Календарь развития ребенка от Здоровье Нации
Календарь развития ребенка от медицинского центра Здоровье Нации это удобная система, по месяцам рассказывающая родителям, как развивается малыш.
Развитие ребенка по месяцам
Новорожденный
Как ведет себя малыш в первые недели жизни? Стоит ли волноваться, если он спит 18 часов в сутки? Что нужно знать об особенностях кормления крохи, и какие рекомендации по уходу нужно соблюдать?
Подробнее
1 месяц
Что происходит с ребенком в возрасте месяца, как меняется его поведение. Особенности развития и появление новых действий. Что нужно знать о питании, ежедневном уходе. Плановое посещение врачей и сдача анализов.
Подробнее
2 месяца
Что происходит в жизни ребенка в возрасте 2 месяца? На какие особенности поведения нужно обратить внимание? Появление первых эмоций малыша, развитие голосового аппарата.
Подробнее
3 месяца
Какие открытия ожидают родителей, когда ребенку исполняется 3 месяца? Появление новых навыков, первое осознанное проявление эмоций и желаний. Что нужно знать об особенностях кормления?
Подробнее
4 месяца
Что происходит с малышом в возрасте 4 месяцев? Первые серьезные игры и взаимодействие с окружающим миром. Что нужно знать об особенностях кормления, и какие рекомендации по уходу нужно соблюдать?
Подробнее
5 месяцев
Переходный период из горизонтального положения. Что нужно знать об особенностях кормления крохи? К чему должны быть готовы родители пятимесячного малыша?
Подробнее
6 месяцев
Чему научился ребенок в возрасте 6 месяцев? Насколько критично расхождение с принятыми нормами? Что нужно знать об особенностях кормления крохи, как вводить первый прикорм?
Подробнее
7-9 месяцев
Что происходит с ребенком в возрасте 7-9 месяцев? Малыш начинает сидеть, ползать или даже делает первые шаги. Появляются первые попытки разговаривать. Игрушки используются в новом качестве.
Подробнее
10-12 месяцев
Как ведет себя малыш в возрасте 10-12 месяцев? Как меняется его режим дня и в какие игры будет интереснее играть ближе к первому Дню рождения?
Подробнее
12-15 месяцев
Как ведет себя ребенок в возрасте 12-15 месяцев? Что изменилось в поведении, и о каких особенностях развития важно помнить?
Подробнее
15-18 месяцев
Как ведет себя ребенок в возрасте 15-18 месяцев? Что нужно знать об особенностях поведения, на что обратить внимание?
Подробнее
18-24 месяца
Как ведет себя ребенок в возрасте 18-24 месяцев? Чему научился малыш за 2 года? Как правильно составить рацион питания?
Подробнее
основные этапы и изменения в каждый период
В первый год жизни дети развиваются интенсивно, они учатся новому и удивляют окружающих практически каждый день. Молодые родители часто задумываются о том, какими навыками должен овладеть малыш в определенном возрасте. В статье мы рассмотрим развитие ребенка по месяцам до года, его основные физические и психологические изменения в каждый период.
Развитие ребенка в 1 месяц
В первый месяц жизни малыш только начинает знакомство с окружающим миром. Учится узнавать родителей, фокусировать (пока ненадолго) взгляд на людях и предметах. Первая улыбка — и вот уже мама с папой забывают про все бессонные ночи и грязные подгузники.
В этот период малыш пытается самостоятельно держать головку в положении лежа на животе. Пока это короткие по времени и не совсем уверенные движения, но они являются для маленького человека целым подвигом. Как можно помочь малышу научиться держать головку − узнайте в нашей статье.
Развитие ребенка в 2 месяца
Организм, включая головной мозг, продолжают развиваться с высочайшей скоростью. Ребенок уже может следить взглядом за интересующими его предметами и живыми объектами, реагировать на звуки окружающей среды, узнавать родителей среди других людей. Малыш теперь дольше держит головку (все еще лежа на животе) и может поворачивать ею из стороны в сторону.
В 2 месяца вы можете не только увидеть, как кроха вам улыбается, но и услышать его первый смех. В этом же возрасте дети обычно начинают гулить — неразборчиво лепетать на языке понятном лишь им самим.
Развитие ребенка в 3 месяца
На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.
Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.
В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде.
- Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
- Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
- Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.
Развитие ребенка в 4 месяца
4 месяца — период, когда малыш уже умеет вертеть головой и учится переворачиваться с живота на спинку и обратно. Мышцы шеи становятся достаточно крепкими, чтобы удерживать ее в вертикальном положении.
Конечности уже не просто расслабленно болтаются: кроха учится захватывать предметы и удерживать их в руках. Движения постепенно становятся более четкими и упорядоченными.
В этом возрасте дети осознанно идут на контакт с окружающими: улыбаются, гулят, протягивают ручки и ножки.
Продолжают развиваться органы слуха и зрения: малыш уже способен различать основные цвета и музыкальные звуки. Поэтому специалисты советуют петь детям песенки, много разговаривать с ними, поясняя происходящее вокруг.Развитие ребенка в 5 месяцев
5-месячные малыши уверенно переворачиваются с живота на спинку и делают первые попытки ползать. Подробнее о том, когда и как дети начинают ползать. А вот сидеть без опоры они пока не умеют: для этого им нужна помощь взрослых и вспомогательные предметы в виде детского стульчика, подушек или одеяла. Некоторые дети пытаются стоять на прямых ногах, если кто-то из взрослых поддерживает их при этом под ручками.
В этом возрасте малыши уверенно держат в руках небольшие игрушки, трясут ими, норовят попробовать на вкус. Сейчас рот — один из их главных помощников по исследованию мира. Помните, что очень часто именно в это время у детей просыпается интерес к еде в тарелках у взрослых, а также к самим тарелкам и другим столовым приборам.
Развитие ребенка в 6 месяцев
С каждым месяцем подвижность кроха увеличивается: в 6 месяцев вовсю переворачиваются со спины на бок, а потом на живот, а некоторые малыши начинают ползать. Пусть и неуверенно, но дети уже способны передвигаться самостоятельно. Родителям теперь не стоит оставлять малыша надолго одного, особенно в местах, где существует опасность упасть или наткнуться на острый/горячий предмет.
Полугодовалые малыши обычно могут стоять и сидеть, используя руки взрослых как опору. Пока это длится недолго, но с каждым днем скелет и мышцы ребенка крепнут, позволяя ему чувствовать себя более уверенно.
В 6 месяцев малыши могут держать в руках игрушки разного размера, трясти и ощупывать их, а также пробовать на вкус. Их поведение становится все более осмысленным: теперь родителям легче понимать желания ребенка и его эмоции.
Огромный объем информации малыши сейчас получают через свои глаза и уши. Важно объяснять им все, что происходит вокруг, давать названия объектам и действиям. Пусть у крохи будут игрушки разных цветов и размеров, издающие звуки и молчащие, гладкие и шероховатые. Чем больше впечатлений будет получать дитя, тем интенсивнее будет его развитие.
Развитие ребенка в 7 месяцев
Прошло более полугода с момента появления малыша на свет, и наступает новый важный этап в его жизни: самостоятельное передвижение. Большинство детей к 7 месяцам начинают ползать и границы их мира значительно расширяются. Оказывается, что вокруг столько интересного и непознанного! Напоминаем, что взрослым нужно быть внимательными и обеспечить безопасность всех мест, куда может добраться малыш.
Приблизительно в этот момент у детей начинает развиваться долгосрочная память: они запоминают, какие игрушки издают звуки, а какие молчат; различают знакомых людей и тех, кого видят впервые в жизни. Их речь приобретает большую плавность и иногда может казаться, что ребенок осознанно произносит какое-то слово. Но чаще всего это лишь набор звуков, похожий на заветные “мама” и “папа”.
Развитие ребенка в 8 месяцев
Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.
В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.
Развитие ребенка в 9 месяцев
Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.
В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором малыш берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.
В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!
Развитие ребенка в 10 месяцев
С каждым днем малыш становится все более подвижным, его действия приобретают скоординированность и четкость. Некоторые делают свои первые самостоятельные шаги, но они скорее исключение из правил.
Большинству детей этого возраста нравится играть с коробками и шкафами: открывать и закрывать дверцы, вытаскивать содержимое, пробовать его на вкус и бросать на пол. Если вы не хотите однажды обнаружить на кухонном полу муку вперемешку с маслом, макаронами и кетчупом, проявляйте бдительность. Не оставляйте малыша одного надолго в комнате, полной соблазнов. Позаботьтесь о безопасности и убедитесь, что розетки, острые и горячие предметы находятся вне досягаемости ребенка.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.
В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.
Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Узнайте больше о развитии речи малыша. Некоторые дети произносят свои первые слова.
Развитие ребенка в 12 месяцев
К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:
- Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
- Осваивает “щипковый захват”;
- Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
- Подражает мимике взрослых;
- Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
- Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
- Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
- Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.
Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.
Этапы развития ребенка: первый год
Автор Джина Шоу
От беспомощного новорожденного до активного малыша: Вашему ребенку требуется всего 12 коротких месяцев, чтобы пройти это невероятное превращение. Младенцы растут и меняются с поразительной скоростью, и каждый месяц приносит новые и захватывающие события.
Новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, чего ожидать дальше и как узнать, идет ли развитие их ребенка по плану. Однако вместо того, чтобы слишком зацикливаться на этапах развития, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует довольно широкое «окно», когда для ребенка нормально достигать определенной стадии развития.
«Если ваш ребенок достигнет одной вехи раньше, он может достичь другой позже, потому что он так занят совершенствованием другого навыка», — говорит Дженнифер Шу, доктор медицинских наук, педиатр и соавтор книги «По дороге домой с новорожденным ».
Некоторые младенцы могут сказать свое первое слово в восемь месяцев, в то время как другие не говорят до тех пор, пока им не исполнится один год. И ходьба может начаться в любое время между девятью и 18 месяцами.
Помня об этих вариациях, вот что может делать ваш ребенок на каждом трехмесячном этапе первого года жизни.
Развитие ребенка: от одного до трех месяцев
На этом первом этапе развития тело и мозг ребенка учатся жить во внешнем мире. В период между рождением и тремя месяцами ваш ребенок может начать:
- Улыбаться. Вначале они будут только для себя. Но через три месяца они будут улыбаться в ответ на ваши улыбки и пытаться заставить вас улыбнуться им в ответ.
- Поднять голову и грудь, когда они лежат на животе.
- Отслеживайте объекты взглядом и постепенно уменьшайте пересечение глаз.
- Разжать и закрыть руки и поднести руки ко рту.
- Взять предметы в руки.
- Смахивайте или тянитесь к висящим предметам, хотя обычно они пока не могут их достать.
Развитие ребенка: от четырех до шести месяцев
В эти месяцы дети учатся дотягиваться до окружающего мира и манипулировать им. Они осваивают использование этих удивительных инструментов, своих рук. И они открывают свои голоса. В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:
- Перевернитесь вперед или назад. Сначала обычно идет обратная сторона.
- Лепестки, издающие звуки, которые могут звучать как настоящий язык.
- Смеяться.
- Протягивайте руки и хватайте предметы (следите за волосами), а также манипулируйте игрушками и другими предметами руками.
- Сидите с поддержкой и хорошо контролируйте голову.
Развитие ребенка: от семи до девяти месяцев
Во второй половине этого года ваш малыш становится подвижным ребенком. Узнав, что они могут куда-то попасть, переворачиваясь, они проведут следующие несколько месяцев, выясняя, как двигаться вперед или назад. Если вы еще не защищены от детей, лучше сделайте это!
- За это время ваш ребенок может:
- Начать ползать. Это может включать в себя самокат (перемещение на ягодицах) или «армейское ползание» (перетаскивание себя на животе руками и ногами), а также стандартное ползание на руках и коленях. Некоторые младенцы никогда не ползают, сразу переходя от ползания к ходьбе.
- Сидеть без поддержки.
- Реагируйте на знакомые слова, такие как их имя. Они также могут ответить «нет», ненадолго остановившись и посмотрев на вас, и могут начать бормотать «мама» и «папа».
- Хлопайте в ладоши и играйте в такие игры, как пирожки и прятки.
- Научитесь подтягиваться в положение стоя.
Развитие ребенка: от 10 до 12 месяцев
Последний этап развития в первый год жизни ребенка представляет собой переходный этап. Они больше не младенцы, и они могут выглядеть и вести себя как малыши. Но они все еще младенцы во многих отношениях. Они учатся:
- Начать самостоятельно есть. Младенцы на этом этапе развития овладевают «щипцовым захватом» — это означает, что они могут удерживать небольшие предметы, такие как O-образные хлопья, между большим и указательным пальцами.
- Круиз или передвигайтесь по комнате на ногах, держась за мебель.
- Скажи одно-два слова, и «Мама» и «Папа» станут для родителей конкретными именами. В среднем к первому дню рождения произносится около трех слов, но диапазон этого значения огромен.
- Укажите на нужные им объекты, чтобы привлечь ваше внимание.
- Начните «притворную игру», копируя вас или правильно используя объекты, например, притворяясь, что разговариваете по телефону.
- Сделайте свои первые шаги. Обычно это происходит около года, но может сильно варьироваться.
Развитие вашего ребенка: когда обращаться к педиатру
Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не достигает вех роста или развития, когда они должны? Во-первых, говорит Шу, доверяй своим инстинктам. «Если вы действительно чувствуете, что что-то не так, поговорите об этом со своим врачом, потому что, если есть проблема, мы хотим выявить ее как можно скорее, — говорит она. — Раннее вмешательство лучше, и вы лучше знаете своего ребенка». чем кто-либо».
Помните, однако, что это не совсем когда ваш ребенок самостоятельно садится или произносит свои первые важные слова; дело в том, что они продвигаются вперед в своем развитии. «Не смотрите на время так, как на прогресс, и наблюдайте, как ваш ребенок меняется и растет», — говорит Шу. «Это не гонка. Никто не будет спрашивать при подаче заявления в колледж, когда ваш ребенок впервые начал ходить или сказал «да-да».
Развитие вашего ребенка — месяц за месяцем
в четырех основных категориях. Имейте в виду, что все дети разные, и каждый ребенок растет в своем собственном темпе. Нет точного времени, когда большинство этих навыков впервые появляются. Если ваш ребенок не достиг вехи к тому месяцу, который указан в этой таблице, обычно это совершенно нормальное отклонение в развитии ребенка. Следите за прогрессом, а не за сроками.
| Gross Motor | Fine Motor | Language/ Cognitive | Social | |||||||
1 месяц | Движения головой из стороны в сторону на животе | Сильная хватка | Взгляд на руки и пальцы | Tracks movement with eyes | |||||||
2 months | Holds head and neck up briefly while on tummy | Opens and closes hands | Begins to play with fingers | Ответно улыбается | |||||||
3 месяца | Тянется и хватает предметы | Захватывает предметы руками0003 | COOS | имитирует вас, когда вы вытаскиваете язык | |||||||
4 месяцев | Вверх на руки. ! | Смеется вслух громко | пользуется игрой и может плакать во время игры | ||||||||
5 месяцев | начинает катиться в одном или в другом направлении | .0003 | Учится перекладывать предметы из одной руки в другую | Выпускает «малиновые» пузыри | Тянется к маме или папе и плачет | 109109109109 3 | 9Рулоны над обоими способами | Используются руки для «сбрызги» | Лягуния | Узнайте лица -Остепления и друзья и друзья | 0003 |
7 месяцев | Двигается вокруг -начинает ползать, Scoot или «Army Crawl» | учится использовать Thumb and Fingers | BABBLE в ASTER MORE и FINGERS | BABBLE. Way | Отвечает на выражение эмоций других людей | ||||||
8 месяцев | хорошо сидит без поддержки | .0003 | Responds to familiar words, looks when you say their name | Plays interactive games like peekaboo | |||||||
9 months | May try to climb/crawl up stairs | Использует клешневой захват | Узнает постоянство объекта — что что-то существует, даже если они не могут этого видеть | На пике беспокойства о незнакомце | |||||||
10 months | Pulls up to stand | Stacks and sorts toys | Waves bye-bye and/or lifts up arms to communicate “up” | Learns to understand причина и следствие («Я плачу, мама идет») | |||||||
11 месяцев | Круизы, использование мебели | Переворачивание страниц во время чтения 0002 Говорит «мама» или «папа» за любого из родителей | Использует игры во время еды (роняя ложку, отталкивая еду), чтобы проверить вашу реакцию; Выражает предпочтения в пищевых продуктах | ||||||||
12 месяцев | Стоят без неспособности и могут сделать первые шаги | помогают, пока одетый (наталкивает руки в Sleeves) | 7Играет в подражательные игры, например, притворяется, что пользуется телефоном |
Полное руководство по основным этапам развития
Спасибо Американской академии педиатрии за этот контент.
Все дети разные, как и опыт каждого родителя; но у экспертов есть четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет — и признаки того, что у ребенка может быть задержка развития. Ниже вы найдете вехи, организованные по периодам разработки, и советы о том, когда обращаться к медицинскому работнику по поводу ваших проблем. Помните — за осторожность в отношении растущего ребенка нет наказания, и если есть проблема, то раннее вмешательство может иметь решающее значение.
Вехи в 1 месяц
Вехи движения
- Делает резкие, дрожащие толчки руками
- Подносит руки к глазам и рту
- Движет головой из стороны в сторону, лежа на животе
- Голова запрокидывается назад, если без поддержки
- Держит руки в кулаки Сильные рефлекторные движения
Вехи зрения и слуха
- Фокусируется на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см)
- Глаза блуждают и иногда пересекаются
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные узоры
- Предпочитает человеческое лицо всем другим узорам
- Слух полностью развит
Вехи обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие запахи
- Избегает горьких или кислых запахов
- Распознает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие ощущения грубым
- Не любит грубого или резкого обращения
Наблюдение за развитием
Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка у него появляются какие-либо из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом вашему лечащему врачу. педиатр.
- Плохо сосет и медленно кушает
- Не моргает при ярком свете
- Не фокусируется и не следует за ближайшим объектом, перемещающимся из стороны в сторону
- Редко двигает руками и ногами; кажется жестким
- Кажется, что конечности чрезмерно разболтались или вялы
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается
- Не реагирует на громкие звуки
Вехи в 3 месяца
Вехи движения
- Поднимает голову и грудь, когда лежит на животе
- Поддерживает верхнюю часть тела руками, когда лежит на животе
- Вытягивает ноги и толкает ногами, когда лежит на животе или на спине
- Разжимает и сжимает руки
- Отталкивает ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Подносит руки ко рту
- Проводит рукой по подвешенным предметам
- Внимательно следит за лицами
- Следит за движущимися объектами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает согласованно использовать руки и глаза
- Улыбается при звуке вашего голоса
- Начинает лепетать
- Начинает имитировать некоторые звуки
- Поворачивает голову в направлении звука с лицом и телом
- Имитирует некоторые движения и выражения лица
Наблюдение за развитием
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально и со своей скоростью, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о проблемах со здоровьем или в развитии, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих настораживающих признаков у вашего ребенка в этом возрасте, обсудите их со своим педиатром.
- Кажется, не реагирует на громкие звуки
- Не замечает своих рук к двум месяцам
- Не улыбается на звук вашего голоса к двум месяцам
- Не следит взглядом за движущимися объектами от двух до трех месяцев
- Не берет и не держит предметы к трем месяцам
- Не улыбается людям к трем месяцам
- Не может хорошо держать голову в три месяца
- четыре месяца
- Не лепечет к трем-четырем месяцам
- Не подносит предметы ко рту к четырем месяцам
- Начинает лепетать, но не пытается имитировать ваши звуки к четырем месяцам
- Не нажимает ее ноги, когда ее ступни стоят на твердой поверхности к четырем месяцам
- Имеет проблемы с движением одного или обоих глаз во всех направлениях
- Большую часть времени косит глаза (Иногда косоглазие является нормальным явлением в эти первые месяцы. )
- Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружением
- Сохраняется тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех до пяти месяцев
Вехи в 7 месяцев
Вехи движения
- Перекатывается в обе стороны (вперед-назад, назад-наперед)
- Сидит с поддержкой рук и без нее
- Удерживает весь свой вес на ногах
- Дотягивается одной рукой
- Переносит предмет из рук в руки
- Используется сгребающий захват (не клещи)
Визуальные вехи
- Разработает полноцветное зрение
- Расстояние зрение
- Освобождение для отслеживания движущихся объектов Улучшает
Языковые этапы
- . тембр голоса
- Реагирует на звук, издавая звуки
- Использует голос для выражения радости и неудовольствия
- Лепчет цепочки согласных
Вехи познания
- Находит частично спрятанный предмет
- Исследует руками и ртом
- Пытается достать предметы, которые находятся вне досягаемости
- Любит социальные игры
- Реагирует на1 эмоции других людей
и часто выглядит радостным
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать, но не пугайтесь, если развитие вашего собственного ребенка пойдет по несколько иному пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Кажется очень жестким, с напряженными мышцами
- Кажется очень вялым, как тряпичная кукла
- Голова все еще откидывается назад, когда тело подтягивается в сидячее положение
- Дотягивается только одной рукой
- Отказывается обниматься
- Показывает отсутствие привязанности к человеку, который заботится о нем
- Кажется, ему не нравится находиться среди людей
- Один или оба глаза постоянно поворачиваются внутрь или наружу
- Постоянное слезотечение, выделения из глаз или повышенная чувствительность к свету
- Не реагирует на окружающие звуки
- С трудом подносит предметы ко рту
- Не поворачивает голову в поисках звука к четырем месяцам
- Не переворачивается ни в одном направлении (вперед-назад или задом-наперед) к пяти месяцам
- Кажется безутешным по ночам через пять месяцев
- Не улыбается спонтанно к пяти месяцам
- Не может сидеть с посторонней помощью к шести месяцам
- Не смеется и не издает визжащих звуков к шести месяцам
- Не тянется активно за предметами к шести-семи месяцам
- Не следит обоими глазами за предметами вблизи (1 фут) [30 см] и вдали (6 футов) [180 см] к семи месяцам
- Следит не держит вес на ногах к семи месяцам
- Не пытается привлечь внимание действиями к семи месяцам
- Не болтает к восьми месяцам
- Не проявляет интереса к играм в прятки к восьми месяцам
Вехи в 1 год
Вехи движения
- Принимает сидячее положение без посторонней помощи
- Ползает вперед на животе, подтягивая руками и толкая ногами
- Принимает положение на руках и коленях
- Ползает на руках и коленях, поддерживая туловище на руках и коленях
- Переходит из положения сидя в положение ползания или на животе (лежа на животе)
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель
- Кратковременно стоит без опоры
- Может пройти два или три шага без опоры
Вехи Навыки владения руками и пальцами
- Использует клешневой захват
- Отпускает предметы добровольно
- Тыкает указательным пальцем
- Пытается имитировать каракули
Языковые вехи
- Уделяет повышенное внимание речи
- Отвечает на простые устные просьбы
- Отвечает на «нет»
- Использует простые жесты, например, качает головой в ответ на «нет»
- Лепечет с интонацией
- Говорит «папа» и «мама»
- , например, использует восклицания «Ох ох!»
- Пытается имитировать слова
Когнитивные вехи
- Исследует объекты различными способами (трясет, стучит, бросает, бросает)
- Легко находит спрятанные предметы0022
- Имитирует жесты
- Начинает правильно пользоваться предметами (пьет из чашки, расчесывает волосы, набирает номер телефона, слушает трубку)
- Застенчивый или обеспокоенный с незнакомцами
- Плачет, когда мать или отец уходит
- Показывает определенные предпочтения в отношении определенных людей и игрушек
- Проверяет реакцию родителей на его действия во время кормления (Что вы делаете, когда он отказывается от еды?)
- Проверяет реакцию родителей на его поведение (Что вы делаете, если он плачет после вас выйти из комнаты?)
- В некоторых ситуациях может бояться
- Предпочитает мать и/или постоянного опекуна всем остальным
- Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания Часы
Каждый малыш развивается по-своему, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Хотя вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, не пугайтесь, если его развитие пойдет по несколько иному пути. Предупредите своего педиатра, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития в возрасте от восьми до двенадцати месяцев.
- Не ползает
- Волочит одну сторону тела во время ползания (более одного месяца)
- Не может стоять на опоре
- Не ищет спрятанные предметы во время наблюдения
- Не произносит ни одного слова («мама» или «дада»)
- Не учится использовать жесты, такие как махание или качание головой
- Не указывает на предметы или изображения
Вехи за 2 года
Вехи движения
- Ходит в одиночестве
- Тащит за собой игрушки во время ходьбы
- Несет большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
- Начинает бегать
- Встает на цыпочки
- Сбрасывает мяч ногой вверх и вниз по лестнице, держась за опору
- Вехи в навыках рук и пальцев
- Спонтанно пишет
- Переворачивает контейнер, чтобы вылить содержимое
- Строит башню из четырех или более блоков
- Может пользоваться одной рукой чаще, чем другой
Языковые вехи
- Указывает на предмет или картинку, когда она названа в его честь
- Узнает имена знакомых людей, предметы и части тела от пятнадцати до восемнадцати месяцев)
- Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам)
- Использует предложения из двух-четырех слов
- Выполняет простые инструкции
- Повторяет слова, подслушанные в разговоре
Когнитивные вехи
- Находит предметы, даже спрятанные под двумя-тремя крышками
- Начинает сортировать по форме и цвету
- Начинает играть в притворство
- Подражает поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста Все больше осознает себя отделенным от других
- С возрастающим энтузиазмом относится к компании других детей
- Демонстрирует возрастающую независимость
- Начинает проявлять вызывающее поведение
- Эпизоды тревоги разлуки усиливаются к середине года, затем они исчезают
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если он пойдет немного другим путем. Однако предупредите своего педиатра, если у него появятся какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может ходить к восемнадцати месяцам
- Не вырабатывает зрелой модели ходьбы с пятки на носок после нескольких месяцев ходьбы или ходит исключительно на носочках
- Не говорит по крайней мере пятнадцать слов к восемнадцати месяцам
- Не использует два словесные предложения к двум годам
- Кажется, не знает функции обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка) к пятнадцати месяцам
- Не имитирует действия или слова к концу этого периода
- Не выполняет простые инструкции к двум годам
- Не может толкать игрушку на колесиках к двум годам
Вехи за 4 года
Вехи движения
- Подпрыгивает и стоит на одной ноге до пяти секунд
- Ходит вверх и вниз по лестнице без поддержки
- Ударяет мяч ногой вперед
- Бросает мяч сверху
- Ловит отскочивший мяч большую часть времени назад и движется вперед
- 2
- 2
- ловкость
Вехи в навыках рук и пальцев
- Квадратные формы.
- Понимает понятия «одинаковый» и «различный»
- Усвоил некоторые основные правила грамматики
- Говорит предложениями из пяти-шести слов
- Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
- Рассказывает истории
Когнитивные вехи
- Правильно называет некоторые цвета
- Понимает принцип счета и может знать несколько чисел
- Подходит к задачам с единой точки зрения
- Выполняет команды, состоящие из трех частей
- Вспоминает части истории
- Понимает концепцию одинакового/другого
- Участвует в фантазийной игре
- Интересуется новыми впечатлениями
- Сотрудничает с другими детьми
- Играет в «маму» или «папу»
- Все более изобретательна в фантазийной игре
- Одевается и раздевается
- Договаривается о разрешении конфликтов
- Рассматривает себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства
- Часто не может отличить фантазию от реальности
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может бросить мяч сверху
- Не может прыгать на месте
- Не может кататься на трехколесном велосипеде
- Не может ухватить мелок между большим и указательным пальцами
- Трудно писать
- Не может складывать четыре блока
- Все еще цепляется или плачет, когда родители оставляют его интерактивные игры
- Игнорирует других детей
- Не реагирует на людей вне семьи
- Не участвует в фантазиях
- Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
- Набрасывается без всякого самоконтроля, когда злится или расстроен
- Не может скопировать круг
- Не использует предложения, состоящие более чем из трех слов
- Не использует «я» и «ты» надлежащим образом
Вехи за 5 лет
Вехи движения
- Стоять на одной ноге в течение десяти секунд или дольше
- Прыжки, сальто
- Махи, подъемы
- Может прыгать
Вехи в навыках рук и пальцев
- Копирует треугольник и другие геометрические узоры
- Рисует человека с телом
- Печатает буквы
- Одевается и раздевается без посторонней помощи
- Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
- 2 Обычно заботится о собственном туалете
Языковые вехи
- Вспоминает часть рассказа
- Говорит предложения, состоящие более чем из пяти слов
- Использует будущее время
- Рассказывает более длинные истории
- Говорит имя и адрес
Когнитивные вехи
- Может сосчитать десять или более предметов
- Правильно называет не менее четырех цветов дом (деньги, еда, бытовая техника)
- Хочет радовать друзей
- Хочет быть похожим на своих друзей
- Скорее соглашается с правилами
- Любит петь, танцевать и играть
- Демонстрирует большую самостоятельность и может даже навещать соседа в одиночестве
- Осознает сексуальность
- Способен отличать фантазии от реальности
- Иногда требовательна, иногда охотно сотрудничает своей особой манере, невозможно точно предсказать, когда и как ваш собственный дошкольник усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Проявляет крайне боязливое или робкое поведение
- Проявляет крайне агрессивное поведение
- Не может расстаться с родителями без серьезного протеста игра с другими детьми
- Отказывается реагировать на людей вообще или реагирует только поверхностно
- Редко использует фантазию или подражание в игре
- Большую часть времени кажется несчастным или грустным
- Не занимается разнообразной деятельностью
- Избегает или кажется отчужденным от других детей и взрослых
- Не выражает широкий спектр эмоций
- Имеет проблемы с едой, сном
- Не может отличить фантазию от реальности
- Кажется необычно пассивным
- Не понимает двусоставных команд с предлогами («Поставь чашку на стол»; «Убери мячик под диван»).