Разное

Негативные и позитивные формы девиантного поведения: Виды и формы девиантного поведения — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

что к ним относят, примеры форм

Содержание:

  • Что такое девиантное поведение
    • Причины возникновения девиантности, группы факторов
  • Виды девиантного поведения, примеры форм
    • Асоциальное и антисоциальное
    • Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением
    • Аутодеструктивное
  • Теории Дюркгейма и Мертона
    • Что такое аномия по Дюркгейму
    • Что такое аномия по Мертону
    • Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия
  • Основные функции отклоняющегося поведения

Содержание

  • Что такое девиантное поведение
    • Причины возникновения девиантности, группы факторов
  • Виды девиантного поведения, примеры форм
    • Асоциальное и антисоциальное
    • Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением
    • Аутодеструктивное
  • Теории Дюркгейма и Мертона
    • Что такое аномия по Дюркгейму
    • Что такое аномия по Мертону
    • Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия
  • Основные функции отклоняющегося поведения

Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение описывает действие или поведение, которое нарушает социальные нормы и социальные правила.

Девиантность имеет социологические и психологические последствия. Девиантное поведение относится к деятельности, которая не одобряется государством и обществом и имеет правовые последствия (в том случае, если его можно охарактеризвать как делинквентное).

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует институционализированным установкам или кодексу поведения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Некоторые социологи объясняют девиантное поведение, используя характер и особенности индивидов.

Позитивная девиация — вид отклоняющегося поведения, не вызывающее неодобрения общества. Оно выглядит как странное и необычное, при этом не влечет негативных последствия для личности, общества или государства.

Определенный поступок или поведение может рассматриваться как девиантное поведение и получать санкции или наказания в одном обществе и рассматриваться как нормальное поведение в другом обществе. Социологи подчеркивают важность теории навешивания ярлыков или стигмы.

Формальная девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, нарушающие социальные нормы, включая формально установленные правила и неформальные нарушения социальных норм, социальные обычаи и нравы.

Формальное девиантное поведение можно описать как преступление, нарушающее законы общества. В этом случае его относят к делинквентным

Неформальное девиантное поведение — это незначительные нарушения, которые нарушают неписаные правила социальной жизни.

Нормы, которые имеют большое моральное значение, — это нравы.

Девиантное поведение трудно изучать, потому что большинство людей не хотят быть честными в отношении своей «девиантной» деятельности из-за связанных с ней социальных санкций. Межличностные реакции на девиантность могут иметь значительный эффект, увеличивая вероятность последующего девиантного поведения.

Формальный и неформальный контроль заставляет большинство людей соответствовать социальным нормам. Тогда почему некоторые люди проявляют такое девиантное поведение, даже если ожидается социальное наказание?

Функционалистская точка зрения на девиантность и социальный контроль лучше всего представлена Дэвидом Эмилем Дюркгеймом и Талкоттом Парсонсом.

Согласно Дюркгейму и функционалистам, существуют положительные последствия девиантного поведения и социального контроля.

  1. Первичная девиантность — это первоначальный девиантный поступок. Девиантное поведение, которое является кратковременным или прекращается со взрослением.
  2. Вторичная девиантность — это девиантность, которая возникает в результате того, что на вас навесили ярлык девиантного поведения.

Девиантное поведение следует относить к долгосрочным, так как оно не прекращается со взрослением. Социологи объясняют девиантное поведение с точки зрения широких социальных условий, в которых девиантность скорее всего будет расти, рассматривая социальную структуру, характеристики общества и социологию групп внутри общества (Роберт Кинг Мертон, Кловард и Охлин).

Причины возникновения девиантности, группы факторов

Именно неудача в усвоении норм порождает девиантность. Институты социализации не справляются со своей ролью. Усвоение норм является основой их соблюдения. Ниже перечислены институты социализации норм, в которых развивается личность человека, они также являются органами социального контроля.

Разрушенная семья и неправильная социализация

Семья — это первый институт, обучающий нормам социальной жизни. Родители играют важную роль в этом процессе. Братья и сестры являются вторыми, кто социализирует своих членов семьи. Если оба или один из родителей отсутствуют по причине смерти или по другой причине, ребенок не получает должного обучения, необходимой привязанности и «удовлетворения потребностей» в семье.

Он становится тревожным эмоционально и ищет защиты в обществе других людей вне семьи. Он учится антисоциальным действиям, таким как курение, азартные игры, карманные кражи, насилие, ложь и совращение других в компании плохого окружения.

Он приобретает привычку к девиантности и становится делинквентом. Делинквентность входит в его социальную жизнь.

Отвержение со стороны соседей

Соседство — отличный институт социализации, позволяющий обеспечить семьям безопасность и взаимопомощь. Общение и сотрудничество между семьями в одном дворе обеспечивает социальное воспитание членов микрорайона. Все живут неформальной жизнью.

Отвержение со стороны соседей оставляет дефекты в процессе обучения личности. Социализация общественных норм остается незавершенной, результатом являются аномальные действия. Такие действия являются девиантными, с нарушением социальных норм.

Отсутствие основных удобств

Люди стремятся к достижению мира и легкости в социальной жизни. Эта цель достигается благодаря наличию основных удобств, таких как электричество, газ, телефон, кондиционер, возможности для улучшения здоровья, обучения детей и т. д. Есть много людей, которые используют нечестные пути — преступления, грабежи, воровство, продажа наркотиков, только чтобы иметь доступ к современным удобствам.

Это желание иметь удобства любой ценой вызывает социальные отклонения.

Ребенок без родителей

Отсутствие родителей — это хаос для детей. Дети без родителей очень уязвимы. Их потребности, такие как образование, питание, социализация, не удовлетворяются должным образом, и поэтому они становятся девиантными.

Средства массовой информации

Средства массовой информации — это главная сила формирования общественного мнения и социализации людей. Мы получаем от них рекомендации во всех сферах жизни. Негативное использование СМИ вредно для молодежи, особенно для подростков.

Обычно те подростки и молодежь, которые злоупотребляют СМИ, попадают в наркотическую зависимость, занимаются аморальной и неэтичной деятельностью. Подростки узнают новые методы совершения преступлений из фильмов, новостей и других программ.

Городские трущобы

Криминологи в своих исследованиях доказали, что городские трущобы и низкий уровень жизни также являются прибежищем социальных отклонений и преступности.

Виды девиантного поведения, примеры форм

Асоциальное и антисоциальное

Существует множество заблуждений о том, что такое асоциальный и антисоциальный характер. Асоциальный — это просто чувствовать себя или быть изолированным от других; это не расстройство личности. Антисоциальное поведение связано с антисоциальным расстройством личности.

Что значит быть асоциальным?

Асоциальное поведение — это скорее черта личности, при которой человек испытывает общую тревогу или неуверенность в социальных ситуациях. В результате они могут иногда избегать таких ситуаций, что указывает на социальную тревогу. Однако они без проблем общаются с теми, кого уже знают.

Асоциальные люди предпочитают все делать в одиночестве. Однако это не следует путать с интроверсией. Они также склонны бояться быть отвергнутыми, поэтому ограничивают круг своего общения. Иногда это может быть усугублено депрессивным эпизодом, когда они могут потерять интерес к хобби, которым когда-то увлекались.

Асоциальные личности будут демонстрировать такие модели поведения:

  • отстранены от общества;
  • ощущают нервозность в группе или социальной обстановке;
  • пропускают социальные сигналы;
  • боятся осуждения со стороны окружающих;
  • отсутствует мотивация к общению;
  • предпочитают уединенные занятия;
  • имеют проблемы с поддержанием разговора;
  • имеют диагноз депрессии, социальной тревоги или травматического повреждения головного мозга.

Что значит быть антисоциальным?

Антисоциальное поведение, как правило, не соответствует обстановке. Обычно оно возникает в результате плохого жизненного опыта и депрессии. Антисоциальные люди могут причинять вред себе и другим. У них отсутствует понимание между «правильным» и «неправильным», а некоторые имеют злой умысел.

Если антисоциальное поведение не контролировать, оно может привести к серьезному расстройству личности, называемому антисоциальным расстройством личности.

Антисоциальный человек будет демонстрировать такие модели поведения:

  • пренебрежение к закону;
  • обман других;
  • отсутствие угрызений совести после причинения вреда другим;
  • насильственное поведение, такое как изнасилование и убийство;
  • причинение вреда животным;
  • воровство и совершение других преступлений;
  • нарушение границ;
  • импульсивное поведение;
  • отсутствие раскаяния.

Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением

Люди могут обладать широким спектром личностных черт без расстройства личности.

Черты личности — это строительные блоки, которые помогают сформировать личность человека. Эти черты могут меняться в зависимости от социального контекста, в котором находится человек. Как люди, мы способны управлять многими эмоциями, мыслями и поведением — все это формирует личность.

Расстройство личности — это психиатрическое расстройство, проявляющееся в экстремальных шаблонах конкретных мыслей и действий, которые отклоняются от общественных норм. Эти модели возникают из-за какой-то травмы или детского опыта, который негативно формирует ребенка, заставляя его вести себя в соответствии с социальными и моральными нормами.

Диагноз «расстройство личности» ставится, когда человек демонстрирует отклоняющееся поведение, которое влияет на его способность выполнять обычную повседневную деятельность.

Мотивация действий асоциальных людей включает в себя общее безразличие к обществу. Мотивация к уединению возникает из-за отсутствия стремления к общению с другими людьми в силу личных предпочтений. Асоциальное поведение — это черта личности, то есть эти люди просто не заинтересованы в общении.

У людей с антисоциальным поведением может развиться расстройство личности. Они мотивированы действовать против того, что является социально приемлемым. Они получают удовольствие от вреда, причиняемого обществу, и вносят свой вклад в этот вред.

Асоциальные люди склонны хорошо относиться к другим или просто стараются избегать их. Благодаря своему стремлению избегать социальных ситуаций, они вряд ли смогут причинить какой-либо вред, поскольку их контакт с другими людьми ограничен. С другой стороны, люди с антисоциальным поведением намеренно причиняют вред другим и не испытывают угрызений совести. Их опасное поведение также может быть связано с генетикой, жестоким обращением в детстве и насилием.

Любой специалист в области психического здоровья может содействовать терапии асоциального или антисоциального поведения. И те, и другие могут извлечь пользу из терапии, работая над пониманием индивидуального побуждения к поведению и выгоды, которую они получают от него.

Обращение за терапией может быть более сложным для людей с антисоциальным поведением; это связано с их мотивацией не следовать тому, что «правильно». Люди с асоциальным поведением могут научиться общаться и справляться со своей тревогой в социальных ситуациях.

Важно знать разницу между асоциальным и антисоциальным поведением. Асоциальное поведение — это черты характера, которые могут быть связаны с общей тревожностью или отсутствием уверенности в себе в социальной среде. Антисоциальное поведение может перерасти в диссоциальное заболевание личности, которое является серьезным заболеванием.

Аутодеструктивное

Для аутодеструктивного поведения характерно осознание, что одно из действий человека причиняет ему самому вред, и он обещает себе прекратить такое поведение. Однако в итоге он снова начинает вести себя подобным образом.

Возможно, могло сложиться так, что человек говорил себе, что он слабый, эгоистичный, обладает «аддиктивной» личностью и/или другими качествами, которые, по сути, означают, что что-то в нем изначально неправильно.

Правда заключается в следующем: эти объяснения не подтверждаются исследованиями.

Саморазрушающее или дизрегуляционное поведение приносит облегчение или даже удовольствие в краткосрочной перспективе, но в конечном итоге мешает жить той жизнью, которая приносит удовлетворение. Такое поведение может включать злоупотребление алкоголем/наркотиками, переедание, компульсивные компьютерные игры, самоповреждение, курение, хроническое избегание или множество других видов поведения, которые кажутся необходимыми в данный момент, но со временем приносят вред.

Люди, которые борются с дисрегулируемым поведением, могут сильно отличаться друг от друга, но, как правило, имеют некоторые общие черты. Приведенное ниже описание является слишком упрощенным; оно может не полностью относиться к конкретному человеку, но дает общее представление.

Неблагоприятная среда способствует возникновению аутоагрессии. Такая среда может включать в себя:

  1. Экстремальные переживания, такие как физическое насилие, пренебрежение или постоянная критика.
  2. Обычный опыт общения с членами семьи, которые препятствуют выражению эмоций или используют дизрегулятивные формы поведения, чтобы справиться со своими эмоциями.
  3. Опыт вне дома, например, издевательства в школе, жестокое обращение со стороны другого воспитателя, регулярное исключение другими детьми и т. д.

Если человек родился со склонностью к сильным эмоциям, и его регулярно ставили в ситуации, которые были бы эмоционально болезненными для любого человека, то, вероятно, временами боль становилась невыносимой.

Велика вероятность того, что в конце концов человек пытался отключить боль: «Я просто постараюсь не чувствовать» или «Я просто не буду об этом думать». Но со временем он, вероятно, почувствовал, что ему нужна дополнительная помощь в отключении болезненных эмоций. И тогда человек прибегает одному или нескольким видам дизрегуляционного поведения.

Эти модели поведения могут показаться настолько эффективными в краткосрочной перспективе, что человек, возможно, так и не научился адаптивным способам справляться с негативными эмоциями. Кроме того, использование дизрегулятивного поведения для отключения дискомфортных эмоций подобно герметичной крышке на кастрюле с кипящей водой. 

Если эмоции никогда не испытывать и не перерабатывать (если не выпускать пар из кастрюли), давление будет нарастать. Другими словами, эмоции будут казаться особенно невыносимыми.

Теории Дюркгейма и Мертона

Аномия относится к отсутствию социальных или этических стандартов в группе или у отдельных людей. Этот термин иногда понимается как безнормность. Эмиль Дюркгейм был первым в истории, кто ввел термин аномия. Позже американский социолог Роберт К. Мертон развил и расширил эту теорию.

Что такое аномия по Дюркгейму

Французский социолог Эмиль Дюркгейм был первым, кто ввел термин «аномия». Дюркгейм впервые упомянул концепцию аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал это понятие в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать концепцию аномии во всех его работах, то эта концепция окажется несколько двусмысленной и противоречивой.

В работе «Разделение труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда — явления, которое предполагает неупорядоченное разделение труда, когда некоторые группы уже не вписываются в общество, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации в европейских странах и изменением характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда.

Для объяснения аномии он также использовал понятия механической солидарности и органической солидарности. Далее он объяснил, что аномия не возникает при органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играют значимую роль.

В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство — это результат того, что люди лишают себя жизни из-за разрушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения.

Более того, он объяснил, что когда социальная система находится в состоянии аномии, общие ценности, этика или смыслы больше не действуют или не принимаются, а новые стандарты или ценности не были разработаны. В таком обществе многие люди испытывают чувство бесполезности, отсутствия цели, отчаяния и эмоциональной пустоты. Это также может повлиять на разрушение социальных или общественных связей.

Что такое аномия по Мертону

В 1938 году американский социолог Роберт К. Мертон связал понятие аномии с девиацией и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к девиантности и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные способы нарушить нормы и достичь своих целей.

Пример 

Если общество не обеспечивает достаточного количества рабочих мест, которые помогут людям выжить, многие из них прибегают к криминальным или незаконным методам заработка. Поэтому, по мнению Мертона, девиантность и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.

Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия

Согласно Дюркгейму, аномия — это безнормность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, что обычно сопровождает быстрые социальные изменения.

Теория аномии Мертона в какой-то мере является продолжением теории аномии Дюркгейма, но в основном описывает, как аномия приводит к девиантности и преступности.

Согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно ценимых целей. Когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные способы нарушить нормы и достичь своих целей, что приводит к преступлениям и девиациям.

Таким образом, теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которое часто возникает при быстрых социальных изменениях, в то время как теория аномии Мертона в основном описывает, как аномия приводит к девиациям и преступности в обществе. Таким образом, это главное различие между аномией Дюркгейма и аномией Мертона.

Основные функции отклоняющегося поведения

  1. Помогает определить границы допустимого поведения.
  2. Указывает на серьезные проблемы в обществе.
  3. Увеличение количества людей с девиантным поведением приводит к тому, что такое поведение в итоге принимается обществом в качесте нормального.
  4. Определенное количество девиантов является предохранительным клапаном, чтобы снять напряжение в обществе.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Девиантное поведение — причины, виды, формы, примеры, признаки, лечение

Особенности

Причины

Признаки

Лечение

Девиантное поведение – это термин, при помощи которого обозначаются поведенческие проявления у отдельных людей или социальных групп, не соответствующие нормам общественной системы. Девиантное поведение в социологии и психологии также принято называть отклоняющимся. Термин произошел от латинского понятия «deviatio», переводящегося как «отклонение».

Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.

Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде. Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.

Особенности (позитивная и негативная формы) девиантного поведения

Социальная девиация находит выражение в реальных актах и поступках. Она реализуется в деятельности людей, демонстрирующих протест против общепринятых норм. Данный феномен может носить не только негативный характер. Положительные примеры девиации – выдающиеся личности, многие из которых придерживались отклоняющихся от правил и общепринятых жизненных представлений.

Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.

Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.

Причины девиантного поведения

В качестве главных факторов, приводящих к формированию отклонений, принято выделять следующие:

  1. Зависимости у членов семьи. Ранняя алкоголизация, которая также является видом девиантного поведения. Девиации часто наблюдаются у школьников, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или страдают от наркотической зависимости. Большинство из этих подростков начинают употреблять алкоголь уже в школьном возрасте. Факторами проблемы выступают неуверенность в себе, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность.
  2. Наличие проблем в семейной системе. Помимо алкоголизации, речь может идти о неполных семьях, жестокости, слабой воспитательной работе со стороны родителей. Негативно влияет на психическое развитие и тяжелое материальное положение. Проблемы дисфункциональных семей часто приводят к девиантному поведению у детей.
  3. Психическая неуравновешенность. Лабильность психических процессов, повышенный уровень нервной возбудимости – все это влияет на психоэмоциональное состояние и может вызывать проблемы в развитии.
  4. Высокая степень агрессивности, выступающая в качестве одной из предпосылок и форм различных девиаций. Причинами агрессивности выступают негативные примеры в семье и близком окружении, частые фрустрации (случаи невозможности удовлетворения личных потребностей). Лицо, которое не приобрело навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций, добивается реализации своих целей путем агрессии и протеста.
  5. Социально-педагогическая запущенность. Дети или подростки демонстрируют отклоняющиеся формы поведения по причине недостатка воспитания, отсутствия сформированных стереотипов и примеров.
  6. Глубокий психический дискомфорт, переживаемый в результате неблагополучия по месту учебы, работы, в семье. Несправедливое, грубое отношение со стороны значимых людей. Часто негативное влияние на подростка или ребенка оказывает школьный буллинг. Проблема усугубляется тем, что на нее закрывают глаза взрослые – родители, учителя. С течением времени влияние психологического дискомфорта накапливается. Возникают серьезные невротические расстройства, и к этому моменту у подростка уже может сформироваться личность преступника.

В различных направлениях психологического и социологического знаний были приняты разные взгляды на феномен социальной девиации:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Ученый считал, что данный тип невроза свойственен людям, испытывающим конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Культурные нормы требуют от человека их соблюдения. Бессознательная часть психики стремится к самовыражению. Если человек не обладает навыками сублимации – конструктивной переработки влечений – это толкает его на скользкий путь невроза.
  2. Культурные или социологические теории. Согласно этим концепциям, причиной девиантного поведения служат неудачи в социализации. Человек становится девиантом, когда не может адаптироваться к нормам общества. Во взрослом возрасте люди действуют согласно сознательным установкам, представлениям. Они стремятся преодолеть разрыв между собой и социумом. Однако, когда речь идет о ребенке, дезадаптация обычно приводит к плачевным последствиям.
  3. Концепция Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм был социологом, но его работы оказали значительное влияние и на понимание психологических аспектов развития индивида. К появлению проблем, согласно представлениям Дюкргейма, приводит отсутствие чувства принадлежности к обществу. В результате субъект не обладает чувством стабильности, что разрушительно сказывается на личностном развитии.

Признаки девиантного поведения

Диагностика девиантного поведения производится профессиональным психологом. Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:

  1. Агрессивность. На систематические проявления данного качества особенно важно обращать внимание родителям подростков. Если молодой человек или девушка постоянно недовольны, непримиримы, отказываются извиняться за совершенные негативные поступки, – возможно, пора обратиться за профессиональной помощью психолога.
  2. Резкая смена эмоционального фона. Этот признак часто игнорируется, так как он менее заметен в сравнении с агрессивностью. Но скачки настроения тоже являются проявлением девиантного поведения. Неуравновешенность психоэмоционального фона проявляется в непредсказуемых изменениях настроения: человек то весел и обходителен, то уже через минуту огрызается, проявляет раздражение и злость.
  3. Скрытность. Наглядно данный признак девиантного поведения проявляется в детских, школьных коллективах. Ребенок ведет себя тихо, незаметно. Он не проявляет интереса к общению, учебе, школьной жизни. Такие дети могут быть убеждены в том, что сами способны решить свои проблемы, которые они обычно скрывают от родителей, одноклассников и учителей. Однако скрытность приводит к преждевременному психическому истощению, деградации школьника. Если взрослые не замечают трудностей, с которыми сталкивается школьник, из тихого и замкнутого ребенка может в скором времени вырасти правонарушитель.

Девиантность часто сопровождается противоправными деяниями – воровством, хулиганством и другими мелкими правонарушениями. Эти люди часто попадают под административные аресты. Наличие психологических и физиологических зависимостей – также не редкость у девиантов. Среди зависимых людей много ранимых, обидчивых индивидов. Они легко попадают под чужое влияние, способны впадать в депрессию из-за одиночества. Это толкает их на употребление психоактивных веществ.

Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.

Лечение девиантного поведения

С целью лечения девиантного поведения применяются методы психотерапии, а также медикаментозные препараты. Основную роль в работе с отклоняющимся поведением играет психотерапевтическое воздействие. В процессе терапии человек учится осознавать внутрипсихические конфликты, особенности своего характера.

Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.

Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.

Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.

Автор статьи:

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Отзывы

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4400