Разное

Основные методы исследования психологии: Урок 2. Методы психологии

Основные методы исследования в психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.

Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.

Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).

  • Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения. По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное.
    Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
  • Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
  • Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство.
    В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
  • Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
  • Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
  • Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
  • Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.

Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.

Основные методы исследования в психологии — Психология закономерностей

онлайн журнал, сайт психологов. Психо-Закон ру

Комментарии

Как и в любой другой самостоятельной науке, в психологии есть свои методы исследования. С их помощью собирается и анализируется информация, которую в дальнейшем используют как базу для создания научных теорий или составления практических рекомендаций. Развитие науки зависит прежде всего от качества и надежности методов исследования, поэтому этот вопрос останется всегда актуальным.

Основные методы психологии можно разделить на две группы:

Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос) — эти методы исследования основанные на личностных ощущениях, по отношению к изучаемому объекту. После выделения психологии в отдельную науку, субъективные методы исследования, получили первоочередное развитие. В настоящее время эти методы продолжают использоваться, а некоторые даже совершенствуются. Субъективные методы имеют ряд недостатков, которые заключаются в сложности не предвзятой оценки исследуемого объекта.

Объективные методы психологии (тесты, эксперимент) — эти методы исследования отличаются от субъективных тем, что исследуемый объект оценивается сторонними наблюдателями, что позволяет получить наиболее достоверную информацию.

Основные методы исследования применяемые в психологии:

Наблюдение — это один из самых первых и простых методов психологического исследования. Его суть заключается в том, что за деятельностью человека наблюдают со стороны, без какого либо вмешательства. Все увиденное документируется и интерпретируется. Различают следующие виды этого метода: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

Опрос (беседа) — психологический метод исследования, при котором задаются вопросы участникам исследования. Полученные ответы записываются, при этом особое внимание уделяют реакциям на те или иные вопросы. Достоинство этого метода заключается в том, что опрос ведется в свободном стиле, что позволяет исследователю задать дополнительные вопросы. Различают следующие виды опроса: устный, письменный, свободный, стандартный.

Тест — метод психологического исследования, который позволяет быстро опросить большое количество человек. В отличии от других методов психологии, тесты имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а так же имеют готовую характеристику полученных результатов. Различают следующие виды тестов: объективные, проективные.

Эксперимент — метод психологического исследования, с помощью которого можно создать искусственные ситуации и понаблюдать за реакциями человека. Достоинством этого метода, считается то, что именно здесь прослеживаются причинно-следственные связи исследуемого феномена, что позволяет научно объяснить происходящее. Различают следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный.

В психологических исследованиях чаще всего используют несколько психологических методов, что позволяет достичь наиболее точных результатов. Однако встречаются ситуации, когда использование нескольких методов затруднено или вовсе невозможно, тогда используют наиболее подходящий метод психологического исследования для данной ситуации.

← Предыдущий пост

Следующий пост →

1.

5. Методы исследования в психологии — Платформа электронного обучения Университета Вахемо

В начале этой главы мы сказали, что психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Это означает, что в психологии исследователи хотят видеть только то, что есть, а не то, что их предубеждения хотят, чтобы они видели. Это можно сделать с помощью научного метода (системы уменьшения предвзятости и ошибок при измерении данных).

  • Научный метод – процесс проверки идей посредством систематических наблюдений, экспериментов и статистического анализа.
  • Теория – это интегрированный набор принципов относительно наблюдаемых фактов, предназначенный для описания и объяснения некоторых аспектов опыта.
  • Гипотезы – это предварительное предположение о связи между двумя или более переменными или явлениями. Например. У мужчин выше уверенность в себе при принятии решений, чем у женщин.
  • Основные виды методов исследования

В психологии различают три основных типа методов исследования: описательные, корреляционные и экспериментальные методы исследования.

Описательное исследование – i s описательное, поскольку исследователь просто записывает то, что он/она систематически наблюдал. Описательные методы исследования включают натуралистическое наблюдение, тематические исследования и опросы.

  1. Натуралистическое наблюдение : описательный метод исследования, при котором субъекты наблюдают в их естественной среде. Натуральное наблюдение позволяет исследователям получить реалистичную картину того, как происходит поведение, потому что они наблюдают за этим поведением, которое не является искусственным. Ограничениями натуралистического наблюдения являются эффект наблюдателя (животные или люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально) и предвзятость наблюдателя (исследователь может не наблюдать систематически или он / она может наблюдать поведение, которое он / она хочет наблюдать и игнорирует других).
    1. Практический пример: — описательный метод, при котором человек изучается очень подробно. Его преимущество в том, что он обеспечивает огромное количество деталей. Недостатком тематического исследования является то, что исследователи не могут применить результаты к другим похожим людям, а это означает, что то, что исследователи найдут в одном случае, не обязательно применимо или обобщается для других.

Опрос: — это метод описательного исследования, используемый для сбора огромного количества данных об очень большой группе людей. Полезно получать информацию о частном (тайном) поведении, и она адресована сотням людей с одними и теми же вопросами одновременно.

  1. недостатком является необходимость тщательного отбора репрезентативной выборки фактического населения.

Корреляционное исследование — — это метод исследования, который измеряет взаимосвязь между двумя или более переменными. Переменная — это все, что может измениться или измениться: баллы за тест, температура в комнате, пол и так далее. Например, исследователю может быть любопытно узнать, связано ли курение сигарет с ожидаемой продолжительностью жизни.

Результат корреляции исследования выражается величиной и направлением. Например, если результат корреляции исследования должен быть +0,5, его величина (сила) равна 0,5 и показывает положительную связь между переменными. Это означает, что при увеличении одной переменной увеличивается и вторая, и наоборот. Сила связи между переменными всегда находится в диапазоне от +1,00 до -1,00.

Хотя корреляция сообщает исследователям, существует ли связь между переменными, насколько сильна эта связь и в каком направлении она идет, она не доказывает причинно-следственную связь (то есть не показывает причинно-следственную связь).

Экспериментальное исследование: это метод исследования, который позволит исследователям определить причинно-следственную связь между переменными. В экспериментальных исследованиях тщательно отрегулированная процедура, в которой манипулируют одним или несколькими факторами, которые, как считается, влияют на изучаемое поведение, а все остальные факторы остаются постоянными. Эксперименты включают по крайней мере одну независимую переменную и одну зависимую переменную. Независимая переменная — управляемый, влиятельный, экспериментальный фактор. Зависимая переменная — это фактор (поведение), который измеряется в эксперименте. Он может изменяться при манипулировании независимой переменной.

Например, исследователю может потребоваться узнать, влияет ли размер класса на академическую успеваемость учащихся, и выдвинуть гипотезу типа «успеваемость учащихся в небольших классах выше, чем у учащихся в больших классах?» В этом вопросе у исследователя есть две переменные: размер класса, , которая является независимой переменной, которой будут манипулировать, и успеваемость учащихся , которая является зависимой переменной, которая будет измеряться при изменении размера класса. .

В экспериментах также участвуют случайным образом выбранные экспериментальные и контрольные группы. Экспериментальная группа – это группа, опытом которой манипулируют. В нашем примере экспериментальная группа состоит из учащихся, распределенных по классам небольшого размера. Контрольная группа — это сравнение, которое рассматривается во всех отношениях так же, как и экспериментальная группа, за исключением манипулируемого фактора (размера класса). Контрольная группа служит базой, с которой можно сравнивать эффекты манипулируемого состояния. В этом примере контрольная группа — это группа учащихся, распределенных по классам большого размера.

Хотя экспериментальные исследования позволяют выявить причины поведения, такие исследования необходимо проводить осторожно и с соблюдением мер предосторожности, поскольку ожидания и предубеждения как со стороны исследователя, так и со стороны участников могут повлиять на результаты.

  • Этапы научного исследования

Пробовали? Фантастика! В научных исследованиях необходимо следовать пяти шагам.

Шаг первый – Восприятие проблемы – Замечание чего-то привлекающего внимание в окружении, чему хотелось бы получить объяснение. Например, вы можете заметить, что дети становятся более агрессивными по отношению друг к другу после просмотра практически жестоких детских мультфильмов. Вы задаетесь вопросом, могло ли насилие в мультяшном видео вызывать агрессивное поведение у детей. Следовательно, вы можете поставить исследовательскую задачу, посвященную влиянию агрессивных видеороликов на поведение детей.

Шаг второй — Формирование гипотезы — после наблюдения за окружением (восприятие проблемы) вы можете сформировать обоснованное предположение об объяснении ваших наблюдений, придав ему форму утверждения, которое можно каким-то образом попробовать на вкус. . Для нашего примера выше вы можете сформулировать гипотезу «дети, которые смотрят жестокие мультфильмы, станут более агрессивными».

Шаг третий – Проверка гипотезы – На этом этапе исследователь применяет соответствующую методологию исследования и собирает достаточно данных (информации), чтобы принять или отвергнуть предложенное утверждение. Например, в приведенном выше примере данные будут собираться у детей, которые смотрят агрессивные видео, и у тех, кто не смотрит агрессивные видео, и проводится сравнение поведения двух групп на предмет того, делает ли просмотр агрессивных видео детей более агрессивными. .

Шаг четвертый – Подведение итогов – это шаг, на котором представляется обоснование результата. После проверки гипотезы будет обнаружено, что гипотеза была либо подтверждена, либо не подтверждена собранными данными.

Шаг пятый – Отчет о результатах – На этом этапе исследователь хотел бы написать, что именно он/она сделал, почему он/она сделал и что он/она обнаружил. Чтобы другие могли учиться на том, чего он/она уже достигли или не достигли. Это позволяет другим прогнозировать и изменять поведение на основе полученных данных.

Четыре основных метода исследования в психологии

Если вы изучаете психологию или заинтересованы в получении степени бакалавра искусств в области психологии, вы быстро столкнетесь с этими четырьмя основными методами исследования в психологии.

Обычно эти четыре типа делятся на два различных типа психологических исследований: количественные и качественные.

Качественные исследования:

  • Изучение объектов в их естественной среде.
  • Интерпретативный, натуралистический подход к предмету исследования.
  • Интерпретация явлений так, как они происходят естественным образом.

Количественные исследования:

  • Ориентирован на группу людей, а не на отдельного человека.
  • Сбор проб, результаты которого обычно численные.

Эти четыре уровня анализа в психологии используют один из этих двух типов для изучения и разработки теорий.

Кейс-стади 

В качестве метода психологического исследования кейс-стади следует процессу качественного исследования, наблюдая за сообществами, отдельными людьми и даже за конкретными событиями. Этот тип психологического исследования проводится с помощью интервью для документирования нюансов событий, происходящих в чьей-то жизни. Результат превращает его в мультиметодологическое исследование, поскольку психолог изучает повседневную жизнь человека, пытаясь понять и определить, откуда возникает нездоровое поведение и как его можно реализовать.

Экспериментальный метод 

Следуя количественной теории, метод экспериментальной психологии пытается рассмотреть причинно-следственные связи и то, что происходит при манипулировании одной переменной. Психологические эксперименты охватывают широкий спектр методов, которые можно использовать с разной степенью успеха, от исследований сна до полевых экспериментов. Некоторые эксперименты позволяют исследователю быть более вовлеченным, в то время как другие психологические эксперименты требуют невмешательства.

Наблюдательное исследование 

Изучая людей на расстоянии, психолог получает возможность изучить методы исследования поведения. Как тип качественного исследования, наблюдательное исследование в психологии изучает людей, общества или социальные конструкции, чтобы увидеть, как на них влияет окружающий мир. Этот тип исследования также включает смешанные методы, поскольку он проводится в естественных условиях, когда психолог не может контролировать окружающую среду.

Опрос

Как качественные, так и количественные, опросные исследования используют уровни анализа в психологии. Метод опроса в психологии использует респондентов, чтобы они отвечали на вопросы, информируя психолога о том, что они чувствуют. Этот опросник с самоотчетами спрашивает о чувствах и о том, что они делали в течение своего обычного дня. В зависимости от собранных данных результаты могут быть качественными или количественными. Это зависит от исследователя.

Что важно в психологических исследованиях

Методы исследования в психологии помогают расширить академические знания о психическом здоровье и о мире в целом. Чтобы лучше понимать окружающий мир, они становятся экспертами в области психологии и накапливают более глубокие знания, которые могут использовать для помощи будущим клиентам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *