Ресоциализация » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Ресоциализация – процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития.
В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей и однонаправленно. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их не освоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников.
В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде (Гидденс, 1999: 692). В течение своей жизни человек переживает различные изменения (взрослеет, стареет, создает семью, разводится, меняет работу, переезжает из села в город и др.). В этих случаях обостряется необходимость ресоциализации. В условиях кардинальных общественных изменений в России в конце ХХ века ресоциализация стала актуальной для старшего поколения россиян. Некоторые перемены в жизни человека могут быть критическими ситуациями, разрушающими ранее принятые нормы, ценности и модели поведения личности. В этих ситуациях человек вынужден осваивать нормы и ценности, радикально отличающиеся от предыдущих. Критические ситуации социализации (действие новых порядков и требований, поведение людей в концентрационных лагерях, в ходе допросов) описаны Б.
Личность изменяется с опытом на протяжении всей жизни человека. Ресоциализация может носить не только позитивный, но и негативный характер по своей социально-психологической направленности (Гидденс, 1999: 86–88). По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации (Бергер, Лукман, 1995: 254–255).
Н. Смелзер определяет одной из форм ресоциализации психотерапию, под воздействием которой люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания (Смелзер, 1994: 112).
С позиций теории идентичности ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.
В тезаурусной концепции социализации также выделяется аспект, обозначающий значимость ресоциализации для формирования личности. Здесь функциональная сторона ресоциализации трактуется как наложение на приобретенные в первые годы жизни общесоцализационные свойства новых слоев влияний, что ведет к «ресоциализации на каждом новом жизненном этапе» (Луков, 2012: 370). Фактически тезаурусный подход к социализации предлагает видеть ее динамическую, процессуальную сторону именно как ресоциализацию.
Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов социализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и материальной базой.
Лит.: Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания : пер. с англ. М. : Медиум. 323 с.; Гидденс, Э. (1999) Социология : пер. с англ. М. : Эдиториал УРСС. 703 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Смелзер, Н. (1994) Социология : пер. с англ. / науч. ред. издания на рус. яз. В. А. Ядов. М. : Феникс. 688 с.; Bettelheim, B. (1960) The Informed Heart : Autonomy in a Mass Age. N. Y. : Free Press. 309 p.; Sargant, W. (1959) Battle for the Mind. London. Heineman. 350 p.
А. И. Ковалева, Н. А. Перинская
Что такое ресоциализация личности? В отношении каких людей говорят о необходимости ресоциализации?
В течение своей жизни человек не раз меняет социальные статусы и роли, приспособляется к новым условиям существования, попадает в разные группы и постоянно взаимодействует с другими людьми. С самого детства каждый из нас учится адаптироваться и проходит через разные этапы социализации в обществе.
Процесс социализации в обществе включает в себя множество факторов, задача которых научить и адаптировать человека, как личность, к новым ценностям и нормам.
Социализация может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Отрицательный процесс связан с антисоциальным поведением и называется «десоциализацией», а обратный процесс (присвоение положительных качеств) называется «ресоциализацией».
В этой статье мы подробнее расскажем, что такое ресоциализация и какие механизмы за процесс ресоциализации.
Понятие ресоциализации
Итак, как мы уже сказали выше, десоциализация — это процесс деградации человека, отрыв от общества, дестабилизации и деформации личных установок, проявление антисоциального поведения и отрицание общепринятых норм и ценностей.
Как правило, людей с проявлением десоциализации называют асоциальными личностями. Зачастую именно к преступникам применяют такой термин.
Процесс социального восстановления личности называется ресоциализацией.
Пример ресоциализации — когда взрослый человек, допустим, преступник, встает на «путь» исправления, меняет свои приоритеты и установки, начинает вести законопослушный образ жизни, он запускает процесс адаптации и социализации.
Причины нарушения социализации
Среди причин, приводящих к нарушению нормальных коммуникативных связей и проявлению асоциального поведения, психологи и социологи выделяют следующие:
- сильный стресс
- депрессия
- психические нарушения и расстройства
- смерть близкого родственника или члена семьи
- увольнение
- болезненный разрыв отношений
- катастрофы, ДТП или террористические акты
- продолжительная болезнь
- физическая депривация из-за травм и увечий
Ресоциализация в психологии представляет собой подвид социальной адаптации, когда человек осваивает новые роли, изменяет свое поведение, формирует новые социальные связи и ценности.
Ресоциализация в социологии означает восстановление утраченного социального статуса и переориентация индивида к нормальной человеческой деятельности.
Важно! Скорость и эффективность социализации зависит от возраста человека. Старшее поколение менее адаптивно, чем подростки и люди среднего возраста.
Кому нужна ресоциализация личности
Термин «ресоциализация» используется в разных областях — в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции. И касается оно не только тех, кто нарушил закон.
Ресоциализация нужна также:
- наркозависимым
- участникам военных конфликтов, терактов
- пострадавшим при ЧП, во время катастрофы, аварии и пр. происшествиях
- людям, перенесшим тяжелую болезнь, которые были долго «оторваны» от социума
- людям, перенесшим сильный стресс и психологические травмы
Таким людям во время их адаптации нужна социальная и психологическая помощь. Обязательны консультации с психологом, психотерапевтом. Социализация — сложный и долгий процесс, в котором без помощи специалистов не обойтись.
Ресоциализация и семейные отношения
Если ресоциализация нужна ребенку, то его семья – это именно та социальная группа, которая поможет ребенку лучше адаптироваться к привычной жизни, поможет развить навыки социализации, разобраться с правовыми вопросами, рассказать о правах, научить правилам и нормам.
Но бывает и так, что родители могут сами нарушить процесс социализации. Доказано, что воспитание во многом определяет будущее детей. Также на детскую ресоциализацию влияют следующие факторы:
- тоталитарность и жесткие рамки родителей
- супружеские отношения между родителями
- отсутствие уважения, заботы и доверия в семье
- отсутствие поддержки и внимания
- постоянная критика и агрессия
- негативные установки и шаблоны поведения
- отсутствие общих договоренностей в процессе воспитания детей
Запишитесь на онлайн-консультацию, если ваш ребенок вас не слушается, у него изменился характер и поведение, вы не знаете как «достучаться» до подростка. Наши психологи помогут вам скорректировать детско-родительские отношения, наладить процесс воспитания и ответят на все ваши вопросы. Позвонить специалистам вы можете в любое удобное для вас время.
Частые вопросы
Кто осуществляет процесс ресоциализации?
+
Помимо семьи и ближайшего окружения, помогать человеку в адаптации могут также учебные и трудовые коллективы, психологи, педагоги, социальные работники, сотрудники исправительных учреждений. Также ресоциализацию проводят колонии, тюрьмы, правоохранительные органы.
Из-за чего возникает частичная десоциализация?
+
Потеря частичного контакта с окружающими людьми, отрицание определенных норм и правил может происходить из-за длительной болезни, добровольной или принудительной изоляции от общества, компьютерной и интернет-зависимости, увлечения социальными сетями и «ухода» в виртуальное пространство.
Влияет ли воспитание в детстве на адаптацию в будущем?
+
Безусловно, зависимость есть. Если ребенок рос в атмосфере агрессии, абьюзивных отношений, рядом с требовательными и властными родителями, то его личные нормы поведения сформируются именно под влиянием семейного окружения. От воспитания зависит и десоциализация, и следующая за ней ресоциализация.
Заключение эксперта
Каждый человек в процессе своего взросления проходит через несколько этапов смены социальных ролей и связей. При этом идет активное обучение, адаптация и формирование новых моделей поведения. Если происходит отучение человека от общепринятых норм и правил, то он десоциализируется. Приобретение новых навыков, знаний, ролей взамен старых называется ресоциализацией. Это важный этап в социальной адаптации личности.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 350
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка
Как произносится ресоциализация ?
переквалифицированный
переквалификация
переделывать
повторно замочить
ресоциализация
ресоциализировать
резод
перепаять
ресол
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тест
Слово дня
эхолокация
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌek.əʊ.ləʊˈkeɪt/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌek.oʊˈloʊ.keɪt/
(животных) найти путь с помощью эхолокации (= звуковые волны)
Об этом
Блог
Есть рыба покрупнее: разговоры о вещах, которые не важны
Подробнее
New Words
дофаминовый декор
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
Английский
10 примеров ресоциализации (и простое объяснение) (2023)
Ресоциализация относится к процессу обучения, в ходе которого старые роли и поведение людей заменяются новыми.
Мы находим два типа ресоциализации: добровольную и принудительную:
- Добровольная ресоциализация происходит по выбору. Пример добровольной ресоциализации — когда люди переезжают из одной страны в другую и пытаются ассимилироваться.
- Принудительная ресоциализация происходит против воли человека. Примером непроизвольной ассоциации является случай, когда человек должен пройти коррекционную программу, такую как шаги АА.
Независимо от того, является ли она добровольной или непроизвольной, она имеет тенденцию отличаться от упреждающей социализации, поскольку она происходит в результате воздействия группы с течением времени, а не преднамеренно до вступления в группу.
Ресоциализация обычно происходит во взрослом возрасте, поэтому ее иногда называют социализацией взрослых.
Определение ресоциализацииМоррисон дает следующее научное определение ресоциализации:
«Ресоциализация — это процесс трансформации идентичности, в котором люди призваны осваивать новые роли, забывая при этом некоторые аспекты своих старых. Этот процесс часто требует отвыкания от усвоенных норм, ценностей, убеждений и практик, чтобы заменить их новым набором, который считается подходящим для новой роли» (Morrison, 2007:1)
Этот процесс обычно происходит, когда человек попадает в новую среду, и старые правила, усвоенные в процессе социализации, больше не действуют.
Потребность в освоении новых ролей, ценностей и норм может быть результатом добровольного или непроизвольного изменения в жизни человека.
Ресоциализация варьируется от небольших изменений до индивидуальной старой роли и ценностей, например, при смене работы и необходимости приспосабливаться к новой рабочей среде.
Но это также может означать серьезные изменения, например, когда человек попадает в тюрьму или психиатрическую больницу и ему необходимо адаптироваться, чтобы выжить.
Основные изменения происходят в том, что социолог Эрвинг Гоффман (Erving Goffman, 1961) называет тотальными институтами, т. е. местами, где люди, находящиеся в аналогичном положении, живут или работают, отрезанные от остального общества на длительный период времени.
Примерами общих учреждений являются тюрьмы, психиатрические лечебницы, концентрационные лагеря, военные учебные лагеря, монастыри или монастыри.
Примеры ресоциализации- Переезд в новую страну с культурой, отличной от той, в которой человек родился и вырос, и изучение новых обычаев и норм является примером ресоциализации.
- Начало новой работы также может включать в себя процесс или ресоциализацию, поскольку необходимо изучить нормы и правила нового рабочего места.
- Присоединение к вооруженным силам с их строгими нормами, например, в отношении униформы и стрижки, военные учебные лагеря представляют собой очень хорошую ресоциализацию.
- Присоединение к религиозному ордену подразумевает слишком ресоциализацию, поскольку человек должен избавиться от старых привычек и верований, которые теперь считаются девиантными в новой ситуации.
- Концлагеря являются самым жестоким образцом места, где происходит ресоциализация посредством суровых наказаний и полного лишения людей убеждений.
- Выход на пенсию считается жизненным этапом, на котором происходит ресоциализация, поскольку человек больше не имеет статуса рабочего и должен заново адаптироваться к новой жизни и роли.
- Стать заключенным – это, несомненно, способ пройти процесс ресоциализации, так как в тюрьмах исправляют девиантное поведение, а в некоторых странах заставляют носить униформу.
- Госпитализация по поводу психического заболевания в психиатрическую больницу или приют, которые были объектом исследования Эрвина Гоффмана, является примером ресоциализации, поскольку люди должны жить по правилам этих учреждений.
- Жениться на ком-то из королевской семьи, хоть и редко, но можно считать процессом ресоциализации личности, которая теперь вынуждена приспосабливаться к ценностям и нормам высшего класса и жить отрезанной от остального общества.
- Отправка в школу-интернат со строгими нормами, униформой и повседневной рутиной, которая происходит внутри дома, также является примером ресоциализации.
В странах с разными обычаями, традициями и нормами (даже географически близкими) переезд из места рождения и воспитания человека предполагает период ресоциализации.
Страны различаются по таким вещам, как их привычки в еде, не только по продуктам, которые они едят, но и по тому, как они их едят и когда они едят.
Другие различия могут включать вопросы этикета, например, что люди делают, когда их представляют: в то время как в некоторых странах люди целуют в щеки, в других они обмениваются рукопожатием или просто здороваются.
Этот тип ресоциализации можно считать мягким и добровольным.
2. Поступление на военную службуУчастие в военном учебном лагере — очень наглядный пример ресоциализации в тотальном учреждении.
При поступлении в армию люди должны оставить позади себя прежних, и с этого момента их действия определяются и контролируются авторитетными фигурами.
Существует также некоторая потеря свободы принятия решений. Например, солдаты не могут решить, что им надеть, так как они должны быть одеты в форму. Они не могут выбрать прическу, так как их головы выбриты.
Чтобы получить повышение в армии, нужно показать, что они прошли ресоциализацию и полностью усвоили военные нормы и ценности.
3. Начало новой работыРабочее место является агентом как социализации, когда человек знакомится с нормами и правилами и общим функционированием организации или компании, так и ресоциализации, когда человек меняет работу.
Новая работа приносит не только новых товарищей по работе, но и новые нормы и ценности. К ним относятся организационные аспекты, например, когда приходить и уходить, когда делать перерыв или использовать оборудование, такое как кофеварка или мини-кухня.
Есть и другие вещи, связанные с общественной жизнью, например, идут ли коллеги вместе на обед или происходит ли общение вне работы, например, выпивка в конце дня.
4. Нахождение в тюрьмеРесоциализация в тюрьмах является одним из самых крайних примеров этого процесса, когда заключенные полностью изолированы от общества и вынуждены соблюдать строгие институциональные правила и нормы.
Порядок работы в тюрьмах варьируется от страны к стране, причем некоторые из них более строгие, чем другие, когда речь идет, например, об униформе. Однако у большинства тюрем есть одна общая черта: заключенные должны отказаться от своих личных вещей.
В тюрьме ресоциализация также работает на основе системы поощрений и наказаний, под наблюдением авторитетного лица, тюремной палаты. Эта система стремится к соблюдению правил и означает, например, что послушные заключенные вознаграждаются доступом к телевизору или телефону.
5. Концентрационные лагеряНаиболее жестокой и насильственной формой ресоциализации являются концентрационные лагеря, которые известны во всей истории, как в прошлом, так и в настоящем.
Одними из самых исторически известных концентрационных лагерей являются те, которые находились в ведении Германии во время Второй мировой войны. Узников концлагерей раздевали, пытали и истребляли миллионами.
В этих концентрационных лагерях людям давали порядковые номера, часто вытатуированные на их руках, вместо того, чтобы называть их именами. Это самый экстремальный способ лишить кого-то личности.
ЗаключениеРесоциализация – это процесс обучения, которому люди подвергаются добровольно или невольно и который влечет за собой замену старых ролей и моделей поведения новыми. Это означает разучивание ценностей, моделей поведения, убеждений, норм или практик.
Добровольная социализация обычно происходит по собственному выбору, например, когда люди меняют работу и вынуждены адаптироваться к тому, как все работает в их новой организации. Непроизвольная социализация навязывается людям, например, при поступлении в тюрьму.
Ресоциализация может означать небольшие и мягкие изменения, а может повлечь за собой и более радикальные.
Библиография
McCorkle, L.W.; Корн, Р. (1954). Ресоциализация в стенах. АННАЛЫ Американской академии политических и социальных наук, 293(1), 88–98.
Морриссон, Л. (2007) Ресоциализация у Ритцера, Г. (ред.). Социологическая энциклопедия Блэквелла.
Рубин, Дж. Х. (2017) Total Insituations in Turner, SB (ed) The Wiley Blackwell Encyclopedia of Social Theory. John Wiley & Sons, Ltd.
Гоффман, Э. (2009) Приюты: очерки социального положения душевнобольных и других заключенных . Нью-Брансуик: Aldine Transaction.
Джильотти, С., и Ланг, Б. (ред.). (2005). Холокост: Читатель . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Роза Панадес (доктор философии)
Веб-сайт | + posts
Д-р Панадес — многогранный социолог с опытом работы в самых разных областях, от семейных отношений до подростковой беременности, жилья, женщин в науке или социальных инноваций. Она работала в международных, европейских и местных проектах, как в Великобритании, так и в Испании. Она обладает пытливым и аналитическим умом и страстью к знаниям, культурным и социальным вопросам.
Роза имеет степень доктора социологии Гринвичского университета в Лондоне по теме молодого отцовства.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).