Разное

Обществознание мораль определение: Что такое мораль? — урок. Обществознание, 7 класс.

Мораль и ее категории (тема обществознания, 10 класс)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1180.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1180.

В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с понятием моральных норм, аморального поведения. Как правило, действия против морали осуждаются со стороны общества. Узнаем, что такое мораль, и какие особенности она имеет как один из регуляторов общественной жизни.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Понятие

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы.

Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права с позиции добра и зла.

Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

  • Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.
  • Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.
  • Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

Признаки моральных норм

  • устойчивость

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

  • изменчивость

Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

Категории морали

Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:

  • добро;
  • зло;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Создавая семью, человек ощущает свою ответственность перед ней. Несмотря на то, что по закону родители обязаны заботиться о детях до достижения ими совершеннолетия, но на деле они продолжают это делать и далее, выполняя свой родительский долг.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что в обществе постоянно действуют нормы, не прописанные в официальных документах, но распространяющиеся на всех людей и выполняющие роль регулятора отношений между ними. Такую совокупность правил называют моралью. Она обладает рядом признаков и выражается в особых категориях, например, добро и зло.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1180.


А какая ваша оценка?

Понятие «мораль». Функции и категории морали. Мораль и нравственность

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подходМораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подходМораль дарована человеку Богом
Социологический подходМораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подходМораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.


Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормыЕё сущностьХарактер нормыЧем поддерживаетсяКогда возникает

Табу 

Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)Распространяется на членов данной общиныМистическая боязнь определённых актов или существ

Родовой строй

Обычай

Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствахРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
ТрадицияРазновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведенияРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения

Моральные правила

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниРаспространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределениеИдеи добра и зла, авторитет общественного мненияРазложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций

  • Регулятивная 

Мораль регулирует отношения между людьми, поведение человека во всех сферах общественной жизни.

  • Воспитательная 

Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

  • Ценностно-ориентационная 

Мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).

  • Оценочная 

Мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.

  • Коммуникативная 

Мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.

  • Координационная

Мораль объединяет людей в разных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

  • Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Понятие «мораль»Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного))Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы моралиНормы права
Общее
  • Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
  • Имеют один объект регулирования — общественные отношения
  • Выступают мерой свободы в обществе
  • Связаны с категорией «социальная справедливость»
  • Имеют сходную структуру
Различия
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мненииУстановлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побужденийОбязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людейИх реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормыДля них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.)Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливогоРегулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Мораль и нравственность: критический взгляд социальных наук — идеи

Социальные науки

Является ли ожидаемым результатом изучения нравственности лучшее понимание социальной жизни или улучшение общества?

Дидье Фассен · Опубликовано в 2011 г.

Добрый самаритянин, Рембрандт ван Рейн

Философы всегда интересовались моральными вопросами, но социологи, как правило, более неохотно обсуждали мораль и нравственность. Это действительно парадокс, поскольку вопрос о моральном измерении человеческой жизни и социальных действий был неотъемлемым элементом основания их дисциплин.

Ключ к разгадке этого парадокса лежит в противоречии между описательной и предписывающей задачами социальных наук: является ли ожидаемый результат изучения морали лучшим пониманием социальной жизни или конечной целью науки о морали является улучшение общество? В начале двадцатого века немецкий социолог Макс Вебер, следуя первой линии, выступал за свободное от ценностей исследование оценочных суждений, исследуя, например, роль протестантской этики в зарождающемся духе капитализма. Его французский современник Эмиль Дюркгейм, более чувствительный ко второму варианту, твердо верил, что исследование морали не стоило бы труда, которого оно требует, если бы ученые оставались безропотными наблюдателями моральной реальности, и эта позиция не помешала ему предложить строгое объяснение моральной реальности.

почему мы подчиняемся коллективным правилам. Эта диалектика между исследованием норм и их продвижением, между анализом того, что считается хорошим, и утверждением того, что хорошо, была, таким образом, в центре социальных наук с момента их зарождения.

Для антропологии проблема была еще более острой, поскольку противостояние с иными культурами, а значит, иными моралью приводило к бесконечной дискуссии между универсализмом и релятивизмом. Учитывая разнообразие норм и ценностей по всему миру и их трансформацию с течением времени, следует ли утверждать, что некоторые из них лучше, или признать, что все они просто несоизмеримы? Большинство антропологов, от американского отца культурализма Франца Боаса до французского основателя структурализма Клода Леви-Стросса, приняли второй подход, несомненно подкрепленный открытием исторических катастроф, порожденных идеологиями, основанными на человеческой иерархии, независимо от того, служили ли они чтобы оправдать истребление в случае нацизма, эксплуатацию в колониальных целях или сегрегацию при апартеиде.

Эти дебаты недавно возобновились по таким вопросам, как женское обрезание (переименованное в калечащие операции на половых органах) и традиционные матримониальные стратегии (переквалифицированные в принудительные браки), и многие феминистки высказались в пользу нравственно вовлеченных исследований, когда дело дошло до практик, которые они считали неприемлемыми.

Принимая во внимание эти трудности, научные, а также политические и этические, тем более примечательно, что социальные науки вновь инвестировали в область морали и нравственности в течение последнего десятилетия. Эта эволюция отражает более широкую тенденцию в современных обществах, где моральные вопросы стали центральными в общественной сфере, до такой степени, что большинство сфер деятельности стали связаны с моральными оценками и оправданиями. Права человека вошли в пространство международных отношений, военные операции были представлены как гуманитарные войны, биоэтика переопределила границы медицинских исследований, жадность в финансах была осуждена как неэтичная, сострадание стало политической добродетелью, бедность была оценена согласно цена.

В этих изменяющихся обстоятельствах социологи больше не могли игнорировать растущее публичное присутствие моральных вопросов, к чьему опыту даже иногда обращались.

Здесь важно понимать глубокое теоретическое и методологическое различие между социальными науками и философией, а также эволюционными и когнитивными науками в их соответствующих подходах к моральным проблемам. Философы, биологи и психологи действуют путем редукции — обычно к чисто моральным дилеммам, обычно приводящим к простым альтернативам, которые не отражают реальность, а формализуют ее, чтобы произвести концептуализацию. В этом ключе ученые-эволюционисты и когнитивисты недавно предложили универсальную моральную грамматику, которую можно рассматривать как элементарные формы моральных суждений и моральных чувств. Напротив, социологи, антропологи и историки имеют дело со сложными и нечистыми ситуациями, потому что это реальность человеческой жизни и социального действия. Границы между моральными проблемами и политическими, экономическими, религиозными, юридическими, эстетическими и социальными вопросами часто размыты.

Социологи знают из своих наблюдений, что универсальной морали не существует. Даже убийство можно осуждать или хвалить в зависимости от культурной среды, исторических моментов и конкретных контекстов.

Именно для понимания этой сложности и нечистоты морали и морали в современном обществе была задумана программа «На пути к критической нравственной антропологии», финансируемая Европейским исследовательским советом. Этот совместный проект объединяет группу из двенадцати социологов, антропологов и политологов. Он разрабатывается по обе стороны Атлантики: в Париже, в Высшей школе социальных наук, и в Принстоне, в Институте перспективных исследований, пользуясь преимуществом присутствия членов, одновременно исследующих сходные вопросы через разные объекты. Она имеет как теоретическое, так и эмпирическое измерение. С одной стороны, он предлагает критическое исследование новой области антропологии морали и морали, связывая моральные проблемы с их историческим формированием и политическим фоном.

С другой стороны, он включает в себя изучение того, как к иммигрантам и меньшинствам относятся такие учреждения, как полиция, правосудие, тюрьма, социальная служба и система психического здоровья во Франции, формулируя моральную экономику этих проблем на национальном уровне. и моральная работа социальных агентов в их соответствующих учреждениях.

Действительно, иммигранты и меньшинства во многих обществах представляют собой наиболее маргинализированных, стигматизированных и дискриминируемых слоев населения. Институты, с которыми они имеют дело, являются частично репрессивными (полиция, правосудие, тюрьма) и частично реабилитационными (социальная работа, психическое здоровье). В обоих случаях технические аспекты каждой профессии (юриспруденция, наблюдение, помощь, психиатрия) не полностью объясняют принятые решения или отношение к обществу: всегда присутствует моральная оценка — явно или неявно. Полицейские, судьи и охранники, а также социальные работники и работники здравоохранения используют моральные категории для дисквалификации или оправдания, создают моральные сообщества для исключения или включения, вырабатывают моральные оправдания жестокого обращения или уважения. Конечно, эти моральные выработки рождаются не из социальной пустоты. На самом деле научная задача состоит в том, чтобы понять, как публичные дискурсы и государственная политика влияют на институциональную и профессиональную практику и, в свою очередь, консолидируются или иногда переформулируются через последнюю. Другими словами, мы стремимся понять, как артикулируются макросоциальное (политика и политика) и микросоциальное (убеждения и практика), что является одним из главных теоретических вопросов, если не загадкой, для социологов.

Возьмем, к примеру, административный и судебный процесс, посредством которого рассматриваются заявления лиц, ищущих убежища, чтобы определить, будет ли им предоставлен статус беженца. В Европе публичный дискурс о так называемых «фиктивных беженцах» постепенно проник в повседневную работу офицеров и магистратов, отвечающих за оценку заявителей. В то время как доверие было обычным явлением три десятилетия назад, когда девять просителей убежища из десяти получили ценный статус, подозрение стало правилом, что привело к все более низким показателям признания, которые в настоящее время снизились до двух из десяти. В этом новом контексте, когда достоверность их рассказов установить очень трудно, искренность заявителей в большей степени оценивается по сочувствию, возникающему в ответ на проявление ими эмоций. Парадоксальным образом, однако, чем суровее приговоры, тем больше судьи убеждены в их справедливости. Для них утрата доверия к слову лиц, ищущих убежища, приводит к возрастающей ценности убежища как абстрактного принципа — вплоть до того, что оно становится недоступным. В конечном счете, политики видят, что их сомнения относительно правдивости отчетов и искренности заявителей подтверждаются низкими показателями признания. Таким образом, нормы и ценности циркулируют между макросоциальным и микросоциальным, между национальными форумами, где обсуждаются вопросы иммиграции, и местными бюрократиями, где принимаются жизненно важные решения. Таким образом, моральная экономика убежища глубоко укоренена в политических вопросах и зависит от социальных вопросов.

Чтобы понять такие взаимосвязанные масштабы и переплетенные области, предпочтительным методом является этнография, то есть включенное наблюдение в течение длительных периодов времени за деятельностью профессионалов в соответствующих учреждениях: уличная полиция, магистраты в судах, надзиратели в тюрьмах, социальные работники в их администрации, психиатры в их больницах. Это означает переориентацию традиционной полевой работы. Антропологи давно изучают отдаленные и изолированные этнические группы. Они обнаружили, что их место также дома, где определенные социальные миры, возможно, не менее экзотичны или не менее искажены, чем то, что они называли «примитивными обществами». В частности, исследование морали и нравственности дает возможность одновременно уловить общие нормы и ценности социальных миров, а также специфические правила и чувства, которые отличают каждый из них, — удачное дополнение к тому, что Клиффорд Гирц, профессор-основатель Школы Института Социальные науки, рассматриваемые как «этическое измерение антропологических полевых исследований».

Гуманитарная причина: моральная история настоящего

После цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии Клиффорд Гирц с меланхолией прокомментировал . . . что «фатальность в таком масштабе, уничтожение не только отдельных жизней, но и целых их популяций, угрожает убеждению, которое, быть может, больше всего примиряет многих из нас, насколько это возможно в этом мире, с нашей собственной смертностью: что, хотя мы сами можем погибнуть, сообщество, в котором мы родились, и та жизнь, которую оно поддерживает, каким-то образом будут продолжать жить». Можно было бы расширить это глубокое понимание, предположив, что значение такой фатальности заключается не только в нашей скорби по возможно потерянному миру, все следы которого могут даже исчезнуть; речь идет также о нашем чувстве принадлежности к более широкому моральному сообществу, существование которого проявляется через сострадание к жертвам. Для внимательного наблюдателя цунами впечатляющие масштабы жертв с десятками тысяч жертв были столь же значимы, как и беспрецедентное развертывание солидарности с помощью помощи в миллиарды долларов. Мы оплакивали их мертвых, но праздновали нашу щедрость. Сила этого события — в редком сочетании трагедии гибели и пафоса помощи. . . . Обрисованный таким образом моральный ландшафт можно назвать гуманизмом. Хотя это обычно считается само собой разумеющимся как простое расширение предполагаемой естественной человечности, которая изначально связана с тем, что мы люди, гуманизм является относительно недавним изобретением, которое поднимает сложные этические и политические проблемы. . . .

2010 год начался с ужасного землетрясения на Гаити, вызвавшего поразительную мобилизацию во всем мире, особенно во Франции и Соединенных Штатах. На самом деле мы были свидетелями соперничества между двумя странами, чьи правительства и население соперничали друг с другом в заботе о жертвах, щедро посылая войска, врачей, товары и деньги, вызывая при этом подозрение в преследовании целей, отличных от чистой благотворительности в отношении нация, последовательно угнетаемая первыми и эксплуатируемая вторыми. Это подражание, безусловно, было вызвано доброй волей, и не следует преуменьшать альтруистическое участие и благотворительные усилия отдельных лиц, организаций, церквей и даже правительств, участвовавших в лечении раненых, а затем в усилиях по восстановлению. И все же нельзя не думать о том, насколько полезной была эта щедрость. На мимолетный момент у нас возникла иллюзия, что мы разделяем общие человеческие условия. Мы могли бы забыть, что только 6 процентов гаитян, ищущих убежища, получают статус беженца во Франции, что представляет собой один из самых низких национальных показателей, намного уступая тем, кто прибыл из внешне мирных стран, или что тридцать тысяч гаитян были в списках депортированных США. Иммиграционное и таможенное агентство. Катаклизм, казалось, стер воспоминания о французской и последующей американской эксплуатации острова. Наш ответ на него означал обещание возмещения ущерба и надежду на примирение.

В современных обществах, где неравенство достигло беспрецедентного уровня, гуманизм пробуждает фантазии о глобальном нравственном сообществе, которое все еще может быть жизнеспособным, и ожидание того, что солидарность может иметь искупительную силу. Этот светский образ общения и искупления подразумевает внезапное осознание фундаментально неравного человеческого положения и этической необходимости не оставаться пассивным в отношении этого во имя солидарности — каким бы эфемерным ни было это осознание и какое бы ограниченное влияние эта необходимость ни имела. Гуманитаризм обладает замечательной способностью: он мимолетно и иллюзорно преодолевает противоречия нашего мира и делает невыносимость его несправедливости несколько терпимой. Следовательно, его консенсуальная сила. — Дидье Фассен в Гуманитарная причина: моральная история настоящего (University of California Press, 2011)

Подробную информацию об этом исследовании можно найти на сайте http://morals.ias.edu/, включая соответствующие публикации, программы семинаров, и соответствующие библиографии.

этика | Определение, история, примеры, типы, философия и факты

Кодекс Хаммурапи

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сократ Аристотель Платон Святой Августин Иммануил Кант
Похожие темы:
Проблема с тележкой юридическая этика биоцентризм этический релятивизм оптимизм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Самые популярные вопросы

Что такое этика?

Термин этика может относиться к философскому изучению концепций морального добра и зла, морального добра и зла, к любой философской теории того, что является морально правильным и неправильным или морально хорошим и плохим, и к любой системе или кодекс моральных правил, принципов или ценностей. Последние могут быть связаны с той или иной религией, культурой, профессией или практически с любой другой группой, которая хотя бы отчасти характеризуется своим нравственным мировоззрением.

Чем этика отличается от морали?

Традиционно этика относилась к философскому изучению морали, последняя представляет собой более или менее систематический набор убеждений, обычно разделяемых группой, о том, как люди должны жить. Этика также относится к конкретным философским теориям морали. Позже этот термин стал применяться к конкретным (и более узким) моральным кодексам или системам ценностей. Этика и мораль теперь используются почти взаимозаменяемо во многих контекстах, но название философского исследования остается этика .

Почему этика важна?

Этика важна, потому что (1) она является частью того, как многие группы определяют себя и, следовательно, частью идентичности их отдельных членов, (2) ценности, касающиеся других, в большинстве этических систем отражают и способствуют тесным человеческим отношениям и взаимному уважению. и доверие, и (3) для корыстного человека может быть «рациональным» быть нравственным, потому что его или ее личным интересам, вероятно, лучше всего удовлетворять в долгосрочной перспективе, отвечая взаимностью на моральное поведение других.

Является ли этика социальной наукой?

Нет. Понимаемая как равнозначная морали, этика могла бы изучаться как социально-психологический или исторический феномен, но в этом случае она была бы предметом социально-научного изучения, а не социальной наукой самой по себе. Понимаемая как философское исследование моральных понятий, этика является отраслью философии, а не социальной науки.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

этика , также называемая моральной философией , дисциплина, касающаяся того, что с моральной точки зрения хорошо и что плохо, что с моральной точки зрения правильно и что неправильно. Этот термин также применяется к любой системе или теории моральных ценностей или принципов.

Как нам жить? Должны ли мы стремиться к счастью или к знанию, добродетели или созданию красивых вещей? Если мы выберем счастье, будет ли это наше собственное счастье или счастье всех? А как насчет более конкретных вопросов, которые стоят перед нами: правильно ли быть нечестным в благом деле? Можем ли мы оправдать жизнь в роскоши, когда в других частях мира люди голодают? Оправдано ли начало войны в тех случаях, когда есть вероятность гибели невинных людей? Разве неправильно клонировать человека или уничтожать человеческие эмбрионы в медицинских исследованиях? Каковы наши обязательства, если таковые имеются, перед поколениями людей, которые придут после нас, и перед нечеловеческими животными, с которыми мы делим планету?

Этика занимается такими вопросами на всех уровнях. Его предмет состоит из фундаментальных вопросов практического принятия решений, а его основные проблемы включают природу конечной ценности и стандарты, по которым человеческие действия могут быть оценены как правильные или неправильные.

Термины этика и мораль тесно связаны между собой. Сейчас принято ссылаться на этические суждения или на этические принципы, тогда как раньше было бы точнее говорить о моральных суждениях или моральных принципах. Эти приложения являются расширением значения этики. В более раннем использовании этот термин относился не к самой морали, а к области исследования или отрасли исследования, предметом которой является мораль. В этом смысле этика эквивалентна моральной философии.

Хотя этика всегда рассматривалась как раздел философии, ее всеобъемлющий практический характер связывает ее со многими другими областями изучения, включая антропологию, биологию, экономику, историю, политику, социологию и теологию. Тем не менее, этика остается отличной от таких дисциплин, потому что она не является вопросом фактического знания в том смысле, в каком речь идет о науках и других областях исследования. Скорее, это связано с определением природы нормативных теорий и применением этих наборов принципов к практическим моральным проблемам.

В этой статье речь пойдет об этике как области философии, особенно в том виде, в каком она развивалась на Западе. Для освещения религиозных концепций этики и этических систем, связанных с мировыми религиями, см. Буддизм; Христианство; конфуцианство; Индуизм; джайнизм; иудаизм; сикхизм.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Истоки этики

Мифические рассказы

Введение моральных кодексов

Когда зародилась этика и как она возникла? Если иметь в виду собственно этику — т. е. систематическое изучение того, что является морально правильным и неправильным, — становится ясно, что этика могла возникнуть только тогда, когда люди начали размышлять о том, как лучше всего жить. Эта рефлексивная стадия возникла спустя много времени после того, как человеческие общества выработали своего рода мораль, обычно в форме общепринятых стандартов правильного и неправильного поведения. Процесс размышления имел тенденцию возникать из таких обычаев, даже если в конце концов он мог обнаружить, что они отсутствуют. Соответственно, этика началась с введения первых моральных кодексов.

Практически каждое человеческое общество имеет ту или иную форму мифа, объясняющую происхождение морали. В Лувре в Париже есть черная вавилонская колонна с рельефом, изображающим бога солнца Шамаша, преподносящего свод законов Хаммурапи (умер около 1750 г. до н. э.), известный как Кодекс Хаммурапи. Другим примером можно считать еврейскую Библию (Ветхий Завет) о том, как Бог дал Десять Заповедей Моисею (расцвет XIV–XIII веков до н. э.) на горе Синай. В диалоге Протагор Платона (428/427–348/347 до н. э.) существует откровенно мифический рассказ о том, как Зевс сжалился над несчастными людьми, которые физически не могли сравниться с другими зверями. Чтобы компенсировать эти недостатки, Зевс дал людям нравственное чувство и способность к закону и справедливости, чтобы они могли жить в больших сообществах и сотрудничать друг с другом.

В том, что нравственность должна быть наделена всей тайной и силой божественного происхождения, нет ничего удивительного. Ничто другое не могло дать таких веских оснований для принятия нравственного закона. Приписывая нравственности божественное происхождение, жречество стало ее истолкователем и хранителем и тем самым обеспечило себе власть, от которой оно не хотело бы легко отказаться. Эта связь между моралью и религией выкована настолько прочно, что до сих пор иногда утверждают, что без религии не может быть морали. Согласно этой точке зрения, этика — не самостоятельная область исследования, а скорее ветвь богословия (9).0037 см. моральное богословие).

Есть некоторая трудность, уже известная Платону, с точкой зрения, что мораль была создана божественной силой. В своем диалоге Euthyphro Платон рассмотрел предположение о том, что именно божественное одобрение делает действие хорошим. Платон указывал, что если бы это было так, то нельзя было бы сказать, что боги одобряют такие действия, потому что они хороши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *