Разное

Нравственные основы личности: Нравственные основы личности — Философия

Нравственные основы личности — Философия

Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей. Правда, ареной этой демонстрации оказалась не столько сама культура Возрождения, сколько религиозное раннепротестантское движение XVI века. Его участники, поднявшиеся против авторитарной римско-католической церкви, обнаружили прежде неизвестную способность к самодисциплине и самопринуждению, к добровольному связыванию себя вновь выбранными нравственно-религиозными требованиями. Папскому диктату была противопоставлена не склонность к индивидуализму, а сила лично на себя возлагаемой миссии и обязанности. Упорство, выдержка, самообладание приверженцев молодого протестантизма вошли в легенду, а слова, сказанные их первым духовным вождем Мартином Лютером: «На том стою и не могу иначе» — навеки стали девизом личностно-независимого поведения. Это было началом становления исторического типа личности, которая определяет свое поведение, прислушиваясь к своему «внутреннему голосу», а не бездумно следуя указаниям и назиданиям извне.

Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой…») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,— это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия — это «самозаконность».

Как понимать данное выражение? Конечно, речь не идет здесь о том, что человек изобретает для себя законы: сегодня выдумывает одни, завтра подчиняется другим, словом, кодифицирует свой личный произвол, капризы и прихоти. И в этической традиции, и особенно в работах самого Канта понятие автономии (самозаконности) подразумевает добровольное возведение максимы в принцип, когда определенное правило поведения (по Канту, «максиму поступка») человек задает себе сам раз и навсегда, то есть ставит его выше своих меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться.

С этого возведения максимы в принцип и начинается устойчивая стратегия индивидуального поведения, отличающая личность от такого единичного субъекта, который, по словам Канта, «мечется туда и сюда, подобно туче комаров», подчиняясь то собственной склонности, то «силе обстоятельств», то давлению власти. Последнее особенно существенно. Закон, который индивид дал себе сам, может прийти в противоречие с внешними властными предписаниями и распоряжениями. И тогда «мой» закон противостоит «чужому» указу и диктату. Причем сила этого противостояния куда больше, чем сила частного интереса, отличающего человека как индивида. Нет таких интересов, желаний, таких материальных личных влечений, которые не отступили бы, когда человеку достоверно известно, что их удовлетворение обернется гибелью. А вот о принципах этого не скажешь. Принципы соблюдаются при всех условиях, а значит, даже тогда, когда их выполнение карается смертью.

Какое правило человек может возвести в принцип? Абстрактно говоря, любое. Однако на роль принципов, застрахованных от пересмотра, соблюдаемых не просто из упрямства, а по глубокому и все упрочивающемуся личному убеждению, могут претендовать далеко не все правила, а лишь те, которые поддаются нормативному обобщению. Вот почему рядом с требованием «дай себе закон» Кант ставит другое, важнейшее для его этики: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла бы быть и нормой всеобщего законодательства».

Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание».

Не останавливаясь на противоречиях, которые содержало кантовское учение, акцентируем внимание на том, в чем Кант оказался прав в общечеловеческом смысле, что было его настоящим философским открытием, значимым для наших дней не меньше, а даже, возможно, и больше, чем для его времени.

Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

В конце XIX века французский социолог Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство» обратил внимание на то, что расчетам с жизнью, как правило, предшествует «аномия» (буквально «беззаконность», «безнормность») — состояние, когда для человека ничто не свято и не обязательно. Но еще до Дюркгейма зависимость эта была богато документирована художественной литературой. Вспомните, как оканчивает жизнь персонаж Ф. М. Достоевского Ставрогин, глубокую мизантропию Анны Карениной накануне самоубийства. «И бежа удавился» — так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота, убившего принципы и предавшего врагам учителя своего. Даже тридцать сребреников, назначенных за предательство, потеряли в глазах Иуды всякую ценность и интерес: перед смертью он бросил их в лицо жрецам-плательщикам. Аномия, а за нею полная апатия и — бегство в смерть!

Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни, по созданию и поддержанию известного целостного представления о желаемом, должном и ценном, которое достоверно для данной конкретной личности и одушевляет, оживотворяет ее в качестве значимой «сверхзадачи».

Остановимся здесь лишь на тех ее аспектах, которые существенны для социальной ориентации личности. Начнем с того, что смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен»: он связан с вопросом «ради чего жить», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь и приносить практический эффект.

Поиски смысла жизни можно определить как процесс расширяющейся морально-практической ориентации личности. Все начинается с простейших нравственных альтернатив, с определения того, чего «здесь и теперь» категорически нельзя делать (соответственно — нельзя не делать). Добровольно возлагая на себя известные обязанности, личность становится убежденным исполнителем той или иной общественной роли.

Но роль эта не единична, ибо многие другие люди движимы аналогичными индивидуальными устремлениями. Так личная ситуация приобретает более широкое социальное значение — исторического контекста, в котором находится определенная социальная группа. У человека появляется интерес к общественным отношениям и закономерностям, к глобальным проблемам и общим перспективам развития человечества, причем интерес не досужий, а действительно живой, нравственно выстраданный. Встает вопрос о вплетении личной биографической нити в историческую ткань своего народа, человечества в целом.

 1,484 

2. Нравственные основы личности

В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Мораль — санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет два аспекта — духовно-идеологический и социально-практический. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму – поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не жесткий, однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть первоэлемент нравственности.

Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества, согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Моральные нормы выступают в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности.

Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах.

Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия.

Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В любом, в том числе и современном обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла.

По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство собственного достоинства и чести).

Заключение

Проблема личности и ее нравственных основ, не отделимая от проблемы сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но и сейчас на пороге 21 века нельзя утверждать, что мы приблизились к ее решению.

Да, сейчас о человек мы знаем больше: мы больше знаем о его физиологии, психологии, мы можем в какой-то степени управлять действиями и поступками отдельного человека и различных социальных групп, мы можем сделать человека веселым или грустным, добрым или злым. Но стал ли от этого знания и умения человек более понятным, стало ли от этого человечество более разумным? Сумели ли мы отучить человека от совершения ужасных преступлений? Сумели ли мы понять, почему гении рождаются так редко?

Да, и надо ли нам это? Станет ли человек более счастлив от своей предсказуемости и предрешенности своей судьбы? И не потеряет ли человечество смысла своего существования, когда узнает все?

Утилитарная, прикладная сторона проблемы личности требует своего решения, потому что она напрямую связана с выживанием человечества. Увеличение численности населения Земли, недостаток ее природных ресурсов и все более усиливающаяся дифференциация богатых и бедных слоев общества ставит человечество на грань гибели.

Используемая литература:

1.     Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991г.

2.     Ильенков Э.В., Философия и культура, М., 1991г.

3.     .Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М., 1997г.

4.     Алексеев В.П., Становление человечества, М., 1984г.

5.     Кликс Ф., Пробуждающееся мышление, М., 1983г.

6.     Шишкин А.Ф., Человеческая природа и нравственность, М., 1979г.

Теория нравственных основ | moralfoundations.org

Теория моральных основ была создана группой социальных и культурных психологов (см. нас здесь), чтобы понять, почему мораль так сильно различается в разных культурах, но все же имеет много общего и повторяющихся тем. Короче говоря, теория предполагает, что несколько врожденных и общедоступных психологических систем являются основой «интуитивной этики». Затем каждая культура строит добродетели, нарративы и институты поверх этих основ, тем самым создавая уникальные морали, которые мы видим по всему миру, и конфликтующие внутри наций.

Пять оснований, для которых, по нашему мнению, лучше всего подходят доказательства:

1) Забота/вред : Эта основа связана с нашей долгой эволюцией млекопитающих с системами привязанности и способностью чувствовать (и не любить) боль других. Он лежит в основе добродетели доброты, мягкости и заботы.

2) Справедливость/обман : Эта основа связана с эволюционным процессом взаимного альтруизма. Он порождает идеи справедливости, прав и автономии. [Примечание: в нашей первоначальной концепции Справедливость включала заботу о равенстве, которую в большей степени поддерживают политические либералы. Однако, когда мы переформулировали теорию в 2011 году на основе новых данных, мы подчеркиваем пропорциональность, которую поддерживают все, но в большей степени поддерживают консерваторы]

3) Верность/предательство: Этот фундамент связан с нашей долгой историей как племенных существ, способных образовывать изменчивые коалиции. Он лежит в основе добродетелей патриотизма и самопожертвования ради группы. Он активен в любое время, когда люди чувствуют, что это «один за всех и все за одного».

4) Власть/подрывная деятельность: Этот фундамент был сформирован нашей долгой историей иерархических социальных взаимодействий. Он лежит в основе добродетелей лидерства и подчинения, включая почтение к законной власти и уважение к традициям.

5) Святость/деградация: Этот фундамент был сформирован психологией отвращения и осквернения. Оно лежит в основе религиозных представлений о стремлении жить возвышенно, менее плотски, более благородно. Она лежит в основе широко распространенной идеи о том, что тело — это храм, который может быть осквернен аморальными действиями и загрязнениями (идея, не уникальная для религиозных традиций).

Мы думаем, что есть несколько других очень хороших кандидатов на «учредительство», особенно:

6) Свобода/угнетение : Эта основа посвящена чувствам реакции и обиды, которые люди испытывают по отношению к тем, кто доминирует над ними и ограничивает их свободу. Его интуиция часто находится в противоречии с интуицией авторитетного основания. Ненависть к хулиганам и доминантам побуждает людей объединяться в знак солидарности, чтобы противостоять угнетателю или свергнуть его. Мы сообщаем о некоторой предварительной работе над этим потенциальным основанием в этой статье, посвященной психологии либертарианства и свободы.

Большая часть наших нынешних исследований связана с применением теории к политическим «культурам», таким как либералы и консерваторы. Мы обнаружили, что нынешнюю войну американских культур можно рассматривать как результат того факта, что либералы пытаются создать мораль, опирающуюся в первую очередь на основу заботы/вреда при дополнительной поддержке со стороны основ справедливости/обмана и свободы/угнетения. Консерваторы, особенно религиозные консерваторы, используют все шесть основ, включая Верность/предательство, Власть/подрывную деятельность и Святость/деградацию. Культурная война в 1990-е и начало 2000-х были сосредоточены на легитимности этих трех последних основ. В 2009 году, с появлением «Чайной партии», культурная война отошла от социальных проблем, таких как аборты и гомосексуальность, и стала больше касаться различных концепций справедливости (равенство против пропорциональности) и свободы (правительство угнетатель или защитник?) . «Чайная партия» и «Захвати Уолл-Стрит» — популистские движения, которые много говорят о справедливости и свободе, но совершенно по-разному, как вы можете видеть здесь, для «Чаепития», и здесь, для OWS. Вы можете найти свой собственный профиль моральных основ на www.YourMorals.org.

Теория была впервые разработана на основе одновременного обзора современных эволюционных представлений о морали и межкультурных исследований добродетелей (сообщено в Haidt & Joseph, 2004 [запросный документ]). Эта теория является расширением теории Ричарда Шведера о «трех этиках», широко используемой во всем мире, когда люди говорят о морали. (См. эту статью: Шведер, Р. А., Мач, Н. К., Махапатра, М., и Парк, Л. [1997]. «Большая тройка» морали [автономия, общность и божественность] и «большая тройка» объяснений страдания). На теорию также сильно повлияла теория реляционных моделей Алана Фиске.

Чтобы узнать больше о MFT:

  • Чтобы получить наиболее полный и доступный обзор теории, прочитайте Праведный разум.
  • Если вы просто хотите прочитать о самих основаниях, вот глава 7 Праведного разума.
  • Для более академического обзора теории, включая критерии для того, чтобы называть что-либо «основой», см. этот обзорный документ.
  • Чтобы просмотреть все наши академические статьи, посетите нашу страницу «Публикации».
  • Чтобы получить общее представление о MFT и о том, как оно применимо к американской политике, посмотрите видеоролики ниже (или просмотрите их здесь и здесь, если они не воспроизводятся ниже):

Этот веб-сайт управляется коллаборацией YourMorals. org. Веб-сайт поддерживается Давидом Доболи.

(последнее обновление: июнь 2021 г.)

Тест моральных основ

  • Тесты
  • Типы
  • Статьи
  • Новости
  • Члены
  • Поиск

Этот тест также доступен на следующих языках:

Социологи, такие как Рави Айер и Джонатан Хайдт, утверждают, что существуют существенные различия в человеческой морали и что эти различия влияют не только на процессы принятия решений и рассуждений, но и на их политическое мировоззрение. В последние годы исследователи и ученые со всего мира пришли к единому мнению в рамках теории моральных основ в попытке объяснить эти индивидуальные различия, а также разобраться во многих случаях морального возмущения и оскорбления, которые все чаще наблюдаются в общественное обсуждение. Опираясь на результаты их исследований, этот тест призван дать вам баллы в соответствии со структурой моральных основ.

Для каждого из следующих пунктов укажите, считаете ли вы это приемлемым с моральной точки зрения или нет.

Вопрос 1 из 36

Адам и Бет встречаются уже три года. Адам не хочет иметь детей, поэтому Бет говорит ему, что принимает таблетки, хотя это не так.

Не в порядке

В порядке

СЛЕДУЮЩИЙ НАЗАД

Тест моральных основ IDR Labs является собственностью IDR Labs International, и его не следует путать с аналогичными тестами моральных основ, работающими в той же структуре, такими как Тест на определение моральных основ, который можно найти на YourMorals. org.

Концепция моральных основ была разработана конгломератом исследователей, которые изучают мораль, этику, психологию и политику, чтобы лучше понять человеческое поведение и более глубоко понять индивидуальные различия. В качестве основы социальной науки моральные основы позволяют проверять широкий спектр гипотез об индивидуальных различиях и человеческой природе.

Этот тест был проведен с помощью профессиональных аналитиков в области политических и социальных наук, а также респондентов со всех сторон политического спектра. Тем не менее, имейте в виду, что тесты — это всего лишь индикаторы — первый взгляд на систему, чтобы вы могли начать.

Тесты моральных основ, независимо от того, являются ли они профессиональными или «официальными» тестами, используемыми в академических исследованиях, или бесплатными онлайн-тестами, подобными этому, являются индикаторами, помогающими дать вам представление о вашей моральной и этической точке зрения, основанной на моральных основах Забота, справедливость, верность, авторитет, чистота и свобода. При сопоставлении вашей морали с современными политическими сегментами, как в западных демократиях, этот тест опирается на современные, рецензируемые публикации по социальным наукам для своих данных. Тем не менее, ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить ваши нравственные основы или политические взгляды с полной точностью и надежностью, и никакой тест на нравственные основы не заменит подробного ознакомления со структурой нравственных основ или политикой вашей собственной страны.

Авторы этого бесплатного онлайн-теста на моральные основы сертифицированы в использовании множества различных тестов личности и способностей и профессионально работали в области психологии, политической психологии, политики и тестирования личности. Прежде чем использовать наш бесплатный онлайн-тест, обратите внимание, что результаты предоставляются «как есть», бесплатно и не должны рассматриваться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *