Разное

О чем свидетельствует речь человека: Речь как индикатор личности говорящего

Речь как черта личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Косинская Е.В., Черных А.В.

РЕЧЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: личность, речь, общение, стиль, индивидуальный.

Аннотация: В данной статье рассматриваются свойства личности. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и воля человека. По высказываниям людей можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят.

Keywords: personality, speech, communication, style, individual.

Abstract: This article is about different features of personality. By the speech we can judge whether a person is opened or reserved, mind, feelings and will are reflected in our speech . According to the statements of people we can see whether they have a tendency to think about the fact or phenomenon, which they are talking about.

Всякого, кто в принципе расположен к аналитическому мышлению, поражает чрезвычайная сложность различных типов человеческого поведения, и можно предположить, что явления, к которым мы в нашей обыденной, повседневной жизни относимся как к чему-то само собой разумеющемуся, столь же удивительны и необъяснимы, как и все удивительное и необъяснимое, что может быть обнаружено в этом мире. Так приходит и осознание того, что вопреки нашим представлениям речь — это материя очень далекая от простоты и самоочевидности, что она в очень значительной степени доступна утонченному анализу с позиций исследования человеческого поведения и что в ходе такого анализа могут накапливаться некоторые идеи, важные для изучения проблем личности.

Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие, как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Эрудиция оценивается в основном содержательностью речи. Когда человек высказывается по затронутым вопросам, спонтанно находит аргументы для подтверждения своей точки зрения, при этом подбирая четкие языковые единицы, каждому ясно: он эрудирован. Когда же человек, хотя и говорлив, но за его потоком слов не удается рассмотреть чего-либо дельного — это болтун. Эрудиция предполагает

наличие глубоких и разносторонних знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладает искусством речи. Вместе с тем мы понимаем, что не все эрудиты склонны к спонтанному речевому поведению. Есть и скупые на слова, и не охотники до словотворчества.

Интеллект говорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные непорядки в потоке слов часто наталкивают людей на мысли о нарушении в мыслительном процессе говорящего.

Нередко встречаются длинные тирады, которые трудно понять при первом восприятии. Обычно говорящий здесь с трудом доводит фразу до завершения. Слушающий же в таких случаях перестает следить за речью, и суть дела до него не доходит.

Речь является важнейшим индикатором всей психической жизни человека. По ней слушающие делают выводы о норме и отклонениях в психике. Даже не имея ясного представления о патологии, о чем могут компетентно судить лишь специалисты, слушающие хорошо улавливают неполадки.

Общительность — это оптимальное проявление потребности в контактах с другими людьми. Вступая в речевой контакт, человек ставит перед собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания, высказать отношение к происходящим событиям и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительность нельзя свести к речевой активности. Общительным можно считать такого человека, который обладает богатством духовной жизни и которому есть что сказать другим.

Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме можно сказать. Эта сторона общительности связана с убеждениями личности и тактом, проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает, что сказать, но и помнит, что он говорил. Повторение одного и того же рассказа, одних и тех же мыслей свидетельствует об отсутствии того богатого содержания мысли, чувств и отношений, которые лежат в основе общительности.

Чертой, противоположной общительности, является замкнутость. Замкнутый человек оставляет «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Причина замкнутости часто лежит не в недоверии к людям, не в сознательном

нежелании поделиться с ними своими мыслями, а в отсутствии потребности и привычки общаться. Такая замкнутость не имеет ничего общего со скрытностью, недоверием, подозрительностью по отношению к окружающим.

Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость -проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о чем иногда следует умолчать из-за соображения элементарной этики. Болтливость связана с поверхностностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств личности.

Присущая человеку черта характера может изменяться под влиянием эмоциональных состояний. Поэтому степень общительности в данный момент иногда бывает результатом эмоционального состояния. Эмоциональный подъем может вызвать у замкнутого человека прилив общительности и откровенности. Переживание страха приводит порой замкнутого человека в состояние болтливости.

Отличительной чертой личности может быть красноречие. Эта черта чаще всего появляется у общественных деятелей, ораторов, преподавателей, актеров. Для таких людей характерно единство мысли и слова. Мысль облекается в яркую, образную, убедительную речь. Высказывания красноречивого человека отличаются целенаправленностью и убежденностью. Красноречие не противоречит лаконичности речи. С красноречием нельзя смешивать краснобайство. Для краснобая характерно отсутствие за словом мысли и дела. Бессодержательность, пустая декларативность речи, облеченная в красивую языковую форму, — отличительные черты краснобайства.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. Оценивая разговор с человеком, можно всегда отмечать, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость, уважение, как и многие другие отношения и черты характера, раскрываются в содержании и эмоционально-интонационной окраске высказываний.

Серьезно характеризует человека волевая саморегуляция речи. Говорящий обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь мысленно поставить себя на место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать слова, которые бы

наиболее убедительно выражали его мысль. Мыслящий человек своей логикой захватывает слушателей.

Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека. Всегда можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика или он безразличен и безучастен к сообщаемому. Слушатель сразу замечает, когда самому говорящему становится скучно. Более сильные эмоции -страх и радость, восторг и ликование — также в той или иной мере выражаются в речи.

У человека тип высшей нервной деятельности может быть установлен с помощью выявления особенностей речевой деятельности. Быстрота произнесения слов и фраз (темп речи), плавность проговаривания предложений (ритм речи), относительная сила голоса в обычной ситуации общения, богатство речевых интонаций и эмоциональность речи — все эти показатели говорят о типологических особенностях личности. Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой возбудительного процесса. Ритм речи, особенно его изменения в соответствии с требованиями обстановки (чтение в ограниченные отрезки времени), свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность речи издавна принимается психологами за показатель темперамента.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается и целый ряд особенностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большей обобщенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах шлифует предельно ясные формы выражения мышления в слове.

Привычка обдумывать вопрос «про себя», т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль, совершенно ясная для самого говорящего, не воспринимается

аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не раскрывает мысль, а «закрывает» ее.

Для характеристики культурного уровня человека существенное значение имеет стиль речи, тесно связанный с направленностью личности. В стиле речи отражены особенности умственной и трудовой деятельности человека, специфика его профессии, привычные формы общения. Это сказывается в лексике, характере сравнений, образов. Различают несколько стилей речи: обиходно-бытовой, художественный, деловой, научный и их различные сочетания. Особенность названных стилей с достаточной полнотой раскрывается в значении слов.

Обиходно-бытовой стиль связан с общением на житейские темы. В устной речи этот стиль проявляется в беседе, а в письменной наблюдается в неофициальных письмах, которыми обмениваются близкие. Художественный стиль господствует в устных рассказах о событиях, в письменной речи он представлен различными формами прозы и поэзии. Деловой стиль связан с трудовыми официальными отношениями и проявляется в форме собеседования, доклада, обсуждения, докладных записок, заявлений, актов. Научный стиль связан с учебной и познавательной деятельностью и отчетливо выражен в лекциях, научных трудах. Для каждого стиля характерны своя лексика (подбор слов) и своеобразная структура предложений.

Практика общения формирует стиль речи, который становится отличительной чертой личности. Культура речи и многогранность речевого развития личности состоят в том, что человек умеет приспосабливать стиль речи к ситуации общения.

Список литературы

1. Speech as a personality trait. — In: «American Journal of Sociology», 1927, vol. 32, pp. 892-905.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.

3. Гасанова П.Г., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития молодого педагога // Успехи современной науки. 2016. Т. 4 № 4. С. 912.

4. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. — М.: МГИМО-Университет, 2007. — 267 с.

5. Мегирьянц Т.А. Деловой разговор как разновидность устной речи // Территория науки. 2016. № 1. С. 7-11.

Культура речи — Информио

Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно в ней избегать.   

Язык является зеркалом культуры. В нем отражается не только реальный мир и  условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Сейчас мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Речь — это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. 

Речевая культура — одна из составных частей общей культуры человека, она отражает культуру мышления, культуру поведения, во многом характеризует духовный и нравственный облик личности, влияет на эффективность ее коммуникативной деятельности, является немаловажным условием их профессионального успеха.

Поэтому   повышение  уровня  культуры  речи  человека становится одним из условий духовного и нравственного возрождения России.

Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми.

Каким должен быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 211 тысяч слов . Это свидетельствует о  исключительно  богатом словарном запасе  гениального поэта. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитом романе «Двенадцать стульев» высмеяли Эллочку — «людоедочку», которая обходилась всего тридцатью словами.

Филологи О.Б. Сиротинина и В.Е. Гольдин представили типологию речевых культур, которые сосуществуют в деловом общении и непосредственно связаны с общеобразовательным и общекультурным уровнем говорящих и пишущих.Самым высоким уровнем является элитарный тип речевой культуры. Речь представителя элитарной речевой культуры не только безукоризненна с точки зрения соблюдения языковых норм, она отличается богатством, выразительностью, аргументированностью и доступностью изложения.

Не менее важно для элитарной речевой культуры строгое соблюдение всех этических норм общения: соблюдение принципа вежливости, отсутствие грубых, тем более нецензурных выражений, отсутствие категоричности в высказываниях. Представитель элитарной речевой культуры должен владеть всеми функциональными стилями русского языка.

Среднелитературная речевая культура характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех норм, однако ошибки в устной и письменной речи не носят системного характера. Носители среднелитературной культуры обычно активно владеют лишь одним-двумя стилями (например, деловой и разговорный), остальными же только пассивно. Этот тип речевой культуры является самым массовым во всех сферах нашей общественной жизни. Это речь большинства теле-радиожурналистов. Среднелитературная речевая культура характеризуется нестрогим выполнением этикетных требований: переходом на Ты-общение при каждом удобном случае, низкой частотностью использования этикетных формул и этикетных лексем, причем последние представлены ограниченным набором (

«спасибо», «здравствуйте», «до свидания»).

Литературно-разговорная речевая культура может быть разновидностью элитарной или среднелитературной культуры, если общение протекает в неофициальной обстановке, в сфере близкородственного, близко дружественного общения.

Этот уровень речевой культуры допускает использование сниженной лексики: жаргонизмов, просторечных выражений. Этот же уровень речевой культуры может быть самостоятельным, единственным для носителя языка, если он не учитывает фактор официальности общения, употребляя, например, в условиях официального общения слова прощания: пока, будь.

Просторечный уровень речевой культуры отличают весьма ограниченный запас слов, синтаксическая монотонность, высокая частотность экспрессивных средств, ругательств, слов-паразитов, междометий, целых десемантизированных (с ослабленным значением) речевых фрагментов.

Говорящему  необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно, постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатство родного языка.

Непременное условие культуры речи — ее чистота. Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно,  в языке названных слов нет, такими они становятся   из-за частого, неуместного их употребления.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств  приводит к ошибкам в словоупотреблении. Наиболее типичными из них являются такие: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; плеоназмы и тавтология; смещение паронимов; ошибки в стилистической оценке слов; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; употребление слов-спутников, слов в универсальном значении и др.

Например, народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементар­ной логики:

«В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались… Перехожу к спорту».

Как правило, мы  отмечаем либо очень высокий уровень речевой культуры, либо низкий.

Высокий уровень культуры проявляется во всем. Внешне — в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, стоит, сидит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде — все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д. Обязательно оценивается и соблюдение языковых и речевых норм, причем оценка идет на уровне знаний оценивающего.

Низкий уровень речевой культуры так же проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств. Низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное  —  индивидуум самоутверждается за счет других. Речь пестрит грубыми и бранными словами. В речи господствуют штампы, отсутствует необходимый самоконтроль и предварительная подготовка к речи. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.

Культура речи — это культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, т.е. способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи.

Одним из первых этапов освоения культуры речи является осознание сути речевой деятельности, так как умение человека общаться, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением создавать и воспринимать высказывания.

Вторым же этапом можно назвать развитие и совершенствование механизмов речи. Тренировка памяти, внимания, воображения, способности к самоанализу   — все это необходимо говорящему  как ежедневные занятия  для спортсмена.

Существуют принципы делового этикета, соблюдение которых позволяет осуществлять успешную коммуникацию в самых разных сферах  человеческого общения.

  1. Будьте доброжелательны и приветливы. Один из важных элементов воспитанности-искусство сказать только то, что нужно.
  2. Учитывайте национальные особенности человека, с которым общаетесь.
  3. Уважайте мнение другого человека. Попробуйте понять, почему сложилась та или иная точка зрения.
  4. Используйте чаще речевые формы общения (просьбы, приветствия, благодарности)
  5. В общении с деловым партнером старайтесь не говорить лишнюю информацию, не рассказывать  о личной жизни.
  6. Старайтесь четко выражать свои мысли.

Хорошая речь должна быть чистой. Засорение ее словесным «мусором» происходит из-за небрежного, безответственного отношения к ней и во многом объясняется незнанием богатств русского языка.

Чтобы повысить свой уровень культуры, необходимо читать книги, слушать радиопередачи, общаться с умными людьми, заниматься самообразованием.

Список использованной литературы

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи.Современная риторика.Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс».1995г. — 576 с.
  2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2000. — 413 с.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988

Иногда мы не слышим, что говорят люди, вместо этого слышим то, что ожидаем от них. · Frontiers for Young Minds

Abstract

Иногда люди делают ошибки, когда говорят. Например, кто-то может сказать: «Можете ли вы передать мне молоток?» когда они хотели попросить отвертку. Поскольку эта ошибка связана со значением, она называется семантической ошибкой. Иногда слушатели (или читатели) замечают эти ошибки, а иногда нет. Языковедов интересует, как человеческий мозг реагирует на семантические ошибки в предложениях. Чтобы изучить это, ученые провели эксперименты, используя технику под названием ЭЭГ. Эти эксперименты показали, что мозг людей по-разному реагирует на разные виды семантических ошибок. В частности, существует определенная реакция мозга, основанная на том, насколько хорошо неверное слово сочетается с другими словами в предложении. Эти эксперименты показали, что наш мозг часто использует знания о том, какие слова ожидаются в предложении, чтобы построить смысл из этого предложения.

Знакомство

На прошлой неделе мы с другом готовили вместе на моей кухне. Она стояла рядом с кучей неочищенной моркови и спросила, не может ли она чем-нибудь помочь. «О, раз ты стоишь там, можешь почистить горох», — сказал я. Я заметил свою ошибку, но когда она услышала «очистить», то уже начала тянуться к морковке, и даже не заметила, что я сказал «горох» вместо «морковь»! Сравните это со временем, когда я был в третьем классе и подошёл к учителю и спросил: «Мама, можно я схожу в туалет?» К моему большому смущению, я думаю, что весь класс услышал мою ошибку и все начали смеяться!

Языковедов часто интересуют подобные ошибки и то, замечают ли их люди. В обоих случаях ошибка, которую я совершил, была семантической ошибкой . Семантика относится к значению языка. Рассмотрим известное предложение, написанное лингвистом Ноамом Хомским: «Бесцветные зеленые идеи яростно спят». Согласны ли вы с тем, что все слова находятся в правильном месте в предложении? И тем не менее, фраза не имеет никакого смысла. Это потому, что некоторые слова объединены таким образом, что это не совсем работает. Например, невозможно, чтобы что-то было одновременно зеленым и бесцветным. Ноам Хомский придумал это предложение, чтобы подчеркнуть именно это: иногда слова могут стоять в нужном месте в предложении, но предложение все равно не имеет смысла, потому что слова объединены таким образом, что не имеют смысла.

Как и в приведенных выше примерах, лингвисты обнаружили, что некоторые семантические ошибки (также называемые семантическими аномалиями) заметить легче, чем другие. Языковеды изучают, как люди реагируют на различного рода языковые ошибки, потому что это может рассказать нам кое-что о том, как мозг конструирует смысл слов, которые он читает или слышит. Ученые хотят понять, что определяет, заметит ли кто-нибудь семантическую аномалию или нет.

Различные виды семантических аномалий

Начнем с головоломки. Представьте себе такой сценарий: Самолет только что разбился на границе Испании и Франции. Обломки самолета разбросаны по обеим странам. Важно отметить, что никто из пассажиров не из Испании или Франции. Где власти должны хоронить выживших?

Что вы думаете? Где они должны быть похоронены? Если вы выбрали место захоронения, вы ошиблись! Вернитесь и перечитайте сценарий. Ты видишь проблему? Вопрос спрашивает вас, где хоронить выживших! Однако выжившие ЖИВЫ, так что не стоит их хоронить!

Не волнуйтесь, если вас обманули, вы в хорошей компании. Языковеды давали такой же сценарий большому количеству добровольцев во многих экспериментах [1]. Они обнаружили, что в большинстве случаев эти добровольцы также не замечают, что не следует хоронить выживших. Почему люди не замечают ошибку в вопросе? Немного изменим сценарий. Представьте, что сценарий был о велосипедной аварии, а не об авиакатастрофе: Только что произошла велосипедная авария на границе Испании и Франции. Обломки велосипедов разбросаны по обеим странам. Важно отметить, что ни один из гонщиков не из Испании или Франции. Где власти должны хоронить выживших? Как вы думаете, вас бы обманули, если бы вы прочитали этот рассказ вместо рассказа об авиакатастрофе? Если вы сказали «нет», вы правы! На самом деле, когда ученые попросили добровольцев прочитать эту версию истории, почти никого не обманули.

Почему люди замечают, что выживших нельзя хоронить, когда речь идет о крушении велосипеда, а не об авиакатастрофе? Одно важное различие между двумя историями заключается в том, насколько хорошо слово «выживший» вписывается в сценарий. Когда самолет падает, это обычно чрезвычайно разрушительное событие, поэтому люди, скорее всего, будут говорить о том, есть ли выжившие. Однако, когда происходит авария на велосипеде, она вряд ли будет столь же разрушительной. Люди на велосипедах могут пострадать, но вряд ли их убьют. Так что в случае с велосипедной аварией люди вряд ли будут говорить о выживших. Одна из идей о том, что происходит, когда люди не замечают семантических аномалий, заключается в том, что, когда слово хорошо вписывается в историю, мозг может не полностью интерпретировать его значение. Например, слово «выживший» означает «человек, который все еще жив». В историях, где мы ожидаем услышать о выживших, мозг может активировать только идею «человека», а не «кто еще жив». Это всего лишь одна из причин, почему мозг может немного лениться при интерпретации языка [2].

Что происходит в мозгу при семантических аномалиях?

После десятилетий исследований лингвисты обнаружили, что мозг людей по-разному реагирует на различные виды ошибок в предложении. Одним из способов изучения реакции мозга на семантические ошибки является использование электроэнцефалограммы (ЭЭГ) . ЭЭГ измеряет электрическую активность, которая всегда происходит в каждой части мозга. Чтобы измерить эту активность, ученые просят людей носить специальные шапочки, покрытые датчиками, называемыми электродами. Электроды располагаются на коже головы и измеряют электрическую активность нейронов (клеток мозга), находящихся прямо под электродами. Затем ученые могут изучить, как меняется электрическая активность в зависимости от того, что делают добровольцы.

Ученые записали ЭЭГ, пока добровольцы читают предложения со семантическими аномалиями. В своих экспериментах ученые просили добровольцев прочитать множество предложений, содержащих смысловые ошибки. Затем ученые берут среднее значение активности мозга, когда добровольцы читают предложения. Усредненная мозговая активность называется формой волны связанного с событиями потенциала (ERP) , которая похожа на волну, которая содержит несколько высоких и низких точек. Эти высокие и низкие точки представляют собой реакцию мозга на предложение с течением времени. После десятилетий исследований ученые узнали, что в ERP есть предсказуемые паттерны высоких и низких точек. Когда это так, этим высоким и низким точкам были даны имена. Например, нижняя точка, которая возникает примерно через 400 миллисекунд (мс; 1/1000 секунды) после появления неожиданного слова, известна как 9.0011 N400, компонент ERP (это лишь один из многих типов стимулов, вызывающих N400 [3]). Размер компонентов ERP (измеряемый по напряжению) отражает, насколько сильна реакция мозга, а время этих компонентов ERP (измеряемое в миллисекундах после стимула) отражает время ответа.

Ученые-лингвисты обнаружили, что размер компонента N400 ERP зависит от типа семантической аномалии в предложении. Некоторые семантические аномалии очень легко заметить. Например, все замечают ошибку в предложении: «Я пью кофе со сливками и собачками». Ученые обнаружили, что, когда добровольцы читают такие аномалии, их мозг показывает большой компонент N400 после прочтения неправильного слова. Однако, когда добровольцы читают предложения с трудно обнаруживаемыми аномалиями (например, пример с авиакатастрофой/выжившими выше), их мозг НЕ показывает большой компонент N400, когда они читают неправильное слово (рис. 1) [4].

  • Рис. 1. Тип семантической аномалии может повлиять на реакцию мозга N400.

Когда ожидается аномалия, потому что слово подходит к сценарию («яйца съели тост»), или если аномалии нет вообще, мозг не показывает большого эффекта N400. Это видно по красной линии. Однако, когда аномалия неожиданная («кофе со сливками и собачки»), в мозгу проявляется большой эффект N400. Это видно по синей линии.

Этот эксперимент показывает, что мы можем ожидать N400, когда семантическую аномалию легко заметить, но не тогда, когда ее трудно заметить. Однако, если бы N400 мог обнаружить только это различие, оно не было бы полезным для ученых. Вместо того, чтобы проводить дорогостоящее исследование мозга, ученые могли бы просто спросить добровольцев, заметили ли они аномалию, и получить те же результаты! Важно отметить, что лингвисты также обнаружили, что мозг людей не всегда показывает большой компонент N400, когда они читают легко обнаруживаемые семантические аномалии. Например, когда люди читают такие предложения, как «За завтраком яйца съели тосты», их мозг не показывает большую реакцию N400 на слово «тост», даже если они замечают аномалию в предложении. Если мы сравним эти две легко обнаруживаемые аномалии, то сможем получить представление о том, что происходит в мозгу. В примере «сливки и собаки» «собаки» не вписываются в сценарий, описываемый в предложении. Однако в примере «яйца съели тост» сценарий касается завтрака, и и яйца, и тосты — это то, что люди могут сказать, говоря о завтраке. Ученые решили, что N400 больше, когда слово плохо вписывается в сценарий, описываемый в предложении. Если слово хорошо вписывается в сценарий, даже если слово на самом деле не имеет смысла, мозги людей не показывают большой N400 и, если их спросить, они могли даже не заметить ошибку.

Почему важно изучать семантические аномалии?

Изучение того, как мозг людей реагирует на семантические аномалии, помогает лингвистам понять, как мозг выстраивает смысл из слов и предложений. Эти исследования показывают, что мозг часто использует подход «сверху вниз» для понимания языка, а не подход «снизу вверх». Подход «снизу вверх» означает, что мозг выстраивает значение предложения, полностью понимая значение каждого слова, когда мы его читаем или слышим. Если бы мозг использовал подход «снизу вверх», больше людей должно было бы замечать семантические аномалии. То есть они должны заметить, что не стоит хоронить выживших, потому что они активируют полное значение слова «выжившие», включающее в себя то, что люди еще живы.

Используя подход «сверху вниз», мозг использует фоновые знания для обработки значения предложения в зависимости от того, насколько ожидаемо слово в данном сценарии. Когда слово ожидается, потому что оно хорошо подходит, мозг может быть немного ленивым при определении значения этого слова. Например, слово «выживший» означает «человек, который еще жив». В историях, в которых мы ожидаем услышать о выживших, мозг может просто активировать «человек» и не активировать остальное значение. Понимание того, как люди используют подходы «сверху вниз» и «снизу вверх», чтобы понять смысл языка, полезно для врачей, лечащих пациентов с языковыми расстройствами.

Хотя мы ясно увидели важность N400 для понимания того, как мозг реагирует на различные виды семантических аномалий, ученые все еще пытаются выяснить, что именно N400 говорит нам о том, что делает мозг [5]. Одна идея состоит в том, что мозг делает прогнозы о том, какие слова он увидит, и N400 большой, когда слово неожиданно. Другая идея заключается в том, что мозг просто проверяет слова по мере их поступления, чтобы убедиться, что они вписываются в предложение, а большой N400 отражает, что слово не подходит. В любом случае, эти исследования ЭЭГ научили нас тому, что иногда то, что мы видим или слышим, является тем, что наш мозг ожидает увидеть или услышать!

Глоссарий

Семантика : Значение слов и предложений. В лингвистике семантика часто относится к изучению значения языка.

Семантическая аномалия : Слово в предложении, которое является неожиданным по сравнению с другими словами в предложении. Например, я беру свой кофе со сливками и собачками.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) : Измерение электрической активности многих нейронов головного мозга с помощью электродов, размещенных на коже головы.

Потенциал, связанный с событием (ERP) : Пики или провалы в усредненном сигнале ЭЭГ, которые отражают реакцию мозга на события, которые мы видим или слышим.

Компонент ERP N400 : Часть ERP, которая обычно имеет нижнюю точку около 400 мс (поэтому «400») после того, как человек видит или слышит стимул. В языковых исследованиях N400 больше, когда слово неожиданно.

Конфликт интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Ссылки

[1] Сэнфорд, А. Дж., и Стерт, П. 2002. Глубина обработки в понимании языка: не замечая доказательств. Тенденции Cogn. Наука . 6: 382–6. doi: 10.1016/s1364-6613(02)01958-7

[2] Феррейра Ф. и Патсон Н. Д. 2007. «Достаточно хороший» подход к пониманию языка. Ланг. Лингвист. Компас 1: 71–83. doi: 10.1111/j.1749-818x.2007.00007.x

[3] Кутас, М., и Федермайер, К. Д. 2011. Тридцать лет и счет: поиск смысла в компоненте N400 потенциала мозга, связанного с событием (ERP). год. Преподобный Психол . 62:621–47. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.131123

[4] Санфорд, А. Дж., Лойтольд, Х., Бохан, Дж., и Санфорд, А. Дж. 2011. Аномалии на границе сознания: исследование ERP. Дж. Когн. Нейроски . 23: 514–23. doi: 10.1162/jocn.2009.21370

[5] Лау, Э. Ф., Филлипс, К., и Поппель, Д. 2008. Корковая сеть для семантики: (де) построение N400. Нац. Преподобный Нейроски . 9:920. doi: 10.1038/nrn2532

Вы говорите (как минимум) 7000 слов в день. Вот как заставить их считать.

Советы по карьерному успеху

Автор: Paul Petrone

Пробивайтесь сквозь шум с помощью релевантного информационного контента.

17 августа 2017 г.

Исследования показывают, что в среднем человек произносит не менее 7000 слов в день, а многие говорят гораздо больше.

Подумайте, что это значит для вас. Эти 7000 слов (по крайней мере), которые вы произносите каждый день, являются вашим отпечатком в мире. Они диктуют, как вас воспринимают люди, и во многом определяют вас.

Преподаватель LinkedIn Learning Джефф Анселл в своем курсе «Уверенное общение» предлагает вам подумать о вчерашнем дне и задать себе следующие три вопроса:

  • Сколько из тех слов, которые вы сказали вчера, показали, что вы умеете общаться?
  • Сколько слов, сказанных вами вчера, повлияли на окружающих вас людей?
  • Сколько из этих слов мало или вообще не имели смысла?

Мои ответы по порядку: очень мало, не слишком много, слишком много. Это сразу же заставило меня задуматься и захотеть сделать более 7000 слов, которые я говорю каждый день, значащими больше.

Чтобы это произошло, вам, вероятно, следует просмотреть весь курс Ansell, который расширяет ваши возможности. Но вот несколько быстрых советов, которые Ansell предлагает, чтобы сделать ваши слова более действенными:

1. Подчеркните одно слово в каждом предложении.

Когда мы действительно увлечены тем, о чем говорим, мы подчеркиваем хотя бы одно слово в каждом предложении. Пример – «Вы не ПОВЕРИТЕ тому, что только что сказал этот человек!». Или: «Продажи на 35 процентов НИЖЕ, чем ожидалось!».

Когда мы не увлечены тем, что говорим, мы вместо этого говорим монотонно. И люди отключаются, когда вы говорите монотонно. Анселл сказал, что, как правило, не имеет значения, на каком слове вы делаете ударение в каждом предложении — просто используйте ударение, когда говорите.

2. Произносите каждое слово, когда говорите.

Говорите только те слова, которые хотите, чтобы другие услышали; иначе какой смысл их говорить? Следовательно, вам нужно убедиться, что люди слышат каждое слово, поэтому произношение является ключевым моментом. Обычно это означает говорить медленнее.

Чтобы помочь вам в произношении, Анселл предложил следующее упражнение: поместите ручку или карандаш в рот, между зубами, и аккуратно зажмите. Затем прочитайте что-нибудь вслух в течение 60 секунд. Выньте ручку изо рта и продолжайте читать вслух — вы станете намного лучше произносить слова.

Вы должны выполнять это упражнение каждый день или перед презентацией, сказал Анселл.

3. Периодически делайте паузы.

По иронии судьбы, один из способов звучать более уверенно — вообще ничего не говорить, сказал Анселл. Например, пауза после того, как вы высказали свое мнение, помогает ему закрепиться в вашей аудитории.

Кроме того, паузы иногда заставляют вас говорить медленнее. Когда мы говорим медленнее, мы более тщательно выбираем слова, и каждое из них оказывает большее влияние.

4. Избегайте разговоров и уточняющих заявлений.

Вы когда-нибудь разговаривали с кем-то, кто превращает каждое предложение в вопрос, потому что заканчивает каждое предложение на перегибе вверх? Даже конкретные факты, вроде утверждения «Меня зовут…», звучат как вопрос.

Это ужасно. Это звучит так, как будто вы ищете подтверждение всему, что говорите (что, возможно, подсознательно вы и делаете), и люди воспринимают вас менее серьезно.

То же самое касается уточняющих утверждений, таких как «я считаю», «вроде как» или «вроде как». Во всех этих примерах вы ослабляете свой собственный аргумент.

Скажи что-нибудь, потому что ты полностью в это веришь, а не потому, что ты «вроде» веришь или «вроде» веришь. И другие знают, что именно поэтому вы в это верите — вы это говорите, вам не нужно добавлять «я верю» или «по моему мнению».

5. Стойте, когда говорите.

Если возможно, стойте, когда говорите. Люди, которые стоят во время разговора, как правило, говорят более страстно и энергично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *