расчетных задач по химии» | МОУ Инженерная школа | 9 | Багрец Дарья Сергеевна | 89141528814 | |||
14.03.2023 12:01:56 | ЕГФ «Увлекательный мир химии» Лабораторное занятие | МОУ Инженерная школа | 9 | Багрец Дарья Алексеевна | 89141528814 | |||
14.03.2023 11:59:47 | ЕГФ «Увлекательный мир химии» Лабораторное занятие | МОУ Инженерная школа | 9 | Хабаров Никита Сергеевич | 89144084931 | |||
13. 03.2023 21:46:08 | ФИТМиФ Мир информатики «Решение сложных задач из ОГЭ для учащихся 9 классов» | МБО СОШ №1 | 9А | Смирнов Эмир Зираддинович | 89842860726 | |||
13.03.2023 21:25:26 | ФИТМиФ Мир информатики «Решение сложных задач из ОГЭ для учащихся 9 классов» | МБО СОШ №1 | 9А | Смирнов Эмир Зираддинович | 89842860726 | |||
13.03.2023 20:21:31 | ФИТМиФ Мир математики «Вероятность» | МБОУ СОШ 2 п.Ванино | 10А | Карамулина Арина Тимофеевна | 89098281555 | |||
Всего: 71 |
Результаты 1 — 10 из 71
Человек прямоходящий | Программа Смитсоновского института «Происхождение человека»
Homo erectus | Программа Смитсоновского института по происхождению человекаПерейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргесайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Встречаться
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9–12 классы)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Продукты
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоана)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
«Питекантроп» отправляется в Париж
Реставрация черепа « питекантропа » прямоходящего Манонврие.
« Pithecanthropus » erectus , описанный голландским анатомом Эженом Дюбуа, произвел немедленную сенсацию. Известный по тюбетейке, бедренной кости и зубу, обнаруженным на острове Ява, это была первая окаменелость, которую можно было рассматривать как «промежуточный тип» между людьми и обезьянами (даже несмотря на некоторые споры о том, все ли части Дюбуа нашли, действительно пошли вместе). В последующие годы «Яванский человек» стал чаще представляться скульптурными бюстами нашего доисторического родственника, но одна из самых ранних полных реставраций была представлена в 1900 на Всемирной выставке в Париже.
Часть празднеств включала заседание Конгресса археологии и доисторической антропологии, план которого позже был напечатан в Докладе Генерального комиссара США об экспозиции. Это единственная запись об этом событии, которую мне удалось найти. К сожалению, в нем нет изображения полной реставрации Дюбуа, но скульптура получила некоторые комментарии от участников конференции;
Доктор Л. Манонврие: «Питекантроп прямоходящий». Доктор Мануврие предварил свои замечания утверждением, что воссоздание питекантропа на выставке, сделанное доктором Дюбуа, встретило его полное одобрение, поскольку фактически первое исследование в этом направлении было сделано им самим. Недавнее открытие третьего зуба и фрагмента челюстной кости того же животного или вида животных демонстрирует, что гипотеза верна. Д-р Мануврие рассказал о дальнейших деталях реконструкции, касающихся индокраниальных отпечатков третьей лобной извилины, прикрепления бедренной кости большой приводящей мышцы и способности питекантропа карабкаться, происходящей от обезьяньей формы. из низших членов. Он сказал, что не намеревался ни критикой доктора Дюбуа, ни расхождением с его выводами ни в какой степени приуменьшить важность его открытия, сделанного на Яве.
Другими словами, Мановриер сосредоточился на деталях мозга, бедренной кости и общей формы тела, чтобы ответить на вопрос, является ли « питекантроп » более похожим на наш вид или на обезьяну. Такие вопросы окружали окаменелости с самого начала. Некоторые думали, что тюбетейка была как у обезьяны, тогда как бедренная кость, несомненно, была такой же, как у нас, но без остального скелета было трудно сказать, действительно ли они были вместе. (Подобные вопросы о смешивании и сопоставлении частей были связаны с открытием другой спорной окаменелости, «Пилтдаунского человека», которая оказалась подделкой. В случае с «яванским человеком» кости действительно срослись, и сегодня это известно. как представители Homo erectus .)
Поэтому я надеялся, что в отчете будет иллюстрация. Дюбуа пересмотрел свои представления о « Pithecanthropus » в ходе своего исследования, позже представив его как существо, похожее на гигантского гиббона (но все же нашего предка). Было бы интересно посмотреть, как он представлял себе гоминина в самом начале изучения его костей. Я предполагаю, что где-то должна быть какая-то фотография или иллюстрация (или, возможно, даже оригинальная реставрация), но на данный момент след, кажется, остыл.