Разное

Одаренность примеры: Виды одаренности

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

 

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.           

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

 

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспособляемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

Типы одаренности, которые легко увидеть учителю:

1.  Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми» , сообразительными. Эти школьники , как правило, обладают весьма значительными , глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать -сами читают сложную литературу. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда , напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени- сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».
 Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

2.Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть « академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы- есть учащиеся с широкой способностью к обучению- они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся , у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем , к точным наукам, или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности- и те , и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники- это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3.Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей это — художественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.

Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4. Творческий тип одарённости. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся — к этому много причин- и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира- будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5.Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия- они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, вероятно, не представляющей все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, но это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

 

Одаренные дети. Признаки и виды одаренности.

1.2. Признаки и виды одаренности.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Это проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности.

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей.

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности. В практической деятельности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности отмечается одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место “развитие деятельности”.

По критерию “степень сформированности одаренности ” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность – то психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т. д.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом многомерным по своему характеру явлением. 

7 Признаки одаренного ребенка дома и в классе

Одаренность часто определяется как интеллектуальная способность, связанная с показателем IQ 130 или выше. Однако не все одаренные дети преуспевают в академической области. Признаки одаренного ребенка также включают высокие творческие, артистические, музыкальные и/или лидерские способности по сравнению со сверстниками того же возраста.

Одаренность может быть сосредоточена на одном навыке или может быть более общей. Также важно, чтобы родители и педагоги понимали, что одаренность иногда может сопровождаться особыми различиями в обучении, которые влияют на успеваемость в школе.

В таких ситуациях важно помочь ребенку развить свои таланты, а также преодолеть любые проблемы, связанные с трудностями в обучении.

В некоторых случаях одаренности ребенку может быть целесообразно посещать специальную программу или школу специально для одаренных детей. Цель состоит в том, чтобы обеспечить широкие возможности для развития в классе, учитывающем потребности ребенка и обеспечивающем адекватную стимуляцию.

Имея доступ к нужным ресурсам, а также эмоциональную и академическую поддержку, каждый одаренный ребенок может полностью раскрыть свой потенциал в школе.

Определение одаренности

Существует несколько способов определения одаренности, и часто используется комбинация тестов способностей и достижений, включая наблюдение и/или обзор портфолио работ учащегося. Можно рассматривать деятельность ребенка как в школе, так и за ее пределами, наряду с когнитивными способностями, творчеством, аффективными и поведенческими привычками.

Важно, чтобы любые тесты, используемые для оценки одаренности, не ограничивали объем знаний, которые может продемонстрировать учащийся. В некоторых областях, таких как математика, были разработаны специальные тесты для выявления одаренности.
 
Тесты IQ могут быть первым шагом, в том числе Вудкок-Джонсон, Шкала интеллекта Весера для детей или Стэнфордская шкала Бине (L-M). В то время как средний балл интеллекта составляет 90–110, одаренные дети обычно набирают намного больше. Одаренность также может быть в некоторой степени наследственной, и ребенок может набрать не более 10 баллов, чем брат, сестра или родитель.

Чем раньше будет выявлена ​​одаренность, тем раньше можно будет взрастить исключительные таланты. Тем не менее, часто рекомендуется, чтобы родители ждали, пока детям исполнится 5 или 6 лет, прежде чем они пройдут официальную оценку и пойдут на программу обучения для одаренных. Это связано с тем, что помимо обеспечения постоянной стимуляции и возможностей для обучения, существует не так много детских садов или дошкольных программ, особенно для одаренных младенцев и малышей.

Также имейте в виду, что даже если одаренность признана, не все школы имеют ресурсы для адекватного стимулирования и решения задач для очень способных детей. Это может привести к скуке и низкой производительности. Может быть целесообразно рассмотреть возможность найма частного репетитора, который может помочь бросить ребенку вызов, если его школа не может этого сделать.

Каковы признаки одаренного ребенка?

Одаренность следует за ребенком во взрослую жизнь, и каждый одаренный человек уникален. Несмотря на то, что не бывает двух одинаковых учеников, есть некоторые черты и модели поведения, которые родители и учителя обычно наблюдают у одаренных детей:

  1. Они любопытны и задают много вопросов. Одаренные дети часто интересуются окружающим миром и могут задавать подробные вопросы, чтобы удовлетворить свою жажду знаний. Это любопытство выходит за рамки простого интереса к теме и может распространяться на аспекты, которые, казалось бы, выходят за рамки урока. В школьной среде ребенок может быть не удовлетворен тем, что изучает только то, что необходимо для успешной сдачи экзамена или выполнения задания. Дома не всегда может быть время или базовые знания, необходимые для ответа. Хотя это может разочаровать учителей, родителей и детей, важно не отговаривать ребенка задавать вопросы, поскольку это может демотивировать и помешать будущим попыткам общения.

  2. У них свой подход к заданиям. В то время как способные ученики стараются угодить учителю и выполнить задания, одаренные дети часто действуют по-своему. Это может быть связано с желанием сосредоточиться только на одном аспекте темы или с ощущением отсутствия сложности в самой задаче. Например, в школьном сочинении они могут лишь частично ответить на вопрос или пойти по касательной. В условиях математики ребенок может выбрать альтернативный путь решения задачи, чем тот, который требовался вопросом. В обеих ситуациях учителям важно быть терпимыми и избегать выговоров или наказаний ребенка за несоблюдение указаний. Это может повредить моральному духу и самооценке и привести к тому, что на будущие задания будет потрачено меньше усилий. Учителя также могут заметить, что одаренные дети предпочитают работать в одиночку и легко теряются в своих мыслях.

  3. У них большой словарный запас, и они предпочитают взрослую беседу. Первое, что люди замечают в одаренных детях, это их словарный запас. Они часто понимают и используют больше слов, чем их сверстники, включая абстрактный и образный язык. Это может быть связано с привычками чтения и знакомством с более сложными текстами. Это также может быть связано с повышенной чувствительностью к синтаксису и способностью угадывать значение новых слов, встречающихся в контексте. Некоторым из этих детей также может быть легче запоминать слова, если им требуется меньше повторений, чтобы овладеть языком. Некоторые одаренные дети чувствуют себя более непринужденно в общении со взрослыми благодаря своим развитым языковым навыкам. Тем не менее, по-прежнему важно поощрять ребенка к общению со своими сверстниками, чтобы предотвратить их изоляцию и замкнутость из-за предполагаемых различий в интеллектуальных способностях.

  4. У них оригинальные идеи. Одаренный ребенок является оригинальным мыслителем, способным к абстрактному мышлению и объединению идей из разных областей. У них может быть буйное воображение, и они могут придумывать свои собственные замысловатые истории, песни и/или пьесы. Эти примеры творческой работы могут содержать сложный язык и показывать повышенное внимание к юмору.

  5. Они развиты когнитивно и способны самостоятельно обучаться новым навыкам. Одаренные дети могут сами научиться читать и писать до того, как будут учиться в школе. У них часто развиты когнитивные навыки рассуждения и хорошая память. По некоторым оценкам, среднему учащемуся необходимо услышать что-то 8-15 раз, чтобы усвоить его, тогда как одаренному ребенку может потребоваться столкнуться со словом, фактом или идеей только 1-2 раза. На уроках математики эти дети могут использовать логику и рассуждения для решения задач до того, как их познакомят с целевой концепцией. Они могут быстро учиться, и им не требуется столько практики, как другим детям, для развития новых навыков. Им может легко стать скучно, когда урок повторяется, и это может привести к тому, что они отключатся. Одаренным детям часто может быть полезна сокращенная учебная программа, которая охватывает больше материала за меньшее время.

  6. Они чувствительны к окружающей среде. С раннего возраста одаренный ребенок очень бдителен и настроен на свое окружение. У некоторых есть острые навыки концентрации, и они могут легко стать чрезмерно сосредоточенными на задаче. Благодаря взаимодействию с новыми стимулами они могут развиваться когнитивно. Вот почему важно обеспечить адекватную стимуляцию одаренных детей, особенно в условиях школы, где есть много возможностей для развития.

  7. У них сильные чувства. Эти дети могут быть весьма самоуверенными и иметь сильные чувства по важным для них темам. Они также могут быть более осведомлены о мнениях и чувствах других людей. Однако это не обязательно означает знание того, как обращаться с этой информацией через соответствующие социальные каналы. Они могут быть достаточно эмоциональными. Поскольку некоторые одаренные дети чрезвычайно самосознательны, это может привести к тому, что они станут интровертами и почувствуют, что не вписываются в общество. дети как сверстники.

Что такое одаренное образование?

Необходимость в обучении одаренных и талантливых людей была впервые осознана в конце девятнадцатого века, вскоре после разработки тестов интеллекта. Первая школа для одаренных была открыта в Вустере, штат Массачусетс, в начале 1900-х годов, и сегодня классы, программы и школы для одаренных существуют по всей территории Соединенных Штатов.

В то время как большинство школ требуют, чтобы учащиеся входили в 97% лучших перцентилей сверстников того же возраста, чтобы быть рассмотренными за одаренные и талантливые услуги, определение одаренных различается в зависимости от штата и округа.

Учащиеся обычно назначаются для отбора, тестирования для определения степени и областей их одаренности, а затем включаются в соответствующую программу. Важно отметить, что не вся детская одаренность выявляется в тесте IQ. Национальная ассоциация одаренных детей сообщает, что дети EAL / ESL, которые учатся на своем втором языке, могут быть недопредставленной группой среди программ для одаренных детей, наряду с меньшинствами и детьми из семей с низким доходом.

Одаренные дети и трудности в обучении

Есть также случаи, когда одаренные дети выделяются из-за плохой успеваемости. Это часто удивляет родителей, поскольку многие люди предполагают, что одаренность всегда связана с высокой успеваемостью.

Тем не менее, неспособность к обучению может затмить одаренность. Это особенно верно, когда у ребенка СДВГ или дислексия. Может быть одаренность в одном предмете, например, в математике, но неспособность к обучению, которая влияет на успеваемость в других областях учебной программы.

Также может случиться так, что одаренные дети быстро заскучают, если школьная работа не вызовет у них затруднений и им ошибочно диагностируют СДВГ. Узнайте больше о СДВГ в этой статье.

Помощь «дважды выдающемуся» ребенку

Дети с трудностями в обучении и одаренными могут воспользоваться программами, которые помогают им сосредоточиться и сосредоточиться на задаче, одновременно развивая словарный запас и навыки грамотности. Touch-type Read and Spell — это программа слепого набора текста, в которой используется фонический подход для укрепления навыков чтения и правописания, а также для обучения печатанию и английской лексике детей и подростков, включая детей с дислексией, диспраксией, дисграфией и СДВГ.
 
В качестве наглядного примера можно привести очень способных детей с дислексией, которые могут хорошо выражать свои мысли, но им трудно писать так, чтобы это отражало объем их знаний или словарного запаса. Они могут выбрать самый простой и кратчайший способ выразить себя в письменной форме, потому что они перегружены количеством направлений, которые может принять их сочинение.

У них также могут возникнуть проблемы с почерком, что требует ряда навыков, таких как уверенность в правильности направления букв, координация мышц и навыки, необходимые для удержания ручки и выполнения работы, понятной им самим и другим.

Научившись печатать, этим детям будет намного легче вводить слова на страницу. Для одаренных детей, которые борются с дислексией, это также облегчает правописание, которое сохраняется в виде мышечной памяти в руках. Узнайте больше о клавиатуре и дислексии и улучшении навыков письма.

Мотивация и поощрение

Программа TTRS помогает укрепить уверенность учащегося посредством пошагового обучения и может улучшить навыки работы с компьютером. Компьютерные навыки важны для одаренных детей, потому что они могут использовать Интернет как инструмент для более глубокого изучения идей.

Узнать больше

Важно помнить, что одаренность часто впервые замечается, когда дети идут в школу. Ребенок может легко продвинуться на один или два класса выше своего уровня, особенно в определенной предметной области, но при этом оставаться на том же уровне социального и эмоционального развития, что и сверстники.

Несмотря на то, что ребенок может быть уверенным в себе и независимо мотивированным, ему или ей все же может потребоваться много поддержки и понимания со стороны учителей и сверстников, которые «понимают их».

Если вы не отправляете своего ребенка в школу для одаренных детей, все равно можно найти онлайн-группы поддержки, в том числе форумы, которые позволяют как детям, так и родителям развивать дружеские отношения и обмениваться идеями. Узнайте больше о мотивации детей к обучению и поощрении выдающихся учащихся.

10 Характеристики одаренного ребенка — STEPPINGSTONE

Как узнать, действительно ли ваш ребенок одарен и на голову выше остальных

Джоанн Амиканджело

Будучи новоиспеченным родителем около 30 лет назад, Кийо Морс не считала экстраординарное развитие своего первого ребенка признаком одаренности. В 10 дней дочь Морса была настолько необычайно бдительна, что друг семьи сказал, что то, как она смотрела на него, было «слишком странным». В 6 месяцев она очень четко сказала «Привет, папа», и, хотя она не говорила снова до 13 месяцев, через два месяца у нее был достаточный словарный запас, чтобы рассказывать полные истории. В 18 месяцев она попросила, чтобы ей показали, как завязывать шнурки. В 2,5 года она могла писать буквы алфавита, а в 6 лет научилась кататься на велосипеде, просто наблюдая за своими друзьями.

И я подумал, что моя 3-летняя дочь была чем-то замечательным – или, по крайней мере, очень забавным – когда я обнаружил, что она расклеивает мои мини-прокладки по всему туалетному столику в ванной, потому что она думала, что это большие наклейки!

Я подозреваю, что большинство родителей-новичков считают, что их ребенок особенный, талантливый или в чем-то одаренный.

И, безусловно, они для нас. Мы все с гордостью делились своими историями о милых или, казалось бы, замечательных вещах, которые делали наши малыши, пока они росли. Но свидетельствуют ли те незабываемые моменты или достижения в жизни нашего ребенка об одаренности? Означает ли тот факт, что мы почти напуганы нашими умными и талантливыми детьми, что мы имеем дело со следующим вундеркиндом? Когда ребенок считается одаренным среди 2-5 процентов населения США?

Национальная ассоциация одаренных детей в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что, хотя существует множество определений одаренности, все они включают общий элемент, а именно: «Одаренный человек — это тот, кто проявляет или может проявить исключительные способности. уровень производительности в одной или нескольких областях самовыражения».

Одаренные дети опережают всех, потому что они развиваются асинхронно или «несинхронно» внутренне и внешне, по словам психолога Линды Крегер Сильверман, доктора философии, директора Центра развития одаренных детей в Денвере, штат Колорадо.

Скорость их когнитивного развития намного выше, чем их физическое развитие, что делает их более уязвимыми, поскольку они могут узнавать информацию, к которой они эмоционально не готовы.

В своей статье «Как родители могут поддерживать одаренных детей» Сильверман говорит, что чем умнее ребенок, тем больше асинхронность и уязвимость. «Ей может быть 6 лет, когда она катается на велосипеде, 13 лет, когда она играет на пианино или в шахматы, 9 лет, когда обсуждает правила, выбирая хобби и книги, 5 (или 3) года, когда ее просят посидеть на месте».

«Таким образом, вы можете поговорить со своим одаренным 3-летним ребенком о том, как образовалась Вселенная, и при этом все еще бороться с ним, чтобы пойти на горшок», — сказал Ларри Джонсон, директор по развитию маркетинга и приему в Steppingstone. , школа для одаренных в Фармингтон-Хиллз, отец двух одаренных сыновей.

Мы приглашаем вас познакомиться с подходом Steppingstone к обучению одаренных детей.

Узнать больше

Тестирование, 1, 2, 3

Процесс оценки того, одарен ли ваш ребенок, состоит из нескольких этапов. Специалисты в области образования в местных школах для одаренных говорят, что первым шагом является оценка вашего ребенка лицензированным психологом, имеющим опыт работы с одаренными детьми. В этом процессе проводится ряд тестов для определения IQ вашего ребенка. Принято считать, что IQ от 130 и выше указывает на одаренность. Но эта оценка не говорит всей истории.

«Если 130 и выше, то особых вопросов нет. Если он ниже 130, то мы смотрим на 12 баллов по вспомогательным тестам, и если мы видим 19, что является идеальным результатом, мы можем взять этого ребенка», — сказала Морс, чьи трое одаренных детей привели ее к основанию Steppingstone, где она сейчас служит. как руководитель школы.

В дополнение к тестированию школьные администраторы могут пригласить вашего ребенка провести день в школе, чтобы убедиться, что он или она чувствует себя комфортно в этой обстановке, а также дать опытным учителям возможность провести дополнительную оценку. Они также будут разговаривать с вами, выслушивая свидетельства некоторых из следующих поведенческих характеристик, которые часто демонстрируют одаренные дети.

Хотя это 10 самых распространенных, педагоги говорят, что не все одаренные дети обладают всеми этими качествами.

Характеристики одаренных детей

1. Высокий уровень интенсивности

Одаренные дети реагируют на жизнь с большей эмоциональностью, чем средний человек. Они, как правило, очень увлечены интересующей их областью и способны поддерживать эту страсть в течение длительных периодов времени. Иногда их поведение может даже показаться обсессивно-компульсивным.

«У нас был ребенок, который увлекался лошадьми, — говорит Лорен Портер, директор младшей школы The Roeper School в Блумфилд-Хиллз. «Он читал все о лошадях. Он писал о лошадях. Он рисовал лошадей. Он рассказал тебе все, что нужно было знать о лошадях. Он даже ржал, как лошадь».

2. Любит учиться; быстрая ученица

Слово «ненасытный» часто используется при описании потребностей в обучении одаренного ребенка. Они, как правило, имеют ненасытное любопытство и стремление к обучению. Они увлечены книгами и задают много вопросов, часто больше, чем может ответить родитель». пол в ванной из-за экспериментов с водой, которые они проводили», — объяснил Портер. «Поэтому беспорядок может быть частью их мира, и, как и любой ребенок, вы должны много наблюдать за ними из соображений безопасности». не увидеть его в старшем ребенке. «Если их не воспитывали или если их способные ученики не получают хороших отзывов, они уходят в подполье», — сказал Морс.

3. Глубина восприятия

Одаренные дети видят мир по-другому. У них необычный взгляд на жизнь и переживания, и они раньше, чем средний ребенок, чувствуют, что происходит вокруг них. Они могут видеть дальше текущего момента, распознавать закономерности и обладают способностью абстрагироваться и решать проблемы.

Они способны воспринимать искренность людей и, как следствие, с самого начала обладают отличным чувством юмора. Одаренные дети склонны демонстрировать чувство справедливости и потребность в справедливости, рожденные из чувства сострадания к другим.

«Это чувство справедливости начинает проявляться, когда, скажем, вы едете в машине и слушаете NPR, и там рассказ о бедности, и ребенок понимает, что они говорят о бедных, нехватке еды и они огорчены этим. Он не просто сползает с их плеч. Ситуация настолько несправедлива по отношению к ним», — сказал Портер.

4. Острая наблюдательность и исключительная память

Одаренные дети способны запоминать большие объемы информации в течение более длительного периода времени. У них есть острая наблюдательность, каталогизация языка тела, интонации голоса и другие детали, которых нет у большинства. «Например, когда моей младшей дочери было 2 года, она сказала мне, что ей не нравится рождаться», — сказал Морс. «Я был немного ошеломлен, так как мы никогда не говорили с ней об этом, поэтому я сказал: «Ну, что ты помнишь?» И она подняла руки к голове и провела ими по своему телу, прищурила глаза и сказал, что все болит, и было очень светло и холодно. Она сказала: «Мне это не понравилось, и я хотела вернуться туда, где было тепло». Теперь, когда [ее рождение] произошло, когда язык был ей недоступен, она каким-то образом смогла запомнить это, каталогизировать и, когда язык пришел, чтобы перевести его на язык».

Steppingstone хорошо известен тем, что «открывает дар», и это действительно то, что испытал наш сын.

Читать отзывы

5. Сложный язык и мыслительный процесс

Одаренные дети могут говорить или не говорить рано, но всякий раз, когда они это делают, они могут вести философские беседы на высоком уровне. В результате они, как правило, хотят общаться со старшими детьми и взрослыми, потому что ищут интеллектуальную пару.

«Я знаю, что когда мой сын был маленьким, он предпочитал разговаривать со своими тетями и дядьями или учителями, когда ходил в государственную школу, а не с детьми своего возраста, просто потому, что разговоры со взрослыми были более стимулирующими», — сказала Жанна Нэнс, приемная комиссия. директор бывшей школы Гибсона в Редфорде. «Теперь, когда он стал старше, ему нравится быть среди детей своего возраста, но когда он был моложе, ему было труднее».

6. Способность распознавать дополнительные параметры

Одаренные дети раньше среднего распознают больше вариантов поведения, даже тех, которые им не предлагались. И они готовы использовать эти возможности. Это может быть выбор одного занятия над другим, просьба о чем-то или несогласие с вами. «Вот почему, когда они сдают тесты, у них могут быть проблемы, потому что они видят больше вариантов, чем средний ребенок», — сказал Морс.

7. Не любит повторять или практиковать то, что уже знает

Одаренные дети, как правило, учатся путем исследования, и им не нравится повторять то, что они уже знают. Дело не в том, что эти дети не любят зубрить; им просто это не нравится, когда они уже что-то заработали». Например, им нравится учить цифры и буквы алфавита в возрасте 3 лет. больше не интересует, потому что он их уже знает», — пояснил Морс. «Если вы будете учить одаренного ребенка таблице умножения в третьем классе, когда это будет для него вызовом, он с радостью это сделает. Но если вы подождете до пятого класса, когда он уже сообразит, что может посмотреть это в таблице или сообразить, сложив, то он больше не захочет тратить время на запоминание. Это больше связано с проблемой и их способностью оценивать».

8. Перфекционист

Одаренные дети способны понимать, что является идеальным в ситуации, что может привести к разочарованию, если они считают, что не могут достичь этого стандарта. Поскольку они хотят делать что-то хорошо, они могут не захотеть браться за определенные задачи». Вот почему в Steppingstone мы подчеркиваем, что хотим, чтобы они выполняли качественную работу в том смысле, что они делают все возможное, а не качественную работу в том смысле, что быть совершенным в этом, — сказал Морс.

9. Настойчивость

Когда дело доходит до увлечения, одаренные дети не останавливаются на достигнутом. Они демонстрируют постоянную страсть, чтобы что-то выяснить и узнать все, что они могут в интересующей их области. «Если построить конструкцию из Lego, они могут строить ее, разбирать, строить и разбирать снова и снова», — объяснил Портер.

10. Повышенный уровень чувствительности

Одаренные дети более эмоционально чувствительны, чем средний ребенок, сначала к себе, а затем к другим. Они могут быть очень сострадательными, с моральной чувствительностью к ним». Они, как правило, очень эмпатичны, и многое из этого связано с их способностью наблюдать и распознавать язык тела, тон голоса, все те вещи, которые связаны с доставкой. сообщения. Они действительно умеют читать людей», — сказал Морс.

Портер сказал: «Когда вы перечисляете множество подобных характеристик, ясно, что не все дети будут проявлять все эти характеристики все время, но когда вы начнете иметь их набор, тогда вы, вероятно, увидите одаренного ребенка».

Рассматривая эти характеристики в свете поведения моих собственных детей, я поймал себя на мысли: «Это моя старшая дочь» и «Может быть, поэтому моя младшая часто ставит меня в тупик; она одаренная! Может быть, я одарен!» Скорее всего, не! Так что, оценивая своих драгоценных детей, помните, что эти характеристики могут проявляться и у неодаренных детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *