Разное

Нравственность в обществознании: Моральный выбор — урок. Обществознание, 7 класс.

Обществознание 5.2

 


1. Общие представления о морали и нравственности.
2. Мораль и право.


 

Мораль — форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле.

Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.

Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу — это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.

С развитием общества возникали обычаи — исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение.

Обычай — привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное.

Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений — личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию — многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.

Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что «так принято». Традиции же облекаются эмоциональной окраской — стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.

Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:

регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать.

Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
координационная

— мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;
воспитательная — мораль влияет на воспитание человека.

Мораль — это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность — конкретные принципы реального поведения человека.

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования — общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру — включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.

Однако, можно выделить и

различия норм морали и права:
— мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
— нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
— за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
— нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
— моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.

Моральные принципы, — правила поведения, — являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.

Рис. 1. «Золотой» императив Иммануила Канта

Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить «золотое правило нравственности», высказанное ещё Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе«.

Важнейшим моральным принципом является также гуманизм — человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии.

Другой нравственный принцип — моральная автономия личности.

Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм — человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 34 стр. 235-240

Составление конспекта по плану:

1. Естественные и социально-гуманитарные науки.

2. Особенности социального познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое мораль и нравственность?
2. В чем наблюдается сходство и развличе понятий морали и нравственности?
3. Что такое обычай и традиция?
4. Перечислите функции морали?
5. Раскройте значение императива И.Канта.

Мораль и нравственность – сходства и различия в таблице

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1703.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1703.

Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями. Этика – наука, изучающая моральные нормы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль

Нравственность

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).

В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.

Что мы узнали?

Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Крафт Андрей

    9/10

  • Андрей Куренков

    10/10

  • Ангелина Грицук

    10/10

  • Дияз Минуллин

    6/10

  • Юрий Шерин

    10/10

  • Ruslan Sharbatov

    7/10

  • София Омелькина

    9/10

  • Никита Снурников

    9/10

  • Настя Зубкова

    10/10

  • Вадим Макаров

    10/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1703.


А какая ваша оценка?

Мораль и нравственность: критический взгляд социальных наук — идеи

Социальные науки

Является ли ожидаемым результатом изучения нравственности лучшее понимание социальной жизни или улучшение общества?

Дидье Фассен · Опубликовано в 2011 г.

Добрый самаритянин, Рембрандт ван Рейн

Философы всегда интересовались моральными вопросами, но социологи, как правило, более неохотно обсуждали мораль и нравственность. Это действительно парадокс, поскольку вопрос о моральном измерении человеческой жизни и социальных действий был неотъемлемым элементом основания их дисциплин.

Ключ к разгадке этого парадокса лежит в противоречии между описательной и предписывающей задачами социальных наук: является ли ожидаемый результат изучения морали лучшим пониманием социальной жизни или конечной целью науки о морали является улучшение общество? В начале двадцатого века немецкий социолог Макс Вебер, следуя первой линии, выступал за свободное от ценностей исследование оценочных суждений, исследуя, например, роль протестантской этики в зарождающемся духе капитализма. Его французский современник Эмиль Дюркгейм, более чувствительный ко второму варианту, твердо верил, что исследование морали не стоило бы труда, которого оно требует, если бы ученые оставались безропотными наблюдателями моральной реальности, и эта позиция не помешала ему предложить строгое объяснение моральной реальности. почему мы подчиняемся коллективным правилам. Эта диалектика между исследованием норм и их продвижением, между анализом того, что считается хорошим, и утверждением того, что хорошо, была, таким образом, в центре социальных наук с момента их зарождения.

Для антропологии проблема была еще более острой, поскольку противостояние с иными культурами, а значит, иными моралью приводило к бесконечной дискуссии между универсализмом и релятивизмом. Учитывая разнообразие норм и ценностей по всему миру и их трансформацию с течением времени, следует ли утверждать, что некоторые из них лучше, или признать, что все они просто несоизмеримы? Большинство антропологов, от американского отца культурализма Франца Боаса до французского основателя структурализма Клода Леви-Стросса, приняли второй подход, несомненно подкрепленный открытием исторических катастроф, порожденных идеологиями, основанными на человеческой иерархии, независимо от того, служили ли они чтобы оправдать истребление в случае нацизма, эксплуатацию в целях колониализма или сегрегацию при апартеиде. Эти дебаты недавно возобновились по таким вопросам, как женское обрезание (переименованное в калечащие операции на половых органах) и традиционные матримониальные стратегии (переквалифицированные в принудительные браки), и многие феминистки высказались в пользу нравственно вовлеченных исследований, когда дело дошло до практик, которые они считали неприемлемыми.

Принимая во внимание эти трудности, научные, а также политические и этические, тем более примечательно, что социальные науки вновь инвестировали в область морали и нравственности в течение последнего десятилетия. Эта эволюция отражает более широкую тенденцию в современных обществах, где моральные вопросы стали центральными в общественной сфере, до такой степени, что большинство сфер деятельности стали связаны с моральными оценками и оправданиями. Права человека вошли в пространство международных отношений, военные операции были представлены как гуманитарные войны, биоэтика переопределила границы медицинских исследований, жадность в финансах была осуждена как неэтичная, сострадание стало политической добродетелью, бедность была оценена согласно заслуга. В этих изменяющихся обстоятельствах социологи больше не могли игнорировать растущее публичное присутствие моральных вопросов, к чьему опыту даже иногда обращались.

Здесь важно понимать глубокое теоретическое и методологическое различие между социальными науками и философией, а также эволюционными и когнитивными науками в их соответствующих подходах к моральным проблемам. Философы, биологи и психологи действуют путем редукции — обычно к чисто моральным дилеммам, обычно приводящим к простым альтернативам, которые не отражают реальность, а формализуют ее, чтобы произвести концептуализацию. В этом ключе ученые-эволюционисты и когнитивисты недавно предложили универсальную моральную грамматику, которую можно рассматривать как элементарные формы моральных суждений и моральных чувств. Напротив, социологи, антропологи и историки имеют дело со сложными и нечистыми ситуациями, потому что это реальность человеческой жизни и социального действия. Границы между моральными проблемами и политическими, экономическими, религиозными, юридическими, эстетическими и социальными вопросами часто размыты. Социологи знают из своих наблюдений, что универсальной морали не существует. Даже убийство можно осуждать или хвалить в зависимости от культурной среды, исторических моментов и конкретных контекстов.

Именно для понимания этой сложности и нечистоты морали и морали в современном обществе была задумана программа «На пути к критической нравственной антропологии», финансируемая Европейским исследовательским советом. Этот совместный проект объединяет группу из двенадцати социологов, антропологов и политологов. Он разрабатывается по обе стороны Атлантики: в Париже, в Высшей школе социальных наук, и в Принстоне, в Институте перспективных исследований, пользуясь преимуществом присутствия членов, одновременно исследующих сходные вопросы через разные объекты. Она имеет как теоретическое, так и эмпирическое измерение. С одной стороны, он предлагает критическое исследование новой области антропологии морали и морали, связывая моральные проблемы с их историческим формированием и политическим фоном. С другой стороны, он включает в себя изучение того, как к иммигрантам и меньшинствам относятся такие учреждения, как полиция, правосудие, тюрьма, социальная служба и система психического здоровья во Франции, формулируя моральную экономику этих проблем на национальном уровне. и моральная работа социальных агентов в их соответствующих учреждениях.

Действительно, иммигранты и меньшинства во многих обществах представляют собой наиболее маргинализированных, стигматизированных и дискриминируемых слоев населения. Институты, с которыми они имеют дело, являются частично репрессивными (полиция, правосудие, тюрьма) и частично реабилитационными (социальная работа, психическое здоровье). В обоих случаях технические аспекты каждой профессии (юриспруденция, наблюдение, помощь, психиатрия) не полностью объясняют принятые решения или отношение к обществу: всегда присутствует моральная оценка — явно или неявно. Полицейские, судьи и охранники, а также социальные работники и работники здравоохранения используют моральные категории для дисквалификации или оправдания, создают моральные сообщества для исключения или включения, вырабатывают моральные оправдания жестокого обращения или уважения. Конечно, эти моральные выработки рождаются не из социальной пустоты. На самом деле научная задача состоит в том, чтобы понять, как публичные дискурсы и государственная политика влияют на институциональную и профессиональную практику и, в свою очередь, консолидируются или иногда переформулируются через последнюю. Другими словами, мы стремимся понять, как артикулируются макросоциальное (политика и политика) и микросоциальное (убеждения и практика), что является одним из главных теоретических вопросов, если не загадкой, для социологов.

Возьмем, к примеру, административный и судебный процесс, посредством которого рассматриваются заявления лиц, ищущих убежища, чтобы определить, будет ли им предоставлен статус беженца. В Европе публичный дискурс о так называемых «фиктивных беженцах» постепенно проник в повседневную работу офицеров и магистратов, отвечающих за оценку заявителей. В то время как доверие было обычным явлением три десятилетия назад, когда девять просителей убежища из десяти получили ценный статус, подозрение стало правилом, что привело к все более низким показателям признания, которые в настоящее время снизились до двух из десяти. В этом новом контексте, когда достоверность их рассказов установить очень трудно, искренность заявителей в большей степени оценивается по сочувствию, возникающему в ответ на проявление ими эмоций. Парадоксальным образом, однако, чем суровее приговоры, тем больше судьи убеждены в их справедливости. Для них утрата доверия к слову лиц, ищущих убежища, приводит к возрастающей ценности убежища как абстрактного принципа — вплоть до того, что оно становится недоступным. В конечном счете, политики видят, что их сомнения относительно правдивости отчетов и искренности заявителей подтверждаются низкими показателями признания. Таким образом, нормы и ценности циркулируют между макросоциальным и микросоциальным, между национальными форумами, где обсуждаются вопросы иммиграции, и местными бюрократиями, где принимаются жизненно важные решения. Таким образом, моральная экономика убежища глубоко укоренена в политических вопросах и зависит от социальных вопросов.

Чтобы понять такие взаимосвязанные масштабы и переплетенные области, предпочтительным методом является этнография, то есть включенное наблюдение в течение длительных периодов времени за деятельностью профессионалов в соответствующих учреждениях: уличная полиция, магистраты в судах, надзиратели в тюрьмах, социальные работники в их администрации, психиатры в их больницах. Это означает переориентацию традиционной полевой работы. Антропологи давно изучают отдаленные и изолированные этнические группы. Они обнаружили, что их место также дома, где определенные социальные миры, возможно, не менее экзотичны или не менее искажены, чем то, что они называли «примитивными обществами». В частности, исследование морали и нравственности дает возможность одновременно уловить общие нормы и ценности социальных миров, а также специфические правила и чувства, которые отличают каждый из них, — удачное дополнение к тому, что Клиффорд Гирц, профессор-основатель Школы Института Социальные науки, рассматриваемые как «этическое измерение антропологических полевых исследований».

Гуманитарная причина: моральная история настоящего

После цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии Клиффорд Гирц с меланхолией прокомментировал . . . что «фатальность в таком масштабе, уничтожение не только отдельных жизней, но и целых их популяций, угрожает убеждению, которое, быть может, больше всего примиряет многих из нас, насколько это возможно в этом мире, с нашей собственной смертностью: что, хотя мы сами можем погибнуть, сообщество, в котором мы родились, и та жизнь, которую оно поддерживает, каким-то образом будут продолжать жить». Можно было бы расширить это глубокое понимание, предположив, что значение такой фатальности заключается не только в нашей скорби по возможно потерянному миру, все следы которого могут даже исчезнуть; речь идет также о нашем чувстве принадлежности к более широкому моральному сообществу, существование которого проявляется через сострадание к жертвам. Для внимательного наблюдателя цунами впечатляющие масштабы жертв с десятками тысяч жертв были столь же значимы, как и беспрецедентное развертывание солидарности с помощью помощи в миллиарды долларов. Мы оплакивали их мертвых, но праздновали нашу щедрость. Сила этого события — в редком сочетании трагедии гибели и пафоса помощи. . . . Обрисованный таким образом моральный ландшафт можно назвать гуманизмом. Хотя это обычно считается само собой разумеющимся как простое расширение предполагаемой естественной человечности, которая изначально связана с тем, что мы люди, гуманизм является относительно недавним изобретением, которое поднимает сложные этические и политические проблемы. . . .

2010 год начался с ужасного землетрясения на Гаити, вызвавшего поразительную мобилизацию во всем мире, особенно во Франции и Соединенных Штатах. На самом деле мы были свидетелями соперничества между двумя странами, чьи правительства и население соперничали друг с другом в заботе о жертвах, щедро посылая войска, врачей, товары и деньги, вызывая при этом подозрение в преследовании целей, отличных от чистой благотворительности в отношении нация, последовательно угнетаемая первыми и эксплуатируемая вторыми. Это подражание, безусловно, было вызвано доброй волей, и не следует преуменьшать альтруистическое участие и благотворительные усилия отдельных лиц, организаций, церквей и даже правительств, участвовавших в лечении раненых, а затем в усилиях по восстановлению. И все же нельзя не думать о том, насколько полезной была эта щедрость. На мимолетный момент у нас возникла иллюзия, что мы разделяем общие человеческие условия. Мы могли бы забыть, что только 6 процентов гаитян, ищущих убежища, получают статус беженца во Франции, что представляет собой один из самых низких национальных показателей, намного уступая тем, кто прибыл из внешне мирных стран, или что тридцать тысяч гаитян были в списках депортированных США. Иммиграционное и таможенное агентство. Катаклизм, казалось, стер воспоминания о французской и последующей американской эксплуатации острова. Наш ответ на него означал обещание возмещения ущерба и надежду на примирение.

В современных обществах, где неравенство достигло беспрецедентного уровня, гуманизм пробуждает фантазии о глобальном нравственном сообществе, которое все еще может быть жизнеспособным, и ожидание того, что солидарность может иметь искупительную силу. Этот светский образ общения и искупления подразумевает внезапное осознание фундаментально неравного человеческого положения и этической необходимости не оставаться пассивным в отношении этого во имя солидарности — каким бы эфемерным ни было это осознание и какое бы ограниченное влияние эта необходимость ни имела. Гуманитаризм обладает замечательной способностью: он мимолетно и иллюзорно преодолевает противоречия нашего мира и делает невыносимость его несправедливости несколько терпимой. Следовательно, его консенсуальная сила. — Дидье Фассен в Гуманитарная причина: моральная история настоящего (University of California Press, 2011)

Подробную информацию об этом исследовании можно найти на сайте http://morals.ias.edu/, включая соответствующие публикации, программы семинаров, и соответствующие библиографии.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *