Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?
У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.
Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».
Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.
Что такое социальная адаптация
Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».
Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.
Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.
Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.
Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.
Виды и уровни социальной адаптации
В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.
Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:
- психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
- профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
- педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
- экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.
В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):
Уровни приспособления |
Сущность и характеристика |
Низкий уровень |
Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. |
Средний уровень |
Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. |
Высокий (нормальный) уровень |
Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. |
Избыточный |
Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам. |
Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.
Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.
Симптомы дезадаптации
Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:
- быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
- нарушение пищевых привычек и расстройство сна
- повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
- повышенная тревожность, частая перемена настроения
- тошнота, головокружение
- мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
- снижение концентрации, продуктивности, внимательности
- безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих
Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.
Этапы социальной адаптации детей и подростков
Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.
Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:
- первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
- от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
- от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
- от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
- от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации
Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.
Основные стадии адаптации
Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:
- Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
- Индивид признает существование новой среды
- Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
- Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).
Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.
Частые вопросы
Что такое социально-психологическая адаптация ?
+
Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.
Какие функции влияют на социальное привыкание?
+
Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.
Причины дезадаптации?
+
Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.
Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?
+
Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.
Заключение эксперта
За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 347
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Социальная адаптация: определение, виды и функции
Содержание:
- Определение социальной адаптации
- Виды социальной адаптации
- Функции социальной адаптации
Определение социальной адаптации
Определение 1
Социальная адаптация играет для социологии одну из значимых ролей за счёт её значения для каждого члена общества. Она представляет собой способность индивида приспосабливаться к происходящим изменениям и корректировать свои представления, взгляды, способы взаимодействия и так далее. Наличие такого навыка позволяет человеку даже при изменении среды обитания, условий и окружения оставаться собой, не испытывая стресса при перестройке на новый уклад. Современный мир – это постоянная, динамичная смена обстоятельств и ролей, с чем и связано особое значение такого навыка. Проще говоря, социальная адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям для гармоничного функционирования в обществе.
Если адаптация проходит успешно, то человек может с лёгкостью найти своё место как в межличностном, так и в профессиональном плане, раскрыть свой потенциал и гармонично сосуществовать. Навыки коммуникации в этом случае также получают развитие, такой человек быстро реализовывается и добивается целей, несмотря на то, что попадает в новую, незнакомую среду. Он имеет возможность выстраивать крепкие связи, умеет находить выгодные предложения и заинтересовывать других людей во взаимодействии. Такой человек очень быстро понимает какова структура системы, как она работает и что нужно для поддержания баланса.
Новые условия могут подразумевать не только смену окружения или ролей, но и смену институциональных основ – там могут работать другие законы, а институты функционируют на основе других принципов. Неведение не избавляет индивида от необходимости соблюдать новые нормы и законы, тем более что для него самого их незнание будет служить препятствием. Усвоение новых стратегий позволяет пересмотреть свои взгляды, сформировать лояльность к системе и понимание её алгоритмов, уйти от дихотомии «свой-чужой». Предполагается, что если человек хочет стать частью какой-либо общности, то он должен быть готов к исполнению новых обязательств.
Примечание
Адаптация – это не единовременный процесс, он является продолжительным и имеет свои особенности, в том числе временные. Даже если человек не осознаёт потребности к солидаризации с обществом и принятыми нормами, он всё равно, будучи его частью, перенимает правила взаимодействия. Это связано с быстрой сменой окружения, условий существования, собственных представлений. Чтобы иметь вес в обществе, адаптацию невозможно игнорировать и пресекать. Но нельзя сказать, что она самостоятельна, ведь человеку всё же придётся узнавать что-то о новом укладе, наблюдать, перестраивать свои представления. В этой связи возникает несколько вопросов: как найти своё место в новых условиях? Как найти смысл жизни в новой реальности?
Виды социальной адаптации
Определение 2
Управление адаптацией осуществляется как извне, так и изнутри – либо общество воздействует на человека и вынуждает принимать новые правила, либо сам человек осознаёт потребность во вхождении в это общество в конкретном качестве. В этой связи актуальность приобретает самоуправление, когда человек осознаёт потребность в адаптации и начинает предпринимать меры.
Выделяют несколько видов адаптации, но социальная адаптация преобладает над всеми остальными, так как задействуется во всех видах взаимоотношений, в различных условиях.
- Организационная адаптация – это предписание управленческих мер новому члену общности, которые будут способствовать усвоению им новых порядков и правил. Данная адаптация позволяет создать для человека такие условия, которые будут способствовать развитию личности и становление её как в профессиональной, так и в межличностной сфере.
- Экономическая адаптация – это все те процессы, которые связаны с финансовыми и социальными взаимодействиями. К таким можно отнести условия труда, уровень зарплаты, особенности обеспечения незащищённых групп граждан, пенсионеров, создание льготного обеспечения и так далее. Человеку важно понимать на что в новом обществе он может опираться и в каких случаях. Успешная экономическая адаптация – это рост числа сознательных граждан и сотрудников организаций.
- Педагогическая адаптация — это обеспечение лояльности к существующей системе образования, понимание её функционирования и требований. В результате этой адаптации воспитание и обучение незримо переплетаются и формируют сознательную личность, которая умеет себя правильно вести в обществе, готова обучаться и заинтересована в личностном росте.
Функции социальной адаптации
Социальная адаптация позволяет мобилизовать членов системы, то есть объединить их в борьбе за общие ценности. Она стимулирует перенимать новые ценности и правила, участвовать в жизни общества, инициировать и принимать важные решения в обществе за счёт желания стать «своим» в новых условиях.
Социальная адаптация – это возможность проявить себя, несмотря на тотальную перестройку многих сфер. По факту, человек заново учит сосуществовать с другими людьми, формулировать свои потребности и взгляды, выражать своё мнение и при этом действовать по новым правилам и алгоритмам.
Основная цель адаптации заключается в возможности личности гармонично вписываться в любые рамки, не теряя при этом свои навыки, интересы, потенции и выстраивая здоровую ролевую стратегию.
Постепенно у человека растут потребности, он начинает чувствовать себя более уверенно, приобретает какие-либо представления о происходящем и формирует собственное мнение на этот счёт. Человек, успешно прошедший адаптацию, перестаёт чувствовать свою чужеродность и не прекращает поиски своего места.
Процесс усвоения новых ценностей и культурных особенностей, пересмотр старых взглядов и мобильность становятся одними из ключевых «вложений» в становлении личности при смене условий. Поэтому исследователи квалифицируют адаптацию как положительное явление, в основе которого лежит развитие личности.
Физика
166
Реклама и PR
31
Педагогика
80
Психология
72
Социология
7
Астрономия
9
Биология
30
Культурология
86
Экология
8
Право и юриспруденция
36
Политология
13
Экономика
49
Финансы
9
История
16
Философия
8
Информатика
20
Право
35
Информационные технологии
6
Экономическая теория
7
Менеджент
719
Математика
338
Химия
20
Микро- и макроэкономика
1
Медицина
5
Государственное и муниципальное управление
2
География
542
Информационная безопасность
2
Аудит
11
Безопасность жизнедеятельности
3
Архитектура и строительство
1
Банковское дело
1
Рынок ценных бумаг
6
Менеджмент организации
2
Маркетинг
238
Кредит
3
Инвестиции
2
Журналистика
1
Конфликтология
15
Этика
9
Длина волны Кризис в психологии: понятие, типы и проявления Уровни познания: определение, границы и методы Микроэкономика: специфика и проблемы Углеводы: структура, роль и нюансы
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Имя
Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругоеПринимаю Политику конфиденциальности
Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях
Адаптация и выживание
Любое количество характеристик может различаться у особей данного вида — некоторые могут быть крупнее, мохнатее, лучше бороться с инфекциями или иметь меньшие уши. Эти характеристики в значительной степени определяются их генами, которые передаются от родителей и впоследствии передаются их собственному потомству. Некоторые из этих характеристик или черт обеспечивают конкурентные преимущества, такие как скорость, сила или привлекательность. Если эти черты особенно полезны, люди с этими чертами произведут больше потомства, чем те, у кого их нет. С течением поколений количество особей с этим выгодным признаком или адаптацией будет увеличиваться, пока он не станет общим признаком вида.
Структурные и поведенческие адаптации
Адаптация может быть структурной, то есть физической частью организма. Адаптация также может быть поведенческой, влияющей на то, как организм реагирует на окружающую среду.
Пример структурной адаптации – то, как некоторые растения приспособились к жизни в сухих жарких пустынях. Растения, называемые суккулентами, приспособились к этому климату, накапливая воду в своих коротких толстых стеблях и листьях.
Сезонная миграция — пример поведенческой адаптации. Серые киты ( Eschrichtius robustus ) ежегодно мигрируют на тысячи километров, переплывая летом из холодного Северного Ледовитого океана в теплые воды у побережья Мексики на зиму. Детеныши серых китов рождаются в теплых южных водах, а затем перемещаются группами, называемыми стаями, в богатые питательными веществами воды Арктики.
Адаптации, развивающиеся в ответ на одну проблему, иногда помогают или используются для решения другой. Перья, вероятно, были первым приспособлением для осязания или регулирования температуры. Позже перья стали длиннее и жестче, позволяя планировать, а затем и летать. Такие признаки называются экзаптациями.
Некоторые черты, с другой стороны, теряют свою функцию, когда другие приспособления становятся более важными или когда меняется окружающая среда. Свидетельства этих черт остаются в рудиментарной форме – уменьшены или бесфункциональны. У китов и дельфинов есть рудиментарные кости ног, остатки приспособления (ноги), которые их предки использовали для ходьбы.
Среда обитания
Адаптации часто развиваются в ответ на изменение среды обитания организмов.
Знаменитым примером приспособления животного к изменению окружающей среды является английская бабочка перцовая ( Biston betularia ). До 19 века самый распространенный вид этой бабочки был кремового цвета с более темными пятнами. Несколько перченых мотыльков были серыми или черными.
Промышленная революция изменила окружающую среду, изменился и внешний вид перцовой моли. Мотыльки более темного цвета, встречавшиеся редко, начали размножаться в городской атмосфере. Их сажевый цвет сливался с деревьями, запачканными промышленными загрязнениями. Птицы также не могли видеть темных бабочек, поэтому вместо них они ели кремовых бабочек. Мотыльки кремового цвета начали возвращаться после того, как Великобритания приняла законы, ограничивающие загрязнение воздуха.
Видообразование
Иногда развивается адаптация или набор адаптаций, которые разделяют один вид на два. Этот процесс известен как видообразование.
Сумчатые в Океании являются примером адаптивной радиации, типа видообразования, при котором виды развиваются, чтобы заполнить множество пустых экологических ниш. Сумчатые, млекопитающие, вынашивающие своих развивающихся детенышей в сумках после непродолжительной беременности, прибыли в Океанию до того, как земля отделилась от Азии. Плацентарные млекопитающие, животные, вынашивающие своих детенышей в утробе матери, стали доминировать на всех остальных континентах, но не в Океании. Коалы ( Phascolarctos cinereus ), например, приспособился питаться эвкалиптовыми деревьями, произрастающими в Австралии. Вымерший тасманийский тигр ( Thylacinus cynocephalus ) был плотоядным сумчатым и приспособился к нише, заполненной большими кошками, такими как тигры, на других континентах.
Цихлиды, обитающие во многих озерах Африки, демонстрируют другой тип видообразования, симпатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование противоположно физической изоляции. Это происходит, когда виды разделяют одну и ту же среду обитания. Адаптация позволила сотням разновидностей цихлид жить в озере Малави. Каждый вид цихлид имеет уникальную специализированную диету: один вид цихлид может питаться только насекомыми, другой может питаться только водорослями, третий может питаться только другой рыбой.
Коадаптация
Организмы иногда адаптируются с другими организмами и к ним. Это называется коадаптацией. Некоторые цветы производят нектар, который нравится колибри. Колибри, в свою очередь, приспособили длинные тонкие клювы, чтобы извлекать нектар из определенных цветов. Когда колибри идет на кормежку, она непреднамеренно собирает пыльцу с пыльников цветов, которая оседает на рыльце следующих цветов, которые она посещает. В этих отношениях колибри получает пищу, а пыльца растений распространяется. Коадаптация полезна для обоих организмов.
Мимикрия — еще один вид коадаптации. В мимикрии один организм приспособился быть похожим на другой. Безобидная королевская змея (иногда называемая молочной змеей) адаптировала цветовой узор, напоминающий смертоносную коралловую змею. Эта мимикрия удерживает хищников от королевской змеи.
Мимический осьминог ( Thaumoctopus mimicus ) имеет поведенческие и структурные адаптации. Этот вид осьминогов может копировать внешний вид и движения других животных, таких как морские змеи, камбалы, медузы и креветки.
Коадаптация также может ограничивать способность организма приспосабливаться к новым изменениям в среде обитания. Это может привести к совместному вымиранию. В южной Англии большая голубая бабочка приспособилась есть красных муравьев. Когда развитие человека сократило среду обитания красных муравьев, локальное исчезновение красных муравьев привело к локальному исчезновению большой синей бабочки.
Статьи и профили
Новости National Geographic: три высокогорных народа, три приспособления к разреженному воздуху Новости National Geographic: открытие ископаемых четвероногих — от плавников до конечностей
Интерактивы
День Земли, Канада: Адаптация животных
Адаптация | Определение, примеры и факты
светло-серая плодожорка (Biston betularia)
Просмотреть все материалы
- Связанные темы:
- климатическая адаптация педоморфоз промышленный меланизм специализация холодовая адаптация
Просмотреть весь связанный контент →
Узнайте, как галапагосские вьюрки подверглись адаптивной радиации и помогли Дарвину в его теории эволюции
Посмотреть все видео к этой статьеадаптация , в биологии, процесс, посредством которого вид приспосабливается к окружающей среде; это результат действия естественного отбора на наследственную изменчивость в течение нескольких поколений. Организмы приспосабливаются к окружающей среде самыми разнообразными способами: в своем строении, физиологии и генетике, в своем передвижении или расселении, в своих средствах защиты и нападения, в своем размножении и развитии и в других отношениях.
Слово адаптация не происходит от его нынешнего использования в эволюционной биологии, а восходит к началу 17 века, когда оно указывало на связь между дизайном и функцией или на то, как что-то вписывается в что-то другое. В биологии эта общая идея используется таким образом, что адаптация имеет три значения. Во-первых, в физиологическом смысле животное или растение могут адаптироваться, приспосабливаясь к окружающей среде, например, изменяя свою температуру или обмен веществ с увеличением высоты. Во-вторых, и чаще всего, слово адаптация относится либо к процессу адаптации, либо к особенностям организмов, которые способствуют репродуктивному успеху по сравнению с другими возможными характеристиками. Здесь процесс адаптации обусловлен генетическими вариациями среди особей, которые адаптируются, то есть добиваются большего успеха, в конкретном окружении. Классическим примером является меланистический (темный) фенотип перцовой моли ( Biston betularia ), численность которой увеличилась в Британии после промышленной революции, поскольку темные мотыльки казались загадочными на фоне затемненных сажей деревьев и избежали хищничества птиц. . Процесс адаптации происходит за счет возможного изменения частоты генов по сравнению с преимуществами, предоставляемыми конкретной характеристикой, как, например, в случае окраски крыльев у мотыльков.
Еще из Британники
болезнь человека: адаптация
Третий и более популярный взгляд на адаптацию касается формы признака, который развился в результате естественного отбора для выполнения определенной функции. Примеры включают длинные шеи жирафов для кормления на верхушках деревьев, обтекаемые тела водных рыб и млекопитающих, легкие кости летающих птиц и млекопитающих и длинные кинжалообразные клыки хищников.
Все биологи согласны с тем, что признаки организмов обычно отражают приспособления. Однако возникло много разногласий по поводу роли истории и ограничений в появлении признаков, а также по поводу наилучшей методологии демонстрации того, что признак действительно является адаптацией. Черта может быть функцией истории, а не адаптации. Так называемый большой палец панды, или радиальная сесамовидная кость, представляет собой кость запястья, которая теперь функционирует как противопоставленный большой палец, позволяя гигантским пандам ловко хватать и манипулировать бамбуковыми стеблями. Предки гигантских панд и всех близкородственных видов, таких как черные медведи, еноты и красные панды, также имеют сесамовидные кости, хотя последние виды не питаются бамбуком и не используют кости для пищевого поведения. Следовательно, эта кость не приспособлена для кормления бамбуком.
Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) поставил проблему определения того, развился ли признак для функции, которую он выполняет в настоящее время:
Швы черепов молодые млекопитающие были выдвинуты как прекрасное приспособление для помощи в родах [рождении], и, без сомнения, они облегчают или могут быть необходимы для этого акта; но так как швы встречаются на черепах молодых птиц и рептилий, которым достаточно выйти из разбитого яйца, мы можем заключить, что эта структура возникла из-за законов роста и использовалась при родах высших животных. .
Таким образом, прежде чем объяснять, что признак является адаптацией, необходимо определить, проявлялся ли он также у предков и, следовательно, мог ли он эволюционировать исторически для функций, отличных от тех, которым он служит сейчас.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Еще одна проблема, связанная с определением признака как адаптации, заключается в том, что признак может быть необходимым следствием или ограничением физики или химии. Одна из наиболее распространенных форм ограничений связана с функцией анатомических особенностей, различающихся по размеру. Например, клыки у плотоядных крупнее, чем у травоядных. Эту разницу в размерах часто объясняют адаптацией к хищничеству. Однако размер клыков также связан с общим размером тела (такое масштабирование известно как аллометрия), как показано на примере крупных хищников, таких как леопарды, у которых клыки больше, чем у мелких хищников, таких как ласки.