Разное

Определение ведущей руки: Определение ведущей руки | Образовательная социальная сеть

Определение ведущей руки | Образовательная социальная сеть

1. «Поза Наполеона». Сидящему или стоящему ребенку предлагается скрестить руки на груди, для чего воспитатель очень быстро делает ее сам и тут же разводит руки. Можно сказать, что это поза Наполеона. Тогда при повторении пробы можно ее только назвать, но не показывать. Необходимо на блюдать за тем, как выполняется проба. Чем младше ребенок, тем менее точно он выполняет ее. Если он только прижимает руки к груди, то можно еще раз быстро показать, подчеркнув, что руки нужно скрестить. Ведущей считается рука, которая первой ложится на грудь (а не та рука, которая сверху). Не учи тывается и расположение кистей рук, так как дети могут убрать обе кисти или, напротив, обе оставить.

После того как ребенок выполнил пробу, можно спросить его, сможет ли он выполнить ее, поменяв расположения рук. Когда он проделает это движение, его следует спросить, как ему удобнее выполнять движение. В тех случаях, когда ребе нок говорит, что ему все равно, как выполнять это движение, можно  предположить симметричность ее исполнения.  Это встречается достаточно редко, чаще выявляется ведущая рука. По результатам этой пробы дети разделяются примерно на две равные группы (вне зависимости от возраста): одни выполня ют ее левым образом, другие — правым, примерно один ре бенок из 20 утверждает, что ему все равно, как выполнять это движение. Результат пробы достаточно стабилен.

2. «Сцепление пальцев рук». Сидящему или стоящему ребен ку взрослый  показывает движение:  он  переплетает  пальцы обеих рук, держа их наклонно перед собой, и тут же разводит их. Вновь он называет пробу, чтобы при повторении ее более старшими детьми можно было ее не демонстрировать. Затем он просит ребенка показать, как тот делает это движение. Ведущей считается рука, палец которой находится сверху. После того как ребенок проделал пробу, следует попросить его выполнить ее, сцепив руки как-то иначе. Когда ребенок будет пытаться сде лать движение иначе, можно наблюдать за тем, как он это де лает и насколько ловко соединяются пальцы. Кроме того, ре комендуется спросить его, как удобнее выполнять движение. В тех случаях, когда ребенок говорит, что ему все равно, как выполнять эту пробу, можно, как и в случае «позы Наполеона», говорить о симметричном ее исполнении, которое также встре чается редко. Примерно 45% детей будут выполнять ее «левым» образом. Результат пробы также стабилен.

3.  «Плечевой тест». Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и поднять вытянугые руки перед собой. Детям меньше пяти лет это движение можно показать. Затем ребенок выпол няет движение, а взрослый смотрит, какая рука в процессе дви жения поднимается выше. Именно она и считается ведущей. Если у 3—4-летних детей эта проба часто выполняется симметрично или с преобладанием левой руки, то в 7 лет практически половина детей выше понимает правую руку. Это свидетельст вует о тренировке соответствующих мышц, включенных в дви жение. Проба менее стабильна (то есть в трех движениях более чем у половины детей обнаружится смена руки).

4.  «Аплодирование». Взрослый предлагает ребенку похло пать в ладоши.  Ребенок выполняет движение, а взрослый отмечает более активную руку. Если обе руки одинаково ак тивны, то  проба считается симметричной.  Однако  прежде чем сделать окончательный вывод, стоит спросить, можно ли похлопать как-то по-другому. Взрослый наблюдает за тем, какой из вариантов выполняется легче, а также спрашивает ребенка, как ему больше нравится хлопать в ладоши. Проба, как и предыдущая, менее стабильна. Но использование их позволяет учитывать активность других мышц, нежели в ос тавшихся.

5. Рисование круга и квадрата. Сидящему за столом ребен ку предлагается 3 листа бумаги. На одном нарисованы круг и квадрат любого размера. Взрослый говорит ребенку: «Посмот ри, на этом листе нарисованы фигуры. Это — круг и квадрат (при этом взрослый показывает каждую фигуру). А вот эти два листа — для тебя. Ты сейчас внимательно посмотришь на фи гуры, запомнишь их, а затем на каждом листочке нарисуешь их разными руками. Давай попробуем».

После этого ребенок смотрит на фигуры, а в это время взрослый кладет лист бумаги и карандаш прямо перед ним (стоит следить, чтобы карандаш лежал на бумаге, а бумага не сдвигалась от центра влево или вправо). Затем взрослый уби рает лист с нарисованными фигурами и говорит: «Теперь возьми карандаш в любую руку и нарисуй обе фигуры». Когда рисунок одной рукой будет готов, ребенок перекладывает ка рандаш в другую руку и рисует обе фигуры другой рукой.

Для 6—7-летних детей проба усложняется, и им предлага ется делать рисунок с закрытыми глазами. Ведущей является рука, рисунок которой сделан с большим нажимом, выполнен более точно, меньшим по размеру. Если левой рукой, напри мер, рисунок сделан с большим нажимом и меньшим по раз меру, а правая выполнила более точно, можно говорить о симметричном выполнении пробы.

Чем старше ребенок, тем лучше его память, поэтому в этой пробе рисунок, выполненный второй рукой, может быть более уверенным, поскольку ребенок уже опробовал действие. Чтобы избежать подобной накладки, можно попросить ребен ка нарисовать фигуры одной рукой, затем сделать другую про бу, а потом вновь вернуться к рисованию. Например, ребенок рисует одной рукой круг и квадрат, затем достается предмет из «Волшебного мешочка», а потом рисует круг и квадрат той рукой, которая еще не выполняла пробу, затем вновь достает что-то из «Волшебного мешочка».

Подобных проблем нет у взрослых, поскольку у них боль шой навык рисования одной из рук. У 3—4-летних детей этого навыка нет, и любая попытка может принести существенное улучшение исполнения для одной из рук. В то же время пауза в действии восстановит исходное равновесие. Рисование круга и квадрата менее стабильно у 3—4-летних детей, но под соци альным давлением приобретает устойчивость лучшего испол нения рукой, которой ребенка учат писать.

6—7. Рука, берущая предметы. Рука, лучше опознающая предмет. Эта проба может, в зависимости от поставленных перед взрослым временных возможностей и задач, выполнять ся несколькими способами. С одной стороны, можно учиты вать руку, какой ребенок берет предметы в других пробах (на пример, «калейдоскоп» при оценке ведущего глаза; желатель но только, чтобы этот предмет не относился к письменным принадлежностям, так как там с возрастом устанавливается стереотипная последовательность действия). Так можно по ступить, если необходимо сделать первую прикидку о том, как выполняет ребенок движение. При планомерном исследова нии лучше провести следующую игру и сочетать ее как с предыдущей, так и со следующими по порядку пробами.

Для выполнения этой пробы нужно подготовить «волшеб ный» мешочек, в котором будут находиться разные предметы, в том числе: маленькая баночка с завинчивающейся крышкой, маленькие ножницы с тупыми концами, зубная щетка, моло ток, расческа, десертная ложка.

Взрослый предлагает ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой лежит мешочек. В нем есть разные вещи. Мы сможешь достать и посмотреть на них, если на ощупь дога даешься, что это за вещь. Засунь ручку, нащупай какой-ни будь предмет и попытайся, не доставая его из мешочка, оп ределить, что это такое, и скажи мне об этом». Мешочек кладется прямо перед ребенком и отмечается, какой рукой первой он будет ощупывать вещи. Результат заносится в 6-й пункт первого бланка. Следующую вещь ребенок должен ощупывать другой рукой. В бланке отмечается, какой рукой быстрее и точнее вещи идентифицируются (это заносится в пункт 7). Когда ребенок достает, например, зубную щетку, ему предлагается, не вставляя ее в рот,  показать, как он чистит зубы. Результат — какой рукой он это делает — заносится в соответствующий (9) пункт теста.

Если ребенок не может сказать, какую вещь он нащупал, ему предлагается попробовать определить ее другой рукой. Возможно, что ребенок сначала будет пытаться определять одной рукой, но лучше идентифицировать вещь — другой ру кой. В любом случае первый раз ребенок сам выбирает, какой рукой первой он будет идентифицировать вещь, а во второй попытке, когда он будет доставать следующий предмет, взрос лый предлагает делать это другой рукой. Следовательно, если ребенок справляется и ощупывает и идентифицирует предмет одной рукой, он последовательно новые предметы достает то одной, то другой рукой. Когда же, что часто бывает с малень кими детьми, ему не удается идентифицировать предмет, то он может попробовать это сделать другой рукой. Если ему не удается это сделать ни при одной попытке, взрослый разре шает ему после второй попытки достать предмет и назвать его, а затем показать, как он производит с его помощью соответ ствующее действие.

Если все другие пробы ребенок выполняет три раза, то эта проба, в которой есть три действия для каждой руки, выпол няется один раз, поскольку при следующем ее проведении ребенок хорошо запомнит все предметы.

Итак, последовательность действий такова: инструкция, потом наблюдение за тем, какой рукой первой ребенок осу ществляет действие, после этого попеременно ощупывается каждый предмет, потом ребенок его достает и показывает, как он им пользуется. В бланк заносятся результаты: какой первой рукой было проведено первое действие (первая попытка в 6-й пробе), какая рука лучше идентифицировала предмет (выби раются три любых попытки из 6). Способ выполнения стерео типных действий будет заноситься в следующие пункты.

8—13. «Рука, выполняющая привычные действия» (Учиты вается, какой рукой ребенок ест ложкой, режет ножницами, чистит зубы, отвинчивает крышку банки, забивает гвозди мо лотком, расчесывает волосы.)

Уже говорилось, что эти пробы перемежаются с предыду щими. Когда ребенок достает из мешочка соответствующий предмет, то показывает, как он выполняет соответствующее действие. Чтобы точнее убедиться, как выполняется действие, можно предложить ребенку расчесать себя и стоящую рядом куклу. Если действие выполняется одной рукой, то можно говорить о ее преимуществе, но если одну сторону ребенок расчесывает одной рукой, а другую — другой, то проба будет симметрична.

Точно так же предлагается вырезать нарисованный ребен ком круг. Если он на протяжении действия будет менять руки, то можно говорить о симметрии движения, если действие будет выполнено одной рукой — латерализованное действие.

Для того чтобы убедиться, произойдет ли смена рук при их забивании удобно использовать пластмассовые гвозди (2—3 штуки).

Ребенок показывает при закрытом рте, как он чистит зубы себе, а затем — кукле. В этом действии следует обратить вни мание на следующий факт. Весьма часто переученные леворукие берут щетку в правую руку, но затем перекладывают ее и чистят либо левой, либо каждую сторону — разными руками. Соответственно в первом случае можно говорить о «левой» пробе, во втором — о «симметричной».

При отвинчивании крышки взрослый наблюдает за актив ной рукой. Если ребенок держит крышку в правой руке, но отвинчивает саму банку левой, то можно говорить о левом способе выполнения действия. Если активна рука, открыва ющая крышку, то именно она и считается ведущей. Если обе руки принимают участие в действии, то проба засчитывается выполненной симметричным образом.

При наличии детского динамометра можно оценить раз ницу в силе нажатия двух рук. В данной пробе большая сила сжа тия определяет ведущую руку. Но отсутствие динамометра не является препятствием для определения ведущей руки. Чем младше ребенок, тем меньшее социальное давление оказыва ется на выполнение этого действия. Ведущей считается рука, выполняющая большинство действий.

Проведя первую попытку всех проб и убедившись, что ребенок все выполняет одной рукой, можно сразу говорить о предпочтении этой руки и не проводить вторые попытки. Од нако в том случае, когда ребенок будет менять руки в разных пробах, необходимо сделать две дополнительные попытки для большинства проб (кроме 7).

В нашем исследовании участвовало 30 испытуемых. Результаты исследования отображены в сводной таблице 1 (Приложение 2). Используя формулу, мы высчитали коэффициент асимметрии.

Кпр =

Еп  — Е л          *100

    Еп +Ел +Ео

Полученные данные занесли в таблицу 2 (Приложение 3).

Из таблицы мы видим, что у 30 испытуемых:

23 человека (77%) – ведущая рука правая.

6 человек (20%) – ведущая рука лева.

1 человек (3%) – амбидекстр.

Полученные данные мы отобразили графически в диаграмме 1 (Приложение 4).

На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуж даться в проведении комплекса специальных занятий, на правленных на развитие:

— зрительно-моторной координации,

-точности пространственного восприятия,

-зрительной памяти,

-наглядно-образного мышления,

-способности к целостной переработке информации, моторики,

— фонематического слуха,

— речи.

При организации развивающей работы может возник нуть необходимость в привлечении к сотрудничеству лого педа и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать опре деленные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.

Ре комендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания руч ки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного письма проти вопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу и его рабочее место имеет достаточную ос вещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, например, если ведущим является ле вый глаз, то классная доска, рабочее место учителя долж ны находиться в левом зрительном поле учащегося. Пос леднее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для лев шей расположение рабочего места слева в ряду у окна це лесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех осталь ных детей.

Современное состояние вопроса определения ведущей руки

Научные исследования, посвященные определению ведущей руки, имеют более чем полувековую историю [1—4]. Установление ведущей руки в судебной медицине наиболее значимо при реконструкции событий преступления [5]. Ряд исследователей [1—4, 6—11] решают вопрос комплексно — с позиции индивидуального профиля асимметрии, функциональных асимметрий и генетического влияния на формирование мануальной асимметрии.

Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только данному объекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрий. С этой позиции понимание слов «правша» или «левша» имеют значительно более широкий смысл, чем обозначение право- или леворукости: в него входят асимметрии — симметрии парных органов чувств, определяемые асимметрией мозга и особенностями психики [3].

По данным разных авторов [3, 4, 6, 12], большинство населения земного шара праворукие и только 5—12% леворукие. Кроме того, есть и амбидекстры (обоерукие) — люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. В ХХ веке отчетливо прослеживалась тенденция к увеличению числа людей, владеющих левой рукой: в 1928 г.

среди взрослых выявили 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин, в 1973 г. — 8,8 и 10,4%, а в 1979—1988 гг. — 12,4 и 13,9% соответственно. Число левшей в разных странах сильно различается и составляет от 5 до 30%. Леворуких меньшинство, их становится еще меньше по мере взросления [4, 13, 14].

Мнения исследователей о причинах возникновения леворукости различны и противоречивы. Согласно большинству гипотез, происхождения асимметрии в широком смысле слова и предпочтения левой руки в более узком, можно выделить три основных фактора: 1) генетическая латеральность, или генезная наследственная основа; 2) патологическая латеральность, обусловленная в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями развития мозга; 3) вынужденная латеральность. Возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки [1—4, 6, 15].

Из всех известных функциональных асимметрий парных органов мануальная наиболее изучена [6]. Рука — «самый полифункциональный орган двигательной активности» [3]. Обозначений асимметрии рук много; наиболее распространены: правша, левша, амбидекстр [3, 4, 12].

Описаны морфологические признаки неравенства рук. Правая длиннее и крупнее левой [1]. Размер кисти правой руки у 97% мужчин больше, чем левой (на ¼ размера перчаток), у женщин это различие выражено меньше. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке, больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой, на 6% [3]. Различны кожные узоры (пальцевые и ладонные дерматоглифы) на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [12].

Функциональные асимметрии рук многообразны. У преобладающего большинства населения Земли правая рука превосходит левую по силе. Руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в различных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой — при перемещении тела влево. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. При одновременном представлении движений обеих рук больше внимания испытуемого концентрируется на движениях правой руки, если он правша. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека, отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются [3]. Количество изменений направлений движений у правой (ведущая) руки больше, чем у левой [16]. Диадохокинез более развит справа, маятникообразные движения при ходьбе больше у левой руки правшей, очень редко бывают выраженнее у правой руки левшей. Левая рука у правшей более вынослива к статичному усилию, чаще служит опорой, тогда как правая рука играет роль активного исполнителя [3].

Существует несколько способов определения «рукости» у живых людей: метод количественной оценки «рукости» с помощью опросников и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости (переплетение пальцев рук, «поза Наполеона», аплодирование [4].

Следует отметить асимметрию костей конечностей. Изучение захоронений I—II тысячелетий н.э. показало, что комбинация большей правой руки с большей левой ногой является наиболее частой и характерна для «типичных правшей»; реже встречалось сочетание большей левой руки с большей правой ногой, характерное для «типичных левшей» [17].

О влиянии генотипа на формирование асимметрии свидетельствуют разные факты, начиная от различий в особенностях пальцевых узоров людей, пишущих левой или правой рукой, и кончая исследованиями мануальной асимметрии приемных детей и их родителей (биологических и усыновителей) [6, 12].

Из генетики развития известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа, причем различные стадии контролируются разными генами. В результате взаимодействия генов и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма [6].

Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. Например, при изучении «рукости» приемных детей, усыновленных в младенчестве, установили, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей. Тем не менее по эмпирическим данным невозможно определить генетические основы и закономерности трансмиссии мануальной асимметрии [6].

Теоретическим основанием к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность передачи «рукости» от поколения к поколению [6]. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном при семейных исследованиях «рукости», в том числе и при изучении приемных детей, а также близнецовых исследованиях [2, 7—11].

В настоящее время все модели мануальной асимметрии не учитывают других аспектов латерализации функций. Между тем все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной асимметрии, хотя наблюдению доступны только некоторые из них: в двигательной сфере (ведущие рука и нога) и сенсорной (ведущие глаз, ухо, ноздря).

Из существующих генетических моделей, описывающих возможные варианты наследования ведущей руки, ни одна не является общепризнанной [6].

Проблемы установления ведущей руки решают и в судебной медицине: при идентификации личности и реконструкции событий происшествий [5]. Лидирующие позиции в решении вопроса определения ведущей руки занимает дерматоглифика (изучение узоров гребневой кожи). Уже к 13-й неделе внутриутробного развития организма закладываются узоры гребневой кожи, которые в будущем никогда не изменятся. Известно, что кожный покров происходит из тех же самых эмбриональных зачатков, что и нервная система. В связи с этим дерматоглифические признаки можно считать оригинальным маркером морфологической организации центральной нервной системы (ЦНС). Неизменность кожных узоров с течением жизни является бесценным достоинством, поскольку позволяет оценить исходный морфологический тип как базу возникновения и развития левшества [12].

Круг вопросов, которые могут быть решены в ходе судебно-медицинской (медико-криминалистической) экспертизы папиллярного рисунка, довольно широк: определение происхождения; расовая, половая принадлежность неизвестного человека; возраст и длина тела; правша или левша; наличие каких-либо заболеваний, травм, признаков привычной деятельности у неизвестного и др. [17].

Перечень различий кожных узоров на правой и левой руках очень длинный [3]. Например, у леворуких в целом на пальцах больше дуг и радиальных петель, но меньше завитков [12, 19, 20]. Узоры большей сложности у левшей располагаются на левых, а не на правых руках (на отдельных пальцах эти различия могут быть диаметрально противоположными) [20]. Для левшей характерна более высокая частота встречаемости узора на второй межпальцевой подушечке левых рук [12], и вообще число узоров на ладонных полях больше [20]. Главные ладонные линии леворуких оканчиваются более дистально (ближе к пальцам) на левых, а не на правых руках, общепальцевый гребневый счет выше слева, а не справа [12].

Исследовать левшество необходимо в рамках «целостного подхода»: надо анализировать полный дерматоглифический тип индивидуума. Исследования кожного узора людей, пишущих левой рукой, показали, что имеются основания говорить о свойственном им определенном дерматоглифическом типе. Выявленный тип характеризуется преобладанием узоров большей сложности (главным образом завитков) на пальцах левой руки, особенно на указательном и в меньшей степени большом или среднем (это достаточно редкие признаки в популяции).

Для безымянного пальца и мизинца такой асимметрии не выявили; напротив, скорее характерны обратные тенденции. Еще одна обнаруженная особенность — интенсивная узорность гипотенара (по типу радиальных петель) и частая встречаемость высоких осевых трирадиусов, а также высоких двойных петель с толстыми кожными гребешками на пальцах [12]. Пальцевые узоры более высокой сложности располагаются, как правило, не на левой, а на правой, у большинства людей ведущей, руке (по крайней мере в европейской цивилизации) [21]. Эти особенности распределения кожных узоров отражают специфические черты организации ЦНС, которые являются морфологической базой правшества. Следует иметь в виду, что выявленная «зеркальность» в отношении правшей распространяется только на пальцы радиальной области, причем зона локализации на указательном пальце, возможно, является в этом случае наиболее существенной [12].

В условиях сложившейся обстановки, характеризующейся локальными военными конфликтами, терроризмом, железнодорожными и авиакатастрофами, приводящими к массовой гибели людей, существующие в настоящее время методы отождествления личности иногда теряют свою достоверность или становятся не совсем пригодными. В таких ситуациях актуальна судебная стоматология [22, 23]. Объектами изучения в судебной стоматологии являются части лицевого скелета, зубы, зубные протезы, органы и ткани полости рта, медицинская документация, отражающая состояние зубочелюстного аппарата, и др. Именно в области судебной стоматологии проведено большое количество научных исследований, которые помогают проведению идентификационных мероприятий с целью установления личности. По стоматологическому статусу могут быть использованы методы фотосовмещения, сравнительное исследование передней группы зубов по прижизненной фотографии лица и черепа, методы сравнения прижизненной и посмертной рентгенограмм челюстно-лицевой области, изучения следов и отпечатков зубов, анатомо-морфологических особенностей зубочелюстной системы, рельефа спинки языка, твердого неба, индивидуальных особенностей рисунка слизистой оболочки губ. Изучены этнотерриториальные, половые и внутрипопуляционные особенности морфологии зубных дуг человека [24—31]. Многообещающе выглядят исследования аминокислотного состава твердых тканей зубов в целях судебно-медицинской идентификации личности [32].

Сведений о возможности определения ведущей руки по стоматологическому статусу в судебной медицине нам не встретилось. Имеются отдельные работы, косвенно касающиеся изучаемого вопроса. В частности, А.В. Машков и соавт. [33] проводили исследование по определению преимущественной стороны жевания в связи с функциональной активностью полушарий большого мозга, т. е. определяли биометрические характеристики окклюзионных поверхностей боковых зубов в зависимости от функционально-доминирующей стороны жевания и сравнивались результаты с пробами на определение активности полушарий мозга. В итоге исследователи пришли к выводу, что у лиц с правой преобладающей рукой функционально-доминирующей (преимущественной) стороной жевания является левая, что подтверждается изучением биометрических характеристик окклюзионных поверхностей боковых зубов и результатами «холостой» пробы. П.Э. Ершов [34] изучал влияние возрастного фактора и функционально-доминирующей стороны жевания на локализацию и площадь фасеток стирания боковых зубов. Результаты исследования показали, что в процессе жевания чаще используется правая (63%), чем левая (37%), сторона. Площадь фасеток стирания увеличивается с возрастом как у мужчин, так и у женщин; их площадь больше на преимущественной стороне жевания.

Критериями, определяющими ценность научных исследований, являются их новизна и достоверность [35]. Разработка и внедрение в практику методов определения ведущей руки человека должно сузить круг отождествляемых лиц и существенно увеличить возможность идентификации личности в судебной медицине, так как только у 8—15% населения левая рука является ведущей [5]. Ранее, при проведении собственных исследований по определению ведущей руки, нами получены предварительные данные, свидетельствующие о перспективности установления данного признака по состоянию твердых тканей зубов [36, 37].

Данные литературы по анализируемому вопросу противоречивы. Считаем необходимым проведение дополнительных исследований с целью выявления достоверных признаков, позволяющих повысить точность экспертного заключения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

определение доминантной+руки по Медицинскому словарю

Доминантная+рука | определение доминирующей+руки по медицинскому словарю Доминант+рука | определение доминирующей+руки по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

доминантный рука

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Доминирующие виды
  • Доминирующие виды
  • Доминирующие виды (альбом)
  • Доминирующее состояние
  • Доминирующее состояние
  • Доминирующее состояние
  • Доминирующее состояние
  • Доминирующая стратегия
  • Доминантный многоквартирный дом
  • Доминантный многоквартирный дом
  • Доминантный многоквартирный дом
  • Доминантный многоквартирный дом
  • Доминантный многоквартирный дом
  • Доминантный многоквартирный дом
  • доминантный признак
  • доминирующий пользователь
  • концепция доминирующего пользователя
  • доминирующая волна
  • Доминирующий период волны
  • Доминирующая длина волны
  • Преобладающая длина волны
  • Доминирующая длина волны
  • Доминирующая длина волны
  • Преобладающая длина волны и чистота возбуждения
  • Доминирующее западное мировоззрение
  • доминантное Х-сцепленное наследование
  • доминантное Х-сцепленное наследование
  • доминантное Х-сцепленное наследование
  • доминантное Х-сцепленное наследование
  • доминантное Х-сцепленное наследование
  • доминирующая+рука
  • Доминирующая, обильная, частая, случайная, редкая
  • Осевое отношение доминирующего режима
  • Доминантно-негативный Fas-ассоциированный домен смерти
  • Доминантно-негативная форма
  • доминантно-негативная киназа-дефицитная тирозинкиназа Брутона
  • Доминантно-негативный белок
  • Система доминирующей партии
  • Доминант/Доминатрикс
  • преимущественно
  • преимущественно
  • преимущественно
  • преимущественно
  • Доминантно наследуемая сеть болезни Альцгеймера
  • Доминантно наследуемая ювенильная атрофия зрительного нерва
  • доминантно наследуемая болезнь Леви
  • Доминанты
  • Доминанты
  • Доминанты
  • Доминанты
  • Доминанты
  • Доминар Райгель XVI
  • Доминария
  • Доминас
  • доминировать
  • доминировать
  • доминировать
  • доминировать
  • доминировать
  • Доминировать (альбом)
  • доминирует над
Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Доминирование.

.. Доминирование рук — Группа OTFC

Доминирование рук. В связи с недавним сообщением о пересечении средней линии мы подумали, почему бы не пойти дальше и не добавить важный побочный продукт развития навыков средней линии, доминирование рук. Можно даже сказать, что они идут рука об руку…

Что такое доминирование рук?

Доминирование рук, предпочтение рук или ручность — все эти термины используются для описания естественной склонности ребенка отдавать предпочтение одной руке, а не другой, для квалифицированных действий. К ним относятся функциональные действия (например, чистка зубов и волосы), академические задачи (например, навыки письма и работы с ножницами). У большинства детей предпочтение руки начинает проявляться в возрасте от 2 до 4 лет, и обычно к 6 годам у большинства детей вырабатывается предпочтительная рука. Начало доминирования руки обычно свидетельствует о том, что недоминантная рука постоянно используется в качестве поддерживающей. Некоторым детям может потребоваться больше времени, чтобы установить доминирование рук, особенно тем, у кого были трудности с мелкой моторикой, и они избегали их в более раннем возрасте. В некоторых случаях доминирование рук необходимо из-за определенных физиологических проблем (например, длительная травма, церебральный паралич). Однако даже в этих случаях доминирование рук можно продолжать укреплять и над ним работать.

Они все еще обмениваются руками?!

Доминирование рук является важным навыком в развитии ребенка, поскольку он обеспечивает мастерство и эффективность в задачах, требующих более сложных двигательных планов, моторной точности и более высоких навыков. Способность пересекать срединную линию и двусторонне координировать руки вносит свой вклад в базовые навыки, которые обеспечивают постоянство в доминировании рук (например, при разрезании куска картона одна рука должна знать, что она собирается резать, а другая будет поддерживать держась за картон). Самое главное, чтобы добиться ловкости, тонкой моторной координации, двигательной точности и контроля, доминирование рук является необходимым условием.

Перестановка рук или использование правой руки с правой стороны и левой с левой часто связано с несколькими трудностями. Во-первых, двусторонняя координация. Чтобы успешно иметь доминирующую руку, ребенок должен обладать некоторыми навыками симметричных двусторонних рук (например, ловить мяч двумя руками, держать чашку двумя руками). Чтобы действительно обрести уверенность в асимметричной двусторонней координации (т. е. две руки, занятые разными задачами), необходимо сформировать доминирование рук.

Вторым общим препятствием на пути к успешному доминированию рук являются трудности с пересечением средней линии. Как обсуждалось в одной из наших предыдущих статей, если ребенку сложно пересечь среднюю линию, у него также могут возникнуть проблемы с использованием появляющейся доминирующей руки по всему телу (избегая пересечения средней линии). Хотя это и не рассматривается, другой потенциальной причиной смены рук является усталость рук. Мышечная усталость является распространенным препятствием для многих детей при выполнении ранних академических задач. Ребенок ловко компенсирует это, меняя руки, когда доминирующая рука устает. Легко сделать, это позволить этому ребенку сделать перерыв в это время!

Как убедиться, что нет конкуренции?

Конкурентное доминирование обычно является признаком того, что предпочтение руки не установлено, что формирующаяся доминирующая рука непостоянна, у ребенка все еще могут быть трудности с пересечением средней линии или что был толчок к использованию другой руки (а не естественно формирующаяся доминирующая рука ребенка). Это то, что исторически наблюдалось у левшей. Некоторые дети естественным образом начинают использовать левую руку для ряда вещей в раннем возрасте, но другие направляют их использовать правую (особенно задачи с карандашом). Это сводит на нет большую часть ранней работы мозга по развитию нейронных связей между мозгом и левой рукой и в конечном итоге заставляет мозг «начать заново», развивая навыки правой руки.

Если есть неопределенность в отношении доминирования, ниже приведены некоторые идеи, которые можно использовать для поддержки доминирования рук:

Язык : Подобно пересечению средней линии, это часто является простым способом поддержки описания и понимания доминирования рук. Мне нравится использовать термины «делающая рука» (доминирующая) и «помощная рука» (поддерживающая рука).

Размещайте предметы по средней линии ребенка:   Размещайте игрушки или предметы впереди и в центре ребенка, чтобы у него было больше шансов  выберите’  какую руку использовать и устраняя требование пересекать среднюю линию. Это избавит вас от желания выбирать руку, ближайшую к представленному предмету.

Наблюдения: S проведите несколько дней или неделю, наблюдая, как они работают руками. Попробуйте подсчитать, сколько раз они используют конкретную руку для более «мелкой моторики». Задания могут включать академические задачи (например, рисование), функциональные задачи (например, чистка зубов) или игровые действия (например, строительные работы, такие как Duplo). Есть ли рука, которая кажется более «опытной». Также помните о времени подкачки и трудностях пересечения средней линии. Здесь важно быть терпеливым и наблюдательным, позволять ребенку решать проблемы и развивать собственную способность определять, какая рука может выполнить задание на мелкую моторику, которое он хочет!

В дополнение к этим идеям, простые упражнения для изучения двусторонней координации (особенно асимметричной) и поддержки доминирования рук включают:

Игра руками: отслеживание руки, ручные куклы и грязная игра руками — все это отличные способы изучить доминирование рук. Поместите наручную марионетку перед ребенком и посмотрите, какой рукой он ее берет, а затем играет.

Игра в строительство:   Это может включать в себя строительство, работу с ящиками, ковку молотком и другие строительные работы из дерева. Обратите внимание, какая рука используется для изготовления, манипулирования и выполнения большей части «тонкой работы», а какая используется для поддержки (например, доминирующая рука держит молоток, а вся поддерживающая рука удерживает гвоздь на месте). При строительстве из блоков, лего и т. д. какая рука чаще всего используется для управления более мелкими деталями?

Кухонные задачи:  Аналогично грязной игре, создание мест, позволяющих раскатывать тесто, делать печенье, имбирные человечки и т. д. Даже просить ребенка «открыть банку» (при условии, что она не слишком тугая!) ​​и поставить крышки на банках могут дать дополнительное представление о «делающих» и «помогающих» руках. Использование столовых приборов и кухонной утвари, особенно в течение длительного времени, может дать хорошее представление о том, какая рука предпочтительнее.

Игры с мячом:   Еще одно простое занятие – использование мяча, когда вы можете катить, бросать мяч или класть его в руку ребенка. Попросите их бросить его в цель или обратно в вас, и посмотрите, какая рука используется чаще всего. Даже поощрение одной руки к броску, а другой к указанию может подкрепить, какая рука «делает», а какая «помогает».

Академические и ремесленные задания:   Вырезание, рисование и вышивка бисером. Они часто дают хорошее представление о естественных предпочтениях ребенка. Опять же, важно разместить предметы на столе спереди и в центре или отдать предметы ребенку спереди и по центру, чтобы пересечение средней линии не требовалось. Вырезание простых предметов, таких как пластилин или пластилин, раскрашивание трафаретов (например, рельефных изображений или мелких монет) или надевание крупных бусинок с отверстиями на толстую нить или ершики для труб.

Итак, возможно, мы нашли предпочтение!!

Если, попробовав некоторые из этих действий и внимательно понаблюдав за своим ребенком в течение нескольких дней или недель, вы обнаружите, что у вашего ребенка есть достаточно устойчивые предпочтения, упомяните ребенку, какую руку он предпочитает использовать или какую руку он «чувствует». лучше’ для них. Отсюда сосредоточьтесь на поддержке ребенка в деятельности, где требуется доминирующая и помогающая рука. Таким образом, вы поощряете предоставление и дальнейшее развитие двусторонних задач (особенно асимметричных), чтобы укрепить уверенность ребенка в закреплении доминирования руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *