Музей марионеток в Палермо
Одним из самых ярких символов Сицилии являются куклы на верёвочках, именуемые «пуппи» или «марионетки». И богатейших коллекций этих театральных кукол может похвастаться Музей марионеток в городе Палермо.
Одним из самых ярких символов Сицилии являются куклы на верёвочках, именуемые «пуппи» или «марионетки». И богатейших коллекций этих театральных кукол может похвастаться Музей марионеток в городе Палермо.
Во все времена кукольный театр находился на «особом счету» у населения острова Сицилия. Первые уличные спектакли здесь проводились уже в Средние века и отображали разные эпизоды борьбы христиан с сарацинами. Конечно, в привычном для нас виде кукольные представления стали популярными лишь в конце XIX века. Сначала весь театральный репертуар состоял из истории о Ринальдо и Орландо, рассказывавшей о приключениях рыцарей, правде, чести и любви. Со временем появились фигуры Вора и Бандита. Причём после 1860 года первый персонаж был идеологически переосмыслен и превратился в героя, участвовавшего в борьбе с социальной несправедливостью вообще и с Карлом Великим в частности. Большинство текстов сицилийских представлений основаны на литературных произведениях, но несколько измененных и обогащенных всевозможными народными пословицами и поговорками. В качестве музыкального сопровождения обычно использовался орган. Но такой сицилийский театрвряд ли бы состоялся, не будь его кукольники ещё и превосходными актерами, способными говорить десятками голосов и практически оживлявшими куклу.
Вот только двигающиеся по планете «семимильными шагами» телевидение и кинематограф привлекали всё больше внимания, и кукольники просто не выдерживали конкуренции. Многие кукольные театры были закрыты в конце XX века. Но, хотя марионетки и считался способом художественного выражения низов, сегодня пуппи остаются одним из символов Сицилии. И именно в региональном центре Палермо находится Международный Музей марионеток.
История Музея марионеток в Палермо
История Музея марионеток неразрывно связана с именем его основателя Антонио Паскуалино, хирурга, антрополога, историка и просто поклонника народных традиций родной Сицилии. Посвятив немалый период собственной жизни исследованиям народного театра, Паскуалино предвидел неминуемый упадок кукольных театров. Уже в 1965 году при поддержке единомышленников он основал Ассоциацию по охране народных традиций. Первые экспонаты в коллекцию Антонио и его жена Джейн Вибаек подбирали сами. Это были не только марионетки, а и тексты различных спектаклей и даже театральные декорации, спасённые энтузиастами от разрухи и забвения. Спустя десятилетие в 1975 году был основан Международный музей марионеток в Палермо, где и нашли себе место многочисленные куклы и декорации из Франции, Таиланда, Испании, Бирмы, Конго, Вьетнама и многих других стран.
Помимо традиционных выставок марионеток, в стенах музея проходит Фестиваль Морганы — праздник театра и кукол, каждый ноябрь уже 37 лет привлекающий артистов и труппы со всего мира возможностью культурного обмена опытом с представителями пяти континентов. Стартует фестиваль в музейных стенах, но потом здание словно «выплёскивает» актёров и куклы на улицу, и весь город охватывает веселье.
Оценив личный вклад Антонио Паскуалино в сохранение сицилийской культурной традиции, в 1995 году Музею марионеток и площади, на которой он располагается, было присвоено его имя.
Что представляет собой Музей марионеток
С самого основания Международный музей марионеток был не просто местом для узкого круга почитателей кукол, а и территорией общения и приобщения к искусству кукольников. Довольно скоро коллекция музея «переросла» свой первый дом. Нынче Музей марионеток располагается в историческом центре Палермо в нескольких кварталах от площади Марина на площади Антонио Паскуалино в здании бывшего отеля «Де Франс».
Музей занимает три этажа, на которых размещены многочисленные выставочные помещения, книжный магазин, хранилище, библиотека, видеотека и большой зал для представлений. С октября по июнь в Музее марионеток каждый вторник и пятницу в 18.30 начинается кукольное представление по мотивам сказок и легенд норманнской Сицилии. Главным отрицательным героем этой истории является жестокий сицилийский правитель Вильгельм Злой, описываемый как человек бледный, тучный и с длинной бородой. Ну чем не сказочный Карабас Барабас!
И несколько слов о коллекции
На сегодняшний день коллекция марионеток музея Паскуалини насчитывает более 3 500 экспонатов: деревянные и тряпичные, высокие и коротышки, в лохмотьях и в роскошных нарядах куклы из разных стран мира максимально точно отражают черты своего народа.
Практически все субъекты театра марионеток обладают по-настоящему «живым» характером . Кроме того, по внешнему виду кукол можно определить, к культуре какой страны и даже города принадлежит экспонат. Так, марионетки, изготовленные в Палермо, обычно имели высоту 90 см, в Катании – 140 см, в Неаполе – 100 см, а в Брюсселе – 80 см. Отличаются эти куклы и своей подвижностью: пуппи из Льежа и Неаполя имеют подвижные колени, из Катании и Брюсселя – неподвижные.
Палермо. Музей марионеток. — Очерки осмысленных перемещений в пространстве — LiveJournal
Палермо. Музей марионеток.
Если, находясь в Палермо, вы вдруг зададитесь вопросом о культурной программе (в узком смысле этого слова), то самым правильным ответом будет — сходить в Музей марионеток. Museo internazionale delle marionette Antonio Pasqualino в текущем, 2017 г. получил национальную премию Музей года. И есть за что! В современном, технологически хорошо оборудованном здании собраны сотни аутентичных экспонатов, представляющих национальные традиции театра марионеток от Бирмы до Британских островов, хотя главенствующее значение в этой грандиозной коллекции безусловно занимают раритеты, которые имеют отношение к сицилийской Opera dei pupi («Кукольная опера»).
Стоит упомянуть, что Музей марионеток был основан в 1975 г. частным коллекционером Антонио Паскуалино, который, помимо прочего, был преуспевающим хирургом. Этот человек также стоял у истоков Ассоциации по сохранению народных традиций (Associazione per la conservazione delle tradizioni popolari), под эгидой которой действует и сам Музей марионеток.
ФОТО 1. Сицилийская Opera dei pupi зародилась в эпоху Возрождения. Значительная часть персонажей «кукольной оперы» восходит к известному литературному источнику — поэме «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1474-1533). В этом произведении древний каролингский эпос был переосмыслен в духе ренессансного бурлеска и приобрел ярко выраженную ироикомическую стилистику. На снимке вы видите Руджеро (Ruggiero) — одного из персонажей Opera dei pupi.
ФОТО 2. Театральная сцена сицилийского кукольного театра.
ФОТО 3. Анджелика, принцесса Катаи. Марионетка из театра Гаспаре Канино (Палермо, 1800).
ФОТО 4. Mauro (Мавр).
ФОТО 5. Carlo Magno (Карл Великий).
ФОТО 6. Астольфо (Astolfo).
ФОТО 7. Кладиноро (Cladinoro).
ФОТО 8. Шеренга марионеток (pupi).
ФОТО 9. Персонажи народного театра марионеток из Неаполя.
ФОТО 10. Британский вариант Пиноккио.
ФОТО 11. Персонажи бунраку — традиционного японского кукольного театра
ФОТО 12. Эта марионетка имеет отношение к yoke thai thabin — традиционному кукольному тетру Бирмы.
ФОТО 13. Еще один экзотический персонаж представляющий бирманский yoke thai thabin.
ФОТО 14. Марионетка из kathputli — традиционного театра марионеток из Раджастана (Индия).
ФОТО 15. Персонажи kathputli.
ФОТО 16. Это, — можно, сказать, первобытная форма театра марионеток. Искусство театра плоских марионеток процветало в Древней Индии, и его героями были, как правило, персонажи эпосов Махабхарата или Рамаяна.
ФОТО 17. Сдается мне, именно здесь следует искать далекие истоки современных анимационных фильмов.
ФОТО 18. «Слоник в тумане».
Традционный народный театр марионеток, исчерпав свою актуальность к началу XX в., время от времени возрождался в более рафинированных формах. Сюжеты нередко брались из «большого искусства», а в некоторых случаях создавались и оригинальные сценарии.
ФОТО 19. Марионетки из кукольного спектакля «Сивильский цирюльник». Teatro Alfa Berry (Милан, 1935).
ФОТО 20. Кукольный спектакль «La foresta-radice-labirinto» был продюсирован самим создателем Музея марионеток — Антонио Паскуалино. В 1987 г. первые представления прошли в Риме (театр La Cometa) и Палермо (театр Biondo). Сказочный сюжет строится вокруг образа волшебного леса, который, обладая почти человеческой волей, начинает наступать своей разветвленной корневой системой на город и, в результате, угрожать благополучию его жителей. Катастрофу предотвращает любовь, после чего Человек вновь начинает жить в гармонии с Природой. К созданию идеи спектакля причастен знаменитый итальянский писатель Итало Кальвино, а рисунки марионеток, исполненных в полный человеческий рост, создавал знаменитый уроженец Сицилии Ренато Гуттузо.
ФОТО 21. Еще один мрачный лесной персонаж из «La foresta-radice-labirinto».
ФОТО 22. Девушка и кот.
ФОТО 23. Вход в Музей марионеток (Piazetta Antonio Pasqualino 5). Здание находится в историческом районе Kalsa — юго-восточной «четверти» старого Палермо.
P.S.
Все фотографии сделаны 04.10.2017.
Около
Международный музей кукол Антонио Паскуалино был основан Ассоциацией сохранения народных традиций в 1975 году. С момента своего основания музей постоянно относился к современной музеографии и был не храмом знаний для нескольких человек, а местом для распространения культура и знания. Сочетание традиционной музейной деятельности и организации живых театральных постановок лежит в основе одного из самых успешных примеров музейного исследования театра.
История музея связана с его основателем Антонио Паскуалино, пропавшим без вести в 1995 году, хирургом и антропологом, знатоком истории и культуры своей родины Сицилии. Антонио Паскуалино посвятил свои исследования форме театра, которая во второй половине 20 века, казалось, неумолимо исчезала: сицилийскому кукольному театру Opera dei pupi, повествующему об истории крестовых походов, и французским паладинам, которые уже был в центре внимания некоторых мастеров итальянской литературы, таких как Людовико Ариосто, Маттео Мария Боярдо и Торквато Тассо.
В 1965 году Антонио Паскуалино вместе с другими интеллектуалами основал Ассоциацию сохранения народных традиций и вместе со своей женой Янне Вибек предпринял сбор различных свидетельств, защищающих их от уничтожения и забвения: сценариев, кукол, театров и элементы мебели.
В 1975 году Ассоциация сохранения народных традиций основала Международный музей кукол, в котором нашли свое пристанище предметы, собранные за многие годы: предметы из многих стран Европы и Дальнего Востока, таких как Франция, Испания, Таиланд, Вьетнам, Бирма и др. на.
С тех пор было проведено множество мероприятий, таких как ежегодный Фестиваль ди Моргана с участием художников со всего мира, а также культурный обмен с аналогичными ассоциациями на пяти континентах. Когда в 1995 году Антонио Паскуалино скончался, музею было присвоено его имя.
Международный музей кукол занимается защитой формы театра, которая является ценной частью нашей истории, поддерживая при этом критическое переосмысление этой истории, чтобы оттолкнуть тот местный партикуляризм и чувство замкнутости, которые сицилийский писатель Sciascia считается непонятным злом.
Взаимозависимость различных направлений деятельности Музея очевидна. В 1985 году Rassegna dell’Opera dei pupi стал Festival di Morgana, приобретя международное значение. Обмен с другими традиционными компаниями – как итальянскими, так и иностранными – придал новое достоинство и гордость сицилийским кукловодам и оживил их деятельность. Кроме того, ежегодный Фестиваль дал возможность приобрести новые объекты и расширить фокус исследований на неевропейские традиции и театральные практики. Сотрудничество с крупными национальными и международными культурными учреждениями подтверждается организацией ряда выставок и театральных проектов, посвященных сицилийской традиции, проводимых за рубежом.
Театральный проект музея также заключается в постановке новаторских спектаклей. С самого начала он предлагал новые материалы современным писателям и музыкантам (например, Итало Кальвино, Франческо Пенниси, Лучано Берио) для постановки новых пьес, а также художникам и художникам (например, Ренато Гуттузо, Тадеуш Кантор, Энрико Бай). заказал новые декорации и куклы, которые теперь являются интересной частью постоянной коллекции музея.
Кроме того, в Музее есть Библиотека «Джузеппе Леджо», в которой хранится около семи тысяч книг о кукольном искусстве и народных традициях. Среди них ценная коллекция рукописных сценариев, датируемых 19 в.го и начала 20 вв., а также рыцарские издания конца 19 — начала 20 вв. Кроме того, в музее имеется мультимедийная библиотека, в которой хранятся фотографии, видео и фонограммы, посвященные кукольным традициям разных стран.
Образование – еще одна важная сфера деятельности Ассоциации. Школьники могут посещать экскурсии с пояснительными видеороликами, а школьные заинтересованные лица могут посещать теоретические и практические курсы по технике кукольного театра. Шоу Opera dei pupi проводятся по запросу.
Историческое здание
Музей расположен в бывшем отеле Hotel de France, здании, известном своей архитектурной и исторической ценностью, которое находится в центре Палермо, недалеко от монументальной площади Пьяцца Марина. Недавно прилегающая площадь была названа в честь основателя музея Антонио Паскуалино. Музей развивается на трех уровнях и имеет множество выставочных залов, книжный магазин, библиотеку, мультимедийную библиотеку и театр, используемый для значительной театральной деятельности. Авангардный и ценный музей на Сицилии, посвященный сицилийскому кукольному театру, театральной форме, которая была объявлена ЮНЕСКО шедевром нематериального и устного наследия человечества (2001 г.).
Услуги
Международный музей кукол Антонио Паскуалино недавно расширил спектр своих услуг. Экскурсии с гидом и театрализованные представления могут проводиться вне расписания, когда это необходимо; для студентов и школьников могут быть организованы обучающие курсы, мастер-классы, спектакли (не только кукольные спектакли); часто проходят выставки, конференции и дебаты.
Музей марионеток в Палермо
Автор Уолтер Сандерс
Сначала я отказывался платить 5 евро за билет, чтобы посмотреть, что… музей марионеток? Но Шэрон сказала: «Мы должны испытать это. ЮНЕСКО вносит сицилийский кукольный театр в список нематериального наследия».
Теперь я думаю, что билет Антонио Паскуалино Museo Internazionale delle Marionette — выгодная сделка.
Расположенный в старинном мавританском районе Палермо Ла Кальса, музей расположен на узкой улочке между Пьяцца Марина и Виа Бутера. Если вы пропустите скромную вывеску, вы вполне можете пропустить музей.
Первый этаж уставлен теневыми марионетками с Явы. Они имеют богато украшенный дизайн с лицами в профиль, у некоторых есть подвижные руки. Они закреплены на палках, а их тени проецируются на ткань с подсветкой, на которой искусные кукловоды рассказывают древние истории.
Так начинается поучительное театрализованное представление марионеток и марионеток через глобальную историю, соединяющее культуры нитями марионеток.
Рассказывание историй с использованием марионеток и марионеток высвобождает воображение, передает устные и музыкальные традиции и создает возможности для художников, создающих марионетки. Больше всего дети любят смотреть, просвещаться и развлекаться марионетками и марионетками.
Что такое марионетка, что такое марионетка?
Марионетка — это кукольная фигурка или животное, движения которого контролируются ниточками, которыми управляют мастера сверху. Они могут говорить, петь, танцевать, прыгать, падать, делать все, что можем мы, но в умном, преувеличенном стиле.
Кукла, с другой стороны (!!!), похожа на носок, чьи движения и выражения контролируются рукой внутри марионетки.
Двигаясь по двухэтажному музею, мы увидели сотни красочно детализированных марионеток разных размеров и костюмов. Они, как правило, были итальянскими (сицилийскими и неаполитанскими) по происхождению, хотя другие европейские страны также использовали театр марионеток.
Но мы также видели статические и видео примеры других марионеточных и кукольных развлечений от Мали до Бали, от Вьетнама до Китая, от Японии до Конго.
Мы вновь пережили вечер в Ханое, где стали свидетелями кукольного представления на воде: захватывающее представление рыб и водяных буйволов, а фигурки скользят по воде и рассказывают свои истории.
Детский кукольный театрМы узнали о Витторио Подрекке, сицилийском юристе, который в 1913 году создал Детский кукольный театр, предназначенный для развлечения детей и обучения их истории. Его труппа буквально гастролировала по миру, адаптируя свои сюжеты к странам, в которых побывала.