Разное

Поворотный момент развития из которого человек может выйти: Основные понятия теории Эриксона, Психология

Основные понятия теории Эриксона, Психология

метки:Эриксон, Идентичность, Чувство, Состоять, Человек, Ритуализация, Подражание, Считать

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Стадия 1 (от рождения до 1 года)

Орально-сенсорная

Могу ли я доверять миру?

 Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

 Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность

Доверие Недоверие

Стадия 2 (от 2 до 3 лет)

Мышечно-анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

 Разумная дозволенность, поддержка.

 Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

Автономия Сомнение

Стадия 3 ( от 4 до 5 лет)

Локомоторно-генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

 Поощрение активности, наличие возможностей.

 Отсутствие возможностей, неодобрение активности

Инициатива Вина

Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет)

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

 Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для поддержки инициативности у подростков в детском доме»>подражания и поддержки.

 Плохое обучение, отсутствие руководства

Трудолюбие Чувство неполноценности

Стадия 5 (от 12 до 18 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

 Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.

 Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Идентичность Смешение ролей

Стадия 6 (ранняя взрослость)

Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

 Душевная теплота, понимание, доверие.

 Одиночество, остракизм

Близость Изоляция

Стадия 7 (взрослость)

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

 Целеустремленность, продуктивность.

 Обеднение личной жизни, регрессия

Генеративность Стагнация

Стадия 8 (зрелость)

Зрелость

Доволен ли я прожитой жизнью?

 Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

 Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

Целостность эго Отчаяние

Основные понятия теории Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Иден­тичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жиз­ненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона — «идентичность». Приобретение идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.

Личностная идентичность — набор черт или индивиду­альных характеристик (постоянных или хотя бы преемст­венных во времени и пространстве), который делает чело­века подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности Эго-идентичносгь — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и группо- пая идентичность формируются прижизненно и согласо- ианно.

Одним из важных механизмов формирования идентич­ности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протя­жении жизни.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социаль­ное требование. Проблема, встающая перед индивидом н его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, силь­ным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с уста­новлением определенного компромисса между крайно­стями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента.

Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия).

Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в струк­туру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина).

Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, по это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противо­речия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эрик­сона.

Общество одобрительно относится к расширению воз­можностей человека, пытается поддержать его в этой тен­денции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением — «зубчатое колесо жизненных циклов». В соответствии с законом согласованного развития общество оказывает помощь раз­вивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и забо­титься).

Таким образом, с точки зрения Эриксона, потреб­ности и возможности поколений симметричны, они взаи­мозависимы.

По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате инте­грации достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций»

1. Взаимо­действие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности)

Э. Эриксона

Основной

предмет

исследования

Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий

Методы исследо­вания

Метод анализа клинических случаев, кросс- культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, пси­хоисторический метод

Основные поня­тая

Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, груп­повая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуализация

Основные идеи

Стадии развития предопределены генетиче­ски, универсальны; порядок их развертывания неизменен

Факторы раз­вития

Внутренний (созревание) и внешний (требова­ния, ожидания со стороны общества, социаль­ные задачи)

Ценное

  1. Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудно­сти здорового развития, адаптивные функции Эго.
  2. Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст,

но и широкие культурные, исторические усло­вия.

  1. Одна из немногих теорий, охватывающих все жизненное пространство индивида: от мла­денчества до старости с выделением каче­ственно различных ступеней.
  2. Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социаль­ные индикаторы развития.
  3. Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода

Направления

критики

Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.).

Недостаточная эмпирическая проверка психо­социальной концепции

Теория психического развития э.

эриксона. — Энциклопедия современных знаний

Эрик Эриксон родился недалеко от Франкфурта. В 25 лет он устроился в школу, организованную Анной Фрейд. Однако Эриксон вышел за рамки психоанализа, т.к. рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений (исследовал племена индейцев Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок – рыбаков и собирателей желудей -причина поведения и особенностей личности ребенка лежитв Эго). Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Т.е. последовательность — результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.

Основал эпигенетическую концепцию (все, что растет, имеет общий план, из которого развиваются отдельные части; каждая имеет наиболее благоприятный период для развития до тех пор, пока развившиеся части не сформируют функциональное целое. Подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур). Теория охватывает все жизненное пространство индивида. Показал значение не только семейного, но и культурного контекста в формировании Эго.

Центральное понятие – идентичность.
Личностная идентичность Эго- идентичность Групповая идентичность
набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, ядро личности субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Имеет психосоциальную природу, т.к. формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением. чувство принадлежности к данной социальной группе
формируются пожизненно и согласованно

Одним из важных механизмов формирования идентичности считает ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, которые имеют врожденную основу, она постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни. Идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определённые сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие.

Э.Эриксон выделял три формы идентичности:

1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий, которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социо-экономическому слою. Эти факторы, противостоять которым очень трудно, определяют существенные компоненты идентичности.

2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивости к фрустрации и ответственности.

3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли лидера и подчиненного, ученика и учителя, отличника и отстающего.

Эриксон описал восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис – поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, так и более ослабленным. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между противоположными состояниями сознания. Благоприятный результат – включение в эго нового позитивного качества, неблагоприятный – встраивание негативного компонента. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней гораздо труднее. Т.о. люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью. Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Джеймс Марсиа модифицировал концепцию Эриксона, определив 4 стадии идентичности, через которые юноши и девушки могут проходить в процессе развития своей идентичности:

1. статус предрешенности – связали себя обязательствами, но кризис идентичности не прошли;

2. статус диффузии – не прошли через кризис и не связали никакими обязательствами;

3. статус моратория – пережили кризис и пытаются определиться в отношении самого себя и будущего;

4. статус достижения идентичности – успешно прошли кризис и самостоятельно приняли на себя обязательства.

На статус идентичности влияют различные факторы, включая социальные ожидания, Я – образ, реакции на стресс.

Итак, основные положения Эриксона, отличающие его от классического психоанализа, это:

1. Сдвиг к изучению ЭГО, проблема свободы воли, ответственности и инициативности

2. Влияние социума на человека (причем, не только ближайшего окружения, но и исторических условий, преломляющихся через семью)

3. Развитие личности, по Эриксону, не прекращается в течение всей жизни.

4. Кризисы имеют положительное значение, это не просто барьер, а перспективы развития личности.

Стадия Содержание Позитивный / негативный исход
.младенчество Орально-сенсорная стадия (0 – 18мес) Базовое доверие / недоверие к миру
Развитие основ доверия. Чувство доверия к окружающему миру является основой формирования позитивного самоощущения, оно служит опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с лёгкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребёнок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.
2.раннее детство Ползунковая стадия (1,5 – 3 года) Автономия / стыд
сомнения Развитие автономии. Ребёнок осознаёт своё индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он может столкнуться с неодобрением окружающих. Ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.
возраст игры Эдипова или локомоторно-генитальная стадия (4 – 6 лет) Инициативность / чувство вины
Развитие инициативности. У ребёнка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Главной движущей силой энергичной познавательной деятельности ребёнка является его любознательность, в результате перед ним открываются новые возможности. Он уже чувствует себя увереннее, т.к. может свободно передвигаться, владеет речью. Очень важной для дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления исследовательского поведения ребёнка. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребёнка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативности
школьный возраст Предпубертатный возраст (6 – 11 лет) Трудолюбие / чувство неполноценности
Развитие трудолюбия. Ребёнок включается в организованную систематическую деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. Ребёнок осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе. Если у ребёнка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. В итоге он может вообще разувериться в своих способностях участвовать в каком-либо труде. Т.о., развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике (предпосылки профессиональной самооценки).
5. юность Юность (11 – 20 лет) Самотождественность / ролевое смешение
Эго-идентичность или ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки на этой стадии состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.п.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Основной упор делается на ЭГО и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Неспособность достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности (ролевым смешением). Подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость и иногда кидаются в сторону негативной идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. Интеллект в своем развитии достигает уровня формальных операций, подростки начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает строить новую личную идентичность, которая остается на всю жизнь. Формирование эго-идентичности главная задача юности.
молодость Ранняя зрелость (21 – 25 лет) Интимность / изоляция от других
Близость или изоляция. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом, он способен отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое Я. При неспособности к этому – многочисленные разваленные семьи, неконтакт с детьми, или наоборот – залипание на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего Я.
7. зрелость Зрелый возраст (25 – 50-60 лет) продуктивность \ инертность
Генеративность или стагнация. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое посягательство на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям. Основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Если у взрослых людей продуктивность преобладает над инертностью — положительное качество данной стадии – забота. С утратой продуктивность жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения – выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
8. Поздняя зрелость (более 60 лет) Единение с миром / чувство отчаяния
Целостность ЭГО или отчаяние. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Теория развития личности по Эрику Эриксону. Бердникова Анна, педагог-психолог.


Похожие статьи.
  • Теория психического развития л.с. выготского

  • Развитие высших психических функций

  • История развития высших психических функций

  • Отставание в психическом развитии

Теория развития личности | Подростковая психология

Теория развития личности

Хорошо развитая личность состоит из целей, ценностей и убеждений, которым привержен человек. Это осознание постоянства себя во времени, признание этой постоянства другими (Эриксон, 1980). Процесс развития идентичности является как индивидуальным, так и социальным феноменом (Adams & Marshall, 1996). Большая часть этого процесса предполагается в подростковом возрасте, когда когнитивное развитие позволяет человеку построить «теорию Я» (Elkind, 19).98) на основе знакомства с образцами для подражания и вариантами идентичности (Erikson, 1980). Эриксон (1968) считал этот период развития «кризисом идентичности», решающим поворотным моментом, в котором личность должна так или иначе развиваться, направляя подростка к росту и дифференциации. Идентичность формируется в процессе изучения вариантов или выбора и приверженности варианту на основе результатов их исследования. Неспособность установить хорошо развитое чувство идентичности может привести к путанице в идентичности. Те, кто испытывает путаницу в идентичности, не имеют четкого представления о том, кто они или их роль в обществе.

Развитие личности жизненно важно для понимания человеком себя и участия в своих социальных системах. Адамс и Маршалл (1996) установили, что формирование идентичности обеспечивает пять функций: структура и порядок самопознания; чувство последовательности и согласованности убеждений, целей и самопознания; ощущение преемственности своей истории и будущего; цели и направление; чувство личного контроля над своим выбором и результатами.

Идентичность Эриксона и путаница ролей

Теория Эрика Эриксона о психосоциальном развитии подчеркивает социальную природу нашего развития. Его теория предполагала, что наше психосоциальное развитие происходит на протяжении всей жизни. Эриксон предположил, что то, как мы взаимодействуем с другими, влияет на наше самоощущение, или то, что он назвал эго-идентичностью. Он также считал, что нами движет потребность достичь компетентности в определенных областях нашей жизни.

Согласно психосоциальной теории, в течение жизни мы проходим восемь стадий развития (таблица 8.1), от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе возникает конфликт или задача, которую нам необходимо решить. Успешное выполнение каждой развивающей задачи приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.

Рисунок 8.3.1 . Эрик Эриксон

Таблица 8.3.1.  Эриксоновские психосоциальные стадии развития

Стадия Возраст (лет) Задание на развитие Описание
1 0–1 Доверие против недоверия Вера (или недоверие) в то, что основные потребности, такие как питание и привязанность, будут удовлетворены
2 1–3 Автономия против стыда/сомнения Развивайте чувство независимости во многих задачах
3 3–6 Инициатива против вины Проявите инициативу в некоторых действиях — может развиться чувство вины в случае неудачи или выхода за границы
4 7–11 Трудолюбие против неполноценности Развивать уверенность в своих способностях, когда компетентен, или чувство неполноценности, когда нет
5 12–18 Идентичность против путаницы Экспериментируйте и разрабатывайте личность и роли
6 19–29 Близость против изоляции Установить близость и отношения с другими
7 30–64 Генерация против стагнации Внесите свой вклад в общество и станьте частью семьи
8 65– Целостность против отчаяния Оценить и осмыслить жизнь и смысл вклада

Видео 8.3.1. Психосоциальное развитие Эриксона объясняет все этапы этой теории.

Эрик Эриксон считал, что основной психосоциальной задачей подросткового возраста является установление личности. Эриксон упомянул пятую психосоциальную задачу жизни как одну из идентичности против смешения ролей , когда подростки должны преодолевать сложности поиска собственной идентичности. Этот этап включает в себя вопросы, касающиеся их внешности, профессионального выбора и карьерных устремлений, образования, отношений, сексуальности, политических и социальных взглядов, личности и интересов. Эриксон видел в этом период путаницы и экспериментов в отношении идентичности и своего жизненного пути. В подростковом возрасте мы испытываем Психологический мораторий , , когда подростки откладывают обязательство сохранять личность, изучая варианты .

На развитие индивидуальной идентичности влияет то, как они разрешили все предыдущие психосоциальные кризисы детства, и этот подростковый этап является мостом между прошлым и будущим, детством и взрослой жизнью. Таким образом, по мнению Эриксона, центральными вопросами подростка являются: «Кто я?» и «Кем я хочу быть?» Формирование идентичности было выделено как первичный показатель успешного развития в подростковом возрасте (в отличие от смешения ролей, которое было бы показателем неуспешного решения задачи подросткового возраста). Этот кризис разрешается положительно с  достижение идентичности  и обретение верности (способности быть верным) как новой добродетели, когда подростки пересматривают цели и ценности своих родителей и культуры. Некоторые подростки принимают ценности и роли, которые ожидают от них их родители. Другие подростки развивают идентичность, которая противоречит их родителям, но соответствует группе сверстников. Это изменение является обычным явлением, поскольку отношения со сверстниками становятся центральным направлением жизни подростков.

Кульминацией этого исследования является более связный взгляд на себя. Те, кому не удается пройти этот этап, могут еще больше уйти в социальную изоляцию или затеряться в толпе. Однако более поздние исследования показывают, что немногие покидают этот возрастной период с достижением идентичности и что формирование идентичности в основном происходит в молодом взрослом возрасте (Côtè, 2006).

Статусы идентичности Марсии

Расширяя теорию Эриксона, Марсия (1966) описала формирование идентичности в подростковом возрасте как включающее как исследование , так и приверженность в отношении идеологий и занятий (например, религия, политика, карьера, отношения) , гендерные роли). Развитие идентичности начинается, когда люди идентифицируют себя с образцами для подражания, которые предоставляют им возможность исследовать, кем они могут стать. Ожидается, что по мере развития личности подростки будут делать выбор и придерживаться вариантов в рамках своего социального контекста. В некоторых случаях варианты не предусмотрены или ограничены, и человек не сможет совершить или согласится, не имея возможности изучить различные варианты (Марсия, 19 лет).80).

Спутанность/распространение идентичности  происходит, когда подростки не исследуют и не принимают никаких идентичностей. Лишение права выкупа  происходит, когда человек подтверждает личность, не изучая варианты. Мораторий  – это состояние, в котором подростки активно изучают варианты, но еще не взяли на себя обязательств. Как упоминалось ранее, люди, изучившие различные варианты, обнаружившие свою цель и взявшие на себя обязательства в отношении идентичности, находятся в состоянии 9.0011 достижение личности.

Рисунок 8.3.2. Статусы личности Марсии. Адаптировано из Discovering the Lifespan Р. С. Фельдмана, 2009 г. Рассеивание идентичности — это статус, который характеризует тех, кто не изучил возможности и не взял на себя обязательства по идентичности . Марсия (1980) предположила, что, когда люди вступают в процесс формирования идентичности, у них мало осознания или опыта исследования идентичности или ожидания приверженности идентичности. Этот период диффузии идентичности типичен для детей и молодых подростков, но ожидается, что подростки уйдут из этой стадии, поскольку они подвергаются воздействию ролевых моделей и опыта, которые открывают перед ними возможности идентичности. Те, кто упорствует в этой идентичности, могут бесцельно дрейфовать, не имея связи с окружающими или не имея большого смысла в жизни. Характеристики, связанные с длительной диффузией, включают низкую самооценку, легкое влияние сверстников, отсутствие значимых дружеских отношений, небольшую приверженность или стойкость в действиях или отношениях, эгоцентризм и потворство своим желаниям.

Те, кто находится в лишении права выкупа личных данных, не изучили варианты . Часто младшие подростки вступают в фазу лишения права выкупа, когда они могут, по крайней мере предварительно, заявить о себе, не вкладывая средств в процесс исследования. Это обязательство часто является ответом на беспокойство по поводу неопределенности или перемен в подростковом возрасте или на давление со стороны родителей, социальных групп или культурных ожиданий. Ожидается, что большинство подростков пройдут этап лишения права выкупа, поскольку они могут мыслить независимо, и у нас есть несколько вариантов идентичности. Однако иногда лишение права выкупа сохраняется в позднем подростковом возрасте или даже в зрелом возрасте.

В некоторых случаях родители могут принимать эти решения за своих детей и не предоставлять подростку возможности сделать выбор. В других случаях подростки могут сильно отождествлять себя с родителями и другими людьми в своей жизни и желать пойти по их стопам. Характеристики, связанные с длительной потерей права выкупа: хорошо воспитанные и послушные дети с высокой потребностью в одобрении, авторитарным стилем воспитания, низким уровнем терпимости или принятия изменений, высоким уровнем конформизма и традиционным мышлением.

В школьные и студенческие годы подростки и молодые люди переходят от распространения идентичности и лишения права выкупа к мораторию и достижениям. Наиболее значительные успехи в развитии идентичности достигаются в колледже, поскольку студенты колледжей сталкиваются с большим разнообразием выбора карьеры, образа жизни и убеждений. Этот опыт, вероятно, вызовет вопросы, касающиеся идентичности. Большая часть работы по идентификации, которую мы проводим в подростковом и юношеском возрасте, связана с ценностями и целями, поскольку мы стремимся сформулировать личное видение или мечту о том, чего мы надеемся достичь в будущем (McAdams, 2013).

Мораторий на удостоверение личности — это статус, который описывает тех, кто активно исследует в попытке установить личность, но еще не взял на себя никаких обязательств . Это время может быть тревожным и эмоционально напряженным периодом, поскольку подросток экспериментирует с разными ролями и исследует различные убеждения. Ничего не гарантировано, вопросов много, а ответов мало. Эта фаза моратория предшествует достижению идентичности. В период действия моратория для подростков нормально бунтовать и отказываться от сотрудничества, избегать решения проблем, откладывать дела на потом, испытывать низкую самооценку, испытывать тревогу и неуверенность в решениях.

Достижение личности относится к тем, кто после исследования совершил . Достижение идентичности — длительный процесс, который не всегда реализуется к концу подросткового возраста. Люди, которые достигают достижения идентичности, чувствуют самопринятие, стабильное самоопределение и привержены своей идентичности.

Хотя статусы Марсии помогают нам понять процесс развития идентичности, эта теория подвергается критике. Во-первых, статус идентичности может быть не глобальным; разные аспекты вашей идентичности могут находиться в разных статусах. Индивидуум может находиться в нескольких статусах идентичности одновременно для разных аспектов идентичности. Например, человек может находиться в статусе лишения права выкупа за свою религиозную идентичность, но в моратории на карьерную идентичность и достижение гендерной идентичности.

Кроме того, статусы идентичности не всегда развиваются в описанной выше последовательности, хотя это наиболее распространенное развитие. Не все люди достигнут идентичности во всех аспектах своей идентичности, и не все могут остаться в идентичности. Помимо исследования и приверженности, может существовать и третий аспект развития идентичности, и это переосмысление приверженности. Это дополнение создаст пятый статус, мораторий на поиск . Этот статус является повторным исследованием после принятия обязательства (Meesus et al., 2012). Необычно, что приверженность аспектам нашей идентичности может измениться по мере того, как мы приобретаем опыт, и появляется больше возможностей для изучения. Этот мораторий на поиски может продолжаться и во взрослой жизни.

Видео 8.3.2. «Этапы развития личности подростка» Масии обобщают различные статусы личности и то, как человек может проходить через них.

Поддержка развития личности

Поскольку процесс развития личности может быть запутанным и сложным периодом, как взрослые могут поддержать подростков в этом процессе? Во-первых, подтвердите, что тревога, сомнения и замешательство разумны и что большинство подростков не завершают достижение идентичности до окончания средней школы. Представление подросткам различных образцов для подражания может помочь им представить себе разные роли или варианты своего будущего «я». Образцы для подражания могут исходить из семьи, школы или сообщества. Взрослые должны говорить с подростками об их ценностях, целях и идентичности, чтобы повысить осведомленность. Им может быть интересно узнать, как другие принимали решения, развивая свою идентичность. Наконец, поддержите обязательства, которые взяли на себя подростки. Обязательства по идентичности могут помочь кому-то почувствовать себя обоснованным и менее смущенным, пока они занимаются исследованием идентичности.

Попробуйте

 

Попробуйте

 

Развитие подростков: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

Развитие детей в возрасте от 12 до 18 лет должно включать ожидаемые физические и умственные этапы.

В подростковом возрасте у детей развиваются способности:

  • Понимать абстрактные идеи. К ним относятся понимание высших математических концепций и развитие моральных философий, включая права и привилегии.
  • Установление и поддержание удовлетворительных отношений. Подростки научатся делиться близостью, не чувствуя беспокойства или подавленности.
  • Двигайтесь к более зрелому пониманию себя и своего предназначения.
  • Подвергайте сомнению старые ценности, не теряя их идентичности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В подростковом возрасте молодые люди претерпевают множество изменений по мере достижения физической зрелости. Ранние, предпубертатные изменения происходят, когда появляются вторичные половые признаки.

Девочки:

  • У девочек могут начать развиваться грудные зачатки уже в возрасте 8 лет. Грудь полностью развивается в возрасте от 12 до 18 лет.
  • Волосы на лобке, в подмышечных впадинах и на ногах обычно начинают расти примерно в возрасте 9–10 лет и достигают взрослого уровня примерно в 13–14 лет.
  • Менархе (начало менструаций) обычно наступает примерно через 2 года после раннего появления волос на груди и на лобке. Это может произойти как в возрасте 9, так и в возрасте 16 лет. Средний возраст менструации в Соединенных Штатах составляет около 12 лет.
  • Всплеск роста девочек достигает пика в возрасте 11,5 лет и замедляется в возрасте 16 лет.

Мальчики: 9 лет0005

  • Мальчики могут начать замечать, что их яички и мошонка растут уже в возрасте 9 лет. Вскоре половой член начинает удлиняться. К 17 или 18 годам их гениталии обычно имеют взрослые размеры и форму.
  • Рост волос на лобке, а также в подмышках, ногах, груди и на лице начинается у мальчиков примерно в 12 лет и достигает взрослого уровня примерно в 17–18 лет.
  • Половое созревание мальчиков не начинается внезапно, как начало менструаций у девочек. Регулярные ночные поллюции (поллюции) знаменуют собой начало полового созревания у мальчиков. Поллюции обычно начинаются в возрасте от 13 до 17 лет. Средний возраст составляет около 14 с половиной лет.
  • Голоса мальчиков меняются одновременно с ростом полового члена. Ночные поллюции происходят с пиком высотного рывка.
  • Всплеск роста мальчиков достигает пика в возрасте 13 с половиной лет и замедляется в возрасте 18 лет.

ПОВЕДЕНИЕ

Внезапные и быстрые физические изменения, через которые проходят подростки, делают подростков очень застенчивыми. Они чувствительны и беспокоятся об изменениях собственного тела. Они могут болезненно сравнивать себя со сверстниками.

Физические изменения могут происходить нерегулярно. Таким образом, подростки могут пройти неуклюжие этапы как во внешности, так и в физической координации. Девочки могут беспокоиться, если они не готовы к началу менструального цикла. Мальчики могут волноваться, если не знают о ночных поллюциях.

В подростковом возрасте для молодых людей нормально отделяться от родителей и формировать собственную идентичность. В некоторых случаях это может происходить без проблем со стороны родителей и других членов семьи. Однако это может привести к конфликту в некоторых семьях, поскольку родители пытаются сохранить контроль.

Друзья становятся важнее, когда подростки отдаляются от родителей в поисках себя.

  • Группа их сверстников может стать убежищем. Это позволяет подростку тестировать новые идеи.
  • В раннем подростковом возрасте группа сверстников чаще всего состоит из неромантичных друзей. К ним часто относятся «клики», банды или клубы. Члены группы сверстников часто пытаются вести себя одинаково, одинаково одеваться, иметь секретные коды или ритуалы и участвовать в одних и тех же действиях.
  • По мере того, как молодежь достигает середины подросткового возраста (от 14 до 16 лет) и старше, группа сверстников расширяется и включает в себя романтическую дружбу.

В среднем и позднем подростковом возрасте молодые люди часто испытывают потребность установить свою сексуальную идентичность. Им нужно чувствовать себя комфортно со своим телом и сексуальными чувствами. Подростки учатся выражать и получать интимные или сексуальные ухаживания. Молодым людям, у которых нет возможности получить такой опыт, может быть труднее иметь интимные отношения, когда они станут взрослыми.

Поведение подростков очень часто соответствует нескольким мифам подросткового возраста:

  • Первый миф заключается в том, что они находятся «на сцене» и внимание других людей постоянно сосредоточено на их внешности или действиях. Это нормальный эгоцентризм. Однако это может показаться (особенно взрослым) граничащим с паранойей, самолюбием (нарциссизмом) или даже истерией.
  • Еще одним мифом подросткового возраста является представление о том, что «это никогда не случится со мной, только с другим человеком». «Это» может означать беременность или заражение венерическим заболеванием после незащищенного секса, автомобильную аварию во время вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или любой из многих других негативных последствий рискованного поведения.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Подростки становятся более сильными и независимыми до того, как у них разовьются хорошие навыки принятия решений. Сильная потребность в одобрении сверстников может побудить молодого человека принять участие в рискованном поведении.

Особое внимание следует уделить безопасности автотранспортных средств. Он должен быть сосредоточен на роли водителя/пассажира/пешехода, рисках злоупотребления психоактивными веществами и важности использования ремней безопасности. Подростки не должны иметь привилегии пользоваться автомобилями, если они не могут показать, что они могут делать это безопасно.

Другие вопросы безопасности:

  • Подростки, занимающиеся спортом, должны научиться пользоваться снаряжением и защитным снаряжением или одеждой. Их следует научить правилам безопасной игры и тому, как подходить к более сложным видам деятельности.
  • Молодые люди должны быть очень осведомлены о возможных опасностях, включая внезапную смерть. Эти угрозы могут возникнуть как при регулярном злоупотреблении психоактивными веществами, так и при экспериментальном употреблении наркотиков и алкоголя.
  • Подростки, которым разрешено использовать или иметь доступ к огнестрельному оружию, должны научиться правильно им пользоваться.

Если подростки нуждаются в обследовании, если они кажутся изолированными от своих сверстников, не проявляют интереса к школе или общественной деятельности или плохо успевают в школе, на работе или в спорте.

Многие подростки подвержены повышенному риску депрессии и потенциальных попыток самоубийства. Это может быть связано с давлением и конфликтами в их семье, школе или социальных организациях, группах сверстников и близких отношениях.

Если вы или кто-то из ваших знакомых думаете о самоубийстве, позвоните или напишите 988 или в чат 988lifeline.org. Вы также можете позвонить по телефону 1-800-273-8255 (1-800-273-TALK). 988 Suicide and Crisis Lifeline предоставляет бесплатную и конфиденциальную поддержку круглосуточно и без выходных в любое время дня и ночи.

Вы также можете позвонить по телефону 911 или по местному номеру экстренной помощи или обратиться в отделение неотложной помощи больницы. Не задерживай.

Если кто-то из ваших знакомых пытался покончить жизнь самоубийством, немедленно позвоните по телефону 911 или в местный номер службы экстренной помощи. НЕ оставляйте человека одного, даже после того, как вы позвали на помощь.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О СЕКСУАЛЬНОСТИ

Подросткам чаще всего необходимо уединение, чтобы понять изменения, происходящие в их организме. В идеале им должно быть разрешено иметь собственную спальню. Если это невозможно, у них должно быть хотя бы какое-то личное пространство.

Неуместно дразнить ребенка-подростка по поводу физических изменений. Это может привести к самосознанию и смущению.

Родители должны помнить, что для их подростка естественно и нормально интересоваться изменениями тела и сексуальными темами. Это не означает, что их ребенок вовлечен в сексуальную активность.

Подростки могут экспериментировать с широким спектром сексуальных ориентаций или моделей поведения, прежде чем они освоятся со своей сексуальной идентичностью. Родители должны быть осторожны, чтобы не называть новое поведение «неправильным», «больным» или «аморальным».

Эдипов комплекс (влечение ребенка к родителю противоположного пола) часто встречается в подростковом возрасте. Родители могут справиться с этим, признавая физические изменения и привлекательность ребенка, не нарушая родительско-детских границ. Родители также могут гордиться взрослением юноши.

Для родителей нормально находить подростка привлекательным. Это часто происходит потому, что подросток часто очень похож на другого (однополого) родителя в более молодом возрасте. Это влечение может вызвать у родителя чувство неловкости. Родитель должен быть осторожен, чтобы не создать дистанцию, которая может вызвать у подростка чувство ответственности. Неуместно, чтобы влечение родителя к ребенку было чем-то большим, чем влечение родителя. Влечение, которое выходит за рамки родительско-детских границ, может привести к неадекватному интимному поведению с подростком. Это известно как инцест.

НЕЗАВИСИМОСТЬ И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

Стремление подростка стать независимым является нормальной частью развития. Родитель не должен рассматривать это как отказ или потерю контроля. Родители должны быть постоянными и последовательными. Они должны быть доступны для того, чтобы выслушать идеи ребенка, не подавляя его независимую личность.

Хотя подростки всегда бросают вызов авторитетным фигурам, они нуждаются или хотят ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *