Разное

Осмотр педиатр: Осмотр ребенка педиатром — медицинский центр Бэби Плюс в Одинцово

Содержание

Педиатр – кто это и что лечит?.

Дата публикации: 23.03.2022 00:00

Врач-педиатр — это врач, который занимается лечением, профилактикой заболеваний и диагностическими осмотрами детей до 18 лет. С самого рождения педиатр следит за тем, чтобы ребенок рос и развивался согласно возрастным нормам.

Сложность профессии заключается в том, что к маленьким пациентам нужен особый подход, чтобы не вызвать у ребенка боязни врачей. Для этого провести осмотр необходимо наиболее мягко, выявив при этом симптомы заболевания, и подобрав эффективное лечение.

Врач-педиатр должен иметь глубокие профессиональные знания, а также быть знаком с врачебной практикой, потому жалобы у детей, в силу возраста, формулируются нечетко, им трудно объяснить, что конкретно их беспокоит.

Когда стоит посетить педиатра?

Плановый осмотр

Первый плановый осмотр проводится в возрасте 1 месяца ребенка и повторяется каждый месяц в течение первого года жизни. После года плановые осмотры рекомендуется проходить один раз в три месяца.

Что входит в осмотр:

  • Измерение роста, веса, окружности грудной клетки и головы ребенка
  • Осмотр горла, носа, половых органов
  • Пальпация животика
  • Прослушивание фонендоскопом

Кроме этого на приеме педиатр:

  • Дает консультации по грудному вскармливанию
  • Знакомит с графиком профилактических прививок
  • Составляет индивидуальные программы комплексного обследования
  • Дает рекомендации по ходу и прикорму
  • При необходимости дает направления к узким специалистам

Важно проходить плановые осмотры в срок, чтобы не допустить или вовремя скорректировать нарушения здоровья. Современная медицина способна справиться с большинством детских отклонений при раннем их выявлении.

Внеплановый осмотр

Проводится, если родители подозревают, что их ребенок имеет недомогания в физическом или психическом плане. Родителя должны насторожить любые изменения в поведении ребенка.

В детском возрасте заниматься самолечением не рекомендуется. Те лекарства и методы, которые подходят взрослым, могут не только не подходить детям, но и быть опасны для них. Поэтому обратиться к педиатру необходимо как можно скорее, чтобы избежать осложнений и тяжелых течений заболевания.

В каких случаях необходимо обратиться к врачу-педиатру:

  • Повышение температуры тела
  • Нарушения стула
  • Тошнота и рвота
  • Насморк
  • Кашель
  • Выделения из глаз и покраснения
  • Появление сыпи
  • Изменение цвета кожных покровов
  • Боль в любых органах
  • Тревожность, агрессия

При острых состояниях, таких как высокая температура, лихорадка, сильный кашель, ветряночная сыпь, педиатра стоит вызвать на дом, чтобы избежать распространения острых вирусных инфекций.

Также есть ситуации, при которых стоит обратиться в скорую помощь. Их должен знать каждый родитель. Это:

  • Острые состояние у детей до 3 месяцев жизни
  • Температура тела выше 39 градусов
  • Затрудненное дыхание, наличие необычных шумов и хрипов
  • Появление судорог
  • Внезапное появление сыпи на фоне высокой температуры
  • Жидкий стул с кровью
  • Непрекращающаяся рвота
  • Травмы, переломы, кровотечения

Что еще входит в обязанности врача-педиатра?

Сейчас карта пациента заполняется как в электронном, так и в бумажном виде, чтобы не допустить утери истории болезни. Также родителям рекомендуется сохранять в домашнем архиве выписки по особо важным заболеваниям.

  • Направление на лабораторные исследования, такие как анализ крови, мочи, кала, аллергопробы, бакпасевы, мазки и другие исследования
  • Направление на диагностику: УЗИ, рентген, КТ, МРТ
  • Заполнение прививочного сертификата

Несмотря на то, что большинство профилактических прививок проводят в детском возрасте, прививочный сертификат может потребоваться в течение всей жизни.

Открыть больничный по уходу за ребенком может любой член семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, старшие совершеннолетние брат или сестра.

  • Подбор индивидуальных витаминных комплексов
  • Консультирование родителей по вопросам профилактики ОРВИ

Врач-педиатр – это тот врач, с которым родители встречаются чаще всего и доверяют ему самое ценное – здоровье своего ребенка. Важно, чтобы это был грамотный специалист и приятный человек, который мог не только оказать квалифицированную помощь, но и поддержать родителя в непростые моменты болезни ребенка.

Мы рекомендуем выбирать педиатра заранее, обратив при этом внимание на квалификацию и образование врача, стаж его работы, отзывы пациентов, клинику, в которой он ведет прием, а также ее расположение относительно вашего дома. Сделайте свое родительство легким с ЛОР-КМВ клиник.

Плановые осмотры ребенка до 1 года врачом-педиатром

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы, хотят получить квалифицированную помощь педиатра, семейного врача или другого специалиста, чтобы он осмотрел ребенка, посоветовал, как заботиться о его здоровье, вылечил болезнь.

В нашей Клинике родители всегда могут привести ребенка на прием к врачу-педиатру, а также к любому другому, принимающему у нас детскому специалисту: неврологу, хирургу-ортопеду, дерматологу, УЗИ-специалисту и др.

Плановый прием врача-педиатра в нашей Клинике длится 60 минут. За это время доктор в неторопливой и спокойной обстановке сможет произвести полный осмотр ребенка; расспросить родителей о том, как малыш развивается, какие у него достижения, проблемы, жалобы; составить дальнейший план действий (график плановых визитов, возможные консультации у специалистов (при необходимости), направить на сдачу анализов и т. п.), а также ответить на вопросы родителей и дать свои рекомендации.

Когда идти на прием к педиатру по плану:

• После рождения малыша:  2-4 раза за первый месяц жизни

• После того, как ребенку исполнится месяц: плановая консультация у педиатра, включающая осмотр, снятие антропометрических данных (взвешивание, замер роста), а также составление плана наблюдений ребенка на ближайшие месяцы. Еще один важный аспект, который необходимо обсудить на консультации с педиатром — поддержка грудного вскармливания (все ли в порядке, нужна ли маме какая помощь в налаживании грудного вскармливания, нет ли каких-то проблем с прикладыванием ребенка к груди).

• В течение первого года жизни: на первом году жизни педиатр осматривает ребенка каждый месяц. Этого достаточно, чтобы осуществлять регулярное наблюдение за его ростом и развитием, возможными отклонениями, а также для того, чтобы получать необходимые назначения.

• После года: основные визиты к педиатру происходят уже по необходимости (в случае болезни ребенка или необходимости в дополнительной консультации). Плановые осмотры педиатра в этом возрасте осуществляются 2=6 раз в год, в зависимости от возраста ребенка.

В какие сроки обычно проводятся плановые осмотры ребенка:

• осмотр новорожденного

Первые 4 недели жизни ребенка являются периодом новорожденности — это серьезный период, в том числе период проверки здоровья малыша и выявления возможных врожденных болезней. Врачи тщательно следят за здоровьем новорожденного и, по-возможности, планируют на первый месяц жизни ребенка 2-3 осмотра. Если ребенок родился преждевременно, если у него есть какие-то врожденные отклонения или он заболел в эти первые 4 недели, то врач, конечно же, будет осматривать его чаще.

Первый тщательный осмотр ребенка педиатром проводится в первые часы жизни малыша. Этот осмотр одновременно и общий, и детальный. Врач должен составить общее представление о здоровье новорожденного, произвести измерения различных физических параметров, составить впечатление о врожденной «зрелости» ребенка.

Полный осмотр похож на те, которые будут проводиться в течение всего детского возраста. Большинство врачей осматривают ребенка тремя способами: визуально, тактильно и инструментально (говоря проще — глазами, руками и инструментами). Врач начинает осмотр с анализа того, как выглядит ребенок: общее впечатление, степень активности, подвижность. Доктор смотрит в порядке ли кожа ребенка, нет ли где сыпи, одинаково ли подвижны левая и правая половины тела.

Доктор начинает осмотр ребенка с процедур, которые  меньше потревожат малыша, а затем переходит к тем, которые могут его ненадолго разбудить. Опытный педиатр осматривает ребенка внимательно и неторопливо, досконально изучая все.

Основная часть любого визита к врачу посвящена ответам врача на вопросы родителей и рекомендациям, которые помогут заботиться о ребенке. Доктор даст рекомендации, соответствующие возрасту ребенка и его физическому и эмоциональному состоянию.

• посещение врача в возрасте 1 месяца

Осмотр ребенка в возрасте одного месяца дублирует многие медицинские процедуры, проведенные при осмотре новорожденного. Измеряются рост, вес и окружность головы. Проверяются рефлексы и движения ребенка, включая оценку движений головы. Врач смотрит, не стали ли очевидными какие-либо врожденные, связанные с обменом веществ или генетические отклонения. Очень важно  прослушивание сердца с целью выявления шумов и определения врожденных пороков. Во время всех посещений врача проверяется состояние ребенка, реакция его на окружающую обстановку и двигательное развитие малыша.

Педиатр так же поможет с налаживанием грудного вскармливания .

Кроме того, врач-педиатр поможет составить график наблюдения (регулярных осмотров) ребенка у т.н. «узких специалистов»: детского невролога, детского хирурга-ортопеда, детского окулиста, детского отоларинголога, а также график сдачи анализов крови, мочи и кала; направит малыша на УЗИ-исследования, если они будут необходимы.

• посещения врача в возрасте 2-5 месяцев

Ежемесячный осмотр ребенка в возрасте двух — пяти месяцев от роду дополняет полученные педиатром при более ранних осмотрах данные. Повторяются все измерения, проверяются рефлексы, обсуждаются с родителями всевозможные аспекты кормления и сна малыша.

По мере того, как ребенок подрастает, становится более очевидным состояние нервной системы, которое проверяется при полном осмотре ребенка. Врач также расспрашивает родителей о том, как грудничок сосет молоко, каково поведение малыша при кормлении, как у него работает кишечник.

• посещения врача в возрасте 6-11 месяцев

Когда ребенок достигает шести месяцев, увеличивается его физическая активность и общение с окружающим миром. Врач на ежемесячных осмотрах проводит обычные измерения и проверяет развитие мышечного тонуса; обсуждает с родителями питание и сон ребенка; отвечает на вопросы родителей. Это период появления первых зубов — педиатр наблюдает за процессом прорезывания зубок малыша, обсуждает с родителями вопросы введения прикорма — в дополнение к грудному вскармливанию. Врач проверяет слух ребенка, наблюдает за реакциями малыша.

Педиатрия: сбор анамнеза и физикальное обследование

Резюме

Сбор анамнеза и проведение физикального обследования у детей отличается от такового у взрослых и сопряжено с рядом уникальных проблем. О симптомах обычно сообщает родитель или опекун, который может быть не в состоянии точно передать информацию от ребенка экзаменатору и охарактеризовать проблемы ребенка. Чтобы восполнить пробелы, педиатр должен обладать хорошими коммуникативными навыками и способностью развивать отношения с детьми, а также с их семьями. Педиатры также должны уделять особое внимание проблемам роста и развития, характерным для педиатрической популяции, и знать, что некоторые заболевания у детей проявляются иначе, чем у взрослых. В этой статье специально рассматриваются нюансы, связанные с сбором анамнеза и физикальным обследованием детей, в дополнение к общей информации, содержащейся в статьях «История болезни» и «Физикальное обследование».

Медицинский анамнез

В дополнение к деталям общего медицинского анамнеза существуют некоторые заметные различия, о которых следует помнить при сборе педиатрического анамнеза, включая определенные сведения о пациенте, источник информации и способы коммуникации.

  • Дополнительные сведения о пациенте
    • Пренатальная история и история рождения
    • История развития
    • Дополнительные сведения о социальном анамнезе
    • История прививок
  • Источник информации
    • Присутствие родителя/опекуна обычно облегчает сбор анамнеза ребенка.
    • Родитель/опекун или врач могут попросить детей старше 4 лет сообщить о своих проблемах. Тем не менее, клиницист по-прежнему должен полагаться в первую очередь на заключение родителей/опекунов.
    • Пациентам половозрелого возраста может быть целесообразно предложить личное интервью для обсуждения деликатных медицинских вопросов (например, сексуального здоровья, рекреационного употребления наркотиков, психического здоровья) в более открытой и конфиденциальной обстановке.
    • Одна из проблем в педиатрии заключается в том, что родители/опекуны могут не иметь достаточного (субъективного и объективного) понимания проблем ребенка, чтобы сообщить о них точно и достоверно.
  • Связь
    • Всегда начинайте интервью с непринужденной беседы, чтобы установить взаимопонимание между вами и ребенком или родителями/опекуном.
    • Начните медицинскую часть интервью с изучения социального анамнеза, прежде чем обращаться к текущим проблемам со здоровьем.
    • Наблюдайте за взаимодействием родителей и детей и всегда будьте бдительны в отношении признаков потенциальной безнадзорности или жестокого обращения с детьми.
  • Педиатрические настройки: фокус педиатрического анамнеза варьируется в зависимости от настроек.
    • Стационарное и амбулаторное лечение
    • Больной ребенок против здорового ребенка
    • Узкий специалист или общий
  • Пример: пример педиатрического случая см. в случае 7: Малыш с кашлем и лихорадкой.

Основное беспокойство и анамнез настоящего заболевания

Общая информация

  • Возраст: Возраст детей обычно указывается в днях до 2-недельного возраста, в неделях до 2-месячного возраста и в месяцах до 2-летнего возраста.
    Однако это может варьироваться от учреждения к учреждению.
  • Пол
  • Другая соответствующая идентифицирующая информация
  • Информатор: лицо, сопровождающее пациента и помогающее в сборе анамнеза и его отношениях с пациентом (например, родители, законные опекуны, братья и сестры, опекуны)
  • Основная проблема, по поводу которой пациент или родитель/опекун обращается за медицинской помощью.
  • Сообщается со слов пациента или родителей/опекунов.
  • Подробности настоящего заболевания записываются в хронологическом порядке.
  • В зависимости от состояния ребенка укажите следующее:
    • Больной ребенок
      • Продолжительность и краткое описание текущих признаков, симптомов и лечения, если таковое имеется.
      • Если ребенок получает лекарство, запишите название лекарства, дозу, частоту приема и реакцию на лекарство.
    • Ну, дитя: Достаточно сказать, что «никаких забот».
  • Если история болезни в прошлом имеет значение для настоящего заболевания, она кратко упоминается здесь.

История прошлого

  • Предшествующие состояния/травмы
    • Начните с любых состояний, которые все еще влияют на пациента.
    • Предыдущие госпитализации с датами и диагнозами
    • Перечень предшествующих процедур и дат
    • Любые предшествующие травмы: переломы, рваные раны
    • Для получения дополнительной информации см. «История болезни» в истории болезни.
  • Лекарства: у детей лекарства обычно дозируются по весу, и важно документировать лекарства с дозировкой и весом.
  • Аллергии: Помимо указания на аллергию, необходимо описать тип аллергической реакции и ее тяжесть. Для получения дополнительной информации см. «История болезни» в истории болезни.
  • История иммунизации
    • В идеале это следует проверить в карте вакцинации ребенка. Если запись недоступна, спросите родителя/опекуна о полученных прививках, а также о датах, местах инъекций и реакциях (если таковые имеются).
    • Если иммунизация ребенка неполная, укажите причину пропуска иммунизации. Включите сведения о:
      • Название пропущенной вакцины
      • Первоначально запланированная дата/доза пропущенной вакцины
    • Для получения дополнительной информации см. статью о расписании прививок.

История беременности и родов

Эта информация особенно важна для детей младшего возраста и часто не имеет значения для пациентов подросткового возраста. Обычно лучше всего получить анамнез этих подробностей от самой матери пациента, но если мать недоступна, сделайте все возможное, чтобы выяснить, что вы можете, чтобы получить более полную картину.

  • Значимость: Детальный анамнез беременности и родов может быть не всегда необходим (например, при посещении подростка здоровым ребенком). Тем не менее, рекомендуется кратко узнать, были ли какие-либо проблемы во время беременности или родов.
  • Пренатальный анамнез
    • Возраст матери
    • Количество предыдущих беременностей и их исходы
    • Здоровье матери во время беременности
      • Осложнения или проблемы со здоровьем во время беременности (например, кровотечение, травма, гипертония, лихорадка, сыпь, анемия).
      • Медицинское и рекреационное употребление наркотиков (например, лекарства, наркотики, алкоголь, курение)
  • Работа и доставка
    • Гестационный возраст на момент родов (например, недоношенная, доношенная, переношенная беременность)
    • Предлежание (например, головное, тазовое предлежание)
    • Разрыв плодных оболочек (PPROM, PROM)
    • Дистресс плода в анамнезе
    • Тип родов (вагинальные, кесарево сечение)
    • Вмешательства (например, использование щипцов, анестезия)
  • Неонатальный период
    • Оценка по шкале Апгар
    • Масса тела при рождении, окружность головы, длина тела
    • Проблемы со здоровьем при рождении (например, респираторный дистресс, оксигенотерапия, гипербилирубинемия, анемия, родовые травмы, проблемы с кормлением, врожденные аномалии)
    • Возраст при выписке
    • Поступление в отделение интенсивной терапии (указать показания для госпитализации и продолжительность пребывания)

Анамнез развития

  • Значимость. Для детей младшего возраста (особенно для подростков) важно подробное описание вех развития. Задавайте вопросы о возрастных вехах и адаптируйте их в соответствии с контекстом и проблемами пациента.
  • Общее: Спросите о возрасте, в котором были достигнуты вехи, и текущих способностях развития. Дополнительную информацию по этой теме см. в статье о развитии ребенка и вехах.
  • Конкретные вопросы, касающиеся:
    • Возраст, в котором был достигнут контроль над кишечником и мочевым пузырем
    • Школа (например, школьный класс, особые проблемы, отмеченные учителями, взаимодействие со сверстниками)
    • Поведение (например, энурез, приступы гнева, сосание пальца, пикацизм, ночные кошмары и др.)

Кормление или история питания

  • Значимость: Как правило, важно включить обсуждение связанных с педиатрическим пациентом факторов образа жизни, которые влияют на этот аспект ухода за ним.
  • Младенцы (0–1 год)
    • Кормят грудью или из бутылочки?
    • Смесь или грудное молоко (укажите виды смеси, частоту и количество в день, причины любых изменений в смеси)?
    • Медицинские проблемы, связанные с кормлением (например, рвота, срыгивание, детские колики, диарея и другие проблемы с желудочно-кишечным трактом или кормлением), следует отметить.
  • Дети (2–12 лет)
    • Возраст на момент отлучения от груди и введения твердой пищи
    • Добавление витаминов или фтора
    • Если есть проблемы с кормлением/приемом пищи, спросите о:
      • Возникновении проблемы
      • Методах кормления
      • Частоте кормлений
      • Количество пищи, принимаемой при каждом кормлении
      • Медицинских проблемах, таких как рвота, плач и изменение веса
      • 90 011 Первоначальное решение проблемы родителями/опекунами
    • Попросите родителя/опекуна описать, что ребенок обычно ест на завтрак, обед, полдник и ужин, чтобы оценить, получает ли ребенок адекватное питание.
  • Подростки (13–17 лет)
    • Попросите пациента описать, что он обычно ест на завтрак, обед, полдник и ужин, чтобы оценить, получает ли он адекватное питание.
    • Скрининг на расстройства пищевого поведения

Семейная история

  • Значимость. Информация о развитии и поведении родителей, братьев и сестер может иметь значение при диагностике заболеваний у детей, включая генетические нарушения.
  • Заболевания
    • Возраст начала
    • Прогрессирование
  • Контакты с больными
    • Важно для пациентов с подозрением на инфекционное заболевание.
    • Спросите, болеет ли кто-нибудь дома (например, родители, братья и сестры, члены семьи), характер болезни и посещает ли ребенок детский сад.

Социальный анамнез

Социальное окружение ребенка является ключевой детерминантой настоящего и будущего здоровья ребенка. Медицински значимые социальные факторы варьируются в зависимости от возраста.

  • Продовольственная безопасность
  • Социально-экономическое положение
  • Члены семьи
  • Условия сна
  • Условия ухода за детьми
  • Хотя врачи должны всегда наблюдать за отношениями между родителями и детьми, в этом возрасте они должны быть особенно бдительными матерей потенциально пострадавшие от недавно возникших послеродовых психических состояний, таких как послеродовая депрессия или послеродовой психоз, которые, в свою очередь, могут негативно повлиять на ребенка.
  • Продовольственная безопасность
  • Социально-экономический статус
  • Члены семьи
  • Организация ухода за детьми
  • Домашняя безопасность (например, защита электрических розеток от детей, обеспечение того, чтобы химикаты и лекарства были недоступны для детей и т. д.)
  • 9 0021

    Дети младшего возраста ( 4–6 лет)

    • Социально-экономический статус
    • Успеваемость в школе
    • Социальная жизнь (например, друзья, внеклассные занятия, спорт, поведение, травля)
    • Организация ухода за детьми

    Дети старшего возраста (7–12 лет)

    • Социально-экономический статус
    • Успеваемость в школе
    • Социальная жизнь (например, друзья, внеклассные занятия, спорт, поведение, травля)
    • Использование технологий и экранное время
    • Организация ухода за детьми
    • Несмотря на то, что они не могут юридически дать согласие на большинство вещей, имейте в виду, что вскоре они станут взрослыми, которые будут нести полную ответственность за свое медицинское обслуживание.
    • В эти годы часто наблюдается сильное влечение к рискованному поведению, на которое могут влиять:
      • Сильное желание одобрения сверстников
      • Меньше размышлений о последствиях действий
      • Любопытство к определенному опыту и раздвигание границ (например, неосторожное вождение, употребление алкоголя, наркотиков)
      • Чувство непобедимости
    • Социальный анамнез следует собирать конфиденциально, без присутствия родителей/опекунов.
    • Этот метод опроса является способом подготовить пациента к вхождению в мир здравоохранения для взрослых и поможет обеспечить построение отношений между врачом и пациентом без потенциального влияния родителей.
    • Разъясните пациенту, что все, что обсуждается, будет храниться в строгой тайне, если только у вас нет оснований полагать, что пациенту или кому-либо другому непосредственно угрожает опасность.
    • Знайте законы штата относительно того, когда требуется согласие родителей и каковы исключения. Дополнительную информацию см. в разделе «Информированное согласие несовершеннолетних» в статье «Принципы медицинского права и этики».

    Психосоциальный скрининг подростков: оценка HEADSS

    Мнемоника HEADSS помогает запомнить компоненты всестороннего социального анамнеза в этой возрастной группе.

    Начните интервью с общих тем, прежде чем переходить к более деликатным темам, таким как употребление наркотиков в рекреационных целях и сексуальность. Важно быть прямолинейным и открытым при решении этих вопросов и не колеблясь исследовать их дальше с пациентом. Будьте готовы консультировать и обучать пациентов по любым деликатным вопросам!

    • Дом
      • Члены семьи
      • Стрессоры
      • Комната: Есть ли у пациента собственная палата?
    • Образование и работа
      • Классы
      • Любимый предмет
      • Отношения с учителями
      • Дисциплинарные вопросы в школе
      • Текущая работа
      • Планы на будущее
      • Работа родителя/опекуна
      • 90 021
      • Занятия
        • Хобби
        • Занятия со сверстниками
        • Внеклассная деятельность и волонтерская работа (например, школьные клубы, уроки рисования, спортивные команды, религиозные группы)
      • Наркотики
        • Начните с вопроса о том, употребляют ли кто-либо из сверстников рекреационные наркотики (например, никотин, алкоголь, ингалянты, марихуану, экстази)
        • Если да, попытайтесь выяснить, садятся ли сверстники за руль в состоянии наркотического опьянения.
        • После этого спросите пациента, употребляет ли он рекреационные наркотики.
        • Задавая эти вопросы, будьте конкретны, называя наркотики и помните названия их улиц. Для получения дополнительной информации см. статью о расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ и зависимостях.
        • Будьте готовы к деликатному решению этих вопросов и проконсультируйтесь по вопросам злоупотребления психоактивными веществами.
      • Сексуальность
        • Менструальный анамнез
          • Девочек-подростков следует спрашивать об их менструальных циклах.
          • Дополнительную информацию см. в статье «Акушер-гинеколог: история и медицинский осмотр».
        • Начните дискуссию о сексуальности, спросив о сверстниках: Встречаются ли друзья/сверстники или хотят встречаться?
        • Продвижение к пациенту: Интересуется ли пациент кем-либо, мальчиками и/или девочками? Находится ли пациент в настоящее время в отношениях?
          • Если да, спросите об отношениях и проверьте на эмоциональное/физическое насилие и сексуальную активность.
          • Постарайтесь быть как можно более конкретным, спросите о: поцелуях, прикосновениях, оральном сексе, проникающем сексе и т. д.
        • В заключение спросите об использовании контрацепции/защиты и поощряйте участие в безопасных сексуальных практиках.
        • Предыдущий половой контакт: Есть ли опасения по поводу инфекций, передающихся половым путем? Были ли у пациентки в анамнезе беременности/аборты?
        • Есть ли у пациента опасения по поводу своей сексуальности или пола?
      • Скрининг суицидальных мыслей и депрессии
        • Начните с вопроса об общем настроении пациента.
        • При необходимости проведите дополнительные исследования, чтобы узнать о мыслях о причинении вреда себе или другим, в том числе спросите, были ли у них суицидальные мысли или действия.

      Чтобы запомнить компоненты социальной истории подростков, используйте слово «HEADSS»: дом, образование/работа, деятельность, наркотики, сексуальность, суицидальные мысли/обследование на депрессию.

      Ведущие причины смерти

      [1] [2]
      • Ведущие причины смерти детей и подростков (в порядке распространенности):
        • Несчастные случаи
        • Убийство
        • самоубийство
      • Важно консультировать педиатрических пациентов и родителей относительно безопасности и предотвратимой смерти у детей и подростков.

      Краткая социальная история подростков, с особым акцентом на основные причины смерти в этой возрастной группе, охвачена мнемоникой БЕЗОПАСНЫЕ ПОДРОСТКИ: Сексуальность, Несчастные случаи, Огнестрельное оружие/убийство, Эмоции (самоубийство, депрессия), Токсины (например, алкоголь, табак, рекреационное употребление наркотиков), окружающая среда (дом, друзья, школа), физические упражнения, питание (например, расстройства пищевого поведения), прививки/прививки.

      Обзор систем

      • Значение: Обзор систем служит контрольным списком для соответствующей информации. Для получения дополнительной информации см. раздел «Обзор систем (ROS)» в статье истории болезни.
      • Компоненты
        • Конституциональные симптомы
        • Аллергии (например, крапивница, сенная лихорадка, аллергический ринит, астма, экзема, лекарственные реакции)
        • Кожа и лимфатические узлы (например, сыпь, лимфаденопатия, припухлости, синяки и кровотечения, изменения пигментации)
        • Голова (например, головные боли, сотрясение мозга, необычная форма головы)
        • Уши (например, потеря слуха, ушные инфекции, выделения из ушей)
        • Глаза (например, косоглазие, конъюнктивит, проблемы со зрением)
        • Нос (например, ринит, искривление носовой перегородки)
        • Рот и горло (например, боль в горле, острый тонзиллит, ротовое дыхание, храп, апноэ, стоматит, носовое кровотечение, кариес)
        • Сердце (например, цианоз и одышка, шумы в сердце, толерантность к физической нагрузке, приседание, боль в груди, учащенное сердцебиение)
        • Легкие (например, пневмония, бронхиолит, свистящее дыхание, кашель, выделение мокроты, кровохарканье)
        • Желудочно-кишечный тракт (например, цвет и характер стула, диарея, запор, рвота, кровавая рвота, желтуха, боль в животе, колики, потеря/повышение аппетита)
        • Мочеполовая система (например, частота, дизурия, гематурия, выделения, боли в животе, качество струи мочи, полиурия, предшествующие инфекции, отек лица)
        • Скелетно-мышечная система (например, травмы, боли или отеки в суставах, лихорадка, сколиоз, миалгия или слабость, изменения походки)
        • Эндокринная система (например, вторичные сексуальные характеристики, менструация, беременность, сексуальная активность)
        • Психиатрический (например, настроение, эффект, возбуждение, стресс, нервозность)

      Физическое обследование

      Общие Новорожденные: См.

      оценку состояния новорожденного.
    • Младенцы и дети младшего возраста (1–6 лет)
      • Помните, что в раннем детстве у большинства детей возникает тревога посторонних.
      • Установите легкое настроение во время физического осмотра, чтобы максимально сотрудничать.
      • Объясните свои следующие шаги (например, «Сейчас я проверю ваши уши…»), а не спрашивайте у ребенка разрешения (например, «Ничего, если я проверю ваши уши?»), поскольку ребенок может сказать нет.
      • Наличие игрушек в офисе полезно для отвлечения детей, а небольшие недорогие подарки можно раздавать после визита, чтобы установить взаимопонимание.
      • Выполнение обследований, которые могут показаться пациенту неудобными и могут уменьшить сотрудничество (например, осмотр уха) ближе к концу физического осмотра.
    • Дети старшего возраста и подростки (7–17 лет): Физикальное обследование аналогично взрослому. Дополнительную информацию см. в статье о медицинском осмотре.

    Важно сохранять гибкость и учитывать предпочтения пациентов в том порядке, в котором исследуются системы. Как правило, рекомендуется проводить обследования, которые пациенту могут показаться неудобными и которые могут уменьшить сотрудничество к концу физического осмотра.

    Маленьким детям часто бывает полезно сначала провести маневры над опекуном, чтобы показать, что он не причинит вреда, и поощрять сотрудничество ребенка.

    • Убедитесь, что ребенок спокоен и расслаблен во время оценки показателей жизнедеятельности.
    • Используйте размер манжеты для измерения артериального давления, соответствующий возрасту ребенка.
    • Помните, что педиатрические жизненные показатели имеют соответствующие диапазоны в зависимости от возраста.

    Измерения роста

    • Вес
      • Измеряйте вес при каждом посещении.
      • Спросите родителей/опекунов о весе при рождении (особенно у младенцев и детей младшего возраста).
      • Спросите родителей/опекунов, заметили ли они в последнее время какие-либо изменения в весе.
    • Рост/длина тела: измерьте положение детей в положении лежа на спине. Дети старшего возраста измеряются стоя.
    • Окружность головы: Измерьте окружность головы у всех детей в возрасте
    • Половое созревание: Обратите внимание на стадии Таннера.

    Всегда записывайте рост, вес и окружность головы с процентилями на диаграмме роста, чтобы отслеживать изменение этих значений.

    • Начните с краткого описания общего внешнего вида пациента, статуса питания, гидратации, уровня сознания/психического состояния и сотрудничества с исследователем.
    • Информация о методике полного медицинского осмотра приведена в статье о медицинском осмотре. Здесь упоминаются основные особенности физического обследования педиатрического пациента.

    Кожа и лимфатические сосуды

    • Родимые пятна: включите сведения о количестве, расположении, размере и цвете и задокументируйте любые изменения, упомянутые родителями/опекунами.
    • Другие кожные проявления
      • Сыпь, петехии, шелушение
      • Рубцы и травмы (могут быть признаками жестокого обращения)
    • Лимфатические узлы: если они увеличены, обратите внимание на их расположение, подвижность и консистенцию.

    Голова и шейка

    • Размер и форма
    • Кожа головы и волосы
    • Роднички (у младенцев): опишите размер и натяжение (если есть)
    • Швы
    • Шея: Шея часто бывает очень короткой и ее трудно обследовать у младенцев. Тем не менее, тем не менее, важно оценить объемные образования (например, кисты, узлы) и обследовать щитовидную железу.

    Осмотр уха

    • Общий осмотр: положение ушей
    • Отоскопическое исследование
      • Осмотр барабанных перепонок особенно важен у детей с подозрением на острый гнойный средний отит.
      • Пусть родитель держит ребенка на коленях, одной рукой поворачивая и удерживая голову, а другой удерживая руки.
      • Маленьким детям рекомендуется прикладывать палец к голове ребенка, когда вы вводите отоскоп. Это поможет предотвратить поворот головы беспокойного ребенка к вам и потенциальное повреждение слухового прохода отоскопом.
    • Проверка слуха
      • У маленьких детей реакция ребенка на речь родителя/опекуна обычно достаточна для оценки слуха в условиях профилактического осмотра ребенка.
      • Если есть сомнения относительно слуха ребенка или задержки речи, может потребоваться полная оценка слуха и речи.

    Глаза

    • Косоглазие
    • Глазные щели
    • Другие аномалии (например, гипертелоризм или телекантус)
    • Острота зрения
      • Выполняется с помощью таблицы зрения
      • Для детей старше 3 лет
    • Поля зрения: общий осмотр полей зрения (особенно при подозрении на поражение гипофиза)

    Нос

    • Носовая перегородка
    • Слизистая оболочка носа и отделяемое

    Осмотр ротоглотки

    • Это обычно делается в последнюю очередь у детей старшего возраста. , пациент может плакать, что дает вам возможность заглянуть ему в рот.
    • Губы: Оцените цвет губ (например, синие губы при цианозе).
    • Слизистая оболочка щек: наблюдайте за цветом, ищите пузырьки, оценивайте гидратацию
    • Язык
    • Зубы и десны
    • Небо: Оцените свод и найдите расщелины.
    • Миндалины: запишите размер, цвет и наличие экссудата.

    Сердечно-сосудистое исследование

    • Требует, чтобы ребенок вел себя тихо
    • Согрейте стетоскоп, потирая его между ладонями, чтобы избежать дискомфорта и плача у маленьких детей.

    Обследование легких

    • Если ребенок плачет, достаточно указать это в документации, так как плач свидетельствует о целостности дыхательных путей.

    Осмотр брюшной полости

    • Будьте особенно осторожны при пальпации живота у пациентов с болью в животе. Дети с болями в животе могут не позволить исследователю повторно осмотреть болезненную область, поэтому следует попытаться собрать всю необходимую информацию с первой попытки.
    • Селезенка и печень пальпируются у всех младенцев и новорожденных.

    Осмотр опорно-двигательного аппарата

    • Активные движения всех четырех конечностей являются надежным индикатором нервно-мышечной функции.
    • Если ребенок достаточно взрослый, попросите его встать и коснуться пальцами ног. Пока пациент находится в наклоне, осмотрите позвоночник на наличие признаков сколиоза.

    Неврологический осмотр

    • Черепные нервы
      • Возможно, у маленьких детей и младенцев невозможно проверить все черепные нервы, поскольку они не могут выполнять команды.
      • Маленьким детям в этой части экзамена очень полезны игрушки. Например, ребенка можно попросить проследить за движением игрушки, такой как ярко окрашенный мяч, для оценки движения глаз (проверить функцию глазодвигательного, блокового и отводящего нервов).
      • Любые проблемы, связанные с речью и слухом, должны сопровождаться официальной оценкой специалистами по речи и слуху.
    • Сила
      • Полезно превратить экзамен на силу в игру, чтобы стимулировать надлежащее усилие у маленьких детей. (например, «Пришло время показать мне, какой ты сильный! Можешь очень сильно оттолкнуть мою руку от себя?»)
      • У детей, которые не могут следовать инструкциям, вам придется полагаться на клиническое наблюдение для определения силы (например, наблюдение движений конечностей против силы тяжести)
    • Рефлексы
      • Вы, вероятно, не сможете проверить глубокие сухожильные рефлексы у младенца, так как невозможно попросить его расслабить мышцы, а разгибательные рефлексы может быть трудно вызвать из-за преобладания тонуса сгибателей.
      • Тем не менее, важно оценить специфические для младенцев рефлексы (например, укоренение, сосание, захват ладоней и т. д.).
      • Дополнительную информацию см. в разделе «Примитивные рефлексы» в статье «Развитие и основные этапы развития ребенка».
    • Ощущение: может быть проще проверить чувствительность у маленьких детей, превратив осмотр в «игру с щекоткой».
    • Походка и равновесие
      • Если ребенок может следовать инструкциям, вы, безусловно, можете попросить его продемонстрировать походку и равновесие, попросив его пройти через комнату, как со взрослым.
      • Если ребенок не может или не хочет следовать инструкциям, клиническое наблюдение за походкой ребенка при входе в комнату или при восхождении на стол для осмотра может представлять собой единственный источник диагностической информации.

    Часто бывает сложно заставить детей в возрасте до 7 лет выполнять все задачи, связанные с полным неврологическим обследованием. Возможно, вам придется импровизировать или делать это в разных частях.

    Обследование мочеполовой системы

    • Младенцы: во время осмотра обязательно встаньте немного по обе стороны от пациента, чтобы избежать попадания мочи на случай, если младенец помочится.
    • Малыши и маленькие дети: перед осмотром наружных половых органов важно сказать: «Далее я осмотрю ваши интимные места, чтобы убедиться, что все в порядке. Это нормально, потому что я врач, и твоя мать/отец здесь, с нами». Это показывает ребенку особый и исключительный характер обстановки, в которой уместно раздеться перед взрослым и позволить взрослому прикоснуться к своим гениталиям.
    • Дети старшего возраста и подростки
      • Подход
        • Перед исследованием пациент всегда должен иметь возможность покинуть комнату с родителями/опекунами.
        • Если вы обеспокоены тем, что вопрос пациента в присутствии родителей приведет к тому, что пациент согласится, несмотря на свое нежелание, вам следует просто попросить родителей уйти и объяснить, что это стандартная процедура для этой возрастной группы. Они всегда могут вернуться, если пациент предпочитает присутствие родителей.
      • Обратите внимание на этапы Таннера
      • Дополнительную информацию об обследовании девочек см. в разделе «Акушер-гинеколог: анамнез и медицинский осмотр». Узнайте о педиатрическом обследовании
        Педиатрическое обследование
        В этой статье
        • Цели и задачи педиатрического обследования
        • Общие вопросы
        • Рост и половое развитие
        • Измерение
        • Оценка развития
        • Обследование по системе
        • Обследование в разном возрасте

        См. также отдельную статью «Педиатрическая история».

        Хотя некоторые принципы обследования детей аналогичны принципам обследования взрослых, существуют важные различия как в общих чертах, так и в деталях. Дети – это не просто маленькие взрослые, и картина заболевания, подход к обследованию и содержание обследования у детей совсем другие.

        Обследование также меняется по мере развития и взросления детей. В конце концов, это похоже на обследование у взрослых. Следующий план направлен на то, чтобы выделить важные различия, дать некоторые общие принципы и дать схему экзамена в разных возрастных группах.

        Цели и задачи педиатрического обследования

        • Важно различать:
          • Рутинное обследование здоровых детей (в основном для выявления аномалий роста и развития).
          • Осмотр больных младенцев (для установления характера, причины и степени болезни или травмы) [1] .
          • Обследование детей для других конкретных целей, таких как:
            • Для установления пригодности к обучению или определенной деятельности.
            • Для проверки на наличие признаков сексуального насилия в случаях защиты детей.
        • Однако это не абсолютное различие. Независимо от того, болен он или здоров, врач, проводящий осмотр, должен иметь хорошие практические знания о рутинных осмотрах и нормальных результатах у детей разного возраста.
        • Таким образом, проблемы с развитием, поведением и ростом могут быть выявлены оппортунистически при обследовании больного ребенка.
        • Врачи, работающие с детьми, должны хорошо знать вехи нормального развития, а также рутинное физическое развитие и данные о нем в разном возрасте.

        Общие положения

        • При сборе анамнеза важно установить контакт с родителями и ребенком.
        • Подход к обследованию будет определяться возрастом, уровнем развития и уровнем понимания ребенка.
        • Осмотр и наблюдение являются наиболее важными частями обследования. Наблюдения могут быть сделаны во время сбора анамнеза и установления взаимопонимания. Например:
          • Наблюдайте за поведением и уровнем осведомленности ребенка и принимайте это во внимание в отчетах родителя или родителей.
          • Подумайте, необычна ли вообще внешность ребенка и в чем именно.
          • Обратите внимание на форму головы, форму ушей, положение глаз, пропорции тела, осанку.
          • Обратите внимание, похож ли ребенок на родителей.
          • Установите, есть ли какие-либо распознаваемые крупные или незначительные аномалии.
          • Запишите характер и распространение поражений кожи и сыпи.
          • Обратите внимание на цвет, форму и расположение синяков. Если они имеют подозрительный вид, рассмотрите возможность неслучайной травмы.
        • Не будите спящих детей.
        • Подходите к ребенку на его уровне; при необходимости встаньте на колени на пол. Может быть невозможно обследовать гипертермичных, раздражительных детей, не спровоцировав плач, и их следует тщательно наблюдать, прежде чем пытаться приступить к более тщательному обследованию.
        • Начните осмотр с периферии (руки и ноги), так как это менее опасно.
        • Сделайте экзамен интересным, чтобы помочь справиться с беспокойством. Иногда может помочь игрушка, которую ребенок принес с собой, или что-то в вашей консультационной комнате. Даже фонарь-ручка или ушной расширитель, дребезжащие в контейнере с мочой, могут быть полезным отвлечением.
        • Убедитесь, что ребенку удобно, а ваши руки, стетоскоп и другие инструменты теплые.
        • Попросите родителей помочь с одеванием или раздеванием детей и помните о деликатности по этому поводу.
        • По возможности избегать неприятных процедур (например, ректального исследования). Это редко бывает необходимо и может отложить обследование детей на всю жизнь.

        Рост и половое развитие

        Следует учитывать некоторые общие моменты:

        • Миелинизация нервной системы при рождении является неполной.
        • Половое созревание имеет важные последствия для роста. Оценка полового созревания важна при оценке роста.
        • Обследование детей должно включать точную оценку роста и полового развития.
        • Различают три фазы роста:
          • Младенческая фаза:
            • Быстрая на первом году жизни и замедленная на втором году жизни.
            • Хорошее питание важно для нормального роста.
            • Метаболические гормоны контролируют рост.
          • Детский этап:
            • От второго до десятого года жизни.
            • Важными факторами являются гормоны гипофиза и гормон роста.
          • Пубертатная или подростковая фаза:
            • С начала полового созревания до достижения взрослого возраста.
            • Половые гормоны являются важными факторами.

        Измерение

        Различные измерения могут быть записаны и нанесены на график для обеспечения точной оценки роста и полового развития.

        • Окружность головы обычно у детей в возрасте до 2 лет.
        • Длина тела (до года) или рост.
        • Вес.
        • График серийных измерений для установления характера и диапазона роста.
        • Использование соответствующих графиков роста — см. дополнительную литературу ниже.
        • Толщина кожной складки, если указано.
        • Оцените и зарисуйте половое развитие там, где это указано.

        Оценка развития

        • Все врачи, работающие с детьми, должны знать основные этапы развития.
        • Детальная оценка развития сложна, но полезные оценки в ходе рутинных осмотров и консультаций могут быть достигнуты с опытом и практикой.
        • Существуют большие отклонения в нормальном развитии.
        • Схемы для оценки центра развития по:
          • Двигательные навыки: крупная и мелкая моторика.
          • Специальные органы чувств: зрение и слух.
          • Общение: понимание и выразительная речь.
          • Психосоциальные аспекты: социальные навыки и поведение.

        Обследование по системе

        Акцент обследования зависит от различных факторов (показания, возраст ребенка и т.д.). Перечислены некоторые важные компоненты педиатрического обследования в основных системах.

        Сердечно-сосудистая система

        Возможно, стоит начать обследование здесь, если ребенок спокоен и уравновешен. Позвольте ребенку сидеть/держать его на коленях у родителя или опекуна, чтобы успокоить его:

        • Начните с записи частоты пульса, ритма, силы и характера.
        • Проверка центральной перфузии; время наполнения капилляров должно быть менее двух секунд.
        • Пропальпируйте и перкутируйте переднюю грудную стенку для определения размера сердца, места и характера верхушечного толчка.
        • Также определите наличие острых ощущений.
        • Прослушайте первый тон сердца, затем второй тон сердца, затем тоны между ними и любые шумы между тонами сердца.
        • Обратите внимание на время, характер, громкость, место и распространение любого шума.
        • Проверьте, передается ли это на шею.
        • При подозрении на заболевание сердца или почек запишите артериальное давление.

        Дыхательная система

        Отметьте частоту дыхания и движение диафрагмы и грудной клетки при спокойном дыхании и более сильном дыхательном усилии (требуется у детей старшего возраста или при плаче у младенцев). Оцените работу дыхания — есть ли межреберные или подреберные рецессии, задействованы ли вспомогательные мышцы?

        Перкутируйте верхний край печени, чтобы определить, не передуто ли легкое.

        Дыхательные звуки и дополнительные шумы могут быть трудны для интерпретации у очень маленьких детей. Шумы варьируются от тонких высоких тонов до низких и грубых в зависимости от места и характера обструкции и узости апертуры.

        • Хрустящие звуки (тонкие потрескивания при вдохе) при тщательной аускультации могут наблюдаться у внешне здоровых детей. Постоянные и двусторонние крепитации у проблемного малыша обычно указывают на бронхиолит или, реже, на левожелудочковую недостаточность.
        • Хрипы (периодические шумы во время вдоха и выдоха) обычно указывают на жидкие частицы в крупных дыхательных путях и могут передаваться из задней части глотки.
        • Хрипы (более стойкие резкие шумы, добавленные к звукам дыхания) реже встречаются у детей и указывают на более стойкую обструкцию.
        • Бронхиальное дыхание (непрерывные шумы, усиливающие и удлиняющие дыхательные шумы), слышимые над верхней частью спины ребенка, обычно передаются из основных дыхательных путей.
        • Стридор — это резкий шум, возникающий в верхних дыхательных путях, например, при крупе. Обычно это происходит во время вдоха.
        • Свистящее дыхание возникает при сужении средних дыхательных путей и может быть двусторонним при астме или вирусном хрипе или односторонним при обструкции дыхательных путей, например, инородным телом. Обычно он экспираторный.

        Обследование уха, горла и носа

        Вероятно, это наиболее часто обследуемая система.

        • Для осмотра ушей маленького ребенка лучше всего посадить его боком на колени родителя, при этом одна рука родителя держит обе руки ребенка, а другая прижимает голову ребенка одним ухом к плечу родителя. пока вы исследуете другой.
        • Чтобы увидеть горло дерзкого малыша, вставьте депрессор языка в зазор между сжатыми зубами и щекой, и зубы могут ненадолго открыться, позволяя ловко вставить депрессор языка.

        Желудочно-кишечный тракт

        Сначала осмотрите брюшную полость на наличие вздутий и движений.

        • Выясните, есть ли какая-либо болезненность, и, если возможно, следите за лицом ребенка во время пальпации живота. Если болезненность присутствует, а у ребенка системное недомогание, перед пальпацией попросите ребенка надуть живот («как воздушный шарик»). Это может вызвать отскок, не касаясь и непреднамеренно причиняя вред ребенку.
        • Пальпируйте четыре квадранта, чтобы систематически определить положение и размер печени, селезенки, почек и мочевого пузыря.
        • Обратите внимание на положение, размер, поверхность и текстуру любого увеличенного органа, характер края, если он есть, и болезненность органа.
        • Рассмотрите целесообразность пальцевого ректального исследования и объясните родителям.
        • Оцените гидратацию ребенка, особенно если в анамнезе была диарея или рвота. При развитии обезвоживания глаза могут выглядеть сухими и запавшими, губы сухими и потрескавшимися, у детей раннего возраста может быть вдавлен родничок и снижен тургор кожи.

        Опорно-двигательный аппарат

        • Обратите внимание на любое аномальное искривление или деформацию позвоночника, особенно в нижней части.
        • У маленьких детей особое внимание уделяйте крестцу и наблюдайте за любыми пазухами или волосатыми невусами.
        • Помните о нормальных вариациях походки («пальцы внутрь», антеверсия бедра, вальгусная деформация коленного сустава, варусная деформация коленного сустава и т. д.).
        • Специальные проверки бедер и стоп (см. ниже).

        Центральная нервная система

        Во время консультации определите, имеет ли ребенок нормальное развитие двигательных функций, речи и языка и социального взаимодействия. Обратите внимание, есть ли какие-либо конкретные опасения, высказанные родителем/родителями.

        Всегда пальпируйте передний родничок у младенцев и младенцев. Обратите внимание на пульсацию и ее нормальность.

        • Родничок должен закрыться к середине второго года жизни. Она должна быть полной или плоской.
        • Отметьте, слышит ли ребенок, видит, хорошо двигает глазами и головой во всех направлениях, двигает всеми конечностями и является ли это движение нормальным и полным.
        • Обратите внимание, нормальны ли контур и положение каждой конечности при хорошей мощности. Возьмитесь за ребенка и отметьте тонус движения конечности и есть ли какое-либо ограничение в этом.
        • Обратите внимание, если суставы чрезмерно расслаблены и чрезмерно растяжимы. Следите за лицом ребенка, пока вы двигаете конечностями.
        • Хотя это редко бывает полезно, вы можете вызывать рефлексы с помощью перкутирующего пальца вместо молоточка.

        Обследование в разном возрасте

        Обследование будет проводиться в разных возрастных группах. Они не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими контрольными списками, но направлены на то, чтобы выделить важные аспекты обследования в этих выбранных возрастных группах, особенно там, где есть заметные отличия от обследования взрослых. Акцент и детали любого экзамена будут определяться конкретными целями и задачами экзамена, изложенными выше.

        Все дети проходят проверку только у новорожденных и в шестинедельном возрасте — см. отдельную статью о программе «Здоровый ребенок».

        • Новорожденные (см. Скрининг новорожденных).
        • 6-недельные дети (см. Шестинедельный осмотр ребенка).
        • Дети в возрасте от 7 до 9 месяцев.
        • Малыши или дети в возрасте до 2 лет.
        • Дети дошкольного возраста.
        • Дети школьного возраста.
        • Подростки (см. Нормальное и ненормальное половое созревание).

        Нормальные значения

        Отличительной особенностью педиатрического обследования является то, что нормальные параметры изменяются по мере роста и развития [2] . Это показано в таблице ниже на примере пульса, артериального давления и частоты дыхания в разных возрастных группах.

        Нормальные значения пульса, кровяного давления и частоты дыхания у детей
        младенцы и малыши Дошкольники Школьники Подростки
        Пульс (P): 110-1 60 ударов в минуту
        Тахикардия (Т): более 180 ударов в минуту
        P: 110 -160 ударов в минуту
        T: более 160 ударов в минуту
        P: 110-160 ударов в минуту
        T: более 160 ударов в минуту
        P: 80-120 ударов в минуту
        T: более 120 ударов в минуту
        П: 60-100 ударов в минуту
        T: более 100 ударов в минуту
        Систолическое артериальное давление (САД): вариабельно, но в пределах 50–85 мм рт. ст. САД: 80–95 мм рт. 31 сбн: 90-110 мм рт.ст. САД: 100-120 мм рт.ст.
        Частота дыхания (ЧД): 30-50 вдохов в минуту
        Тахипноэ (Т): более 60 вдохов в минуту
        ЧД: 25-35 вдохов за минута
        T: более 40 вдохов в минуту
        RR: 25-30 вдохов в минуту
        T: более 30 вдохов в минуту
        RR: 20-25 дыханий в минуту
        T: более 25 дыханий в минуту
        RR: 15-20 дыханий в минуту
        T: более 25 дыханий в минуту

        Новорожденные 9 0365

        Оценка и экспертиза новорождённых и новорождённых (в возрасте до 4 недель) часто требуют специальной и подробной серии проверок, наблюдений и измерений, дополненных подробным анамнезом от родителей. Детей регулярно проверяют и обследуют при рождении и в возрасте от 6 до 8 недель. Об этом рассказывается в отдельной статье Скрининг новорожденных .

        6-недельные младенцы

        Подробнее об этом рассказывается в отдельной 6-недельной статье о проверке ребенка.

        • Важные аспекты обследования:
          • Обследование аналогично обследованию новорожденных.
          • Следует обсудить ход кормления.
          • Привлеките родителей и узнайте их мнение и любые опасения.
        • Рост:
          • Вес, длина и окружность головы должны быть нанесены на график.
          • Следует обсудить и принять меры по отклонению от центилей.
        • Развитие:
          • Вехи должны быть кратко рассмотрены у всех детей.
        • Общее обследование:
          • Параметры и методы те же, что и для детей раннего возраста и новорожденных.
          • Бедра могут быть обследованы повторно.

        дети в возрасте от 7 до 9 месяцев

        • Важные аспекты обследования:
          • Эта возрастная группа часто наблюдается у врачей.
          • В возрасте около 3 месяцев очень распространены вирусные заболевания.
          • Это период быстрого роста и развития.
          • В этой возрастной группе плановые проверки больше не проводятся.
          • Оценка роста и развития обычно проводится оппортунистически.
        • Рост:
          • Рост очень быстрый (с удвоением массы тела при рождении в среднем к 5 месяцам).
          • Длину и вес следует нанести на график и сравнить с предыдущими показаниями.
          • В этой возрастной группе бывает очень сложно определить точную длину.
        • Развитие:
          • Родители часто обращаются к детям, когда их беспокоит прогресс в развитии.
          • Это период быстрого развития.
          • Вехи развития следует пересматривать по возможности. Например:
            • Социальная улыбка должна появиться к 8 неделе.
            • Дети должны сидеть без поддержки к 8 месяцам.
            • Дети должны лепетать к 8 месяцам.
        • Общий осмотр:
          • Сыпь является обычным явлением и может быть вызвана вирусными инфекциями, а также кожными заболеваниями, такими как экзема.
          • Врачи должны быть знакомы с серьезными высыпаниями (такими как пурпурная сыпь при менингококковой септицемии, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура и пурпура Шенлейна-Геноха).
        • Сердечно-сосудистое обследование:
          • Сердечный выброс регулируется главным образом изменениями частоты сердечных сокращений (как у новорожденных и детей младшего возраста). Тахикардия является важным признаком, который нуждается в объяснении.
        • Респираторное обследование:
          • Часто проводится в этой возрастной группе.
          • Наблюдение снова очень важно.
          • Важно отличать хрипы от стридора.
        • Обследование желудочно-кишечного тракта:
          • Опять же важно наблюдение. Например, при перитоните ребенок лежит очень неподвижно с согнутыми коленями и поверхностным дыханием.
          • При необходимости осмотрите аногенитальную область. Это обследование становится все более сложным по мере взросления детей и требует деликатного обращения.
          • Для пальпации живота больного ребенка необходимы теплые руки и поддержка.
        • Неврологическое обследование и обследование развития:
          • Формальное обследование очень сложно. Часто требуется импровизация.
          • Черепные нервы исследуются путем наблюдения, например, за поведенческими и мимическими движениями. Аномалии черепных нервов в этой возрастной группе включают:
            • Паралич Белла.
            • Поражение восьмого черепного нерва (нейросенсорная глухота).
            • Дефицит шестого черепного нерва (сходящееся косоглазие) с повышенным внутричерепным давлением.

        Малыши

        • Важные аспекты обследования:
          • Малыши — это дети, которые ходят (обычно старше 1 года), но младше 2 лет.
          • Опять эта группа часто консультируется.
          • Посещаемость, вероятно, распределяется между различными учреждениями (например, больница, первичная медико-санитарная помощь, поликлиника, центры самообслуживания).
          • Хорошая коммуникация между этими различными агентствами важна.
          • Быстрый рост и развитие.
          • Проверки роста и развития часто приходится проводить оппортунистически.
          • Варус колена является физиологическим в этой возрастной группе.
        • Рост:
          • Рост замедляется с конца первого года.
          • Голова растет быстро, так как мозг растет с миелинизацией в областях коры.
        • Разработка:
          • Должны быть определены важные вехи. Кратко:
            • Ловкость рук улучшается вместе с остротой зрения от ладонной хватки до щипцовой хватки в первый год жизни. Ко второму году можно построить башню из шести кирпичей.
            • Речь развивается от бормотания до шести и более слов в возрасте 18 месяцев и коротких фраз в течение второго года жизни.
            • Понимание позволяет выполнять простые инструкции около года.
            • Младенцы переходят от ползания к ползанию, а затем к ходьбе примерно к 1 году (до 18 месяцев).
        • Общий осмотр:
          • Обычно лучше всего осматривать младенцев на коленях у родителей и устанавливать непринужденный контакт.
          • Включите игру, чтобы облегчить исследование.
          • Возможно, потребуется быть весьма избирательным и сначала изучить важные или важные системы.
          • Оставьте более навязчивые или неприятные осмотры на конец (например, осмотр горла).
        • Обследование сердечно-сосудистой системы:
          • См. нормальные значения.
          • Распознавание невинных шумов (часто слышимых).
        • Респираторное обследование:
          • Наблюдайте и определяйте нормальную частоту, звуки и характер дыхания.
        • Обследование желудочно-кишечного тракта, как указано выше.
        • Неврологическое обследование и обследование развития, как указано выше.

        Дети дошкольного возраста (от 2 до 5 лет)

        • Важные аспекты обследования:
          • Эта возрастная группа также часто посещает для получения медицинской помощи и консультации.
          • Болезни и все чаще несчастные случаи потребуют присутствия.
          • Опять же, для облегчения исследования необходимо установить и поддерживать взаимопонимание и доверие. Доверие может быть построено для будущих экзаменов.
          • Вальгусная деформация колена является физиологической в ​​этой возрастной группе.
        • Рост:
          • На данном этапе рост замедляется.
          • Следует использовать и проверять центильные таблицы.
        • Развитие:
          • Наиболее заметные успехи в навыках общения и использовании языка.
          • Всем детям следует провести краткую оценку языковых навыков.
        • Общий осмотр:
          • Опять же, чаще всего проводится на коленях у родителей или рядом с ними.
          • Объясняйте и комментируйте процедуры по мере их выполнения. Отвечайте на вопросы — в этом возрасте они обычно очень любознательны.
        • Обследование сердечно-сосудистой системы:
          • В этой возрастной группе обследование проходит легче.
          • Опять же, невинный ропот является обычным явлением.
          • Сердечные тоны легче распознать при более низкой частоте сердечных сокращений.
        • Респираторное обследование:
          • Наблюдение снова является наиболее важным.
          • Измерение пикфлоуметрии ненадежно примерно до 5 лет (см. отдельную статью «Диагностика детской астмы в первичной медицинской помощи»).
        • Обследование желудочно-кишечного тракта:
          • Часто лучше всего проводить осмотр, стоя на коленях рядом с пациентом.
          • Дети могут предпочесть, чтобы пальпация проводилась под рукой исследователя.
        • Обследование тазобедренного и коленного суставов:
          • В этом возрасте может возникнуть раздражение тазобедренного сустава и другие заболевания тазобедренного сустава, требующие обследования.
          • Нормальный genu varus (физиологический у детей раннего возраста) и valgus (физиологический у детей дошкольного возраста) в этом возрасте часто требуют успокоения.
        • Неврологическое обследование и обследование развития:
          • Это все больше приближается к тому, что возможно у взрослых.
          • Зрение можно проверить по форме или букве в возрасте 3 лет.
          • Круг копируется к 3 годам, крест к 4 годам, квадрат к 4,5 годам и треугольники примерно к 5 годам.

        Дети школьного возраста (от 5 до 10 лет и старше)

        • Важные аспекты обследования:
          • Эта возрастная группа реже осматривается врачами.
          • Психологические факторы начинают играть большую роль в появлении проблем.
        • Рост:
          • Рост будет устойчивым до наступления полового созревания.
          • Могут начать выражаться опасения по поводу роста и развития в связи с половым созреванием.
        • Развитие:
          • Социальные и поведенческие аспекты развития становятся все более важными.
          • Другие аспекты развития приближаются к таковым у взрослых.
        • Обследование:
          • В настоящее время мало отличий от обследования взрослых.

        Подростки (с начала полового созревания)

        • Важные аспекты обследования:
          • Подростки редко обращаются за медицинской консультацией.
          • Может быть трудно установить взаимопонимание и хорошее общение.
          • Психологические факторы могут быть очень важными [3] .
          • Большинство подростков очень застенчивы, и это может помешать адекватному обследованию.
          • Рекомендуется иметь сопровождающего.
          • Конфиденциальность и согласие становятся более важными вопросами [4] .
        • Рост:
          • Половое созревание инициирует период быстрого роста.
          • Следует распознавать нормальное и аномальное половое созревание.
        • Обследование:
          • Обследование очень похоже на обследование взрослых.
        • Обеспечение всем детям здорового начала жизни: политика; Департамент здравоохранения и Департамент образования, март 2013 г., последнее обновление — февраль 2014 г. GOV.UK

        • Таблица роста девочек Великобритании в возрасте от 2 до 18 лет; Королевский колледж педиатрии и детского здоровья

        • Мальчики Великобритания Таблица роста 2–18 лет; Королевский колледж педиатрии и детского здоровья

        1. Обнаружение больного ребенка; Интерактивный инструмент, созданный по заказу Министерства здравоохранения для оказания помощи медицинским работникам в оценке тяжелобольного ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *