Разное

Позитивная психотерапия пезешкиана: Позитивная психотерапия

Содержание

Позитивная психотерапия Носсрата Пезешкиана — Блог Викиум

Позитивная психотерапия появилась в 1968 году. Ее создателем является невролог Пезешкиан, который при разработке метода отталкивался от транскультурных исследований.

В чем заключается суть?

Метод консультаций, разработанный Пезешкианом, используется не только в психологии, но и в образовании, и в бизнесе. Данная психотерапия подразумевает, что, рождаясь, человек склонен к любви и самопознанию. Именно на этом и строится представление о человеке. Сама по себе личность с рождения является исключительно добрым существом.

По мнению Пезешкиана, каждый человек наделен всем необходимым, чтобы наслаждаться жизнью. Любая личность имеет доступ к тому, что поможет ей добиться личностного роста. Основная идея позитивной психотерапии – мысль о том, что все ценное находиться внутри каждого из нас. Ученый представлял людей так называемыми шахтами, которые должны отыскать в себе клад и показать его миру, используя свои ресурсы и таланты.

Особенности позитивной психотерапии

Метод Пезешкиана имеет ряд преимуществ:

  • его можно использовать абсолютно в любых ситуациях, он является универсальным;
  • терапию можно проводить с использованием различных метафор, притч и прочего;
  • человек воспринимается исключительно как что-то целостное;
  • клиент является активным участником;
  • такая техника может включать всего 15-20 сеансов и максимально воздействовать на будущее человека;
  • метод может быть использован людьми разной возрастной и социальной категории.

Метод Пезешкиана может использовать даже незнающий человек в любое удобное для него время. Благодаря ему он сможет приобрести гармонию с самим собой, привести свои мысли в порядок. Реализовать эти цели поможет и курс Викиум «Детоксикация мозга». Относясь к проблемам с позитивом и пониманием, люди обретают надежду на то, что все плохое пройдет. К полноценному здоровью, по мнению ученого, относится не только состояние организма, но и отношения на работе, в семье.

Если же человек пребывает в конфликтах, это влечет дисбаланс. Позитивная психотерапия направлена на поддержание здоровья человека.

Принципы метода

Данная психотерапия имеет 3 основных принципа:

  • принцип надежды;
  • принцип баланса;
  • принцип самопомощи.

Принцип надежды заключается в понимании своих способностей. Это делает личность более ответственной за происходящие в ее жизни вещи. Принцип баланса рассчитан на поиск гармонии, когда человек сможет равномерно распределить время на тело, отношения, будущее, а также свои достижения. Принцип самопомощи способствует адаптации и гармонизации личности.

Теория 4 сфер

Проводя исследования, Пезешкиан и его коллеги пришли к выводу, что человек реагирует на происходящее по-разному. Поэтому они создали теорию 4 сфер:

  1. Сфера тела подразумевает возникновение психосоматических заболеваний, связанных с выходом ситуации из-под контроля.
  2. Проблемой сферы деятельности является то, что человек либо полностью уходит в работу, либо старается бездельничать.
  3. Сфера контактов подразумевает умение искать взаимосвязь с окружающими и животными.
  4. Сфера фантазии рассчитана на решение проблем посредством визуализации.

Позитивная психотерапия подразумевает, что полностью здоровый человек должен равномерно распределять время по всем 4 направлениям. Если же он этого не делает, одно из направлений и станет слабым местом, способным привести к негативным последствиям.

Читайте нас в Telegram — wikium

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана — СтудИзба

Тема 7. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана

1. Базовые способности человека.

2. Формы переработки конфликта.

3. Основые этапы терапевтической модели.

4. Тезисы позитивной психотерапии.

Рекомендуемые файлы

1. Базовые способности человека.

В широком смысле «позитивной» можно назвать всю новую волну мировой психотерапии, но термин «позитивная психотерапия» был впервые использован немецким психотерапевтом (армянином по происхождению) Носсратом Пезеш-кианом в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, и этот термин следует использовать только применительно к его психотерапевтической концепции.

Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году. В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Название метода происходит от лат. positum — «имеющий место», «данный», «фактический». С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности, — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запад

Основа ее — в рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей.

Позитивная психотерапия основывается на:

• позитивном подходе к пациенту и заболеванию;

• содержательной оценке конфликта;

• пятиэтапной терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивная интерпретация симптомов или всего заболевания нередко противопоставляется общепринятой, традиционной их интерпретации. С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма, и т. д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом. Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с конфликтом пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Из нее развиваются вторичные способности, такие, как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает способность любить и быть любимым. Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к таким вторичным способностям, как умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, иметь надежду, уметь доверять, верить и сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Базовые способности являются актуальными, или психо-динамически действующими. Они взаимосвязаны с такими категориями, как «Сверх-Я» и «Я-идеал», чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выражена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви. Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациента. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному.

Преимущества позитивной психотерапии

ü  Конфликтоцентрированная терапия (в отличие от симптомцентрированной),

ü  Краткосрочность (15-20 сеансов),

ü  Универсальное применение к проблемам,

ü  Эклектичность,

ü  Интернациональность,

ü  Рассматривает человека как целостную систему,

ü  Использование метафор, притч как инструмента,

ü  Клиенту отводится активная роль,

ü  Ориентирована на будущее,

ü  Работает с проблемами терапевтов.

2. Формы переработки конфликта.

Несмотря на все культурные и социальные различия и неповторимость каждого человека, мы можем наблюдать, что все люди при решении своих проблем прибегают к типичным формам переработки конфликтов. Если у нас есть проблема, мы сердимся, чувствуем себя перегруженными или непонятыми, живем в постоянном напряжении или не видим никакого смысла в нашей жизни, то все эти трудности можно выразить в следующих четырех формах переработки конфликта, соответствующих четырем измерениям способности к познанию:

1. тело/ощущения;

2. деятельность/разум;

3. контакты/традиции;

4. будущее/фантазия.

Эти формы переработки конфликтов являются относительно широкими категориями, которые каждый наполняет своими личными представлениями, желаниями и конфликтами. Каждый человек развивает свои собственные предпочтения в преодолении возникающих конфликтов. При гипертрофии одной из форм переработки конфликтов другие отодвигаются на задний план. Какие из форм переработки конфликтов предпочитаются, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего — полученного в детстве. Четыре формы реагирования моделируются в конкретной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

Расстройства сна, потеря аппетита, заболевания органов, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, витальная депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, акустические и оптические галлюцинации, ипохондрические представления, а также нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства могут быть представлены как симптомы в сфере тело/ощущения.

Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация и т. д. относятся к разуму и вместе с тем к деятельности.

Фиксации, предрассудки, стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чувства ненависти и вины, маргинал ьность и односторонность связаны с традициями и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования могут быть причислены к сфере будущего/фантазии.

Тело/ощущение. Как человек воспринимает свое тело? Как переживает он различные ощущения и информацию из окружающего мира? Воспринимаемая в ощущениях информация проходит через цензуру приобретенного масштаба_оценки. Отдельные характеристики ощущений могут быть конфликтными в связи с подобного рода переживаниями. При помощи своих ощущений ребенок с самого начала развития устанавливает контакт с окружающим миром. Общая активность контролируется ощущениями. Ритмы сна и питания могут стать важнейшими.

Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Может быть, именно в этом кроется разгадка того, почему в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно встает вопрос: почему один человек реагирует на этот конфликт преимущественно сердцем, другой — желудком, третий — кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания?

Поражение того или иного органа у пациента с психосоматическим заболеванием становится понятным при взгляде на концепции, которых он придерживается в отношении к телу в целом, отдельным его органам и их функциям, а также к здоровью и болезни.

Так, у больных с желудочными расстройствами, а также с ожирением мы можем наблюдать концепции, связанные с приемом пищи («Все, что на столе, должно быть съедено»). В противоположность этому у лиц с ишемической болезнью сердца мы часто обнаруживаем концепции, которые указывают на проблематичную ситуацию в отношении пунктуальности и распределения времени. Пациенты с ревматическими болезнями проявляются преимущественно типичными проблемами вокруг вежливости («Возьми себя в руки, что скажут люди»). У пациентов с кожными заболеваниями достаточно часто выявляются конфликтные концепции в отношении чистоплотности и общения.

Деятельность/разум. Измерение этого имеет особое значение в индустриальном обществе. Сюда же относятся способы становления норм деятельности и их включения в концепцию «Я». Мышление и разум сделают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Возможны две разнонаправленные реакции бегства: бегство в работу и бегство от требований деятельности. Типичные симптомы — проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения, нарушения внимания и «дефицитарные» симптомы, такие, как пенсионный невроз, апатия, снижение активности и т. д. Концепции: «Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя представляешь»; «Кончил дело — гуляй смело» и «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»; «Время — деньги» и т. д.

Контакты/традиции. Эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партнером, семьей, другими людьми, различными их группами, социальными слоями и культурными кругами; отношение к животным, растениям и вещам. Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства (традиции), особенно это касается становления наших возможностей налаживать контакты. Существуют социально обусловленные критерии выбора, которые ими управляют: например, человек ожидает от партнера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности определенных интересов и т. д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.

Будущее/фантазия (интуиция). Можно реагировать на конфликты, активизируя фантазию, воображая решения конфликтов, представляя мысленно желаемый успех или наказывая и даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что кто-то был не верен, не прав или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удовлетворять потребность при творческих изысканиях и сексуальных фантазиях. В качестве  «личного мира» фантазия отгораживает от травмирующих и болезненных вмешательств действительности и создает временно комфортную атмосферу (например, алкоголь, токсикомания). Она может не воспринимать «злое дело» и болезненный разрыв с партнером как состоявшиеся; она может также и устрашать, становиться могущественной, делая действительность непереносимой вследствие проекции собственных страхов. Так воображение смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются в шизофрении в виде бредовых идей. Чтобы укротить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, словно надевают корсет, который им помогает удержать в узде угрожающие фантазии и защищаться от неконтролируемых всплесков чувств. В этой сфере актуальные способности как содержание фантазий также играют главную роль.

Четыре сферы переработки конфликта могут уже здесь указать терапевту на существенные аспекты расстройства, которые обычно незаметны в круговерти обычной медицинской диагностики и терапии.

Эта «четверка» сравнима с некими весами, на чашах которых всегда должно быть по 25 %, чтобы сохранить душевное равновесие. Решающей для уравновешенного душевного состояния является способность мыслить позитивно-творчески. Это качество почти утрачено многими людьми, но его очень легко восстановить.

В личностной сфере односторонность в четырех качествах жизни проявляется внешне в открытых формах четырех реакций «бегства»: это «бегство» в болезнь (соматизация), в активную деятельность (рационализация), в одиночество или общение (идеализация или обесценивание) и в фантазии (отрицание).

Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когнитивностью, т. е. с теми областями, с помощью которых мы вступаем в отношения с реальностью. Еще одно существенное измерение человеческой жизни определяется способностью к любви, которая также развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отношений, открывающих доступ к возможностям проявления эмоциональности.

При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия макропсихотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтрален. Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индивидуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конфликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от многих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности.

Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту усугубляют внешние события и эмоционально окрашивают их на фоне биологически-биографической данности.

Например, в паре «учтивость прямота» учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха; прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии.

Это взаимодействие считается центральной «точкой включения», где решается дальнейшее направление переработки конфликта.

В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гормональная и вегетативная нервная система. Так могут возникать функциональные нарушения.

Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающими, как он изменяет его планы на будущее. В профилактическом смысле хорошо привести в равновесие все четыре сферы разрешения конфликта.

Человек со здоровой психикой — это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитивную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.

Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового конфликта, проецируются на актуальные отношения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их идеалы. Эти отношения по образцу могут быть отдельно описаны актуальным и базовым конфликтом. На практике не следует совмещать обе модели и использовать их как одну целостную модель.

Отношение к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. Деформированные формы воспитания (ги-пер- и гипоопека) обычно приводят и к деформированным формам отношения к себе.

Отношение к «Ты». Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотношения между собой, их представления о браке, сексуальности определяют в конечном итоге стереотипы поведения выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции: «я создам крепкую, гармоничную семью» или «я никогда не женюсь».

Отношение к «Мы». Модель поведения формируется по образцу родительского отношения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит. постараться максимально актуализировать позитивные личностные особенности и свести к минимуму негативные.

3. Основые этапы терапевтической модели.

Модель позитивной психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а старается понять человека в его жизненной ситуации, в которой он заболевает. Терапевтическая модель разделена на пять этапов:

1. наблюдение/дистанцирование;

2. инвентаризация;

3. ситуативное обозрение;

4. вербализация;

5. расширение системы целей.

Дистанцирование от конфликта. Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит только ее детали, но не в состоянии рассмотреть целиком и поэтому не понимает ее смысла. На первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны и постараться составить о ней полное представление. При этом важно помнить о культуральных особенностях пациента, о традициях и обычаях страны, в которой он воспитывался и живет.

Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта и «увидев» его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь. Не следует забывать о четырех основных сферах разрешения конфликта. Врачу совместно с пациентом важно выяснить, какое влияние оказал конфликт на самого больного, на его профессию, семью, межличностные отношения, социальный статус и т. п. Следует разобраться, какое влияние на формирование конфликта оказали взаимоотношения родителей, ближайшее окружение, внешняя среда, какую роль при этом сыграли личностные особенности самого пациента.

Только после тщательного анализа конфликта следует переходить к следующему этапу лечения.

Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвуют не менее двух людей, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества.

Ситуативное одобрение — это прежде всего попытка переставить акцент с отрицательных качеств своего партнера (партнеров) по конфликту на положительные. А таковые обязательно присутствуют даже у очень сильно обидевшего вас человека — нужно только попытаться найти их. Да и попытки критически оценить собственные недостатки тоже небесплодны.

Вербализация. Этот этап лечения подразумевает обсуждение конфликта. Следует беседовать с пациентом о конфликте, а не о предполагаемых его последствиях. Беседа должна быть конфиденциальной и доверительной. Терапевту следует честно высказать свой взгляд на решение конфликта, а пациент сам решит — воспользоваться этим советом или нет.

Расширение жизненных целей. Пациент, охваченный конфликтной ситуацией, всю энергию вкладывает в нее (или в ее последствия).

Роль психотерапевта в этом случае заключается в том, чтобы понять непропорциональность распределения жизненной энергии и попытаться вместе с Пациентом перераспределить ее между четырьмя основными сферами разрешения конфликта. Кроме того, помимо конфликта всегда существуют более важные жизненные цели, куда можно вложить часть этой энергии.

Партнер приносит человеку конфликты, сложности, проблемы и кризисы. Одновременно с этим он дает также шанс дальнейшего развития личности и адекватного решения этих конфликтов. Конфронтация во многих сферах человеческих взаимоотношений по-своему может быть благоприятной: в отношениях родителей и детей, отношениях с партнером и его родителями, взаимоотношениях с окружающими. Видеть в горе только горе, а в конфликте — только разногласия означает глубокое непонимание, что в воспитании и психотерапии кроются необозримые возможности.

Отсюда ясно, что недостаточно спрашивать лишь о «почему» какого-то нарушения, страдания или испытания. Вы останетесь непонятыми, если затем не будет задан вопрос «для чего», который означает реинтеграцию, тенденцию к единству и дальнейшему развитию.

Позитивная психотерапия может сочетаться с другими методами психотерапии или применяться самостоятельно. Чаще всего практикуется кратковременная терапия, состоящая из 20 — 30 занятий длительностью около 50 минут.

Как правило, уже спустя относительно короткое время (10 — 15 встреч) наступает существенное улучшение состояния. Контрольные исследования через год в большинстве случаев выявляют стойкий терапевтический эффект. Имеется опыт лечения методом позитивной психотерапии партнерских проблем, трудностей воспитания, депрессий, фобий, сексуальных расстройств, психосоматических заболеваний, таких, как болезни желудка и кишечника, ревматические жалобы, диабет и астма. Метод также неоднократно использовался при лечении психопатий и шизофрении. Особый успех наблюдается в лечении невротических и психосоматических расстройств.

Девять тезисов позитивной психотерапии

1.  Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой болезни. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом позитивное значение: «Какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества обеспечивает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что у меня есть страх или депрессия?» и т. д.

2. Теория микротравм учитывает содержание конфликта и его динамику. Исходя из вопроса «Что общего у всех людей (осознание общности и единства) и чем они различаются (осознание индивидуальности и единственности)», позитивная психотерапия описывает содержание конфликта (актуальные и базовые способности). Зачастую это вовсе не глобальные потрясения, которые приводят к нарушениям и расстройствам, а постоянно повторяющиеся маленькие душевные раны, которые в конечном итоге формируют характер, особенно подверженный отдельным конфликтам (капля камень точит).

3. Транскультурное мышление является основой позитивной психотерапии. Оно включает множество индивидуально, семейно и культурно обусловленных явлений и предполагает единство в многообразии.

Бесплатная лекция: «20 Доказательство правильности представления данных» также доступна.

4. Концепции, мифология и притчи целенаправленно включаются в терапевтическую ситуацию. Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи, дополняющей психотерапевтические мероприятия.

5.  Каждый человек неповторим. Лечение соответствует потребностям больного.

6. Члены семьи как индивидуумы и социальные факторы как определяющие условия включаются в терапевтический процесс.

7.  Понятия позитивной психотерапии доступны каждому: речевые барьеры устранены (равенство шансов в психотерапии).

8.  Позитивная психотерапия предлагает базовую концепцию для работы с любыми болезнями и расстройствами; она определяет три отправные точки: профилактика, собственно лечение и реабилитация (универсальность применения).

9.  Позитивная психотерапия предлагает своим содержательным процессом такую концепцию, в рамках которой могут рационально применяться и дополнять друг друга различные методы и специальные направления (метатеоретиче-ские и метапрактические аспекты).

Метод «Позитивная психотерапия» Пезешкиан — консультирование в Москве

Статьи по психологии

МЕТОД «ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» Н. ПЕЗЕШКИАН

Логинова Ольга, специалист по позитивной психологии

Логинова Ольга. Видео-презентация, июнь 2020
Позитивная психотерапия. Н. Пезешкиан 

Основоположником метода позитивной психотерапии является доктор медицинских наук, немецкий психотерапевт, профессор Носсрат Пезешкиан (1933-2010). Позитивная психотерапия, разрабатываемая Н. Пезешкианом с 1972 г., представляет собой краткосрочную психотерапию. В ней прослеживается взаимосвязь системы «болезнь – культура — семья – воспитание и психотерапия».

Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели.

Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.

Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования. В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу Метафорические фотокарты в семейном консультировании.


В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.

Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт.

Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.

Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.

Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т. д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.

Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию:

1. Наблюдение/ дистанцирование;

2. Инвентаризация;

3. Ситуативная поддержка;

4. Вербализация;

5. Расширение системы целей.

На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий.

На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т. д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируют различные причины, которые привели к болезни, т.е. психосоматические проявления. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее.

Для понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет.

Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.

На третьей ступени (ситуативная поддержка) выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы.

На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения.

На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей.

Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.

В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник, состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи. Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям. Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности. И вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов.

По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: «бегство» в сферу «тело», «бегство» в сферу «деятельность или уход от деятельности», «бегство» в сферу «контакты или изоляция», «бегство» в сферу «фантазия».

Для лучшего понимания метода рекомендуется изучить книги Н.Пезешкиана, список которых представлен ниже. Достаточно полно о методе говорится в книге Пезешкиана «Психосоматика и позитивная психотерапия».

Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии

Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.

Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.


Книга Логинова О.И. Арт-терапия. Терапевтический рисунок. Подробно здесь>>

2016-2020 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.

Позитивная психотерапия — методы и техники

Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.

Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.

Пезешкиан позитивная психотерапия

Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное. Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой. Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.

В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать. Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой. В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.

Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.

Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями. Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.

Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам. Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер. Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.

Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира. Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка. Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.

Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.

Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.

Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.

Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.

Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя. Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели. Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.

Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.

Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.

Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».

Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.
Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Позитивная терапия Пезешкиана :: Психология :: «ЖИВИ!

Люди, обратившиеся к психологу, склонны видеть мир однобоко: или исключительно в черном цвете, или исключительно в розовом. Авторский метод, разработанный немецким психотерапевтом персидского происхождения Носсратом Пезешкианом, в первую очередь помогает увидеть реальность такой, как она есть.

В названии метода (Positive Psychotherapy) слово «позитивный» происходит не от латинского термина positivum («положительное»), а от слова positum, что означает «имеющее место, реально существующее, действительное». Теория и практика позитивной психотерапии на 90% базируются на ресурсах самого человека и его способности быстро адаптироваться к новым условиям. «Если тебе нужна рука помощи, вспомни о том, что у тебя уже есть две руки — собственные»,— любит напоминать Пезешкиан клиентам.

Позитивная психотерапия (ее иногда называют терапией здравым смыслом) базируется на трех принципах. Первый — простая общечеловеческая вера «в хорошее». По мнению Пезешкиана, подсознательная вера всех людей в то, что они заслуживают счастья и успеха,— явное доказательство наличия в каждом из нас соответствующих сил и навыков. Это значит, что если вы действительно на полном серьезе мечтаете стать английской королевой, то в вас уже изначально заложен некий ресурс, чтобы это желание стало реальностью.

Второй принцип — принцип равновесия. В начале терапии психотерапевт использует некоторый набор приемов, словно аптекарь гирьки, чтобы вытащить клиента из негативной зоны восприятия действительности, уравновесить. Прежде чем двигаться в сторону успеха, позитивист должен как минимум поставить человека на ноги, вернуть ему способность объективно оценивать ситуацию.

Третий принцип — пятиступенчатая модель терапии. Первичный сеанс считается успешным, если удалось пройти первые две ступени: наблюдение на дистанции и инвентаризацию. Допустим, пришла супружеская пара в преддверии развода. «Назовите хотя бы три конкретные причины, из-за которых вы решили не жить больше вместе»,— просит психолог. Супруги переглядываются и понимают, что они так долго живут в состоянии войны, что уже даже не могут вспомнить, с чего именно начался конфликт. Так на первой ступени психолог отводит клиента на некую дистанцию от его ситуации и предлагает понаблюдать за ней со стороны. Вторая ступень — инвентаризация. На этом этапе психолог выясняет, как проявляется конфликт или проблема в разных сферах деятельности человека. Например, на уровне тела: всякий раз мысли о сложившейся ситуации сопровождаются головной болью, или хроническим ОРЗ, или человек замыкается в себе и меньше общается с окружающими. То есть психолог инвентаризирует те области жизни клиента, на которые конфликт оказал влияние.

На третьей ступени важно примирить клиента с его ситуацией. Так, уже известная супружеская чета получает от психолога задание — в течение двух недель относиться позитивно к тому, что прежде вызывало раздражение, пусть даже через силу. То есть если полгода жена пилила мужа из-за того, что он поздно приходит с работы, то теперь она должна всячески поддерживать в нем профессиональное рвение. А муж, который был вечно недоволен нарядами супруги, должен активно поощрять ее желание выглядеть оригинально.

Четвертая ступень — вербализация, то есть обсуждение проблемы. В других направлениях это происходит при первой же встрече, но Пезешкиан утверждает: обговаривать проблему в подробностях стоит только тогда, когда клиент смог отойти от нее на несколько шагов и взглянуть, что творится вокруг.

Наконец, пятая ступень — расширение целей. Те, кто хоть раз в жизни бывал на тренинге, знают, о чем речь. Ни одна цель не может быть конечной, она лишь трамплин для новых достижений. Психотерапевт как раз и помогает сформулировать эти новые достижения.

Позитивная психотерапия эффективна при решении семейных проблем, в преодолении коммуникативных трудностей и при психосоматических расстройствах. Методика помогает неуверенным в себе, замкнутым людям, страдающим от тревоги, депрессии, различных фобий; а также тем, кто переживает профессиональные неудачи, трудности карьерного роста. 

20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.

Сам метод позитивной психотерапии был основан в 1968 году немцем иранского происхождения, профессором НоссратомПезешкианом. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году.

Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: 1. Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.2. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.3. Принципу самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.

В работе используются: притчи, истории, афоризмы, анекдоты.

В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента. Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт. Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Н. Пезешкиан считал, что за жалобами пациентов скрываются конфликты, возникновение которых связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями. Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д.

Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию: 1. Наблюдение/ дистанцирование; 2. Инвентаризация; 3. Ситуативная поддержка; 4. Вербализация; 5. Расширение системы целей.

На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Идет описание и проработка этих событий. На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: как это отражается на телесном уровне, в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.На третьей ступени (ситуативная поддержка).выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы. На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения. На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту расписать конкретные шаги для достижения цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Расширяется видение новых горизонтов, формируются новые варианты решения проблем клиента.Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана — презентация онлайн

1. 27.Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана

2. Позитивная психотерапия

• Позитивная психотерапия — один из
широко известных методов
современной психотерапии, признанный
в 1996 году Европейской ассоциацией
психотерапии и в 2008 году Всемирным
советом психотерапии.

3. Позитивная психотерапия

• Сам метод позитивной психотерапии был
основан в 1968 году немцем иранского
происхождения, профессором Носсратом
Пезешкианом.
• Метод позитивной психотерапии относится к
транскультурным психодинамическим
психотерапевтическим методам, с
гуманистической точкой зрения на человека.
• В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан
номинирован на Нобелевскую премию в
медицине и физиологии.

4. Позитивная психотерапия

• Название метода происходит
от лат. positum — «имеющий место»,
«данный», «фактический».
• Позитивная психотерапия является кросскультурным методом, интегрирующим в
себе, с одной стороны, философскую и
интуитивную мудрость Востока, а с другой
— рациональную системность и научность
Запада.

5. Позитивная психотерапия

• Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х
принципах, каждому из которых соответствует определённая
методическая составляющая:
• Принципу надежды соответствует позитивный подход в
видении способностей и возможностей человека.
• Принципу баланса соответствует содержательный
дифференциальный анализ психодинамики личности, результат
которого есть гармонизация первичных и вторичных
актуальных способностей человека.
• Принципу самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель,
используемая как стратегия гармонизации, адаптации и
развития личности, — вначале в самом процессе психотерапии
и потом в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и
своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей
организации, своей общине и т. д.

6. Носсрат Пезешкиан (1933-2010)

12. Картины болезней

Болезнь
Способность
Ожирение
Способность здесь и сейчас доставить себе
что-то приятное
Бронхиальная астма
Способность при помощи симптома
настойчиво обращать на себя внимание
Сахарный диабет
Способность самому доставлять себе
недостающее тепло.
Простудные заболевания и Способность временно завоевывать
насморк
бережное отношение.
Нарушение слуха и зрения
Способность не воспринимать все подряд.
Рак
Способность съедать самого себя,
способность бороться или сдаваться

определите, в какой сфере жизни вам не хватает. Стр. 1

Может быть, я как человек, рожденный в октябре, знак Зодиака Весы, во всем и всегда ищу гармонию и равновесие, и остро ощущал их отсутствие.

Однако измерить баланс и гармонию в нашей жизни довольно сложно .

Существует много различных методов и техник, но ни один из них не удовлетворяет моим критериям, полностью осведомленным.


И вот, изучая позитивную психотерапию, я узнал об отличном инструменте, который удивил меня своей простотой и порадовал своей целостностью и сложностью.

Хочу поделиться с вами этим инструментом психологической помощи и самопомощи.

Эта модель, как я уже сказал, пришла к нам из позитивной психотерапии Носрата Пезешкяна и выглядит так:


Это всю нашу жизнь условно разделить на четыре области:

1) тело / здоровье,

2) деятельность / достижения,

3) контакты / общение,

4) смысл / будущее / фантазия.

Вариантов этой модели много, и чем больше я ее использую, тем больше возможностей вижу.

Я использую «Модель баланса» и с клиентами, и в их собственной жизни, чтобы решить, что сейчас происходит и что нужно изменить.

Теперь расскажу, что вам нужно сделать, чтобы понять, что происходит с балансом в вашей жизни, а точнее, в целом, с вашей жизнью, где уходит время и усилия, какие области остаются в дефиците, каким-то образом убежать от выбранных вами проблем.

Возьмите лист бумаги формата А4 и начертите на нем такую ​​систему координат:


Далее подумайте, сколько усилий, времени и энергии вы вкладываете в каждую из 4 областей своей жизни, предполагая, что у вас 100%

  • ТЕЛО / ЗДОРОВЬЕ%?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЯ%?
  • КОНТАКТЫ / СВЯЗЬ%?
  • ЗНАЧЕНИЕ / БУДУЩЕЕ / ФАНТАЗИЯ -%?

Результаты масштабируются по линии абсцисс и ординат.

— тело и здоровье на положительной части оси ординат,

— затем на положительной части оси x — активность и достижения

рядом с отрицательным сегментом оси y — контакты и общение ,

— и, наконец, на отрицательном отрезке оси абсцисс — смысл, будущее и фантазия.

Соедините все точки и получите ромб, скорее всего, не равнобедренный.

Вот так, наверное


Или это:


Как понять, что все это значит?

Первый — это посмотреть, как именно вы распределяете свою власть, занимающую доминирующее положение, которого не хватает.

Есть культурные особенности, которые в большей степени строят нашу модель.

Подавляющее большинство моих клиентов перегружают две области — работа и чувство ромба получается растянутым по горизонтали и сжатым по вертикали.

И, если вы думаете, что все правильно и понятно, мы давно в стране, я имею в виду Советский Союз, куда мы все приезжаем, работа была главным смыслом жизни.

Но рассуждать, думать, жить будущим свет, конечно, тоже принимался.

Младшее поколение не так сильно закрепилось в этой модели, отношение к здоровью, к счастью, начало меняться в лучшую сторону.

Что еще можно понять, используя Модель баланса?

Ваш бриллиант может отражать текущую ситуацию или стратегию.

Если Вы только что получили работу, то, скорее всего, поле будет перегружено, и очевидно, что нам нужно адаптироваться к новой среде, а это требует времени и усилий.

Если в вашей работе нет существенных изменений, а перезагрузки такие же, это скорее говорит о жизненных приоритетах, а может быть, бегстве в работу, трудовой зависимости, трудоголизме.

Тогда есть смысл разобраться в этом от чего я бегаю? Общение с женой / мужем, которое меня больше не удовлетворяет, от одиночества и чувства ненужности в личной жизни?

Здесь нужно понять и принять, что убегает, избегая никогда не устанавливать гармонию и равновесие .

Убежать можно в фантазиях, зависимостях, многочисленных связях или просто в пустом общении.

Бегство, поначалу, может быть выходом, дает возможность отдохнуть от конфликта, сделать шаг назад и подумать. Но если проблема не решается, и полет становится привычным, это становится проблемой.

Есть еще один аспект в работе с балансом Модели, он более мотивационный, чем просто объяснение.

Если у вас многообещающая сфера деятельности, , тогда вы можете направить ее ресурсы — деньги, известность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе как специалиста, как вы это выразились.

В то же время, , если сфера тела, такая как дефицит, вы не приложили усилий, время — не позаботились должным образом, лечили, когда заболели, не обращали внимания на телесные симптомы, не баловали массажем и фитнесом В тот момент, когда случается стресс, кризис, этот сектор может дать первое.

А тут не только корпус поможет, а наоборот балласт.

Я рассказал только о некоторых аспектах работы с модельным балансом, на самом деле это намного больше.Все, кто хочет узнать больше, могут обратиться к работам Пезешкяна и его последователей.

Что касается гармонии в нашей жизни. Я думаю, что , когда ты заботишься обо всех сторонах своей жизни, тогда гармония приходит к тебе вместе с благополучием .опубликовано

Автор: Колобовская Людмила

PS И помните, только изменяя их потребление — вместе мы меняем мир! ©

Источник: www.b17.ru/article/model_balansa/

% PDF-1.4 % 701 0 объект > эндобдж xref 701 87 0000000016 00000 н. 0000003032 00000 н. 0000003211 00000 н. 0000003246 00000 н. 0000003817 00000 н. 0000003852 00000 н. 0000004006 00000 н. 0000004160 00000 н. 0000004296 00000 н. 0000004817 00000 н. 0000005249 00000 н. 0000005754 00000 н. 0000006211 00000 н. 0000006432 00000 н. 0000006544 00000 н. 0000006658 00000 н. 0000007099 00000 н. 0000007529 00000 н. 0000007806 00000 н. 0000008151 00000 п. 0000009390 00000 н. 0000009527 00000 н. 0000009996 00000 н. 0000010417 00000 п. 0000010815 00000 п. 0000010842 00000 п. 0000011558 00000 п. 0000011811 00000 п. 0000012203 00000 п. 0000012454 00000 п. 0000012906 00000 п. 0000013934 00000 п. 0000014114 00000 п. 0000015053 00000 п. 0000016095 00000 п. 0000017049 00000 п. 0000017988 00000 п. 0000018130 00000 п. 0000018317 00000 п. 0000019343 00000 п. 0000020302 00000 п. 0000020372 00000 п. 0000035873 00000 п. 0000036002 00000 п. 0000039666 00000 п. 0000056819 00000 п. 0000076455 00000 п. 0000076722 00000 п. 0000082973 00000 п. 0000083056 00000 п. 0000083751 00000 п. 0000083833 00000 п. 0000083903 00000 п. 0000083988 00000 п. 0000084804 00000 п. 0000085069 00000 п. 0000085224 00000 п. 0000085251 00000 п. 0000085553 00000 п. 0000085623 00000 п. 0000085708 00000 п. 0000089051 00000 н. 0000089324 00000 п. 0000089497 00000 п. uw) T.PAlO {.’7ȹ42c (b @ AQ! C 7N | =: f> 8X6p14fb [A = n3v {nnu | I ֙% (, ad300 (8_WUzumyř, l0

2016 №4 / Статьи

1. Агарков С.Т. Супружеская дезадаптация. М., Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
2. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб., Речь, 2006. 144 с.
3. Большой психологический словарь. 4-е изд., Расширенное / сост. и общ. красный. Б.Г. Мещераков, В.Зинченко П. Большой психологический словарь. 4-е изд., Доп. / Сост. и под редакцией Б.Г. Мещеряков, В. Зинченко]. М., АСТ Москва; СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
4. Бороденко М.В., Колясникова М.В., Петровский В.А. Феномен гетерогенности пола // Мир психологии. 2001. №2. 4 (28). С. 179–189.
5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1984. 176 с.
6. Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Саламова Д.К. Половое самосознание и методы его диагностики: учебное пособие. М .: Флинт, Наука, 2011. 216 с.
7. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие в отношении детей. М., Евразия, 1999. 81 с.
8. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал, 2001, Психологический журнал.22, нет. 3. С. 100–115.
9. Келли Дж. Теория личности: Психология личных конструкций [Келли Джордж. Теория личности: психология личностных построений. СПб., Речь, 2000. 249 с.
10. Кириллов И.О. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии. Рига, Мегапрессгруппа Издательский дом, 2007. 240 с.
11. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. 2001, №1.4 (28). С. 162–178.
12. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке /
13. под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ломова Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ломов] М., 1975, с. 763–776.
14. Кочарян А.С. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности / фемининности в норме и патологии) / отв.красный. член-кор. АПН Украины Л.Ф. Бурлачук Личность и гендер-роль (симптом-комплекс маскулинности / женственности в норме и патологии) /
15. изд. Под редакцией члена-корреспондента Украины Л.Ф. Бурлачука. Харьков, 1996. 139 с.
16. Кочарян Г.С. Терапевтические техники нейролингвистического программирования (НЛП). К .: НИКА-Центр, 2002. 112 с. (Серия «Современная психология». Том 8).
17. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., Медицина, 1994. 224 с.
18. Кочнев В.А. Практикум по психодиагностике сексуальности: учебное пособие. М., ИИУ МГОУ, 2014. 116 с.
19. Кочнев В.А. Практические аспекты и опыт применения опросника С. Бем (БНИИ).Bem (BSRI)] // Вестник Московского государственного областного университета-версии (электронный журнал). 1. URL: http://evestnik-mgou.ru/Issues/View/19 (дата запроса: 14.10.2016).
20. Кочнев В.А. Об исследовании типов полоролевой идентичности за-мужских женщин как фактора, обусловливающего их сексуальное поведение. // 90–80–21.Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. Серия: Психологическая наука. 2013. 1. С. 24–42.
22. Кочнев В.А. Дифференциальный анализ полоролевой идентичности мужчин // Психология в вузе: научно-методический журнал. 3. С. 111–121.
23. Кришталь В.В., Григорян С. Сексология: учебное пособие. М., ПЕР СЕ, 2002. 879 с.
24. Пезешкян Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: пер. s angl., nem [Позитивная семейная терапия: Семья как терапевт: Пер. с англ., нем.]. М., Издательство «Март», 1996. 336 с.
25. Пезешкян Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни:
26. пер. с нем. 2-е изд. [Обучение разрешению конфликтов. Психотерапия повседневной жизни: Тр.от нем. 2-е изд.]. М., Институт позитивной психотерапии, 2006. 296 с.
27. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. [Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. 2-е изд.]. СПб., Питер, 2006. 1876 с.
28. Психология [Электронный ресурс] [Психология [Электронный источник]] URL: http://psychology.academic.ru (дата запроса: 15.10.2016)
29. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты Личность: теория, эксперименты, упражнения.СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.

Praxis Dr. med. Навид Песешкян

Liebe Kinder, liebe Patienten,

wir sind selbstverständlich auch in Zeiten der Corona-Pandemie für Sie da! Für Ihre und unsere Sicherheit haben wir folgende Vorsichtsmaßnahmen getroffen:

— Jeder Therapietermin ist grundsätzlich auch per Videotermin Möglich. Bitte informieren Sie uns rechtzeitig!

— Bitte sagen Sie Ihren Termin oder den Ihres Kindes ab, sobald bei Ihnen oder Ihrem Kind Krankheitssymptome auftreten oder Sie in den letzten 14 Tagen Kontakt zu einer Covid-19 positiv getesteten Person hatten

— Bittegotien Sie Ihren eigenen Mundschutz mit und tragen Sie ihn sobald Sie die Eingangshalle Betreten

— Bitte achten Sie auf den Mindestabstand von 1,50m zu anderen Patienten und unseren Mitarbeitern

— Bitte melden Sie sich vor jedem Termin an der Tür unserer Praxis an

— Die Praxis wird nur noch in Ausnahmefällen betreten, dann auch nur mit Mundschutz und desinfizierten Händen (Spender mit Desinfektionsmittel finden Sie in allen Flurbereichen unserer Praxis)

Bitte beachten Sie unsere Maßnahmen zu Ihrem eigenen Schutz und zum Schutz unserer Mitarbeiter!

Vielen Dank,

Ihr Team der Praxis Dr.мед. Навид Песешкян


Дорогие дети, дорогие пациенты,

Мы, конечно, будем рядом с вами даже во время пандемии короны! Мы приняли следующие меры предосторожности для вашей и нашей безопасности:

— Как правило, каждое посещение терапевта также возможно по видеосвязи. Пожалуйста, сообщите нам заблаговременно!

— Отмените прием или прием вашего ребенка, как только у вас или у вашего ребенка появятся симптомы болезни или вы контактировали с человеком, у которого был положительный результат на Covid-19 в течение последних 14 дней

— Принесите свою маску для лица и наденьте ее, как только войдете в вестибюль

— Пожалуйста, убедитесь, что существует минимальное расстояние 1.50 м от других пациентов и нашего персонала

— Пожалуйста, зарегистрируйтесь у дверей нашей практики перед каждым приемом

— В практику входят только в исключительных случаях, то только с маской для лица и продезинфицированными руками (дозаторы с дезинфицирующим средством можно найти во всех коридорах нашей практики)

Обратите внимание на наши меры для вашей собственной защиты и защиты наших сотрудников!

Большое спасибо,

Ваша команда в практике Dr.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *