Разное

Сенситивные периоды выготский: МБ ДОУ «Детский сад № 33» (Новокузнецк). Официальный сайт

7. Сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития, согласно Б. Г. Ананьеву, – это периоды повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального формирования интеллекта и личности. Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет – чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций.

В отечественной психологии одним из первых определил данное явление Л.С. Выготский. Он писал о сензитивных периодах: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Поскольку Л. С. Выготский отождествлял сензитивность и оптимальный срок обучения, он всячески подчеркивал наличие границ сензитивности.

Н.

С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются вундеркинды; одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности.

Д.Б. Эльконин обозначил младший подростковый возраст как сензитивный период для перехода учебной деятельности на более высокий уровень развития.

И.П. Волков младший школьный возраст описывает как сензитивный период для развития творческих способностей.

ГЛОССАРИЙ

  1. Акселерация

  2. Внеситуативно-личностное общение

  3. Внеситуативно-личностное общение

  4. Внеситуативно-познавательное общение

  5. Внеситуативно-познавательное общение

  6. Генотип

  7. Движущие силы психического развития

  8. Закономерности психического развития

  9. Зона ближайшего развития

  10. Инфантилизм.

  11. Метаморфозы развития

  12. Наследственность

  13. Неравномерность развития

  14. Психическая депривация

  15. Психическая депривация

  16. Психическая депривация

  17. Психологический инфантилизм

  18. Ретардация

  19. Сензитивный период развития

  20. Ситуативно-деловое общение

  21. Ситуативно-личностное общение

  22. Ситуативно-личностное общение

  23. Социальная среда

  24. Уровень актуального развития

  25. Учебная деятельность

  26. Фактор психического развития

  27. Физиологический инфантилизм

  28. Цикличность развития

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ (выполняются в тетради для КСР)

  1. Выпишите в конспект определения понятий, которые указаны в глоссарии.

  2. Составьте схему, отражающую факторы психического развития. В схеме укажите теории психического развития, которые раскрывают значение каждого из указанных вами факторов психического развития.

  3. Заполните таблицу, отражающую движущие силы психического развития в форме противоречий.

Противоречия

Пример проявления противоречия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

1.

2.

3.

  1. Составьте схему, отражающую закономерности психического развития.

  2. Что представляет собой неравномерность психического развития?

  3. Заполните таблицу, характеризующую неравнометность психического развития.

Вид неравномерности ПР

Причины

Последствия

Биологические

Социальные

1.

2

3

  1. Используя материалы в приложении А, заполните таблицу, которая отражает возрастную специфику психической депривации ребенка.

Возраст

Причины

В чем проявляется

Последствия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

  1. Заполните таблицу, отражающую значение деятельности в психическом развитии человека.

Вид

деятельности

Развитию чего в психике человека способствует

Возраст, в котором деятельность является ведущей

Игровая

Учебная

Трудовая

Учебная

Общение

  1. Укажите, чем отличается ситуативно-личная форма общения от внеситуативно-личностной?

  2. Заполните таблицу

Форма общения

(по М. И. Лисиной)

Ее значение для психического развития ребенка

Возрастной период

1.

2.

3.

4.

  1. Составьте схему, отражающую основные линии психического развития.

  2. Заполните таблицу, содержащую характеристику точек зрения ученых на соотношение обучения (О) и развития (Р).

Точка зрения на соотношение О и Р

Основные положения

Ученые

Особенности организации обучения педагогами, придерживающимися этой точки зрения

Какой точки зрения на соотношение обучения и развития придерживаетесь вы? Обоснуйте свое мнение.

  1. Составьте таблицу, характеризующую уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка конкретного возраста.

Зона ближайшего развития

Уровень актуального развития

Как это могут учитывать в процессе воспитания и обучения детей учителя, воспитатели и родители

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

  1. Приведите не менее 4 примеров сензитивных периодов психического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  2. Выготский, Л.С.Проблемы возраста / Л.С. Выготский: Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

  3. Выготский, Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1984.

  4. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

  5. Коломинский, Я. Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Панько. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.

  6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1999.

  7. Мухина, В.С.Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1985.

  8. Немов, Р.С.Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М., 1995.

  9. Обухова, Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.

  10. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005

  11. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М., 2001.

  12. Сорокоумова, Е.А.Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006.

  13. Чеховских, М.И. Психология / М.И. Чеховских. – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ(выполняются в тетради для КСР)

  1. Соотнесите между собой психологические феномены, приведенные в правой колонке с описанием этих феноменов в левой колонке. То есть укажите, какой психологический феномен раскрывается в каждом из примеров.

Психологические

феномены

Примеры

Ведущий вид

деятельности

  1. Одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослого, его указаний, поправок, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности

Сензитивный

период развития

  1. В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы

Биологический фактор развития

  1. В последние годы многие дети, как показывают наблюдения и анропологические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад

Акселерация

  1. Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих деятельностных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – возраст 15-20 лет

Зона ближайшего развития

  1. Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения. Дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения

  1. Соотнесите пословицы с факторами психического развития, которые они раскрывают.

Пословицы

Фактор психического развития

Яблоко от яблоньки недалеко падает

1.Социальный

Сын то мой, да ум у него свой

2.Биологический

Умел дитя родить, умей научить

3.Активность личности

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  1. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального развития;

  3. развития высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития.

  1. Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.

а) закономерности;

б) функции;

в) характеристики;

г) движущие силы.

  1. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:

а) зоной актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития.

6. … не относится к факторам психического развития

а) среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе

а) игровая;

б) учебная;

в) социальная;

г) ведущая.

  1. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе

а) Б.Д. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Слободчиков.

9. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно … подходу к психическому развитию.

а) социогенетическому;

б) двухфакторному;

в) биогенетическому;

г) психогенетическому.

10. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением:

а) развитию;

б) обучению;

в) воспитанию;

г) научению.

6.Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды формирования высших психических функций и свойств личности.

ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, — периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет — чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. Важно отметить, что эти периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной функции может быть значительно затруднено.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей школьника, и его учителей.

Проблема сензитивных периодов психического развития человека.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходив от одной ступени развития к качественно другой. Эти «меняющиеся периоды, стадиальность развития- объективная реальность, а не результат условного деления «непрерывного процесса»». . Вместе с тем, как отмечал Б. Г. Ананьев, «…мы располагаем данными о том, как постепенно складывается весь этот процесс, как каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадий развития, что является постоянной и переменной «величинами» психического развития, каковы новообразования развития и т. д.».

Первостепенное значение для понимания возрастного развития ребенка имеют накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение ее направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают так называемые «сензитивные периоды», когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

О сензитивных периодах Л. С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли. .. оптимальными сроками обучения»

Наиболее известный пример сензитивного периода — это годы овладения ребенком речью. Об этом периоде пишет А. Н. Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…».

Поддерживая идеи Выготского, Ананьев подчеркивает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем прежде всего — в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) один из главнейших принципов дидактики».

Существование сензитивных периодов признается, но они до сих пор почти не были предметом специальных психологических исследований. Вместе с тем интерес к этому аспекту возрастного развития заметно возрастает. Показательно, что на XXI Международном психологическом конгрессе был особый симпозиум, посвященный сензитивным периодам.

На этом симпозиуме в докладе И. С. Розенблата подчеркивалось, что все «поведенческое развитие» делится на сензитивные периоды, между которыми существуют внутренние связи и взаимопереходы. Автором доклада экспериментально показано, что скорость наступления, эффективность и длительность сензитивного периода зависят от особенностей предшествующих периодов и специфики данного периода; кроме того, установлено, что внутри самого сензитивного периода выступают определенные фазы развития. По Розенблату, смена сензитивных периодов одновременно прерывает и продолжает линию возрастного развития. Другой докладчик на том же симпозиуме X. Е. Грубер считает неправомерными утверждения, будто наиболее значимые для будущего развития события происходят только в раннем периоде онтогенеза. Он призывает к многолетнему клиническому изучению хода возрастного развития, считая такие наблюдения необходимой базой для обобщений; в его докладе подчеркнута важность «описания естественных историй», которые давали бы представление о развитии — о том, что и как развивается.

Чувствительные периоды – Монтессорианка

В недавнем посте я объяснил термин Поглощающий ум . В посте этой недели мы рассмотрим еще одну распространенную фразу, которую можно услышать в связи с Монтессори-образованием: сенситивные периоды .

Хьюго де Врис (голландский ботаник и генетик) обнаружил сенситивные периоды в своих исследованиях на животных, но Монтессори заявила, что она и ее коллеги-педагоги обнаружили, что это верно и для детей, используя это для улучшения обучения (М. Монтессори, 19 лет).66). Сенситивные периоды в развитии ребенка устанавливают и контролируют каждую плоскость развития и неразрывно связаны со всеми другими аспектами развития ребенка, включая внутренний и внешний рост (Grazzini, 1979; М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию). Чайлд, 2008; Зенер, 2003). Кроме того, важность раннего обучения признается в исследованиях мозга из-за нейронных связей, возникающих в сензитивные периоды (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). Монтессори (1966) описал это понятие так:

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в своем младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции. Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, особая чувствительность исчезает. Таким образом, каждая специфическая характеристика живого существа достигается с помощью преходящего импульса или потенции. (М. Монтессори, 1966, с. 38)

Таким образом, в связи с развитием ребенка у них есть врожденный импульс, который побуждает их выполнять определенные действия в определенные периоды развития (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008; Зенер, 2003). ). Однако Монтессори (1966) отмечала, что если ребенок не способен действовать в соответствии с импульсами этого сензитивного периода, шанс на «естественное завоевание» (стр. 39) будет потерян навсегда. Препятствия к обучению или стрессовые переживания в это время могут вызвать сильную негативную реакцию, что иногда можно наблюдать во время истерик у очень маленького ребенка (М. Монтессори, 19 лет).66; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.).

Источник: мое собственное изображение.

Опыт обучения в эти чувствительные периоды играет жизненно важную роль в развитии нервной системы человека (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.). В сенситивные периоды ребенок способен совершать и усваивать большие успехи в обучении с легкостью и страстью, которые недоступны в более позднем возрасте (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). По завершении одного завоевания ребенок переходит к следующему, создавая постоянную модель обучения и удовольствия (М. Монтессори, 19).66; Зенер, 2003). Чувствительность ребенка выражается в сильном интересе к одним вещам и большом безразличии к другим (Zener, 2003): «Когда у ребенка пробуждается особая чувствительность, это подобно свету, который освещает одни объекты, но не освещает другие, создавая им весь его мир» (М. Монтессори, 1966, с. 42). В это время проявляются радость и волнение в обучении, подпитываемые окружением ребенка и взрослыми, которые поощряют и помогают в этом обучении. Эти чувствительные периоды подготавливают ум ребенка к поглощению и обработке окружающего мира, дополняя «впитывающий ум» (Zener, 2003).

Между сенситивными периодами Монтессори и зонами ближайшего развития Выготского была выявлена ​​сильная корреляция. В обоих подходах учитель наблюдает за ребенком, чтобы обеспечить учебный опыт, который соответствует потребностям и требованиям к обучению ребенка в данный момент времени (Mooney, 2013; Vettiveloo, 2008). Однако Выготский считал, что эта поддержка обучения ребенка исходит не только от учителя, но и от сверстников (Mooney, 2013). Такое обучение можно увидеть в классах Монтессори с комбинированными возрастными группами (а теперь и в обычных центрах раннего образования).

Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии по любому из моих сообщений в блоге, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне!

Граццини, К. (1979). Особенности ребенка в начальной школе. AMI Communications , 29–40.

Монтессори, М. (1966). Тайна детства . (М. Дж. Костелло, ред.). Нью-Йорк: Баллантайн Букс.

Муни, К.Г. (2013). Теории детства: введение в Дьюи, Монтессори, Эриксона, Пиаже и Выготского (2-е изд.). Миннесота: Редлиф Пресс.

Национальный научный совет по развитию ребенка. (2008). Сочетание времени и качества раннего опыта формирует архитектуру мозга .

Веттивелоо Р. (2008 г.). Критическое исследование внедрения метода обучения Монтессори в качестве первого шага к инклюзивной практике в условиях раннего детства, особенно в развивающихся странах. Современные проблемы раннего детства , 9 (2), 178–181.

Зенер, Р. С. (2003). Насколько точно рассчитаны чувствительные периоды? Журнал NAMTA , 28 (1), 20–40.

Теория обучения Выготского — Создание человека

Какова ваша реакция?

Facebook Twitter Электронная почта

Содержание

Когнитивное развитие: краткое определение

Когнитивное развитие относится к развитию интеллектуальных знаний, навыков и способностей у детей. Он включает в себя уровни обучения, основанные на возрастающих уровнях сложности. Это знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Социокультурная перспектива Выготского

Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.

Его теория детского развития сосредоточивалась на соотношении «линии естественного развития, которая тесно связана с процессами общеорганического роста и созревания ребенка… линией культурного совершенствования психических функций, выработки новых способов рассуждения, овладение культурными способами поведения».

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социальных взаимодействий в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «создания смысла».

Характеристики теории Выготского

  1.  Теория Выготского уделяет больше внимания культуре, влияющей на когнитивные функции.
  2. Выготский уделяет значительно больше внимания социальным факторам, способствующим когнитивному развитию.
  3. Выготский уделяет больше внимания роли языка в когнитивном развитии.
  4. По словам Выготского, взрослые являются важным источником когнитивного развития.

Теория детского развития Выготского

Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.

 

Блок-схема Выготского

Теория детского развития Выготского Может быть объектом авторского права

Элементарные психические функции Выготского

Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными умственными/способностями к интеллектуальному развитию.

Vygotsky refers Elementary Mental Functions as —  

  •    Attention
  •    Sensation 
  •    Perception
  •    Memory

Through interaction within the socio-cultural environment, these are developed into a more sophisticated and effective mental processes/strategies which Vygotsky refers как «Высшие психические функции».

 

Социальное влияние на когнитивное развитие

Выготский делает акцент на социальном вкладе в процесс развития.

Согласно Выготскому, детские элементарные психические функции достигают высших психических функций посредством взаимодействия в социокультурной среде, обладая более сложными и эффективными психическими процессами и стратегиями во время «кризисных периодов» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».

Критические периоды

Теория детского развития Выготского сосредоточена на «кризисных моментах» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».

Согласно теории развития ребенка Выготского, следующие этапы развития быстрых, глубоких преобразований психического и социального функционирования ребенка —

  • когда ребенок начинает ходить
  • когда ребенок начинает говорить
  • когда ребенок идет в школу
  • когда ребенок начинает использовать концептуальное мышление
  • когда ребенок обретает самосознание в подростковом возрасте

Процесс разработки

Выготский исследовал критические периоды с точки зрения детских смыслообразующих процессов, внутренних процессов личности, внешних социальных процессов и развития речи и общего развития их социальных отношений.

Критические периоды, характеризующиеся резкими и крупными сдвигами и смещениями, изменениями и разрывами в личности ребенка, связаны в относительно короткое время, период, в течение которого ребенок полностью меняется в основных чертах своей личности.

# Начало, продолжительность и влияние критических периодов могут различаться у разных детей, но они затрагивают всех детей.

# Во время каждого критического периода формируются новые психические структуры, такие как язык, вербальное и понятийное мышление, которые приводят к переходу с одного уровня на другой и определяют характер следующего уровня развития.

# Изменения в психических образованиях, составляют переходы от одной стадии к другой и реконструируется вся структура возраста.

# Каждая эпоха имеет уникальную и неповторимую структуру, присущую только ей.

# Новые структуры, образующиеся в критические периоды, в основном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

# Новые ментальные образования способствуют перестройке всей личности на новой основе.

 

Анализ слова «значение»

Выготский анализирует слово «значение» и способы его развития в социальных взаимодействиях людей.

По Выготскому: «Смысл не есть сумма всех психологических операций, стоящих за словом. Смысл — это что-то конкретное. Это то, что лежит между мыслью и словом. Смысл не равен слову и не равен мысли. Это несоответствие проявляется в том, что их линии развития не совпадают».

Процесс создания значения

Выготский изучает младенцев, чтобы проанализировать «процесс смыслообразования». Он заметил, что у детей развивается новое образование — автономная речь — ближе к концу первого года жизни. По Выготскому, именно эти новые образования автономной речи есть начало нового отношения между речью и мышлением, которое является центральным для понимания всех остальных изменений. Это единство речи и мышления ребенка называется словесным мышлением.

По Выготскому, «Поскольку всякое значение слова есть обобщение, оно есть продукт интеллектуальной деятельности ребенка. Смысл слова есть единство речи и мышления, которые далее не разлагаются».

Этот процесс осмысления происходит посредством социальных взаимодействий. Выготский назвал это отношение «социальной ситуацией развития».

Взаимозависимость внутренних процессов индивида и внешних социальных процессов

Выготский называл взаимообусловленность Внутреннего процесса индивида и Внешнесоциального процесса «социальной ситуацией развития». Это отношение между общественным и личным есть совершенно оригинальное, исключительное, единственное и неповторимое отношение.

Выготский описал весь процесс как —  Когда ребенок проходит период кризиса, который называется «Критические периоды», у ребенка начинаются процессы осмысления. Эти смыслообразующие процессы начинаются в социальной ситуации, и ребенок является частью социальной ситуации, и отношение ребенка к среде и среды к ребенку осуществляется через переживания и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают управляющее значение, потому что ребенок их испытывает. Дети реконструируют свою сознательную личность, характерную для данного возраста, что они и делают в рамках своего социального существования, то есть там, где на них влияет социальная ситуация развития.

Эта реконструкция изменяет структуру его личности. Теперь он другой и новый ребенок с измененными характеристиками и мыслительным процессом.

Этот смыслообразующий процесс ребенка в критические периоды, когда он реконструирует внутренние переживания с помощью социальной ситуации, продолжается на протяжении всей жизни.

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития – это зона, в которой ребенок только достигает стадии, пройдя различные критические периоды, перестраивая свою сознательную личность в рамках своего социального существования, что вызывает новые психические образования и уже в данном возрасте способен самостоятельно решать задачи, т.е. Зона Актуального Развития.

Важно, чтобы детям давали возможность учиться, чтобы они достигли уровня зоны ближайшего развития.

Развитие языка

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий в целях общения. Выготский рассматривал язык как величайшее орудие человека, средство общения с внешним миром.

Роль языка  

Согласно Выготскому, язык играет две важные роли в когнитивном развитии: –

  1. Это основное средство, с помощью которого взрослые передают информацию детям.
  2. Язык сам по себе становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Формы языка  

Выготский различает три формы языка: —

  1. Социальная речь , которая представляет собой внешнее общение, используемое для общения с другими людьми, начиная с двухлетнего возраста.
  2. Частная речь , направленная на себя и выполняющая интеллектуальную функцию, с трехлетнего возраста.
  3. Безмолвная внутренняя речь развивается, когда личная речь уходит в подполье, ее слышимость уменьшается, поскольку она берет на себя функцию саморегуляции и трансформируется из частной речи, как правило, в возрасте семи лет.

Процесс развития языка

По Выготскому, мышление и язык — изначально отдельные системы с самого начала жизни, сливаются примерно в трехлетнем возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *