Отечественные теории личности
В отечественной психологии разработка проблемы личности связана с работами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Значительный вклад в разработку проблемы личности внесли исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович [2, с. 39-123; 6, с. 159-189, 206-230; 11, с. 236-249].
С.Л. Рубинштейн рассматривал личность в связи с детерминацией внутренних условий внешними обстоятельствами жизни. С его точки зрения, личность имеет сложную многоуровневую структуру, а все психические процессы рассматриваются как ее процессы.
Положение Л.С.Выготского о роли словесного знака, который выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь имеет существенное значение для понимания природы личности. Двигатель развития личности по Выготскому – возникновение несоответствия или противоречия между операционально-техническими возможностями человека и развитием его мотивационно-потребностной сферы.
Концепция структуры и развития личности была разработана А.Н. Леонтьевым [16, с. 159-189, 206-230]. Центральное место в ней отведено деятельности. Господствующей внутренней характеристикой личности у него является мотивационная сфера и «личностный» смысл, определяющий отношение цели действия к мотиву. Говоря о превращении человека на определенном этапе ее развития из объекта, усваивающего нормы и ценности своей социальной группы, своей культуры, в субъект, Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом меняется механизм формирования личности. Чем более зрелой она становится, тем разветвленнее становится система ее связей с другими людьми, тем чаще приходится делать выбор между разными альтернативами.
При изучении личности как субъекта деятельности в рамках данной школы выделяют два плана анализа ее активности: продуктивный и инструментальный. В рамках первого подхода выделяют такие аспекты социального поведения личности, как борьба между мотивами и выбор одного из них, стремление занять ту или иную позицию в группе или принять соответствующую межличностную роль, использование различных защитных механизмов, преодоления разнообразных «соблазнов» девиантного поведения.
Под инструментальными проявлениями личности как субъекта деятельности понимается, например, характер человека, представляющий собой систему ее смысловых установок, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле поведения, посредством которого достигается жизненно важная цель. Если мотивы «задают» стратегию деятельности личности, то характер определяет тактику поведения.Л.И. Божович показала, что возникновение внутренней позиции есть одна их главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
В теории личности, предложенной И.С. Коном, подчеркивается взаимосвязь культурных норм и индивидуального самосознания. Подчеркивается неизбежность ее раздвоения на субъект и объект.
Действующее начало личности, активное «Я» (регулятивное начало) феноменальное «Я» (самосознание) и переживаемое (чувство «Я»). Об уровне развития действующего «Я» субъект по характеру психической регуляции (саморегуляции), контролируемости спонтанного поведения, уровню социальной независимости; о рефлексивном «Я» личность узнает из самоописаний, а ключом к переживаемому «Я» служит словарь эмоций, система личностных конструкций, смысловых образований личности и т. п. «Я» всегда подразумевается как активно-деятельное начало, как нечто самоценное, уникальное.
Изд-во Михайлова В. А., 1999
Литература по теме Понятие о личности и её структуре Основная: Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 17 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
6 моделей, призванных объяснить поведение человека
Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.
Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.
Несмотря на то, что со временем она может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.
Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.
Какой личностью не является
Личность — это не набор ваших навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.
Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.
Было ли это полезно?
Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.
По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.
1. Психодинамические теории
Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.
Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.
Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.
Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.
Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0003
- оральный: ротовой и сосательный рефлексы
- анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
- фаллический: гениталии и идентификация пола интерес и ориентация
Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.
В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.
Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.
2. Теории черт
Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.
В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.
Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.
Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом У. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость опыту
Каждая черта имеет диапазон, который простирается от одной крайности к другой, и каждый человек попадает где-то в этом диапазоне.
Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.
3. Гуманистические теории
Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что, по мнению человека, придает его жизни смысл.
Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.
Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.
Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.
4. Социальные когнитивные теории
Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.
Бихевиоризм
Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждений и наказаний.
Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.
Пример
Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.
Было ли это полезно?
Джону Б. Уотсону часто приписывают пионерскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.
Теория социального обучения
Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).
Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.
Пример
Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.
Было ли это полезно?
Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.
Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.
Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.
3. Теория ожидаемой ценности
Другая модель человеческой личности, основанная на бихевиоризме, — это модель Джулиана Роттера.
Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.
Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.
Пример
Вы узнали, что обучение не менее чем за 4 часа до теста приводит к его сдаче.
В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.
Было ли это полезно?
5. Биологические теории
Согласно исследованию 2016 года биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.
Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный настрой, чем кто-либо другой.
Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.
6. Эволюционные теории
Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.
Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.
В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.
Пример
Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но теория эволюции утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.
Было ли это полезно?
Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?
Вы не можете — по крайней мере пока.
По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.
Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.
Теории личности стремятся создать основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности. Они часто пересекаются или дополняют друг друга, а иногда могут противоречить друг другу.
Каждая теория личности предлагает структуру для анализа человеческой личности, и большинство из них имеют обширные исследования, подтверждающие некоторые из их положений. Это одна из причин, по которой изучение личности в психологии все еще находится в стадии развития и не дает окончательных результатов.
3 теории развития личности и способы их применения
Автор: Шер Зевала
Трудно не интересоваться концепцией личности. Как получается, что, когда их ДНК более чем на 99,999% одинакова, два человека могут вести себя так по-разному и формировать такие совершенно разные мнения?
Даже братья и сестры, которые развиваются в одинаковой среде — или, казалось бы, близкой к ней — могут стать людьми с полярно противоположными личностями. Даже внутри отдельных личностей трудно понять личность; большинство из нас навязчиво проходят личностные тесты, чтобы лучше понять, кто мы и почему.
Психологи так же увлечены личностью, как и все мы, и они стремятся ответить на наши вопросы, связанные с личностью, с помощью науки.
Психология личности — это уникальная отрасль в области, которая изучает психологические сходства и различия между людьми и, что более важно, стремится объяснить, какие психологические процессы управляют личностью человека.
Однако наука о личности намного сложнее, чем тест на определение личности, который можно найти в журнале.
Теории личности
Вот три основные теории личности, их значение и применение в повседневной жизни.
1. Теория Фрейда
Психоанализ Зигмунда Фрейда произвел революцию в том, как люди относятся к психическим заболеваниям, а это означает, что любой, кто интересуется формальным изучением психологии, должен понимать его теории. Неудивительно, что у него есть хорошо зарекомендовавшая себя и основательная теория личности.
Согласно Фрейду, развитие личности зависит от инстинктивных влечений, бессознательных процессов и влияний раннего детства; таким образом, личность человека более или менее закрепляется в течение первых пяти лет жизни.
По мере того, как ребенок проходит через пять психосексуальных стадий Фрейда — т. е. оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную, — у него развиваются черты личности. Например, если ребенка на оральной стадии перекормить, он станет агрессивным и доминирующим, а если его недокормить, он станет пассивным и созависимым.
Если ребенок на анальной стадии получает слабое приучение к туалету, он станет неопрятным и щедрым, но если его приучение будет слишком суровым, он станет навязчивым и упрямым.
В течение этого годового периода развития у детей формируются три части их личности, как их представлял Фрейд: Ид, Эго и Психика.
Ид — это инстинктивная, идеалистическая личность; психика использует усвоенные ценности и нравы общества; а эго опосредует эти стремления к созданию уравновешенной, счастливой личности.
Дисбалансы вызывают психозы и неврозы, черты личности, которые Фрейд надеялся устранить, вновь обратившись к психосексуальным стадиям анализа.
Найти правильный уход
может быть непросто.
Мы делаем проще.
Получить помощь сегодня
2. Теория личности Айзенка
Хотя Фрейд может быть более известен среди неспециалистов, у Ганса Айзенка есть более доступная и реалистичная теория личности. Используя стандартизированный тест, разработанный Айзенком, психологи могут определить знакомые черты личности пациентов для определения психического здоровья.
В конечном счете, Айзенк считал, что личность является выражением нервной системы и что, развивая баланс между возбуждением и торможением нервов, можно развить здоровую личность.
После Второй мировой войны Айзенк разработал серию вопросов для оценки психических заболеваний у возвращающихся солдат, проходящих лечение от невротических расстройств. Анализируя ответы солдат, Айзенк выявил множество сходств, из которых он развил свои личностные черты первого порядка.
К ним относятся такие качества, как капризность, уравновешенность, импульсивность, пессимизм, пассивность и живость.
При дальнейшем анализе Айзенк выделил два больших измерения, или черты личности второго порядка, которые управляют личностью человека. К ним относятся экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность; первое объясняет социальное поведение субъекта, а второе объясняет эмоциональный контроль.
Позже Айзенк добавил третье измерение, психотизм, который относится к жестоким, агрессивным и лишенным сочувствия субъектам. Переобучив нервную систему по-разному реагировать на стресс, можно изменить параметры личности.
3. Теория черт личности 16PF Кеттелла
Теория личности Рэймонда Кеттелла работала прямо вопреки теории Айзенка. Не соглашаясь с концепцией, согласно которой личность отражает только три измерения, Кеттелл пытался доказать, что для понимания личности необходимо учитывать гораздо большее количество черт.
Для этого Кеттелл изучил большую и разрозненную группу людей и собрал огромное количество информации, классифицированной как L-данные (история жизни, например, школьные оценки и производительность труда), Q-данные (стандартный вопросник) и T -данные (объективные тесты).