Разное

На окружающую среду – Оценка воздействия на окружающую среду — Википедия

Содержание

Оценка воздействия на окружающую среду — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе»[1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный в

ru.wikipedia.org

Окружающая среда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Словосочетание окружающая среда

, как правило, применяется к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействию с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях[1].

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю географическую оболочку, и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды[1]. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду[1].

В рамках Организации Объединённых Наций создана специальная организация — Программа ООН по окружающей среде (англ. UNEP). В целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды ООН установила Всемирный день окружающей среды.

ru.wikipedia.org

8. Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду — намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

Субъекты оценки воздействия на окружающую среду — заказчик — хозяйствующий субъект, отвечающий за подготовку документов, исполнитель и лицо, которому поручена оценка воздействия на окружающую среду (это может как орган власти, так и специалисты соответствующих отраслей промышленности).

Правовое значение ОВОС:

1. По объектам, обязательным для экологической экспертизы, ОВОС является первым обязательным этапом;

2. Учет общественного мнения;

3. Возможность внести изменения в проект хозяйственной деятельности до ввода объекта в эксплуатацию;

Принципы ОВОС:

1.Презумпция потенциальной экологической опасности любого проекта;

2. Гласность;

3. Научная обоснованность;

4. Достоверность и полнота информации;

5. Альтернативность.

Этапы ОВОС:

1. Предварительный этап. Тут осуществляется сбор информации, информирование общественности, составление технического задания.

2. Исследовательский этап. Включает выявление возможных последствий, оценку проекта, анализ состояния окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта. На этой стадии готовится предварительное заключение.

3. Подготовка заключения оценки воздействия на окружающую среду и передача этого заключения заказчику, в том числе, органу, который будет проводить экологическую экспертизу, если она будет проводиться.

Заключение ОВОС носит

рекомендательный характер.

Если будет экологическая экспертиза, то оценка воздействия на окружающую среду обязательна, если нет экспертизы — то эту процедуру можно проводить по собственному желанию.

9. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза является мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Процедура экологической экспертизы является формой предварительного экологического контроля

Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы – предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Принципы экологической экспертизы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта;

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

4. Обязательность учета требований экологической безопасности на всех этапах хозяйственной деятельности;

5. Достоверность и полнота информации, представленной на эту экспертизу;

6. Независимость экспертов;

7. Научная обоснованность объективность и законность заключения этой экспертизы;

8. Гласность. Участие общественных организаций, учет общественного мнения;

9. Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы

Ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды экологической экспертизы:

1. Государственная;

2. Общественная.

Субъектами государственной экологической экспертизы выступают три стороны:

а) Заказчик. Это органы государственной власти, наделенные правом назначать такую экспертизу. Такие полномочия есть у Минприроды и его территориальных органов, у Правительства субъектов РФ.

б) Подрядчик. Это исполнитель задания по экологической экспертизе. Подрядчиком может быть самостоятельная комиссия, либо по ее заданию НИИ или подобное учреждение согласно профилю объекта.

в) Потребитель. Это предприятие, организация или учреждение, чьи объекты стали предметом анализа.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляют: федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор (подведомственный Минприроды)) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор (подведомственный Правительству РФ)).

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, которые предшествуют или обосновывают производственно-хозяйственную, рекреационную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Объекты экспертизы делятся на 2 уровня: федеральный и субъектов РФ.

Для разграничения объектов на группы проф. Дубовик предлагает использовать два критерия:

1. Формально-юридический. Т.е. утверждение проектов Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

2. Экологический. Т.е. потенциальная возможность воздействия объекта на окружающую среду в определенном регионе.

Государственная экологическая экспертиза проводится за счет заказчика, максимально ограничена сроком 4 месяца, ее заключение имеет юридическую силу акта органа исполнительной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится по объектам, перечисленным в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». В том числе:

1. Проекты федеральных экологических программ;

2. Материалы обоснования лицензий;

3. Техническая документация на новую технику и технологии;

4. Материалы комплексного экологического обследования, зон и территорий для обоснования статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Проектная документация на хозяйственные объекты, не включенные в перечень ст. 11 и 12 подлежат государственной экспертизе в порядке, установленным градостроительным кодексом (ГСК РФ).

Некоторые объекты перечислены в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение ядерных установок и атомных станций;

2. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств;

3. Ввоз в РФ ядерных реакторов для хранения или переработки;

4. Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море;

5. Определение мест размещения отходов, погребения скотомогильников;

6. Использования в исключительных случаях лечебно-оздоровительных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением населения.

Результаты государственной экологической экспертизе имеют силу подзаконного нормативного акта, и могут быть обжалованы в установленном для них порядке.

Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» организуется и проводится по инициативе граждан, и органов местного самоуправления, общественными организациями экологического профиля.

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

а) Инициатор;

б) Непосредственный эксперт.

По заказу общественной организации проведение экспертизы может быть поручено НИИ соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть любые виды потенциально опасной для окружающей среды деятельности за исключением случаев связанных с охраной государственной, военной, семейной тайны. Порядок проведения установлен ст. 22 ФЗ.

Решение о проведении экспертизы должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления.

Общественная экспертиза проводится либо до государственной экспертизы, либо параллельно с ней, т.к. государственная экспертиза обладает более высокой юридической силой, чем общественная экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Заключение приобретает юридическую силу после его утверждения органом, осуществляющим государственную экологическую экспертизу или решением суда. В случае невыполнения данного условия заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.

В литературе по экологическому праву можно встретить такие виды экспертизы, как: ведомственная, научная, коммерческая и др. Однако их проведение не имеет самостоятельного правового значения.

studfiles.net

8 Ответ. Негативное воздействие на окружающую среду, основные показатели и характеристики .

негативное воздействие на окружающую среду — ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.

вред окружающей среде (экологический вред) — негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

Экологический вред — это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда:

• окружающая среда – антропогенный вред;

• здоровье человека – физиологический вред;

• будущее поколение человечества – генетический вред.

10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.

экологическая безопасность окружающей среды — состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

— экологизацию экономики;

— создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

— выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

studfiles.net

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — это… Что такое ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?


ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • БУРЯ ПЫЛЬНАЯ
  • СПРЭД «БАБОЧКА»

Смотреть что такое «ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ» в других словарях:

  • воздействие на окружающую среду — воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Воздействие на окружающую среду — (отрицательное антропогенное воздействие на окружающую среду), любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Воздействие на окружающую среду — летательных аппаратов проявляется в виде шума летательных аппаратов и эмиссии вредных веществ с выпускными газами двигателей. Наибольший шум на местности летательные аппараты производят вблизи аэропортов при выполнении взлётно посадочных операций …   Энциклопедия техники

  • воздействие на окружающую среду — Прямое и косвенное влияние хозяйственной деятельности человека на природу и ее отдельные компоненты, подразделяется на допустимое и экологически опасное. Syn.: техногенная нагрузка на окружающую среду …   Словарь по географии

  • ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг ( ГОСТ Р ИСО 14050. ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды,… …   Экологический словарь

  • Воздействие на окружающую среду — единовременный, периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются отрицательные изменения в окружающей среде …   Российская энциклопедия по охране труда

  • воздействие на окружающую среду — Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг. [ГОСТ Р ИСО 14001 98] [ГОСТ Р ИСО 14050 99] [Защита атмосферного воздуха от… …   Справочник технического переводчика

  • воздействие на окружающую среду — poveikis aplinkai statusas Aprobuotas sritis aplinkos apsauga apibrėžtis Padariniai, dėl kurių įvyksta ar gali įvykti reikšmingų aplinkos ekosistemos ar jos elementų natūralių funkcijų pokyčių. atitikmenys: angl. environmental impact; impact on… …   Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • воздействие на окружающую среду — poveikis aplinkai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Padariniai, dėl kurių įvyksta ar gali įvykti reikšmingų aplinkos ekosistemos ar jos elementų natūralių funkcijų pokyčių. atitikmenys: angl. environmental consequence;… …   Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

  • воздействие на окружающую среду — летательных аппаратов — проявляется в виде шума летательных аппаратов и эмиссии вредных веществ с выпускными газами двигателей. Наибольший шум на местности летательные аппараты производят вблизи аэропортов при выполнении взлётно посадочных… …   Энциклопедия «Авиация»


dic.academic.ru

воздействие на окружающую среду

На основе такой оценки, в зависимости от стадии процесса экологоэкономической оценки, может приниматься решение о включении воздействия в последующее детальное рассмотрение, или о необходимости принятия мер по смягчению данного воздействия. Такая потребность возникает в тех случаях, когда нужно сравнить различные альтернативы осуществления намечаемой деятельности или варианты проектных решений с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Не только величина, но и характер воздействия на окружающую среду может существенно отличаться от одного варианта к другому. При этом среди возможных вариантов может не оказаться такого, для которого все виды воздействия являются наименьшими.[ …]

Воздействие на окружающую среду негативное — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.[ …]

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью в результате воздействия на окружающую среду, загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, разрушения экосистем, создающих реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Правомерный вред окружающей среде возникает при наличии лицензии (разрешения) на его причинение в результате хозяйственной или иной деятельности. Неправомерный вред окружающей среде возникает в результате правонарушения.[ …]

Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предполагает выявление и прогнозирование ожидаемого влияния этой деятельности на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей при осуществлении различных мероприятий и проектов, включая проектирование новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решения об их ликвидации.[ …]

Негативное воздействие загрязнителей на биосферу следует рассматривать прежде всего с точки зрения охраны здоровья и благосостояния человека, а затем — защиты экологической целостности природы. Под термином “воздействие на окружающую среду” необходимо понимать все те негативные последствия, которые вызывают промышленные выбросы при контакте с человеком, животными и физической средой (воздухом, водой, почвой, неодушевленными предметами), включая естественно-исторические, эстетические и психологические изменения в природе.[ …]

Негативное воздействие на окружающую среду при добыче сырья для производства строительно-дорожных материалов связано и с естественной радиоактивностью каменных природных материалов.[ …]

Загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.[ …]

МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — соответствующее количество вещества или энергии, поступающее в окружающую среду от определенного источника (или изымаемое из окружающей среды) в единицу времени.[ …]

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Нью-Йорк, Женева: ООН. Европейская экономическая комиссия, 1991. Подписано Правительством СССР 06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 № H-N11, ГП МИД РФ.[ …]

Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». (Утверждено приказом Минприроды России от 18.07.94 № 222, Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.94 № 695).[ …]

Поэтому отдел сегодня на первый план выдвигает задачу проведения комплексной работы по оценке воздействия на окружающую среду всех объектов — природопользователей на подконтрольной территории. Сюда должны входить работы по созданию постоянно действующей электронной системы управления качеством атмосферного воздуха, первым этапом которой должен стать сводный том ПДВ по г. Туапсе, работы по созданию системы стационарного и передвижного контроля источников загрязнения, работы по созданию системы геоэкологического мониторинга. Как пример, можно привести внедренные мероприятия по контролю за подземной нефтяной линзой на территории ОАО «Роснефть-Туапсенефтепродукт». Результатом должно явиться внедрение необходимых технических решений, позволяющих достичь предельных значений антропогенного воздействия на окружающую среду не только в границах отдельно взятого предприятия, но и по территории в целом.[ …]

Сложившиеся тенденции негативного воздействия на окружающую среду существенно не изменились, несмотря на снижение объемов добычи угля. Продолжается нарушение гидрологического режима, загрязнение подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, земель отходами добычи, переработки и сжигания углей, их нарушение и изъятие из оборота. Основными факторами, предопределяющими такое положение, являются: рост доли изношенных основных фондов природоохранного назначения, сокращение до крайне низкого уровня финансирования НИОКР на разработку прогрессивных средозащитных, а также малоотходных технологий, недостаточная государственная поддержка регионалъ-но-отраслевых программ.[ …]

Это позволит снизить отрицательное воздействие на окружающую среду и уменьшить нанесенный ей ущерб. Конечной целью в данном случае следует считать оптимизацию производства одновременно по энерготехнологическим, экономическим и экологическим параметрам. Основным путем достижения этой цели является разработка новых и усовершенствование существующих технологических процессов и производств.[ …]

Контроль за источниками антропогенного воздействия осуществляется на основе сопоставления характеристик рисков текущего режима их работы с нормативными, реальных уровней их воздействия на окружающую среду с нормативно-допустимыми. Отклонения в худшую сторону рассматриваются как возникновение риска воздействия. Основными методами такого контроля являются методы статистической проверки гипотез относительно законов распределения отказов производственных технологий. Для этого используются данные об их количестве в различных элементах производственной системы, результаты обработки которых затем сопоставляются с принятыми для данной технологии эталонными показателями. Превышение количества отказов за фиксированный промежуток времени над допустимым числом является основанием для утверждения о существовании риска аварии на объекте.[ …]

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — уровни шума, вибраций, ионизирующих излучений, напряженности электромагнитных полей и т. п., которые не должны оказывать на человека прямого или косвенного вредного влияния при неограниченно длительном воздействии.[ …]

Нефтешламовые амбары оказывают негативное воздействие на окружающую среду — воздух, почву, подземные воды, растительный и животный мир.[ …]

Создание производств с минимальным вредным воздействием на окружающую среду (экологически безопасных производств), в том числе электростанций, относится, без сомнения, к числу важнейших научных и технических задач человеческой деятельности. Только в результате решения этой задачи можно рассчитывать, что удастся отодвинуть на неопределенный срок проблему глобального загрязнения Земли. Под экологической безопасностью тепловых электростанций (ТЭС) в данной книге понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной деятельности, связанной с производством тепловой и Электрической энергии на ТЭС.[ …]

Другим решением проблемы, связанной с техногенным воздействием на окружающую среду на стартовом этапе выведения КА на орбиту, и проблемы сокращения районов падения отделяющихся частей PH по трассам пусков являются плавучие космодромы. Такой космодром создан и успешно эксплуатируется. Плавучий космодром «Одиссей» состоит из гигантской полупо-гружной платформы (длина 133 м, высота 58 м и масса 65 тыс. т), судна управления Sea Launch Commander и судов обеспечения. Комплекс предназначен для коммерческого запуска спутников. Затраты на его строительство в 2 млрд долл. должны окупиться в течение трех лет с начала эксплуатации. Контрольные пакеты акций в международном консорциуме и собственно доходы распределены следующим образом: Boeing — 40%, «Энергия» — 25%, Kvaerner — 20% и «Южмаш» — 15%. В качестве ракеты-носителя используются ракеты «Зенит-2» конструкции украинского НПО «Южное», при этом третью ступень «3eHHT-3SL» разработало НПО «Энергия». В год планируется осуществлять 6 стартов, а в перспективе — 8… 10.[ …]

Нефтяная промышленность по уровню отрицательного воздействия на окружающую среду занимает одно из первых мест среда отраслей промышленности. Добыча нефти на новых месторождениях и интенсификация разработки старых месторождений обусловливает пропорциональное возрастание объемов загрязняющих веществ. Их содержание и количественный состав определяется физико-химическими свойствами извлекаемого флюида, технологией разработки залежей, системой сбора и транспортировки нефти.[ …]

Первые попытки оценить относящиеся к промышленности воздействия на окружающую среду концентрировались исключительно на деятельности в рамках самих производственных предприятий. С точки зрения жизненного цикла эти подходы можно рассматривать как ограниченные этапом жизни 2 или те, что сегодня иногда называют анализом от ворот-до ворот (gate-to-gate analysis), т.е. от ворот предприятия, через которые поступают материалы, до ворот, через которые выходят продукты. Традиционные методы предотвращения загрязнения имеют похожие ограничения.[ …]

К числу реальных электростанций можно отнести ТЭС с нормативным воздействием на окружающую среду. В частности, для строящихся электростанций нормативное воздействие на окружающую среду ограничено ГОСТ Р 50831-95, а для действующих электростанций — значениями установленных нормативов и лимитов. К сожалению, среди действующих электростанций имеются ТЭС с низкими экологическими показателями. Такие ТЭС сбрасывают в окружающую среду недостаточно очищенные газы и сточные воды, имеют занимающие огромные территории фильтруемые шламо- и золоотвалы. Деятельность таких ТЭС сопровождается заметными изменениями в природной среде, а их эксплуатацию можно отнести к разряду экологически опасных.[ …]

В настоящее время и по масштабам накопления и по степени негативного воздействия на окружающую среду экологической проблемой века становятся опасные отходы. Поэтому их сбор, удаление, детоксикация, переработка и утилизация — одна из главнейших задач инженерной защиты окружающей природной среды. Важнейшей проблемой является защита среды обитания и от обычных, т. е. нетоксичных отходов. На урбанизированных территориях размещение отходов уже сейчас выходит на первое место по своей значимости среди экологических проблем. Решение этого вопроса регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).[ …]

Возможно, первым этапом такой работы может быть проведение аудита по оценке воздействия на окружающую среду предприятий г. Туапсе, как наиболее насыщенного объектами — загрязнителями, и испытывающего уже сегодня недопустимую нагрузку на атмосферный воздух (официальная фоновая концентрация диоксида азота составляет — 1, 5 ПДК, а по данным СИАК ГЧТКИО в отдельных местах этот показатель доходит до 41 ПДК в районе жилой застройки. Мы считаем, что в этой ситуации никто не должен оставаться в стороне, тем более, что существуют и международные обязательства Российской Федерации по ограничению выбросов диоксида азота и его трансграничному перемещению.[ …]

Под наилучшей существующей технологией понимают технологию, которая основана на последних достижениях науки и техники, направлена на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеет установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.[ …]

Одним из путей экономии жидкого нефтяного топлива и снижения уровня загрязнения окружающей среды является замена (полная или частичная) бензинов и дизельных топлив другими энергоносителями, не нефтяного происхождения. К таким заменителям предъявляются ряд технических требований: они должны обладать физико-химическими свойствами, позволяющими использовать их на транспортных средствах без ухудшения технических параметров или существенного ограничения сферы применения; земные запасы этого топлива или сырья для его получения должны быть достаточно велики; отрицательное воздействие на окружающую среду при добыче, получении, хранении, использовании этих видов топлива должно быть приемлемым по характеру и размерам.[ …]

Второй случай — более сложный. Требуется оценить изменение продуктивности систем окружающей среды при уже имеющемся антропогенном воздействии. При определении величины дополнительного негативного воздействия оценивается только разница между предыдущими и последующими воздействиями на окружающую среду.[ …]

Рассмотрим рис. 6.1, на котором показаны концентрические уровни в типичной промышленной экологической системе. На нижнем уровне, уровне компонентов, связанные с окружающей средой решения представлены решениями инжене-ров-проектировщиков, и взаимодействиями с обществом и культурой можно пренебречь. На последовательно более высоких уровнях, однако, степень взаимодействия растет. Общественное предпочтение уединенности и статуса, например, отражено в тенденции центров расселения расползаться далеко от рабочих мест и магазинов. Следствием этих предпочтений является стремление к производству более крупных, более мощных и более комфортабельных автомобилей, чем это требовалось бы в более плотной городской среде. Технология и общество, таким образом, внутренне связаны, и из-за того, что воздействия на окружающую среду возникают как результат этих взаимоотношений, технология, общество и окружающая среда также тесно связаны.[ …]

Положения…» есть такая фраза: «Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется, исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности». Кто определяет степень детализации — неясно. Может быть, ссылаясь на этот пункт «Положения…» можно разработать ведомственный классификатор для объектов нефтяной и газовой промышленности и утвердить его в Министерстве природных ресурсов.[ …]

Например, экологическая безопасность трактуется как любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду [6]. Под экологической безопасностью понимают также положение, при кагором путем правового нормирования, выполнения экологических, природозащитных и инженерно-технических требований предотвращаются или ограничиваются опасные для жизни и здоровья людей, разрушительные для народного хозяйства и окружающей среды последствия экологических катастроф [7].[ …]

Хотя многие продукты не потребляют энергии и не образуют отходов при использовании, некоторые проявляют воздействие на окружающую среду сразу после производства и вплоть до их устранения. Обычный пример — одежда, которая претерпевает множество стирок на протяжении своего срока жизни, потребляя энергию при нагревании воды для стирки и воздуха во время сушки, а также требующая ресурсов для производства и удаления моющих средств. Оценка этих экологических взаимодействий во время использования женских трикотажных блуз из полиэстра была проведена Franklin Associates для American Fiber Manufacturers Association.[ …]

Ядерное оружие характеризуется большой мощностью и различным поражающим действием, которое определяется воздействиями на окружающую среду ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса.[ …]

Выбор трассы является основным этапом, определяющим при прочих равных условиях характер и размеры возможных воздействий на окружающую среду при строительстве и эксплуатации трубопровода. Поэтому качественное решение задачи охраны окружающей среды неразрывно связано с выбором трассы.[ …]

Важнейшим нормативом, используемым в системе управления ПОД согласно ст. 16 данного закона, является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Здесь нет конкретных значений, установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривается другими документами. Такой подход продлевает жизненный цикл ЗоООС, но неудобен для пользователей.[ …]

Цель функционирования КСУ ОАТС и ТБО — минимизация объемов и массы накапливаемых и депонируемых отходов, снижение затрат на их транспортирование, максимальное вовлечение в дальнейшее производство в качестве вторичного сырья, снижение негативного воздействия на окружающую среду и предупреждение экологически неблагополучных ситуаций. Народно-хозяйственное значение внедрения КСУ состоит в снижении потребления невосполнимых ресурсов, стимулировании перехода на ресурсосберегающие малоотходные технологии, снижении объема и массы отходов и как следствие транспортных расходов, расходов на депонирование и уничтожение отходов, в стабилизации и улучшении экологической обстановки.[ …]

О0 соответственно местная и нормативная интегральные характеристики загрязнения. За нормативные показатели технологического воздействия могут быть приняты ПДК, ПДС и ПДВ, предложенные для многочисленных видов загрязнителей атмосферы, гидросферы и биосферы. Интегральной характеристикой технологического воздействия на природную среду может служить частота превышения ПДК, ПДВ и ПДС в отдельных районах, которая также является пространственно-временной характеристикой. Технологическое воздействие на окружающую среду ярко выражено в городах очагах промышленного производства.[ …]

В этом отношении более реальной является так называемая малоотходная технология — такой способ производства продукции, когда вредное воздействие на окружающую среду доведено до санитарно-гигиенических норм и соответствующих предельно допустимых концентраций (уровней) ПДК (ПДУ).[ …]

Основные источники антропогенного шума — транспорт (автомобильный, рельсовый и воздушный) и промышленные предприятия. Наибольшее шумовое воздействие на окружающую среду оказывает автотранспорт (80% от общего шума). В настоящее время на автомобильных дорогах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России уровень шума от транспорта в дневное время достигает 90—100 дБ и даже ночью в некоторых районах не опускается ниже 70 дБ (предельно допустимый уровень шума для ночного времени — 40 дБ).[ …]

В табл. 1.3 приведены данные об удельном весе (%) основных угольных бассейнов и месторождений в общеотраслевом использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду в 1994 г.[ …]

Устойчивость развития — это достижение определенного соотношения между потребностями людей, потреблением ими природных ресурсов и способностью окружающей среды удовлетворять эти потребности. Устойчивость развития предполагает мониторинг потенциальной емкости экосистемы, под которой понимается максимальное количество живых организмов, способных длительное время существовать в данном пространстве без деградации окружающей среды. Возникает необходимость разработки проектносметной документации, в которой предусматривают учет норм безопасности для окружающей среды и мер, позволяющих соблюдать эти нормы. Разработчики проекта должны исходить из экологических показателей конкретного проекта и из экологических индикаторов, показывающих тенденции в изменении потребления природных ресурсов и связанных с этим воздействиям на окружающую среду.[ …]

Размеры налогов, выплат и штрафов должны устанавливаться такими, чтобы, с одной стороны, стимулировать деятельность по снижению экологических рисков на предприятиях, а с другой — не подорвать их ресурсные возможности и конкурентоспособность, поскольку их высокий рыночный потенциал является экономической базой регионального развития. Проблема оценки этих размеров в РФ — особенно острая в настоящее время. В связи с несбалансированностью народного хозяйства высокий уровень эко-лого-экономических рисков в ряде регионов требует незамедлительного вложения значительных средств в систему региональной и производственной безопасности. Однако источники этих средств ограничены из-за низкой прибыльности экономики, наличия проблем, связанных с необходимостью осуществления радикальных перемен в народном хозяйстве и повышения жизненного уровня населения. В этих условиях, например, многие предприятия при использовании принятых в развитых странах уровней платежей и санкций за антропогенные воздействия на окружающую среду окажутся нерентабельными. Кроме того, ограниченные материальные ресурсы являются часто малоэффективными для защиты окружающей среды и населения.[ …]

Масла в процессе использования загрязняются водой, пылью, продуктами коррозии металлов, продуктами окисления, образующимися при контакте с воздухом и под воздействием повышенных температур, разжижаются попадающим в них топливом, ухудшают свои характеристики под действием других факторов; их функциональные свойства значительно изменяются. Отработавшее масло подлежит утилизации. Способы утилизации зависят от состава исходного масла (количества и типа присадок, компонентного состава углеводородов) и степени воздействия на окружающую среду и человека накопившихся в них вредных веществ. Так, масла из бензиновых двигателей становятся канцерогенными после пробега свыше 5 тыс. км, в маслах из дизелей накопление биологически активных полициклических аренов (продуктов неполного сгорания топлив и термического разложения масел) происходит в гораздо меньшей степени.[ …]

Для реализации стратегии сохранения естественных территорий необходимо единство действий всех государственных и политических систем. Целесообразно также во всем мире введение налога на использование биосферы. Подобный налог должен быть аналогичен оплате жилья и коммунальных услуг. Он должен быть пропорционален коэффициенту антропогенного воздействия на окружающую среду и учитывать естественную продуктивность используемой в целях хозяйственной деятельности территории.[ …]

При экологической оценке выполняется анализ предполагаемой программы капиталовложений и ее вариантов, что помогает разработке окончательной программы, включая классификацию проектов по воздействию на — окружающую среду и их экологическую экспертизу.[ …]

Кроме того, подход к определению этих функций при системном анализе совокупности опасных объектов и отдельного объекта будет различным. В первом случае находятся функции плотности вероятности уровня воздействия на окружающую среду для каждого из анализируемых объектов, во втором — для каждого из состояний выбранного для анализа объекта. При том и другом варианте принимаются во внимание все возможные аварийные ситуации объектов, включая проектные, максимально возможные проектные и запроектные аварии.[ …]

Метод материальных балансов и технических расчетов — это составление и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он позволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) не только производства в целом, но и отдельных источников воздействия на окружающую среду, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обобщенные и детальные балансовые схемы материальных потоков являются одной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии производства на окружающую среду.[ …]

Планы должны конкретизировать процесс достижения целей в перечне мероприятий, ответственных должностных лиц с указанием сроков проведения работ (этапов), предусматривать подготовку необходимых материалов для представления на государственную экологическую экспертизу, проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), обеспечение выделения необходимых материальных, финансовых, кадровых ресурсов. В противном случае темпы роста производства будут опережать установленные для данного нефтяного региона экологически допустимые (техногенные) нагрузки.[ …]

Если Вф » Вт, то к- 0, т.е. данное производство абсолютно не учитывает требований экологической безопасности, что неизбежно ведет к так называемому экологическому «просчету» или экологическому «бумерангу». Чем выше к, тем более совершенно производство с учетом воздействия на окружающую среду и тем более существенно приближение к безотходной технологии [14].[ …]

Согласно санитарным нормам и правилам 2.2.1.5/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», предприятия, их отдельные здания и сооружения, технологические процессы которых являются источниками выделений в окружающую среду вредных и пахучих веществ, а также источниками шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). СЗЗ — обязательный элемент любого промышленного предприятия или другого объекта, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека.[ …]

Возможно, что цель оценки будет гораздо более серьезна, чем оценивание отдельного продукта или процесса. Обычно это происходит при оценке какой-либо системы, работы всегЬ предприятия или корпорации, или, например, правительственного учреждения. В таком случае, вероятно, будут исследованы альтернативные операциональные подходы, но не альтернативные системы. Кроме того, система, которая образует логическое целое с точки зрения ЬСА, может включать более одного агента, поэтому может потребоваться совместная целевая установка. Если цель может быть определена количественно, например, «достичь 20%-го сокращения общего воздействия на окружающую среду», это, вероятно, будет более полезно, и результат легче оценивать, чем в случае качественных целей. Однако количественное определение (квантфикация) цели требует квантификации каждого шага оценки, и количественные цели должны ставиться только тогда, когда известно, что доступны соответствующие данные и инструменты оценивания.[ …]

Систему можно рассматривать как группу взаимодействующих, взаимозависимых частей, связанных обменом энергии, материи и (или) информации. Определение системы почти всегда немного спорно и требует от аналитика установить те виды обмена, которые соответствуют цели определения, понять внутренние связи системы и определить внешние условия, в которых действует эта система. Например, ни у кого не возникло бы желания определять экологические аспекты технологии по отношению к солнечной системе: система слишком велика и многие из связей с технологией слишком косвенные. Даже в такой ограниченной системе неопределенность данных и сложности могут сделать достаточными определение и оценку только основных воздействий.[ …]

ru-ecology.info

Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screеning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путём выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

См. также

Внешние ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *