Разное

Примеры толерантности: Толерантность — что это такое? Виды толерантности и примеры из жизни. Понятие интолерантности

Молчать или критиковать: когда необходимо быть толерантным и в каких случаях это опасно?

Здоровье

Термин «толерантность» уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Его часто используют журналисты, политики, блогеры, различного рода активисты и обычные люди в ежедневном общении. При этом в разных случаях одни всячески призывают к толерантности, в то время как для других это слово является чуть ли не ругательным. Феликс Банщиков, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, помогает беспристрастно разобраться: всегда ли уместно быть толерантным? В каких случаях терпимость имеет опасные последствия? 


Сам термин пришел в обиход из биологии. Буквально под толерантностью понимается нечувствительность, устойчивость к чему-либо. Например, толерантностью к алкоголю называется максимальная доза этилового спирта, которую человек может употребить без последствий в виде крайней степени опьянения или отравления. У больного алкоголизмом толерантность к алкоголю обычно в три-четыре раза выше, чем у обычного человека. Поэтому алкоголик может принять значительно большую дозу спиртного, не рискуя свалиться с ног или серьезно отравиться. Другой пример: толерантность к глюкозе – это концентрация глюкозы в крови, при превышении которой поджелудочная железа начинает вырабатывать инсулин для переработки излишков сахара. Соответственно, значительное повышение толерантности к глюкозе означает наличие у человека сахарного диабета.  

Однако обычно мы употребляем термин «толерантность» применительно к социальным аспектам нашей жизни. В таких случаях речь идет о социальной толерантности, которая чаще всего приравнивается к понятию «терпимость». Тем не менее, если углубиться в этот вопрос, можно отметить, что терпимость – это скорее следствие неких установок, которое проявляется в нашем поведении. А сутью социальной толерантности является наша внутренняя сознательная или бессознательная нечувствительность, устойчивость к собственному эмоциональному неприятию различных вещей в соответствии с общепринятыми (реальными или навязываемыми) социальными нормами.

Отсюда при наличии толерантности и проявляется наша терпимость к представителям иной веры или людям с другим цветом кожи, гендерной принадлежностью или сексуальной ориентацией.

Пожалуй, первым широко известным сводом правил толерантного поведения были десять библейских заповедей. Те самые «не убивай», «не укради», «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего…» и т.д., поскольку, чтобы выполнять эти заповеди, люди должны были подавлять собственные эмоциональные порывы и следовать предлагаемым правилам. В сущности, любой свод законов, писаных или неписаных, когда-либо принимавшихся в истории человечества, формировал в народных массах различные виды толерантности. Исторически это имело целью защитить интересы прежде всего привилегированных слоев общества, имеющих власть. Так, например, идея божественного происхождения верховной власти культивировалась еще со времен Древнего Вавилона: «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (Законы Хаммурапи, 1790 г до н.

э.). Подобные социальные постулаты, господствовали в Греции, Китае, Японии, Египте и значительно позже в христианской Европе и на Руси. При отсутствии терпимости к социальному неравенству не могло бы существовать рабства, исключительного положения аристократии и даже понятия частной собственности. Поэтому все бунты и революции совершались людьми, абсолютно не толерантными к тем явлениям, против которых они выступали. 

Мы живем в обществе, которое популяризирует принципы гуманизма и социального равенства. При этом очевидно, что все люди изначально не равны между собой.

Они отличаются по темпераменту, базовым характеристикам личности, уровню интеллекта и способности адаптироваться к окружающим условиям. К этому списку также прибавляются различия в гормональном балансе, физической силе, цвете кожи и разрезе глаз. На биологические особенности неизбежно накладываются социальные: разница в воспитании, культуре, религии, уровне образования и прочих аспектах. Благодаря такому количеству различий неравенство заметно усиливается. И только толерантность к этим свойствам позволяет людям жить рядом друг с другом, образуя то самое общество социального равенства и гуманизма.

Получается, основная задача толерантности – обеспечивать мирное сосуществование большого количества людей в рамках государств и различных обществ. 

Если каждый человек будет жить и взаимодействовать с другими, руководствуясь исключительно собственными понятиями о том, как все вокруг должно быть устроено, а тем более собственными эмоциональными реакциями, то неизбежно наступит хаос. И в этом беспорядке не будет места ни государству, ни какой-либо другой разновидности развитого общества. Разумеется, биологического и психологического равенства между людьми не существует. Но все же люди не настолько отличаются друг от друга, чтобы одни были достойны править и вершить судьбы, а другие – всего лишь быть слугами или рабами.

Толерантность начала выполнять функцию сохранения общества не в современном мире. Она решала эту задачу во все периоды истории, при любом государственном и общественном строе. Толерантность всегда навязывалась народным массам с помощью религиозных, культурных или законодательных норм. Просто в разное время ее вектор менял направление в зависимости от структуры общества и характера верховной власти. По этой же причине любая свершившаяся в истории революция не носила характер разрушения самого принципа социальной толерантности. Революции всего лишь меняли список тех вещей и явлений, к которым каждый член общества отныне должен быть толерантным. Любопытно, что история знает множество случаев, когда с целью развития или укрепления некоего сообщества использовался и другой инструмент, антипод толерантности – своеобразная «антитолерантность», ситуация, при которой в людях формируется активная, а нередко и агрессивная нетерпимость к чему-либо. Примерами такой «антитолерантности» могут служить преследования еретиков в средневековой Европе или официальная идеология немецкого национал-социализма в 30-х 40-х годах прошлого века. 

 

В дикой природе не существует социальной толерантности.

Многие представители животного мира образуют сообщества, как правило, не больше, чем отдельная стая. Это один из механизмов сохранения биологического вида. При этом в любой стае отношения между ее членами строятся на жесткой иерархии, где доминируют наиболее сильные и агрессивные особи. Человеческий вид способен выживать и даже быть вершиной пищевой цепочки только в условиях развитой цивилизации, которая невозможна без образования больших сообществ людей. Поэтому нам совершенно необходимо проявлять толерантность к друг другу. В ином случае мы сможем существовать только в виде отельных небольших племен, как это было когда-то давно, на заре развития homo sapiens. Однако, есть и обратная сторона медали. В современном обществе, на волне гуманизма и социального равенства то там, то здесь появляются призывы быть толерантными к явлениям, которые не только не укрепляют общество или государственность, но даже делают их менее здоровыми. Всякий раз это касается вещей, которые внутренне неприемлемы для значительной части членов социума.
И в большинстве случаев такие ситуации неоднозначны, что ведет за собой возникновение горячих споров и дискуссий о толерантности. 

Рассмотрим пример, который ярко характеризует неоднозначность и спорность проявления терпимости к некоему явлению. В классификации психических расстройств DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), официально принятой Американской Психиатрической Ассоциацией, в разделе «Педофилия» написано буквально следующее (перевод с англ. авторский): «Если человек, испытывающий выраженное сексуальное влечение к детям младше 13 лет, согласно самоотчету и объективным данным, не испытывает чувства вины, стыда или тревоги и функционально не ограничен своими импульсами сексуального влечения, если при этом он, согласно самоотчету и юридически зафиксированным записям, никогда не действовал в соответствии со своими импульсами сексуального влечения, то его следует считать не больным педофилией, а лицом с педофильской сексуальной ориентацией».

 Таким образом, упомянутая классификация, а значит и официальная государственная идеология и законодательство США, в части случаев признает сексуальное влечение к детям просто особой сексуальной ориентацией (как, например, гомосексуальная ориентация), то есть вариантом нормы. Оставим в стороне оценки этого факта и просто задумаемся: а действительно ли правильно проявлять толерантность к таким людям, как это в частности призывает делать американское государство и профессиональное медицинское сообщество? Однозначного ответа на этот вопрос конечно же не существует. 
 

Тогда в каких случаях проявлять толерантность – правильно? Разумеется, каждый сам должен решить, когда проявлять нетерпимость, а в каких случаях нужно быть толерантным. Только при этом необходимо помнить следующее: 

  1. Толерантность – это прежде всего устойчивость к естественным человеческим эмоциональным импульсам неприятия, неудовольствия, агрессии и т.п.
  2. Никто из нас не рождается толерантным. Толерантность чаще навязывается нам извне или мы можем формировать ее внутри себя сами.
  3. Мы проявляем толерантность либо бессознательно, впитав необходимость соответствовать нормам господствующей морали и нравственности, либо сознательно, поступая в соответствии с действующим законодательством или собственными умозаключениями.
  4. Толерантность позволяет людям мирно сосуществовать друг с другом. Но в ряде случаев также она способна разобщать людей и формировать процессы, которые негативно влияют на сообщество или государство.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Анастасия Лазарева,

Идеи толерантности в художественной литературе России

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности. В ее основе лежит равенство людей в своих достоинствах и правах.
Книги, представленные на нашей виртуальной выставке, расскажут вам о художественных произведениях русской и современной литературы на тему толерантного отношения ко всему, что нас окружало, окружает и будет окружать. Это – доброта, согласие, мирное сосуществование государств, людей, народов.
Романы, повести, рассказы, басни, конечно, известны вам, но мы хотим напомнить о них в связи с 25-летием принятия этого важного документа. Ведь эти произведения оставили неизгладимый след в нашей литературе.

Тургенев И. С. «Отцы и дети».

Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» мастерски охватил сразу несколько больших тем. Это и взаимоотношения отцов и детей, их идеи о смысле жизни, становление личности, социальное неравенство. Конечно, с учетом того времени охватил проблему революций и народного недовольства. Однако во всем этом многообразии тем во главе всего стоит – толерантность.

Как сказано во вступительном слове к нашей выставке, толерантность – это терпимость, умение слушать чужое мнение, снисходительно и уважительно относиться ко всему и всем. А вот этого очень не хватает главным героям – Павлу Кирсанову и Евгению Базарову.
И. С. Тургенев на протяжении всего романа, рассматривая мировоззрения персонажей, порождает споры между ними. Писатель хотел показать в романе то, что отсутствие толерантности несет за собой разрушительные последствия: от раздоров в семье до мировых революций. Николай Кирсанов является ярким примером толерантного мироощущения в этом произведении. Николай – хороший отец, любит сына, интересуется его идеями и мнением, также с почтением относится к Базарову и его суждениям. За терпение и мягкий нрав Тургенев вознаградил Кирсанова, обеспечив ему спокойную светлую старость в кругу любящей его семьи.
Павел Кирсанов – образованный, порядочный, воспитанный человек. Базаров тоже умный, получивший хорошее образование, квалифицированный доктор. Но у него свой, неоспоримый взгляд на все окружающее. Он отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки, стремится к равенству и демократии, но не признает природу и красоту как источники духовного развития человека. Базаров утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
В этом то и есть смысл примирения взглядов, чтобы взять все лучшее и правильное от одного и другого персонажа романа, сравнить их суждения, в чем-то согласиться и с тем, и с другим. Это непростая задача, но ведь для нас главное – прийти к гармонии и благополучию. Вот в этом толерантность по Тургеневу.

Р1 Т87
529020 — АБ
Тургенев И. С. Отцы и дети : роман / И. С. Тургенев ; авт. вступ. ст. Ю. В. Лебедев. – Москва : Синергия, 2000. – 448 с. – (Новая школьная библиотека).

Гончаров И. А. «Обломов».

Еще одним произведением, о котором необходимо упомянуть в контексте темы толерантного поведения – роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Главный герой Илья Ильич Обломов весь день не встает с кровати. За него все делает его слуга Захар, преданный хозяину, выполняющий часто черную работу, и искренне ему сочувствующий. Захар бессилен помочь Обломову превратиться в деятельного человека, интересующегося окружающим миром. Таким запасом терпеливости, как Захар, обладают немногие герои классической русской прозы XIX века.
Илья Обломов замкнут в своем мире воспоминаний о детстве, мечтах, снах; они заменяют ему жизнь настоящую; это вызывает непонимание друзей и знакомых. Все остальные герои романа терпимы пo отношению к Илье Ильичу. Особенно Ольга Ильинская. Личность она незаурядная, ее отличает природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Гончаров дает точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают нам понять особенность ее незаурядной натуры: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка». Она вполне может служить образцом женщины, умеющей найти компромисс в любой ситуации.
Роман полюбился читателю. Ведь Обломов интересен тем, что он был похож на доброго и нежного ребенка, который был способен на милосердие.
Очень подкупает искренность в Илье Ильиче. Он не считал нужным притворяться и стесняться кого-либо. Обломов не стал чиновником, он не достиг в жизни высот, однако и не старался выдать себя за того, кем на самом деле не являлся. Вот только одно мешает Обломову жить достойно и окружать себя хорошими людьми – лень. С этим трудно не согласиться. Все поправимо, и есть люди, желающие помочь нашему герою, а это главное, особенно в контексте нашей темы.

Р1 Г65
528528 — АБ
Гончаров И. А. Обломов : роман / И. А. Гончаров. – Москва : Полиграфресурсы, 2000. – 462 с.

 Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы».

Эта книга стала итоговым произведением всей писательской жизни Ф. М. Достоевского. Достоевский начал писать роман в июле 1878 года. Произведение впервые было напечатано в журнале «Русский вестник». Непростая философская направленность книги явилась спорной в общественно-политической и философской мысли той эпохи.
Роман стал итогом осмысления всей жизни Достоевского, он имеет сложную структуру написания. Он наполнен раздумьями и впечатлениями последних лет жизни писателя. События в книге происходят в течение двух недель. В это короткое время вмещается столько историй, конфликтов, идейных разногласий, что создается ощущение прочтения нескольких произведений на темы философской и семейно-бытовой драмы.
Основной сюжет романа заключен между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и судом над Дмитрием Карамазовым. Достоевский явно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.
Роман состоит из двенадцати частей. Главные герои этого произведения – отец и трое его сыновей. Такая сюжетная линия произведения появилась у Ф. М. Достоевского после его знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца.
Писатель стремился глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, обнажить их душу, понять мотивы нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Повороты сюжета, конфликты интересов, водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.
Достоевский показал в «Братьях Карамазовых» формулу русской души с ее разрушительной и созидательной силами. Русский человек представляется Достоевскому как вечно блуждающий в плену ложных ценностей.
В образах трех братьев он показал основные тенденции развития русского общества: отмирающее барство и общую вину и расплату за все совершенное.
В одном из писем Достоевский сказал: «Роман, который пишу теперь («Братья Карамазовы»), поглощает все мои силы и всё моё время…Пишу не гоня, не комкая дела, переделываю, чищу,… ибо никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».
Алексей Карамазов – главный герой романа, и он олицетворяет христианскую веру. Через неё мы видим всех действующих лиц, где каждый со своим отношением к Богу. Действия всех героев рассматриваются через их отношение к православной вере.
Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий, каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души.
Отец братьев Карамазовых, помещик Фёдор Павлович, – человек, который всегда был заинтересован в получении денежной прибыли; несовестливый, для него всё дозволено. От этого происходят все несчастья в семье Карамазовых. Сам он погибает по этой же причине, из-за своей нравственной несостоятельности.
Основные персонажи романа ищут спасения и прощения, иначе как испытать настоящую христианскую радость бытия. По мнению Достоевского, жизнь не обрывается на земле, а только даётся нам для приобретения того, с чем пойдем к Богу.

Р1 Д70
503677 — АБ
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998. – 800 с. – (Б-ка мировой классики).

Крылов И. А. «Басни».

В русских баснях тоже есть идеи толерантности. Творчество знаменитого баснописца И. А. Крылова наглядно иллюстрирует нам это. Вот как он обосновывает это понятие: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…». Согласие, компромисс, мирное отношение друг к другу, – вот то, что устанавливает атмосферу дружелюбия и взаимопонимания.
Иван Андреевич Крылов сделал басню не только остросатирическим произведением, но и поднял ее на небывалую высоту. Его произведения оригинальны, высокохудожественны, и конечно они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов сатирически изображал конкретные события и определенные исторические личности.
В басне «Квартет» он высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Поэт обращает свою сатиру против болтунов и неучей. Фразы из его произведений стали афоризмами. Как же часто, особенно сейчас, их стали использовать практически во всех сферах деятельности. А ведь, действительно, когда они уместны и кстати произнесены, имеют большое влияние на присутствующих: «А вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесь».

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Эта небольшая по объему басня Крылова, благодаря лаконичности, таланту вместить в маленькое большой смысл, стала очень популярной.
Его произведения, написанные на конкретные события, стали подходящими практически к любому событию нашей жизни. Перечитайте Крылова, и вы убедитесь, что он стал еще актуальнее сегодня.

Р1 К85
495005M — АБ
Крылов И. А. Басни Крылова : полное собрание с 75 рисунками Н. В. Денисова / И. А. Крылов. – Москва : Рипол, 1997. – 315 с.

Приставкин А. И. «Ночевала тучка золотая».

Военная детдомовская тема в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая» стала для нас детской памятью о войне. Это выстраданные, наболевшие воспоминания, которыми делится с нами автор.
Беспризорное детство как образ жизни и судьбы главных героев повести. Братья Колька и Сашка – это своего рода братство как форма и способ человеческого существования. Тому есть сюжетное подтверждение, когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат.
Обстоятельства жизни героев повести очень страшные. Детдомовцы борются за выживание, героически борются.
Детдомовцы, колонисты, беспризорники. Они переселились на Кавказ и теперь стали чужаками. В военное время с Северного Кавказа изгоняли в вечную ссылку целые народы. И в это безумие попали дети из Подмосковья.
Как непросто им было уживаться вместе, через какие испытания прошли братья, чтобы выжить. Это были не только физические испытания, но конечно и нравственные. Как же в этом ужасе людском не озвереть, а попытаться понять поступки и поведение других людей, взрослых и детей.
Смелость, готовность в опасных ситуациях помочь, не растеряться – основная тема повести. Тема толерантности проходит через все произведение, и сейчас как никогда своевременна. Память о трагических ошибках прошлого, предупреждение всем нам – не повторить в будущем вражду между народами.

84(2Рос=Рус)6
П77
640778 — АБ
Приставкин А. И. Ночевала тучка золотая : [повесть] : [12+] / А. И. Приставкин. – Москва : АСТ, 2019. – 286 с. – (Классика для школьников). – (Школьное чтение).

Некрасов В. П. «В окопах Сталинграда».

Виктор Некрасов воевал под Сталинградом, был дважды ранен. Тем и интересна его повесть «В окопах Сталинграда», что написана непосредственным участником войны.
Повесть написана в стиле дневниковых записей.
Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от выпускника института к опытному командиру батальона.
Читатель становится как бы участником военных действий, идет шаг за шагом за главным героем.
Стиль авторского повествования В. П. Некрасова четкий, лаконичный, без прикрас и излишеств. Сам автор очень переживает за судьбу главного героя.
Эти слова определяют тему повести и ее содержание: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее разрушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть».

Р2 Н48
526454 — АБ
Некрасов В. П. В окопах Сталинграда : [повесть и рассказы] / В. П. Некрасов ; предисл. В. Кардина, с. 5-22. – Москва : Панорама, 2000. – 507 с. – (Русская литература. XX век).

Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном».

«Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
«Берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно», – эти фразы из писем замечательного российского ученого-литературоведа, историка культуры, текстолога, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева.
По мнению Д. С. Лихачева, главное достоинство в человеке – это доброта, постоянная потребность помогать другим и находить в этом радость.
Основой доброты являются забота и сострадание. Забота объединяет, скрепляет дружбу, жителей села, города, страны. Каждый человек ощущает её с первых дней своей жизни, когда о нём заботятся родители.
Сострадание также является важным качеством человека, благодаря которому он осознаёт своё единство с миром, ответственность за близких, природу, культурные памятники, за уважение к памяти.
Каждый из нас с вами, имевший добрую цель в жизни, – запомнится надолго.
Д. С. Лихачев обращается в своих письмах в основном к молодёжи. С высоты своего жизненного опыта он пытается показать, как важно ставить правильные цели, думать о людях, не быть самовлюблённым эгоистом. Только такой путь может преодолеть зло в мире, сделать людей счастливыми. Его письма – это жизненные уроки, которые нам просто необходимо усваивать и усваивать, несмотря на то, в каком возрасте мы сейчас находимся. .

87.713 Л65
302518M — КХ
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном : для среднего и старшего школьного возраста / Д. С. Лихачев. – Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1989. – 134, [2] с.

Лиханов А. А. «Солнечное затмение».

Пройдя через непростые испытания, дети, два маленьких человека смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. А символом бед, проблем в одноименной повести Альберта Анатольевича Лиханова стало солнечное затмение.
«Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит один из главных героев повести Федя. Так оно и есть – трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!
Героиня в повести передвигается в инвалидной коляске, большую часть жизни она проводит в интернате, тяжёлое воспаление лёгких возвращает Лену домой. Её привычная жизнь рушится.
Лену очень оберегали родители, старались создать ей комфортные условия. Но Лена нашла в себе силы жить дальше и даже встретила свою любовь в лице Федора.
Повествование позволяет нам сопоставить жизнь двух подростков. В повести нет скидок на возраст, юные люди живут в одном общем, непростом мире. Подростки решают непростые проблемы чести, долга, верности и, конечно, любви.
Лена успела пожить и в интернате. Она там чувствовала себя равной среди своих сверстников. Там смогла проявить свои лидерские качества.
Героиня не выносила конфликтов. Все знали, что лучше не ссориться при девочке. Лене было там легко, она не чувствовала своей ущербности. А дома всё оказалось сложнее. Образ дома наполняется иным содержанием, в нем настораживает единство счастья и горя, гармонии и разлада.
А. А. Лиханов подвергает своих героев испытанию любовью. Они вместе смотрят солнечное затмение, и Лена произносит такую фразу: «Все беды – это солнечное затмение, а жизнь – само солнце. .. Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно… Ты меня понимаешь?»
Эти дети – очень сильные люди, они помогли друг другу. Ведь все люди нуждаются в милосердии и любви. Но особенно нуждаются в тепле и участии те, кто лишен возможности свободно воспринимать этот мир. Благодаря таким ценностям, как сострадание, милосердие, люди побеждали и продолжают побеждать неизлечимые недуги.

Р2 Л65
312865 — КХ (Т.2)
Лиханов А. А. Избранное : в 2 т. / А. А. Лиханов. – Москва : Молодая гвардия, 1979. Т. 2 : Солнечное затмение : повести, роман, 1979. – 445 с. : ил.

Закруткин В. А. «Матерь человеческая».

Гитлеровские войска в сентябре 1941 года далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. На занятой немцами территории остался в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Фашисты спалили хутор, угнали людей в Германию, а мужа и сына Марии повесили.
Содержание повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами, и умершую к утру.
Эта повесть о женщине, силу воли и доброту которой не смогли сломить жернова истории. Благодаря образу главной героини произведение стало хрестоматийным. Главными темами этого произведения стали ужасы войны, доброта, милосердие и, конечно, материнство. Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени. Сам писатель увидел такую женщину на одном из хуторов в 1943 году, она и стала прототипом главной героини повести. Произведение В. А. Закруткина экранизировано, его изучают в школе.

Р2 З-20
271221M — КХ
Закруткин В. А. Матерь Человеческая : повесть / В. А. Закруткин ; [худож. А. Зыков]. – Москва : Современник, 1985. – 181 с.


Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо».

Эта повесть стала одной из самых знаменитых и любимых в русской советской литературе. Наверное, не найдется такого читателя и зрителя (произведение экранизировано), кто бы не заплакал, глядя на судьбу собаки, поражаясь её верности и преданности.
Хозяин пса – Иван Иванович – большой души человек, любитель природы. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью», – говорят в народе».
Мы вместе, как-бы вместе с Иваном Ивановичем, ходим на охоту, воспитываем Бима, учим его различным командам. А для этого надо иметь необыкновенный талант описания, чтобы читатель погрузился в это повествование. Таким талантом и обладал Гавриил Николаевич Троепольский.
Сюжет довольно прост: шотландский сеттер Бим живет в квартире со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака остается у соседки. По недосмотру Бим выскакивает из квартиры, оказывается на улице и отправляется на поиски Ивана Ивановича.
«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью… Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего», – пишет Г. Н. Троепольский в своей повести.

Р2 Т70
210943M — КХ
Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное Ухо : повесть : [для среднего и старшего возраста] / Г. Н. Троепольский ; [худож. А. Слепков]. – Москва : Детская литература, 1979. – 319 с.

Свобода и доверие – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!

15 Примеры толерантности (2022)

Толерантность – это способность принимать и жить с другими такими, какие они есть. В жизни есть много вещей, в которых люди различаются, и наше признание этого разнообразия в жизни жизненно важно для совместной жизни на глобализованной планете.

Например, понимание и принятие различных мнений в обществе о религии или политике (даже если вы не согласны) — это терпимость.

Все чаще одной идеи терпимости считают недостаточной: терпеть означает улыбаться и терпеть, даже если вам это не нравится. Вместо этого мы движемся к принятие , термин, который имеет менее негативные коннотации.

Ниже приведены некоторые примеры терпимости, которые вы можете применять в своей жизни, начиная с сегодняшнего дня!

Примеры толерантности

1. Принятие народных традиций и религий

Люди принадлежат к разным религиям и поклоняются своему богу по-своему. Эти системы верований и традиции могут показаться вам странными или даже совершенно неправильными, но тогда вы должны понимать, что до тех пор, пока люди не причиняют вреда другим, они имеют право исповедовать свою религию.

Примером нетерпимости в данном случае является противодействие человека, носящего хиджаб. Нетерпимый человек нетерпим к мусульманину, потому что он или она чувствует себя оскорбленным религией, которую они не понимают.

Толерантный человек, с другой стороны, должен знать, что ценность человека и гуманность выходят за рамки его религии. Они приходят с другой точки зрения, и их выбор носить определенную религиозную одежду — это их выбор, а не ваш.

2. Принятие ЛГБТКИ+ людей

Людей привлекают разные типы людей, и существует широкий спектр полов. Некоторые люди могут показаться вам странными, но как терпимый человек вы бы сказали, что люди могут отличаться от вас.

Люди, которые не идентифицируют себя так же, как их пол при рождении, существуют в этом мире и имеют такое же право быть частью нашего общества, как и все остальные. Поскольку мы живем в разнообразном обществе, необходима терпимость. Это просто означает относиться к ним с равенством и достоинством, даже если вы не являетесь частью их сообщества.

3. Принятие политической позиции народа

Сегодняшняя политика вызывает разногласия, особенно в странах с демократией. Избиратели из разных политических лагерей смотрят друг на друга с пренебрежением.

Толерантный и зрелый человек может начать уважать, что умные люди приходят к разным выводам о политике. (И, даже если чья-то позиция кажется вам неразумной, это их право придерживаться этой точки зрения!).

Печально, что некоторые дружеские и семейные отношения должны были прекратиться из-за политических разногласий, но это отражение разделения, которое произошло в нашем гражданском обществе в последние десятилетия.

4. Йимбиизм

Йимби означает «Да на моем заднем дворе». Это ответ на нимбизм (не на моем заднем дворе).

Нимби — представитель высшего среднего класса, выступающий против доступного жилья или расового разнообразия в своем районе. Часто это прогрессисты, которые утверждают, что они толерантны, но на самом деле не хотят делить сообщество с людьми, которые не так богаты, как они.

Йимбизм — это ответ. Это люди, которые говорят, что хотят более разнообразного района (как с точки зрения класса, так и расы). Они поддерживают инициативы по доступному жилью в своих районах.

5. Включение субкультурных групп

Исторически моральная паника возникала, когда субкультурным группам не доверяли из-за того, как они выглядят или ведут себя.

Например, в Великобритании в 1970-х годах была широко распространена моральная паника по поводу рок- и панк-музыки. Многие родители опасались, что это «развратит» молодежь.

Сегодня идея о том, что The Ramones или The Who являются причиной каких-либо социальных проблем, кажется смехотворной. Но когда на сцену выходят новые субкультуры, истеблишмент часто встречает их с недоверием и пренебрежением. Это, конечно, произошло ранее с Элвисом и 19Рок 50-х тоже.

6. Толерантность к дресс-коду

Ранее я приводил пример терпимости к хиджабам на Западе как признак толерантного общества.

Некоторые страны, такие как Франция и провинции, такие как Квебек, предприняли шаги, чтобы объявить их вне закона. Можно утверждать, что это свидетельствует о недостатке терпимости . Квебек, в частности, использовал аргумент о том, что хиджаб противоречит либеральным ценностям, а это означает, что эта тема является спорной и может рассматриваться с разных точек зрения.

Но есть еще и вопрос о том, что более консервативные общества принимают женщин в бикини. Например, если вы прогуляетесь по Аеху в Индонезии, женщины должны будут прикрываться. Либеральные женщины тоже могут найти это оскорбительным, так что есть две стороны одной и той же медали терпимости к другим!

7. Интегрированные школы

В Соединенных Штатах многие школы оставались разделенными по признаку расы вплоть до 1950-х и 60-х годов. Интеграция школ была признаком роста терпимости в американском обществе.

Как и многие гражданские права, это не обошлось без борьбы. Многие люди — черные и белые — протестовали и активно выступали за интеграцию школ, утверждая, что если дети будут расти вместе, тогда будет больше доверия, уважения и терпимости между различными этническими и расовыми группами в обществе.

8. Принимать людей, с которыми вы не ладите на работе

Один из самых распространенных случаев, когда нам приходится проявлять терпимость, — это когда нам приходится мириться с неприятным коллегой на работе.

Терпимость может означать, что вам нужно смириться с тем, что ваш коллега на совещании произносит длинную обличительную речь по теме, которую вы не считаете актуальной или полезной. Это также может означать, что в университетском проекте вам нужно найти способ включить точки зрения членов группы, с которыми вы не согласны.

9. Свобода слова

Свобода слова является фундаментальным стержнем толерантного общества. Если мы посмотрим на диктатуры по всему миру, первое, что теряют эти общества, — это свобода высказываться против истеблишмента.

Свобода слова означает терпимое отношение к праву других людей говорить то, что они хотят, даже если вам это не нравится. Это означает позволять людям делиться твитами, которые вы считаете неудобными, позволять людям носить оскорбительную одежду и шутить, которые могут оскорбить.

Сегодня много спорят о том, где провести черту свободы слова. Речь может обидеть и даже причинить людям много мучений. Но отсутствие свободы слова также ведет к падению демократии.

10. Принятие права жить так, как вы хотите

У людей есть права. Например, люди имеют право на питание, неприкосновенность частной жизни, безопасность, кров и т. д. Они имеют право быть счастливыми и жить достойно.

Некоторые нетерпимые люди, похоже, не понимают основных принципов прав человека. Например, нетерпимый человек может отказать кому-то в праве выражать свою культуру. Правильнее всего уважать право человека на выбор и право на жизнь при условии, что это осуществление прав не нарушает закон.

11. Принятие народной этнической принадлежности

Сегодня многие страны созрели для уважения этнического разнообразия. Общества становятся все более мультикультурными, и в результате все чаще требуется терпимость.

Толерантность к этнической принадлежности означает, что вы не относитесь к кому-либо предвзято только из-за цвета кожи или происхождения. То же самое и со стереотипами: не следует предполагать, что только потому, что кто-то принадлежит к определенной этнической группе, он будет придерживаться определенных убеждений или представлять угрозу для кого-либо.

12. Принятие поведения людей

Этот тип терпимости относится к проявлению терпения, когда люди делают что-то, что вас беспокоит. Например, сосед, у которого во дворе есть храм.

Терпимость в этой ситуации означает признание того, что они могут делать все, что хотят, на своем заднем дворе, если это не является грубым или ощутимо разрушительным.

Конечно, если люди устраивают вечеринки почти каждый день, вы тоже имеете право пожаловаться. В другом случае в некоторых семьях могут быть дети, и дети могут шуметь во время игры. Крики на этих детей могут быть истолкованы как проявление нетерпимости.

13. Принятие бедных и угнетенных

Некоторые люди бедны, и, к сожалению, есть даже низший класс бездомных, грязных или вонючих людей. Мы можем пересекаться с этими людьми на публике.

Нетерпимость к этой ситуации означает, что вы их не любите и не хотите их видеть рядом. Вы хотите, чтобы они ушли из вашего сообщества как можно скорее!

В некоторых случаях вы имеете право пожаловаться, особенно если они спят перед вашим рестораном. Однако испытывать отвращение и обижаться при одном только виде кого-то, кто принадлежит к другому социальному классу или потому, что он бездомный и забитый, нетерпимо.

14. Приспособления для инвалидов

Если в прошлом общество, как правило, игнорировало инвалидов, то сегодня общество пытается найти для них разумные приспособления. Это отражение растущего принятия различий.

Например, человеку с инвалидностью может потребоваться некоторое время, чтобы подняться по лестнице. В этом случае вы должны быть терпимы, а значит, вы должны проявлять терпение и ждать позади этого человека.

То же самое происходит с людьми, которые кажутся медлительными в умственном отношении — вам нужно проявлять терпимость, если они медлят с заказом или выполнением транзакции.

15. Принятие предпочтений других

Не всем людям нравится то же, что и вам. Вам может нравиться рэп, а вам рок. Им могут нравиться фантастические романы, а вам нравится черный юмор.

Нетерпимый человек может указать, что выбор другого человека дешев или неразумен. Это, конечно, причиняет боль другим, кто это слышит. На самом деле никто не прав в том, что касается художественных предпочтений. То же самое касается выбора одежды.

16. Принятие личностных различий

Люди имеют разные характеры. У людей разные причуды, выбор, юмор и идеалы в жизни.

Терпимость к чьей-либо личности означает не отталкивать и не отталкивать кого-то только потому, что он отличается от вас. Люди должны научиться принимать свою уникальность, например, то, как он смеется, разговаривает, улыбается и т. д. Без такого уровня терпимости вы только вызовете ненужное волнение в своей группе.

Заключение

Толерантность делает общество мирным. Без этого данное общество, в котором смешаны разные люди, будет находиться в бесконечном конфликте.

Толерантность – это то, чему школы, церкви и родители должны учить своих детей. Нетерпимость должна быть пресечена в зародыше как можно скорее. В противном случае дети вырастут необоснованно враждебными по отношению к окружающим.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

5 основных типов допусков (с примерами)

Существуют различные типы допуска в зависимости от области, в которой он отражается. Они подчеркивают социальную, расовую, сексуальную, религиозную и мыслительную терпимость.

Толерантность считается социальной ценностью, позволяющей создать пространство гармоничного сосуществования людей с разными характеристиками и образом жизни.

Речь идет о признании прав других и принятии поведения, отличного от их собственного.

Толерантность основана на взаимодействии людей с разными характеристиками. Это предполагает готовность избегать конфликтных ситуаций и действовать инклюзивно.

Важность толерантности заключается в концепции пространств признания, которые, несомненно, создают среду для обогащения, совместной работы и прогресса.

Наиболее распространенные типы терпимости и примеры

Мыслетерпимость

Основой терпимости к мысли или идеям является понимание возможности того, что другие люди имеют убеждения, отличные от их собственных, и принятие гармоничного сосуществования с ними. эти люди, хотя мышление у них иное, и даже вопреки тому, что исповедует один человек

Принципы, на которых человек основывает свои идеалы, могут возникать как следствие различных аспектов: моральных основ семьи, социального опыта, научных исследований или знаний, полученных на рабочем месте, среди прочих сценариев.

Учитывая разный диапазон верований и идеалов, которые могут быть у людей, терпимость становится необходимой, чтобы сосуществовать в одном контексте и даже быть готовым к взаимному обогащению.

Пример

В стране сосуществуют люди, у которых могут быть разные представления о том, как лучше управлять государством.

Среди всех горожан можно найти людей, занимающих совершенно противоположные позиции, а также других, чей наклон мысли более примирительный.

Если вы хотите добиться прогресса в стране, вы должны быть терпимы к согражданам.

Принятие различий — это первый шаг к выработке концепции взаимопонимания и взаимопонимания, который приведет нас к признанию общей цели, существующей в данном случае: создать продуктивную и гармоничную среду, в которой граждане страны могут развиваться и быть счастливый.

— Расовая терпимость

Расовая терпимость связана с отношениями, которые могут существовать между людьми разных рас или национальностей. Речь идет о гармоничном взаимодействии с людьми разного расового происхождения.

Эти истоки включают как физические характеристики человека, так и формы поведения и коды, посредством которых развиваются эти люди.

Пример

Один из сценариев, в котором необходимо применять расовую терпимость, — это когда речь идет об интеграции иностранных студентов в учебное заведение в конкретной стране.

Иностранные студенты должны адаптироваться к новой культуре, а иногда и к другому языку и климату.

Широкая терпимость будет ключом к содействию адаптации этих людей к новой среде, представленной им.

Научно доказано, что высокий уровень толерантности положительно повлияет на этих иностранных студентов, позволит им лучше успевать и иметь лучшую успеваемость.

— Религиозная терпимость

В области религии терпимость связана с уважением и принятием различных религиозных убеждений.

Религии соответствуют формам понимания мира и отношения человека к явлениям, которые выше его понимания.

Существует множество религий, которые представляют разные точки зрения и обуславливают поведение людей.

Поскольку религия является неотъемлемой частью жизни многих людей, важно проявлять терпимость в этом отношении, поскольку это означает признание и уважение других.

Пример

Величайший пример религиозной нетерпимости проявляется во время Второй мировой войны, когда нацистская партия руководила в Европе преследованием и истреблением разных людей, особенно евреев.

В настоящее время Германия является страной, отражающей высокий уровень религиозной терпимости. Примером тому является проект «Дом одного».

Это предложение касается строительства в Берлине здания, в котором проводятся еврейские, мусульманские и христианские церемонии.

— Социальная толерантность

Социальная толерантность относится к принятию людей, принадлежащих к разным социальным классам.

Исторически было много случаев социальной нетерпимости, которая выражается в чувстве превосходства, которое некоторые люди имеют над другими, которых они считают меньшими, потому что у них меньше экономических ресурсов.

Социальная нетерпимость порождает обиды, предрассудки и страхи, которые ведут к важному разделению между людьми, что делает невозможным жить в гармонии, основанной на уважении и признании другого.

Пример

Университеты — это пространства, в которых люди имеют возможность взаимодействовать, приобретать общественное сознание, вступать в контакт с разными типами людей и иметь представление о том, каков мир с точки зрения разнообразия мыслей.

Возможно, что в одном университете живут люди из разных социальных слоев, которые вынуждены взаимодействовать, обсуждать идеи, обсуждать концепции и работать в команде.

Социальная толерантность в этой области имеет основополагающее значение для хорошей академической успеваемости и для закладки основ, поддерживающих более инклюзивное и уважительное общество по отношению к другим.

— Сексуальная терпимость

Этот тип терпимости связан с уважением между людьми разного пола и поиском конструктивного сосуществования с равными возможностями.

Эта классификация также включает признание сексуального разнообразия, основанное на том факте, что каждый имеет право решать о своих сексуальных наклонностях и о том, как он воспринимает собственную идентичность.

Пример

На рабочем месте обычно проявляется сексуальная нетерпимость, выражающаяся в назначении более низкой заработной платы женщинам по сравнению с мужчинами, даже если они выполняют ту же работу и обладают такими же способностями.

Однако терпимость растет, поскольку есть страны, которые изменили свою трудовую политику, признав трудовое равенство между мужчинами и женщинами.

Примером этого является Норвегия, где всем работникам платят одинаково, независимо от пола.

Ссылки
  1. Андраде, М. «Это страны с самым высоким и самым низким уровнем равенства в оплате труда мужчин и женщин» (7 мая 2016 г.) в Vice News. Получено 12 сентября 2017 г. с сайта Vice News: news.vice.com
  2. «Какие страны Латинской Америки платят женщинам лучше всего и хуже всего?» (28 апреля 2016 г.) на BBC. Получено 12 сентября 2017 г. с сайта BBC: bbc.com
  3. «Какие страны Европы самые расистские и толерантные?» В Antena 3. Получено 12 сентября 2017 г. с сайта Antena 3: antena3.com
  4. «Инициативы в Берлине за толерантность». и религиозное разнообразие» (1 июля 2015 г.) в Германии. Получено 12 сентября 2017 г. из Германии: deutschland.de
  5. Balint. P. «Важность расовой терпимости для борьбы с расизмом» (23 ноября 2015 г.) в Taylor and Francis Online. Получено 12 сентября 2017 г. Тейлором и Фрэнсисом в Интернете: tandfonline.com
  6. Лоуи, С. «Расовая терпимость» (1954 г.) в Национальном центре биотехнологической информации. Получено 12 сентября 2017 г. из Национального центра биотехнологической информации: ncbi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *