Разное

Понятие воображение: 15.Понятие о воображении

15.Понятие о воображении

15.Понятие о воображении. Виды, психологические механизмы воображения и личность.

15. ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, вбссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — происходит конструирование новых образов у людей в соответствии с воспринятыми извне словесными сообщениями, схемами, условными изображениями. Продуктами этого воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых формируются идеальные образы, б) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материапа. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека.

К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях. Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре. С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как
мечтательность.
В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности.Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам веря в их существование..

Воображение. Виды воображения. | Psylist.net

Общая психология ↓

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Личность и коллектив
  • Общая психологическая характеристика деятельности
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Теория Личности Г. Оллпорта
  • Исследования в области самооценки
  • Определение понятия «сознание»
  • Эмоциональные явления
  • Речь и язык
  • Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
  • Операции мышления

Определение и значение воображения — Merriam-Webster

воображение·​и·​нация i-ˌma-jə-nā-shən 

1

: действие или способность формирования мысленного образа чего-то, что не ощущается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в действительности

2

а

: творческие способности

б

: умение противостоять и решать проблемы : находчивость

используйте свое воображение и вытащите нас отсюда

с

: мыслящий или активный ум : интерес

истории, поразившие воображение

3

а

: создание разума

специально : идеализированное или поэтическое творение

б

: вымышленное или пустое предположение

Синонимы

  • устройство
  • творчество
  • фантазии
  • фэнтези
  • фантазия
  • идея
  • воображение
  • изобретение
  • изобретательность
  • оригинальность

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Вы можете найти решение, если вы используете немного воображение . Автор не говорит нам, что происходит с героями. Мы должны использовать наше воображение . Он грамотный писатель, но ему не хватает воображения . Это только мое воображение , или здесь становится тепло?

Недавние примеры в Интернете Саган счел это провалом науки и воображения. — Кристофер Боррелли, 9 лет.0085 Чикаго Трибьюн , 20 апреля 2023 г. И мое воображение , конечно. — Брайан Дэвидс, The Hollywood Reporter , 17 апреля 2023 г. Это во все большей степени относится к библиотекам по всей стране: хорошие библиотеки хотят быть общественными центрами, а не просто зданиями, которые погружают любознательных читателей в связанные сферы знаний и воображения . — Джон Кинг, 9 лет.0085 San Francisco Chronicle , 15 апреля 2023 г. Бесплатные ежедневные и ежемесячные гороскопы Телец (20 апреля — 20 мая) Используя свое воображение ? — USA TODAY , 15 апреля 2023 г. Возможности мороженого из творога ограничены только вашим воображением : Смешайте ваши любимые фрукты, подсластители и, конечно же, творог, чтобы создать вкусный замороженный десерт. — Шэрон Гринталь, 9 лет.0085 Better Homes & Gardens , 11 апреля 2023 г. Со временем The Post начала подпитывать национал-консервативное воображение . — Джим Рутенберг, New York Times , 6 апреля 2023 г. Также: вдохновение, воображение , подготовка, возвышение. — Дэвид Розовски, Forbes , 1 апреля 2023 г. Понятно, что по этому поводу были ошеломляющие чувства, но оригинальное шоу CBS действительно дает некоторые доказательства того, что присутствие Прентисс могло быть в 9-м доме Рида.0085 воображение . — Адрианна Фридман, Good Housekeeping , 1 апреля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «воображение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийский ymaginacioun, заимствован из англо-французского и латинского; Англо-французское ymaginacion, заимствовано из латыни imāginātiōn-, imāginātiō, из imāginārī «воображать» + -tiōn-, -tiō, суффикс словесного действия

Первое известное использование

14 век, в значение, определенное в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование воображение было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

воображение

воображаемая единица

воображение

воображаемый

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAChicagoAPAMMercriam-Webster

«Воображение. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/imagination. По состоянию на 29 апреля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

воображение

существительное

воображение·​и·​нация im-ˌaj-ə-nā-shən 

1

: действие или способность формирования ментальной картины чего-то несуществующего и особенно чего-то, чего человек не знал или не испытывал

2

: творческая способность

3

: создание разума

Медицинское определение

воображение

90 002 существительное

воображение·​и·​нация im-ˌaj-ə-ˈnā-shən 

: действие или процесс формирования сознательной идеи или мысленного образа чего-либо, никогда ранее полностью не воспринимавшегося в действительности тем, кто формирует образы (как посредством синтеза запомненных элементов предшествующих сенсорных переживаний или идей, измененных бессознательной защитой механизмы)

также : способность или дар формировать такие сознательные идеи или мысленные образы, особенно в целях художественного или интеллектуального творчества Перевод воображение для говорящих на арабском языке

Britannica. com: статья в энциклопедии о воображение

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

воображение

воображение

Воображение считается «силой ум», «творческий способность разума», сам «разум», когда он используется, и «процесс» ум, используемый для размышлений, замыслов, замыслов, запоминания [см. память, (2)] создания, фантазировать и формировать мнение. Термин воображение происходит от латинский глагол imaginari означает « изобразить себя». Этот коренное определение термина указывает на саморефлексивное свойство воображения, выделение воображения как частной сферы. Как средство, воображение это мир, в котором мысли и образы гнездятся в сознании, чтобы «формировать умственное понятие о том, чего на самом деле нет в ощущениях». слова как процесса воображение есть форма опосредования между тем, что считается «экстернализованной» реальностью [см. реальность, (2)] и интериоризированный человек (в отношении Мановича и Лакана). Термин считается «часто с подразумеваемым, что (ментальная) концепция делает не соответствуют реальности вещей». Наконец, воображение термин, который используется в средствах массовой информации, когда «внутренний» частный воображение представлено как общественное или выражено в медийной форме, такой как фильм или технология виртуальной реальности.

Концепция воображения бросает вызов нашему чувству того, что мы считаем личным и по существу гуманистический. Воображение бросает вызов технологиям для изучения на что способны средства массовой информации: как далеко внутрь человека могут распространяться средства массовой информации и как далеко внешний человек может ли человек привнести то, что считается его интернализованным «я»? Являются эти процессы трансмутабельны через медиа, и если да, то какие? Может закодировать воображение? Использует ли технология воображение в его продуктивных и инновационных возможностях? Или это воображение только человеческая способность? Если второе, то в какой степени медиатехнологии могут имитировать образные функции и/или выражения? И, если медиатехнологии может имитировать «продукты» воображения, что существенное различие между «обладанием» воображением и созданием воображаемого качества?

У Аристотеля воображение наводит мост между «образами» и «идеями», подразумевая что рациональное мышление имеет место в образах, и сохраняются и комбинируются в воображении. Таким образом, воображение есть подразумевается как реальное пространство или среда в уме индивидуума, и в этом пространстве он обладает способностью комбинировать образы и идеи, чтобы выполнять работу разума.

Кант понимал воображение как «репродуктивное» из-за его основы в данное или полученное знание, которое необходимо воспроизвести, чтобы «сокращать» доказательство, устанавливаемое чувствами. Например, один должен использовать свои способности воображения, чтобы дедуктивно рассуждать, что даже если он не может видеть все стороны куба, на который смотрит, у куба шесть граней куб. Ибо, судя по опыту зрителя, куб фактически и наблюдаемо имеет шесть сторон. Если бы он взял куб и исследовал его, он бы увидеть и отметить это как факт, наблюдаемый его чувствами. Однако, поскольку зритель обладает способностями своего репродуктивного воображения, ему не нужно полагаться на его чувства. Таким образом, если реальность можно наблюдать с помощью чувств, то воображение обращается к определенной ничейной земле между тем, что является наблюдаемым «истинным» или «реальным» и то, что считается полностью «фиктивным» или «ложным», в некотором смысле воображение обеспечивает ярлык. Воображение в этом смысле заполняет то, что могло бы в по всей вероятности, воспринимается органами чувств и воспринимает ощущение реальности на основе опыта доказательства его чувств, без выполненного доказательства.

Кант и Кольридж среди романтизма утверждали, что воображение предоставил «трансцендентальный синтез, который объединяет наш опыт [ мира] в единое связное целое» (Философская энциклопедия, 136). романтический и духовный смысл слова уступает место к пониманию воображения как средства, обеспечивающего когерентность человек.

В лакановской стадии зеркала восприятие ребенком Воображаемого является существенным этап распознавания того, что реально, а что нереально. Если воображаемое отражение ребенка в зеркале, вероятно, воображение является умственной способностью интегрировать этот «представленный» образ в образ ребенка. опыт себя в мире. Согласно лакановскому разделению Символического, Реальное и Воображаемое, реальное есть то, что сопротивляется представлению. Если воображение является контрапунктом воспринимаемой реальности, намек Лакана заключается в том, что воображаемое на самом деле является репрезентативным. Это представление, это зеркало.

Далее, по Сартру, искусство есть выражение как воображения, себя и высшую «истину», постигаемую воображением. Пленка и виртуальная реальность, в частности, оба пытались доказать эту идею. Оба формы используют смешанные средства для создания представленной версии воспринимаемой реальности. Таким образом, подобно воображению, обе формы пытаются выразить версию реальности, которая вызывает «ментальную концепцию», выходящую за пределы того, что можно наблюдать чувства. Среда кино, как говорят, пытается «держать зеркало» как на стадии зеркала к воспринимаемой реальности. Это означает, что реальность представлено, если не отражено, на киноэкране. Фильм сфабрикован, как воображение и его творческие силы, где граммофонная запись не является. Граммофон улавливает «сырой или настоящий материал», не отредактированный автором. дизайнер. Для Киттлера фильм — это контраст с этой «настоящей» записью: «Стоп трюк и монтаж, замедленная съемка и замедленная съемка только превращают технологию в желания зрителей. Как призраки наших обманутых глаз, порезы представляют непрерывность и закономерность движения. Фотография и художественные фильмы соответствуют друг другу, как действительное и воображаемое» (Киттлер, 119). Таким образом, фильм считается «фантазмом образов», создающим воображаемая реальность, которая представляет собой переживаемую Сартром и романтиками «высшую истину». в частном воображении.

Фильм не только представляет массовому зрителю версию воображения медийной форме, но также предполагает ассоциативную способность воображения восходит к аристотелевской концепции воображения в познании. рассуждения. Фильм предлагает ассоциации, которые возникают у человека воображение с помощью различных кинематографических приемов: монтаж, нарезка, редактирование и сращивание сцен. Манович развивает этот эффект, когда пишет о взаимодействие с различными видами СМИ. Он объясняет, что медиа-взаимодействие слишком часто забывает элемент «психологического взаимодействия», присутствующий в большинстве классические и современные формы искусства. Он приводит примеры: «эллипсы в литературных повествование, недостающие детали предметов в изобразительном искусстве, театре и технике живописи используются для управления вниманием зрителя». Он указывает, что все это «ярлыки которые требуют от пользователя заполнения недостающей информации» (Манович, 56 лет). Таким образом, в кино абстракция в форме требует воображение зрителя для создания связного видения произведения. Монтаж, затем требует от зрителя установления ассоциативных связей между изображениями, таким образом требует работы воображения.

Кино и другие средства массовой информации имитируют или моделируют ассоциативные свойства воображение. то же свойство фильма, которое представляет ассоциативный процесс, который, как считается, имеет место в воображении также говорят, что его можно увидеть в макете веб-страницы на Интернет. В гиперссылке, как и в монтаже, веб-страница представляет структура, в которой у зрителя обозначены познавательные ассоциации. Таким образом, пользователь может щелкнуть изображение и перейти к словесному пояснению или наоборот. Если эта ассоциация является свойством воображения, то это указывает на то, что воображение работает в смешанной технике. Манович объясняет, что «психологическая процессы заполнения, формирования гипотез, припоминания и идентификации, которые необходимы нам для понимания любого текста или изображения, ошибочно отождествляется с объективно существующей структурой интерактивных связей» (Манович, 56).

Манович исследует это понятие дальше, ссылаясь на Альтюссера, когда он говорит, «нас просят принять структуру чьего-либо ума за нашу собственное» (Манович, 61). В эстетической теории утверждается, что воображение на самом деле не продуктивный организм, а скорее отзывчивый; который должны реагировать на внешние раздражители. Согласно этому положению, воображение является порождающей способностью, которая требует активации «извне» без «никакого своей собственной интенциональности, но имеет намерения, навязанные ему требованиями его активатор» ( Энциклопедия эстетики , 479).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *