Разное

Причины отклоняющееся поведение: Причины возникновения девиантного поведения

Отклоняющееся поведение и социальные нормы – причины, разновидности и иллюстрации

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 850.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 850.

Отклоняющееся поведение человека – это вариант взаимодействия личности с другими индивидами в процессе социализации, то есть включения в общество. Давайте рассмотрим это понятие подробнее.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Что такое поведение?

Поведение – это своеобразная реакция на различные раздражители как внешне, так и внутренние (других людей, информацию). Иногда поведение является осмысленным, а иногда – нет. Осмысленно человек действует, стремясь достичь каких-то целей, инстинктивно – в каких-либо обыденных ситуациях (например, взглядывает в направлении громкого внезапного звука).

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся. К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей.

Можно привести в пример антиалкогольную кампанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Варианты отклоняющегося поведения

Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку.

Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющееся поведение может быть позитивным и негативным. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

Причины отклоняющегося поведения

Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

  • Биологическая причина, наследственность..
  • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
  • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
  • Возможно просто случайное отклонение.

Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

Виды девиантного поведения

Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:

  • отклонения агрессивной направленности; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
  • отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
  • социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

Поведение детей и подростков

Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т. д.

В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

Теории

Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мария Фдорова

    10/10

  • Дмитрий Занфиров

    9/10

  • Татьяна Наумова

    9/10

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 850.


А какая ваша оценка?

Что такое девиантное поведение у подростков и как его корректировать


  1. Причины девиантного поведения
  2. Симптомы девиантности у детей и подростков
  3. Формы девиантного поведения и примеры
  4. Диагностика
  5. Лечение отклоняющегося поведения
  6. Профилактика девиантного поведения подростков

Изображение от Freepik

Социальной девиацией называют отклоняющееся поведение, при котором действия и поступки человека идут вразрез с установленными в обществе нормами. Чаще всего такая проблема встречается в подростковом возрасте. Согласно исследованиям, ей в той или иной степени подвержены от 45 до 64% молодых людей в возрасте 14-18 лет.

Это период возрастного кризиса, при котором человек находится в состоянии дезориентации в системе установленных обществом ценностей, испытывает повышенную потребность в самовыражении, что приводит к совершению антиморальных поступков и противоправных действий.

Согласно исследованиям, девиантность поведения — это в первую очередь желание подростка самовыражаться и привлекать внимание к себе.

Причины девиантного поведения

Существует две группы факторов формирования девиантного поведения: социальные и медико-биологические. К социальным причинам относятся:

В воспитании ребенка могут возникать две крайности. Первая — требование безусловного подчинения, нежелание считаться с мнением подростка, игнорирование его потребности в самостоятельности и формирование чувства вины. Вторая крайность — недостаточное участие в жизни ребенка из-за постоянной занятости. Это вызывает у подростка ощущение того, что его не любят и он никому не нужен.

В обоих случаях у ребенка отсутствует не только эмоциональный контакт, но и положительный опыт взаимодействия со взрослым человеком своего и противоположного пола.

Девиантное поведение детей наблюдается и при отсутствии взаимопонимания между супругами. Постоянные ссоры между родителями, вредные привычки, асоциальный образ жизни — все это становится негативным примером для ребенка.

Учебно-воспитательные ошибки приводят к отклоняющемуся социальному поведению школьников, которое проявляется постоянными конфликтами с учителями и одноклассниками, плохой успеваемостью, нежеланием заниматься учебой.

К медико-биологическим факторам формирования девиаций относят отягощенную наследственность, заболевания ЦНС, физиологические процессы, которые протекают в организме в пубертатном периоде. Отклонения в поведении наблюдаются у детей с врожденной интеллектуальной недостаточностью, предрасположенностью к алкогольной и наркотической зависимости, нервно-психическими расстройствами. Это же может происходить на фоне интенсивного развития отделов коры головного мозга в пубертатном периоде.

Симптомы девиантности у детей и подростков

Отклоняющееся от норм поведение в детском и подростковом возрасте проявляется отдельными симптомами или их совокупностью:

  • повышенной агрессивностью, конфликтностью;

  • жестокостью, склонностью к насилию, садистским поступкам;

  • склонностью к обманам;

  • депрессией, замкнутостью и стремлением самоизолироваться от общества;

  • постоянной сменой настроения, эмоциональной лабильностью;

  • нарушением пищевого поведения;

  • нежеланием заниматься учебой, отсутствием мотивации и волевых способностей;

  • игровой и другими зависимостями;

  • частой сменой увлечений;

  • склонностью к бродяжничеству;

  • фобиями, тревожностью;

  • асоциальными контактами;

  • склонностью к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.

В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.

При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей. Молодые люди с девиациями находятся в группе риска по суицидам, насильственной смерти, заражению ЗППП, СПИДом. Еще одна проблема — неспособность построить полноценные семейные и другие социальные отношения. Из-за негативных поведенческих паттернов у молодого человека возникают постоянные конфликты с родителями, преподавателями, коллегами.

Формы девиантного поведения и примеры

Группы девиантного поведения классифицированы российским психиатром и психотерапевтом В. Менделевичем. В их основе — особенности нарушений, которыми проявляется антиобщественное поведение. Всего различают пять видов девиантного поведения:

  • Аддиктивный. У подростка появляется стремление убежать от действительности, используя для этого химические вещества или действия. На этой почве формируется склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, может развиться токсикомания. В ряде случаев возникает склонность к беспорядочной половой жизни, зависимость от мастурбации, азартных или компьютерных игр.

  • Делинквентный. Один из наиболее опасных видов. Примерами девиантного поведения такого типа становятся насильственные действия по отношению к окружающим, воровство, грабеж.

  • Психопатологический тип. Обусловлен наличием у подростка определенных психических нарушений. Например, из-за депрессии ребенок становится безразличным ко всему, а на фоне биполярного расстройства может проявиться гипомания, при которой повышенное настроение сменяется вспышками раздражительности и апатии.

  • Патохарактерологический. Является следствием проявления акцентуаций характера, приводит к стойкому нарушению поведения и сложностям с социальной адаптацией. Различают шизоидную, параноидную, истерическую и другие психопатии, каждая из которых проявляется своими признаками.

  • Гиперспособности. Самый редкий вид девиации. Характерен для одаренных детей и подростков, которые используют свои таланты для совершения эпатажных поступков и действий.

Диагностика

Диагностикой девиаций занимается клинический психолог и психиатр. Для выявления отклонений проводится беседа с пациентом, оценивается его эмоциональное состояние, поведенческие реакции. Специалист по работе с девиантным поведением также общается с родственниками и другими людьми, которые тесно взаимодействуют с подростком.

Выявить нарушения поведенческих реакций позволяет специальное психологическое тестирование. Кроме психологической диагностики, пациенту назначают консультацию невролога, педиатра и других профильных врачей.

Лечение отклоняющегося поведения

Для лечения девиаций используют медикаментозные и немедикаментозные методы. Главным из них является психотерапия. Она необходима не только подростку, но и его родителям. Во время сеансов с пациентом проводятся беседы, которые помогают подростку осознать особенности своего характера, учат справляться с конфликтными ситуациями, выражать свои эмоции социально приемлемыми способами. Кроме индивидуальных бесед, используют метод групповой психотерапии, которая включает ролевые игры, различные мероприятия, в ходе которых участники учатся разрешать проблемные ситуации в общении без агрессии и конфликтов.

Помимо психотерапии, проводятся занятия по психокоррекции. Их цель — улучшить эмоциональное состояние подростка, сформировать мотивацию к учебе и другим полезным видам деятельности. Медикаментозное лечение включает прием препарата «Глицин», лекарств на основе лития, антиконвульсантов. Такая терапия назначается пациентам с патологиями нервной системы, психотическими расстройствами. Прием препаратов эффективен в сочетании с психотерапией.


Профилактика девиантного поведения подростков

Основной метод профилактики девиаций — раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Своевременная реабилитация и психокоррекция позволяют избежать формирования устойчивых негативных поведенческих реакций.

Причины отклонения в обществе

Неспособность усвоить нормы создает отклонение. Социализирующие институты не выполняют свою роль. Изучение норм является основой послушания нормам. Далее следуют институты социализации норм, в которых развивается личность индивида. Это также органы социального контроля.

Разрушенная семья и неправильная социализация

Семья – это первый институт, обучающий нормам социальной жизни. Важную роль в этом процессе играют родители. Братья и сестры являются вторыми, кто социализирует своих членов семьи. Если оба или один из родителей отсутствуют по причине смерти или по другой причине, ребенок не получает должного обучения, необходимой привязанности и «удовлетворения потребностей» в семье. Он становится эмоционально неуравновешенным и ищет защиты в компании других людей вне семьи. Он учится антиобщественным действиям, таким как курение, азартные игры, карманные кражи, оскорбления, ложь и отклонение от других в связи с плохим соседством. Он привыкает к девиантности и становится правонарушителем. Делинквентность входит в его общественную жизнь. Во взрослом возрасте он становится преступником и попадает в компанию больших людей. Отсутствие интереса к образованию: школа и колледж являются следующими социализирующими образовательными учреждениями.

Если он не проявляет интереса к учебе, значит, его внимание переключилось на антиобщественную деятельность. Его соратники не являются хорошими гражданами. Семейное обучение не подействовало на него. Он нуждается в исправлении убеждением и силой.

Отсутствие религиозного образования и нравственности

Мечеть, религиозное образование Священного Корана и Сунны создают в человеке нравственные ценности. Образы общественной жизни, основанные на добре и зле, правильном и неправильном, развиваются в ходе социальных отношений в этих институтах. Нормы хорошего поведения запрещают человеку совершать неправильные поступки.

Правонарушения ненавидит тот, кто действует в соответствии с нормами этих религиозных учений. Отказ от получения религиозного образования ведет к правонарушению. Дверь моральной ценности закрывает дверь преступности. Если нравственность не ориентирует на нормативный образ жизни, путь к делинквентному поведению становится легким. Несоответствие религиозно-нравственным ценностям является основной причиной девиантного поведения и правонарушений.

Отказ соседства

Район состоит из нескольких домов, соединенных вместе для удовлетворения потребностей коллективного проживания. это здорово . институт общения, честно живя вместе с безопасностью и обслуживанием. Группа семей на улице обеспечивает социальное образование для жителей района. Все живут неформальной жизнью. Чему нужно было учиться в этом поселении, если оставшееся без обучения создает пробел в социализации и личности? Этот пробел оставляет дефекты в процессе обучения личности. Социализация социальных норм остается незавершенной в результате ненормальной деятельности. Такие действия являются девиантными с нарушением социальных норм.

Отсутствие элементарных удобств

Люди стремятся к достижению мира и легкости в общественной жизни. Эта цель достигается за счет наличия основных удобств, таких как электричество, газ, телефон, кондиционер, лучшие возможности для здоровья, школьное обучение детей и т. д. Есть много людей, которые используют неправильные способы, такие как преступления, грабежи, кражи, бандитизм, продажа наркотиков только для того, чтобы получить доступ на современные объекты. Это желание иметь удобства любой ценой вызывает социальные отклонения.

Ребенок без родителей

Отсутствие родителей хаотично для детей. Дети без родителей уязвимы по четырем углам. Их потребности, такие как образование, еда, общение, не удовлетворяются должным образом, и поэтому они становятся девиантными.

Средства массовой информации

Средства массовой информации являются главной силой формирования общественного мнения и социализации людей. Мы получаем руководство от него во всех сферах жизни. Негативное его использование вредно для молодежи и особенно для подростков. Как правило, те подростки и молодежь, которые злоупотребляют ею, обнаруживаются в наркомании, аморальной и неэтичной деятельности. Подростки изучают новые методы совершения преступлений из фильмов, драм и других связанных программ.

Городские Трущобы

Криминалисты в своих исследованиях доказали, что городские трущобы и узкие ущелья также являются прибежищем социальной девиации и преступности.

Определение, причины, типы, теории, примеры

Иша Ране

Отклонение от социально приемлемых стандартов и отказ от них. В статье разъясняется значение и определение девиантности. Кроме того, в нем подробно рассказывается о том, что вызывает отклонения в обществе. В статье также разъясняются типы и ситуации, которые порождают девиантное поведение. Это также подчеркивает, почему девиантность важна и необходима в обществе.

Общество сравнивает с живым организмом выдающийся социолог Герберт Спенсер. Он называл различные социальные функции органами или частями, которые работают одновременно, чтобы заставить общество работать. Поскольку есть части, которые идеально вписываются в общество, есть и такие, которые ему не подходят.

Девиантность — это социологическое понятие, проявляющееся в повседневной жизни и общественных событиях. Его можно определить как следование нетрадиционным путем, нарушение норм, правил или предписаний, а также действия, которые не принимаются и не приветствуются обществом. Несоблюдение сказанных и невысказанных стандартов сообщества называется отклонением. На это смотрят как на отвращение или аберрацию, поскольку это не воспринимается как нормальное явление.

Отклонение обычно связывают с термином преступление, поскольку преступление (любого уровня) далеко от социально приемлемого поведения индивидов. Преступление — это девиантное поведение, но любая форма девиантности не является преступлением. Девиантность часто возникает, когда человек или группа нарушают установленные ожидания общества или сообщества, и любое действие или действие, которое они предпринимают, считается в обществе аморальным.

Кроме того, социологи утверждают, что девиантность — неоднозначный термин и что она часто совершается неосознанно, поскольку люди не знают, что представляет собой девиантность, а что нет. Также иногда то или иное событие считается девиантным, когда оно выходит за рамки, обычно установленные обществом. Например, время от времени пить с друзьями и семьей считается нормальным почти во всех обществах, но регулярное употребление алкоголя и употребление алкоголя несовершеннолетними считается отклонением и часто рассматривается свысока.

Причины отклонения- 

Существуют различные индивидуальные причины отклонения, и причина девиантного поведения может варьироваться от человека к человеку. Однако их можно классифицировать и сгруппировать по трем основным причинам.

  • Психологические причины отклонений —

Воздействие на ум и мышление может быть вызвано средой, в которой вырос человек. Частое наблюдение за девиантным поведением также может спровоцировать девиантность среди отдельных лиц и групп. Нахождение в непосредственной близости от отклонений, таких как злоупотребление психоактивными веществами, употребление наркотиков и алкоголя, курение и азартные игры, порождает ту же картину. Чрезмерное использование или негативное влияние социальных сетей оказывает психологическое воздействие на образ мышления людей, и среди людей развиваются такие чувства, как отчаяние, неравенство, несправедливость, месть или отношение бунтаря, уникальности. Аномия или культурная фрустрация также могут играть огромную роль в отклонениях. Например, женщину с Ближнего Востока можно считать девиантной, потому что она носит короткую юбку, хотя во многих странах это считается нормальным. Однако это может быть неприемлемо в некоторых странах Ближнего Востока, и женщины могут выступать против этого из-за своего чувства подавленности и действий, противоположных тому, что считается отклонением.

  • Биологические причины отклонений- 

В случае биологических факторов отклонения функционирование и развитие мозга и умственных способностей человека, его здоровье, физические особенности и генетика играют ключевую роль. Итальянский врач Чезаре Ломброзо также определил девиантность преступников, заявив, что в их поведении или генах существует определенное качество черт, и назвал таких людей прирожденными преступниками. Исторически биологическая причина девиантности была одним из первых открытий и утверждений, лежащих в основе понимания концепции девиантного поведения. Он рассматривает инстинкты, унаследованные качества и физическое строение человека как научное доказательство девиантности, преступного мышления и поведения человека. Тем не менее, нет таких убедительных доказательств того, что биологические качества или генетика играют роль в отклонениях. В соответствии с этой теорией также подчеркивается, что у людей, которые обычно прибегают к преступлению, присутствует дополнительная хромосома. Хотя большинство социологов опровергают эту теорию, поскольку она оказалась непрактичной.

  • Социологические причины девиантности-

Социальное воспитание людей также играет важную роль в причине девиантности. Социальное происхождение, воспитание, социализация, семейные проблемы, неприятие общества, социальные и религиозные убеждения, бедность играют важную роль в возникновении девиантного поведения. Суждения и ярлыки, налагаемые обществом, вызывают у людей различные эмоции. Хорошая работа, приличный дом и роскошный автомобиль — вот некоторые из социальных целей, которые ставит перед собой общество, и для достижения этих целей также устанавливаются временные рамки, которые устанавливаются поколениями. Существует давление для достижения этих целей к желаемому возрасту, а пути и средства достижения этих целей неравномерно распределены в обществе, что иногда может привести к агрессии. Например, молодой человек, проживающий в городских трущобах, может столкнуться с различными проблемами, такими как бедность, антисанитарные условия жизни, отсутствие работы и социальная стигматизация или предвзятое отношение к обитателю трущоб. Он или она также может потерять определенные возможности из-за этого и может захотеть предаваться путям, которые помогут им достичь своих социальных целей. Кроме того, это может привести к девиантному поведению, такому как отмывание денег, шантаж, фишинг или карманные кражи. Согласно этому подходу, девиантное поведение не присутствует у людей от рождения, а развивается из-за социального окружения и событий.

Типы отклонений-

Когда социальная норма нарушается, это приводит к форме отклонения. Согласно Роберту К.Мертону, важную роль в возникновении девиантности играет приверженность человека социальным и культурным целям, а также рвение и стремление к достижению этих целей любыми средствами. Чтобы проиллюстрировать, как отклонение может быть вызвано различными причинами, ниже перечислены несколько примеров возможных ответов людей, сталкивающихся с давлением, сопротивлением и нехваткой ресурсов:

  1. Соответствие — Идея и концепция соблюдения и соответствия определенным социальным нормам и соблюдения правил могут разжечь искры отклонения. Всегда вести себя и действовать в соответствии с ожиданиями действительно приводит к отклонениям, но это также зависит от общества. Например, в разных обществах женщины веками были прикованы к работе по дому, ограничивая себя только социальной ролью домохозяйки, заставляя их действовать в соответствии с ней, отклоняться от социальных норм и требовать также права на образование и занятость. Тем не менее, сейчас принято видеть, как женщины работают в обществе, но изначально это считалось девиантным поведением и даже сейчас воспринимается как таковое в некоторых обществах.
  1. Инновация – когда на человека оказывается внешнее давление для достижения конкретной цели в течение определенного времени, человек обычно соответствует и принимает традиционную норму или отклоняется и отрицает ее. Кроме того, иногда он принимает цель или социальные ожидания, но изменяет способ или процесс для достижения этих конкретных средств. Например, зарабатывать на хлеб и масло для себя и своей семьи — главная обязанность человека. Традиционно для этого нужно было получить образование и работать или вести бизнес. Но некоторые люди, неспособные достичь своих целей или испытывающие трудности в следовании по указанному пути, отклоняются и изобретают свои способы заработка денег, которые могут быть неприемлемы для общества. Примером этого может быть воровство.
  1. Ритуализм . Ритуализм можно определить как способ, которым люди отвергают свои социальные ценности и цели. Они не подчиняются, не отрицают и не отклоняются от них. Они просто отвергают эти цели и не считают их своей конечной целью. Это не негативная форма отклонения, поскольку люди не бунтуют и не действуют нетрадиционно. Для них цель может быть не такой важной, как ее называет общество. В ритуализме люди склонны усердно работать, чтобы достичь своих целей и достичь ценностей, на самом деле не беспокоясь и не заботясь о результате. Они самодовольны и согласны с тем, что не достигают своих целей. Наиболее распространенный пример отклонения виден в карьерном выборе людей. Некоторые люди усердно работают день и ночь в огромных корпорациях только для того, чтобы зарабатывать все больше и больше денег, в то время как некоторые люди усердно работают не для того, чтобы заработать больше денег, а скорее для того, чтобы найти счастье, удовлетворение, удовлетворение и страсть в своей работе.
  1. Ретритизм – Иногда у людей возникает стремление полностью отрицать социальные нормы, ценности и общепринятые методы. Вместо того, чтобы соответствовать традиционным ценностям или обновлять свои цели и методы, они полностью отвергают нормальный образ жизни, ожидаемый и принятый обществом. Они не выбирают какой-либо незаконной формы или образа жизни для достижения своих целей, а просто отклоняются от общества. Другими словами, они выпадают из общества. Поскольку они так глубоко укоренились в традиционной процедуре, они не могут ее сломать. В этом случае выход из общества — единственный способ решить их затруднительное положение. Следовательно, ретритизм относится к пассивному отказу от достижения успеха и достойной жизни. Например, богема — это человек, который, по мнению общества, ведет нетрадиционный образ жизни и считается девиантным.
  1. Восстание – Восстание на шаг впереди отступничества. Он не только отрицает и отклоняется от нормальных ожиданий, социокультурных норм и целей общества, но и ожидает изменения и революции в уже существующей системе. Люди стремятся к полному изменению и разрушению существующего социального порядка и построению нового радикального порядка, соответствующего грядущим временам. Эти люди в обществе и сообществе рассматриваются как мятежники. Они хотят изменить то, как все работает, и не хотят довольствоваться отступлением и отказом от целей или просто изобретать новый путь и путь. Для них важнее замена привычных методов и манер. Восстание может варьироваться от мелкомасштабного до крупномасштабного.

Например, женщины, борющиеся за свои права, от права на образование до права на аборт. Женщины восстают против традиционных правил и норм, которые их ограничивают, и борются за новые и современные законы, которые воздают им должное.

Значение –

Девиантность означает отклонение от нормального функционирования общества и отрицание социально приемлемых норм. Однако эти отклонения, возникающие в обществе, также оказывают специфическое положительное влияние на отдельных лиц и сообщества внутри общества. Важность и значение той роли, которую играют девиации в развитии общества.

  • Девиантность приносит пользу обществу. Девиантность, которая была ощутима в обществе, связанная с отказом от гендерных ролей, привела к различным позитивным изменениям. Девиантность помогает вводить новые концепции, а также приветствует и принимает уже существующие социальные нормы и модели поведения, которые когда-то считались табу. Например, подъем женщин и сообщества ЛГБТК+ в последние годы является результатом отклонения. Угнетение и подавление разных людей и сообществ порождает восстание, которое, в свою очередь, привело к появлению различных новых законов, таких как равная оплата труда для всех полов и законы о браке ЛГБТК+. Короче говоря, девиантность играет роль в развитии и возвышении общества.
  • Девианс показывает хорошее и плохое в обществе. Девиантное поведение, такое как преступление, сутенерство, изнасилование, убийство и насилие в семье, — все это формальные примеры девиантного поведения. Поскольку они социально неприемлемы и не соответствуют нормам и ценностям общества, они считаются грозными. Например, когда супружеское изнасилование считалось девиантным поведением с помощью сопротивления и революции, во многих странах были сформулированы различные законы, криминализирующие его. Социальная норма соблюдения желания и распоряжения мужа после замужества была оспорена. Это помогло людям и обществу понять ужасные преступления и, таким образом, сформулировать правила и законы для защиты женщин.
  • Также считается, что девиантность играет огромную роль в объединении людей. Люди осознают, что правильно и неправильно, приемлемо или неприемлемо в обществе, и, таким образом, склонны действовать за и против него. Это стимулирует единство и целостность среди людей и укрепляет их связи и общение. Все основные революции и моменты независимости были рождены восстанием и массовым участием людей. Они были привязаны к определенному движению и делу, основанному на общем убеждении, которое их связывало. Индийская война за независимость или китайская коммунистическая революция связали людей одной целью, и именно отклонения, порожденные предыдущими правителями, породили восстание. Таким образом, единство также может сыграть значительную роль в объединении общества и сближении его.

Теории девиантности-

Девиантность и преступность изучались с самого начала социологии, и ученые разработали теории об их причинах. Группу причин и теорий можно далее разделить на три основные социологические парадигмы: функционализм, теорию конфликта и символический интеракционизм. Эти теории помогают понять значение и причину отклонения.

  • Функционализм – Социологи, верящие в функционализм, поддерживают роль девиантности в эффективном и успешном функционировании общества. Эмиль Дюркгейм считает, что девиантность порождает коллективное сознание и помогает людям и обществу понять, что морально, а что нет. Роберт Мертон объяснил теорию напряжения, заявив, что, хотя люди имеют одни и те же обычные цели, не все из них имеют социальные возможности и ресурсы, чтобы действовать и достигать их, что приводит к отклонениям. Теория социальной дезорганизации в рамках концепции преступности и девиантности также предполагает, что отсутствие социального порядка в обществе порождает беспорядок, девиантность и преступность.
  • Теория конфликта – Карл Маркс разработал теорию конфликта, в которой он сформулировал различие между двумя социальными группами и существующее между ними неравенство. Социологи стремились понять взаимосвязь между конфликтом и девиантностью. Установленная Марксом концепция помогла понять связь девиантности с властью и деньгами. Ч. Райт Миллс в своей книге «Властная элита» также объяснил существование небольшой группы состоятельных людей, которые контролируют власть и деньги в своих руках, и как это связано с социальными отклонениями в обществе.
  • Символический интеракционизм . Понятие и значение девиантности, связанные с различными действиями и поведением, время от времени меняются, поэтому иногда, когда люди что-то делают, они не осознают, что то, что они делают, рассматривается как девиантное. общество. Это может быть формальное отклонение, такое как гражданское преступление, или неформальное отклонение, которое варьируется от общества к обществу, например однополая любовь или однополый брак. Здесь вступает в силу теория маркировки. На людей часто навешивают ярлыки за преступления, которые они совершают. Формальные отклонения, такие как воровство или убийство, можно рассматривать как серьезный ярлык, но неформальные модели отклонений, такие как опьянение в присутствии детей или употребление алкоголя и наркотиков в молодом возрасте, порождают ярлыки, которые остаются с людьми на протяжении всей их жизни. Даже если они хотят изменить себя. Это навешивание обществом ярлыков иногда оставляет отпечаток на людях, побуждая их к совершению девиантных действий.

Характеристики-
  • Отклонение не обязательно должно быть абсолютным преступлением. Это может быть форма отклонения и изменения с точки зрения убеждений, норм, ценностей и черт. Акт инцеста осуждается во многих обществах, хотя он может не считаться ужасным преступлением, но считается табу.
  • Девиантность меняется от общества к обществу, а также зависит от социальной стигмы. Например, публичное проявление привязанности может быть социально неприемлемым и считаться клеймом в некоторых обществах, в то время как в некоторых оно может быть широко принято.
  • Девиантность также связана со временем и периодом, в течение которого она существует и рассматривается. Когда-то на использование суррогатного материнства и усыновления в качестве альтернативных способов беременности смотрели свысока и считали девиантным, но сейчас эти методы постепенно принимаются обществом.
  • Есть два типа отклонений. Одним из них являются формальные преступления, такие как воровство, торговля людьми, неэтичный взлом и так далее. Девиантность также может быть неформальной, например, измена супругу или отнятие чужого имущества без согласия, что не наказуемо, но нежелательно в обществе.
  • Это также зависит от соотношения девиантного и недевиантного населения. Также может существовать тенденция считать эти действия нормальными, если число девиантных популяций достаточно велико, например, террористические акты в некоторых странах, охваченных войной.

Читайте также: Преступность — это социальное явление

Примеры отклонения-
  • Ранее люди воспринимали и верили, что Земля представляет собой плоскую поверхность, и когда различные ученые, такие как Пифагор и Колумб, утверждали, что Земля Кругом это было опровергнуто многими и на ранней стадии считалось девиантным. Хотя это не было социально приемлемым для людей и церкви, в конечном итоге оно получило признание с помощью доказательств.
  • Однополые отношения, браки и усыновление в свое время были невозможны и невообразимы, а также считались девиантными. Им пришлось пройти через фазу восстания и трансформации, чтобы получить юридическое и социальное признание. Даже сейчас это считается девиантным в некоторых обществах и религиях. Во многих культурах к однополым отношениям относятся как к аномалиям и с неуважением.
  • Девиантность различается в зависимости от культуры, традиций и среды общества и страны. Дети, покидающие родительский дом и живущие самостоятельно, являются обычной нормой в западных и европейских странах. Однако эта практика не приветствуется в некоторых традиционных азиатских и исламских обществах. В результате азиатские родители, как правило, имеют большее влияние на жизнь своих детей. Дети, уезжающие или принимающие быстрые решения самостоятельно, считаются противоречащими социальным ценностям и девиантными.
  • Немногие страны, такие как Франция, серьезно относятся к выходным как к времени, когда можно освежиться и омолодиться, и в этот период не принимают рабочие звонки и электронные письма. Однако во многих обществах, где люди, как правило, работают и по выходным, ситуация прямо противоположная. Те, кто работает в такой среде, могут быть нежелательны и считаться девиантами, если они неосознанно связываются с коллегами по работе в выходные дни в обществе, которое считает выходные свободными от работы.
  • В Саудовской Аравии женщинам не разрешается показывать ни дюйма кожи, и они должны быть закрыты с помощью паранджи, в то время как во Франции существует полный запрет на ношение паранджи, который не позволяет закрывать лицо. Хотя это основано на религиозных и культурных убеждениях, то, что является девиантным в одном обществе, не является таковым в другом.

Таким образом, девиантность является неизбежной частью общества, но в то же время в обществе всегда присутствуют меры для исправления девиантного поведения.

Список литературы

https://openstax.org/books/

https://study.com/learn/lesson/d

https://www.verywellmind.com/socially-acceptable- to-socially-deviant-addictions-22243

https://en.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *