Разное

Путь опытного изучения явлений: _ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные

_ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные

_ — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
(*ответ*) Формализация
 Математизация
 Абстракция
 Моделирование
_ — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.).
(*ответ*) Идеализация
 Абстрагирование
 Анализ
 Дедукция
_ методы – способы научного познания, выработанные непосредственно теорией права и государства.
(*ответ*) Частно-правовые
 Общенаучные
 Специальные
 Частно-научные
_ отражает качественную сторону правовой системы, ее характер и степень развития.
(*ответ*) Правовая культура
 Правовая практика
 Научное познание
 Юридический факт
_ – активная сторона правовой системы, которая оказывает обратное воздействие на право и другие её элементы: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развиваются юридическая наука и правовая культура
(*ответ*) Правовая практика
 Научное познание
 Юридический факт
 Правовая культура
_ – доктрина, утверждающая опытное происхождение наших знаний, последовательно приходит к отрицанию особой роли разума (и его построений).
(*ответ*) Классический эмпиризм
 Идеалы и нормы научного познания
 Эмпирический уровень познания
 Эмпиризм
_ – преобладает живое созерцание (чувственное познание правовых явлений), а рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение.
(*ответ*) Эмпирический уровень познания
 Идеалы и нормы научного познания
 Эмпиризм
 Классический эмпиризм
_ – слова и словосочетания, которые обладают особым правовым значением, например брак, развод, алиментирование.
(*ответ*) Юридические термины
 Общезначимые термины
 Рационализм (в широком смысле)
 Юридическая техника
_ — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
(*ответ*) Эмпирический закон
 Научный факт
 Анализ
 Синтез
_ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
(*ответ*) Индукция
 Дедукция
 Синтез
 Анализ
_ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
(*ответ*) Анализ
 Научный факт
 Эмпирический закон
 Синтез
_ метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью
(*ответ*) Системно-структурный
 Частно-правовой
 Общенаучный
 Специальный

методы, уровни, особенности, формы и виды

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.


Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания: 

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон. 

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания.

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический метод

Логический метод

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса 
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Феномены и теории – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 4: Теория в психологии

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

A  (множественное число, явления) – это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже при выполнении сложных задач), и люди вспоминают представленные предметы. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • . Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • . Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • . Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • . Когда звук основного речевого звука комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого речевого звука, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. См. демонстрацию здесь: Эффект МакГурка
  • . Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • . Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • . Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • . Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. См. демонстрацию здесь: Serial Position Effect
  • . Условная реакция, которая была погашена, часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены.

означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Эта разница может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, устранят это несоответствие. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65)

[1] . Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

В физике есть законы движения, а в химии есть закон сохранения массы. В отличие от других наук, в психологии действуют не законы, а следствия. Законы подразумевают, что явления универсальны и редко в психологии можно не найти исключения. Даже установленные эффекты часто зависят от культуры. Например, фундаментальная ошибка атрибуции чаще совершается в Северной Америке, чем в Восточной Азии (Miyamoto & Kitayama, 2002) [2] .

Что такое теория?

 А  – связное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам.

Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин «теория» не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Его можно не тестировать, но он также может быть тщательно протестирован, хорошо поддержан и принят научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными.

Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. А  это широкий подход, более общий, чем теория, к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий.   – это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов.  может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см.

Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). А может быть широким, как перспектива, или конкретным, как модель, но это контекст, применяемый для понимания явления. Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть нечто большее, чем это объяснение. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. На рис. 4.1 представлена ​​классическая многоуровневая модель человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что теперь известно, что она во многих отношениях неточна (Идзава, 19).99). [3] Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рис. 4.1. Представление многохранилищной модели человеческой памяти. В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где ее можно хранить и многократно извлекать. позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на Рисунке 4.2. Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности g и небольшого числа более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 19).96) [4] . Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Эта теория включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, и тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) имеют более положительную корреляцию, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика). .

Рисунок 4.2 Представление одной теории интеллекта. В этой теории интеллекта общая умственная способность (g) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей: числовые способности, пространственные способности и вербальные способности. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу , также известному как , согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто руководствуются теориями. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма «Сибил») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи (например, , попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этой ролевой игры (Lilienfeld & Lynn, 2003) [5] .

Поколение новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, ставя новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что для этой цели теория не обязательно должна быть точной. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это новое направление заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно благодаря этому циклу пересмотра научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003 9).0043 [6] ).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.
  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
  1. Практика: придумайте не менее трех различных теорий, объясняющих тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
  2. Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
    1. Определите основное интересующее явление.
    2. Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
  3. Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?

  1. Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. ↵
  2. Миямото, Ю. и Китаяма, С. (2002). Культурные различия в предвзятости соответствия: решающая роль диагностики отношения к социально ограниченному поведению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (5), 1239-1348. ↵
  3. Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  4. Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. ↵
  5. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и лженаука в клинической психологии (стр. 109).–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵
  6. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (редакторы), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵

Экспериментальные исследования. Руководство по научным экспериментам

Экспериментальные исследования обычно используются в таких науках, как социология и психология, физика, химия, биология, медицина и т. д.

Откройте для себя еще 21 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Претест-Посттест
  2. Третья переменная
  3. Предвзятость исследования
  4. Независимая переменная
  5. дизайны, которые используют манипуляции и контролируемое тестирование для понимания причинно-следственных процессов. Как правило, одной или несколькими переменными манипулируют, чтобы определить их влияние на зависимую переменную.

    Экспериментальный метод

    представляет собой систематический и научный подход к исследованию, при котором исследователь манипулирует одной или несколькими переменными, а также контролирует и измеряет любые изменения в других переменных.

    Экспериментальные исследования часто используются в следующих случаях:

    1. В причинно-следственной связи приоритет времени (причина предшествует следствию)
    2. В причинно-следственной связи имеется постоянство (причина всегда ведет к одному и тому же следствию)
    3. Величина корреляция велика.

    (Ссылка: en.wikipedia.org)

    Слово «экспериментальное исследование» имеет ряд определений. Строго говоря, экспериментальное исследование — это то, что мы называем настоящим экспериментом.

    Это эксперимент, в котором исследователь манипулирует одной переменной и контролирует/рандомизирует остальные переменные. У него есть контрольная группа, испытуемые были случайным образом распределены между группами, и исследователь тестирует только один эффект за раз. Также важно знать, какие переменные вы хотите протестировать и измерить.

    Очень широкое определение экспериментального исследования или квазиэксперимента — это исследование, в котором ученый активно влияет на что-то, чтобы наблюдать за последствиями. Большинство экспериментов, как правило, попадают между строгим и широким определением.

    Эмпирическое правило заключается в том, что физические науки, такие как физика, химия и геология, обычно определяют эксперименты более узко, чем социальные науки, такие как социология и психология, которые проводят эксперименты ближе к более широкому определению.

    Цели экспериментальных исследований

    Эксперименты проводятся для того, чтобы предсказывать явления. Как правило, эксперимент строится так, чтобы иметь возможность объяснить какую-либо причинно-следственную связь. Экспериментальные исследования важны для общества — они помогают нам улучшать нашу повседневную жизнь.

    Определение проблемы исследования

    После определения интересующей темы исследователь пытается определить проблему исследования. Это помогает исследователю сосредоточиться на более узкой области исследования, чтобы иметь возможность изучить ее надлежащим образом. Определение проблемы исследования помогает сформулировать исследовательскую гипотезу, которая проверяется на соответствие нулевой гипотезе.

    Проблема исследования часто операционализируется, чтобы определить, как измерить проблему исследования. Результаты будут зависеть от точных измерений, которые выберет исследователь, и могут быть по-разному использованы в другом исследовании для проверки основных выводов исследования.

    Специальный анализ — это гипотеза, придуманная после проверки, чтобы попытаться объяснить, почему доказательства противоположны. Плохой специальный анализ может рассматриваться как неспособность исследователя признать, что его/ее гипотеза неверна, в то время как хороший специальный анализ может привести к дополнительным проверкам и, возможно, к значительному открытию.

    Построение эксперимента

    При построении эксперимента необходимо помнить о различных аспектах. Заблаговременное планирование гарантирует, что эксперимент будет проведен правильно и что результаты будут отражать реальный мир наилучшим образом.

    Группы выборки для изучения

    Правильное определение групп выборки особенно важно, когда в эксперименте имеется более одного условия. Одна группа образцов часто служит контрольной группой, в то время как другие тестируются в экспериментальных условиях.

    Определение групп выборки может быть выполнено с использованием различных методов выборки. Выборка населения может быть выбрана с помощью ряда методов, таких как рандомизация, «квазирандомизация» и спаривание.

    Сокращение ошибок выборки жизненно важно для получения достоверных результатов экспериментов. Исследователи часто корректируют размер выборки, чтобы свести к минимуму вероятность случайных ошибок.

    Вот некоторые распространенные методы выборки:

    • вероятностная выборка
    • маловероятностная выборка
    • simple random sampling
    • convenience sampling
    • stratified sampling
    • systematic sampling
    • cluster sampling
    • sequential sampling
    • disproportional sampling
    • judgmental sampling
    • snowball sampling
    • quota sampling

    Creating the Design

    The Дизайн исследования выбирается на основе ряда факторов. Важными факторами при выборе дизайна являются осуществимость, время, стоимость, этика, проблемы измерения и то, что вы хотели бы протестировать. Дизайн эксперимента имеет решающее значение для достоверности результатов.

    Типовые проекты и функции в экспериментальном дизайне

    • Дизайн до и после тестирования
      Перед началом манипуляции проверьте, различаются ли группы, и проверьте эффект манипуляции. Претесты иногда влияют на эффект.
    • Контрольная группа
      Контрольные группы предназначены для измерения предвзятости исследования и эффектов измерения, таких как эффект Хоторна или эффект плацебо. Контрольная группа — это группа, не получающая тех же манипуляций, что и экспериментальная группа. Эксперименты часто имеют 2 условия, но редко более 3 условий одновременно.
    • Рандомизированные контролируемые испытания
      Рандомизированная выборка, сравнение между экспериментальной и контрольной группами и строгий контроль/рандомизация всех других переменных
    • Четырехгрупповой план Соломона
      С двумя контрольными группами и двумя экспериментальными группами. У половины групп есть предварительный тест, а у половины нет предварительного теста. Это для проверки как самого эффекта, так и эффекта предварительного теста.
    • Дизайн между субъектами
      Группировка участников для разных условий
    • В рамках тематического дизайна
      Участники принимают участие в различных условиях — См. также: План повторных измерений
    • План уравновешивающих мер
      Проверка эффекта порядка лечения, когда контрольная группа недоступна/этична
    • Схема сопоставления субъектов
      Сопоставление участников для создания похожих экспериментальных и контрольных групп
    • Двойной слепой эксперимент
      Ни исследователь, ни участники не знают, какая группа является контрольной. На результаты может повлиять, если исследователь или участники знают об этом.
    • Байесовская вероятность
      Использование байесовской вероятности для «взаимодействия» с участниками является более «продвинутым» экспериментальным планом. Его можно использовать для настроек, где есть много переменных, которые трудно изолировать. Исследователь начинает с набора первоначальных убеждений и пытается скорректировать их в соответствии с реакцией участников. Это гарантирует, что эксперимент измеряет то, что должен, и что все настроено правильно.

      Во время этого процесса часто обнаруживаются мелкие ошибки, которые потенциально могут разрушить эксперимент. С помощью пилотного исследования вы можете получить информацию об ошибках и проблемах, а также улучшить дизайн, прежде чем прикладывать много усилий к реальному эксперименту.

      Если в экспериментах участвуют люди, обычная стратегия заключается в том, чтобы сначала провести пилотное исследование с кем-то, кто участвует в исследовании, но не слишком близко, а затем организовать пилотное исследование с человеком, который похож на субъекта (субъектов). Эти два разных пилота, скорее всего, дадут исследователю достоверную информацию о любых проблемах в эксперименте.

      Проведение эксперимента

      Эксперимент обычно проводится путем манипулирования переменной, называемой независимой переменной, влияющей на экспериментальную группу. Измеряется эффект, который интересует исследователя, зависимая переменная (переменные).

      Выявление и контроль неэкспериментальных факторов, которые исследователь не хочет влиять на эффекты, имеет решающее значение для получения обоснованного заключения. Это часто делается путем контроля переменных, если это возможно, или рандомизации переменных, чтобы свести к минимуму эффекты, которые можно проследить до третьих переменных. Исследователи хотят только измерить эффект независимой переменной (переменных) при проведении эксперимента, что позволит им сделать вывод, что это было причиной эффекта.

      Анализ и выводы

      В количественных исследованиях количество измеренных данных может быть огромным. Данные, не подготовленные для анализа, называются «необработанными данными». Необработанные данные часто обобщаются как так называемые «выходные данные», которые обычно состоят из одной строки на предмет (или элемент). Ячейка выходных данных представляет собой, например, среднее значение эффекта во многих испытаниях для субъекта. Выходные данные используются для статистического анализа, т.е. тесты значимости, чтобы увидеть, действительно ли есть эффект.

      Целью анализа является вывод вместе с другими наблюдениями. Исследователь может обобщить результаты на более широкое явление, если нет признаков смешанных переменных, «загрязняющих» результаты.

      Если исследователь подозревает, что эффект обусловлен другой переменной, чем независимая переменная, необходимо дальнейшее исследование для оценки достоверности результатов. Эксперимент часто проводится, потому что ученый хочет знать, оказывает ли независимая переменная какое-либо влияние на зависимую переменную. Коррелирующие переменные не являются доказательством наличия причинно-следственной связи.

      Эксперименты чаще носят количественный характер, чем качественный, хотя и бывают.

      Примеры экспериментов

      Этот сайт содержит множество примеров экспериментов. Некоторые из них не являются настоящими экспериментами, а включают в себя некую манипуляцию для исследования явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *