Что такое индивид и чем он отличается от личности – Конструктор Успеха
Содержание
- Кто такой индивид в социологии
- Человек, индивид и личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Личность
Что такое индивид? Это понятие часто встречается в социологии, обществоведении, психологии и биологии, но многие давно забыли его определение сразу же после окончания школы. Подойдем к вопросу с другой стороны. Что отличает человека от животного? Да, все знают, что люди формируют вид Homo sapiens, который звучит не менее гордо и на русском языке — «человек разумный».
Большая часть человеческих поступков определяется культурой, то есть она чаще всего оказывает фатальное влияние на принимаемые решения. Несмотря на это, ученые признают, что природа человека бинарна, то есть в нем сосуществуют социальные и биологические характеристики. Какие из них пересиливают — вопрос открытый. Из-за такой многогранности в научной среде были введены понятия, за которыми скрываются отдельные аспекты личности, помогающие в изучении человека: индивид, личность, индивидуальный. В статье подробно рассмотрим каждое из них.
Кто такой индивид в социологии
Индивид — это отдельный организм, который наделен качествами и характеристиками, отличающими его от других живых организмов. В широком смысле этого слова индивидом можно назвать не только человека, но и кота, ската, бактерию, корову, то есть вообще любой живой организм. Далее мы будем рассматривать частный пример человеческого индивида. Как уже говорилось выше, это понятие активно используется во многих областях науки.
Согласно определению, которое дается индивиду в социологии, им является абсолютно каждый человек. Не имеет значения, какого он пола, расы, вероисповедания или какой у него IQ. Это понятие характеризует человека, как отдельного представителя человеческого рода, носителя психологических, биологических и социальных качеств человечества. К последним можно отнести волю, интересы, потребности, разум.
Индивид обладает рядом характеристик, которые определяют его принадлежность к виду «человек разумный».
- врожденные;
- приобретенные на разных этапах взаимодействия с социальной группой.
Эти качества можно назвать отличительными чертами индивида. К примеру, человек отличается от кота или собаки, так как он может:
- ходить прямо;
- большой палец у него противопоставлен остальным, что позволяет осуществлять различную деятельность;
- он использует инструменты для работы;
- может созидать и даже проводить работу над ошибками, совершенствуя что-то, что было создано ранее.
Если действиями кота руководят инстинкты, то человек, который, как мы помним, по природе бинарен, помимо инстинктов руководствуется еще и желаниями, потребностями, интересами. При этом социальная мотивация иногда побеждает биологическую. К примеру, пожарный, спасая человека из горящего дома, рискует своей жизнью, подавляя инстинкт самосохранения.
Определение индивида в психологии имеет свои дополнения. Под индивидом подразумевают того, кто относится не только к человеческому роду, но и к определенной социальной группе. Психологи выделяют три вида свойств, которые помогают определить индивида:
- способность адаптироваться в социальной группе;
- личная позиция и сопровождающая ее активность;
- целостность психофизических черт.
Хотя и в психологии под понятием «индивид» подразумевается конкретный человек.
Человек, индивид и личность
Не каждый может ответить, в чем заключается отличие личности от индивида. Многие вообще ошибочно полагают, что они тождественны. Личность, индивид и индивидуальность — это три совершенно разных понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Чтобы осознать, в чем именно заключаются различия, нужно рассмотреть каждый по отдельности.
Если нарисовать прямую линию жизни человека, то сначала он становится индивидом при рождении, затем обретает индивидуальность и только после этого вырастает до личности.
Если выразиться проще, то индивидом рождается каждый, индивидуальность необходимо отстоять, а личностью становятся в процессе развития. Это этапы человеческого развития и роста. При достижении финиша многие отсеиваются, застревая на предыдущих ступеньках.
Индивид
Индивидом рождается любой человек. Он не может потерять этот статус с течением жизни и ему не нужно усердно трудиться, чтобы заслужить его. Человек с самого раннего детства вынужден соответствовать нормам и соблюдать правила, которые приняты в той социальной группе, где он растет и воспитывается.
Чаще всего дети берут пример со взрослых, то есть в основе процесса обучения лежит подражание другим индивидам. Как бы много социальных групп ни существовало на планете, для большинства из них основоположные истины едины. К примеру, убийство ни в России, ни в Бразилии или ЮАР не считается поступком, достойным человека. В результате развития между человеческим индивидом и индивидами других видов возникает пропасть.
Индивидуальность
Человек отличается от собаки или акулы, но помимо этого люди отличаются еще и друг от друга. Есть люди со схожими вкусами, но идентичных не существует. Даже близнецы, несмотря на внешнее сходство, имеют большие различия. Если индивид — это первая ступень на лестнице развития человека, то индивидуальность следует сразу за ней. Под этим понятием подразумеваются совокупность уникальных качеств, которые отличают одного индивида от другого внутри одного вида.
Индивидуальность объединяет таланты, умения, навыки, способности человека, которые являются врожденными, но раскрываются только в процессе развития и социализации, то есть адаптации к жизни в социуме. Индивид обретает свою индивидуальность, в процессе обучения жизни внутри социальной группы. Причем мало просто иметь зачатки талантов, их обязательно необходимо развивать в себе.
Личность
Личностью становится далеко не каждый индивид, даже если у него есть яркая индивидуальность. Вспомните, как именно человек развивается: он подражает, то есть копирует модели поведения других людей, которых считает авторитетами. Если между индивидом и индивидуальностью лежит процесс становления человека, то личность — это конечная стадия, высшая точка, к которой приходит только окончательно оформившийся индивид.
Первый признак личности — это самостоятельность. Когда человек впервые принимает собственное решение и возлагает на себя ответственность за его последствия, происходит рождение личности.
В социуме личности считаются наиболее эффективными единицами, так как они обычно ищут и находят нестандартные решения, ведут себя активно. В социальных группах они занимают самые «хлебные» места благодаря высокому уровню развития, самоорганизованности, ответственности. Дети, которых воспитывали животные («Маугли»), являются индивидами, но не могут называться личностями.
Понятие человеческий индивид объединяет социальное и биологическое начала. Оно ярко демонстрирует двойственность природы homo sapiens, но при этом позволяет обособить представителей одного вида от другого или противопоставить их (в данном случае человека разумного от остального живого мира).
Человек, индивид, личность — определения и различие понятий
Обществознание
12.11.21
8 мин.
Каждый человек в социуме имеет определенный статус как социальный, так и психологический: человек, индивид и личность – это разные понятия.
Оглавление:
- Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики
- Что характеризует человека как личность
- Чем отличается индивид от личности
- В чем проявляется индивидуальность человека
- «Индивид» и «индивидуум» — в чем разница
- Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
- Заключение
В зависимости от ситуации, человек одновременно может являться личностью, индивидом, но, например, не иметь индивидуальности.
Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики
Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.
Характеристики человека, как биологического объекта:
- анатомия организма;
- способность создавать орудия или плоды своего труда;
- присутствие сознания и осознанности.
Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.
Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.
Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:
- активность в социальной среде;
- психологическая устойчивость;
- адаптивность психофизических характеристик.
Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.
Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.
Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:
- наследственность;
- круг общения;
- характер;
- воспитание;
- личное мировоззрение.
Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.
Что характеризует человека как личность
Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.
Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.
Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.
Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.
Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.
Чем отличается индивид от личности
Для того чтобы понимать, что такое «личность», необходимо знать разницу между «индивидом», «индивидуальностью», «человеком».
Само определение «индивид» пришло от латинского слова «individ», что означает «кто-то в толпе», а вот индивидуум – это «кто-то» вне толпы.
Если сравнивать личность и индивида, то первая определяет социальный круг, в то время как второй, всего лишь его принадлежность к определенной группе.
В чем проявляется индивидуальность человека
Проявления можно увидеть в манере разговора, смехе или наоборот, в гневе. В основном – в эмоциях, но бывают случаи, когда человек преподносит свою индивидуальность через творчество.
«Индивид» и «индивидуум» — в чем разница
Любой человек — индивид и индивидуум одновременно, только это проявляется в разных жизненных ситуациях. Человек, не включающий в себя личность – это существо примитивное, наравне с приматами.
Например, если вы пришли в банк и хотите получить кредит, то предоставляете паспорт – в этот момент, вы индивид.
А вот если вы хотите выделиться из толпы или быть вне толпы – тут вы уже индивидуум. Индивидуум определяется по характеру и социализации в обществе.
Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
Термин «выдающаяся личность» характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.
Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.
Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.
Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.
Заключение
Как правило, становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. В зависимости от приобретенного опыта и навыков, личность может деградировать или наоборот, стать выдающейся. Все зависит от того, как человек себя позиционирует в жизни.
Индивидуальные различия: типы, причины и роль
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим: 1. Определения индивидуальных различий 2. Типы индивидуальных различий 3. Причины индивидуальных различий 4. Роль индивидуальных различий в образовании .
Определения индивидуальных различий:1. Древер Джеймс:
индивидуальные различия.»
РЕКЛАМА:
2. Good, C.V.:
«Вариации или отклонения среди индивидуумов касаются одной характеристики или ряда характеристик, тех различий, которые в своей совокупности отличают одного индивидуума от другого».
3. Skinner, C.E.:
«Сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом».
РЕКЛАМА:
4. Вудворт, Р.С. и Маркиз, Д.Г.:
«Индивидуальные различия обнаруживаются во всех психологических характеристиках, физических умственных способностях, знаниях, привычках, чертах личности и характера».
«Психология индивидуальных различий в значительной степени является изучением групповых различий. Это исследование классифицирует людей по возрасту, чертам характера, полу, расе, социальному классу и т. д., а также выявляет различия внутри этих групп и между ними. Физические, умственные, социальные и культурные различия и т. д. изучаются в рамках индивидуальных различий». — Джон П. Де Сисео
Возможно, первой задачей каждого учителя в классе должно быть знание и изучение индивидуальных различий между его учениками. Индивидуальные различия во внешности и телосложении, привычках и навыках, интересах и темпераментах, способностях и достижениях уже признаны.
По словам Скиннера, «сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом». Из этого определения индивидуальных различий ясно, что оно охватывает все аспекты человеческой личности, которые каким-то образом поддаются измерению.
Типы индивидуальных различий:1. Физические различия:
Невысокий или высокий рост, смуглый или светлый цвет лица, полнота, худоба или слабость — это различные физические индивидуальные различия.
2. Различия в интеллекте:
Существуют различия в уровне интеллекта у разных людей. Мы можем классифицировать людей от сверхнормальных (выше 120 IQ) до идиотов (от 0 до 50 IQ) на основе уровня их интеллекта.
РЕКЛАМА:
3. Различия в отношении:
Индивиды различаются в своем отношении к разным людям, объектам, институтам и властям.
4. Различия в достижениях:
С помощью тестов достижений было обнаружено, что люди различаются своими способностями к достижениям. Эти различия очень хорошо видны при чтении, письме и изучении математики.
Эти различия в достижениях видны даже среди детей с одинаковым уровнем интеллекта. Эти различия объясняются различиями в различных факторах интеллекта и различиями в различном опыте, интересах и образовании.
5. Различия в двигательных способностях:
Различия в двигательных способностях. Эти различия видны в разном возрасте. Некоторые люди могут легко выполнять механические задачи, в то время как другие, даже если они находятся на том же уровне, испытывают большие трудности при выполнении этих задач.
6. Различия по признаку пола:
Макнемар и Терман на основе некоторых исследований обнаружили следующие различия между мужчинами и женщинами:
(i) У женщин более развита память, а у мужчин более развита моторика.
(ii) Почерк женщин лучше, в то время как мужчины преуспевают в математике и логике.
(iii) Женщины демонстрируют лучшие способности в сенсорном различении вкуса, осязания, запаха и т. д., в то время как мужчины проявляют большую реакцию и осознают иллюзию размера и веса.
(iv) Женщины лучше мужчин в языках, а мужчины лучше в физике и химии.
(v) Женщины лучше мужчин рисуют в зеркале. Было обнаружено, что недостатки речи и т. д. у мужчин в три раза превышают такие недостатки у женщин.
(vi) Женщины более восприимчивы к внушению, а мужчин-дальтоников в три раза больше, чем женщин.
(vii) Маленькие девочки проявляют интерес к историям любви, сказкам, школьным и семейным историям и мечтаниям и проявляют различные уровни в своих играх. С другой стороны, мальчики проявляют интерес к историям о храбрости, науке, войне, разведке, историям об играх и спорте, историям и играм о занятиях и навыках.
7. Расовые различия:
Существуют различные виды расовых различий. Различия в окружающей среде являются нормальным фактором, вызывающим эти различия. Карл Бригам составил список на основе различий в уровне интеллекта среди людей, иммигрировавших в США из других стран.
На основе этих средних различий между расами нельзя рассчитать умственный возраст конкретного человека, поскольку эта разница основана на окружающей среде.
8. Различия по национальному признаку:
Люди разных национальностей различаются физическими и умственными особенностями, интересами, характером и т. д. «Русские высокие и толстые»; «цейлонцы невысокие и стройные»; «У немцев нет чувства юмора»; «Желтые расы жестоки и мстительны»; «американцы сердечны и откровенны»; Индейцы робки и миролюбивы», и подобные наблюдения входят в наш общий разговор.
9. Различия по экономическому положению:
Различия в интересах, наклонностях и характерах детей обусловлены экономическими различиями.
10. Различия в интересах:
Такие факторы, как пол, уровень развития семьи, различия расы и национальности и т. д., вызывают различия в интересах.
11. Эмоциональные различия:
Эмоциональные реакции людей на определенные ситуации различаются. Некоторые раздражительны и агрессивны, и они очень быстро злятся. Есть и другие миролюбивые люди, которых нелегко разозлить. По какому-то поводу человек может быть настолько разгневан, что может быть готов к худшему преступлению, например к убийству, тогда как другой человек может только смеяться над этим.
12. Индивидуальные различия:
Имеются личностные различия. На основе различий в характере людей делят на множество групп.
Шпрангер, например, разделил личности на шесть типов:
(а) теоретические,
(б) экономические,
(в) эстетические,
(г) социальные,
(д) политические, и
(f) религиозные.
Юнг разделил людей на три группы:
(а) интроверты,
(б) экстраверты и
(в) амбиверты.
Троттор разделил людей на:
(а) Уравновешенные и
(б) Неуравновешенные.
Джордон разделяет личности на:
(а) Активный и
(б) Рефлективный тип.
Торндайк разделил людей на четыре категории на основе мышления:
(a) Абстрактно мыслящие,
(b) Идеомыслящие,
(c) Предметно мыслящие и
(d) Мыслители, у которых преобладает чувственный опыт.
Терман разделил людей на девять классов в зависимости от их уровня интеллекта:
(a) Гений,
(b) Почти гений
(c) Очень высокий,
(d) Высший,
( д) Средний,
(е) Отсталый,
(ж) Слабоумный,
(з) Тупой и
(и) Идиот.
Общеизвестно, что одни люди честны, другие нечестны, одни агрессивны, другие скромны, одни общительны, другие любят побыть в одиночестве, одни критичны, а другие сочувствуют. Таким образом, мы видим, что различия в личности зависят от черт личности. Учитель должен помнить об этих различиях при обучении учеников.
Причины индивидуальных различий :Ниже приведены некоторые из основных причин индивидуальных различий:
1. Наследственность:
Одной из важнейших и главных причин индивидуальных различий является наследственность. Люди наследуют различные физические черты, такие как лицо с его чертами, цвет глаз и волос, тип кожи, форму черепа и размер рук, дальтонизм, облысение, обрезание пальцев и склонность к определенным заболеваниям, таким как рак и туберкулез, психические черты, такие как интеллект, абстрактное мышление, способности и предрассудки. Теперь общепризнанный факт, что наследственные различия приводят к тому, что количество и скорость физического, а также умственного развития у разных людей различны.
2. Окружающая среда:
Окружающая среда значительно влияет на индивидуальные различия. Изменения в окружении ребенка отражаются на изменениях его личности. С психологической точки зрения окружение человека состоит из суммы стимуляций, которые он получает от зачатия до самой смерти.
Окружающая среда состоит из физических, интеллектуальных, социальных, моральных, политических, экономических и культурных сил. Все эти силы вызывают индивидуальные различия. Современные психологи считают, что индивидуальные различия обусловлены как наследственностью, так и средой. Личность есть результат взаимодействия наследственности и среды.
3. Влияние касты, расы и нации:
Люди разных каст и рас демонстрируют очень заметные различия. Обычно видно, что в сыне кшатрия больше мужества, а в сыне торговца — деловых черт.
Точно так же люди разных наций обнаруживают различия в отношении их личности, характера и умственных способностей. Это результат их географической, социальной и культурной среды. Многие исследования показали наличие различий между американцами и неграми, китайцами и японцами, англичанами и индийцами.
4. Половые различия:
В развитии мальчиков и девочек наблюдаются различия, обусловленные различиями пола. Физическое развитие девочки происходит на год-два раньше, чем у мальчиков. В возрасте от 11 до 14 лет девочки выше и тяжелее мальчиков. После 15 лет мальчики начинают побеждать в гонках.
Девочки добрые, ласковые, отзывчивые и нежные, а мальчики смелые, твердые, холерики, работоспособные и компетентные.
5. Возраст и интеллект:
Физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обусловлено возрастным ростом. Многие люди отличаются из-за различий в интеллекте. Люди, которые ниже среднего по интеллекту и умственному возрасту, испытывают большие трудности в обучении, а люди со средним интеллектом могут учиться быстро.
6. Темперамент и эмоциональная устойчивость:
Одни люди по темпераменту активные и быстрые, другие пассивные и медлительные, одни юмористические, а третьи вспыльчивые. На эмоциональную устойчивость личности по-разному влияют физические, психические и средовые факторы. Различия в эмоциональной устойчивости вызывают индивидуальные различия.
7. Другие причины:
Интересы, способности, достижения, чувства, характер, образование и семейное положение приводят к индивидуальным различиям.
8. Экономическое положение и образование:
Индивидуальные различия обусловлены экономическим положением родителей и образованием детей. Дети двух экономических классов не могут иметь сходство и равенство.
Роль индивидуальных различий в образовании :Одной из важных задач современного образования является всестороннее развитие личности. У людей разные цели, разные интересы, разные эмоциональные проблемы и разные способности. Мы не можем позволить себе игнорировать эти индивидуальные различия в обучении детей. Поскольку школьная работа планируется на групповой основе, она представляет собой серьезную проблему для всех учителей.
Поэтому предлагаются некоторые практические процедуры для адаптации школьной работы к индивидуальным различиям:
1. Ограниченный размер класса:
Обычно в классе 50 или более 50 учеников. В таком большом классе учитель не может уделять каждому ученику индивидуальное внимание. Размер класса должен быть небольшим. Она должна быть разделена на различные блоки, чтобы после работы в классе можно было выяснить их различные трудности.
2. Правильное разделение класса:
Теперь есть отдельные классы для учеников с разным интеллектом. При проведении этой классификации учитель должен иметь в виду разницу в возрасте, интересах, эмоциональных и социальных качествах.
3. Домашнее задание:
Учитель должен давать ученикам домашнее задание, учитывая индивидуальные различия.
4. Фактор пола:
Мальчики и девочки должны играть разные роли в обществе. Следовательно, фактор пола следует иметь в виду.
5. Учебная программа:
Учебная программа должна быть изменена с учетом потребностей всех типов детей. В учебный план должно быть включено большое количество предметов, чтобы каждому ребенку можно было дать образование в соответствии с его интересами, потребностями и способностями. Учебный план не должен быть жестким, но он должен быть гибким.
Если мы составим один и тот же учебный план для всех учащихся, блестящие ученики не смогут полноценно питаться умственно, а отсталые ученики и ученики с более низким I.Q. будут сильно отставать в классе, а из школы могут начать прогуливаться.
6. Методы обучения:
Методы обучения следует выбирать на основе индивидуальных различий. Нецелесообразно применять один и тот же метод воспитания в отношении всех детей — одаренных или отсталых.
7. Учебное руководство:
Учитель должен давать учащимся образовательные рекомендации, учитывая их индивидуальные особенности. Он может помочь им в выборе образовательной карьеры, выборе предметов, выборе книг, выборе хобби и внеклассных занятий и во многих других областях, связанных с образованием.
8. Профессиональная ориентация:
Принимая во внимание индивидуальные различия, учитель может помочь ученикам выбрать профессию, которую они должны выбрать.
9. Индивидуальное обучение:
Было рекомендовано множество планов и методов индивидуализации инструкций.
Вот некоторые из этих планов:
(i) План Далтона:
Этот план был представлен мисс Хелен Паркхерст в Далтоне. Согласно этому плану, школа рассматривается как «детский дом». Принципы, лежащие в основе плана, — свобода, сотрудничество и распределение времени. Учащиеся могут свободно продолжать без перерыва работу, которой они поглощены, без каких-либо препятствий для расписания.
Их не учат в классах. Им даются предметы, соответствующие их интересам. Преимущество этого плана в том, что каждому ученику разрешается действовать в своем собственном темпе и в соответствии с этой индивидуальной способностью. Таким образом, инструкции полностью индивидуализированы.
(ii) План Моррисона:
Этот план был разработан профессором Х.К. Моррисон из Чикагского университета. Этот план основан на направленном руководстве и подчеркивает назначение подразделений. Создание учебного подразделения является важной задачей в плане Моррисона. План основывается на индивидуальных потребностях и интересах.
(iii) План Winnetka:
Этот план был разработан C.W. Washburne в школе Winnetka, штат Иллинойс. Этот план основан на том принципе, что ученикам должно быть позволено следовать своей собственной скорости обучения по каждому из предметов его учебной программы. Прежде чем вводить этот план, с помощью проверки проверяется, сколько человек уже знает. На основе этого для него планируется конкретная единица обучения.
Успеваемость проверяется самими учениками посредством самостоятельных тестов. Преимущество этого плана состоит в том, что отсталые и умные должны действовать по своему собственному сценарию. Более того, не бывает неудач, поскольку ученик оценивается по собственному прогрессу.
(iv) План контракта:
В этом плане предметы исследования определяются как метод Дальтона; прогресс ученика измеряется с помощью тестов, подобных методу Виннетки. Таким образом, этот план представляет собой синтез методов Дальтона и Виннетки.
(v) Метод проекта:
Этот метод был предложен Килпатриком. В этом методе каждый член группы может работать в соответствии со своими интересами и способностями. Следовательно, этот метод также находится в направлении индивидуализации инструкций.
Главная ›› Психология ›› Индивидуальные различия ›› Типы ›› Типы индивидуальных различий
Личностные ценности и личность на работе
Результаты обучения
- Опишите личностные черты «большой пятерки» Гольдберга.
- Оцените, могут ли личностные тесты предсказать производительность.
- Объясните, как работа выражает индивидуальные ценности.
Личность
Сотрудники являются физическими лицами. Как их индивидуальность влияет на их участие в организации?
Это большой вопрос, и есть разные точки зрения на то, как на него ответить. В большинстве ответов делается хотя бы некоторый акцент на личности человека. Хотя существует несколько подходов к определению личности, одна общепринятая формула для этого известна как личностные черты «Большой пятерки», которую вы можете запомнить, используя аббревиатуру ОКЕАН. Психолог Льюис Голдберг популяризировал использование следующих пяти черт в описании личности:
- Открытость: насколько человек готов и готов пробовать новый опыт и рассматривать новые идеи
- Добросовестность: насколько человек должен быть организованным, пунктуальным, надежным и надежным
- Экстраверсия: насколько человек стремится быть общительным и иметь социальное взаимодействие
- Доброжелательность: насколько человек желает угождать другим и быть дружелюбным, чувствительным и добрым
- Нейротизм: насколько человек негативен, капризен и эмоционально нестабилен
Индивидуальные черты «Большой пятерки» Голдберга
Было предпринято множество исследований в попытке измерить взаимосвязь между личностными чертами и производительностью труда.
Черта характера | Тенденции сотрудников |
Открытость |
|
Добросовестность |
|
Экстраверсия |
|
Приятность |
|
Невротизм |
|
Хотя список «большой пятерки» представляет собой обычно используемую сводку личностных качеств, другие аспекты личности человека часто определяются как важные для выполнения работы. К ним относятся самооценка (насколько позитивно человек относится к себе), самоэффективность (насколько человек уверен в своих силах), склонность к активной деятельности и способность контролировать себя. Это, безусловно, важные черты внешности и характера человека, хотя сомнительно, чтобы их можно было классифицировать как истинные черты личности.
Индикатор типа Майерс-Бриггс
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) основан на психологических теориях Карла Юнга и основан на основном предположении, что люди делятся на довольно разные классы или типы личностей. Эти типы создаются путем объединения категорий личности по четырем различным осям. Индивиды классифицируются по признаку:
- Экстраверсия (E) или интроверсия (I)
- Чувство (S) или интуиция (N)
- Мышление (T) или чувство (F)
- Суждение (J) или Восприятие (P)
Классификация человека в каждой из этих четырех категорий затем объединяется для создания 16 уникальных типов личности, определенных MBTI. Для обозначения этих типов личности используются четырехбуквенные аббревиатуры, где буквы представляют соответствующую черту в каждой категории. Например, человек, который демонстрирует характеристики экстраверсии, интуиции, мышления и суждения, будет классифицирован как ENTJ.
MBTI десятилетиями пользуется популярностью среди предприятий. Несмотря на многочисленные исследования, MBTI не имеет научных доказательств, подтверждающих надежность в определении типов личности и, что особенно важно, в прогнозировании производительности труда.
Еще одна потенциальная слабость инструмента заключается в том, что он разделяет людей на совершенно разные классы для каждой категории, не указывая, насколько сильны предпочтения человека в этом конце спектра. Это означает, что если кто-то чуть больше интроверт, чем экстраверт, он или она получает ту же классификацию, что и человек, который сильно интровертирован. Различие между двумя людьми не представлено.
Еще одним важным фактором при оценке MBTI является вопрос стабильности и надежности. Критики указывают на данные, которые показывают, что до 50 процентов классификации MBTI человека будут меняться от теста к тесту всего за четыре-пять недель между тестами. [2] Однако сторонники ставят под сомнение обоснованность этого аргумента, указывая на данные, которые показывают, что от 75 до 90 процентов субъектов получают одинаковую классификацию по крайней мере в трех из четырех категорий при повторных тестах. [3] Они предполагают, что это очень благоприятный уровень согласованности по сравнению с другими инструментами тестирования личности.
В конце концов, сторонники MBTI подчеркивают, что полезность инструмента во многом зависит от того, как он используется. Они настоятельно предостерегают от его использования в целях найма или продвижения по службе сотрудников. Во-первых, это только стимулирует испытуемых фальсифицировать свои ответы, чтобы казаться более благоприятными. По мнению недоброжелателей, легкость, с которой нечестные субъекты могут манипулировать результатами, является еще одной потенциальной слабостью инструмента.
Вместо этого MBTI предназначен для обучения. Это предназначено для самоанализа с целью лучшего понимания себя и понимания того, как люди могут наилучшим образом использовать свои личные качества и как они могут расти и совершенствоваться в своих слабостях. Администрация MBTI строго контролируется Фондом MBTI. Это требует обширной подготовки, прежде чем кому-либо будет разрешено управлять им. В 2017 году обучение стоило 1800 долларов. [4] У фонда и обученных администраторов есть сильные стимулы для его защиты.
Ценности
Черты личности являются одним из важных аспектов личности, но личные ценности представляют собой еще одну жизненно важную область интереса и важности. Ценности описываются как стабильные, непреходящие цели на всю жизнь, вещи, которые считаются наиболее важными для человека.
Как и в случае с чертами личности, было предложено множество систем для анализа ценностей людей. Одна широко принятая система была разработана Шаломом Х. Шварцем и известна как теория основных ценностей Шварца. Он выделяет 10 таких базовых ценностей:
- Мощность
- Достижение
- Гедонизм
- Стимуляция
- Самостоятельное направление
- Универсализм
- Доброжелательность
- Традиция
- Соответствие
- Безопасность
Еще одна важная система анализа ценностей, Rokeach Value Survey, анализирует ценности человека в рамках 18 «терминальных ценностей» и 18 «инструментальных ценностей». Терминальные ценности — это те конечные цели, которых люди надеются достичь в жизни, например, комфортная и безопасная жизнь или достижение чувства собственного достоинства. Инструментальные ценности — это модели поведения, которые считаются уместными и правильными, такие как честность, порядочность и даже честолюбие. Проще говоря, терминальные ценности — это цели, которых мы хотим достичь, а инструментальные ценности — это правильные способы действий для достижения этих целей.
Большинство теорий утверждают, что создание системы личных ценностей находится под сильным влиянием раннего жизненного опыта. Эти ценности, как правило, остаются относительно стабильными, хотя на них, безусловно, все еще влияет накопление дальнейшего опыта на протяжении всей жизни.
Когда мы узнаем и рассматриваем личность и ценности человека, мы можем более четко предсказать, как этот человек будет себя вести. Хотя следует добавить предостережение, чтобы напомнить нам, что на поведение влияет множество факторов и что каждая ситуация уникальна, личность и ценности по-прежнему остаются полезными предикторами.
Предприятия (и частные лица) используют эти атрибуты для определения наиболее подходящих сотрудников и потенциальных будущих сотрудников. Подойдет ли конкретный кандидат на эту должность? Соответствуют ли требования и ожидания должности как личностным предпочтениям человека, так и его или ее системе ценностей? В противном случае возрастает вероятность плохой работы или плохого отношения, а также вероятность того, что сотрудник в конечном итоге покинет компанию в поисках лучшей работы.
Мудрая деловая практика состоит в том, чтобы попытаться подобрать для людей оптимальную роль с учетом их личности и ценностей. Если бизнес определяет сотрудника как человека с высокой степенью открытости, этот человек должен попытаться найти роль, которая включает в себя новые и разнообразные виды деятельности, а не неизменную рутину. Точно так же некоторые роли больше подходят интровертам, чем экстравертам. Назначение отдельных лиц на роли, в которых они с наибольшей вероятностью преуспеют, в результате, безусловно, пойдет на пользу бизнесу. В следующей таблице показано, как люди с определенными ценностями могут преуспеть в определенных ролях.
Значение | Пример применения роли |
Универсализм | Человек с твердой приверженностью универсализму может хорошо подойти на роль культурного аналитика и консультанта в компании, расширяющей свою деятельность на новые и зарубежные рынки. |
Доброжелательность | Человек, который уделяет большое внимание благотворительности, потенциально может быть эффективен в роли, ориентированной на организацию деятельности, приносящей пользу местному сообществу компании. |
Безопасность | Человек, который придает большое значение безопасности, может быть рассмотрен на роль специалиста по анализу рисков и планированию на случай непредвиденных обстоятельств. |
Помимо рассмотрения вопроса о соответствии должности, компании все больше осознают важность поиска сотрудников, чьи индивидуальные ценности соответствуют ценностям организации. Это особенно заметно в организациях, которые носят благотворительный характер, чье существование вращается вокруг конкретной гуманитарной цели. Однако каждая бизнес-организация имеет свой собственный набор ценностей, и многие предприятия активно продвигают эти ценности. Например, если компания уделяет большое внимание творческим инновациям, она, скорее всего, будет искать сотрудников, которые также лично разделяют этот интерес.
Работа из домашнего офиса становится все более распространенной частью бизнеса.
Люди и профессии сложны, поэтому простой тест не является окончательным ответом. Предприятия признают, что гибкость в отношении некоторых экологических аспектов может привести к большему разнообразию. Например, все больше и больше компаний предоставляют сотрудникам возможность работать по гибкому графику и в удобных местах. Это может быть связано с такими ценностями сотрудника, как сосредоточенность на семье, автономия или свобода самовыражения. Сотрудники, ценности которых встречаются в их рабочей среде, с большей вероятностью будут удовлетворены и продуктивны.
- Сьюзен Краусс Уитборн, «Парадокс невротизма», Psychology Today, 19 октября 2010 г., https://www.psychologytoday.com/blog/fulfillment-any-age/201010/the-neuroticism-paradox. ↵
- Дэвид Дж. Питтенгер, «Измерение MBTI… и несостоятельность», Journal of Career Planning & Placement, Fall 1993, http://www.indiana.