Разное

Психика детей: Психика ребенка: особенности формирования. Как укрепить нервную систему?

Психика ребенка: особенности формирования. Как укрепить нервную систему?

Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.

Особенности психики ребенка в год

Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.

Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:

  • В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
  • У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
  • Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
  • В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
  • Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.

Особенности психики ребенка в 2-4 года

Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.

Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.

В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Что оказывает влияние на психику ребенка?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:

  1. Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:

 

  • «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
  • «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
  • «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.
  • «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
  • «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
  • «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу.
    Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
  • «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.

 

  1. Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
  2. Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.

Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет. Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:

  1. Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
  2. Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:

 

  • Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
  • Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
  • Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.

Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как формируется детская психика и почему важно уделять ей внимание

6 минут Алуа Досанова

  • Ссылка скопирована

ПОДЕЛИСЬ

Задумывались ли вы о том, что все комплексы и травмы взрослых идут из детства. Вот почему так важно знать особенности развития ребёнка.

Длительное время детской психологии не уделялось должного внимания, а детей воспринимали как таких же взрослых. Так продолжалось до тех пор, пока швейцарский психолог Жан Пиаже не сделал открытие, предположив, что дети на самом деле думают иначе, чем взрослые. 

Основное из детской психологии

Большинство людей считают, что на развитие личности в большей степени влияет генетика. Нужно сказать, что такие факторы как социальные взаимоотношения и культура влияют не меньше. 

Культурное общество, в котором растёт ребёнок, формирует набор его ценностей, обычаев, взглядов, что влияет на развитие на протяжении всей жизни. Также заложенные со временем культурные ценности  влияют на взаимоотношения с родителями, выбор жизненного пути и воспитание последующих поколений. 

Например, отношения со сверстниками и взрослыми влияют на то, как дети думают, учатся и развиваются. Семья, школа и группы сверстников являются важной частью социальной адаптации и развития.

Дети, выросшие в семьях с высоким социально-экономическим статусом (СЭС), как правило, имеют больший доступ к возможностям, качественной медицине, образованию и питанию, чем дети из семей с более низким социально-экономическим статусом.

Исследование специалистов из Боннского университета также подтверждают тесную взаимосвязь между СЭС, характером ребёнка и уровнем его IQ. Дети из семей с высоким СЭС более терпеливы, менее склонны к попаданию в рисковые жизненные ситуации и получают более высокие баллы на тестах, чем дети из семей, где уровень СЭС ниже.

Развитие эмоций и чувств

Детские эмоции и чувства — это результат социального научения.

Пока дети изучают те состояния, которые эффективны для них самих или которые позволяют управлять родителями в нужный момент, взрослые внушают ребёнку те эмоции и состояния, которые удобны им.

Именно благодаря определённым «нормам», присущим той или иной культуре или семье, ребёнка знакомят с разной палитрой чувств. Однако именно этот фактор может лечь в основу детских травм, которые будут сопровождать ребёнка долгие годы.

Развитие интеллекта 

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта в зависимости от возраста ребёнка: 

С рождения и до 2 лет — сенсомоторная стадия. В первые месяцы жизни ребёнок способен координировать информацию, которая поступает от разных органов чувств. Осязание, слух и зрение не выступают, как разные элементы, а представляют собой три взаимодействующих части одного объекта.

Ребёнок начинает видеть связь между своими действиями и их последствиями — это одно из значительных достижений в первые месяцы жизни. То есть, если вначале ребёнок выполняет те или иные действия произвольно или из любопытства, со временем у него появляется определённая цель. 

От 2 до 7 лет — стадия дооперационального мышления. Идёт формирование вербального и понятийного мышления. Мышление на этой стадии ещё не носит систематического характера. Однако человек начинает приобретать знания, учится сравнивать и предсказывать последствия. 

Интересный факт — ребёнок на данной стадии с трудом воспринимает, что люди могут иметь иную точку зрения. Этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

От 7 до 11 лет — стадия конкретных операций. В этом возрасте ребёнок уже понимает, что такое пространство, время и количество. Он также в состоянии смотреть на те или иные проблемы, подключая логику. 

После 12 лет — стадия формальных операций. Детское мышление систематизируется. На четвёртой стадии ребёнок учится мыслить абстрактно. На этой стадии развития подросток уже умеет воображать себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, принимать точку зрения другого человека. 

 

Читайте наш блог о тенденциях в практике детской психологии и многом другом

Знакомство с ребенком по мере его развития может быть одной из самых полезных частей работы родителя. Изучение того, как ваш ребенок смотрит на мир, обучение вашего ребенка новым навыкам и наставничество, когда он переживает новые большие чувства и изменения, — все это часть того, чтобы быть родителем, но это непросто.

По мере того, как ваш ребенок развивается, он проходит прогрессивные этапы развития, от рождения до взрослой жизни. Окружающие, генетические и культурные факторы могут влиять на развитие ребенка и на то, насколько быстро он переходит от одной стадии к другой.

Детям трудно объяснить, через что они проходят, не говоря уже о том, чтобы проанализировать свои чувства. Именно здесь детская психология может помочь вам получить очень важную и ценную информацию о психическом, физическом, когнитивном и эмоциональном здоровье вашего ребенка по мере его роста.

Что такое детская психология?

Детская психология изучает подсознательное и сознательное развитие детей. Детские психологи наблюдают за тем, как ребенок взаимодействует со своими родителями, самим собой и миром, чтобы понять его умственное развитие.

Почему это важно?

Каждый хочет, чтобы его ребенок развивался здорово, но не всегда ясно, является ли поведение ребенка признаком нормального этапа развития или признаком аномалии. Детские психологи могут помочь вам понять разницу. Понимание нормальных и ненормальных психологических моделей ребенка может помочь родителям понять, как лучше общаться и наладить контакт со своим ребенком, обучить ребенка механизмам преодоления эмоций, а также помочь ребенку прогрессировать и процветать на каждом новом этапе развития.

Детские психологи также могут выявить отклонения в поведении на раннем этапе, помочь определить причину распространенных поведенческих проблем, таких как проблемы с обучением, гиперактивность или тревога, и помочь детям справиться с травмой в раннем детстве. Они также могут помочь предотвратить, оценить и диагностировать проблемы психического здоровья и обучения, задержки развития или такие состояния, как аутизм.

Детская психология изучает взаимодействие нескольких основных направлений развития:

Физическое развитие

Физическое развитие детей обычно представляет собой предсказуемую последовательность событий. Ваш ребенок держит голову, переворачивается, ползает, ходит и бегает в таком порядке. Ваш детский психолог может помочь вашему педиатру в наблюдении за физическим развитием вашего ребенка и выявлении каких-либо аномалий, которые могут указывать на отклонения в развитии. Детские психологи будут наблюдать за продвижением вашего ребенка к вехам развития, чтобы убедиться, что ваш ребенок физически развивается нормально. Серьезные задержки в физическом развитии могут выявить другие основные проблемы развития, которые затем можно решить на раннем этапе.

Когнитивное развитие

Медицинское понимание когнитивного развития детей сильно изменилось за последние годы. Теперь мы знаем, что даже новорожденные дети осознают свое окружение и интересуются им еще до того, как у них появится язык, чтобы выразить это.

Когнитивное развитие относится к интеллектуальному обучению и мыслительным процессам ребенка. Он включает в себя наблюдение и понимание окружающего мира, изучение языка, память, принятие решений, решение проблем, то, как ребенок использует свое воображение и как ребенок использует основные рассуждения. Все эти факторы зависят от генетики ребенка и окружающей среды.

Эмоциональное (социальное) развитие

Эмоциональное и социальное развитие тесно взаимосвязаны. Эмоциональное развитие относится к тому, как ребенок чувствует, понимает и выражает свои эмоции. Эмоциональное развитие выражается у очень маленьких детей через выражение основных эмоций, таких как страх, радость, гнев и печаль. По мере развития ребенка появляются более сложные эмоции, такие как уверенность, надежда, вина и гордость. Эмоциональное развитие также включает в себя способность ребенка чувствовать и понимать эмоции других людей посредством сопереживания. Многим детям трудно научиться регулировать и правильно выражать эмоции. Если помочь детям понять свои эмоции на раннем этапе, это может оказать сильное влияние на текущее и будущее эмоциональное развитие. Детский психолог может помочь вашему ребенку понять и выразить свои эмоции в здоровой, позитивной форме.

Эмоциональное развитие сильно влияет на социальное развитие. Это верно, потому что то, как ребенок чувствует, понимает и выражает свои чувства, напрямую влияет на то, как он взаимодействует с другими людьми. Социальное развитие — это то, как ребенок развивает ценности, осведомленность и социальные навыки, необходимые для общения с окружающими его людьми; их родители, сверстники, авторитетные лица и животные. Ранние отношения ребенка могут оказать огромное влияние на развитие соответствующих возрасту социальных навыков. Доверие, дружба, управление конфликтами и уважение к авторитету являются примерами социального развития.

Детская психология В WWMG

Детская психология является важной отраслью охраны здоровья семьи. Это дает родителям ресурсы, чтобы помочь своим детям пройти через этапы развития, и дает врачам возможность глубже изучить психическое здоровье и возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в отношении обучения, социальных различий или задержки развития.

Если вас беспокоит психическое здоровье и развитие вашего ребенка, обратитесь в одну из наших клиник первичной медико-санитарной помощи, чтобы записаться на прием сегодня. Наши медицинские работники оценят состояние вашего ребенка и обсудят соответствующие варианты лечения, включая направление к одному из наших многочисленных психологов, если это необходимо.

Лучше поймите своего ребенка с помощью этих советов по детской психологии

Понимание вашего ребенка – одна из самых важных вещей, которым вы должны обучиться как родитель. Это очень полезно для эффективного руководства и воспитания вашего ребенка по мере его роста и взросления. Вы должны помнить, что у вашего ребенка есть уникальная черта личности, которая остается неизменной на протяжении всей жизни.

Один из способов понять своего ребенка — наблюдать за ним, когда он спит, ест или играет. Ищите устойчивые черты. Какие занятия им нравятся больше всего? Легко ли им приспосабливаться к изменениям или им нужно время, чтобы привыкнуть к этим вещам? Это нормальные характеристики ребенка, и ваш ребенок не может быть исключением.

Старайтесь как можно больше разговаривать со своими детьми, так как это имеет решающее значение для получения информации и понимания. Что касается маленьких детей, им требуется меньше вербальной речи и больше выражений лица и языка тела, чтобы понимать свои мысли и чувства. Задавая им вопросы, вы позволите им поделиться с вами своими чувствами.

Самоуважение — главный ключ к успеху в жизни. Развитие позитивной самооценки или здоровой самооценки чрезвычайно важно для счастья и успеха детей и подростков. Позитивные отношения между родителями и детьми обеспечивают основу и поддержку для развития у ребенка здорового уважения и уважения к себе и другим. Дети жаждут проводить время с родителями. Это заставляет их чувствовать себя особенными. Родителям рекомендуется регулярно находить время для игр со своими детьми. Это должно включать индивидуальное общение с каждым ребенком и групповое время со всеми взрослыми и детьми в доме. Если вы родитель-одиночка или у вас есть единственный ребенок, время от времени приглашайте семью или друзей поиграть.

По той или иной причине некоторые дети не так легко развивают социальные навыки, как другие. Они могут искренне искать отношений со сверстниками, а затем, вытерпев отпор, если не откровенную жестокость, уйти в безопасность дома, семьи и собственной компании. Наверное, нет ничего более болезненного для родителя, чем отказ от своего ребенка. Родители должны смотреть на социальные проблемы в долгосрочной перспективе и намечать план их решения так же тщательно и вдумчиво, как если бы они рассматривали проблемы в учебе или со здоровьем. Существуют рекомендации, которые, если следовать им, помогут этим детям, если родитель готов уделить время и проявить инициативу.

Большинство родителей сталкиваются с несколькими неровностями на дороге, когда их ребенок переходит от младенца к подростку и к взрослому. В разделе «Детская психология» представлены рекомендации и ссылки на надежные ресурсы для решения таких проблем, как синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ, тревожность, аутизм/синдром Аспергера, ночное недержание мочи, депрессия, оппозиционно-вызывающее расстройство — ОВР, застенчивость и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *