Разное

Самоопределение примеры из жизни: Самоопределение человека или как найти свое место в жизни?

Содержание

Самоопределение как процесс осознания себя. Для чего необходимо профессиональное самоопределение

Наверно, никогда еще за всю историю человечества не придавалось такое большое значение развитию индивидуальности человека, как это происходит сейчас.

Но, несмотря на то, что каждый человек — особенный, со своими взглядами на жизнь, поведением, мечтами, есть общие ценности, одинаково важные для любого индивида.

Одна из таких ценностей — счастье.

Все люди желают быть счастливыми, но далеко не каждый человек знает, как этого достичь. Зачастую настоящее счастье подменяется какими-то приобретениями, о которых мечтают, но, добившись, понимают, что они не имеют никакого отношения к счастью.

Основным условием обретения счастья является свобода.

У этого понятия есть не только буквальный смысл, но и более глубокий — внутренняя свобода. Только обретя внутреннюю свободу, человек может чувствовать всю полноту и осмысленность жизни и быть счастливым.

О том, что такое свобода, и как ее достичь, рассуждают немало. Существует множество музыкальных и литературных произведений о поисках свободы. Но психология, изучив этот феномен, уже выдала нам решение: механизмом обретения внутренней свободы является самоопределение.

Что такое самоопределение личности

Итак, без самоопределения невозможно обрести внутреннюю свободу, а без свободы не стать счастливым человеком. Что же такое это самоопределение?

Интересно!

Вопросами самоопределения в первой половине 20 в. много занимался советский ученый и философ Сергей Рубинштейн, получивший образование в Марбургском университете в Германии.

Самоопределением психологи называют процесс, а также результат выбора своего места в жизни. Этот выбор затрагивает не только позиционирование, но и цели, а также средства, через которые человек самоосуществляется.

Выбор человека в реальной жизни, как правило, имеет ограничения. Есть определенная стартовая позиция, и она не одинакова у разных людей.

Но у каждого человека есть выбор, как реагировать на ограничения.

Кто-то «складывает крылышки» и смиряется с тем, что его мечты сложно осуществить, а кто-то ищет пути и возможности для достижения целей.

Представим молодого человека, к примеру, из российской глубинки. Как и большинство людей, он мечтает иметь обеспеченную жизнь, любимую работу, возможность посмотреть мир, но вокруг он видит людей, которые ненавидят свою работу, и занимаются ею только потому, что у них нет других способов заработать на жизнь.

Вам также может быть интересно:

По окончании школы он может поступить только в местный вуз, на одну из специальностей, которые этот вуз предлагает. Он сталкивается с ограниченностью своего выбора, и может опустить руки, поскольку в столичных вузах, предлагающих эту специальность, очень высокий конкурс, который ему, скорее всего, не пройти, а платное обучение и жизнь в крупном городе не по карману его семье.

Но есть и другой вариант: не отказываться от своей мечты, достигнуть желаемого.

Высшее образование можно получить в Европе, и это будет бесплатно.

Такой вариант обучения возможен в немецких вузах.

Вузы Германии не требуют результатов ЕГЭ; в конкурсе участвуют оценки из аттестата, подготовительного колледжа или вуза, в котором абитуриент учился на родине.

Какие преимущества, помимо бесплатного обучения, есть у немецких вузов:

  • Академическая свобода в учебном процессе. Студенты сами формируют свое расписание из блоков, как из конструктора. Это позволяет научиться распределять свое время и силы, стать более самостоятельными и в то же время дает возможность так организовать свое время, чтобы успевать подрабатывать при необходимости.
  • Большой выбор специальностей, среди которых есть и редкие, и новые, которые будут востребованы к концу обучения.
  • Вузы, которые получают финансирование от государства, а потому хорошо оснащены, имеют собственные лаборатории, клиники, библиотеки, музеи, стадионы.
  • Стажировки в других странах и возможность посмотреть мир.
  • Упор на большое количество практики во время учебы, что позволяет вырастить специалистов, готовых влиться в рабочий процесс.
  • Наличие дуальной формы обучения по некоторым специальностям. Студенты дуального обучения совмещают учебу с работой в компании, поэтому к моменту окончания вуза они являются не только специалистами с опытом работы, но и, как правило, могут остаться в «вырастившей» их организации. Таким образом, они имеют более широкий выбор трудоустройства.
  • Жизнь в благополучном социальном государстве с высоким уровнем безопасности и хорошей экологией.
  • Возможность устроиться на работу в Германии.

Если отбросить стереотипы, оказывается, что выбор может быть намного шире, чем это казалось на первый взгляд.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Но у гипотетического молодого человека из глубинки может не хватить смелости действовать нестандартным образом, и дело тут не в трусости, а в предусмотрительности. Поступление в иностранный вуз связано с большим количеством различных хлопот, оформлением документов, и все они должны быть готовы к определенному сроку. Получается довольно сложная система, перед которой неподготовленный человек испытывает закономерную робость.

Но и здесь есть выбор: можно довериться специалистам, которые знают, как все сделать правильно и вовремя, и действовать с их помощью.

Важно!

Человек, который с юности предпочитает узнавать информацию и делать активный осмысленный выбор, формируется совсем не так, как тот, кто привык плыть по течению и подчиняться обстоятельствам. В приведенном примере молодой человек имеет мотивацию — желание освоить интересную и перспективную профессию, которая позволит ему работать с увлечением и улучшить свою жизнь. Столкнувшись с препятствиями, он может подчиниться им или искать другие пути достижения своих целей. Это и есть самоопределение, в процессе которого человек обретает внутреннюю свободу как понимание, что он сам управляет своей судьбой.

Получив этот опыт, он уже не сможет в будущем вяло плыть по течению, ведь он ощутил свободу и связанное с ней самоуважение, а значит, его жизнь будет более интересной, осмысленной и счастливой.

Виды самоопределения

Самоопределение изучают такие науки, как:

  • психология,
  • философия,
  • социология,
  • педагогика.

Каждая наука изучает те или иные аспекты этого феномена.

Выделяют несколько видов самоопределения человека. Основные виды самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное.

Личностное самоопределение — это определение и реализация себя на основе критериев, выработанных обществом и принятых данной личностью (поиск и утверждение среди окружающих собственного «я»).

Жизненное самоопределение — это выбор социальных ролей, стиля жизни.

Профессиональное самоопределение личности — это осознанное построение профессиональных перспектив.

Также изучают следующие виды самоопределения:

  • Социальное самоопределение как принадлежность к той или иной группе.
  • Внутригрупповое самоопределение как осознание своей роли внутри социальной группы.
  • Семейное самоопределение как представление модели семьи и своей роли в ней.
  • Гражданское самоопределение как понимание позиции гражданина и его обязанностей.
  • Общественно-политическое самоопределение как приверженность тем или иным политическим взглядам.
  • Религиозное самоопределение как принадлежность к той или иной религии, толерантность к представителям других религий или отвержение религии.

Самоопределение в подростковом возрасте

Самоопределение — это, прежде всего, процесс. Он подвергается корректировкам в течение всей жизни человека. Но наиболее активно он протекает в подростковом возрасте.

Интересно!

Подросток — уже не ребенок, но и не взрослый. Чтобы стать взрослым, ему необходимо преодолеть ряд кризисов, связанных с пониманием своего места в мире.

Этапы самоопределения подростков

Самоопределение и обретение идентичности — основные задачи подросткового возраста. В процессе взросления подростки проходят несколько этапов:

  1. Предшествующие началу подросткового возраста кризисы и идентификации (частично осознаваемые процессы уподобления себя кому-либо), в процессе которых дети нарабатывают социальные роли.
    Чем больше ролей наработано, тем шире ценностный спектр человека, тем богаче и осмысленнее его жизнь.
  2. Размышления о смысле жизни и своем месте в мире и обществе.
  3. Мотивация, связанная с представлениями о будущем. Предыдущий этап наработки социальных ролей приводит к тому, что подросток может выбрать, с кем он хочет идентифицировать себя, в том числе, в профессиональном плане, и как он будет добиваться поставленных задач. Выбранная мотивация определяет его последующие поступки.
  4. Оценка своих способностей и возможностей, прогнозы на будущее.
  5. Выбор своей позиции.

Интересно!

Если вспомнить молодого человека из примера выше, можно заметить, что он проходил эти стадии:

  1. Идентифицировал себя с взрослыми людьми из ближнего окружения, «примерил» на себя их жизнь и сделал выбор не жить так, как они.
  2. Размышлял о том, какое будущее он видит для себя.
  3. Определился с планами на будущее.
  4. Оценил свои реальные возможности.
  5. Выбрал способ добиться поставленных целей и обрел внутреннюю свободу.

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение — один из основополагающих процессов формирования личности.

Интересно!

Другой термин, обозначающий этот процесс — профориентация. Но психологи не очень любят его, поскольку он выглядит пассивным. Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, очевидно, что человек занимается им самостоятельно, лично.

Этап профессионального самоопределения связан с реалиями жизни в обществе. В нашем обществе принято, что в возрасте 16–18 лет подросток оканчивает школу и начинает профессиональное обучение, а значит, он должен определиться с выбором профессии к этому сроку.

Интересно!

В Германии профессионально ориентированное обучение начинается уже в средних классах школы, в то же время, нормальной считается ситуация, когда выпускник школы несколько лет не поступает в вуз, перебиваясь подработками, а студентом вуза становится в более зрелом возрасте, сделав более осмысленный выбор профессии.

На профессиональное самоопределение влияют многие факторы:

  • Внутренняя готовность, которая включает в себя адекватную оценку своих способностей, достижений и личностных качеств, ответственность и мотивацию.
  • Информированность о профессиях, сферах деятельности, условиях труда, учебных заведениях и программах, а также отсутствие «розовых очков».
  • Сформированность ценностей при выборе профессии и вуза.

Важно понимать, что подросток не должен оставаться «один на один» с такой сложной проблемой, как профессиональное самоопределение и вовремя обратиться к специалисту по профориентации.

Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья. Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении.

Личностное и профессиональное самоопределение: характеристики, факторы, трудности

Содержание

  • Что такое профессиональное самоопределение?
  • Основы и особенности профессионального самоопределения
  • Структура профессионального самоопределения
  • Основы и особенности профессионального самоопределения
  • Характеристики профессионального самоопределения
  • Факторы профессионального самоопределения личности
  • Динамика профессионального самоопределения личности
  • Конфликты профессионального самоопределения
  • Трудности профессионального самоопределения
  • Типы профессионального самоопределения
  • Алгоритм профессионального самоопределения
  • Человек как субъект профессионального самоопределения
  • Психология профессионального самоопределения
  • Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении
  • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес к профессии
  • Профессиональное самоопределение и саморазвитие
  • Профессиональное самоопределение и самооценка
  • Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
  • Теории профессионального развития субъекта самоопределения
  • Типологии профессионального и личностного самоопределения
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение личности
  • Профориентация и профессиональное самоопределение
  • Составляющие процесса профессионального самоопределения
  • Роль педагога в профессиональном самоопределении
  • Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия
  • Психологическое сопровождение профессионального самоопределения
  • Тренинги профессионального самоопределения
  • Профессиональное самоопределение в России
  • Особенности профессионального самоопределения в России
  • Современное производство и профессиональное самоопределение
  • Список литературы по профессиональному самоопределению

Что такое профессиональное самоопределение?

Основы и особенности профессионального самоопределения

Профессиональным самоопределением личности называется познание и изучение индивидом мира профессий, в ходе которого у него формируется мнение о собственных навыках, умениях, желаниях и возможностях в той или иной профессиональной сфере.

Любой человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с проблемой выбора. Поиск профессии в процессе профессионального самоопределения – обязательный пункт становления личности. Обычно в наиболее тяжелом положении оказываются подростки, хотя с подобной проблемой можно столкнуться в любом возрасте.

Структура профессионального самоопределения

Она, согласно самой распространенной теории, представляется следующим образом:

  •  Когнитивная составляющая – отвечает за способность воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;

  •  Поведенческая составляющая – потенциальная реакция человека на события;

  •  Эмоциональная составляющая – способность индивида воспринимать и анализировать собственные эмоции.

Основы и особенности профессионального самоопределения

Особенностью рассматриваемого процесса можно считать неопределенное положение, в котором оказывается индивид в настоящем времени, а также тревогу за будущее, так как нет никакой уверенности в правильности конечного выбора профессии в рамках профессионального самоопределения.

Характеристики профессионального самоопределения

К ним относятся:

  • Избирательность индивида по отношению к профессиям,

  • Осознанный выбор профессии, исходя из способностей и наклонностей личности, а также из социально-экономических условий в стране и мире,

  • Растянутость процесса во времени, постоянная корректировка и переосмысление своего места в профессии,

  • Взаимосвязь с потребностью личности в самореализации, показатель зрелости как социальной, так и психологической.

Факторы профессионального самоопределения личности

Их можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К первым можно отнести личные качества отдельного человека, его врожденные психические особенности (темперамент), а также уже приобретенные (интересы, самооценка). Объективные факторы формируются причинами извне: окружением индивида, социальным положением и др. Именно последняя группа факторов отвечает за осознанную процедуру профессионального самоопределения.

Динамика профессионального самоопределения личности

Напрямую зависит от факторов, влияющих на нее. Существует связь и с возрастными особенностями и процессом принятия себя как отдельной единицы, как сегмента общества и формирование собственного «я». Можно отметить ряд закономерностей:

  • Сначала на процесс выбора влияет набор нравственных ценностей, приобретенных человеком ранее.

  • Вторым этапом выбираются наиболее подходящие варианты сферы дальнейшей профессиональной деятельности: гуманитарная, техническая, естественно-научная.

  • Завершающей стадией становится формирование доверительного отношения к другим и к себе. Становится очевидным, что профессиональное и личностное самоопределение существуют неотрывно друг от друга.

Конфликты профессионального самоопределения

В процессе поиска квалификационного «я» нередки случаи конфликта. Обычно он носит внутриличностную направленность, но можно выделить несколько видов:

  • Конфликт между психолого-квалификационными и/или социально-квалификационными составляющими (конфликт образа жизни и будущей работы).

  • Противоречия между реальными навыками и личными запросами, а также между навыками и характером будущей деятельности.

  • Противоречия между субъективными и объективными факторами, влияющими на выбор будущей карьеры.

  • Отдельно стоит отметить конфликт, связанный с отсутствием самой потребности в процессе профессионального самоопределения. Индивид может быть не готов к серьезным переменам или не чувствует в них реальной необходимости.

К счастью, любой конфликт можно решить, хоть и не всегда быстро. 

Иногда внутриличностный конфликт требует особого деликатного подхода, обеспечить который может только компетентный психолог. 

Возможность эффективного «самолечения» есть, однако необходимо понимать механизм профессионального самоопределения. Нужно самостоятельно корректировать уровень своих притязаний, находить новые смысловые ориентиры, способствовать повышению эмоционального интеллекта и выстраивать позитивный сценарий будущей деятельности. 

Иногда не совпадают жизненные цели и цели профессионального самоопределения. Нужно обращать внимание на детали: при перманентных неудачах во время поиска работы постарайтесь проанализировать собственное отношение к сложившейся ситуации. Возможно, вам стоит найти альтернативные смыслы и сценарии дальнейших действий или же найти проблемы, порождающие внутренний конфликт.

Трудности профессионального самоопределения

К таким проблемам относятся:

  • Несоответствие трех внутренних «я»: реального, возможного и деформированного.

  • Сильные различия в умениях и навыках по отношению к запросам.

  • Работа, где человек находится не благодаря, а вопреки собственному желанию.

  • Глубинные проблемы, которые практически невозможно выявить без помощи специалиста.

  • Ценности профессионального самоопределения.

Жизненные ценности также оказывают неоспоримое влияние на процесс профессионального самоопределения личности. Обычно ценностные ориентации связывают с поиском смысла жизни, в процессе которого человек находит собственную мотивацию. Понимание того, зачем вы двигаетесь к той или иной цели, позволяет воплощать собственные приоритеты в жизнь, которые, в свою очередь, дают возможность самореализации. Именно поэтому важно определить ценности своего пути профессионального самоопределения.

Типы профессионального самоопределения

Выделяют следующие типы:

  • Функциональный: работник находит свое место в выполнении одной, часто монотонной, задачи.
  • Ограниченный: на конкретном рабочем месте: работник имеет более широкий, но все же ограниченный перечень задач.

·         Специализированный в узком смысле: человек стремится найти свое призвание в единственной специальности.

·         Трудово1: работник хочет стать успешным в целой отрасли родственных специальностей.

Алгоритм профессионального самоопределения

Он может быть следующим:

1.     Проанализируйте свои предпочтения: на что тратится больше всего времени, на что бы хотелось его тратить, что приносит удовольствие и успокоение?

2.      Определите профессию, либо направление будущей деятельности.

3.     Попробуйте понять свои сильные стороны. Вспомните, на каком предмете в школе или университете получалось обретать больше похвал, за какие виды работ были лучшие оценки и др.

4.     Сопоставьте пункты три и четыре.

5.     Обратитесь к специализированным источникам и проверьте свою глубинную мотивацию и природную склонность. Исключите из списка получившихся направлений те, которые не принесут удовлетворения.

6.     Обратите внимание на требования, выдвигаемые к работникам. Подходят ли они именно вам?

7.     Постарайтесь быть честны сами с собой: определите темперамент, навыки, эмоциональные составляющие и т.д. Попробуйте поговорить об этом с близкими людьми, попросите их быть беспристрастными.

8.     Переходите в активную фазу трудоустройства. Обратитесь к рынку труда: идет ли набор на подходящие специальности.

9.     Испытайте себя в деле. В случае трудностей попробуйте выяснить их глубинные причины и скорректировать их.

Человек как субъект профессионального самоопределения

Психология профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение невозможно без самоопределения личностного. Два эти процесса неразрывно связаны между собой. Личностное определение прежде всего характеризуется формированием субъективных ценностей и особенностей индивида, которые в свою очередь влияют на самоопределение профессиональное.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Значимыми факторами в формировании рабочего мировоззрения и компонентами профессионального самоопределения являются темперамент и характер. Первый оказывает влияние на скорость мыслительных процессов, дисциплинированность и предпочтение в типах работы. Интроверты предпочитают работать в одиночку, так как большое количество людей требует от них траты значительных ресурсов, а экстраверты – наоборот, предпочитают работу в команде. Характер неотрывен от темперамента и тоже воздействует на дальнейший род деятельности человека. Хитрый или прямолинейный? Общительный или застенчивый? Самоуверенный или самокритичный? Но стоит учитывать, что характер и темперамент все же не играют определяющую роль в профессиональном самоопределении личности, хотя понимание этих составляющих поможет облегчить дальнейший путь в профессии. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение гораздо более сложные понятия и требуют комплексного подхода.

Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес к профессии

Интерес к профессии напрямую зависит от эмоциональных характеристик человека. Консервативный человек вряд ли будет хорошим рекламщиком, да и навряд ли он в принципе заинтересуется данной профессией, так же, как и замкнутый е заинтересуется перспективой работы на публику. Жизненное и профессиональное самоопределение способствует формированию и развитию интереса к определенной профессии.

Профессиональное самоопределение и саморазвитие

Важно обратить внимание на процесс самопознания. В течение жизни предпочтения в работе могут меняться, так же, как и понимание собственных сил даже у самых здравомыслящих людей не всегда отражает реальную картину. Профессиональное саморазвитие и последующее самоопределение включает процесс совершенствования себя как в квалификационном или интеллектуальном плане, так и в плане духовным. 

Саморазвития включает работу над эмоциональным интеллектом, грамотное развитие которого помогает сформировать адекватную самооценку.

Профессиональное самоопределение и самооценка

Обладая здоровым пониманием собственных способностей и возможностей, человек стремится заниматься тем делом, которому соответствует. Но не все люди могут адекватно проанализировать свои возможности (особенно это касается молодых ребят), поэтому на пути профессионального самоопределения возникают некоторые трудности. Саморазвитие – это трудный, но важный процесс как для жизни, так и для профессионального самоопределения.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Наряду с вербальными характеристиками, тесно связанными с процессом профессионального самоопределения, существуют и характеристики невербальные. К ним относятся психические процессы. Обычно, выделяют три основных процесса:

1.     Ощущение и созерцание, куда входит деятельность анализаторов (органов чувств, нервов и отделов мозга). Данный процесс отвечает за адаптивные способности человека. Далее следует восприятие, непосредственное отражение чувств в сознании.

2.     Абстрактное мышление отвечает за переработку полученного опыта. Сюда же входит и анализаторская способность.

3.     Деятельность на практике – непосредственное воплощение идей абстрактного мышления в жизнь.

Роль психических процессов в профессиональном самоопределении очень важна, тем не менее, даже врожденные психические особенности можно скорректировать.

Теории профессионального развития субъекта самоопределения

Известный многим из нас психоаналитик Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию самоопределения, которая говорит, что первоопределяющим в профессиональной ориентированности человека является его детский опыт. Индивид будет стремиться воплотить в жизнь бессознательное из его малых лет.

Несколько отличный взгляд, не имеющий привязки к развитию личности во времени, выдвинул американец Дж. Холланд. Ученый отталкивается от типирования людей, выделяя шесть разновидностей личности, которые влияют не только на профессиональное самоопределение, но и на самоопределение личностное:

  • Реалист: старается действовать согласно своим приобретенным навыкам, а не импульсивным порывам. Не является любителем творческих профессий, им предпочитает монотонную и последовательную деятельность. Склонен к материализму.
  • Социальный тип: дружелюбен и активен. В отличие от реалистов предпочел бы учить других людей чему-то новому и брать ответственность, добивается успехов в педагогике. Умеет мыслить ситуативно, а в мышлении обычно исходит из своих морально-этических ценностей.
  • Исследователь: хороший аналитик. Рационален и любопытен. Нет склонности к материализму и лучшим результатом своей деятельности скорее посчитает не наличие денег, а какое-то новое научное открытие.
  • Артист: можно назвать противоположным реалисту типом. Обычно, абсолютно непрактичен и непоследователен, склонен к импульсивным решениям, обладает богатым воображением и оригинальностью. От монотонной деятельности впадает в уныние.
  • Предприниматель: материалист, но, в отличие от реалистичного типа, энергичен и склонен к творческому мышлению. Ситуативен и целеустремлен.
  • Конвенционный тип: обладает слабой лидерской чертой, но большой ответственностью. Надежный командный работник, отлично проявит себя в больших, комплексных проектах.

Не все обладают «чистым» типом, что как дает и некоторые преимущества в выборе сферы профессионального приложения, так и может принести дополнительные трудности для индивида. Взаимосвязь между психотипом и желаемой работой все же прослеживается.

Типологии профессионального и личностного самоопределения

Периодизация человека в процессе труда стала одной из самых популярных теорий развития профессионального самоопределения, которую предложил российский ученый Е.А. Климов:

1.     Стадии игры и предигры. До 3 лет ребенку закладывают определенные навыки, которые, как показывает практика, имеют огромное влияние в будущем. Он учится как простым физическим действиям, так и простым правилам поведения в социуме. После 3 и до 8 лет маленький человек учится «играть в будущие профессии».

2.     Овладение учебной деятельностью. Примерно до 12 лет ребенок учится самоконтролю, когда делает домашнее задание для школы. Он учится грамотному распределению времени, чтобы хватило времени и на рутинные задачи, и на отдых. На данном этапе очень важна грамотная родительская поддержка.

3.     Стадия желания и выбора. До 18 лет уже не ребенок, но еще не взрослый индивид, учится понимать собственные желания, впервые сталкивается с проблемой выбора, начинает серьезно задумываться о перспективах.

Первые три стадии проходят практически все люди. В дальнейшем уже начинается ориентация на будущую профессиональную деятельность.

4.     Для тех, кто изъявляет четкое желание работать по выбранной специальности, начинается стадия профессиональной подготовки (ВУЗы, колледжи и др.).

5.     После завершения образовательной программы те, кто смогли устроиться на желанное место, входят в процесс становления полноценного профессионала и сотрудника. Но притирка начинается не только с рабочим процессом, но иногда и с коллективом.

6.      Стадия профессионального успеха, становление мастера своего дела.

7.     Стадия становления наставника. Завершающий процесс деятельности человека как субъекта профессионального самоопределения. Не все способны дойти до нее, так как быть профессионалом не всегда синонимично тому, чтобы быть учителем. Последний является тем человеком, который впоследствии сам должен будет помогать проходить путь профессионального самоопределения личности и дальнейшего выбора профессии.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение личности

Трудовое воспитание – это важнейшая составляющая, основа профессионального самоопределения. Сначала может показаться, что целью трудового воспитания может являться обучение человека определенным навыкам для дальнейшей профессиональной деятельности, но это не единственная его задача. К основным целям трудового воспитания можно отнести и формирование концепций труда. Почему он важен? Почему нужно его уважать? Как помочь найти мотивацию к труду? Именно данный процесс воспитания отвечает на все эти вопросы, помогая раскрыть все подходящие сферы профессионального самоопределения.

В настоящее время трудовым воспитанием занимается школа, хотя в последнее время данный процесс перестал быть обязательным в нашей стране. В этих условиях школьники теряют непосредственную связь с трудовой практической деятельностью в современной России. Грамотная психолого — педагогическая помощь сможет провести профессиональное самоопределение плавно, без вреда для учащихся.

Профориентация и профессиональное самоопределение


Профориентация — важнейший жизненный этап, который, обычно, проходит человек в школьном возрасте.

Составляющие процесса профессионального самоопределения

Компоненты алгоритма профессионального самоопределения в рамках профориентации следующие:

1.     Просвещение, а именно первичное ознакомление школьников со спектром работ. Освещение необходимых навыков, психических и физических особенностей, запрашиваемых для данного вида профессий.

2.     Консультирование, которое включает перечень рекомендаций специалиста для дальнейшего выбора.

3.     Поддержка – психологическая помощь для снижения нервозного напряжения, волнения и формирования позитивного образа работы.

Профессиональная ориентация – это первая стадия, без которой не может начаться и профессиональное самоопределение.

Роль педагога в профессиональном самоопределении

Роль педагога имеет определяющее значение в выборе профессии и профессиональном самоопределении. Зачастую у учащихся не складывается с предпочтительной профессией из-за плохого учителя по профильному предмету в школе. Помимо умения заинтересовать школьника, педагогу необходимо обладать навыками психолога. Нужно быть чутким и справедливым слушателем и ненавязчивым советчиком в вопросах, связанных с особенностями и сложностями профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия

Но не все зависит от энтузиазма педагога. Само учебное учреждение должно создавать благоприятную среду для профессионального самоопределения. Примеры таких учебных заведений уже есть в Роиссии. Прежде всего, необходимо ресурсное обеспечение: специализированное пространство, техническое обеспечение и т.д. К тому же, данный процесс предполагает более тесное знакомство с различными видами работ (экскурсии на производство). Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия – это задача образовательной политики как отдельной институциональной единицы (школы или ВУЗа), так и региона и страны.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

Учитель может обеспечить психологическое сопровождение, которое требует осознанное жизненное и профессиональное самоопределение личности. Основными направлениями деятельности могут стать психологические консультации школьников. Профессиональное и личностное самоопределение идут рядом друг с другом. Необходимо помогать школьникам, если они находятся в сомнениях по поводу дальнейшей трудовой деятельности. Огромное значение играет эмоциональное состояние учащихся, настрой на дальнейшую трудовую и учебную деятельность. Профессиональное самоопределение личности – одна из основных задач школы.

Тренинги профессионального самоопределения

Жизненное и профессиональное самоопределение – достаточно изученные на данный момент понятия, поэтому для решения трудностей у учащихся предлагается использовать специализированные тренинги, помогающие в общем развитии личности и в процессе профессионального самоопределения. В ходе педагогической деятельности может быть проведен следующий тренинг, направленный на профессиональное и личностное самоопределение:

1.     Лекции и игры о представлении о различных работах. Они выявляют способность учащихся ориентироваться на рынке труда.

2.     Тесты для выявление темпераментов учащихся.

3.     Тесты для раскрытия типов личности школьников, их сильных и слабых сторон.

4.      Сопоставление своих навыков с желаемой профессией.

5.     Знакомство учеников с рынком труда.

Данный тренинг рекомендуется проходить в рамках изучения курса обществознания.

Профессиональное самоопределение в России

Особенности профессионального самоопределения в России

В современной российской действительности отмечается перекос на рынке труда в сторону большого количества работников гуманитарных и социально-экономических сфер и ощущается нехватка кадров в техническом сегменте. Но высококвалифицированных работников что в первом, что во втором случае все же недостаточно. Профессиональное самоопределение очень важно, так как молодой человек в России часто выбирает профессию не исходя из своих реальных потребностей, предрасположенностей, личностных компонентов и качеств, а исходя из понимания того, какой путь будет для него проще в данный момент. Таким образом, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение становятся зависимы от моды на те или иные специальности.

У западных ВУЗов есть удобная опция: специальный год по выбору на первом курсе обучения. Если абитуриент не смог определиться с желаемой программой обучения, он может взять этот год, чтобы набрать несколько интересных предметов. Исходя из приобретенного опыта, по окончанию первого года студент уже имеет некое представление о ряде специальностей и выбирает фаворита. 

В России аналога нет, поэтому абитуриентам стоит посвятить последние два года в школе не только подготовке к единому государственному экзамену, но и внимательной оценке собственных предпочтений при выборе будущего вида деятельности. Прекрасно подойдут дни открытых дверей в университетах, тематические группы в социальных сетях, встречи с выпускниками, а также консультации по профориентации.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Но ориентация на реальные запросы рынка труда все же важна. Выбор профессии в рамках профессионального самоопределения в современных условиях представляется более легким процессом, так как на сегодняшний день определенные виды работ имеют узкую специализацию. Теперь программист – это слишком широкое название. Он может автоматизировать физические действия, создавать специальные алгоритмы или же создавать компьютерные игры! Поэтому сейчас даже гуманитарии, склонные к решению более творческих задач, могут найти дело по душе даже в техническом сегменте рынка труда.

Список литературы по профессиональному самоопределению

Как уже стало понятно, профессиональное самоопределение – процесс комплексный и достаточно сложный. Кроме тренингов и консультаций, помочь сделать выбор может специализированная литература. Осваивать материал можно как самостоятельно, так и под руководством преподавателя или другого старшего наставника.


Возврат к списку


Пока нет комментариев

Самоопределение: определение, теория и примеры

Самоопределение: определение, теория и примеры

Сара Спербер
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самоопределение? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое самоопределение, теорию, стоящую за ним, примеры и советы по повышению самоопределения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, или пошли на работу, или нажали на эту статью? Можно ли изменить свое поведение или чувствовать себя по-другому, когда вы это делаете?

Как мы узнаем ниже, в основе всего нашего поведения лежит мотивация. Даже для деятельности, которую вам не хочется делать, например, мыть посуду, когда вы устали ночью, какая-то мотивация подталкивает вас к этому (например, неприятная мысль о том, что вы проснетесь завтра с грязной посудой). Но не всякая мотивация одинакова: мы также увидим, что мотивация сложнее, чем просто ее больше или меньше. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь.
 
​Прежде чем вы начнете, мы хотели бы рассказать вам о нашей викторине о самочувствии , которая расскажет вам немного о вашем текущем уровне самочувствия. Или, если вы предприниматель, консультант или тренер, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент3 9001

Что такое самоопределение? Определение

Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: «Самоопределение означает действие с чувством выбора, воли и обязательства, и оно основано на внутренней мотивации и интегрированной внешней мотивации» (Deci & Ryan, 2010). Читайте дальше, чтобы узнать больше о теории, лежащей в основе самоопределения, в том числе о различиях между внутренней и внешней мотивацией и о том, что означает «интеграция» внешней мотивации.

О теории самоопределения

Как самоопределение связано с мотивацией?
Самомотивацию можно определить как энергию для действия (Deci, 2012). Главный вопрос, который вдохновил исследования мотивации, заключается в том, почему люди действуют или не действуют определенным образом. Более ранние психологи бихевиористской школы теоретизировали, что человеческое поведение управляется усвоенными ассоциациями: мы участвуем в поведении, которое мы ассоциировали с вознаграждением, и избегаем поведения, которое мы ассоциировали с отсутствием вознаграждения (Watson, 19).57). Эта теория лежит в основе того, как мы дрессируем собак и других животных: мы хвалим и награждаем то поведение, которое хотим видеть чаще.

Разработчики теории самоопределения считали, что эта бихевиористская точка зрения не учитывает сложные мысли, которые есть у людей, и которые, по их мнению, могут однозначно влиять на мотивацию определенного поведения. Кроме того, они не считали, что мотивацию следует рассматривать как «единую» концепцию, согласно которой ее либо больше, либо меньше — вместо этого они подчеркивали, что могут быть разные типы мотивации, в частности внутренняя и внешняя мотивация (Deci & Ryan, 1985). Наконец, они полагали, что тип мотивации, лежащей в основе поведения, имеет серьезные последствия для производительности и благополучия.

Теория самоопределения Деси и Райана

Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую SDT) в своей книге 1985 года «Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека». Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два – контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010). Ниже мы будем использовать пример тренировки на инструменте, чтобы проиллюстрировать различные типы мотивации.

Автономное регулирование
Автономная мотивация или регулирование относится к действию, исходя из чувства готовности, воли и выбора (Deci, 2017). Существует два типа автономного регулирования:

1. Внутренняя мотивация: делать что-то, потому что это по своей сути интересно или приятно.
Пример: Упражнение на музыкальном инструменте, потому что оно доставляет вам удовольствие.

2. Внутренняя внешняя мотивация: делать что-то, что изначально было мотивировано внешними факторами, но теперь вы усвоили ценность этого. В приведенном выше определении этот тип мотивации также упоминается как «интегрированная» мотивация.

Пример: Упражнение на инструменте, потому что теперь вы полностью усвоили его неотъемлемую ценность, хотя первоначально вы занимались, потому что ваши родители сказали вам об этом.

Контролируемое регулирование
Контролируемая мотивация или регулирование относится к действиям, вызванным давлением, требованием или обязательством (Deci, 2017). Также существует два типа контролируемого регулирования:

1. Внешняя мотивация: делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату, такому как похвала.
Пример: Упражнение на музыкальном инструменте, потому что ваши родители вознаграждают вас за это.

2. Интроецированное регулирование: выполнение чего-либо, потому что вы частично усвоили внешнюю мотивацию и принуждаете себя к этому. Этот тип мотивации часто также связан с чувством вины.

Пример: Упражнение на музыкальном инструменте больше не за вознаграждение от родителей, а потому, что вы чувствуете себя виноватым из-за того, что не занимаетесь.

Как видно из этих примеров, как автономная, так и контролируемая мотивация могут приводить к одному и тому же поведению. Однако качество поведения и ваш опыт его выполнения могут варьироваться в зависимости от того, какой тип мотивации стоит за ним. Читайте дальше, чтобы узнать, как самоопределяемое поведение влияет на эмоции, производительность и общее самочувствие.

Видео: Эдвард Деси — Теория самоопределения

В этом видео вы можете посмотреть, как Эдвард Деси резюмирует теорию самоопределения своими словами.

Примеры самоопределения

Вот несколько примеров самоопределяемого поведения, некоторые из которых мотивированы внутренними мотивами, а некоторые могут быть интернализованными внешними мотивами:

  • Ребенок играет с игрушками для удовольствия
  • Занимается спортом, потому что ценит пользу для здоровья
  • Отказ от курения, потому что вы цените возможность прожить долгую жизнь со своими детьми
  • Ребенок, выполняющий работу по дому, потому что он понимает ценность ответственности полное чувство готовности

Принципы самоопределения

Теория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).

  • Связанность означает потребность в заботе и заботе о других.
  • Компетентность относится к необходимости чувствовать себя эффективным в своем поведении.
  • Автономия относится к необходимости чувствовать, что человек действует по собственной воле и самоодобрению (Vansteenkiste & Ryan, 2013).

Хотя основное внимание в этой области и в этой статье уделяется автономии, исследование показывает, что для содействия самоопределению в себе или других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности ( Деси и Райан, 2012).

Как самоопределение может повлиять на благополучие

Так почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение. В приведенных выше примерах игры на инструменте, как ваш опыт может отличаться в зависимости от типа мотивации, лежащей в основе вашей практики?

Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012).

Имея это в виду, было бы полезно узнать, как увеличить объем автономной регуляции в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии. Читайте дальше, чтобы узнать несколько советов, как жить более самостоятельной жизнью.

Видео: продвижение мотивации, здоровья и совершенства от соучредителя теории самоопределения

В видео ниже вы можете посмотреть, как Эд Деси рассказывает о некоторых исследованиях, связанных с теорией самоопределения, мотивацией и благополучием.

Навыки самоопределения

Многие исследователи изучают теорию самоопределения из-за заинтересованности в том, чтобы мотивировать других делать что-то, например, для повышения производительности на работе или для поощрения определенного поведения в отношении здоровья. Тем не менее, возможно, вы читаете эту статью, потому что заинтересованы в повышении собственного чувства самоопределения. Итак, исходя из вышеизложенных принципов, каковы некоторые способы взращивания самоопределения?

Родство
Быть самостоятельным не значит быть полностью самостоятельным. Основываясь на теории, представленной выше, нам нужно чувствовать связь с другими, чтобы процветать. Так как же знание этой психологической потребности может помочь нам стать более самостоятельными? Подумайте о поведении, которым вы хотели бы заниматься чаще, например, о физических упражнениях. Есть ли в вашей жизни люди, которые ценят такое поведение? Если да, то можете ли вы связаться с ними по этому поводу? Если нет, то как вы могли бы найти новое сообщество, которое ценит такое поведение, например, на групповом занятии по фитнесу, в тренажерном зале или даже в онлайн-сообществе? Чувство, что вы являетесь частью сообщества, может помочь увеличить чувство ценности, которое вы испытываете при определенном поведении.

Компетентность
Может показаться трудным изменить ваше ощущение компетентности или эффективности при определенных действиях. Возможно, вы не чувствуете себя особенно «эффективным», когда делаете что-то вроде своей работы с 9 до 5. Однако исследования показали, что подлинная положительная обратная связь (не просто мотивированная желанием улучшить работу) может улучшить самоопределение (Deci & Ryan, 2012). Если вы не получаете такого рода обратную связь из внешнего источника, как вы можете дать ее себе? Например, периодически в течение дня вы можете делать паузы, чтобы подумать, чего вы достигли или сделали хорошо за последний час. Мы склонны сосредотачиваться на негативе и игнорировать или игнорировать позитив, поэтому сознательное усилие, направленное на замечание позитива, может иметь большое значение для повышения вашего чувства компетентности.

Как насчет занятий, в которых вы совсем новичок? Например, допустим, вы хотите выучить новый язык. Будучи новичком, вы не сразу станете экспертом. Однако компетентность также влечет за собой чувство способности достичь своих целей — как вы можете настроиться на то, что вы можете достичь этой цели? Возможно, это включает в себя ежедневную языковую практику, работу с учителем, который может привлечь вас к ответственности, или постановку конкретной цели (например, выучить определенное количество новых слов к определенной дате). Это тонкое изменение мышления может помочь повысить ваше чувство компетентности и, в свою очередь, ваше самоопределение.

Самостоятельность
Есть ли какие-то действия, которые вы регулярно делаете, но которые вам не нравятся? Хотя автономная мотивация может проистекать из простого удовольствия от деятельности, это не обязательно. Как мы видели из приведенной выше теории, можно интернализировать внешнюю мотивацию. Один из способов сделать это — привести деятельность в соответствие с вашими глубочайшими ценностями. Выяснить ценности, лежащие в основе определенного поведения, может быть полезно, постоянно спрашивая себя, почему вы хотите делать это. Если вы зададите себе эти вопросы, это может выглядеть примерно так:

В: Почему я занимаюсь спортом?
A: Потому что я хочу привести себя в форму.
В: Почему я хочу привести себя в форму?
А: Чтобы я чувствовал себя сильным и здоровым.
В: Почему я хочу чувствовать себя сильным и здоровым?
A: Чтобы я мог максимизировать удовольствие от жизни.

Как видите, иногда вашего первого «почему» может быть недостаточно, чтобы полностью соединиться с вашими глубочайшими ценностями. Продолжая задаваться вопросом, почему вещи важны для вас, вы можете обнаружить ценности, которые действительно движут вашей мотивацией, усвоить эти ценности и создать большее чувство автономии в своей жизни.

Другие статьи, связанные с мотивацией и постановкой целей

Вот несколько дополнительных статей, которые могут помочь вам узнать больше о мотивации и о том, как достичь своих целей.

  • Самоактуализация: определение, потребности, примеры и советы
  • Как проявить что-то (проявить любовь, деньги или что-либо)

    Последние мысли о самоопределении

    Каждый день вы делаете множество вещей, и все эти действия требуют какой-то мотивации. Хотя некоторые вещи в жизни неизбежно будут мотивированы извне, вы можете повысить уровень внутренней или автономной мотивации в своей жизни, изучив теорию и приведенные выше советы. Повышение вашей автономии является основой для самоопределения, а самоопределение может, в свою очередь, улучшить вашу продуктивность, настроение и общее самочувствие.

    Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

    Ссылки

    • Деси, Э. Л. (2012, август). Продвижение мотивации, здоровья и совершенства: Эд Деси на TEDxFlourCity. Конференции ТЭД.
    • Деси, Э. Л. (2017, октябрь). Эдвард Деси — Теория самоопределения. Видеоантология мозговых волн
    • Деси, Э.Л., Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. США: Спрингер США.
    • Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический анализ, 11 (4), 227–268.
    • Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2010). Определение. Энциклопедия психологии Корсини, 1-2.
    • Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2012). Теория самоопределения. В П. А. Ван Ланге, А. В. Круглански и Э. Т. Хиггинс. Справочник по теориям социальной психологии: том. 1 (Том 1, стр. 416–437), SAGE Publications Ltd, https://www. doi.org/10.4135/9.781446249215.n21
    • Ванстенкисте, М., и Райан, Р. М. (2013). О психологическом росте и уязвимости: удовлетворение основных психологических потребностей и разочарование потребностей как объединяющий принцип. Journal of Psychotherapy Integration, 23(3), 263.
    • Watson, JB (1957). Бихевиоризм. Соединенное Королевство: Университетское издательство.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • БОЛЬРОЯ БЕЗОПАСНЫ :

    • All-Access Pass​
    • Пакеты контента PLR
    • Курсы PLR​

15 Примеры самоопределения (2023)

Самоопределение — это когда человек принимает собственные решения относительно своей жизни и того, как ею управлять. Решения определяются внутренними факторами, такими как внутренняя мотивация, внутренний локус контроля и личное стремление. Внешние факторы и давление не влияют на этот выбор.

Существует также теория мотивации человека, называемая теорией самоопределения, постулированная Райаном и Деси (2000; 2020).

Теория начинается с предположений, что:

  1. Люди стремятся к росту, и
  2. Внутренние источники мотивации необходимы.

Чтобы добиться роста, люди должны чувствовать себя автономными , компетентными и связанными с другими.

Если люди не чувствуют себя автономными и не контролируют свое поведение, они не смогут действовать.

Кроме того, люди должны чувствовать, что у них есть навыки и компетенции для достижения успеха, иначе нет смысла пытаться. И в-третьих, люди должны чувствовать чувство принадлежности к другим.

Примеры самоопределения

  • Автономия – Райан и Деси утверждают, что автономия является ключевой чертой самоопределения. Это означает, что вы можете принимать решения без разрешения других.
  • Связь – Самоопределяющиеся люди могут принимать собственные решения, но у них также есть сообщества и сети поддержки, которые могут помочь им добиться успеха и поддержать их в принятии решений.
  • Компетенция – Чтобы чувствовать, что вы можете что-то делать самостоятельно и принимать собственные решения, вам нужно верить, что вы достаточно компетентны, чтобы сделать это.
  • Инициатива — Инициативные люди не будут ждать, пока другие скажут им, что делать. Вместо этого они определяют, что нужно сделать, и идут и делают это.
  • Вождение – Вождение относится к способности человека двигаться вперед при выполнении задачи. Это означает, что внутри вас есть какой-то мотивирующий фактор, который заставляет вас чувствовать, что вы хотите встать и приступить к делу.
  • Предпринимательство – Вместо того, чтобы просто полагаться на кого-то еще, чтобы дать им работу, предприниматели выходят и создают работу для себя, предлагая свои услуги в качестве бизнеса. Это ключевой способ добиться самоопределения в своей жизни (и, возможно, даже богатства и финансовой свободы!).
  • Независимое мышление – Люди, достигшие самоопределения, не полагаются на мнение своих родителей, учителей или друзей при принятии решений. Вместо этого они сами сделают выбор и придут к выводам.
  • Настойчивость – Людям, которые не принимают искренних решений в личных интересах, часто не хватает настойчивости. Это потому, что решения не руководствуются их истинными желаниями. Напротив, человек, который самоопределен, принимает решения, основываясь на своих собственных потребностях и желаниях, поэтому он с большей вероятностью будет следовать своему выбору, даже когда наступают тяжелые времена.
  • Вера в себя – Иногда для самоопределения требуется вера в себя. Это потому, что вам нужно верить, что вы способны принимать собственные решения, чтобы быть уверенным в их принятии.
  • Стойкость — Стойкость также может быть чертой самоуверенного человека, потому что он знает, кто он и чего хочет. В результате они в порядке, если люди не согласны с ними или критикуют их; и они в порядке, если вам нужны неудачи, чтобы добраться туда, куда вы хотите.
  • Присоединение к сообществам практиков — Если вы стремитесь к самоопределению, вы часто присоединяетесь к группе или сообществу, которые помогут вам в этом. Это также показывает инициативу. Например, если вы хотите стать великим спортсменом, вы можете вступить в местный спортивный клуб в качестве первого шага к выбранной вами цели.
  • Получение дальнейшего образования — Если вы предпринимаете шаги для обучения своей карьере или личным интересам, вы демонстрируете веру в то, что вы можете добиться желаемой жизни. Это само по себе является самоопределением.
  • Автодидактизм — Вам не нужно получать формальное образование, чтобы продемонстрировать, что у вас есть право на самоопределение. Вы также можете научить себя, например, когда кто-то учится играть на гитаре. Это называется автодидактизмом.
  • Дополнительные занятия – Многие старшеклассники участвуют во внеклассных мероприятиях, чтобы продемонстрировать свое самоопределение будущим университетам. Занимаясь внеклассной деятельностью, они показывают, что делают осознанный выбор, чтобы получить от жизни то, что хотят.
  • Изменение пути – Человек с самоопределением считает, что его выбор влияет на его жизненный путь. Если путь, по которому они идут, не отвечает их потребностям, они изменят пути, зная, что это правильно для достижения их целей в жизни.

Как продемонстрировать самоопределение в резюме

Демонстрация того, что вы самоопределяющийся человек, начинается с того, как вы взаимодействуете со своим потенциальным работодателем.

Начните с инициативы при подаче заявления о приеме на работу. Напишите членам комитета по найму и расскажите им о себе, а также спросите, что они действительно ищут в соискателе.

Это действие может помочь вам показать, что вы действительно тот, кто хочет получить эту работу. Вы делаете это из чувства самоопределения. Вы хотите этого, и вы собираетесь взять на себя инициативу, чтобы попытаться получить это.

В сопроводительном письме вы также можете продемонстрировать самоопределение, рассказав о сделанных вами выборах, которые привели вас к выбранному карьерному пути. Показывая, что вы приняли ряд преднамеренных решений, которые привели вас к работе, вы можете показать, что у вас есть внутренняя мотивация и стремление, необходимые для достижения успеха.

Практические примеры самоопределения

1. Создание команды на рабочем месте  

Деятельность по созданию команды предназначена для того, чтобы помочь членам организации работать вместе более эффективно. Работа в сплоченной группе повышает производительность и помогает как отдельным лицам, так и организации достигать своих целей.

Укрепление связей между членами организации помогает людям чувствовать связь друг с другом. Это повышает лояльность и приверженность компании, а также общую удовлетворенность работой.

Когда сотрудник чувствует себя изолированным и отстраненным, это снижает его производительность и моральный дух. Это чувство может распространиться на других сотрудников и создать неловкую атмосферу.

Счастливые и довольные сотрудники более продуктивны и полны энтузиазма. Поэтому большинство организаций проводят регулярные мероприятия по формированию команды, чтобы помочь всем почувствовать себя вовлеченными и работать над достижением общих целей.

На выбор предлагаются буквально тысячи мероприятий по тимбилдингу, и большинство из них на самом деле доставляют массу удовольствия.

2. Повышение квалификации

Повышение квалификации (PD) направлено на повышение квалификации работников. Поскольку знания постоянно меняются, важно, чтобы все члены организации были в курсе последних достижений.

Когда большинство людей слышат термин «профессиональное развитие» (PD), они сразу же думают о мастер-классе или семинаре. Но это только часть картины. Хотя верно то, что ПД часто включает в себя семинары и мастер-классы, на самом деле это всего лишь один из компонентов гораздо более масштабного процесса.

Например, прежде чем организация дойдет до того, чтобы привлечь сотрудников к участию в деятельности по ПД, необходимо выполнить несколько шагов.

Во-первых, организация должна провести оценку того, что нужно персоналу. Затем они должны спроектировать и продать (т. е. убедить) персонал в его ценности.

После того, как ПД доставлен, на этом дело не заканчивается. Если ПД носит высокотехнологичный характер, персоналу могут потребоваться дополнительные ресурсы, оборудование или даже дополнительная подготовка.

3. Тим Кук, генеральный директор Apple

Став генеральным директором Apple в 2011 году, Тим Кук окружил себя руководителями, которые разделяют его взгляды и поддерживают его стиль управления. Он стремится создать атмосферу, которая вдохновляет всех сотрудников, а его руководящую команду поощряют идти на риск и не бояться неудач.

Это понятие похоже на автономию в теории самоопределения. Когда люди чувствуют, что контролируют свои решения и могут ставить собственные цели, они обычно преуспевают.

Кроме того, их приверженность и лояльность к компании существенно возрастает, потому что они чувствуют, что их уважают и ценят.

Как он заявил в интервью Strategy Watch:

«Вы ищете людей, которые ценят разные точки зрения. Люди, которым не все равно, что у них есть идея в 11 вечера, и они хотят позвонить и поговорить с вами об этом».

Apple продолжает оставаться лидером в технологическом секторе с тех пор, как Кук возглавил компанию. Это нелегкий подвиг, и отчасти это связано с его усилиями привить чувство автономии в своей команде.

4. Демократический стиль руководства

Основная предпосылка демократического стиля руководства основана на концепции инклюзивности. Каждый член команды или отдела ценится и уважается. Их мнение имеет значение, и к нему всегда будут прислушиваться руководство и коллеги.

Создание такой организационной культуры дает много положительных результатов. Во-первых, никогда не знаешь, откуда придет отличная идея. Любой способен сгенерировать идею, которая может сэкономить компании миллионы или, может быть, даже открыть совершенно новый рынок.

Во-вторых, атмосфера инклюзивности также создает сильное чувство лояльности со стороны сотрудников. Когда сотрудники чувствуют уважение, их приверженность компании возрастает. Они будут работать усерднее и станут более преданными целям компании.

Связанность может показаться абстрактной концепцией, но она имеет весьма ощутимые преимущества.

5. Самоопределение аборигенов

Право на самоопределение могут иметь не только отдельные лица, эта концепция также применима к группам людей и их культуре. Например, аборигены Австралии уже более 200 лет борются за свое право на самоопределение.

Британская империя начала колонизировать Австралию в 1788 году. В наше время День Австралии отмечается как официальный национальный праздник 26 января года года, в день высадки британского флота.

Этот день также знаменует конец права аборигенов на самоопределение. Однако в последние годы аборигены добились прогресса в осуществлении своих прав в качестве коренных жителей земли.

Эти усилия были признаны и поддержаны сегодня многими в правительстве. Например, правительство Виктории заявило:

«Без самоопределения коренные австралийцы не смогут полностью преодолеть наследие колонизации и лишения собственности» (VPSC, 2022).

Кроме того, Закон штата Виктория о правах и обязанностях человека 2006 г. (раздел 19) представляет собой твердое политическое заявление, в котором признаются права аборигенов на:

  • пользование своей самобытностью и культурой
  • поддерживать и использовать свой язык
  • поддерживают свои родственные связи
  • поддерживать свои духовные, материальные и экономические отношения с землей, водами и другими ресурсами

Заключение

Самоопределение — это управление своей судьбой; взять под контроль свой путь и быть человеком, ответственным за свои решения. Когда люди чувствуют автономию, их мотивация и усилия резко возрастают.

Как только человек почувствует это чувство контроля, он определит свои сильные и слабые стороны. Это может привести к поиску возможностей для обучения или посещению дополнительных онлайн-курсов для улучшения своих навыков.

Однако, согласно теории самоопределения, ничего из этого не произойдет, если человек почувствует себя оторванным. Когда человек чувствует себя изолированным, мотивация уходит.

Чувство принадлежности и связи с группой или общим видением очень мотивирует. Это помогает людям увидеть цель их тяжелой работы и почувствовать, что организация ценит их.

Ссылки

Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2020). Внутренняя и внешняя мотивация с точки зрения теории самоопределения: определения, теория, практика и будущие направления. Современная педагогическая психология, 61 . https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог , 55 (1), 68–78. https://doi.org/10.1037//0003-066x.55.1.68

Саттер С.Б. (н.д.). Лидерские качества, навыки и стиль Тима Кука. Стратегические часы. Получено с https://www.thestrategywatch.com/leadership-qualities-skills-style-tim-cook/

Валлеран, Р. (2000). Теория самоопределения Деси и Райана: взгляд на иерархическую модель внутренней и внешней мотивации. Психологический опрос, 11 (4), 312-318.

Комиссия по государственному сектору штата Виктория. (2022, 28 июня). Самоопределение аборигенов . Получено с https://vpsc.vic.gov.au/workforce-programs/aboriginal-culture-capability-toolkit/aboriginal-self-determination/

.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на научные исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *