Разное

Психические расстройства у детей 3 лет симптомы: ФГБНУ НЦПЗ. Диссертации. Козловская Галина Вячеславовна. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология и вопросы абилитации).

Содержание

Как выявить психическое заболевание у ребенка?

Очень часто начало психического заболевания можно заметить уже в детском или подростковом возрасте. Чем раньше обратить на это внимание, тем больше вероятность предотвратить потенциальную проблему. Как заметить, что с ребенком что-то не так и вовремя помочь?


Существуют факторы риска, которые приводят к развитию психических заболеваний. Прежде всего, это стресс. Причинами могут стать семейные конфликты, травля в школе, переезд в другой город или страну или, например, дтп. Нужно следить за тем, как ребенок себя ведет, и чем он занимается. Дети, у которых начинает развиваться психическое расстройство, могут вести себя либо очень активно, либо, наоборот, закрываться и неохотно идти на контакт.

Когда ребенок замыкается в себе, своем внутреннем мире и стремится проводить большую часть времени в мире виртуальном, это говорит о том, что он скорее всего не способен сформировать социальные связи со сверстниками.


Читайте также

Мифы о диагностике психических заболеваний  

В первом случае ребенок может слишком много времени проводить на улице, смеяться, громко разговаривать, а во втором – постоянно сидеть за компьютером и не выходить из комнаты. Это два полярных симптома, которые в критическом проявлении должны насторожить родителей. Дети, склонные к такому поведению, могут иметь предрасположенность к депрессии, социальному тревожному расстройству, расстройству поведения и пограничному расстройству личности.  

Когда ребенок замыкается в себе, своем внутреннем мире и стремится проводить большую часть времени в мире виртуальном, это говорит о том, что он скорее всего не способен сформировать социальные связи со сверстниками. Крайние проявления подобного поведения происходят редко, но если они становятся заметны, желательно обратиться к психологу.

Как распознать психическое расстройство у близкого

  © Артем Геодакян/ТАСС

По данным Минздрава, в России зарегистрировано более 5,5 миллиона человек, страдающих психическими заболеваниями. При этом эксперты отмечают, что число людей с тревожными и депрессивными расстройствами продолжает расти. Кто подвержен подобным нарушениям и как вовремя их выявить, разбиралась «Парламентская газета».

Люди не должны бояться идти к врачам

В рабочей группе при Общественной палате готовят новый законопроект о психиатрической помощи россиянам. Об этом «Парламентской газете» рассказал член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый. Сенатор объяснил, что в документе хотят уделить внимание не только лечению психических расстройств, но и их раннему выявлению и профилактике. В частности, планируется повысить роль психологов и психотерапевтов в помощи людям. В новом законопроекте также хотят более чётко регламентировать порядок госпитализации, экспертизы и других процедур во время оказания психиатрической помощи. Это важно, чтобы россияне обращались к специалистам, не опасаясь нежелательных последствий.

«Почему люди не хотят обращаться за психиатрической помощью? Боятся, что их поставят на учёт, отнимут водительские права, не выдадут разрешение на владение оружием. Нужно, чтобы у людей было чёткое понимание, что обращение к врачу не ограничит их права», — подчеркнул Владимир Круглый.

Трагедию можно было предотвратить

Самые распространённые сегодня нарушения психики — это депрессивные состояния. Их последствия могут быть очень серьёзными, даже фатальными. Недавно на севере Москвы произошла трагедия. Молодая москвичка вместе с двумя детьми (младшему ребёнку было всего два месяца) выбросилась из окна своего дома. Все трое погибли. По мнению специалистов, одна из причин подобных трагедий — послеродовая депрессия.

«Беременность и роды — серьёзное испытание для женщины, — объяснил нарколог, психиатр Николай Назарьев. — У неё меняется гормональный фон. Любой конфликт или непонимание в семье могут спровоцировать развитие послеродовой депрессии».

По словам Назарьева, это состояние может проявиться не сразу после рождения ребёнка, а спустя какое-то время: через неделю, месяц или полгода.

Женщина чувствует себя ненужной, уставшей, у неё нет сил ухаживать за ребёнком.

Она хочет это делать, но не может. В этот период молодая мама очень нуждается в поддержке своих близких и внимательном отношении врачей.

«Первый, кто встречается с женщиной после родов, — педиатр, который приходит на послеродовой патронаж. Я всегда говорю педиатрам, что их задача — не только осмотреть ребёнка, но и обратить внимание на маму. Они врачи, они могут распознать признаки депрессии и донести до женщины, что ей нужна помощь», — подчеркнул эксперт.

В группе риска — тревожные и мнительные

Депрессия может развиться у любого человека, пережившего какое-то травмирующее событие. Однако чаще всего ею страдают мнительные, впечатлительные, склонные к повышенной тревожности люди, с заниженной самооценкой и постоянным чувством вины. Какие признаки должны насторожить близких?

«Есть три главных проявления депрессии, — объяснил Николай Назарьев. — Первое — плаксивость. Любая мелочь  может заставить человека расплакаться. Второе — подавленность и стремление к уединению.

Я называю это желанием «побыть в норе». Человек ничего не хочет делать, избегает общения с близкими. Ему трудно даже ответить на телефонный звонок. Наконец, третий, самый опасный признак — суицидальные мысли». 

Если такое состояние длится больше двух недель, оставлять всё как есть нельзя, предупредил Назарьев. Нужно срочно обратиться к врачу. Родственникам не стоит просить близкого «взять себя в руки». Лучшая помощь в этой ситуации — вызвать специалиста. 

Родители должны чувствовать своего ребёнка

Депрессия нередко развивается у детей и подростков. Проявления этого расстройства у детей практически такие же, как у взрослых: у ребёнка нет сил встать утром с постели, он становится замкнутым, раздражительным, плохо ест или совсем отказывается от еды.

«Родители должны чувствовать своих детей, — сказал Николай Назарьев. — Если ребёнок всегда был живым, общительным, а тут вдруг замкнулся в себе, потерял интерес к жизни, много времени проводит в соцсетях, целыми днями не выходит из комнаты, — нужно срочно действовать».  

Читайте также:

• Хоррор — детям не игрушка • Как не получить дыроколом по башке

Психиатрия перестала быть карательной, как это было много лет назад, заверил Николай Назарьев. Чтобы поставить человека на учёт в психиатрическую клинику, нужны очень серьёзные доводы и основания. Например, острый психоз, когда больной опасен для себя и окружающих, или тяжёлая деменция. Так просто человека никуда не увезут и нигде не закроют.  

Тревожные расстройства, депрессия и другие психические заболевания успешно лечатся, подчеркнул врач. Главное, захотеть принять помощь и не бояться обратиться к врачу.

Служба экстренной психологической помощи МЧС России

Телефон: +7 495 989 50 50, звонить можно круглосуточно.

Обратиться на горячую линию МЧС можно в любое время суток и из любого региона России. С вами поговорит психолог или психотерапевт, называть свои личные данные при этом не нужно. Также задать вопрос психологу службы МЧС можно онлайн.

Телефон доверия для детей и подростков

Телефон: +7 800 200 01 22, звонить можно круглосуточно.

Звонок на горячую линию бесплатный и анонимный, можно представиться под другим именем. Позвонить стоит, даже если вы не знаете, как начать разговор: психолог поможет сформулировать проблему или вопрос.

Пандемия вдвое увеличила число психических расстройств среди подростков — РБК

Специалисты отмечают, что депрессия и повышенная тревожность — две наиболее распространенные проблемы психического здоровья у молодежи. Их рост среди молодежи авторы материала связывают, в частности, с ограничениями, введенными для борьбы с распространением инфекции. Так, закрытие школ и всеобщий карантин отрезали учеников от привычного общения со сверстниками. На фоне пандемии также подскочил уровень стресса внутри семей, так как люди переживают за здоровье своих близких.

Читайте на РБК Pro

Как указано в материале, для подтверждения долгосрочных последствий пандемии COVID-19 для психических заболеваний молодежи необходимы дополнительные исследования.

ВОЗ создаст новую группу по изучению происхождения коронавируса

Ранее генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус заявил, что пандемия коронавируса оказала влияние на психическое здоровье миллионов людей. «COVID-19 повлиял на психическое здоровье миллионов в том, что касается вызванной им тревоги и страха, а также нарушения работы служб поддержки психического здоровья», — предупредил он.

В конце февраля стало известно, что в России на фоне пандемии также выросло число пациентов с тревожными и депрессивными расстройствами: в разных регионах число обратившихся за психологической или психиатрической помощью увеличилось от 10 до 30%. Так, в департаменте труда и социальной защиты Москвы сообщили, что с 1 марта по 31 декабря прошедшего года на телефон неотложной психологической помощи 051 поступило более 71 тыс. звонков, что на 28% больше, чем в аналогичный период 2019-го. Большинство (74,9%) звонков было от женщин. Главный психотерапевт минздрава Башкирии Ильгиз Тимербулатов, в свою очередь, отмечал, что на 60% увеличилось число обращений в связи с суицидальным поведением подростков.

Как в России развивается эпидемия коронавируса

Динамика ежедневно выявляемых новых случаев заражения и регистрация летальных случаев

Источники: федеральный и региональные оперштабы по борьбе с коронавирусом, заявления официальных лиц

Данные по России i

Лечение пароксизмальных расстройств у детей в клинике МЕДСИ в Санкт-Петербурге.

Такие нарушения у детей проявляются в форме неврологических приступов на фоне видимого здоровья или обострений хронических заболеваний. В некоторых случаях они фиксируются при патологиях, не связанных с нервной системой.

При расстройствах на электроэнцефалограмме фиксируется особая пароксизмальная активность мозга у ребенка. Она выявляется как измененная нормальная волна и проявляется пиками, патологическими комплексами, остроконечными волнами и замедлением электрической активности. По сути, она представляет собой неправильную деятельность головного мозга.

Фиксироваться такая активность может при следующих состояниях:

  • Приобретенное слабоумие
  • Невротические расстройства: социальная фобия, депрессия, панические атаки, шизофрения и др.
  • Незрелость головного мозга
  • Эпилепсия
  • Тяжелая интоксикация
  • Вегетативные расстройства
  • Психопатические изменения личности
  • Повышенное внутричерепное давление
  • Выраженная физическая усталость и др.

К признакам пароксизмальной активности относят скоротечность, внезапное начало и окончание, а также склонность к рецидивам. Проявляться расстройства сознания могут:

  • Обмороками
  • Паническими атаками
  • Головной болью в виде приступов
  • Эпилептическими припадками
  • Нарушениями сна и др.

Выделяют 3 часто встречающиеся группы.

Эпилептические

При эпилепсии пароксизмальные расстройства у детей проявляются в виде судорожных припадков и бессудорожных абсансов и трансов. Интересно, что перед возникновением судорожного припадка многие из пациентов ощущают ауру (предвестники), которые могут выражаться слуховыми, звуковыми и визуальными галлюцинациями. Некоторые пациенты чувствуют определенные ароматы, другие – слышат звон в ушах, третьи – ощущают щекотку или только легкие покалывания. Судорожные пароксизмы при эпилепсии длятся всего несколько минут, но могут быть неприятными и опасными, так как сопровождаются непроизвольным мочеиспусканием или дефекаций, потерей сознания и даже остановкой дыхания. Бессудорожные возникают внезапно и не имеют предвестников. Пациент может просто перестать двигаться и устремить взгляд вдаль. При этом на внешние раздражители реагировать он не будет. Психическая активность нормализуется сразу же после окончания такого приступа. Сам больной даже не фиксирует его. Причем за день таких приступов может случиться несколько (десятки и сотни).

Панические расстройства

Для такого психического нарушения характерны спонтанные панические атаки. Они могут возникать как всего 1-2 раза в год, так и несколько раз в день. При этом сам пациент постоянно находится в ожидании таких приступов. Они являются непредсказуемыми и зачастую не зависят от окружающих обстоятельств и конкретной ситуации. Состояние существенно снижает уровень жизни пациента. Тревожность, которая постоянно нарастает, возникая неожиданно, невозможно контролировать. Пароксизмальные приступы этого типа у детей заставляют отказываться от общения со сверстниками, публичных выступлений. Они становятся преградой на пути к нормальному обучению и освоению информации, причиной развития комплексов.

Расстройства сна

Такие пароксизмальные нарушения у детей и подростков могут выражаться в формате:

  • Хождения по ночам
  • Кошмаров
  • Сонных параличей
  • Криков и разговоров во сне
  • Судорог
  • Нестандартной двигательной активности
  • Вздрагиваний в момент засыпания

Ночные кошмары могут сильно напугать малыша, так как сопровождаются учащенным сердцебиением, сбивчивым дыханием и скачком артериального давления. Не менее неприятны и сонные параличи. Для такого состояния характерен неполный выход из состояния сна. При этом глаза могут открываться и закрываться, но тело остается полностью скованным. Ребенок принимает за явь свое сновидение. Нередко маленькие пациенты страдают и от сонного энуреза. Его появление зачастую связывают с нарушением работы нервной системы, когда при заполнении мочевой пузырь не получает сигнала о необходимости в опорожнении.

Эти и другие расстройства не дают нормально отдыхать и восстанавливать силы, негативно сказываются на внимании и способности к обучению, снижают уровень памяти и др. После пробуждения пациенты нередко жалуются на ощущение усталости, головные боли и общее чувство «разбитости».

Также диагностируются следующие патологии:

  • Пароксизмальная тахикардия у детей. Она представляет собой приступ внезапного учащенного сердцебиения. Пульс при таком приступе может повышаться до 200 ударов в минуту в младшем возрасте и до 150-160 – в более старшем. Длительность тахикардии обычно не превышает нескольких часов. Для приступа характерно внезапное начало и прекращение
  • Легкое пароксизмальное головокружение у детей. Эту патологию часто диагностируют у малышей (1-3 лет). Приступы обычно имеют частоту 1-4 раза в месяц и являются короткими (от нескольких секунд до 5 минут). Опасность их заключается в том, что ребенок может упасть. При этом можно заметить потливость и бледность. Сознание всегда сохраняется. Вне приступов дети являются здоровыми

Расстройства аутистического спектра у детей

07.12.2015


Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

— гипотеза о генетической предрасположенности

— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.


Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

— нарушение социальной адаптации

— нарушения в коммуникативной сфере

— стереотипность поведения

В основные диагностические этапы входит:

— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

— беседа с родителями

— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Виды РАС

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.


Коррекция больных с РАС 

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС: 

1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов. 

2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству. 

3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС. 

5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

Возврат к списку

Аутизм:что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Еще сложнее признать, что у твоего малыша может быть психическое отклонение. Детский аутизм или как сейчас еще называют — расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня встречается у каждого 88-го ребенка. Как распознать заболевание и на что стоит обратить внимание родителям? На эти и другие вопросы, связанные с аутизмом, ответил заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, д.м.н., доцент Гречаный Северин Вячеславович.

Что такое аутизм? С этим заболеванием рождаются или это приобретенное состояние в среде, в которой растет ребенок?

Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи. Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых   случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое. Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали. Поэтому этот день — 2 апреля —  как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии. А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач.   

Как родители могут определить, что их ребенок страдает данным заболеванием? 

К сожалению, часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка. Это обстоятельство породило некие мифы, что аутизм может возникнуть при неправильном воспитательном подходе родителей или после некоторых медицинских вмешательств, в том числе после профилактических прививок. В это верить нельзя, поскольку детский аутизм проходит в своем развитии и латентную фазу, когда его симптомы практически незаметны, но это не означает, что его не было с рождения. Однако необходимо знать так называемые «красные флажки аутизма», при проявлении которых стоит обратиться к специалисту. К ним относятся:

  • ребенок не пользуется указательным жестом,
  • не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку,
  • не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему,
  • не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые,
  • не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам,
  • не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

Часто у ребенка не развивается сюжетная игра. К примеру, машинка для мальчика – это не образ автомобиля, который он  видел на улице, а лишь колеса, которые можно крутить. С помощью игрушки ребенок не может воспроизвести увиденный в жизни сюжет. Точно так же для девочки кукла – не образ человечка, которого она может уложить спать или покормить, а индифферентный предмет с движущимися частями. Также стоит обратить внимание на то, как общается ребенок, может ли он выполнить простые указания взрослого, сконцентрировать внимание. Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обратиться к врачу.

Возможно ли вылечить аутизм или только довести адаптацию к жизни до определенного уровня? К какому врачу обращаться в таком случае?

Заподозрить аутизм может любой специалист. Предположим,  участковый педиатр предполагает у ребенка аутизм и советует родителям обратиться к психиатру. Однако, важно понимать, что окончательный диагноз может отличаться от изначально предполагаемого, и кроме детского аутизма в раннем возрасте есть еще другие психические расстройства.

Лечат ли детский аутизм в клинике Педиатрического университета?

Отдельного подразделения пока у нас нет, к тому же работа с ребенком аутистом – это длительная, часто многолетняя, работа большой команды разных специалистов, включая не только медиков, но и коррекционных педагогов, клинических психологов и их разновидностей, специалистов по реабилитации и др. Однако мы консультируем таких детей и их мам на этапе раннего установления диагноза, когда родители в силу разных причин еще не готовы обращаться в официальные психиатрические учреждения. Таким образом, решаются сложные и сомнительные диагностические случаи, даются самые первые рекомендации. Например, я принимаю в Многопрофильном центре, в Консультативно-диагностическом центре принимает Вера Владимировна Поздняк. Мы оказываем первичную помощь таким детям. Даем советы, как относится к возможному заболеванию у ребенка, как вести себя с такими детьми и какие существуют возможности лекарственной терапии. Большинство мам уходит благодарными, поскольку получают ответы на вопросы, длительное время не дававшими им покоя. 

Что касается лечения, то мы его не проводим. К тому же родители, столкнувшись с проблемой аутизма, должны понимать, что полностью излечить его невозможно, и придется принять то, что в течение всей жизни ребенок будет особенным, непохожим на всех других. Не было еще такого случая, чтобы тот самый классический аутизм заканчивался полной адаптацией в социуме, даже если ребенок на каком-то этапе смог овладеть профессией. Хоть и считается, что с возрастом диагноз «аутизм» ребенку пересматривать нельзя, но большинство собственно «аутистических» черт со временем самостоятельно исчезают.  И уже в 6-7 лет на первый план выходят другие проблемы, связанные с поведением, недоразвитием абстрактных понятий, недопониманием контекста общения, т. е. чисто интеллектуальные трудности. В дальнейшем родителям нужно будет адаптировать ребенка к жизни с тем, что есть, включая особенные требования к процессу обучения. Дома также следует соблюдать специальную систему правил, выработанную индивидуально для конкретного ребенка.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, — все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется  много  времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

Можно ли сказать, что современные устройства связи, компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны могут  развить у ребенка аутизм? И влияют ли они как-то на детей, у которых уже диагностировано данное заболевание? (Может ли современная техника помочь социализироваться или наоборот поспособствует тому, что ребенок все больше уходит в себя?)

При аутизме это ни польза, ни вред. Здесь не может быть универсальной рекомендации, все индивидуально. Маме важно понимать, готов ли ее ребенок сейчас к освоению социума или нужно еще подождать, впоследствии осторожно «прививая» его к жизни. Здесь поможет совет врача-дефектолога, психиатра. Правда, очень часто мамы таких детей ориентируются только на собственное мнение, не принимая чужой помощи. Такое случается, если их предали родственники, ушел отец, бабушки и дедушки не приняли ребенка, и мама остается один на один с проблемой.

Почему считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков? И почему он им больше свойственен?

Действительно, это фундаментальный факт. И детский аутизм — это не единственный пример. Очень много психических расстройств чаще возникает именно у мальчиков. Почему так — сказать сложно. Существует много гипотез этому, но исчерпывающего объяснения пока не получено.

Может быть, есть какая-то взаимосвязь между состоянием матери во время беременности и выявленным впоследствии аутистическим расстройством ребенка? Возможно ли как-то предугадать рождение ребенка с аутизмом? Какие могут быть причины с медицинской точки зрения?

Меня часто спрашивают мамы: «Скажите, пожалуйста, где, на каком этапе я допустила ошибку? Что я сделала не так?» К сожалению, несмотря на то, что живем в XIX веке, никаких предпосылок, чтобы предугадать рождение такого ребенка нет. За исключением обследования амниотической жидкости на грубые генетические аномалии. Если таковая наблюдается, то можно с большой долей вероятности говорить о том, что здесь следует ожидать клиническую картину аутизма. Во всех остальных случаях что-либо прогнозировать трудно. Данных для этого нет.

Правда ли, что сегодня у детей аутизм встречается чаще, чем 10, 20, 30 лет назад?

Считается, что количество детей с аутизмом не увеличилось, улучшилась диагностика. Это произошло за счет распространения информации об аутизме и его проявлениях. В результате родители стали чаще обращать внимание на то, чего не замечали раньше. И, как следствие, увеличилось количество обращений к врачам с целью постановки диагноза. То, что раньше вызывало у родителей растерянность, недопонимание, сейчас наталкивает на поиск ответов в специальной литературе, интернете. В результате, симптомы аутизма стали выявлять чаще и в более раннем возрасте. И здесь наблюдается другая крайность – намечающаяся тенденция к гипердиагностике данного расстройства. Появился даже специальный термин – расстройства аутистического спектра, роль которого видится в большем привлечении внимания родителей к любым симптомам отклоняющегося развития, близко или отдаленно напоминающим детский аутизм, с целью скорейшего обращения для оказания практической помощи.

Может ли ребенок-аутист учиться в обычной школе, или лучше отдать его в школу со специальным уклоном?

Есть инклюзивные виды образования, допускающие возможность обучения таких детей в массовой школе. Набирается группа из 3-4 таких детей, и большую часть времени они занимаются с отдельным педагогом. Периодически преподаватель избирательно водит по мере возможности таких детей на занятия к здоровым детям. Но необходимость таких классов надо рассматривать индивидуально. Принимать во внимание следует все возможные последствия. Например, на практике дети, страдающие аутизмом, бывают не очень соматически здоровы, им свойственен слабый иммунитет – это повышает у них риск заболеть респираторными и др. инфекционными заболеваниями, которые у детей с аутизмом обычно протекают в более тяжелой форме. Ведь даже в обычных условиях дети-аутисты болеют чаще остальных детей. Кроме того, обучение в массовой школе возможно при условии нахождения рядом специального помощник или тьютера, человека, который направляет ребенка в каждом конкретном случае и подсказывает, что ему делать. Часто такие дети, находясь на массовом обучении, не выполняют школьную программу, а только формально присутствуют на уроках. А вот что он в результате усвоит — это отдельный вопрос. Чаще – это своеобразная форма «ознакомления» с учебным материалом. И в этой ситуации мы не в праве требовать от ребенка освоения всей программы. Впрочем, не стоит забывать о том, что и традиционная дефектологическая помощь в условиях обычных коррекционных детских садов и школ обладает большими возможностями по части восполнения когнитивных дефицитов, и прохождение инклюзивного обучения все же не отменяет необходимости получения специализированных навыков с помощью рутинных методов коррекции.

 

С какими бы проблемами ни столкнулись родители на сложном пути воспитания, важно помнить, что при прохождении любого этапа взросления важна родительская любовь.

 

Дата публикации: 2.04.2020

МКБ-10: раздел Психические и поведенческие расстройства — Новости

МКБ-10: раздел Психические и поведенческие расстройства


 

МКБ-11 утверждена Генеральной ассамблеей ВОЗ в мае 2019 года. Предполагается, что с 1 января 2022 страны-члены ВОЗ начнут использовать МКБ-11 для статистический целей
Версии МКБ-11 на английском языке:
  — Официальный релиз (04.2019) — https://icd.who.int/browse11/l-m/en
  — Платформа разработки (с текущими изменениями, еще не перешедшими в официальную версию) — https://icd.who.int/dev11/f/en#/
  — Проект диагностического руководства к главе Психических расстройств МКБ-11 — https://gcp.network/ru/
  —  Публикации об МКБ-11 на нашем сайте

 

На данной странице собраны все варианты диагностических руководств к главе 5 Международной Классификации Болезней 10 пересмотра и другие разработки ВОЗ на русском и английском языках.

 

На русском языке:

Четыре варианта диагностических руководств к главе 5 МКБ-10:

  1. Для научных исследований (Классификация психических расстройств МКБ-10. Исследовательские диагностические критерии)
  2. Для первичной медицинской помощи (специальная версия главы Психических расстройств МКБ-10 для непсихиатров)
  3. Для детской и подростковой психиатрии: Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. ВОЗ 1996. Москва 2003

 

 

Другие публикации ВОЗ на русском языке:

  • Лексиконы психиатрии. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. Второе издание. Лексикон терминов, относящихся к алкоголю и другим психоактивным средствам. Лексикон кросс-культуральных терминов, относящихся к психическому здоровью. ВОЗ 1991, 1993. Перевод на русский язык 2001.
  • Глоссарий симптомов психических расстройств в МКБ-10, ВОЗ, 1994
  • Оценочный перечень симптомов МКБ-10, ВОЗ, 1994
  • Контрольный перечень вопросов для диагностики зависимости от опиоидов, ВОЗ, 2004
  • Оценка методов лечения психических расстройств. Доклад научной группы ВОЗ. 1993
  • Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. ВОЗ 1998. Москва 2002
  • МКФ. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. ВОЗ, 2001

  • МКФ — ДП: Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – Дети и подростки (ВОЗ, 2016)

 

На английском языке:

Диагностические руководства:

Другие публикации:

Предыдущие версии МКБ-10 (англ.):

  • МКБ-9 (ICD-9) Глава 5 — Психические заболевания (1977)
  • Перечень рубрик ICD-9-CM (МКБ-9 клиническая модификация), версия 2013 года. (МКБ-9 используется в США в статистике до 2014 года)
  • Соответствие кодов ICD-9-CM и диагнозов DSM-IV
  • Сопоставление рубрик ICD 8, 9 и 10 (ВОЗ, 1994)
  • Каталог исследовательских инструментов, используемых в программах психического здоровья ВОЗ (1993)
  • МКБ-8 (ICD-8) Глава 5 — Психические заболевания (1967)
  • Stengel E. и комитет экспертов ВОЗ по проблемам психического здоровья. Классификация психических расстройств (1959) Доклад в котором впервые звучит призыв отказаться от нозологического принципа построения МКБ. В приложениях 1, 2 b 3 содержатся классификации психических расстройств МКБ-7 (1955), ряд национальных (Германия, Франция, СССР, США и пр.) и авторских классификаций (Крепелин, Конрад, Леонгард, Лопез Ибор, Юнг и пр. и пр.).

Полезные ссылки:

Вложения:

МКБ 10 Исследовательские.pdf (983.35 kb.)
Глоссарий для психических расстройств МКБ-10.pdf (882.20 kb.)
Оценочный перечень симптомов МКБ-10.pdf (588.39 kb.)
ICF_18.pdf (1,046.60 kb.)
ICD10 for research.pdf (715.82 kb.)
ICD10 WHO.pdf (1,318.20 kb.)
МКБ-10 адаптированный для РФ 1998.pdf (2,287.92 kb.)
ICD_1977_Mental(part5).pdf (1,457.49 kb.)
ICD_1967_Mental(part5).pdf (387.33 kb.)
bulletin_1959_21(4-5)_601-663.pdf (3,530.79 kb.)
9241545054.pdf (1,453.01 kb.)
russian_SU_icd10.pdf (200.31 kb.)
0889371482_eng.pdf (1,247.68 kb.)
2013_ICD_9.pdf (164.07 kb.)
dsmiv-to-icd9cm-codes-chart.pdf (199.35 kb.)
9241544686.pdf (2,919.23 kb.)
WHO_MNH_MND_94.11 (1).pdf (614.93 kb.)
1336.pdf (1,177.25 kb.)
1337.pdf (319.02 kb.)
1338.pdf (3,008.15 kb.)
МКБ-10_с_гиперссылками.pdf (2,404.94 kb.)
МКБ10_псих_рва_дети_и_подростки.pdf (6,447.47 kb.)
WHO_MNH_92.16.Rev.1.pdf (1,578.41 kb.)
WHO_MNH_92.5.pdf (2,229.22 kb.)
WHO_TRS_812_rus.pdf (6,148.09 kb.)
Лексиконы_психиатрии_ВОЗ.pdf (7,987.47 kb.)
589357110X_rus.pdf (5,113.29 kb.)
924154466X.pdf (1,576.87 kb.)
МКФ-ДП с инструкцией.pdf (2,686.84 kb.)
MKF (взрослых).pdf (4,876.52 kb.)

Тэги:

МКБ-10 (20) МКБ (32) МКБ-11 (51) классификация психических расстройств (21) ВОЗ (31)

Младенцы и дети ясельного возраста могут страдать психическими заболеваниями, редко получают лечение

ВАШИНГТОН. Согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией, младенцы и дети ясельного возраста могут страдать серьезными психическими расстройствами, но вряд ли получат лечение, которое могло бы предотвратить длительные проблемы развития.

Одним из препятствий для оказания помощи детям младшего возраста в области психического здоровья является «распространенное, но ошибочное представление о том, что у маленьких детей нет проблем с психическим здоровьем и они невосприимчивы к последствиям ранних невзгод и травм, потому что они по своей природе устойчивы и« вырастают из » поведенческие проблемы и эмоциональные трудности », — считают исследователи Джой Д.Ософски, доктор философии из Университета штата Луизиана, и Алисия Ф. Либерман, доктор философии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Их анализ представлен в февральском выпуске Американского психолога как часть специального раздела, в котором исследуется нехватка психиатрической помощи детям от рождения до 5 лет. Отредактированные Эдом Троником, доктором философии из Массачусетского университета в Бостоне, и Ософски, статьи исследуют, как у младенцев возникают проблемы с психическим здоровьем, рекомендуют улучшения диагностических критериев и описывают возможности государственной политики для психологов и политиков.

Вопреки традиционным представлениям о том, что у младенцев не может быть проблем с психическим здоровьем «потому что у них нет умственной жизни», даже маленькие младенцы могут реагировать на значение намерений и эмоций других, потому что у них есть свои рудиментарные намерения и мотивирующие эмоции, согласно статье Троник и Марджори Бигли, доктор философии, Государственный университет Уэйна. Хотя травма может быть важным фактором в развитии проблем с психическим здоровьем, авторы призывают к большему изучению влияния повседневной жизни и постоянного взаимодействия между младенцами и родителями или другими опекунами.

«Младенцы придают смысл себе и своему отношению к миру людей и вещей», — заявили Троник и Бигли, и когда это «осмысление» идет не так, как надо, это может привести к развитию проблем психического здоровья. «Некоторые младенцы могут осознавать себя беспомощными и безнадежными, они могут стать апатичными, подавленными и замкнутыми. Другие, кажется, чувствуют угрозу со стороны мира и могут стать чрезмерно бдительными и тревожными ». Они пишут, что кажущаяся грусть, гнев, отстраненность и отстраненность могут возникать, «когда младенцам трудно обрести смысл в контексте отношений».

По словам Ософски и Либермана, из-за того, что в области охраны психического здоровья в раннем детстве мало специалистов, родителям или детским программам часто бывает трудно найти помощь, когда они считают ее необходимой.

Если они действительно найдут такую ​​помощь, «стоимость профилактических услуг или лечения для детей в возрасте до трех лет может не покрываться страховкой или другими ресурсами», — отмечается в другом документе Флоренс Нельсон, доктора философии, национальной некоммерческой организации ZERO. TO THREE и Тэмми Манн, доктор философии, Фредерик Д.Паттерсона.

В документах подчеркивается важность создания и интеграции служб для родителей и опекунов маленьких детей, чтобы они могли распознавать проблемы психического здоровья у младенцев и могли найти помощь.

Риски для психического здоровья младенцев усугубляются тем фактом, что «самые маленькие дети от рождения до пяти лет страдают непропорционально высоким уровнем жестокого обращения с долгосрочными последствиями для психического и физического здоровья, педиатрического здоровья и поставщиков услуг по уходу за детьми редко выявляют или направлять детей в возрасте до 5 лет в психиатрические службы », — говорят Ософски и Либерман.В их исследовании приводятся статистические данные Министерства здравоохранения и социальных служб США за 2008 и 2010 годы, показывающие, что 79,8 процента детей, умерших от жестокого обращения и отсутствия заботы, были моложе 4 лет, и что первый год жизни является наиболее опасным. В документе также исследуется влияние бедности и указывается, что предыдущие исследования показали, что «каждый пятый ребенок в бедности имеет диагностируемое психическое расстройство».

Среди рекомендаций исследователей:

  • Расширить ранний скрининг младенцев и детей ясельного возраста для выявления проблем психического здоровья, таких как нарушения взаимоотношений, депрессия и проблемы саморегуляции.

  • Обучать специалистов в области психического здоровья, педиатрии, дошкольного образования, защиты детей и других смежных профессий распознавать факторы риска и обеспечивать, чтобы программы бакалавриата, магистратуры и повышения квалификации включали материалы по психическому здоровью младенцев.

  • Интегрировать консультации по психическому здоровью младенцев в программы для родителей, ухода за детьми, дошкольного образования, услуг по охране здоровья детей и услуг на дому.

  • Укажите страховые полисы и политики оплаты Medicaid, чтобы обеспечить покрытие для профилактики и лечения психических расстройств у младенцев и детей ясельного возраста.

Статьи

«Призыв к интеграции проблематики психического здоровья в системы помощи пострадавшим и оставшимся без присмотра младенцам и детям младшего возраста