Маргинальность как понятие. Методологические перспективы в историческом исследовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 97-101
УДК 930
Н.А. Сайнаков
МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Рассматривается проблема использования понятия маргинальности в исторической науке. Дается обзор появления понятия мар-гинальности в социальных науках, оценка его сегодняшней методологической состоятельности. Подвергаются критике понятия «структурной» и «объективной» маргинальности. Отталкиваясь от психологических переживаний индивида, маргинальность определяется как кризисное состояние неуверенности, неопределенности или самоопределения человека. В связи с этим определением предлагается перейти к типологизации исторических личностей или социальных групп, что даст возможность новых, актуальных интерпретаций мотивации и поведения маргиналов, причин формирования и распада маргинальных групп.
Ключевые слова: маргинальность; маргинальная культура; культурный конфликт; психологический кризис; историография.
Понятие маргинальности, родившееся в 20-х гг. XX в. в американской социологии, уже более 80 лет не только сохраняет своё значение в этой науке, но и становится предметом внимания философов, культурологов, экономистов и искусствоведов. В последние десятилетия интерес к феномену маргинальности за рубежом несколько спал; у нас в стране, судя по многочисленным исследованиям, он только продолжает разрастаться. Маргинальность сегодня, по всей видимости, становится не только распространённым явлением, но и фактором массового сознания. Об этом говорит стремительный рост употребления термина в последние годы. В 2001 г. в поисковой системе Google находилось более 1 200 русскоязычных ссылок на страницы, где он употребляется. В начале 2012 г. таких ссылок 78 500, в начале 2013 г. — уже 105 000.
В отечественной историографии, несмотря на всё более распространяющиеся междисциплинарные подходы, использование понятия более чем скромно, а при отсутствии разработанности самой проблемы, ещё и малокритично. Между тем историкам трудно ответить на вопрос, насколько понятие маргинальности может быть применимо к прошлому, использовано исследователями и есть ли у него методологический потенциал. С одной стороны, понятие маргинальности, возникшее в ХХ в. и предназначенное для обозначения актуального на тот момент явления, должно применяться к более ранним историческим периодам осторожно, чтобы не стать инструментом модернизации истории. С другой стороны, являясь продуктом осмысления настоящего, понятие маргинальности не может не быть инструментом познания прошлого. Так же было и с другими актуальными понятиями. Можно найти или не найти «капитализм» в античном мире, однако обойтись без сравнения и сопоставления античной экономики с капитализмом практически невозможно. Поэтому маргиналь-ность и маргиналов можно и нужно искать в обществах прошлого. Другое дело, что сделать это корректно возможно только через осмысление самого понятия, которое отнюдь не является простым.
Появление понятия «маргинальность» (от лат.
margo — край, граница) восходит к деятельности чикагской школы социологии в 30-е гг. XX в. Оно было введено Р. Парком для характеристики состояния мигрантов в американском обществе и связано с пространственной мобильностью [1]. Но несмотря на то, что Парк был социологом, в основу его концепции легли соци-
опсихологические аспекты социализации, что характеризовало общую научную атмосферу того времени. Работы З. Фрейда и других психоаналитиков оказали глубокое влияние на социологов, чья наука еще не прошла процесс социализации и самоутверждения. Большое влияние на Парка оказала и социология Г. Зиммеля. Ее особенностью был психологизм, переживание, интерпретация фрагментарного мира, растворение фиксированных содержаний в терминах внутреннего душевного опыта [2. С. 13]. Главное, что, по Парку, определяет природу маргинального человека, — чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. Маргинальный человек выступает как «побочный продукт» социального процесса аккультурации [3. С. 10].
Э. Стоунквист, последователь Парка, описывает маргинальное положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте и находящегося «между двух огней». Такой индивид находится на краю каждой из культур, но не принадлежит ни одной из них. Стоунквист полагал, что процесс адаптации может привести к формированию личности с новыми свойствами [Там же].
Итак, первоначально проблемой маргинальности был культурный конфликт, влияющий на психическое состояние человека. Дальнейшее развитие американской социологической мысли относительно понятия привело к расширению круга описываемых случаев маргинальности. В связи с этим появляются новые подходы, маргинальность выходит из чисто культурного аспекта, все более смещается в область социального. Немаловажной причиной такого изменения стало бурное развитие социологической науки в послевоенной Европе и Америке. Сменяя историю в роли «учительницы жизни», социология становится наукой о социальной структуре общества. Распространяется мнение, что выявление такой структуры, правил социального взаимодействия способно не только дать четкое знание о происходящих в обществе процессах, но и позволит прогнозировать эти процессы. Маргинальность начинает рассматриваться и как продукт социальной мобильности, и как особый статус [4]. Постепенно социально-психологические особенности маргинальной личности отходят на задний план, все большее значение приобретает парадигма, выросшая из учения
К. Маркса и философии структуралистов. Основным в американской, латиноамериканской и, особенно, западно-европейской социологии становится подход в изучении маргинальности в связи с «объективными социальными условиями», с уклоном в сторону изучения этих условий и социальных причин маргинализации.
Внимание общества к социальному, самоутверждение социологической науки привели к появлению множества концепций, по-разному структурирующих социальный мир и, соответственно, определяющих маргинальность. Призыв к изучению «реальных социальных структур» привел к доминированию марги-нальности «по определению». То есть маргиналами стали называть тех, кто «реально» находился в маргинальной позиции, крайнем или пограничном состоянии. Эта «реальность» основывалась либо на представлении общества о себе самом, либо на представлении об обществе социологов. Однако ни в обществе, ни среди ученых никогда не существовало единых представлений и единой картины мира. И хотя концепции социологов, доведенные до массового сознания, могли обретать реальность, все они не выдерживали проверки временем, не давали достаточно объективных критериев маргинальности. Если же принять во внимание, что повышение мобильности общества, информационные технологии и распад социальной однородности ведут к ризомности, атомизации социальной жизни, то марги-нальность «по определению» становится просто всеохватывающей. В итоге стали раздаваться голоса как в пользу того, что маргинальность в современном обществе исчезает [б. С. 146], так и в пользу того, что все общество становится маргинальным. Интересен тот факт, что в последние десятилетия XX в., когда на Западе и в Америке наблюдалась определенная стабилизация общественной жизни, интерес к понятию марги-нальности перемещается в страны третьего мира. Можно сказать, что расплывшееся понятие маргиналь-ности перестает быть базой серьезного теоретизирования, превратившись в образ стереотипного мышления. В России первые упоминания о маргинальности относятся к 60-м гг., когда был переведен труд американского психолога Т. Шибутани [6]. Кроме того, марги-нальность фигурирует во многих реферативных журналах, освещающих буржуазные социологические концепции [7, 8].
С приходом перестройки, в условиях поиска объяснения новой социальной ситуации и при остром дефиците иностранной литературы, содержание этих реферативных журналов актуализируется, появляются новые обзоры. Более востребованным становится и понятие маргинальности. Изначально за модель была взята «структурная маргинальность», или «маргинальность по определению», так характерная для западно-европейской социологии. Но если на Западе послевоенные кризисы затрагивали лишь отдельные слои населения, то уже сама ситуация полного, системного кризиса заставляла по-новому осмыслять понятие, возвращаться к заложенным еще Парком возможностям анализа кризисных явлений.
В результате работы множества публицистов и социологов стала вырисовываться концепция, смысловым центром которой становится «образ переходности,
промежуточности» в социальной структуре. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, имеющим тяжелые последствия для широких масс населения, но и являющимся ресурсом для социального обновления [3. С. 44-45]. Интересно отметить, что при всех этих позитивных тенденциях исследователи так и не смогли выработать более определенного взгляда на то, чем является маргинальность. Вместо попыток установления смыслового, категориального ядра понятия наблюдается дробление феномена, например, на культурную, структурную и маргинальность социальной роли. Процессы маргинализации рассматриваются в разных измерениях, например экономическом, политическом и социальном [9].
Активному смешению понятия способствовал не только перенос его из социологии в другие науки, но и специфика его восприятия на инокультурных почвах. Так, довольно специфично понятие маргинальности в массовом и научном сознании французов. Существительное маргинал, как отмечает Арлет Фарж, появилось во Франции лишь в 1972 г.: «Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым» [5. С. 143]. Во главу угла определения исследователь ставит, прежде всего, политические мотивы, конфликт с общепринятыми нормами, общественным строем, столкновение с окружающим миром. В XIX в., пишет он, окончательно утвердилось положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом как противоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых остракизму. Уход в маргинальность, по его мнению, «предполагает два совершенно различных маршрута: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности» [Там же. С. 144].
Интересно, что для французского учёного марги-нальность — практически всегда продукт целенаправленной деятельности общества по отторжению «вредных» элементов, для подкрепления собственного «нормального» мира. Претерпевает эволюцию только отношение к маргиналам, реакция общества на страх перед чуждым. Само же явление, как можно сделать вывод, оставалось неизменным. Теперь же «…отверженность выступает как продукт распада общества, поражённого кризисом. Слово “маргинал” постепенно выходит из употребления…» [5. С. 146]. Причину этого исследователь видит в том, что превращение в маргинала больше не зависит от личного или общественного выбора. «Маргинал отныне не какой-то чужак или прокажённый. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных» [Там же].
Таким образом, наличие устойчивого понятия мар-гинальности в массовом сознании и реалии современности порождают неопределённость, неприятие термина «маргинальность» во Франции. Напротив, в индийском обществе маргинальными считаются многие общественные движения. Маргиналы там не просто «социокультурные отщепенцы», как выразился Е. Рашковский [5. С. 148], но и те, кто ищет пути нравственного и общественного служения своей стране.
Возможность маргиналов послужить делу обновления, привнесения новаций в социум отмечается многими исследователями. Но можно заметить, что эта роль во многом зависит от рамок, в которых маргиналы воспринимаются. И большое значение здесь играет профессиональная субъективность восприятия. Случается, что представителями культурной маргинальности называются прежде всего «мигранты, люди, вступившие в смешанные браки, представители старшего поколения с “молодой душой” и взглядами, женщины — матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.» [10. С. 11]. Характерны и логические противоречия, когда, определяя маргиналов как находящихся на «обочинах» господствующих норм, исследователь пишет, что «маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой (выделено мной. — Н.С.) существования миллионов и миллионов людей» [5. С. 147].
Сейчас уже становится ясно, что для предотвращения подобных несообразностей необходим поиск смыслового ядра маргинальности, способного конкретизировать применение понятия в исторической перспективе. Чтобы сделать это, на наш взгляд, необходимо отказаться от «структурной» и «объективной» маргиналь-ности как необъективной, в том смысле, что схематическое структурирование реальности не может дать четких критериев в определении феномена. Что же может стать такими критериями?
Когда Парк, в свое время, формулировал понятие маргинального человека, он обращал внимание на его психологическое состояние, выраженное в неуверенности, моральном смятении и т.п. Зачастую такое состояние не является отрефлексированным и вызывает невроз. Эта неуверенность, внутренняя неудовлетворенность может быть одним из критериев маргиналь-ности. Проблемой здесь является сложность выявления такого состояния, особенно если ни опроса, ни психологического обследования нельзя провести. Впрочем, автобиографии, письма и другие личные тексты могут быть достаточно информативными для реконструкции психологического состояния исторической личности.
Другой критерий связан с социальным конструированием реальности, когда индивид обнаруживает, что его представление о себе не совпадает с мнением большинства. Это порождает дистанцию, чуждость, нетипичность по отношению к группе, создает культурное и социальное напряжение. Чаше всего такая дистанция или чуждость рассматриваются через призму нормативного существования.
В определении маргинальности взаимоотношение с нормой играет важную роль. Маргинальность не может существовать совершенно вне нормы, вне контекста, ведь маргинальность, неопределенность всегда существует относительно кого-то или чего-то. Что же мы имеем в виду, говоря о норме? Норма, на наш взгляд, должна также определяться «изнутри». Ведь два разных исследователя (или общественные группы) могут определить норму и того, кто из нее выпадает, по-разному. Ситуацию усугубляет то, что связь марги-нальности с отклонением от нормы не только субъективна, но и не линейна. Сложность и неоднозначность нормативной системы координат хорошо проиллюст-
рировали постмодернисты. Идея децентрации Ж. Деррида, невозможность рассуждать о подлинной маргинальности в рамках бинарной оппозиции, по утверждению М. Фуко, отрицание культурных стереотипов и запретов со стороны маргиналов приводят к тому, что опыт маргинального существования оказывается невозможным вписать внутрь институциональных стратегий [11].
Первоначальное представление о маргинальности укладывалось в рамки бинарных оппозиций «норма-патология» и «центр — периферия». Современные исследования показали ограниченность такого взгляда. Анализ отношения центра и периферии и отказ от такой схемы является переходом к более сложным представлениям о структурах и топологических свойствах реальности.
Другими словами, мы можем говорить о норме определённо только там, где она разрушается и получает достаточную долю неопределённости. В какой-то степени норма — это зафиксированный образ прошлого. Например, для старика норма — это мир его молодости. Таким образом, маргинальное положение можно рассматривать и как нормативную неопределенность. Такая социально выраженная неопределенность нуждается в осмыслении. Ещё Стоунквист отмечал, что маргинал не сразу осознаёт существующий культурный конфликт. Именно рефлексия создает ситуацию, которую можно определить как кризисную. Маргинала не устраивает сложившееся положение вещей, и он отчаянно ищет выход. Ситуация кризиса гораздо более чётко отражает специфику возникновения феномена. Кризис в России накануне революции — яркий тому пример. Нельзя сказать, что накануне революционных событий существовала такая уж серьёзная неопределённость масс в социальном плане, наоборот, классовая принадлежность большинства населения была очень чёткой. Другое дело, что все социальные слои находились в ситуации кризиса и активно пытались найти выход из создавшегося положения. Социальный кризис здесь тесно переплетался с множеством личных культурных конфликтов.
Введение параметра кризиса в определение марги-нальности продуктивно также и тем, что оно предполагает динамику. Это ещё одна важная составляющая в осмыслении маргинальности. Маргинальность ни в коем случае нельзя характеризовать как сколько-нибудь статичное состояние с точки зрения изучаемого индивида. Ведь всякая статика обретает форму, а значит, норму и теряет свою неопределенность. Конечно же, форму нельзя совершенно отделить от содержания. Но формализация во многом лишает состояние кризисности.
Опасность формализации можно проиллюстрировать на простом примере: большинство людей определяют бомжей как маргиналов. И действительно, бомжи демонстрируют маргинальное поведение. Однако психологическое состояние таких людей оказывается разным. Стаж бездомности свыше 6 месяцев приводит к изменениям психики личности. Пребывание в положении бездомного в течение 3-5 лет приводит к таким глубоким личностным изменениям, что процесс ресоциализации крайне затруднен [12; 13. С. 32]. Человек
смиряется со своим состоянием, оно кажется ему «нормальным», защитные механизмы психики уже не нужны. Но человек продолжает демонстрировать маргинальное поведение в силу привычки, в силу того, что это поведение становится для него «нормой».
Другой пример — проститутки. Они рассматриваются как маргиналы и с точки зрения государства, даже когда оно легализирует продажную любовь, и с точки зрения обывателя. Никакой дифференциации здесь не проводится. Между тем сами «жрицы любви» далеко не так однозначно воспринимают своё положение, зачастую считая проституцию нормальным занятием. Как отмечают исследователи петербургской проституции, в конце XIX в. «многие шли в бордели вполне сознательно и, как правило, добровольно» [14. С. 26]. Обитательницами борделей были и полностью безвольные жертвы, и сознательные профессионалки, находящие там защиту, «а главное, чёткий профессионально-социальный статус, что в некоторой степени могло помочь им при желании изменить свою судьбу» [Там же. С. 28].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что маргинальность может быть следствием определения со стороны общества, пограничности, периферий-ности и множества других причин, но по сути является мировоззренческим явлением, процессом самоопределения, поиска идентичности в момент кризиса, связанного с неопределенностью своего положения, неудовлетворенностью им. Другими словами, маргинальность можно выразить как кризисное состояние неуверенности, неопределенности или самоопределения человека в мире.
Маргинальный человек — человек неуверенный, не удовлетворенный своим положением. В качестве последствий маргинализации социологи называют нарастание негативизма, десоциализацию и атомизацию личности, изменение жизненной ориентации на настоящее, сиюминутное, цинизм, страх жизни, униженность и беспомощность, враждебное и разрушительное поведение. Разные по форме и содержанию, по сути признаки сводятся к защитной реакции, сознательным или подсознательным действиям, направленным на преодоление нестандартной, дискомфортной ситуации. В крайних формах это психические расстройства, самоубийства, бунты и т. д. О страхе и кризисе идентичности как основных причинах многих социальных и личных проблем говорит и американский учёный неоп-сихоаналитической школы Э. Эриксон [15]. В основе его концепции — развитие человека путём постоянного взаимодействия со средой и через последовательные идентификации себя со значимыми и подходящими для него и общества ролями. А «одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх -перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством» [5. С. 147].
Итак, предложив такое нетрадиционное понимание маргинальности, необходимо сделать попытку оценки его методологической продуктивности в исследовании прошлого. Хотелось бы начать с того, что в руках историка до сих пор нет удовлетворительного инструмента социально-психологической типологизации ис-
торической личности. Концепции кризиса идентичности, бегства от свободы, социального характера и т.д. дали возможность объяснения внутренних мотивов поведения исторической личности, но социальный контекст этого поведения оказывается слабо затронут. Понятие маргинальности дает возможность посмотреть на личность сквозь призму социального и культурного контекстов независимо от детских переживаний, первичных потребностей и душевного здоровья.
Ярким примером маргинальной личности прошлого можно считать Ивана Грозного. С традиционной точки зрения определить Ивана IV маргиналом невозможно, так как царь воплощает в себе вершину социальной иерархии. Многие предпочтут назвать Грозного сумасшедшим, чем объяснять его специфическое поведение. Однако применение концепции маргинальности позволяет увидеть точки напряжения между обществом и царем не по линии политических и идеологических доктрин или психологических кризисов, а по линии морали, представлений о должном, являющихся основой всяческой социализации. Другими словами, обозначив Ивана Грозного как маргинала, мы можем объяснить учреждение опричнины не через политические мотивы или безумие царя, не через его специфическую религиозность (собственно, специфику религиозности тоже надо объяснять, и хотя такие попытки делаются (Р.Г. Скрынников, А. Л. Юрганов и др.), социальному и психологическому аспектам этой религиозности уделяется недостаточно внимания), а через присущее маргиналам поведение, в котором есть своя логика, свои цели, отличные от тех, что ему приписывали.
Есть основания считать, что целью опричнины было стремление Ивана Грозного добиться признания и любви к нему как к царю, каким бы далеким от идеала он ни был [16]. Методы Ивана IV могут показаться парадоксальными, но ровно до того момента, пока мы не примем во внимание маргинальность царя. Сиюминутность методов, средств и промежуточных целей, страх и неуверенность порождали спонтанное, но вполне логичное поведение, направленное на подавление любых сомнений в его статусе и возможностях. Понятие маргинальности в данном конкретном случае предоставило возможность дать удовлетворительное объяснение поведения Ивана Грозного. Другой аспект применения концепции — группы и сообщества, которые принято называть маргинальными. Историки уже использовали понятие маргинальности по отношению к средневековым нищим [17. С. 294-317]. Есть и работы, объясняющие эволюцию маргинальных (лими-нальных) сообществ [18]. Что же даст историку понятие маргинальности применительно к группам и сообществам?
Первое, на что можно обратить внимание, это то обстоятельство, что изучение различных групп, занимающих особое положение в обществе, методологически плохо обосновано в исторической науке. Если социологи создали целый сонм теорий по поводу субкультурных общностей, протестных движений, промежуточных страт и т.п., то историки чаще довольствуются «межклассовыми прослойками», люмпен-пролетариатом, сектами (если речь идет о религиозной жизни), «восставшими крестьянами» и т.п.
Ещё В. Тернер показал, что разрушение традиционной структуры или выход из неё значительного числа людей создают общность с новыми характеристиками и своей эволюционной логикой. В этом плане разные средневековые группы, например восставшие крестьяне, подвергающиеся давлению этнические группы, старообрядцы в период реформ патриарха Никона и опричники Ивана Грозного, будут иметь нечто общее в плане поведенческих и эволюционных характеристик. Уже обозначение их как маргинальных групп позволяет типологизировать, сравнивать, оценивать их роль в мутации общественной структуры, лучше понимать индивидуальное поведение.
Точки пересечения таких протестных движений, как раскол и крестьянские восстания, отмечались историками уже давно. Однако специфика уравнительных идей и анализ нравственных представлений в среде протестующих масс практически не изучены. Между тем аналогии с такой элитарной общностью, как опричники, показывают, что уравнительные идеи и особенное отношение к нравственности могут быть сущностными характеристиками маргинальных страт и общностей. Если это действительно так, то мы можем увидеть маргинальные сообщества как элемент диалектической борьбы традиции и новации в рамках образа общества, близкого к синергетической пара-
дигме. Борьба хаоса и структуры, лиминальности и коммунитас, традиции и новации, маргинальности и… И вот здесь мы видим то новое, что может дать маргинальность, понимаемая как неопределенность. И опричники, и бунтующие крестьяне, и раскольники на определенном этапе развития своего движения или сообщности не могут определиться в каком-либо качестве. Сторонники Уота Тайлера в Англии продолжают верить, что они верные подданные короля, раскольники мечтают о правильно поставленных епископах, опричники считают, что преданность дороже чести… Но все они сомневаются и ищут способ утвердиться в своей правоте. Нравственность подчеркивается или, наоборот, с ожесточением отвергается, представители группы демонстрируют поведение, похожее на поведение отдельного маргинала. Можно сказать, что появление маргинальной общности, или маргинализация определенного слоя приводит к схожим алгоритмам развития и поведения. Такие общности можно и нужно классифицировать по степени маргинализации, можно рассуждать о скорости инкорпорации в устойчивую структуру, о специфике нравственного выбора. Определенно связь между социокультурной неопределенностью и порождаемыми ею идеями и поведением нуждается в дальнейшем исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Park R.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33, № 6.
2. Ярская-СмирноваЕ.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
3. Маргинальность в современной России. Сер. Научные доклады. № 121. М. : Московский общественный научный фонд, 2000.
4. Kerkhoff A.C., McCormick T.C. Marginal status and marginal personality // Social forces. 1955. Vol. 34, № 1.
5. ФаржА. Маргиналы // 50/50 : Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
6. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
7. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986.
8. Панорама буржуазной социологии XX в. М., 1980.
9. ПоповаИП. Маргинальность и особенности её проявления в современном российском обществе : дис. … канд. социол. наук. М., 1994.
10. Культурология XX в. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2.
11. Гурин СП. Маргинальная антропология. Саратов, 2000.
12. Арсенихин А. Влияние бедности на развитие индивидуальности и общества // Юристы за гражданское общество. 2010. URL:
http://www.lawcs.ru/doc/articles/Arsenikhin.doc
13. Стивенсон С А. О феномене бездомности // Социологические исследования. 1996. № 8.
14. ЛебинаНБ, ШкаровскийМВ. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. XX в.). М., 1994.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
16. Сайнаков Н. Опричнина Ивана Грозного глазами тех, кто выжил. Личность царя в контексте опричного времени: историографические и методологические аспекты исследования. LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
17. Ястребицкая А.Л. «Низшие социальные слои»: бедность и бедняки // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2: Жизнь
города и деятельность горожан. М., 1999.
18. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1985.
Статья представлена научной редакцией «История» 29 июня 2013 г.
Открытое образование — Маргинальность: основания социальной теории
- Russian
- 8 weeks
- about 9 hours per week
- 4 credit points
Маргинальность – фундаментальное понятие социальной теории, известное как в истории социологии, так и в современных теориях; оно имеет свои коннотации и трактовки как в социальной философии, культурологии, антропологии, так и в социологии.
Курс дает концептуальную основу для социологического анализа маргинальности как особого социального типа, процесса и отношения. Освоив курс, студенты смогут применять понятие маргинальности в научном исследовании для распознавания и анализа этого феномена.
Основная цель курса — разработать концептуальную основу для социологического анализа маргинальности как особого социального типа, процесса и отношения. Такого рода цель предполагает соответствующие задачи: установить соответствие этого термина базовым социологическим концепциям, которые обычно используются для понимания маргинальности; разработать теоретическую операционализацию «маргинальности» в контексте таких процессов дестабилизированного общества, как десоциализация и ресоциализация, социальная / культурная / политическая изоляция, гибридизация и диффузия. Один из центральных вопросов: какова взаимосвязь между мультикультурализмом и изоляцией в современных социальных условиях (особенно на постсоветском пространстве)? В процессе освоения курса студенты научатся отличать обыденные трактовки маргинальности от научных, применять научные трактовки для описания и анализа этого явления в конкретных ситуациях. Среди предварительных требований – знакомство с историей социологии на уровне бакалавриата. В качестве оценочных средств будут применяться тестовые задания, эссе в формате взаимного оценивания. В дополнение к лекционному материалу студенты будут получать контрольные вопросы по каждой теме курса и домашние задания на самопроверку (тексты – первоисточников и художественные, — видео, фильмы и проч.)
About
Маргинальность – фундаментальное понятие социальной теории, известное как в истории социологии, так и в современных теориях; оно имеет свои коннотации и трактовки как в социальной философии, культурологии, антропологии, так и в социологии.
Курс дает концептуальную основу для социологического анализа маргинальности как особого социального типа, процесса и отношения. Освоив курс, студенты смогут применять понятие маргинальности в научном исследовании для распознавания и анализа этого феномена.
Format
Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 12-14 вопросов.
Information resources
Основная литература
1.Зиммель Г. Экскурс о Чужаке/ Зиммель Г. Избранное: проблемы социологии. М.-СПб., 2015, сс.228-233.
2. Парк Р. Человеческая миграция и маргинальный человек/Парк Р. Избранные очерки, ИНИОН РАН, 2011, с.223-236
3. Щюц А. Чужак. Возвращающийся домой/ Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом, М., 2004, сс.533-556
Дополнительная литература
- Bankovskaya S. Living In-Between: The Uses of Marginality in Sociological Theory//Sotsiologicheskoye Obozreniye, 2014, т. 13, № 4, с. 94–104.
- Stonequist, E. The marginal man. A study in personality and culture conflict. New York: Scribner’s, 1937
- Germani G. Marginality. N.Y., 1980
- Mizruchi E.H. Regulating society: marginality and social control in historical perspective. Chicago, 1983.
- Merton R.K. Sociological ambivalence and other essays. N.Y., 1976.
Requirements
Базовый уровень знаний из истории социологии, социологической теории, владение хотя бы одним иностранным языком на уровне чтения.
Course program
1. Что такое «маргинальность»: социологическое определение и его философские основания
2. «Чужак» в социологии Г.Зиммеля как классическое начало теорий маргинальности: выход за границу.
3. «Маргинальный человек» Р.Парка:между границ
4. «Чужак» и «Homecomer» А. Шюца: темпоральная граница
5. Классификации и критерии систематизации маргинальных типов.
6. Маргинальность и идентичность: парадоксы гибридизации
7. Маргинальность и мобильность: на фронтире
8. Маргинальность и Неопределенность: проблема социального порядка
Education results
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 19. Москва, 2011, стр. 91
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: Д. Г. Подвойский
МАРГИНА́ЛЬНОСТЬ (от лат. marginalis – крайний, находящийся на грани), в социологии – характеристика промежуточного или пограничного положения индивидов и обществ. слоёв в тех или иных социальных структурах. М., как правило, предполагает столкновение, противостояние значимых для индивида систем ценностных ориентаций, норм, поведенч. образцов. Феномен М. получил широкое распространение в совр. урбанизиров. обществах благодаря усилению процессов социальной трансформации, темпов социальной мобильности и миграц. потоков.
В классич. интерпретации чикагской школы М. персонифицируется в образе человека, находящегося на стыке нескольких социальных миров (напр., иммигранта, покинувшего привычную для него среду и не интегрировавшегося в полной мере в новую; ребёнка, воспитанного представителями разных культур, и т. п.). Понятие «маргинальной ситуации» описывает также широкий круг социальных событий, сопровождающихся внутр. ролевым конфликтом, требующим от личности удовлетворения разнонаправленных, а порой и противоположных ожиданий со стороны партнёров по взаимодействию. Маргинальный статус нередко выступает в качестве предпосылки формирования особой – маргинальной (амбивалентной, фрагментированной) идентичности, становящейся для индивида источником болезненных переживаний (тревоги, неуверенности в себе, одиночества).
Другой вариант М. представляют индивиды и группы, оказавшиеся за гранью «приличного общества» («изгои», «аутсайдеры», «деклассированные элементы», «люмпены» и т. п.). Маргинализация целых обществ. слоёв в результате резких и быстрых социальных трансформаций создаёт благоприятные условия для распространения отклоняющегося поведения, а в ряде случаев ведёт к аномии – состоянию социальной дезориентации, дезорганизации и ослабления социальных связей.
М. не всегда предполагает вытеснение на периферию обществ. жизни, способствуя в процессе адаптации маргинальной личности к новой ситуации активизации её творч. способностей, склонности к инновациям, расширению кругозора и критич. осмыслению разл. ценностных систем и т. д.
Проблематика М. стала предметом эмпирич. исследований и теоретич. анализа в амер. социологии между 1-й и 2-й мировыми войнами, прежде всего в работах Р. Парка («Human migration and the marginal man», 1928, и др.), а затем Э. Стонквиста, Р. Мертона, Т. Шибутани и др.
Маргиналы — канатоходцы, пляшущие на границе «настоящего» искусства
В новом выставочном зале Музея городской скульптуры открылась выставка «Молодежные субкультуры. Маргинальное и актуальное». Экспозиция позиционируется как «тотальный коллаж» из живописи, скульптуры, компьютерной графики, фотографии, велодизайна, стрит-арта (городского искусства), перформансов и пространственных ассамбляжей.
Девизом выставки служат слова Бернарда Шоу: «Если в молодости не стоять на голове — во взрослом возрасте не удержишься на ногах». «Кто является в наше время маргиналом, — задаются вопросом организаторы выставки, — абстракционист, или академический художник?»
Экспозиция разместилась на втором этаже и во внутреннем дворике музея, в котором ежегодная выставка, посвященная современному искусству, стала уже традицией. В прошлом году подобное мероприятие было посвящено уличному граффити, в результате чего работы художников-граффитчиков украсили стены музейного двора.
Программа нынешней выставки довольно необычная. Это бой чемпионки России, Европы и мира Нины Абросовой с мужчиной; вело-шоу и различные акции, прошедшие на открытии; философский диспут о маргинальности; два поэтических вечера и финисаж — торжественное закрытие выставки, на котором можно будет пообщаться с авторами.
Вело-шоу показал Евгений Пинигин из арт-галереи «Борей» на уникальном, созданном своими руками, велосипеде-трансформере, который по мановению седока превращался в двухметровое транспортное средство. Конструкция буквально вырастала на глазах, и велосипедист оказывался на высоте около двух метров. Казалось, на этом чудо-велосипеде можно проехать между любыми автомобилями, при наличии зазора в 20 сантиметров. Во дворике так же можно было увидеть велосипеды, сделанные вело-кастомайзерами из «Bicycle Trust». Это мастера, которые занимаются вело-кастом, т.е. делают необычные велосипеды. Главное для них — внешний вид кастом-байков. Чтобы велосипеды были особенными, их создатели придумывают совершенно необычные конструкции и рамы, производят поверхностный или глубокий тюнинг, и, конечно, художественно раскрашивают. Ограничивает этих людей только фантазия.Во дворе размещены инсталляции и пространственные ассамбляжи. Это, например, мужчина и женщина — пара, навевающая мысли о ядерной войне, экологической катастрофе и плохом питании; трубы — вены города, вырвавшиеся наружу.
Менее объемные работы, которых большинство, находятся в зале второго этажа Музея. Это кубики Кирилла Голубенкова, обклеенные листами из тетрадки первоклассника, которые называются «Ошибки детства»; фотография обнаженной кладовщицы РЭУ-6 Павла Николаева; удивительные работы Игоря Кейч Ивашова, нарисованные ручкой, его «Рождение символа» — это кроличья нора в которую Алиса попала бы, если бы была взрослой. Тут же полиэтиленовые пакеты Фомы Платонова, вставленные в рамы для фотографий, с надписью на одном из них «You look great»; куклы Инны Демидовой, снова предназначенные взрослым; Лу Рид с сияющей шевелюрой в исполнении Никиты Сазонова. Рядом Pawel Wais и его яркие, до мультяшного позитивные граффити. Интересный ассамбляж представлен Андреем Юрьевым — календарь, состоящий из 31-го предмета-цифры, где почти все цифры — это коробочки, оформленные мелочами-памятью прошлого времени. Единственное число без числа — 5-е, там прибита фотография Есенина, который прекратил для себя этот мир в 1925 году.
Вряд ли кто-то сможет безапелляционно ответить, являются ли перечисленные выше авторы маргиналами. Тем более, что сам термин неоднозначен. Для того, чтобы понять саму суть явления, в рамках выставки прошел философский диспут, который вел лауреат премии «Дебют-2008» Александр Монтлевич.
Александр Секацкий, преподаватель кафедры социальной философии и философии истории CПбГУ:
— Сам термин «маргинальность» несет противоречие, некий двойственный смысл. Если альтернативную художественную практику поместить в контекст художественного пространства, то сама маргинальность при этом по определению исчезает. Культура по преимуществу — та культура, которая является для общества основной — являет собой архив, представляет некое успокоенное состояние, как частицы, осевшие после большого взрыва, который в свою очередь случается, как результат автотравматизма человека.
Утвердить себя — структурная антропология, сущность культуры вообще. Борьба награждается безопасностью и рождает хранилища, границы, место души, т.е. появляется некий фильтр для трансляции культуры, форма стандартной передачи, и появляется хранимое искусство. Примером самого устойчивого канона искусства может быть иконопись. Маргиналы играют роль протуберанцев. Социальное тело инертно, творческое усилие со временем теряется и возникает необходимость уже освобождения, возвращения живого труда.
Аутентичное место субкультур — не музей, а сама жизнь, в которой рождается новая идея, а затем множество виньеток на ней. Из чего можно увидеть, что автотравматизм — это главное, что поддерживает существование архива, т.е. классического искусства, которое при исчезновении автотравматизма исчезнет вместе с ним.
Николай Грякалов, философ, кандидат философских наук, ассистент факультета философии СПбГУ:
То, что делают здесь и сейчас — делали всегда. Интрига заключается в том, почему это оказывается невменяемым. В этом вопросе экспертами для нас являются социологи и антропологи. Именно они, как не странно, главные эксперты по маргинальности. Начнем с социологов.
Само понятие маргинальности ввел социолог Роберт Парк. Общество по аналогии с кибернетикой имеет статус-кво. Маргинал здесь — шум в каналах передачи, ошибка системы. И тогда их искусство нам непонятно. Но при этом существовал, например, Иероним Босх.
Антропологи используют понятие «лиминальность» — это обряды, сопутствующие переходам в жизни. Архаический сценарий — это опасность для общества. Лиминальность — готовность к перемене судьбы и участи. И антропологи здесь нам симпатичны, т.к. предполагают преодолевать пороги. Но не нравятся они нам потому, что им не известен опыт, когда граница ювенильна, т.е., по их мнению, она не может быть постоянной. Так рождается мир соглядатайства, экранопотребления событий. Этот «экран» лишает человека телесной сопричастности. Здесь всплывает трагика — необходимая перемена участи и событие узнавания правды о самом себе. При этом, решившись заглянуть в себя, мы видим монстра. Трагика здесь предельно актуальна. Появляется ирония — это знание о том, что знание не может быть удовлетворено предметным образом.
Таким образом, мы получаем 3 жеста для маргинальности. Первый жест — опыт возвышенного, того, что нельзя встретить в природе. Второй — «кто?» эстетического опыта, кантовская способность мыслить превращается в стиль жизни, дает возможность упорствовать в своем эстетическом суждении. Третий жест — чувство сопричастности, «мы это делаем вместе», таким образом, появляются, к примеру, комьюнити.
И здесь мы имеем два предательства настоящей маргинальности. Первое — концептуализм, теоретическое обоснование вкуса художника, когда художник становится экспертом по-видимому. Второе — морализм, когда художник предпринимает попытку универсального нравственного суждения. И мы видим, что быть маргиналом столь трудно, сколь редко можно встретить настоящую маргинальность.
Нина Савченкова, ассистент кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ:
Вопрос в том, ощущает ли маргинал свою маргинальность и свой опыт, как трагический? Скорее всего — нет. Как минотавр не знает, что он минотавр. А то получается, что маргинал — пограничник, и граница предполагает трансгрессию, является чем-то, что можно переступить. Возможно, граница не обладает субстационнальностью. Тогда маргинал — это случайность.
Алла Митрофанова, искусствовед, критик, член Совета Центра современного искусства Сороса:
Если забыть, что мы производим мир и подумать, что мы занимаемся его присвоением, тогда есть граница, до которой мы можем дойти. Если представить идеальную модель культуры, то реальность из нее будет вываливаться. Мы можем взять часть культуры и эстетизировать, сделать ее прекрасной. Тогда страшными будут три вещи. Первая — приложение сверхусилий, потому что эту красоту все время надо поддерживать. Второе — то, что эта идеальная часть начнет выворачиваться, и из нее начнут выпрыгивать монстры. Третье — создание культуры, которая касается непосредственно твоей жизни, из ничего, модель анархического действия, неконцептуальность поступков.
И появляется вопрос — как удержать неконцептуальность поля? Возможно, это требует этики, как ребенок, для которого мир — абсолютная зона неразличения, и который будет хорошо развиваться только в случае ее наличия.
Маргинальность Как Социокультурный Феномен Современности (Marginality as a Socio-Cultural Phenomenon of Modernity) by Irina Zamchalova :: SSRN
Антропологическое измерение современности. Саратов, 2015
5 Pages Posted: 7 Apr 2016
Date Written: April 6, 2016
Abstract
Russian Abstract: В статье рассматривается понятие маргинальности как социокультурного явления. Приводятся примеры «маргиналов» в истории науки, общества. Анализируется образ ризомы – переплетения корней-смыслов без начала и конца, без центра и периферии. Современная реальность с её неопределенностью выступает как всеобщая, тотальная маргинализация. Статус маргинала в современности является не исключением, а нормой существования значительной части людей.
English Abstract: In article we consider the concept marginality as a socio-cultural phenomenon. An example marginals in history of science, society. Analyze form rhizome – intertwined roots-meanings without beginning and finish, without center and periphery. The modern reality with uncertainty performs as universal, total marginalization. The marginal status in modern society is no exclusion, but norm existence of much people.
Note: Downloadable document is in Russian.
Keywords: Маргинальность, ризома, дезорганизованность, ошеломленность, эгоцентричность, рассогласование ценностей Marginality, rhizome, disorganization, perplexed, self-centered, mismatch of values
Suggested Citation: Suggested Citation
Zamchalova, Irina, Маргинальность Как Социокультурный Феномен Современности (Marginality as a Socio-Cultural Phenomenon of Modernity) (April 6, 2016). Антропологическое измерение современности. Саратов, 2015, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2759789Изгойство и маргинальность в социальном пространстве Древней Руси
Список литературы1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. М. : Прогресс, 1986. Т. 2 (Е-Муж).
2. Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.
3. Калачов Н.В. О значении изгоев и состоянии изгойства в Древней Руси // Архив историко-юридических сведений относящихся до Рос сии, издаваемый Николаем Калачовым. М., 1850. Кн. 1. C. 57-72.
4. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб. : Филол. фак-т СПб. гос. ун-та, 2000.
5. Пресняков А.Е. Княжое право Древней Руси. СПб., 1909.
6. Греков Б.Д. Киевская Русь. Л. : Госполитиздат, 1953. С. 247-255.
7. Котляров А.Н. Проблемы русского феодализма : метод. рекомендации. Томск, 1991. Вып. 3.
8. Фроянов И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1999.
9. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л. : Наука, 1983.
10. Майоров А.В. Социологические особенности древнерусского изгойства // Науковi пращ 1сторичного факультету Запорiзького держ. унту / ред. кол.: Ф.Г. Турченко (та ш.). Запорiжжя, 1993. Вип. 1. С. 30-42.
11. Скобелев А.В. «Люди» в системе социальных связей восточнославянского общества VI — первой трети XII в. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Ижевск, 2010.
12. Словарь русского языка XI-XVII вв. М. : Наука, 1979. Вып. 6.
13. Наставления духовнику // Русская историческая библиотека. Т. 6, ч. 1. Памятники древнерусского канонического права (XI-XV в.). СПб., 1880.
14. Грамота митрополита Киприана // Русская историческая библиотека. Т. 6, ч. 1. Памятники древнерусского канонического права (XI-XV в.). СПб., 1880.
15. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник. М. : Факр-Пресс, 2000.
16. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм Еврознак, 2006.
17. Сайнаков Н.А. Маргинальность как понятие. Методологические перспективы в историческом исследовании // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 97-101.
18. Соловьев С.М. Сочинения : в 18 кн. М. : Голос ; Колокол-Пресс, 1993-1998. Т. 1, кн. 2. URL: http://militera.lib.ru/common/solovyev1/02_ 02.html
19. Толочко П.П. Киев и Южная Русь в период феодальной раздробленности // Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV вв. М., 1974.
20. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси (до конца XVII века). Юрьев, 1907. Т. 1.
21. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) : курс лекций. М., 2001.
22. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII вв. СПб., 1997.
23. Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.
24. Назаренко А.В. Родовой сюзеренитет рюриковичей над Русью // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. М., 1985.
25. Иванов В.В. Волк // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. М. : Рос. энциклопедия, 1994. Т. 1: А-К.
26. Щавелев А.С. Формы мести и наказания в междукняжеских отношениях Рюриковичей // Средневековая Русь. 2009. № 8.
27. Попова И.П. Маргинальность и особенности её проявления в современном российском обществе : дис. канд. социол. наук. М., 1994.
ЕГЭ по обществознанию 2022 задание 22: номер 41
Кто такие маргиналы и какова их роль в обществе? Изначально термином «маргинальность» обозначалось убыточное, экономически близкое к пределу состояние человека, социальной группы. Впервые этот термин употребил американский социолог Роберт Парк в 1928 году. Маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940–1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.
Маргинальность — это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается понижение значения традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои. Современные маргиналы — это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.
Существует множество групп маргиналов в обществе. Вот некоторые из них: этномаргиналы — национальные меньшинства; социомаргиналы — группы людей в процессе незаконченного социального перемещения; политические маргиналы — таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественнополитической борьбы; биомаргиналы — их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества; возрастные маргиналы — формируются при разрыве связей между поколениями. В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но она оказывает значительное влияние на жизнь общества.
Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того, такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т. д. Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По-видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уже позже такое положение вещей выливается в определённый конфликт с обществом и с самим собой.
(А. Радунин)
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная мобильность». Как влияет маргинальность на общество в целом, назовите три указанных автором последствия. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно последствие маргинальности, о котором не говорится в тексте.
определение маргинальности по The Free Dictionary
22-41) озаглавлен «Место, идентичность и меняющиеся формы культурной речи: география маргинальности». Кейперс показывает, что в начале двадцатого века изменения в размере деревень и росте населения, а также рассредоточение населения Weyewa из больших (и безопасных) деревень в меньшие деревушки в садах в горах, привели к росту Маргинальность ритуальной речи. Тед Солотаров, оглядываясь на двадцать пять лет назад с той конференции 1988 года, сосредоточился на вопросе маргинальности и взглянул на маргинальность по-разному.В 1950-х годах антрополог Оскар Льюис расширил эту точку зрения своей концепцией «культуры бедности». Это идея о том, что бедность — это весь образ жизни, отмеченный не только экономической нищетой, но и отсутствием длительного и защищенного детства, ранним вступлением в половые отношения, низким уровнем формального брака, частым отказом от жен и детей, материнского доминирования и сильного психологического чувства маргинальности, зависимости и неполноценности. Предыдущий опыт показывает, однако, что наиболее важным аспектом избирательного контекста с точки зрения явки избирателей является маргинальность (или, выражаясь словами, наоборот, степень безопасности округа на предыдущих выборах.Барбара Ханавальт рассматривает понятие маргинальности в теоретических терминах, указывая на пределы марксистской концепции маргиналов как на те, которые находятся за пределами общепринятых структур общества, и предлагает более антропологическое определение, которое учитывает физические границы, установленные для женщин в средние века. Одним из наиболее впечатляющих примеров метода Вольф является ее возвращение в ходе нескольких связанных эссе к метафорам перемещения, самоизгнания и маргинальности, которые, наряду с путешествиями, в настоящее время пронизывают культурологические исследования.Раздражает не только неуместность, но и мелочность либеральной академической политики — «восторг маргинальности», по словам Гитлина, «нарциссизм мелких различий» у Фрейда. Маргинальность, как пишет Мишель де Серто в «Практике повседневного». Жизнь (1984), «сегодня больше не ограничивается группами меньшинств, но довольно массова и повсеместна» (xvii). Второй роман, Rue des tambourins (1960; «Улица Таборов»), описывает чувство маргинальности главного героя. и во многом обязана воспоминаниям автора о ее детстве в Тунисе.Как «безбрачие» влияет на диапазон женских жизней и как существование «одиноких» может создавать маргинальность? Это был вопрос, который я задавал в последней книге Туулы Гордон «Одинокие женщины: на маргиналах? Молодежь, принцип, политическая независимость» — во многих государствах это было бы рецептом маргинальности. В Мичигане это означает власть. Трудовые контракты становятся все более недолговечными в большей части экономики, и различные формы маржинальности растут.Маржинальность: пересмотр ключевой концепции
Термин маргинальный номер происходит от латинского «marginalis» и обозначает край или границу.В моей дисциплине (социология) мы прослеживаем концепцию Роберта Парка, который назвал маргинального человека «культурным гибридом» (1928). Пак, один из известных социологов «чикагской школы», писал, в частности, об иммигрантах, которые, оказавшись в Соединенных Штатах, оказались между двумя мирами — своей родиной и миром Америки. В частности, социолог Эверетт Стоунквист (1935) указал на еврея как на классическую иллюстрацию маргинального человека. Эта позиция также отражена в книге Луи Вирта The Ghetto (1928).
В этом эссе я рассмотрю некоторые нюансы этой концепции и выделю другие, связанные концепции. Поступая так, я надеюсь проиллюстрировать богатство концепции, а также продемонстрировать потенциально положительные аспекты удержания маргинального положения.
Социологов, и особенно социологов, привлекают отдельные лица и группы, которые в некотором роде считаются «маргинальными». Мы стремимся проверять, применять и развивать теории, которые бросают вызов стереотипам и предположениям предметной области, формируют политику и потенциально меняют жизнь.Те, кто занимается оказанием помощи, например, социальные работники, и многие религиозные лидеры также проливают свет на факторы, которые могут иметь эффект маргинализации отдельных лиц и групп, с целью решения «проблемы» маргинальности и защиты лиц, лишенных гражданских прав. . В этом отношении акцент делается на структурных условиях, которые в значительной степени диктуют маргинальное (то есть бесправное) положение. Неизбежно, что у тех, кто находится на обочине, не хватает власти, ресурсов, шансов на продвижение вверх и т. Д.Нынешний кризис с беженцами, безусловно, является ярким примером такой маргинальности.
Географы Брэдли Каллен и Майкл Претес (2000) отмечают: «Исследования маргинальности обычно предполагают иерархические отношения между маргинальным и немаргинальным. Обычно эта взаимосвязь выражается в модели Центр / Периферия (или Ядро / Периферия) »(стр. 221). Точно так же Джудит Робертс (2014) отмечает, что: «Группы или отдельные лица, которые переживают жизнь на периферии, лишены полного доступа к возможностям и ресурсам, которые обычно доступны доминирующим группам (напр.g., жилье, занятость, здравоохранение, гражданская активность, демократическое участие и надлежащая правовая процедура в соответствии с законом)… Маргинализованные всегда осведомлены о своем местонахождении по сравнению с теми, кто находится в центре… Место в центре — это то место, где мы отсутствуем , безмолвный или невидимый »(стр. 191, 192). Этот преобладающий (и важный) взгляд на маргинальность может иногда упускать из виду другие, возможно, неожиданные аспекты, которые маргинальное положение может нести с собой. Переходя к более широкому рассмотрению концепции, давайте сначала исследуем некоторые связанные с ней термины.
Знаменитый антрополог Виктор Тернер (1967) определил лиминальность как важный этап в обряде перехода. Для Тернера пороговая личность находится между двумя позициями. Перспектива между статусом соответствует первоначальным представлениям Роберта Парка о маргинальном человеке . Хотя это чувство нахождения между двумя позициями может восприниматься как дискомфорт, оно также может восприниматься как освобождение. Георг Зиммель (1908) использовал термин «Незнакомец» по отношению к маргинальному человеку и предположил, что тот, кто находится в таком положении, может чувствовать себя эмансипированным, потому что он / она не связан одним набором правил или ожиданий.Тернер также признал, что для человека, находящегося «посередине», данный социальный порядок приостанавливается, тем самым предоставляя индивиду отход от нормативных ожиданий и положение, с которого он может критически исследовать доминирующую культуру. Современный ученый-криминолог Джефф Феррелл (2012) придумал концепцию дрейфа применительно к людям, которые могут быть перемещены пространственно и географически и, соответственно, отделены от нормативного социального порядка. Феррелл, признавая потенциально серьезные пагубные последствия для тех, кто оказался на воле, также предполагает, что занятие такой должности влечет за собой возможность нарушения.Другими словами, с точки зрения стороннего наблюдателя бродяга может лучше идентифицировать культурные противоречия и, поскольку он или она находится «вне рамок», можно испытать некоторое чувство эмансипации, как это описывал Зиммель.
Признавая, что маргинальное положение может нести в себе потенциал для получения более положительного опыта, чем обычно (автоматически) предполагается, мы также признаем, что, хотя структурные условия могут в значительной степени определять маргинальный статус человека, то, как индивид переживает это явление может быть (освежающе) неожиданным из-за чувства свободы воли.Наиболее ярким примером является заявление Белл Хукса (1984) о маргинальности как о месте сопротивления. Она утверждает, что маргинальность «предлагает возможность радикальных перспектив, с которых можно видеть и создавать, воображать альтернативы, новые миры». Аналогичным образом культурный критик Генри Жиру (1997) признает наличие и значение «различных культурных логик», то есть тех переживаний, которые не всегда могут быть отражены в господствующей идеологии и поэтому могут быть названы контргегемонистскими (или для наших целей здесь маргинализовано ).И Хук, и Жиру подчеркивают важность и необходимость признания и озвучивания множества точек зрения и опыта. С позиции маргинальности мы можем найти возможность для творчества, инноваций и новых возможностей.
В настоящее время я приступаю к изучению реального жизненного опыта людей, которые в некотором роде являются маргинальными, и я предлагаю читателям поделиться (если им это удобно) своим опытом (будь то через комментариев функция на этом сайте или отправив мне электронное письмо).Если вы каким-то образом занимает положение, которое можно считать маргинальным, как этот опыт влияет на вашу повседневную жизнь? Как это чувство маргинальности влияет на вашу личность, ваши отношения с другими людьми и т. Д.?
Я закончу следующим: изображение, которое я сразу же думаю, когда я думаю о «поле», — это изображение, которое, как я полагаю, будет резонировать с другими: поля страницы (в книге, статье и т. Д.) Могут на первый взгляд кажутся несущественными — там нет слов автора.Тем не менее, именно в этом пространстве читатель делает заметки, идеи, моменты, требующие разъяснения, и даже эмоциональные прокламации (например, «Правильно!» Или «Аминь!», Или «Да!» Или «Ой!»). Таким образом, поля на странице становятся «живыми», и когда мы читаем фрагмент позже, наше внимание действительно привлекает именно то, что было отмечено на полях.
Артикул:
Каллен, Б. и Претес, М. 2000. «Значение маргинальности: интерпретация и восприятие в социальных науках». The Social Science Journal 37 (2), стр.215-229.
Фаррелл Дж. 2012. «Очерк криминологии дрейфа», в Новые направления в криминологической теории , под редакцией Стива Холла и Саймона Уинлоу. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
Giroux, H. 1997. Педагогика и политика надежды: теория, культура и образование: критический читатель . Боулдер, Колорадо: Westview Press.
крючки, б. 1984. Феминистическая теория: от края к центру . Бостон: South End Press.
Парк, Р. Э. 1928 г.«Человеческая миграция и маргинальный человек». Американский журнал социологии 33 (6): 881–893.
Робертс, J.E.B. 2014. «Ученичество среди обездоленных в центре». Международное обозрение миссии 103 (2), стр. 189–199.
Зиммель, Г. [1908] 1971. «Незнакомец», в Об индивидуальности и социальных формах , под редакцией Дональда Н. Левина. Чикаго: Издательство Чикагского университета, стр. 143–149.
Стоунквист, Э. В. 1935. «Проблема маргинального человека.” Американский журнал социологии 41 (1): 1–12.
Тернер, В. 1967. Лес символов: аспекты ритуала ндембу . Итака: Издательство Корнельского университета.
Вирт, Л. 1928. Гетто . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
концепций социальной и пространственной маргинальности в JSTOR
АбстрактныйЦель данной статьи — представить концептуальную таксономию маргинальности, возникающую в результате двух противоположных структурных условий в рамках невмешательства, с одной стороны, и контролируемых рынков, с другой.Маргинальность — это сложное неблагоприятное состояние, с которым могут столкнуться отдельные лица и сообщества из-за уязвимости, которая может возникать из-за неравных или несправедливых экологических, этнических, культурных, социальных, политических и экономических факторов. Типология маргинальности основана на двух первичных и двух производных формах. Первичные формы бывают контингентными и системными. Производные финансовые инструменты являются залогом и кредитным плечом. Условная маргинальность — это состояние, которое является результатом конкурентного неравенства, при котором отдельные лица и сообщества оказываются в невыгодном положении из-за динамики свободного рынка, неопределенные и стохастические результаты которого отрицательно сказываются на них.Системная маргинальность — это социально-экономическое невыгодное положение, создаваемое социально сконструированными несправедливыми нерыночными силами предубеждения. Побочная маргинальность — это состояние, с которым сталкиваются отдельные лица или сообщества, которые маргинализированы исключительно на основании их социальной и / или географической близости к людям или сообществам, которые испытывают либо случайную, либо системную маргинальность. Маргинальность на основе рычагов — это случайный или системный недостаток, который люди / сообщества вынуждены испытывать, когда их позиции на свободных рынках ослабляются доминирующими заинтересованными сторонами, такими как транснациональные корпорации, которые могут использовать выгодные уступки, используя угрозу альтернативы, часто более дешевой и дешевой. маргинализованные (условные или системные) трудовые ресурсы, в которые они потенциально могут направить свой бизнес.
Информация о журналеGeografiska Annaler, серия B, является престижным и международным в журнале публикуются статьи, охватывающие все теоретические и эмпирические аспекты человеческая и экономическая география. У журнала нет конкретного регионального профиля, но некоторое внимание уделяется исследованиям из стран Северной Европы, а также из страны Балтийского моря. JSTOR предоставляет цифровой архив печатной версии Geografiska. Annaler, Series B: Human Geography.Электронная версия Географиска Annaler, Series B: Human Geography доступен по адресу http://www.interscience.wiley.com. Авторизованные пользователи могут иметь доступ полный текст статьи на этом сайте.
Информация об издателеОсновываясь на двухвековом опыте, Taylor & Francis быстро выросла за последние два десятилетия и стала ведущим международным академическим издателем. Группа издает более 800 журналов и более 1800 новых книг каждый год, охватывая широкий спектр предметных областей и включая журнал. отпечатки Routledge, Carfax, Spon Press, Psychology Press, Martin Dunitz и Taylor & Francis.Taylor & Francis полностью привержены публикации и распространению научной информации высочайшего качества, и сегодня это остается основной целью.
Определение маргинализированных по Merriam-Webster
маржинированный | \ ˈMärj-nə-ˌlīzd , ˈMär-jə-nᵊl-īzd \ : отводится на маргинальное положение в обществе или группе. Беженцы — это квинтэссенция маргинализированного населения мира: они по определению находятся на краю, за границами, снаружи.- Тамар Майер… доминирование и угнетение женщин и других маргинализированных групп в патриархальной культуре. — Сьюзен М. Сквайеропределение социальной маргинальности | Социологический словарь открытого образования
Определение социальной маргинальности
( существительное ) Состояние, при котором индивид обладает двумя групповыми идентичностями одновременно.
Этимология социальной маргинальности
Социальная маргинальность Произношение
Руководство по использованию произношения
Силлабификация: социальная маржинальность · al · i · ty
Аудио произношение
Замечания по использованию
- Социальная маржа: Социальная маржа
- Социальная маргинальность ведет к стигматизации и аналогична двойному сознанию .
Связанное предложение
Связанное видео
Дополнительная информация
Связанные термины
Ссылка
Tarrant, Shira.2009. Мужчины и феминизм . Беркли, Калифорния: Seal Press.
Консультации по вопросам работ
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ритцер, Джордж и Дж. Майкл Райан, ред. 2011. Краткая энциклопедия социологии . Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Тейлор и Фрэнсис.(Нет данных) Интернет-справочники Routledge . (https://www.routledgehandbooks.com/).
авторов Википедии. (N.d.) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).
Wiley. (Нет данных) Онлайн-библиотека Wiley . (http://onlinelibrary.wiley.com/).
Приведите определение социальной маргинальности
ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2016. «Социальная маргинальность.”В социологическом словаре открытого образования . Проверено 8 августа 2021 г. (https://sociologydictionary.org/social-marginality/).
APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
социальная маргинальность. (2016). В К. Белле (ред.), Словарь социологии открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/social-marginality/
Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2016 г.«Социальная маргинальность». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 8 августа 2021 г. https://sociologydictionary.org/social-marginality/.
MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)
«социальная маргинальность». Социологический словарь открытого образования . Эд. Кентон Белл. 2016. Интернет. 8 августа 2021 г.
Множественная маргинальность и банды: сквозь мрачную призму
Множественная маргинальность относится к множеству способов, которыми совокупность экологических, экономических и социокультурных макро- и микроусловий приводит к расизму, этничеству и угнетению.Они, в свою очередь, вызывают напряжение, подрывают социальный контроль, разрушают семейные ассоциации и дестабилизируют традиционную социализацию. Виджил использует эту концептуальную линзу, чтобы показать, почему многие маргинализованные молодые люди, например те, которых он наблюдал в нескольких неблагополучных районах Лос-Анджелеса, присоединяются к уличным бандам. Маргинализация началась давно, когда иммигранты и меньшинства были вынуждены переселиться в городские этнические анклавы, которые стали обедневшими, что усилило безработицу и разрушение семей. Из-за этих факторов, утверждает Виджил, молодежь чаще испытывала напряжение из-за проживания в небезопасных районах, плохих образовательных возможностей, плохой школьной среды, семейных беспорядков и репрессивных столкновений с правоохранительными органами.Этот опыт, в свою очередь, вызвал низкую самооценку и дальнейшую маргинализацию, что в конечном итоге привело к тому, что многие молодые люди присоединились к уличным бандам, чтобы защитить себя, повысить свою самооценку и получить поддерживающую социальную сеть, недоступную где-либо еще. Таким образом, меры по улучшению положения должны включать укрепление семей и улучшение возможностей получения образования и трудоустройства для молодежи, которая сталкивается с множественной маргинализацией. Рекомендуемые.
— Выбор
Уличные банды — сложное социальное явление.Немногие ученые сделали больше, чем Диего Виджил, чтобы снять слои и пересечь уровни, чтобы понять банды. За последние четыре десятилетия он выдвинул перспективу множественной маргинальности на передний план исследований банд, и эта работа продолжает традицию. Понимание банд требует внимания к людям, семьям, школам, сообществам и политической экономии. Множественная маргинальность и банды — это одновременно и многообразие, и телескоп, предлагающий дальний и ближний вид на многие из этих многочисленных измерений уличных банд.
— Дэвид К. Пируз, Университет Колорадо в Боулдере
Множественная маргинальность и банды: сквозь призму мрака предлагает краткое объяснение концепции множественной маргинальности Vigil: одной из самых важных рамок для понимания современных банд.
— Джон Хагедорн, Иллинойский университет, Чикаго
Буш и Айеб, Маргинальность и изоляция в Египте
Рэй Буш и Хабиб Айеб, ред. Маргинальность и исключение в Египте (Лондон: Zed Books, 2012).
Маргинальность и изоляция в Египте — проницательная книга, посвященная различным формам неравенства, от которых страдает египетское общество, с уделением особого внимания бедным и рабочим классам. За некоторыми исключениями, главы имеют ярко выраженный структуралистский оттенок; многие используют политико-экономический подход для описания классового конфликта. Несмотря на название тома, в большинстве глав концепции маргинальности и исключения рассматриваются как нечто запоздалое, и лишь в нескольких главах маргинальность рассматривается как теория.
Читателям, заинтересованным в осмыслении основных концепций, следует обратить особое внимание на историзирующую главу Асефа Баята, а также на главы Рима Саада и Рэя Буша. В некотором смысле эссе Баята является лучшим введением, чем формальное, в котором слишком много внимания уделяется тому, чтобы сделать книгу актуальной для революции 2011 года. Баят показывает, как концепция маргинальности развивалась с течением времени, начиная с девятнадцатого века и анализируя литературу по бедности с 1950-х годов.Как он метко отмечает, «во всех этих развертываниях понятие« маргинальность »- будь то социальная группа, класс, регион, нация или группа наций и регионов — относится в первую очередь к состоянию бедности, лишений и подчиненности. . » «Они должны быть такими?» — спрашивает он. Этот вопрос был поднят Саадом, который исследует, можно ли рассматривать некоторые позиции маргинальности как границы или пространства возможностей. Ее этнографически богатая глава, посвященная проверке границ, сравнивает социальную маргинальность элитных египетских интеллектуалов и художников с острыми вкусами с тем, как принадлежность к племени с низким статусом позволяет ребенку-сироте начать свой собственный бизнес.
Обсуждение Буша важно для объяснения того, почему в стране с такой глубоко укоренившейся индустрией развития бедность остается ключевой проблемой. Он подчеркивает роль этой отрасли и макроэкономической политики в воспроизводстве системной бедности.
Несмотря на множество сильных отдельных разделов, собрание страдает отсутствием сплоченности. Например, в книге пространственное неравенство рассматривается тремя разными способами: сельское и городское (Хабиб Айеб), пригородное и городское.городские (Далия Вахдан) и целевые программы сокращения бедности в отдельных деревнях (Сакер Эль Нур). Вместе эти три главы создают нить сплоченности. Тем не менее, сборник разбит на тематические исследования, отчасти чтобы показать, «как люди, считающиеся маргинальными, пытались противостоять политике, которая привела к их маргинальности, или бороться с ними». И лишь в некоторых случаях тематические исследования демонстрируют борьбу. Айеб прикрывает лишение египетских и тунисских фермеров собственности неолиберальной политикой в пользу агробизнеса.Вахдан рассматривает транспортные сети, которые ограничивают мобильность жителей города Шестого Октября, делая их пространственно маргинальными. Эль-Нур использует тематическое исследование географической ориентации на бедность, чтобы продемонстрировать, как такая обширная политика воспроизводит, а не сокращает бедность. В тематических исследованиях подчеркивается не борьба, а то, как конкретная политика увековечивает иерархию и неравенство. Две главы — Камаль Фахми о беспризорных детях и Хеба Хаграсс об инвалидах — рассматривают типы маргинальности и исключения, которые принципиально не определяются классом.Фахми раскрывает стратегии выживания беспризорных детей перед лицом социальной маргинальности. Хаграс подчеркивает уязвимость населения Египта с ограниченными возможностями в условиях дискриминационной культурной среды и скудного набора государственных услуг. Заметный пробел в объеме — пол.
Буш и Хабиб в основном описывают в книге то, что привело к восстанию 2011 года. Хотя эта цель понятна, эта цель отвлекает от теоретизирования маргинальности и исключения.