Разное

Работа с трудными подростками в школе: Работа с трудными подростками в школе

Работа с трудными подростками в школе

Сначала давайте поговорим о «трудных подростках». В регулярной работе с подростками я заметила, что слово «трудный» применительно к детям и подросткам неуместно и даже снижает качество работы специалиста с ними. Почему? 

  • Во-первых, подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные. К сожалению, иногда детям приходится пройти через такие испытания, с которыми не каждый взрослый человек может справиться. То, что в непростой ситуации подросток стал проявлять неудобные для педагога качества, может быть адекватной реакцией на ненормальную ситуацию. В этом контексте словом «трудный» точнее будет обозначить ситуацию, в которой оказался подросток.

  • Во-вторых, когда специалист называет своего ученика «трудным подростком», он сужает спектр взаимодействия с ним, увеличивает дистанцию и существенно снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи.

    Что можно сделать с «трудным подростком»? Можно отругать, поставить плохую оценку, выгнать. Если этот же специалист видит, что подросток оказался в трудной ситуации, меняется контекст. Он может помочь, посочувствовать, обсудить варианты решения. Без ярлыков увидеть за подростком человека, которому в данный момент может быть непросто.

По отзывам специалистов, одно только то, что они перестали называть подростков «трудными», в том числе для самих себя, дает качественный скачок в работе с подростками.


Читайте также:
Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


«Удобные» ученики и качество обучения

Бывает, класс состоит в основном из послушных, внимательных учеников. Они слушают все, что им рассказывают, вовремя задают вопросы, кивают, все понимают. «Удобные» дети легче воспринимают сложную, не подходящую по возрасту, неинтересно поданную информацию.
«Неудобные» подростки задают неудобные вопросы, например: «Зачем вы нам это рассказываете?», «Как нам это поможет в дальнейшем?» и другие. Педагогу приходится тщательно продумывать занятия. И в конечном итоге повышать качество образования.

Поэтому если вам приходится иметь дело с учениками, которые не «заглядывают в рот», а имеют свое мнение, которых не так-то просто заинтересовать учебной дисциплиной, у вас есть возможность повышения квалификации прямо на рабочем месте.

Что может помочь педагогу в работе с подростками, не заинтересованными в учебе?


  • Во-первых, человеческое отношение и сочувствие. Очень жаль, что подростки проводят довольно много времени там, где их держат только формальные требования, но нет их собственного интереса. К сожалению, у многих ребят в этой ситуации нет выбора: им просто надо «отсидеть» в школе полдня, и так каждый день. Многие из них не могут сменить учебное заведение, преподавателя, окончить школу экстерном, пойти работать и т.

    д. Если они встречают педагога, который это понимает, ситуация уже немного улучшается.

  • Во-вторых, обозначение минимальных требований к ученикам. Это базовые правила, они могут относиться как к поведению на уроках, так и к освоению учебной дисциплины. Правила могут касаться использования гаджетов, времени возможного опоздания, наличия домашних работ и т. д. Хорошо, чтобы правил было немного и они четко соблюдались. Правила задают структуру, внутри которой возможно договариваться с учениками о менее принципиальных вещах и проч. Также эти правила выполняют важную функцию – вы становитесь более предсказуемым, а значит, и более безопасным для учеников. Когда ученики понимают, что правила работают для всех одинаково, вне зависимости от обстоятельств, они перестают в этой точке сопротивляться, повышается ваш авторитет. Также часто подростки сами начинают поддерживать заданную рамку.


Читайте также:
Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Легализация требований к ученикам. Это продолжение темы про правила, но немного в другом аспекте. В каждой семье, в каждой школе и в каждом классе есть некоторые негласные правила. Это такие правила, которые все понимают, но их редко кто-то озвучивает. Когда дети становятся подростками, часто они начинают проверять все существующие правила. В этот период учителям сложнее всего с негласными, например яркой одеждой, отсутствием бумажного дневника, небольшим опозданием или чтением книги под партой. Потому что учителя это продолжают требовать «по умолчанию», хотя про это никогда не заявляли. Негласные правила лучше пересмотреть, и какие-то позиции отнести к базовым правилам, а какие-то, наоборот, разрешить. Например, иногда можно ходить по классу. Или, выступая у доски, можно использовать планшет и т. д.

Сотрудничество с учениками. Если ученики действительно не заинтересованы в учебе, то в чем они заинтересованы? Можно придумать довольно много вариантов, как именно время урока может быть полезным для конкретного ребенка. Это можно обсуждать вместе с учениками. Даже если вы не сразу получите ответ, то хотя бы ребята будут думать об этом. Что может дать обычный школьный урок? Кто-то может тренировать мастерство устного выступления, эффективную работу в малых группах, написание текстов, готовиться к поступлению в колледж и т. д. Один из вопросов, который можно задать ученикам (устно или письменно, лично, в классе или в мини-группах): «Подумай, как можно сделать это время максимально полезным для тебя?» Для учеников это будет также посланием, что вы цените то время, которое они проводят в одном с вами кабинете.

Адаптация материала для аудитории. Зачастую материал в учебниках сформулирован так, что даже «хорошие» ученики понимают его не с первого раза. Что говорить о подростках, которым учеба дается тяжело.


Читайте также:
Вся методическая помощь учителям на одной странице


Педагогу в этой ситуации пригодятся различные методики интерактивной работы с классом, например:

  • работа в малых группах,

  • работа со спорными утверждениями,

  • групповые дискуссии,

  • просмотр кино/фото/слайдов,

  • помощь более успевающих в учебе учеников менее успевающим,

  • тьюторская поддержка от старшеклассников,

  • ученики могут помогать ребятам из младших классов. И многое другое.

Методов может быть много, их можно заимствовать у коллег, придумывать самим или с подростками. Нововведения можно предлагать в формате эксперимента, когда вы пробуете новый формат работы и в зависимости от результата решаете, оставлять его или нет.


Присутствие личности педагога. Кроме учебного материала, подростки как губка впитывают ваше отношение к тому, что происходит в классе. Не замалчивайте его, а сделайте явным: поделитесь тем, что вы думаете и чувствуете, когда происходит какое-то событие в классе, например: «Мне не нравится…», «Мне страшно…», «Я уважаю…» и т. д. Подростки могут быть сотрудничающими и более отзывчивыми, если знают о том, что с вами происходит. И личное присутствие педагога – это одна из самых ценных вещей, которая сейчас отличает очное образование от дистанционного.

Поддержка учеников за их успехи. Стоит оценивать ученика по его заслугам. Не так важно, что другие знают больше, если сегодня «засидевшийся двоечник» постарался выступить у доски. Поддержите его в первую очередь своим отношением и только во вторую – оценкой. Мы можете сказать, например: «Знаю, было сложно, но ты постарался, я это вижу, и я это уважаю». При этом не стоит преувеличивать успех.

Не сравнивать с другими классами. Если у вас есть несколько классов, то какие-то ученики могут оказаться в ситуации «плохого класса». Подростки из таких классов могут терять мотивацию к учебе просто из-за того, что им говорят педагоги, что они неспособные или хуже, чем другие классы. Даже если класс в параллели самый слабый, ученики это и так понимают. Вы можете подчеркнуть, что ребята самые дружные/спортивные/веселые и т. д.


Читайте также:
Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность


Внимание к «тихоням». В тени шумных подростков очень часто оказываются тихие неприметные ребята, которым также нужны помощь и внимание. Иногда учебные трудности таких ребят могут быть связаны с неловкостью или стеснительностью, им может быть сложно выступать перед всем классом. В этой ситуации можно их поддержать или предложить альтернативный вариант (например, письменную работу).

В работе с подростками, которые не заинтересованы в учебе, много нестандартных творческих решений, интересных открытий, иногда бессилия и точно много возможностей для профессионального развития. Педагогу важно быть достаточно авторитетным и стабильным, чтобы продолжать управлять классом, а с другой стороны – внимательным и сочувствующим, чтобы сохранять позитивные отношения с учениками.

Работа с трудными подростками: советы специалистов семейного центра

Самый тяжелый возраст для ребенка — период с 12 до 18 лет. На фоне гормональной перестройки организма его поведение, внешность и взгляды на жизнь и желания сильно меняются. Несмотря на то, что каждый родитель проходил через это сам, к моменту взросления собственных детей все забыл. И теперь скачки настроения, неожиданная грубость и юношеские протесты вызывают искреннее негодование. О том, как распознать и чем помочь в кризис подросткового возраста, расскажет специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.

Многие наши проблемы тянутся из детства. Если родители выбрали неверную воспитательную модель и не смогли выстроить доверительные отношения, то к переходному возрасту их может ждать неприятный сюрприз в виде трудного подростка.

Конечно, не только родитель влияет на формирование личности ребенка, это и другое окружение: воспитатели в саду, учителя в школе, компания, а также какие условия окружали ребенка в раннем детстве. Не волнуйтесь, все еще можно поправить.

Тревожные звоночки:

  • у ребенка появились проблемы в учебе;
  • он стал плохо питаться;
  • когда вы предлагаете свою помощь, он негативно реагирует;
  • сторонится ваших прикосновений;
  • у него резкие перепады настроения.

Все это может быть сигналами наступления кризисного периода.

Если вы видите, что перечисленные признаки совпадают с поведением вашего ребенка, нужно действовать. Важно вовремя включиться и поддержать подростка. Ведь в этот момент, несмотря на всю кажущуюся отстраненность, ему очень нужна ваша помощь. Проводите больше времени вместе, говорите по душам, не поучайте, а хвалите ребенка, найдите для себя общее хобби. Если этого не сделать, то подростки могут найти поддержку в других вещах или в друзьях, и, к сожалению, нередко они оказываются в плохих компаниях.

Как помочь

Родителям бывает сложно справиться со вспышками гнева, агрессии, но зачастую за всеми эмоциями, которые демонстрирует подросток, скрывается страх, непонимание своего состояния, грусть, с которыми он не может совладать. Помогите своему ребенку принять все негативные чувства, попробуйте объяснить, что испытывать такие эмоции нормально, важно научиться правильно их выражать.

Попытайтесь узнать, нет ли какой-то внешней причины, которая усугубляет его поведение: может, ребенку кажется, что в компании друзей его не уважают, или его тревожит проблема взаимоотношений с противоположным полом?

«Помните, что у каждого подростка должно быть свое пространство, где он сможет прийти в порядок. Не нужно ходить по пятам за своим ребенком, оставьте его подумать, поразмышлять, ведь все разговоры во время вспышек эмоций ни к чему хорошему привести не смогут, а даже, наоборот, усложнят ситуацию», — комментирует Мария Заходякина.

Главное — самим оставаться в спокойствии, ведь вы — родитель, самый главный пример для своего ребенка.

Нужен специалист

Если вы чувствуете, что вам не хватает знаний, навыков и сил справиться самостоятельно, вы можете обратиться за помощью в столичные семейные центры.

Ольга пришла в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: у ее сына появились явные признаки подросткового кризиса. Ребенок стал замкнутым, после школы приходил домой и полностью погружался в компьютерные игры онлайн.

На мамины вопросы: «Как дела?» «Как в школе?» сын Ольги отвечал сухо: «Все нормально». Егор перестал ужинать вместе с семьей, всегда брал тарелку и уходил есть в процессе игры. Ольга забила тревогу и обратилась в семейный центр.

Поначалу было трудно заслужить доверие у подростка, но в скором времени, Егор начал регулярно приходить на консультации, специалисты поддерживали ребенка, как психологически, так и морально.

Проблема скрывалась в том, что у мальчика упал авторитет среди одноклассников, ему стало сложно отвечать на уроках, общаться с учителями. Единственным выходом для него оказалась онлайн-игра, в которой он занял хороший статус среди геймеров, и «жить» в виртуальном мире ему стало проще, чем в реальном.

Специалисты пригласили Егора посетить подростковый клуб. Он долго отказывался, но когда пришел, был приятно удивлен той дружеской и семейной атмосферой, которая царила в клубе. Там он познакомился с новыми ребятами, стал более раскрепощенным. Дома опять начал ужинать в семейном кругу, а компьютер ему стал верным помощником в учебе.

Если вы почувствовали, что вам необходима помощь психолога, юриста или медиатора, вы можете обратиться в столичные семейные центры или оставить обращение на портале «Мой семейный центр».

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

7 ключей к обращению с трудными подростками

Подростки — уникальная и часто противоречивая порода. Как группа, они стремятся к индивидуальности, но жаждут признания сверстников. Они ведут себя так, будто все знают, но при этом не имеют большого опыта. Они чувствуют себя непобедимыми и все же часто неуверенными. Некоторым подросткам нравится испытывать и бросать вызов авторитетам. Некоторые могут быть саморазрушительными.

Нелегко, когда тебе приходится иметь дело с трудными подростками в своей жизни, будь то твои дети, студенты, спортсмены, члены группы или сотрудники. Что вы можете сделать перед лицом трудного подростка?

Ниже приведены семь ключей к успешному обращению с подростками, выдержки из моей книги «Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками ». Не все приведенные ниже советы могут быть применимы к вашей конкретной ситуации. Просто используйте то, что работает, и оставьте все остальное.

1. Не раскрывайте свою силу

Одной из наиболее распространенных характеристик трудных подростков является то, что они любят нажимать на ваши кнопки и заставлять вас реагировать негативно. Это может быть сделано различными способами, включая, помимо прочего, поддразнивание, неповиновение, непослушание, возражение, раздражение, нарушение правил, увольнение, торг и провокацию. В эти моменты, чем более реактивным и расстроенным вы становитесь, тем больше подросток будет думать, что имеет над вами власть — ему удалось нажать на ваши кнопки!

Первое практическое правило перед лицом трудного подростка — сохранять хладнокровие. Чем меньше вы реагируете на провокации, тем больше вы можете использовать свое здравое суждение, чтобы справиться с ситуацией. Когда вы расстроены или озадачены подростком, прежде чем сказать или сделать что-то, что может ухудшить ситуацию, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до 10. Во многих случаях к тому времени, когда вы дойдете до 10, вы восстановите самообладание и придумал лучший ответ на проблему, чтобы можно было уменьшить, а не усугубить проблему. Если вы все еще расстроены после того, как досчитали до 10, сделайте перерыв, если это возможно, и вернитесь к этому вопросу после того, как вы успокоитесь.

2. Установите четкие границы

Поскольку большинство подростков хотят стать более независимыми и самостоятельными, некоторые неизбежно бросят вам вызов, чтобы проверить степень своей силы. В таких ситуациях очень важно установить границы, чтобы поддерживать рабочие и конструктивные отношения. Границы должны быть сформулированы четко и конкретно.

Наиболее эффективные границы (их также можно назвать основными правилами, внутренними правилами, командными правилами или кодексами поведения) справедливы, разумны и могут последовательно применяться. Если вы какое-то время имели дело с трудным подростком, не сообщая четких границ, скажите, что с этого момента все будет по-другому, и подкрепите свое заявление действиями.

Первая и самая важная граница практически в любой ситуации – это уважение к вам. Это означает, что если подросток (подростки) уважительно относится к вам, вы также окажете ей или ему определенное уважение и привилегии.

В дополнение к уважению и в зависимости от ситуации может также быть список основных правил межличностного общения, семьи, класса, команды или работы. Перечень границ должен быть относительно коротким, но четким и указываться в письменной форме, когда это уместно.

Конечно, некоторые подростки могут намеренно бросить вызов вашим границам, чтобы увидеть, действительно ли вы говорите серьезно, и проверить, насколько они могут сойти с рук. Если это произойдет, применяйте коммуникативные навыки и стратегии из пунктов 3–7 ниже по своему усмотрению.

3. Используйте настойчивую и эффективную коммуникацию

Автор и бывший президентский спичрайтер Джеймс Хьюмс отметил, что: «Искусство общения — это язык лидерства». Это утверждение особенно применимо, когда речь идет о работе с подростками и их мотивации. Когда вы сталкиваетесь с трудным молодым человеком, укрепите свою позицию, используя навыки уверенного общения.

4. Имея дело с группой трудных подростков, сосредоточьтесь на лидере

Многие учителя знают, что, когда они сталкиваются в классе с группой учащихся, нарушающих порядок, нет необходимости иметь дело с каждым нарушителем индивидуально. Часто, будучи твердым в отношении лидера и заставляя его подчиняться, остальная часть группы будет следовать за ним. Другой метод управления состоит в том, чтобы физически разделить трудных людей (посредством выделенных мест, разных рабочих групп и т. д.), чтобы они с меньшей вероятностью образовали клику и питались друг другом.

То, что работает со студентами, может также работать с подростками в других ситуациях, будь то ваши дети, спортсмены, сотрудники или члены группы. Сосредоточив внимание на лидере и разделяя и подавляя непристойное поведение, группа подростков с большей вероятностью будет вести себя надлежащим образом.

5. В легких ситуациях сохраняйте юмор и проявляйте сочувствие

В относительно легких ситуациях, когда с подростком трудно, проявляйте сочувствие, не реагируя слишком остро. Отвечайте улыбкой, а не хмурым взглядом. Скажите себе с некоторой долей юмора: «Опять она идет», а затем займитесь своими делами.

Оставайтесь выше шума. Не говорите подростку, что делать в тривиальных вопросах. Настойчивые непрошеные советы могут быть истолкованы в лучшем случае как придирчивость и угроза индивидуализирующей самости молодого человека. В худшем случае это может сделать вас «врагом» или «другой стороной». Оставьте подростку разумное пространство. вздохните и закончите предложение «это должно быть нелегко…»

Например:

«Мой сын такой вспыльчивый. Должно быть нелегко жаждать независимости, все еще живя с его родителями».

«Моя дочь очень сопротивляется. Должно быть, нелегко справиться с ее школьным давлением и давлением со стороны сверстников».

«Этот студент очень немотивирован. Должно быть нелегко бороться с заданиями и знать, что он отстает».

Безусловно, эмпатические высказывания не оправдывают неприемлемого поведения. Смысл в том, чтобы напомнить себе, что многие подростки борются внутри, и осознанность их опыта может помочь вам относиться к ним с большей отстраненностью и невозмутимостью.

6. Дайте им шанс помочь решить проблемы (если это уместно)

Многие трудные подростки ведут себя так, как они делают, потому что они не верят, что взрослые действительно слушают. Когда вы видите, что подросток расстроен или находится в состоянии стресса, предложите ему возможность поговорить с вами. Скажите, например: «Я здесь, чтобы выслушать, если ты хочешь поговорить, хорошо?» Будьте доступны и время от времени напоминайте подростку об этом, но не настаивайте на этом. Используйте стратегию «вытягивания» и позвольте молодому человеку прийти к вам, если и когда он будет готов.

В подходящих ситуациях, когда вы рассказываете подростку о его или ее опыте, слушайте без комментариев (по крайней мере, какое-то время). Просто будьте рядом и будьте «другом», независимо от того, какова ваша реальная роль по отношению к молодому человеку. Позвольте подростку чувствовать себя непринужденно, раскрываясь вместе с вами.

Прежде чем что-то сказать, спросите подростка, хочет ли она это услышать. Например, скажите: «Хотите услышать, что я об этом думаю? Если нет, то все в порядке. Я все еще здесь, чтобы слушать». Опять же, используйте стратегию «вытягивания» и позвольте подростку услышать ваше мнение, когда он будет готов.

При обсуждении вопросов вовлекайте молодого человека в обсуждение проблем и решений. Запрашивайте ввод. Например, спросите: «Учитывая желаемый результат, как бы вы справились с этой проблемой?» Посмотрите, есть ли у них какие-либо конструктивные идеи. По возможности избегайте настаивать на единственном курсе действий. Рассмотрите несколько разумных вариантов с участием подростка и придите к взаимоприемлемому соглашению.

С другой стороны, если вы слышите в основном обвинения, жалобы и критику, не соглашайтесь или не соглашайтесь. Просто скажите, что вы будете помнить о том, что они сказали, и займетесь тем, что вам нужно сделать, включая развертывание последствий.

7. В серьезных ситуациях применяйте последствия, чтобы уменьшить сопротивление, и добивайтесь уважения и сотрудничества

последствие.

Способность определять последствия и отстаивать их является одним из самых мощных навыков, которые мы можем использовать, чтобы «подавить» сложного человека. Эффективно сформулированное последствие заставит трудного человека передохнуть и вынудит его или ее перейти от сопротивления к сотрудничеству. В Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками , последствия представлены в виде семи различных типов силы, которые вы можете использовать для позитивных изменений.

Хотя с трудными подростками не очень приятно иметь дело, есть много эффективных навыков и стратегий, которые вы можете использовать, чтобы свести к минимуму их неповиновение и повысить уровень их сотрудничества. Это один из важных аспектов успеха лидерства.

© 2015, Престон С. Ни. Все права защищены по всему миру. Нарушение авторских прав может привести к судебному преследованию нарушителя.

5 способов справиться с трудными подростками

30 июля 2014 г.

Есть мятежный подросток? Что ж, очень немногие моменты более расстраивают родителей. Подростки часто трудны, потому что они ведут постоянную борьбу за идентичность. Но ваш трудный подросток не безнадежен. Если ваш сын-подросток или дочь ведет себя непокорно и отдаляется от вас или остальных членов семьи, надежда еще есть. Пять простых изменений в образе жизни могут уменьшить хаос в вашем доме и облегчить переход во взрослую жизнь для вашего подростка.

1. Откройте линии связи

Первый шаг к улучшению трудного поведения вашего подростка — установить безопасные темы для открытых дискуссий. Найти точки соприкосновения, такие как мода, поп-культура или спорт, — хороший способ наладить контакт. Еще одна хитрость — делиться своими повседневными переживаниями, чтобы вы могли начать беззаботную беседу без давления. Как только вы заставите подростка говорить, слушайте без осуждения, оставайтесь в моменте и избегайте советов, если вас не попросят. Задавайте вопросы, когда это возможно, но позвольте подростку отступить, если он или она чувствует себя некомфортно.

2. Создайте структуру

Организованный дом приносит баланс в жизнь подростка, а установление постоянных моделей создает ощущение покоя. Эти предложения могут быть встречены сопротивлением. Обеспечьте соблюдение семейного времени приема пищи. Пусть ваш подросток выполняет домашнюю работу и работу по дому в одно и то же время каждый день. Ограничьте использование электронных устройств определенными временными рамками. Привлекайте трудных подростков к ежедневным физическим нагрузкам. И самое сложное — но, в некотором смысле, и самое важное — установить и поддерживать регулярное время сна.

3. Установите границы

Вопреки тому, что предполагает их отношение, молодые люди должны чувствовать себя в безопасности. Это означает, что вы можете установить защитные границы, не инициируя восстание. Подростки могут ценить и возмущаться вашими правилами одновременно. Главное — честно говорить о своих правилах и откровенно обсуждать риски и наихудшие сценарии. Предлагайте варианты действий в небезопасных ситуациях и придумывайте решения, которые предотвратят смущение. Заранее обсудите время регистрации, комендантский час и запретные зоны. Также полезно знать друзей вашего подростка, поэтому подумайте о том, чтобы пригласить их на ужин или на семейную прогулку.

4. Следите за соблюдением дисциплины

Родители должны заблаговременно уведомить своих подростков относительно дисциплинарных мер. Особенно это касается трудных подростков. Вы не можете разбрасывать наказания бессистемно и ожидать их выполнения без боя. Заблаговременное обсуждение вещей научит вашего подростка тому, что каждое негативное действие имеет столь же негативные последствия. Не забудьте выбрать свои сражения, когда дело доходит до соблюдения правил. Возможно, вам придется снизить некоторые ожидания и сосредоточиться в первую очередь на поведении, которое может нанести эмоциональный или физический ущерб.

5. Способствовать развитию характера

По мере взросления молодые люди неустанно пытаются определить себя в окружающем мире. Трудные подростки часто разочаровываются в этом пути самопознания. Вы можете облегчить этот процесс, предоставив подростку пространство для самовыражения и позволив ему или ей примерить разные образы. Предложение участвовать в общественной деятельности может направить вашего подростка к развитию более здоровых моральных устоев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *