Разное

Основные процессы памяти в психологии: Процессы памяти — Психологос

Процессы памяти — Психологос

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

​​​​​​​​​​​​​​Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите.

С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

4. Характеристика процессов памяти

Память состоит из ряда психических процессов. Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям.

Память начинается с запоминания.

Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Процесс запоминания протекает в трех основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание.

Запечатление– это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Поднепроизвольным запоминаниемпонимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить, в то время какпреднамеренное запоминание(заучивание) – специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого, с другой – повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Забывание– это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

2) от его содержания и степени его осознанности;

3) от степени значимости запоминаемого материала для человека и др.

Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).

Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди (а возраст – это временная характеристика) легко помнят о том, что было очень давно, но быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.

Забывание осуществляется несколькими способами: непроизвольным затуханием следов (1), стиранием следов последующей информации (2), вытеснением из памяти ненужной информации (3), отключением от ненужной информации с помощью волевого усилия (4), переключением произвольного внимания (5).

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит само собой. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: Я этого никогда не забуду!

Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель — запомнить материал. Запоминание бывает механическим и смысловым.Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание. И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение в психической жизни человека.

При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях — запомнить номер дома, телефона и т.п. — основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки — запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что, затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное. Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание являетсямотивированным.

В результате процесса воспроизведенияинформация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях.Процесс воспроизведенияимееттри основные формы

: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнаваниеявляется наиболее простой формой воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Узнавание может бытьполнымилинеполным(частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так, услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувства знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент.

Воспроизведение– это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия объекта. Воспроизведение — более слепой процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. В тех случаях, когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут бытьассоциации.Мы говорим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. Припреднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью

Если воспроизведение связано с затруднениями, т.е. человеку приходится прилагать достаточные усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти, воспроизведение называется припоминанием.Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только не ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано прежде всего с внутренней работой по осмыслению заученного материала, особенно если он представлял значительный интерес для человека.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность — умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент.

9.1 Воспоминания как типы и стадии – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 9. Воспоминания и суждения

Цели обучения

  1. Сравните и сопоставьте явную и неявную память, определяя характеристики, определяющие каждую из них.
  2. Объясните функцию и продолжительность эйдетических и эхоических воспоминаний.
  3. Обобщите возможности кратковременной памяти и объясните, как рабочая память используется для обработки содержащейся в ней информации.

Как видно из Таблицы 9.1 «Концептуализация памяти в терминах типов, стадий и процессов», психологи концептуализируют память в терминах типов , в терминах стадий и в терминах процессов . В этом разделе мы рассмотрим два типа памяти , явную память и неявную память , а затем три основных этапа памяти : сенсорную , кратковременную и долгосрочный (Аткинсон и Шиффрин, 1968). Затем, в следующем разделе, мы рассмотрим природу долговременной памяти, уделяя особое внимание когнитивным методам, которые мы можем использовать для улучшения нашей памяти. Наше обсуждение сосредоточится на трех процессах, которые являются центральными для долговременной памяти : кодирование , хранение и извлечение .

Таблица 9.1 Память, представленная в терминах типов, стадий и процессов.
Как типы
  • Явная память
  • Неявная память
В качестве ступеней
  • Сенсорная память
  • Кратковременная память
  • Долговременная память
Как процессы
  • Кодировка
  • Хранение
  • Поиск

Явная память

Когда мы оцениваем память, прося человека сознательно помнить вещи, мы измеряем явная память . Явная память  относится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить . Как вы можете видеть на рисунке 9.2, «Типы памяти», существует два типа явной памяти: эпизодическая и семантическая . Эпизодическая память относится к непосредственному опыту, который мы получили (например, воспоминания о дне окончания средней школы или о фантастическом ужине, который мы устроили в Нью-Йорке в прошлом году). Семантическая память относится к нашему знанию фактов и понятий о мире (например, что абсолютное значение -90 больше, чем абсолютное значение 9, и что одно из определений слова «аффект» — это «переживание чувства или эмоции»). »).

Рисунок 9.2 Типы памяти.

Эксплицитная память оценивается с помощью показателей, при которых испытуемый должен сознательно пытаться запомнить информацию. Тест на припоминание памяти  – это мера явной памяти, которая включает извлечение из памяти информации, которая ранее была запомнена . Мы полагаемся на нашу память припоминания, когда сдаем тест на эссе, потому что тест требует от нас генерировать ранее запомненную информацию. Тест множественного выбора является примером теста памяти распознавания, меры явной памяти, которая включает определение того, была ли информация видна или изучена до .

Ваш собственный опыт прохождения тестов, вероятно, приведет вас к согласию с выводами научных исследований о том, что вспомнить сложнее, чем распознать. Припоминание, как это требуется в тестах на сочинение, включает в себя два этапа: сначала создание ответа, а затем определение того, кажется ли он правильным. Распознавание, как и в тесте с множественным выбором, включает только определение того, какой пункт из списка кажется наиболее правильным (Haist, Shimamura, & Squire, 19).92). Хотя они включают разные процессы, показатели памяти припоминания и узнавания, как правило, коррелируют. Учащиеся, которые лучше справляются с экзаменом с несколькими вариантами ответов, также в целом будут лучше сдавать экзамен по эссе (Bridgeman & Morgan, 1996).

Третий способ измерения памяти известен как переобучение (Нельсон, 1985). Показатели повторного обучения (или накопления) оценивают, насколько быстрее обрабатывается или усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта . Например, если вы посещали курсы французского языка в прошлом, вы могли забыть большую часть выученной лексики. Но если бы вам снова пришлось работать над своим французским языком, во второй раз вы выучили бы словарный запас намного быстрее. Повторное обучение может быть более чувствительной мерой памяти, чем припоминание или узнавание, потому что оно позволяет оценивать память с точки зрения «сколько» или «как быстро», а не просто «правильные» и «неправильные» ответы. Повторное обучение также позволяет нам измерять память на такие действия, как вождение автомобиля или игра на фортепиано, а также память на факты и цифры.

Неявная память

В то время как эксплицитная память состоит из вещей, о которых мы можем сознательно сообщить, что мы знаем, имплицитная память относится к знанию, к которому мы не можем сознательно получить доступ. Тем не менее имплицитная память чрезвычайно важна для нас, поскольку она оказывает прямое влияние на наше поведение. Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния . Как вы можете видеть на рисунке 9.2, «Типы памяти», существует три основных типа имплицитной памяти: процедурная память, классические условные эффекты и прайминг.

Процедурная память относится к нашим зачастую необъяснимым знаниям о том, как что-то делать . Когда мы идем из одного места в другое, говорим с другим человеком на английском языке, набираем номер мобильного телефона или играем в видеоигру, мы используем процедурную память. Процедурная память позволяет нам выполнять сложные задачи, даже если мы не можем объяснить другим, как мы их делаем. Невозможно рассказать кому-то, как ездить на велосипеде; человек должен учиться, делая это. Идея имплицитной памяти помогает объяснить, как младенцы способны учиться. Способность ползать, ходить и говорить — это процедуры, и эти навыки легко и эффективно развиваются в детстве, несмотря на то, что во взрослом возрасте мы не помним о том, что научились им.

Второй тип имплицитной памяти — это классические обусловливающие эффекты , при которых мы учимся, часто без усилий или осознания, ассоциировать нейтральные стимулы (например, звук или свет) с другим стимулом (например, едой), что создает естественная реакция, такая как удовольствие или слюноотделение . Память на ассоциацию проявляется, когда условный раздражитель (звук) начинает вызывать такую ​​же реакцию, как безусловный раздражитель (еда) до обучения.

Последний тип имплицитной памяти известен как прайминг или изменения в поведении в результате событий, которые происходили часто или недавно . Прайминг относится как к активации знания (например, мы можем активировать понятие доброты, предъявляя людям слова, связанные с добротой), так и к влиянию этой активации на поведение (люди, которые настроены на понятие доброты, могут действовать более доброжелательно). ).

Одним из показателей влияния прайминга на имплицитную память является Тест фрагмента слова , в котором человека просят заполнить пропущенные буквы, чтобы составить слова. Вы можете попробовать сами: сначала попробуйте закончить следующие фрагменты слов, но работайте над каждым всего три-четыре секунды. Какие слова быстро приходят на ум?

_ и б _ а _ г

_ ч _ с _ _ и _ п

_ о _ к

_ ч _ и с _

Теперь внимательно прочитайте следующее предложение:

«Он взял свои материалы с полок, проверил их и вышел из здания».

Затем попробуйте снова составить слова из фрагментов слов.

Думаю, вы обнаружите, что фрагменты 1 и 3 легче завершить как «библиотека» и «книга» соответственно после того, как вы прочитали предложение, чем до того, как вы его прочитали. Однако чтение предложения не очень помогло вам завершить фрагменты 2 и 4 как «врач» и «фаэтон». Это различие в имплицитной памяти, вероятно, произошло потому, что, когда вы читали предложение, понятие «библиотека» (и, возможно, «книга») было подготовлено, хотя они никогда не упоминались явно. После того, как понятие введено в действие, оно влияет на наше поведение, например, в тестах на фрагменты слов.

На наше повседневное поведение влияет прайминг в самых разных ситуациях. Увидев рекламу сигарет, мы можем начать курить, увидев флаг своей страны, мы можем пробудить в себе патриотизм, а увидев ученика из конкурирующей школы, мы можем пробудить в себе дух соперничества. И эти влияния на наше поведение могут происходить без нашего ведома.

Направление исследования: подготовка внешнего осознания влияет на поведение

Одной из наиболее важных характеристик имплицитных воспоминаний является то, что они часто формируются и используются автоматически , без особых усилий или осознания с нашей стороны. Для демонстрации автоматизма и влияния эффектов прайминга Джон Барг и его коллеги (Bargh, Chen, & Burrows, 1996) провели исследование, в котором они показали студентам бакалавриата списки из пяти зашифрованных слов, каждое из которых они должны были преобразовать в предложение. Кроме того, для половины участников исследования слова были связаны со стереотипами пожилых людей. Эти участники видели такие слова, как следующие:

в Виктории пенсионеры живые люди

бинго человек забывчивый играет

Другая половина участников исследования тоже составляла предложения, но из слов, не имевших ничего общего со старческими стереотипами. Цель этого задания заключалась в том, чтобы у одних участников закрепить в памяти стереотипы о пожилых людях, а у других — нет.

Затем экспериментаторы оценили, повлияет ли формирование старых стереотипов на поведение студентов — и действительно. Когда участник исследования собрал все свои вещи, думая, что эксперимент окончен, экспериментатор благодарил его или ее за участие и указывал дорогу к ближайшему лифту. Затем, без ведома участников, экспериментаторы зафиксировали количество времени, которое участник провел, идя от дверного проема экспериментальной комнаты к лифту. Как вы можете видеть на рисунке 9.3, «Результаты исследований». участники, которые составили предложения, используя слова, связанные со стереотипами пожилых людей, переняли поведение пожилых людей — они шли значительно медленнее, когда покидали экспериментальную комнату.

Рисунок 9.3 Результаты исследования. Барг, Чен и Берроуз обнаружили, что начальные слова, связанные с пожилыми людьми, заставляют людей ходить медленнее (1996).

Чтобы определить, возникли ли эти предварительные эффекты вне сознания участников, Барг и его коллеги попросили еще одну группу студентов выполнить предварительное задание, а затем указать, имеют ли они отношение к словам, которые они использовали для составления предложений, друг другу или, возможно, каким-либо образом повлияли на их поведение. Эти студенты не знали о возможности того, что слова могли быть связаны с пожилыми людьми или могли повлиять на их поведение.

Стадии памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память

Еще один способ понять память — рассматривать ее с точки зрения стадий, описывающих продолжительность времени, в течение которого информация остается доступной для нас. В соответствии с этим подходом (см. рис. 9.4, «Длительность памяти») информация начинается в сенсорной памяти , перемещается в кратковременную память и, в конце концов, перемещается в долговременную память . Но не вся информация проходит все три стадии; большая часть забыта. Переместится ли информация из кратковременной памяти в долговременную или же она будет потеряна из памяти, полностью зависит от того, как эта информация воспринимается и обрабатывается.

Рисунок 9.4 Продолжительность памяти. Память можно охарактеризовать с точки зрения стадий — промежутка времени, в течение которого информация остается доступной для нас.

Сенсорная память

Сенсорная память  относится к кратковременному хранению сенсорной информации . Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.

Зрительная сенсорная память известна как иконическая память . Знаковая память была впервые изучена психологом Джорджем Сперлингом (1960). В своем исследовании Сперлинг показал участникам отображение букв в ряды, подобное показанному на рис. 9.5 «Измерение иконической памяти». Однако отображение длилось всего около 50 миллисекунд (1/20 секунды). Затем Сперлинг дал своим участникам тест на запоминание, в котором их попросили назвать все буквы, которые они могли вспомнить. В среднем участники смогли вспомнить только около четверти букв, которые они видели.

Рисунок 9.5. Измерение иконической памяти. Сперлинг показал своим участникам такие изображения всего за 1/20 секунды. Он обнаружил, что, когда он предлагал участникам сообщить об одном из трех рядов букв, они могли это сделать, даже если сигнал был дан вскоре после того, как дисплей был удален. Исследование продемонстрировало существование иконической памяти.

Сперлинг рассудил, что участники видели все буквы, но могли запомнить их очень кратко, поэтому они не могли сообщить о них все. Чтобы проверить эту идею, в своем следующем эксперименте он сначала показывал те же буквы, но затем, после того, как дисплей был удален, он давал участникам сигнал сообщать о буквах из первого, второго или третьего ряда. В этом состоянии участники сообщали почти все буквы в этом ряду. Это открытие подтвердило догадку Сперлинга: участники имели доступ ко всем буквам в своих знаковых воспоминаниях, и если задание было достаточно коротким, они могли сообщить о той части дисплея, о которой он их просил. «Достаточно короткий» — это длина иконической памяти, которая составляет около 250 миллисекунд (¼ секунды).

Слуховая сенсорная память известна как эхоическая память . В отличие от иконических воспоминаний, которые распадаются очень быстро, эхоические воспоминания могут длиться до четырех секунд (Cowan, Lichty, & Grove, 1990). Это удобно, так как позволяет вам, среди прочего, помнить слова, которые вы сказали в начале длинного предложения, когда вы дойдете до его конца, и делать заметки о последнем заявлении вашего профессора психологии даже после того, как он или она закончила говорить это.

У некоторых людей иконическая память сохраняется дольше, это явление известно как эйдетические образы (или фотографическая память ), когда человек могут сообщать детали изображения в течение длительных периодов времени . Эти люди, которые часто страдают психологическими расстройствами, такими как аутизм, утверждают, что они могут «видеть» образ спустя долгое время после того, как он был представлен, и часто могут точно описать этот образ. Есть также некоторые свидетельства эйдетических воспоминаний в слухе; некоторые люди сообщают, что их эхо-воспоминания сохраняются необычно долго. Композитор Вольфганг Амадей Моцарт, возможно, обладал эйдетической памятью на музыку, потому что, даже когда он был очень молод и еще не имел большого музыкального образования, он мог слушать длинные произведения, а затем воспроизводить их почти идеально (Соломон, 19).95).

Кратковременная память

Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может переходить в кратковременную память . Кратковременная память (STM) — это место, где небольшие объемы информации могут временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты (Baddeley, Vallar, & Shallice, 1990). Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, и процессы, которые мы используем для осмысления, изменения, интерпретации и хранения информации в STM , известны как рабочая память .

Хотя рабочая память называется памятью, она не является хранилищем памяти, как STM, а представляет собой набор процедур или операций с памятью. Представьте, например, что вас просят принять участие в таком задании, как это, которое является мерой рабочей памяти (Unsworth & Engle, 2007). Каждый из следующих вопросов появляется отдельно на экране компьютера, а затем исчезает после того, как вы ответите на вопрос:

Является ли 10 × 2 − 5 = 15? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «S»
Является ли 12 ÷ 6 − 2 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «R»
Является ли 10 × 2 = 5? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «Р»
Является ли 8 ÷ 2 − 1 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «Т»
Является ли 6 × 2 − 1 = 8? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «У»
Является ли 2 × 3 − 3 = 0? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «В»

Чтобы успешно выполнить задание, вы должны правильно ответить на каждую из математических задач и при этом запомнить букву, которая следует за задачей. Затем, после шести вопросов, вы должны перечислить буквы, встречавшиеся в каждом из испытаний, в правильном порядке (в данном случае S, R, P, T, U, Q).

Чтобы выполнить эту непростую задачу, вам нужно использовать различные навыки. Вам явно нужно использовать STM, так как вы должны хранить письма в хранилище, пока вас не попросят перечислить их. Но вам также нужен способ наилучшим образом использовать имеющиеся у вас внимание и обработку информации. Например, вы можете решить использовать стратегию повторения букв дважды, затем быстро решить следующую задачу, а затем снова повторить буквы дважды, включая новую. Поддержание этой стратегии (или других подобных ей) — задача рабочей памяти.0023 центральный исполнительный — часть рабочей памяти, которая направляет внимание и обрабатывает . Центральный исполнитель будет использовать любые стратегии, которые кажутся лучшими для данной задачи. Например, центральный исполнительный орган будет направлять процесс репетиции и в то же время направлять зрительную кору на формирование образа списка букв в памяти. Вы можете видеть, что, хотя STM задействован, процессы, которые мы используем для работы с материалом в памяти, также имеют решающее значение.

Кратковременная память ограничена как по длине, так и по количеству информации, которую она может хранить. Петерсон и Петерсон (1959) обнаружили, что, когда людей просили запомнить список строк из трех букв, а затем сразу же просили выполнить отвлекающую задачу (счет в обратном порядке до трех), материал быстро забывался (см. рис. 9.6, «СТМ»). Decay»), так что к 18 секундам его практически не было.

Рисунок 9.6 Распад СТМ. Исследователи обнаружили, что информация, которая не была отрепетирована, быстро улетучивалась из памяти.

Один из способов предотвратить разрушение информации из кратковременной памяти — использовать рабочую память для ее повторения. Репетиция технического обслуживания   – это процесс повторения информации в уме или вслух с целью сохранения ее в памяти . Мы занимаемся поддерживающей репетицией, чтобы удержать в памяти что-то, что мы хотим запомнить (например, имя человека, адрес электронной почты или номер телефона), достаточно долго, чтобы записать это, использовать или, возможно, перенести в долговременную память.

Если мы продолжим репетировать информацию, она останется в STM до тех пор, пока мы не прекратим ее репетировать, но у STM также есть предел емкости. Попробуйте прочитать каждый из следующих рядов чисел, по одному ряду за раз, со скоростью примерно одно число в секунду. Затем, когда вы закончите каждый ряд, закройте глаза и запишите столько цифр, сколько сможете вспомнить.

019

3586

10295

861059

1029384

75674834

657874104

6550423897

Если вы похожи на обычного человека, вы обнаружите, что в этом тесте рабочей памяти, известном как тест на диапазон цифр , вы довольно хорошо справлялись примерно до четвертой строки, а затем у вас начались проблемы. Бьюсь об заклад, вы пропустили некоторые числа в последних трех рядах и довольно плохо справились с последним.

Размах цифр у большинства взрослых составляет от пяти до девяти цифр, в среднем около семи. Когнитивный психолог Джордж Миллер (1956) называл «семь плюс-минус два» фрагментов информации магическим числом в кратковременной памяти. Но если мы можем удерживать в кратковременной памяти максимум около девяти цифр, то как мы можем запомнить большее количество информации, чем это? Например, как мы можем запомнить 10-значный телефонный номер достаточно долго, чтобы набрать его?

Один из способов, которым мы можем расширить нашу способность запоминать вещи в STM, — это использовать метод запоминания, называемый фрагментация . Разделение на фрагменты  – это процесс организации информации в более мелкие группы (фрагменты), в результате чего увеличивается количество элементов, которые могут храниться в STM . Например, попробуйте запомнить эту строку из 12 букв:

.

XOFCBANNCVTM

Вероятно, у вас это не получится, потому что количество букв больше, чем магическое число семь.

Теперь попробуйте еще раз с этим:

CTVCBCTSNHBO

Вам поможет, если я укажу, что материал в этой строке можно разбить на четыре набора по три буквы в каждом? Я думаю, да, потому что тогда вместо того, чтобы запоминать 12 букв, вам нужно было бы запомнить только названия четырех телевизионных станций. В этом случае разбиение на фрагменты изменяет количество элементов, которые вы должны запомнить, с 12 до четырех.

Эксперты полагаются на фрагментацию, чтобы помочь им обрабатывать сложную информацию. Герберт Саймон и Уильям Чейз (1973) показывали шахматным мастерам и новичкам различные положения фигур на шахматной доске в течение нескольких секунд каждое. Эксперты запоминали позиции намного лучше, чем новички, потому что они могли видеть «картину в целом». Им не нужно было запоминать положение каждой из частей по отдельности, они разделили части на несколько более крупных макетов. Но когда исследователи показали обеим группам случайные шахматные позиции — позиции, которые очень маловероятны в реальной игре, — обе группы выступили одинаково плохо, потому что в этой ситуации эксперты потеряли способность организовывать раскладки (см. рис. 9)..7, «Возможные и невозможные шахматные позиции»). То же самое происходит и с баскетболом. Баскетболисты гораздо лучше помнят реальные баскетбольные позиции, чем неигроки, но только тогда, когда позиции имеют смысл с точки зрения того, что происходит на площадке или что может произойти в ближайшем будущем, и, таким образом, могут быть разбиты на более крупные единицы (Дидьержан). и Мармеш, 2005).

Рисунок 9.7 Возможные и невозможные шахматные позиции. Опыт имеет значение: опытные шахматисты гораздо лучше запоминают позиции партии справа, чем новички. Но эксперты не лучше новичков запоминают позиции слева, чего не может быть в реальной игре.

Если информация выходит за пределы кратковременной памяти, она может попасть в долговременную память (LTM) , хранилище памяти, которое может хранить информацию в течение дней, месяцев и лет . Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить (Wang, Liu, & Wang, 2003). Хотя мы можем забыть какую-то информацию после того, как узнаем ее, другие вещи останутся с нами навсегда. В следующем разделе мы обсудим принципы долговременной памяти.

Key Takeaways

  • Память относится к способности сохранять и извлекать информацию с течением времени.
  • Для некоторых вещей наша память очень хороша, но наша активная когнитивная обработка информации гарантирует, что память никогда не будет точной копией того, что мы испытали.
  • Эксплицитная память относится к переживаниям, которые можно намеренно и сознательно запомнить, и она измеряется с помощью припоминания, узнавания и повторного обучения. Эксплицитная память включает эпизодические и семантические воспоминания.
  • Показатели повторного обучения (также известные как «сбережения») оценивают, насколько быстрее усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта.
  • Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния. Три типа имплицитной памяти — это процедурная память, классическая обусловленность и прайминг.
  • Обработка информации начинается в сенсорной памяти, перемещается в кратковременную память и в конечном итоге переходит в долговременную память.
  • Репетиция технического обслуживания и фрагментация используются для сохранения информации в кратковременной памяти.
  • Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить.

Ссылки

Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивация  (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.

Баддели, А. Д., Валлар, Г., и Шаллис, Т. (1990). Развитие концепции рабочей памяти: последствия и вклад нейропсихологии. В G. Vallar & T. Shallice (Eds.), Нейропсихологические нарушения кратковременной памяти (стр. 54–73). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.

Бриджмен, Б., и Морган, Р. (1996). Успешная учеба в колледже для учащихся с расхождениями в результатах тестов с несколькими вариантами ответов и тестов сочинений. Журнал педагогической психологии, 88 (2), 333–340.

Коуэн, Н., Лихти, В., и Гроув, Т. Р. (1990). Свойства памяти на произносимые без присмотра слоги. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 16 (2), 258–268.

Дидьежан, А., и Мармеш, Э. (2005). Упреждающее представление визуальных сцен баскетбола новичками и опытными игроками. Визуальное познание, 12 (2), 265–283.

Хейст, Ф., Шимамура, А.П., и Сквайр, Л.Р. (1992). О связи припоминания и узнавания памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18 (4), 691–702.

Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63 (2), 81–97.

Нельсон, Т. О. (1985). Вклад Эббингауза в измерение удержания: экономия во время повторного обучения. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 11 (3), 472–478.

Петерсон, Л., и Петерсон, М.Дж. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии, 58 (3), 193–198.

Саймон, Х.А., и Чейз, В.Г. (1973). Мастерство в шахматах. Американский ученый, 61 (4), 394–403.

Соломон, М. (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.

Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратком визуальном представлении. Психологические монографии, 74 (11), 1–29.

Ансуорт, Н., и Энгл, Р. В. (2007). О разделении кратковременной и рабочей памяти: исследование простого и сложного объема и их отношения к способностям более высокого порядка. Психологический бюллетень, 133 (6), 1038–1066.

Ван Ю., Лю Д. и Ван Ю. (2003). Открытие возможностей человеческой памяти. Мозг и разум, 4 (2), 189–198.

Авторство изображений

Рисунок 9.4: Адаптировано из Atkinson & Shiffrin (1968).

Рисунок 9.5: Адаптировано из Sperling (1960).

Рисунок 9.6: Адаптировано из Peterson & Peterson (1959).

Процессы памяти: определение и этапы

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы можете помнить одни вещи, но, по-видимому, не можете другие? Вы задавались вопросом, почему вы помните, как плавать или кататься на велосипеде, но не помните экзамен, который вы готовили на прошлой неделе? Что ж, объяснение заключается в том, как работают различные процессы памяти. Хотя восстановление воспоминаний может показаться мгновенным, на самом деле существует трехэтапная модель обработки памяти, через которую проходит вся информация. Мы подробно рассмотрим каждый из них, а также исследуем психологические доказательства этих процессов памяти.

  • Во-первых, мы собираемся предоставить краткий обзор того, что представляет собой трехэтапная модель обработки памяти.

  • Затем мы более подробно рассмотрим кодирование.

  • Далее будут разные типы памяти.

  • В заключение мы рассмотрим психологические доказательства процессов памяти.

Рис. 1. Процессы памяти позволяют нам извлекать и сохранять информацию.

Трехэтапная модель обработки памяти

Мелтон (1963) обнаружил, что процесс памяти состоит из трех стадий. Этими процессами являются кодирование, хранение и поиск.

Кодирование — это преобразование информации в формат, который может быть сохранен мозгом.

Хранение — это способность сохранять информацию с течением времени.

Возможность доступа к этой способности при необходимости поиск .

Отличный способ понять трехэтапную модель обработки памяти — представить свой мозг как компьютер . Для компьютеров информация вводится через внешние устройства, такие как веб-камера, клавиатура или контроллер. Для человека органы чувств — это способ получения информации. Через зрение, слух, осязание и т. д.

Компьютеры должны хранить информацию, например, документы, над которыми вы работаете. Точно так же наш мозг хранит закодированную информацию, поступающую из окружающей среды.

В конце концов, для вывода того, что было сохранено, будет использоваться компьютер. Это может выглядеть как распечатка важного документа. Наш мозг также может выводить определенную информацию, которая может нам понадобиться, это известно как поиск .

Рис. 2. Исследователи предположили, что память хранится в мозгу по-разному.

Кодирование памяти

Кодирование — это процесс памяти, который преобразует поступающую информацию в формат, который может быть сохранен мозгом. Это фундаментальный шаг в создании воспоминаний. После того, как информация закодирована, ее можно извлечь либо из долговременной, либо из кратковременной памяти. Информация обычно кодируется тремя способами:

  • Акустический (Звук)

  • Визуальный (изображение)

  • Семантический (Смысл)5

    4 9

    Допустим, вы работаете над документом, который нужно сдать в качестве домашнего задания. Однако вы чувствуете, что сделали достаточно за день и хотите продолжить работу на следующий день. В этой ситуации вы должны нажать «Сохранить» в документе, чтобы иметь доступ к нему на следующий день.

    В простейшем смысле кодирование памяти работает точно так же. Если информация была успешно закодирована, ее можно будет восстановить.

    Теперь представьте, что вы только что прибыли в аэропорт страны, в которой никогда не бывали. Вы очень голодны и решаете поесть. Однако, когда вы собираетесь заплатить, кассир говорит вам, что они не принимают вашу валюту. Затем вам нужно конвертировать вашу валюту в ту, которая принимается.

    Аналогично кодированию памяти. Входящая информация от внешних раздражителей должна быть преобразована в формат, который мозг может сохранить.

    Акустическое кодирование

    Акустическое кодирование занимается обработкой и кодированием звуков. Когда что-то слышно и обрабатывается в нашей памяти, память будет основываться на услышанном звуке. Звук будет связан с этим воспоминанием.

    Визуальное кодирование

    Визуальное кодирование — это кодирование и обработка изображений и визуальной сенсорной информации. Поскольку воспоминания хранятся в виде изображений, когда вы пытаетесь восстановить эти воспоминания, вы сможете визуализировать информацию в памяти. Например, если вы попытаетесь вспомнить, сколько ручек вы оставили на своем столе. Скорее всего, вы сможете «увидеть» свой стол, чтобы сосчитать ручки.

    Семантическое кодирование

    Слово «семантическое» относится к значению и интерпретации слов. Как вы, наверное, догадались, семантическое кодирование имеет дело с сенсорным входом, который имеет определенное значение или может быть помещен в определенный контекст. Это отличается от других типов кодирования, которые в основном имеют дело с информацией, поступающей от органов чувств, например слуха.

    Различные типы памяти

    Прежде чем углубляться в различия между типами различий в процессах памяти, вы должны сначала ознакомиться с кратковременная память (STM ) и долговременная память (LTM). Различие между ними поможет вам понять тонкости долговременной памяти.

    Различные типы памяти – процессы памяти

    Кратковременная память – это информация из окружающей среды, на которую обращают внимание . Эта информация хранится в течение короткого промежутка времени около 18 секунд. Исследование, проведенное Петерсоном и Петерсоном (1959) , подтверждает, что кратковременная память составляет 18 секунд.

    Это было обнаружено благодаря открытию того, что когда участникам приходилось вспоминать триграммы, скорость вспоминания резко снижалась через 18 секунд. Это говорит о том, что они достигли предела продолжительности кратковременной памяти, который составлял около 18 секунд.

    • Информация в кратковременной памяти кодируется акустически . Подумайте о том, когда вам нужно записать номер телефона. Чтобы убедиться, что вы не ошибетесь, вы обычно повторяете цифры в уме, чтобы не забыть. Это тоже самое.
    • Информация в долговременной памяти кодируется семантически . Долговременная память — это информация, которая находилась в кратковременной памяти, но была отрепетирована. Это может быть детальная репетиция , когда информации придается дополнительное значение. В качестве альтернативы, это может быть репетиция технического обслуживания, когда информация повторяется последовательно.

    Тулвинг (1972) предположил, что долговременная память, в отличие от кратковременной памяти, не является единым хранилищем, а разделяется на 3 типа памяти. Это были:

    • Эпизодическая
    • Семантическая
    • Процедурная

    После дальнейших исследований долговременная память была разделена на две отдельные категории: процедурную и декларативную. Декларативная память была дополнительно разделена.

    Процедурная память

    Процедурная память — это место, где хранятся воспоминания о том, как выполнять определенные действия .

    Например, умение водить машину или ездить на велосипеде.

    Процедурная память делает , а не включают сознательное мышление, когда вы едете на велосипеде, вы не пытаетесь постоянно думать о том, как выполнить каждое действие, вы просто делаете это. В отличие от предыдущих типов памяти, это недекларативное , так как его нельзя легко выразить словами.

    Декларативная память

    Декларативная память больше фокусируется на значении конкретных событий.

    Например, воспоминание о праздновании вашего 16-летия.

    Декларативная память может быть дополнительно разделена на:

    • Эпизодический
    • Семантический

    Рассмотрим каждый из них более подробно.

    Эпизодическая память

    Эпизодическая память отвечает за хранение информации о личных событиях (эпизодах), которые произошли с вами.

    Примером этого может быть воспоминание о вашем первом дне в школе или вашей любимой семейной поездке, в которую вы отправились.

    Этот тип памяти требует сознательной мысли потому что вы должны попытаться вспомнить событие, а это декларативный как вы можете легко объяснить память словами.

    Семантическая память

    Семантическая память отвечает за хранение значений, фактов и информации о мире.

    Например, если бы вас спросили, какая столица Нидерландов, то ответ «Амстердам» исходил бы из вашей семантической памяти.

    Семантическая память должна быть сознательной продуманной, чтобы к ней можно было получить доступ, и, подобно эпизодической памяти, она декларативна , потому что память можно выразить словами.

    Рис. 3. Воспоминание о столице страны является формой семантической памяти.

    Психологические данные о процессах памяти

    Давайте рассмотрим 3 части психологических данных о процессах памяти.

    • Коэн и Сквайр (1980) нашли доказательства различия между декларативным и процедурным знанием в исследованиях пациентов с амнезией. Пациентам с амнезией обычно чрезвычайно трудно сохранять и создавать эпизодические и семантические знания. Эпизодические и семантические воспоминания, которые были у них до начала амнезии, обычно теряются, но процедурные воспоминания, по-видимому, не затрагиваются. Это говорит о том, что существует различие между декларативной и процедурной памятью, поскольку, если бы не было различия, оба типа воспоминаний были бы затронуты в равной степени.
    • Бахрик, Бахрик и Виттингер (1975) хотели исследовать концепцию, называемую «очень долговременной памятью» (VLTM). Они протестировали почти 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет. Участников попросили написать имена тех, кто был в их выпускном классе. Было несколько условий, таких как бесплатный тест на припоминание и тест на распознавание фотографий.
      • Результаты показали, что те, кто был протестирован в течение 15 лет после выпуска, на 90 % правильно вспоминали имена и лица. Количество людей, окончивших школу в течение 48 лет, упало до 80% по именам и 70% по лицам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *