Разное

Самосознание личности самооценка и уровень притязаний личности – 15. самосознание личности — самооценка и уровень притязаний

15. самосознание личности — самооценка и уровень притязаний

15.Самосознание личности: самооценка и уровень притязаний

Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи.

Испытуемый учится попадать в мишень. Мы застаем его в процессе формирования данного практического навыка.

  1. Предшествующее достижение — испытуемый получает некий результат. Совершил бросок и получил определенный результат — мы обратили внимание на его результат.

  2. Постановка цели, установление уровня притязаний – решение о цели следующего действия. Мы просим нашего испытуемого поставить себе цель. Внутреннее несоответствие (т.е. относящееся к данной ситуации) — расстояние между предшествующим достижением и идеальной целью. Далее Левин рассуждает – вряд ли мы найдем испытуемого, чтобы он после шестерки сразу стал попадать в центр мишени. Испытуемый поставит себе более близкую цель. Скажем, скажет, что в следующий раз хотел бы попасть в восьмерку. И тогда Левин введет еще одно понятие — целевое несоответствие — расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью.

  3. Очередное достижение. Испытуемый получил определенный результат – величину достижения, новую оценку. Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет «несоответствием достижения». Оно будет положительным если результат выше уровня притязаний и отрицательным – если ниже. Положительное несоответствие можно интерпретировать как успех, отрицательное – как неудачу.

  4. Реакция на успех или неудачу (мы просим испытуемого снова поставить цель). И это событие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию. Первая тенденция – основная – выражается в том, что наш испытуемый адекватно реагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки (после 6 на 8). Вторая – избегание неудачи. Адекватное реагирование (уровень притязаний) – успех повышает уровень цели, неудача – понижает. Неадекватное реагирование (уровень притязаний) – тенденция избегания неудач.

studfiles.net

Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности — Мегаобучалка

 

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я» [11, с. 236-249; 13].

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».

Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты [13]:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточный уровень развития мышления.

4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе общения и деятельности.

Открытие своего внутреннего мира способствует более избирательному отношению к себе. Делается попытка найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я такой?», «Что я могу сделать?», «Каковы мои возможности?» и пр. Задумываясь над своим внутренним миром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «образ-Я», как своеобразная установка по отношению к самому себе.



Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – т.е. практическое отношение к себе. С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я». Психологические исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании «образа-Я» и его компонентов (какое значение придается внешности, какое умственным или моральным качествам и т.д.). Далее исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры «образа-Я» в целом — степень его дифференцированности (когнитивной, сложности) внутренней последовательности и устойчивости.

Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые он выдвигает, обосновывает перед другими людьми и перед самим собой далеко не всегда отражают побуждения человека, реально определяющие его действия.

Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей —в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью. Полученный результат может удовлетворить или не удовлетворить ее. Это зависит от уровня притязаний.

В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притязание – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным он относится к достижению в отдельных областях деятельности (напр., в музыке, спорте и т.д.) или личностных отношений (занять определенное место в системе отношений: дружеских, семейных, производственных и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить и более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого притязания лежит оценка себя как личности.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.

Ожидаемая оценка также может быть высокой, средней, низкой. Экспериментально установлено, что ожидаемая оценка, являясь довольно устойчивой в привычном коллективе, может существенно изменяться, становиться неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые взаимоотношения.

Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные поведенческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.

«Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Литература

 

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 39-123,54-91,91-104.

3.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4.Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6-30, 35-57.

5.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 159-189, 206-230.

7.Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. М., 1966.

8.Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 11-19, 39-41, 108-117.

9.Немов Р.С. Психология. Т. I., M., 1994.

10.Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1997.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 г. М., 1989. Т. II. С. 103-122, 236-249.

12.Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. С. 75-145.

13.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

14.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекция. М., 1991. С. 418-438.

15.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

План-задание для самостоятельной работы

 

1. Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), для чего дайте определение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность

Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга. Результаты представьте в виде таблицы.

 

2. Познакомьтесь и изложите в виде тезисов различные подходы понимания личности – чья позиция на ваш взгляд наиболее правильна. Аргументируйте свою точку зрения [1; 4; 6; 11; 14].

3. Проанализируйте соотношение биологического и социального в структуре личности. Докажите, что личность биосоциальна. Аргументируйте выдвигаемые положения. Приведите примеры. Задание выполните письменно как контрольную работу.

4. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское и неофрейдистское понимание источников активности. Подготовьтесь к выступлению по данному вопросу на семинаре [4; 8; 10; 12; 15].

5. Важной характеристикой личности является умение сознавать и оценивать самого себя, свои возможности, мотивы и цели своего поведения, моральные качества, само отношение к другим людям и себе.

В классе, где вы работаете, отберите группу учащихся в количестве 10-15 человек и предложите им выполнить следующее задание, используя «Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки» и нижеследующие инструкции.

megaobuchalka.ru

Самосознание и уровень притязаний. Самооценка личности


⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 23Следующая ⇒

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, назы­вается самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я». Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира че­ловека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Вся­кое изменение положения человека в общественной, трудовой, личной жизни изменяет не только его деятельность, но и отно­шение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

В самосознании человека можно выделить следующие ком­поненты:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2—3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит
в результате обобщения данных самонаблюдения и поэто­му предполагает достаточный уровень развития мышления.

4. Социально-нравственное самосознание, способность к
которому формируется в подростковом и юношеском
возрасте на основе накопленного опыта в процессе об­щения и деятельности.

Задумываясь над своим внутренним ми­ром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «об­раз-Я» как своеобразная установка по отношению к самому себе.

Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о сво­их качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанные с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чув­ства и поведенческий, т.е. практическое отношение к себе. С возра­стом происходит значительное изменение «образа-Я».

Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является са мооценка. Это оценка личностью самой себя, своих возможнос­тей, качеств и места среди других людей. С ее помощью проис­ходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет, доволен человек собой или нет.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она по­рождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и пове­дение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвое­ния моральных принципов данного общества, в процессе обще­ния с другими людьми. Оценка окружающих — важный источ­ник формирования оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль снижается. И все большее значе­ние в поведении человека начинают приобретать собственные оценки результатов деятельности. Возникает личностное отно­шение к собственным возможностям, поступкам при непрерыв­ной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завы­шенной и заниженной).

В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притя­зание — это стремление к достижению целей той степени слож­ности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохране­ние которой стало для человека потребностью.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психоло­гом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспе­риментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Од­нако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. форми­рование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успеху в различных видах деятельности. В психологии такое со­стояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотива­цию поведения ученика.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возмож­ностям — одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие — источник возникновения разных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности.

Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные пове­денческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.

«Я-концепция» способствует достижению внутренней согласо­ванности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Особенности развития и формиро­вания личности художника

Развитие личности художника, как и любой другой личности, определяют общественные отно­шения.

Для того чтобы выбирать актуальные темы, уметь разбираться в сложных явлениях жизни, художник должен много знать и постоянно обогащать свой ум зна­ниями из различных областей науки и практики.

Формирование личности художника представляет со­бой постоянное усвоение им новых знаний, умений, навыков и на этой основе успешное развитие его личности.

О пользе и необходимости общего образования для художника указывали многие выдающиеся мас­тера изобразительного искусства. Так, И.Н. Крамской не один раз повторял, что он, к сожалению, не полу­чил достаточного образования и старался по возмож­ности восполнить этот пробел чтением самой раз­нообразной литературы, общением с людьми различ­ных профессий. В одном из писем он признавался: «Повесть моя будет не окончена, если я не прибав­лю, что никогда и никому я так не завидовал (в са­мом широком смысле этого слова), как человеку дей­ствительно образованному».

Специфика твор­ческой деятельности художника требует постоянно­го обогащения художника новыми знаниями, застав­ляет художника быть «вечным учеником». И.Н.Крамской подчеркивал, что в деле искусства и старые, и молодые – всегда ученики; одни – успев­шие больше, другие – меньше.

Художник постоянно учится у жизни, усваивая весь комплекс сложных взаимоотношений предме­тов и явлений действительности. Подобно губке, он впитывает в себя весь огромный запас впечатлений, которые получает от соприкосновения с окружаю­щим миром.

Так, в процессе формирования личности худож­ника, под воздействием условий практической дея­тельности развиваются высшие духовные потребно­сти, возникают стойкие интересы, которыми и ру­ководствуется художник в своей деятельности.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Самосознание, самооценка и уровень притязаний личности — Мегаобучалка


Понятие личности
.
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием «личность» мы используем и такие термины, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие «человек» — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное природное существо, индивид.

Индивид — конкретный человек как представитель рода «homo sapiens», носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии «личность» на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера — направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры



Самооценка.

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально — оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения.

В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации. Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = ____Успех______

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п.

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Притязания личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором — уменьшается. Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку. Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.

ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА.

Изд. 3-е. М., «Просвеще­ние», 1969.

Левитов Н. Д.

megaobuchalka.ru

Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности — КиберПедия

 

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я» [11, с. 236-249; 13].

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».

Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты [13]:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточный уровень развития мышления.

4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе общения и деятельности.

Открытие своего внутреннего мира способствует более избирательному отношению к себе. Делается попытка найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я такой?», «Что я могу сделать?», «Каковы мои возможности?» и пр. Задумываясь над своим внутренним миром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «образ-Я», как своеобразная установка по отношению к самому себе.

Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – т.е. практическое отношение к себе. С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я». Психологические исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании «образа-Я» и его компонентов (какое значение придается внешности, какое умственным или моральным качествам и т.д.). Далее исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры «образа-Я» в целом — степень его дифференцированности (когнитивной, сложности) внутренней последовательности и устойчивости.



Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые он выдвигает, обосновывает перед другими людьми и перед самим собой далеко не всегда отражают побуждения человека, реально определяющие его действия.

Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей —в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.



Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью. Полученный результат может удовлетворить или не удовлетворить ее. Это зависит от уровня притязаний.

В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притязание – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным он относится к достижению в отдельных областях деятельности (напр., в музыке, спорте и т.д.) или личностных отношений (занять определенное место в системе отношений: дружеских, семейных, производственных и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить и более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого притязания лежит оценка себя как личности.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.

Ожидаемая оценка также может быть высокой, средней, низкой. Экспериментально установлено, что ожидаемая оценка, являясь довольно устойчивой в привычном коллективе, может существенно изменяться, становиться неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые взаимоотношения.

Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные поведенческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.

«Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Литература

 

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 39-123,54-91,91-104.

3.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4.Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6-30, 35-57.

5.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 159-189, 206-230.

7.Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. М., 1966.

8.Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 11-19, 39-41, 108-117.

9.Немов Р.С. Психология. Т. I., M., 1994.

10.Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1997.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 г. М., 1989. Т. II. С. 103-122, 236-249.

12.Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. С. 75-145.

13.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

14.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекция. М., 1991. С. 418-438.

15.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

План-задание для самостоятельной работы

 

1. Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), для чего дайте определение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность

Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга. Результаты представьте в виде таблицы.

 

2. Познакомьтесь и изложите в виде тезисов различные подходы понимания личности – чья позиция на ваш взгляд наиболее правильна. Аргументируйте свою точку зрения [1; 4; 6; 11; 14].

3. Проанализируйте соотношение биологического и социального в структуре личности. Докажите, что личность биосоциальна. Аргументируйте выдвигаемые положения. Приведите примеры. Задание выполните письменно как контрольную работу.

4. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское и неофрейдистское понимание источников активности. Подготовьтесь к выступлению по данному вопросу на семинаре [4; 8; 10; 12; 15].

5. Важной характеристикой личности является умение сознавать и оценивать самого себя, свои возможности, мотивы и цели своего поведения, моральные качества, само отношение к другим людям и себе.

В классе, где вы работаете, отберите группу учащихся в количестве 10-15 человек и предложите им выполнить следующее задание, используя «Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки» и нижеследующие инструкции.

cyberpedia.su

2.3. Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Уровень притязаний личности

Самооценка определяется как осознание субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими людьми. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка, относясь к ядру личности, является важным регулятором ее поведения.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он, включаясь в деятельность и общение, где получает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Сложившаяся оценка собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже имея представление о себе, сравнивает себя с другими, предполагая, что они также небезразличны к его личностным качествам, поступкам. Иными словами, у личности всегда есть референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы и т.д. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной или недовольной собой.

Самооценка может быть низкой, высокой или адекватной. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликтов личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, становится агрессивным, высокомерным, что может привести к утрате необходимых межличностных контактов, замкнуть личность в себе.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, приводит к отказу от инициативы, безразличию, тревожности. Таким образом, самооценка возникает на уровне соотнесения себя с другими людьми и значительно определяет взаимоотношения человека с окружающими людьми, влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности и составляет его основу.

Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, в то время как при неуспехе уровень притязаний снижается. Поэтому обычно уровень своих притязаний личность устанавливает между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, регулирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ в. американский психолог У. Джемс высказал мысль, что важный компонент образа «Я» личности – самоуважение, которое определяется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает.

Р. Бернс указывал на то, что формирования у ребенка положительной самооценки важно, чтобы у него не возникало заниженное отношение к себе (Бернс, 1986).

studfiles.net

Самооценка и уровень притязаний личности. — МегаЛекции

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.



Функции самооценки:Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора; Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но исходя из концепций восточных философий, самооценка — это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка — это то, что не могут определить для тебя другие, её нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:

Заниженная. Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер.Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

Нормальная. Самоуваже́ние; Самооце́нка — субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.Самоуважение включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), так и связанные с этим эмоции (например, торжество/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/робость, уверенность/осторожность).

завышенная. Горды́ня; Высокоме́рие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя, непомерная гордость.

Самооценка — оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний — степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. А если они взаимосвязаны, то как?

Как самооценка зависит от уровня притязаний.От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий — опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.

Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке. С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной — уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.

Как самооценка влияет на уровень притязаний

Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи. Проиграть в равному бою бывает обидно, а хотя бы поучаствовать в битве с Титаном — неплохое развлечение при любом исходе. Поэтому после череды неудач, возможно перед последним проигрышем, действительно иногда хочется вызвать на бой самого Титана!

Теории личности.

См. 21 вопр.

Личности и деятельность.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *