Разное

Определение жизнь в философии это – ЖИЗНЬ это что такое ЖИЗНЬ: определение — Философия.НЭС

ЖИЗНЬ это что такое ЖИЗНЬ: определение — Философия.НЭС

Жизнь

совокупность явлений, происходящих в организмах, высокоорганизованная форма существования материи; физиологическое существование человека, животного, всего живого; время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период; деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий философских терминов

ЖИЗНЬ

1) высокоорганизованная форма (и единица) бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими формами жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие. (См. бытие, биология, целесообразность, смерть).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЖИЗНЬ

биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в «снятом» виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЖИЗНЬ

многозначное понятие, имеющее несколько смыслов. 1) естественно-научный, биологический 2) метафизический (судьба человека), 3) историко-культурный, 4) биографический. В общем плане жизнь – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных Живые системы способны к упорядочению, к

terme.ru

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ это что такое ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

иррационалистическое философское течение конца XIX — начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

«Философия жизни»

направление, сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу.

Оцените определение:

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Философия жизни

идеалистическое философское течение конца

XIX — начала XX в., исходящее из понятия-образа «жизни» как некой интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественно-органическое в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, созидающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Наиболее адекватной формой познания «жизни» является символ. Для Ф. характерен иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

Оцените определение:

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Ф. ж. была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление Ф. ж. знаменовало кризис рационалистическо-прогрессистских философских концепций 18—19 вв., претендовавших на исчерпывающее объяснение социальной действительности на основе принципа универсальности разума. Ф. ж. явилась иррационалистическим истолкованием своеобразия общественно-исторического процесса. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, к-рое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. В 20—30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э. Шпрангера, а также в работах Л. Клагеса, А. Боймлера. Нек-рые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма.

terme.ru

ЖИЗНЬ — это… Что такое ЖИЗНЬ?

  • жизнь — жизнь, и …   Русский орфографический словарь

  • ЖИЗНЬ —         понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… …   Энциклопедия культурологии

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЖИЗНЬ — как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • жизнь — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… …   Толковый словарь Дмитриева

  • жизнь — (2) 1. Достояние, достаток; совокупность жизненных благ: Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16 17. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ. Содержание: Определение понятия «жизнь» ……..292 Проблема возникновения жизни на земле . . 296 Жизнь с точки зрения диалектического материализма………………..299 Жизнь, основное понятие, выработанное первобытным… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно научный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции… …   Философская энциклопедия

  • жизнь — и; ж. 1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Возникновение жизни на земле. Ж. растительного мира. Законы жизни. // Совокупность… …   Энциклопедический словарь

  • ЖИЗНЬ — жен. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом ·знач. она дана двум царствам природы: животному и… …   Толковый словарь Даля

  • жизнь — Существование, житье, житье бытье, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгая жизнь, долгоденствие, долголетие, многолетие. Славное житье; не житье, а масленица. Бренное существование. Она весь век свой трудилась. Он провел дни свои… …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

    СМЫСЛ ЖИЗНИ

    регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

    Оцените определение:

    Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

    Смысл жизни

    /D/ Eitenzsinn; /Е/ Meaning; /F/ Raison;

    /Еsр./ Razon de seг.

    Идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие обретает эмоциональную и социальную наполненность и тональность.

    Оцените определение:

    Источник: Философия, практическое руководство

    Смысл жизни

    субъективная оценка, во многом зависящая от морали, которой придерживается человек. Фактически смысл жизни отражает вершину, которую может достигнуть при своей оптимизации главный или глобальный критерий жизни человека. Последний может совершенно не осознаваться человеком.

    Смысл жизни несет собой для человека наивысший интерес. Чаще всего смыслом жизни людей является любовь. Ее потеря для человека чревата иногда полной потерей интереса в жизни.

    Смысл жизни общества характеризует Духовная Этика.

    Оцените определение:

    Источник: Краткий критериологический словарь

    СМЫСЛ ЖИЗНИ

    понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.

    Оцените определение:

    terme.ru

    ОБРАЗ ЖИЗНИ это что такое ОБРАЗ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

    ОБРАЗ ЖИЗНИ

    философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, которая рассматривается в единстве с материальными и духовными условиями жизни, определяющими ее. С помощью этого понятия можно показать, как живут люди в том или ином обществе, какие цннности являются определяющими, как общество создает условия для творчества и развития способностей человека.

    Оцените определение:

    Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

    Образ жизни

    единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

    Оцените определение:

    Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

    ОБРАЗ ЖИЗНИ

    философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Она дает возможность комплексно рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, включая семейно-брачные отношения, образование и культуру, общественную жизнь, включая национальные отношения и антиобщественные явления, выявлять ценностные ориентации людей и причины их поведения (стиля жизни), обусловленного укладом (социально-экономическим строем), уровнем (материальным благосостоянием) и качеством (духовным благосостоянием) жизни. Различают нормативно-формационный и социально-исторический О. ж. (определенного индивида, социальной группы, об-ва). В свою очередь, тот и другой разделяются на частные разновидности по различным критериям (сельский и городской, упорядоченный и беспорядочный, трудовой и паразитический и т. д.). Преломление нормативно-формационных О. ж. в социально-исторических О. ж. порождает богатство форм человеческой цивилизации.

    Оцените определение:

    Источник:

    terme.ru

    Определение понятия жизнь

    3. Развитие понятия жизни на современном этапе. Определения понятия «Жизнь». Фундаментальные свойства живого.

    Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь – это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюдения свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.

    Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».

    Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

    Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

    Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление.

    По Озангеру иМоровицу «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

    1878 г. Фридрих Энгельс «Диалектика природы»: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный 

    обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

    Свойства живого:

    1. Самообновление, которое связано с постоянным обменом веществ и энергии, и в основе которого лежит особенность хранить и использовать биологическую информацию в виде уникальных информационных молекул: белков и нуклеиновых кислот.

    2. самовоспроизведение. Обеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем.

    3. саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм;

    4. раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель.

    5. поддержание гомеостаза  — относительного динамического постоянства внутренней среды организма, физико-химических параметров существования системы;

    6. структурная организация — определенная упорядоченность, стройность живой системы. Обнаруживается при исследовании не только отдельных живых организмом, но и их совокупностей в связи с окружающей средой — биогеоценозов;

    7. адаптация — способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде. В ее основе лежат раздражимость и характерные для нее адекватные ответные реакции;

    8. репродукция (воспроизведение). Так как жизнь существует в виде отдельных (дискретных) живых системы (например, клеток), а существование каждой такой системы строго огран

    zna4enie.ru

    Понятие сущности жизни

    Имеется большое число определений понятия «жизнь», которые отражают различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным:

    1. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком)
    2. Согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов.
    3. Согласно третьему подходу — необходимо определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

    Русский ученый М.В. Волькенштейн дал такое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». [9, с.16]

    Согласно взглядам М. Биша, который являлся одним из основоположников танатологии, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. [11]

    С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. [6, с.85]

    В. Н. Пармон дал такое определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора». [12]

    Озангер и Моровиц говорили, что жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности. [10]

    Существуют помимо приведенных выше и кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». [7, с.9]

    Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, который говорил, что жизнь — это замкнутый круг рефлекторной деятельности. [10] Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.

    Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени.

    Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия».

    В науке существует 3 подхода в изучении сущности и происхождения жизни:

    1. Биологический. Изучает закономерности развития живого , а также закономерности усложняющегося развития органических существ. Именно биология изучает и раскрывает законы возникновения и развития из простейшего, так называемого, «белкового тела» многообразных живых существ, от одноклеточных до многоклеточных, также законы онтогенетического развития организмов из простейших зародышевых зачатков.
    2. Физико-химический. Изучает физические и химические  процессы, которые протекают в организмах, вплоть до молекулярного и атомарного уровней; также выясняет строение белков и прочих веществ, входящих в состав живых систем, и их биологическую роль.
    3. Кибернетический. Изучая типы взаимодействий, передачи информации, ее переработки, отражения, ответной реакции на внешнее воздействие, кибернетика гораздо основательнее выявила функциональную общность между живыми и неживыми системами.

    Этим направлениям присущи специфические подходы к решению проблемы сущности жизни. Они показывают, что одна из характерных черт развития современной науки – взаимодействие ее различных отраслей при изучении явлений жизни.

    Существенные изменения в науке в познании сущности жизни заключаются в том, что часть вопросов этой проблемы перешла из сферы философии в сферу естествознания. Проблема выяснения сущности жизни остается не только философской, но и становится естественнонаучной.

    Вопросы сущности жизни, которые на одном уровне науки решались благодаря философским методам, выводились логическим путем, на другом уровне решаются естественнонаучными методами, в их числе экспериментальный метод. При этом сам ход развития науки выдвигает новые философские проблемы.

    Выделяют 4 группы философских вопросов сущности жизни:

    1. Первая группа обусловлена возникновением потребности обобщения знаний о явлениях жизни, накопленных фактов, появившихся идей и дальнейшей разработки общего понятия сущности жизни и частных понятий критерия сущности жизни, материального субстрата жизни и прочего.
    2. Вторая группа возникает в связи с необходимостью выяснения соотношения биологической формы движения материи с другими, а также «механизм» перехода низших форм движения материи в более высокую, низших уровней интеграции в те, с которыми неразрывно связана органическая жизнь.
    3. Третья группа возникла как следствие необходимости оценки роли методов физики и химии в познании сущности жизни, взаимодействие методов этих наук с методами биологии, соотношения методов биологии с методами математики, роли методов кибернетики в познании жизни, роли эксперимента и моделирования в познании сущности жизни, взаимосвязи экспериментальных методов и моделирования с описательным, сравнительным и историческим методами в познании жизненных явлений, соотношения между общим методом науки – материалистической диалектикой и методами частных наук.
    4. Четвертая группа связана с необходимостью критики идеалистических и механистических теорий сущности и происхождения жизни на Земле. Эта группа возникает не только из-за социальных мотивов, но и в связи с самим процессом научного познания. [8, с.300-305]

    Сама постановка проблемы сущности жизни в современном естествознании и философии логически ведет к вопросу о том, какое содержание вкладывается в эту проблему. Каковы же критерии сущности жизни?

    В.И. Ленин в “Философских тетрадях” писал: “Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца” [4, с.227]

    Данное положение Ленина имеет двоякую трактовку. Одни говорят, что высказывание относится только к процессу познания, а другие считают, что и сами сущности вещей имеют различные порядки. Но нам кажется, она требует ответа на вопрос, что представляет собой сущности первого, второго и последующих порядков.

    Жизнь представляет собой сложную, многокачественную природу самих жизненных явлений. Жизнь представляет собой единство разнокачественных форм движения материи — физической, химической и биологической. Данные формы в своём единстве составляют ограниченную жизнь. Различные формы жизни находятся в соотношении типов простого т сложного, низшего и высшего.

    На эту сторону познания сущности жизни обратил внимание В.А. Энгельгардт: одна их характерных особенностей биологического исследования – это расчленение в познании сложности реакции живого целого соответственно его собственной расчлененности, существующей в объективной действительности.

    Сущность жизни отражает внутреннее, глубинное, устойчивое и постоянное в развитии ограниченной материи, так же выражается посредством явлений, тогда как явление выступает прямо, непосредственно. Сущность главная в предметах и процессах. Она составляет их основу, определяет характер явлений.

    Кроме того, нужно отметить, что сущность жизни изменяется, развивается, а с ее развитием меняются и внешние формы её проявления. Одни явления исчезают, а на смену им приходят новые. Но многие явления включаются в единое целое. Каждому этапу развития сущности жизни присущи свои явления.

    Понятие жизни, прежде всего, выступает в качестве того общего, что объединяет всё великое многообразие форм жизни различных уровней и ступень ее организации. В нашей естественнонаучной и философской литературе утвердилось понятие сущности жизни, сформулированное Ф. Энгельсом. Однако он в то время писал: “Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них. Все дефиниции имеют в научном отношении значительную ценность. Чтобы получить исчерпывающее представление от жизни, нам пришлось бы проследить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей.” [5, с.84]

    В последнее время некоторые учёные предпринимают попытки сформировать новые понятия сущности жизни. Все они либо крайне громоздки, либо однотипны. Каковы же должны быть основы и направления в этом деле? Следует ли улучшать понятие сущности жизни?

    Это сложная философская, логическая и естественнонаучная проблема. Определяя сущность жизни, как способ существования белковых тел, Ф. Энгельс пояснил, что белковое тело им понимается в смысле химии его времени, которые этим термином охватывала все тела. Но Энгельс писал, что этот термин неудачен.

    Новое понятие сущности жизни должно включать в себя в самой общей форме все важнейшие достижения науки. Учёные различных стран выдвигали свои определения сущности жизни, но они никогда не подвергались философскому анализу. Вообще основой для одних служит вещественный признак (белковые тела), а для других — различные функциональные признаки. Таким образом, появляется вопрос, какой признак должен быть положен в основу дефиниции сущности жизни – вещественный, функциональный или же какой-нибудь другой. Но при формулировании понятия сущности жизни не следует стремиться к охвату всей совокупности её проявлений, а надо стремиться охватить в ней только наиболее существенные, наиболее специфические её стороны.

    У кибернетиков и математиков получило развитие функциональное определение понятия жизни. Данное определение органической жизни слишком широко, гипотетично. В связи с поисками сходства живого и неживого стирается вся грань между ними, не учитывается специфика биологических явлений, материальный её носитель.

    Таким образом, само определение сущности жизни тесно связано с вопросом о том, какой из уровней эволюции материи ассоциируется с биологическим развитием, когда количественные изменения неограниченной материи приводят к возникновению нового качества, которое мы называем ограниченной жизнью.

    e-koncept.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.