Разное

Система правил поведения принятая в особых социальных кругах: Принятая в особых кругах общества система правил поведения

Социальные нормы

Социальная норма – правило поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая в концентрированном виде объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, т.е. с помощью этих норм функционирование людей, социальных групп и всего общества в целом приобретает упорядоченный характер. Социальные нормы вырабатываются самим обществом и различными социальными группами, с помощью них человек включается в систему общественных отношений, получает возможность взаимодействовать с обществом и государством. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает наличие трех условий: знание социальной нормы и ее осознание; мотив и само действие, поведение.

Виды социальных норм

К основным видам социальных норм относятся: обычаи, традиции, мораль, право.

Обычай – одобренный обществом образ массовых действий, которые рекомендуется выполнять (например, празднование Дня города и др.

).

Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, общественные установки, унаследованные от предшественников (встреча Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января и др.).

Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.п.

Правовые нормы – формально закрепленные правила поведения, установленные и поддерживаемые институтами государства (законы, указы президента). Существуют также религиозные, политические, эстетические нормы.

Социальные ценности и нормы – это основополагающий фактор социального поведения. Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы.

Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.      Помимо названных видов норм следует также назвать такие, как:

Привычки – устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях;

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать;

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры;

Обряд – разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни;

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.

Нравы – особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

Мода и увлечения. Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи используют термин «ценностные ориентации». Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования – убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Социальные нормы в зависимости от критериев бывают:

по субъекту: групповые, коллективные;

по объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.;

по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;

по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;

по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.

С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п. Масштаб действия  социальной нормы определяется рамками признающей их группы или организации или способом институционализации.

Норма как способ социального контроля

Социальные нормы наряду с другими составляющими представляют один из элементов социального контроля, который регулирует отношения общества и отдельного индивида.

Вступая во взаимодействие с социальной средой, человек совершает множество действий, поступков, которые постоянно оцениваются окружающими, и пока эти поступки соответствуют социальным нормам, подобный контроль незаметен. Но при нарушении социальных норм может последовать соответственно негативная реакция со стороны окружающих, которая отражает установки общественного сознания. Наравне с социальными нормами также являются элементами социального контроля санкции (негативные – позитивные, формальные – неформальные), общественное мнение, индивидуальное сознание, самоконтроль.

Самоконтроль играет важную роль в социальном регулировании и формировании устойчивой личности. Прежде всего, самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс самоконтроля предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека, но в то же время самоконтроль  может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Автор:  Е. Г. Пономарева

Источник:  ЦПМИ\РАПН

Урок 19. Правила и нормы поведения в обществе | Поурочные планы по обществознанию 6 класс к учебнику А.И. КРАВЧЕНКО

Цели: рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, крити­ческое мышление.

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, нравы, этикет, религиозные нормы, правовые нормы.

Оборудование: учебник, дополнительные материалы.

План изучения нового материала

1.                 Что такое социальные нормы?

2.                 Обычаи и традиции.

3.                 Нравы и законы.

Ход урока

I.             Организационный момент

«Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (J1.H. Толстой).

«Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами). «Какими глазами смотришь на человека, таким он гебе и кажется» (народная мудрость).

Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.

II.            Актуализация знаний

Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецен­зируют ответы одноклассников.

Два-три ученика представляют результаты домашнего прак­тического задания. Ответы оцениваются.

III.           Изучение новой темы

1.                 Составление словаря урока.

Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терми­нов. Я предлагаю вам составить словарь урока, бегло просмотрев учебный материал.

Словарь урока

Социальные нормы — это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.

Обычай — это привычные формы поведения в повседневной жизни.

Привычки — это установившаяся схема поведения в опреде­ленных ситуациях.

Манеры — это внешние формы поведения человека.

Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Традиции — это все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд — это совокупность действий, 

установленных обычаем.

Нравы — высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

Табу — это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро и зло.

Религиозные нормы — правила поведения, содержащиеся в тек­стах священных книг либо установленные церковью.

Правовые нормы — это правила поведения, закрепленные в за­конах.

Далее учитель предлагает составить схемы по некоторым по­нятиям.

Примерная схема понятий

1)                Социальные нормы — правила поведения — обычаи, тра­диции.

2)                Табу — запрет на действия.

3)                Религиозные нормы — правила поведения — тексты — свя­щенные книги.

2.                 Лекция.

Социальные нормы

Под социальными нормами понимают общие правила и об­разцы поведения людей в обществе. Социальные нормы скла­дываются исторически закономерно. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. Поданному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, ко­торые дают представление о добре и зле, о справедливости и не­справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обес­печивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в при­вычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выра­жают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этих органи­заций.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечи­вается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, установленные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

IV.          Подведение итогов урока

Человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Наш следующий урок пройдет в форме международной конференции по проблеме сохранения традиций отдельно взятых народов и стран.

(Учитель делит класс на 4—5 групп. Каждая из них представля­ет страну и должна сформулировать свои предложения для резо­люции конференции по сохранению традиций в странах мирового сообщества. Учащимся необходимо коротко рассказать о своей стране и ее традициях по плану:

1.                 Историческая справка.

2.                 Географическое положение.

3.                 Традиции, играющие значимую роль на современном этапе.

4.                 Существующие проблемы по сохранению традиций.

5.                 Выдвинуть 2—3 пункта для резолюции по сохранению тра­диций в современном мире.

Учащиеся могут продумать презентационное оформление к докладу (музыкальное оформление, видеоматериалы, мульти­медийная презентация, иллюстрации, национальные костюмы или их элементы и т. д.).

Учитель организует консультации для подготовки к уроку.

Страны: Россия, Япония, Индия, Бразилия, Египет (может быть другой вариант).)

Домашнее задание

Прочитать с. 94—99. Каждой группе подготовить индивиду­альное задание.

Дополнительный материал Рождение и воспитание детей в Китае

Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рож­дение сына. Близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки: одежду для ребенка и продукты для поддержания сил матери. Чтобы от­благодарить друзей и знакомых, накрывали праздничный стол или просто угощали гостей вареными яйцами, окрашенными в красный цвет. В этих случаях полагалось приглашать друзей на лапшу, которая символизиро­вала долголетие новорожденного.

Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становил­ся обузой, если на свет появлялась девочка.

Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло отражение и в поговорках: «Вырастишь сына — обеспечишь старость, соберешь зерно — предотвратишь голод», «И сына, и поле надо иметь свои», «Лучшие сыновья в мире — свои собственные».

Надеясь родить сына, женщины прибегали к толкованию сновиде­ний, об этом говорит «Шицзин»:

Серый и черный приснится медведь —

То сыновей предвещающий знак;

Если же змей довелося узреть —

То дочерей предвещающий знак!

Или, например, беременная женщина поднималась до зари и, надев костюм мужа, отправлялась к ближайшему колодцу. Она обходила вокруг него трижды, наблюдая за тенью в воде. Если по окончании прогулки ей удавалось вернуться домой незамеченной, это служило добрым предзна­менованием: родится мальчик.

При рождении ребенок получал «молочное» (детское) имя. Это имя должно было состоять из иероглифов, обозначающих что-нибудь прият­ное, надежду на то, что дитя будет счастливым и не умрет в младенчестве. Ребенка часто называли Со-эр, Чжу-эр, Шуань-эр, что, соответственно, означало: Замочек — пусть ребенок будет в такой же безопасности, как то, что заперто под замком; Столбик — пусть ребенок твердо стоит на ногах; Узелок — пусть он будет надежно привязан к своему дому. Все эти имена давались, конечно, мальчикам. Их наделяли и такими именами: Фу (Богатство), Гуй (Знатность), Си (Счастье), Лэ (Радость). Именами девочек, как правило, служили названия цветов, драгоценных камней, бабочек, птиц: Лянь-хуа (Лотос), Му-дань (Пион), Син-эр (Абрикос), Тао-эр (Персик). Их также могли назвать Сяо-мао (Котеночек) или Эр- мэй (Вторая сестричка). Иногда детям давали имена в соответствии с вре­менем года, когда они родились: Чунь-эр (Весна), Сяшэн-эр (Рожденная летом), Цю-эр (Осень), Дун-эр (Зима).

Рождение детей на благо родителей считалось основной целью брач­ной жизни и, как думали верующие, обеспечивало старшему поколению загробный покой.

Однако среди всех членов семьи самыми бесправными были дочери. От них требовалось не просто послушание, но беспрекословное повино­вение. С детских лет они должны были участвовать в любой домашней работе, помогая в уборке, моя и чистя посуду. В подростковом возрасте их обучали шитью. После того как для девушки был выбран жених (как правило, это случалось уже к двенадцати годам), будущая невеста обуча­лась той работе, которой занимаются женщины из семьи жениха.

Девочкам не разрешалось предаваться играм и безделью. Им не разре­шалось общаться с соседскими мальчишками. А в подростковом возрасте запрещалось играть и с мальчиками своей семьи. Запрет налагался на все самостоятельные передвижения за пределами дома. Отлучки из дома были возможны только в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.

Воспитанием и обучением девочек в основном занимались женщины. Однако отцы не должны были полностью оставаться в стороне. Именно на их плечах лежала ответственность по воспитанию в дочерях так назы­ваемых «трех правил подчинения»: дома повиноваться отцу; в замужестве повиноваться мужу; во вдовстве повиноваться сыну. Глава семейства отвечал и за воспитание у дочери «четырех добродетелей», состоящих в соблюдении супружеской верности, честности, скромности и усердия.

Япония: быт и традиции

В мягко освещенных витринах токийских ресторанов и столовых выставлены удивительные копии предлагаемых блюд, сделанные из пластика. В настоящей посуде они настолько искусно воспроизводят оригиналы, что иногда не сразу понимаешь, что перед тобой пластмасса. Рядом с каждым блюдом название и цена, поэтому можно выбрать то, что по карману и привлекает взор.

Первые пищевые муляжи появились в японских ресторанах чуть ли не сто лет тому назад, когда стали делать из воска копии непривычных европейских блюд. В наше время «фальшивая еда» стала такой же неотъ­емлемой и повсеместной принадлежностью Японии, как попадающиеся на каждом шагу торговые автоматы.

Перерыв на обед наступает по всей Японии в полдень, который мож­но легко определить и без часов — по толпам служащих, устремляющихся в близлежащие небольшие столовые: по мотоциклистам и велосипеди­стам, которые развозят заказы, сделанные по телефону, прямо к рабочим местам.

У людей одиноких в обеденное время пользуются успехом простые блюда из риса: рис, завернутый в европейский омлет с кетчупом, рис с соусом карри — карри райсу, жареный рис по-китайски или блюда с ри­сом по-японски в больших пиалах домбури.

Несколько по-иному питаются в обеденный перерыв люди семейные. Самая плотная задень еда с рисом и супом ждет их вечером дома, поэтому на работе женатые служащие предпочитают просто перекусить. Лучшим, легко усвояемым обеденным блюдом у старшего поколения считается лапша: пшеничная удон в виде клепок и затем преображенная в толстые белые «макароны», собственно, китайская яичная мэн.

Конец обеда в наши дни обычно отмечается неторопливым пить­ем кофе, ставшего популярным в Японии после войны. Сейчас японцы пьют этот западный напиток почти в таких же количествах, как тради­ционный чай. Заказав одну-единственную чашку кофе, можно сколько угодно сидеть за уютными столиками, слушать тихую музыку, беседовать со знакомыми и даже вздремнуть.

Все больше в японскую жизнь проникает так называемая «быстрая еда» американского происхождения {fastfood).  Начало этому проникнове­нию было положено американской трансконтинентальной корпорацией «Макдональдс».

За «Макдональдсом» началось быстрое вторжение других американ­ских сетей, торгующих теми же гамбургерами, пончиками, мороженым, пиццей, жареной курицей, а за ними расплодились и их японские под­ражатели.

Но не только разрушение традиционной системы питания и появ­ление множества толстяков беспокоит японцев. В не меньшей степени они озабочены наличием в своей пище — как национальной, так и за­падной — большого количества химических добавок. В среднем каждый японец съедает за год около четырех килограммов различных химикали- ев — консервантов, красителей, ароматизаторов.

Особые традиции в Японии связаны с уличной торговлей. Продавцы съестного съезжаются к любым местам массовых гуляний и устанавлива­ют там свои ларьки, украшенные короткими занавесками норэн и тради­ционными красно-белыми полосатыми тентами.

В духе средневековых японских законов, предписывающих каж­дому члену общества, носить ли ему шелк или хлопок, ходить пешком или ездить на коне, современные школьные правила регулируют дли­ну форменной юбки у девочек и форменного мундира с глухой стойкой у мальчиков, ширину брюк и цвет носков, фасон и цвет грубой обуви на низком каблуке. Девочки часто носят зимой мешковатое синее паль­то — под цвет форменной матроски, — уродующее их фигурки, которые заметно вытянулись и стали более длинноногими за послевоенные годы. В некоторых школах обязательны значки с гербами, форменные сумки и головные уборы.

Особое внимание в школах хороших манер уделяется поклонам, без которых невозможно жить в стране, где кланяются все и всегда. Отвеши­вает поклоны премьер-министр, прежде чем обратиться к парламенту. Кланяются дикторы телевидения в начале и, особенно, в конце ново­стей, завершающихся извинением за беспокойство. Кланяются про­давцы в магазинах: на тридцать градусов — приветствуя посетителей; на пятнадцать — приглашая посмотреть товары: на сорок пять — провожая покупателя, сделавшего покупку. Подсчитано, что девушки-лифтеры в универмагах отвешивают поклоны около двух с половиной тысяч раз в день, а та, которая вызывает лифт на первом этаже, кланяется даже закрывшимся дверям — вслед уже уехавшим покупателям. Любые виды поклонов можно увидеть в школах традиционных видов спорта.

Традиционному этикету, необходимому во время посещения раз­личных торжественных церемоний, обучают также в многочисленных школах кимоно. Известно, что японская национальная одежда, совсем было исчезнув во время войны, возродилась впоследствии, прежде всего как праздничный наряд для ритуалов и парадных приемов. Постоянно кимоно носят только некоторые пожилые люди да те, кто по роду своей деятельности связан со стариной. Прочие японцы (да и то не все) надева­ют вне дома национальный костюм только раз в году, чаще всего во время ритуальных посещений храмов. Целые семьи в кимоно можно увидеть в праздничной толпе на Новый год. В День совершеннолетия пятнадца­того января в храмах появляются стайки двадцатилетних японок в белых пушистых воротничках и красочных девичьих фурисодэ — кимоно с очень длинными рукавами.

В школах кимоно можно научиться навыку надевания этой одежды, которым еще недавно владели все, а сейчас только половина японок. Но, пожалуй, это не главная задача — ведь при необходимости можно обра­титься в ближайший салон красоты, где вам не только помогут одеться, но также сделают подходящую прическу.

Среди учениц школ кимоно встречается немало девушек, которые готовятся к свадьбе — важному событию, после которого бывшие бурикко превращаются в почтенных замужних домохозяек оку-сама. Сразу после свадьбы больше половины из них оставляют работу, чтобы заниматься ведением домашнего хозяйства.

Домашние игровые приставки к телевизорам в середине 1980-х гг. уже были у каждой четвертой японской семьи. Они пришли на смену самым первым электронным портативным играм с экранчиком на жид­ких кристаллах. Сейчас маленькие электронные игры почти совсем утра­тили популярность, зато в любом универмаге разложены на витринах выпускающиеся одна за другой игры для домашних приставок. Здесь же, в магазинах, их часами бесплатно осваивают ребята, особенно те, у кого еще нет своей игры дома.

Хорошо это или плохо — проводить часы за видеоиграми? Плохо, считают многие учителя и психологи. Мальчишки и девчонки в Японии и так ведут малоподвижный образ жизни, а тут еще дополнительно утом­ляют глаза, делаются раздражительными и плохо управляемыми. Хорошо, возражают другие. Ведь новому поколению предстоит жить в мире ком­пьютеров. Поэтому к экранам и кнопкам оно должно привыкать с дет­ства, а не бояться их, как многие люди старшего возраста. Можно считать, что домашняя игровая приставка — это «начальная школа» компьютерной

1           рамотности. Сначала ребята пользуются готовыми программами, есте­ственный следующий шаг — изобретение детьми собственных игр, иначе говоря, составление новых игровых программ. Оно стало возможным после того, как компания «Ниндэндо», выпустившая самую любимую у японских ребят игровую приставку, стала продавать в дополнение к ней шсковод и пульт управления. Последняя фирменная новинка — особый

9 А,В. Поздеев, Е.Б. Биянова коврик, начиненный электроникой, который заменяет обычный пульт управления с кнопками: прыгая на коврике, ребенок может совмещать увлекательную видеоигру с хорошей физической разминкой. Наверное, такие разминочные устройства будут когда-нибудь придуманы и для взрослых, которые жалуются на усталость от неподвижного сидения перед экраном компьютера. А между тем все большему числу японцев приходится учиться обращению с компьютерами не только на службе, но и в обычной уличной и домашней жизни.

Современные японские компьютеры рассчитаны не только на циф­ры, латинские буквы и два вида японской азбуки, но также и на иеро­глифы.

Конечно, повсеместное проникновение компьютеров не может не создавать своих проблем и трудностей. Одна из них — это вторжение в частную жизнь людей. Благодаря компьютерам большое число собран­ных и обработанных ими разрозненных сведений становится доступным и властям, и мошенникам, использующим полученные данные для своих махинаций. Но каковы бы ни были эти проблемы, современное общество информации обходиться без компьютеров уже не может.

Вариант урока 19. Проблема сохранения традиций в современном мире

Цели: рассмотреть проблему сохранения традиций в совре­менном мире; развивать умение учащихся отстаивать свою по­зицию.

Оборудование: учебник, дополнительные материалы, техниче­ские средства обучения.

Урок проходит в форме международной конференции по теме «Проблема сохранения традиций в современном мире».

Ход урока

I.             Организационный момент

Данная форма занятия предполагает отказ от этапа опроса в начале урока. Игровая ситуация в классе как бы дублирует меж­дународную конференцию, на которой в качестве представителей от разных стран участвуют школьники.

Представители разных стран решили провести международ­ную конференцию по проблеме сохранения традиций в отдельно взятых странах и у отдельных народов.

II.            Слово учителя

Добрый день, участники международной конференции! Мы собрались на наш форум, чтобы обсудить важнейшую проблему современного мира — сохранение его уникальности и неповтори­мости, ценностей и традиций народов, проживающих на нашей

планете. Поприветствуем ее участников и начнем работу конфе­ренции. Предлагаю утвердить программу работы конференции… Слово для доклада предоставляется…

(Учитель в ходе урока фиксирует высказанные учащимися предложения. Конференция вырабатывает общие предложения по сохранению уникальных традиций народов мирового сообщества. Создается общая резолюция. В преамбуле отмечаются важнейшие темы конференции.)

III.           Подведение итогов урока

—               Назовите ключевые понятия темы.

—               Объясните значение названных понятий.

—               Сформулируйте основную мысль одного из докладов.

Домашнее задание

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по гла­ве 3 «Социальная сфера общества».

Этический кодекс: английский

Преамбула

Основная задача профессии социального благополучие и помочь удовлетворить основные человеческие потребности всех людей, с особое внимание к потребностям и расширению прав и возможностей людей, которые уязвимые, угнетенные и живущие в нищете. Историческая и определяющая особенность социальной работы — это двойная направленность профессии на индивидуальное благополучие в социальный контекст и благополучие общества. Основой социальной работы является внимание к силам окружающей среды, которые создают, способствуют и устраняют проблемы в жизни.

Социальные работники содействуют социальной справедливости и социальным изменениям с и далее от имени клиентов. «Клиенты» используется для обозначения физических лиц, семьи, группы, организации и сообщества. Социальные работники чутко относиться к культурному и этническому разнообразию и стремиться положить конец дискриминации, угнетение, нищета и другие формы социальной несправедливости. Эти мероприятия может быть в форме непосредственной практики, организации сообщества, надзора, консультации, администрация, защита, социальные и политические действия, политика разработка и внедрение, образование, исследования и оценка. Социальные работники стремятся повысить способность людей решать свои собственные проблемы. потребности. Социальные работники также стремятся повысить отзывчивость организаций, сообществ и других социальных институтов для отдельных лиц. потребности и социальные проблемы.

Миссия профессии социального работника коренится в наборе основных ценности. Эти основные ценности, принятые социальными работниками на протяжении история профессии, являются основой уникальной цели социальной работы и перспектива:

  • служба
  • социальная справедливость
  • достоинство и ценность человека
  • важность человеческих отношений
  • целостность
  • компетенция.

Это созвездие основных ценностей отражает уникальность социальной рабочая профессия. Основные ценности и вытекающие из них принципы должны быть сбалансированным в контексте и сложности человеческого опыта.

Цель Кодекса этики NASW

Профессиональная этика лежит в основе социальной работы. В профессии есть обязательство сформулировать свои основные ценности, этические принципы и этические стандарты. Этический кодекс NASW устанавливает эти ценности, принципы и стандарты поведения социальных работников. Кодекс актуален для всех социальные работники и студенты социальной работы, независимо от их профессиональной функции, условия, в которых они работают, или группы населения, которую они обслуживают.

Этический кодекс NASW служит шести целям:

  1. Кодекс определяет основные ценности, на которых основывается миссия социальной работы основанный на.
  2. Кодекс обобщает общие этические принципы, отражающие основные ценности профессии и устанавливает набор конкретных этических стандарты, которыми следует руководствоваться в практике социальной работы.
  3. Кодекс разработан, чтобы помочь социальным работникам определить соображения, когда профессиональные обязательства противоречат или этические возникают неопределенности.
  4. Кодекс устанавливает этические стандарты, которым должна соответствовать широкая общественность. может привлечь к ответственности профессию социального работника.
  5. Кодекс знакомит специалистов-практиков, впервые работающих в сфере социальной работы, с миссию, ценности, этические принципы и этические стандарты, а также поощряет всем социальным работникам заниматься самообслуживанием, постоянным образованием и другими деятельности, чтобы обеспечить их приверженность тем же основным характеристикам профессия.
  6. Кодекс формулирует стандарты, которым должна соответствовать сама профессия социального работника. можно использовать для оценки того, занимались ли социальные работники неэтичными руководить. NASW имеет формальные процедуры для вынесения решений по этике жалобы, поданные против его членов.* Присоединяясь к настоящему Кодексу, социальные работники обязаны сотрудничать в его реализации, участвовать в судебных разбирательствах NASW и соблюдать любые Дисциплинарные постановления NASW или основанные на них санкции.

Кодекс предлагает набор ценностей, принципов и стандартов, которыми можно руководствоваться принятие решений и поведение при возникновении этических проблем. Он не обеспечивает набор правил, предписывающих, как социальные работники должны действовать в любых ситуациях. Конкретные применения Кодекса должны учитывать контекст в которые он рассматривает, и возможность конфликтов между положениями Кодекса ценности, принципы и стандарты. Этическая ответственность вытекает из всех человеческих отношения, от личных и семейных до социальных и профессиональных.

* Для получения информации о процессе проверки NASW Professional см. Процедуры NASW для Профессиональный обзор.

Кроме того, Этический кодекс NASW не определяет, какие ценности, принципы и стандарты являются наиболее важными и должны перевешивать другие в случаев, когда они противоречат друг другу. Разумные различия во мнениях могут и должны существуют среди социальных работников в отношении способов, которыми ценности, этические Принципы и этические стандарты должны быть ранжированы, когда они противоречат друг другу. Этическое принятие решений в той или иной ситуации должно основываться на суждение отдельного социального работника, а также следует учитывать, как вопросы будут оцениваться в процессе экспертной оценки, где этические стандарты профессии будет применяться.

Этическое принятие решений — это процесс. В ситуациях, когда возникает конфликт обязательства, социальные работники могут столкнуться со сложными этическими дилеммами на которые нет простых ответов. Социальные работники должны учитывать все ценности, принципы и стандарты настоящего Кодекса, применимые к любой Ситуация, в которой оправдано этическое суждение. Решения социальных работников и действия должны соответствовать как духу, так и букве настоящего Кодекса.

В дополнение к этому Кодексу существует множество других источников информации о этическое мышление, которое может быть полезным. Социальные работники должны учитывать этические теория и принципы в целом, теория и исследования социальной работы, законы, нормативных актов, политики агентства и других соответствующих кодексов этики, признавая что среди кодексов этики социальные работники должны рассматривать Кодекс NASW Этики как их первоисточник. Социальные работники также должны быть осведомлены о влияние на принятие этических решений их клиентами и их собственными личными ценности, культурные и религиозные убеждения и обычаи. Они должны знать любые конфликты между личными и профессиональными ценностями и справляться с ними ответственно. За дополнительными указаниями социальные работники должны обращаться к соответствующую литературу по профессиональной этике и этичному принятию решений и искать соответствующие консультации при возникновении этических дилемм. Это может включать консультация с агентством или организацией социальной работы по вопросам этики комитет, регулирующий орган, знающие коллеги, руководители или юрисконсульт.

Могут возникнуть случаи, когда этические обязательства социальных работников противоречат политики агентства или соответствующих законов или нормативных актов. Когда возникают такие конфликты, социальные работники должны приложить ответственные усилия для разрешения конфликта в способом, который согласуется с ценностями, принципами и стандартами, выраженными в этом Кодексе. Если разумное разрешение конфликта не представляется возможным, социальные работники должны обратиться за надлежащей консультацией, прежде чем принимать решение. Этический кодекс NASW должен использоваться NASW и отдельными лицами, агентства, организации и органы (такие как лицензионные и регулирующие советы, страховщики профессиональной ответственности, суды, советы агентств директоров, государственных учреждений и других профессиональных групп), которые выбирают принять его или использовать в качестве системы отсчета. Нарушение стандартов в этом Кодекс не подразумевает автоматически юридическую ответственность или нарушение закона.

Такое определение может быть сделано только в контексте правовых и судебных производство. Предполагаемые нарушения Кодекса будут рассмотрены коллегами обзор процесса. Такие процессы, как правило, отделены от юридических или административные процедуры и ограждены от судебного пересмотра или судебного разбирательства позволить профессии консультировать и дисциплинировать своих членов.

Кодекс этики не может гарантировать этичное поведение. Более того, кодекс этика не может решить все этические проблемы или споры или захватить богатство и сложность, связанная со стремлением сделать ответственный выбор в моральное сообщество. Скорее, этический кодекс устанавливает ценности, этические принципов и этических норм, к которым стремятся профессионалы и в соответствии с которыми их действия могут быть оценены. Этическое поведение социальных работников должно от их личного обязательства участвовать в этической практике. НАСВ Этический кодекс отражает приверженность всех социальных работников профессиональные ценности и действовать этично. Принципы и стандарты должны быть применяется людьми с хорошим характером, которые различают моральные вопросы и, добросовестно стремиться выносить надежные этические суждения.

С ростом использования коммуникационных технологий в различных аспектах практики социальной работы, социальные работники должны быть осведомлены об уникальных проблемы, которые могут возникнуть в связи с сохранением конфиденциальности, информированное согласие, профессиональные границы, профессиональная компетентность, запись хранение и другие этические соображения. В общем, все этические нормы в настоящего Кодекса этики применимы к взаимодействиям, отношениям или коммуникации, независимо от того, происходят ли они лично или с использованием технологий. Для целей настоящего Кодекса «технологические услуги социальной работы» включают любые услуги социальной работы, связанные с использованием компьютеров, мобильных или стационарные телефоны, планшеты, видеотехника или другие электронные или цифровые технологии; это включает использование различных электронных или цифровых платформах, таких как Интернет, онлайновые социальные сети, чаты, текстовые обмен сообщениями, электронная почта и новые цифровые приложения. Технологии Услуги социальной работы охватывают все аспекты практики социальной работы, в том числе психотерапия; индивидуальное, семейное или групповое консультирование; сообщество организация; администрация; защита интересов; посредничество; образование; надзор; исследовать; оценка; и другие социальные службы. Социальные работники должны быть в курсе новых технологических разработок, которые могут быть использованы в практика социальной работы и то, как к ним применяются различные этические стандарты.

Профессиональная забота о себе имеет первостепенное значение для компетентного и этичного социального трудовая практика. Профессиональные требования, сложный климат на рабочем месте и подверженность травме гарантирует, что социальные работники сохранят личную и профессиональное здоровье, безопасность и честность. организации социальной работы, учреждениям и учебным заведениям рекомендуется содействовать организационная политика, практика и материалы для поддержки социальных работников самостоятельное лечение.

Этические принципы

Следующие общие этические принципы основаны на ядре социальной работы. ценности служения, социальной справедливости, достоинства и ценности человека, важность человеческих отношений, честности и компетентности. Эти Принципы излагают идеалы, к которым должны стремиться все социальные работники.

Значение: Служба
Этический принцип: Основная цель социальных работников — помогать нуждающимся и решать социальные проблемы

Социальные работники ставят служение другим выше личных интересов. Социальные работники опираться на свои знания, ценности и навыки, чтобы помогать нуждающимся и решать социальные проблемы. Социальные работники поощряются к волонтерской работе части своих профессиональных навыков, не ожидая значительного финансовая отдача (услуга pro bono).

Значение: Социальная справедливость
Этический принцип:
Социальные работники бросают вызов социальной несправедливости.

Социальные работники стремятся к социальным изменениям, особенно с участием и от имени уязвимых и угнетенных лиц и групп людей. Социальное Усилия рабочих по социальным изменениям сосредоточены в первую очередь на проблемах бедности, безработица, дискриминация и другие формы социальной несправедливости. Эти мероприятия направлены на повышение чувствительности и знаний о притеснении и культурное и этническое разнообразие. Социальные работники стремятся обеспечить доступ к необходимая информация, услуги и ресурсы; равенство возможностей; и значимое участие в принятии решений для всех людей.

Ценность: Достоинство и ценность человека
Этический принцип: Социальные работники уважают неотъемлемое достоинство и ценность человека.

Социальные работники заботливо и уважительно относятся к каждому человеку, индивидуальных различий и культурного и этнического разнообразия. Социальные работники способствовать социально ответственному самоопределению клиентов. Социальные работники стремиться расширить возможности и возможности клиентов измениться и решить их собственные потребности. Социальные работники осознают свою двойную ответственность за клиентов и общества в целом. Они стремятся разрешить конфликты между интересы клиентов и интересы общества в целом в социально ответственном в соответствии с ценностями, этическими принципами и этическими стандартами профессии.

Значение: Важность человеческих отношений
Этический принцип: Социальные работники признают центральную важность человеческие отношения.

Социальные работники понимают, что отношения между людьми важным средством перемен. Социальные работники привлекают людей как партнеров в процессе помощи. Социальные работники стремятся укрепить отношения среди людей в целенаправленных усилиях по продвижению, восстановлению, поддержанию и повысить благосостояние отдельных лиц, семей, социальных групп, организации, сообщества.

Значение: Целостность
Этический принцип: Социальные работники ведут себя заслуживающим доверия образом.

Социальные работники постоянно осведомлены о миссии профессии, ценностях, этические принципы, этические стандарты и практика в соответствии с с ними. Социальные работники должны принимать меры по уходу за собой профессионально и лично. Социальные работники действуют честно и ответственно и продвигать этические нормы со стороны организаций, с которыми они аффилированы.

Значение: Компетентность
Этический принцип: Социальные работники практикуют в рамках своей компетенции и развивать и повышать свою профессиональную квалификацию.

Социальные работники постоянно стремятся повышать свои профессиональные знания. и навыки и применять их на практике. Социальные работники должны стремиться внести свой вклад в базу знаний профессии.

Типовые правила профессионального поведения

Делиться:

О типовых правилах

Типовые правила профессионального поведения ABA были приняты Палатой делегатов ABA в 1983 году. Они служат образцом для правил этики большинства юрисдикций. До принятия Типовых правил моделью ABA был Типовой кодекс профессиональной ответственности 1969 года . Предшественником Типового кодекса были Каноны профессиональной этики 1908 года (последние поправки внесены в 1963).

  • Типовые правила Содержание
  • Купить копию
  • Также доступно — Аннотированные типовые правила профессионального поведения

При заказе книг оптом действуют скидки. Для получения дополнительной информации обратитесь в сервисный центр ABA по телефону 1-800-285-2221.

Чтобы получить разрешение на перепечатку, посетите веб-страницу ABA Reprint, Licensing and Permissions для получения дополнительной информации.

Внедрение изменений правил модели

Комитет по реализации политики Центра профессиональной ответственности помогает штатам вносить изменения в Типовые правила. На его сайте есть диаграмма статуса проверки каждой юрисдикцией изменений Правил.

Законодательная история

Эта Законодательная История прослеживает Типовые правила профессионального поведения (Типовые правила) с момента назначения Комиссии ABA по оценке профессиональных стандартов («Комиссия Кутака») в 1977 до 2013 года. Он включает первое представление формата Типовых правил Палате делегатов Американской ассоциации юристов, принятие Типовых правил и множество поправок к Типовым правилам, которые были приняты или предложены до августа 2013 года. Покупка  

Сравнение пересчета

  • Сравнение типовых правил с переформулировкой закона, регулирующего деятельность адвокатов
  • Сравнение редакции Закона, регулирующего деятельность адвокатов, с Типовыми правилами
  • Закон об адвокатах: сравнение Типовых правил профессионального поведения ABA с ALI Restatement (Третий) Закона, регулирующего деятельность юристов ( УСТАЛО ИЗ ПЕЧАТИ )

Экзамен на профессиональную ответственность нескольких штатов

См. веб-сайт Национальной конференции адвокатов.

Самые последние изменения в типовых правилах

Август 2020

  • Правило 1.8(е)

август 2018 г.

  • Постоянный комитет по этике и профессиональной ответственности Изменения в типовых правилах 7.1–7.5

август 2016 г.

  • Постоянный комитет по этике и профессиональной ответственности
    Изменения к типовому правилу 8.4

Февраль 2016 г.

  • Раздел международного права
    Изменения к Типовому правилу 5.5

Февраль 2013 г.

  • Комиссия по этике 20/20
    Комиссия рассмотрела Типовые правила в контексте достижений в области технологий и развития мировой юридической практики.

август 2012 г.

  • Комиссия по этике 20/20
    Комиссия рассмотрела Типовые правила в контексте достижений в области технологий и развития мировой юридической практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *