Разное

Музыкотерапия в реабилитации больных: Эффективность музыкотерапии в реабилитации больных с инсультом

Содержание

Эффективность музыкотерапии в реабилитации больных с инсультом

В настоящее время отмечается рост числа цереброваскулярных заболеваний. По материалам Всемирной организации здравоохранения, частота новых случаев инсульта в течение года колеблется в разных странах от 1,27 до 7,4 на 1000 населения [1]. При этом 75% пациентов, перенесших инсульт, полностью утрачивают работоспособность [2].

В области нейробиологии в последние годы активно развивается концепция нейропластичности мозга [3, 4], которая применима к пониманию возможностей нейрореабилитации [5—8].

Механизмы компенсаторной нейропластичности после инсульта в классическом ее понимании соответствуют теоретическому положению о принципе компенсаторных реакций организма, сформулированному П.К. Анохиным в 1975 г. Оно включает в себя принципы: 1) сигнализации дефекта; 2) прогрессивной мобилизации механизмов компенсации; 3) непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений; 4) санкционирующей афферентации; 5) относительной устойчивости компенсаторных приспособлений [9].

Например, парез или паралич нижней конечности вызывает нарушения равновесия и ходьбы, что влечет за собой изменение сигнализации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприоцепторов мышц, рецепторов кожи конечностей и туловища, а также зрительных рецепторов (принцип сигнализации дефекта). В результате переработки этой информации в ЦНС функция определенных моторных центров и мышечных групп меняется таким образом, чтобы восстановить в той или иной степени равновесие и сохранить возможность передвижения, хотя и в измененном виде. По мере увеличения степени повреждения может нарастать сигнализация о дефекте. В таком случае в компенсаторные процессы вовлекаются новые области ЦНС и соответствующие им мышечные группы (принцип прогрессирующей мобилизации компенсаторных механизмов). В дальнейшем по мере эффективной компенсации или устранения самого поражения состав афферентного импульсного потока, который поступает в высшие отделы нервной системы, будет меняться, и соответственно будут выключаться определенные отделы этой функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности, или включаться новые компоненты (принцип обратной афферентации этапов восстановления нарушенных функций).
Сохранение после выздоровления достаточно стабильного анатомического дефекта будет давать о себе знать определенной комбинацией афферентаций, поступающих в высшие отделы нервной системы, которые на этой основе обеспечат образование стабильной комбинации временных связей и оптимальную компенсацию, т. е. минимальную хромоту при данном поражении (принцип санкционирующей афферентации) [10]. Однако согласно концепции гетеромодальных ассоциативных полей, активизация механизмов нейропластичности возможна и на более высоком уровне [11, 12].

Значительное влияние на эффективность реабилитационных мероприятий, основанных на принципе когнитивной стратегии, оказывают музыка и звук. В мире уже давно предпринимаются попытки изучения возможности применения методик музыкальной терапии, с помощью которых пациенты, перенесшие инсульт, смогли бы восстанавливать как высшие мозговые функции, так и двигательную активность [13].

Физиологический механизм восприятия музыкального звука несколько отличается от восприятия звука в целом. Считается, что в головном мозге человека нет специализированного «центра музыки», а в переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу: звуковысотный анализ осуществляется за счет работы верхней височной извилины правого полушария, за ритмический анализ отвечает верхняя височная извилина левого полушария, а функцию нижней лобной извилины можно определить как анализ отношений музыкальных звуков во временной последовательности. Существует и полушарная асимметрия в обеспечении музыкальной деятельности: правое полушарие отвечает за мелодические аспекты, анализ высоты тонов, длительность интервалов, интенсивность, тембр; левое — за восприятие ритма и «профессиональный» анализ музыки [14, 15]. При этом целостное воздействие музыки на организм обеспечивается интеграцией процессов, протекающих в обоих полушариях. Из проекционной коры, получающей сигналы от слухового анализатора, возбуждение поступает в ассоциативную кору, где звуки опознаются.

Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли. Там определяется значимость сигнала и его отношение к той или иной потребности организма. После возбуждающие импульсы перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору. Таким образом, включается кольцевое движение возбуждения по различным отделам головного мозга, что может иметь ключевое значение для процессов нейропластичности в постинсультном периоде [16]. Кроме того, некоторые авторы полагают, что при прослушивании музыкальных произведений очаг положительной индукции способен конкурировать с очагом патологической доминанты, существенно ослабляя негативное влияние последнего на состояние организма [17].

Немаловажное значение в реализации ответных реакций и их модальности имеет также характер прослушиваемой музыки. Еще И.М. Догель и И.М. Сеченов в своей работе «Влияние музыки на человека и животных» (1888) [18] отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, «оживляюще действовала на уставших солдат».

Именно благодаря трудам этих знаменитых физиологов, а в последующем также И.Р. Тарханова и В.М. Бехтерева стала развиваться область физиологии, связанная с изучением влияния различных жанров музыкальной терапии на органы и системы человеческого организма. Так, В.И. Петрушиным [19] все музыкальные произведения разделены на четыре группы в зависимости от сочетания темповых (медленный—быстрый) и ладовых (мажор—минор) характеристик: 1) медленные минорные — настроение задумчивое, печальное, грустное, унылое, скорбное, трагичное; 2) медленные мажорные — характер музыки созерцательный, спокойный, уравновешенный, 3) быстрые минорные — характер музыки напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой; 4) быстрые мажорные — музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая [19]. Обобщая данные литературы [20—23], можно сказать, что для музыкальной терапии используются, в основном, медленные и быстрые мажорные композиции. Показано, что прослушивание мелодичной музыки негромкого звучания оказывает на пациента общее седативное воздействие: снижает мышечный тонус, увеличивает силу сердечных сокращений, замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации артериального давления, восстанавливает естественное физиологическое дыхание, вызывает глубокие положительные эмоции (чувство спокойствия, умиротворения).
В свою очередь прослушивание негромкой энергичной музыки с четким ритмом и быстрым темпом дает тонизирующий эффект, сопровождающийся эмоциональным подъемом, увеличением тонуса мышц, умеренным учащением пульса, повышением артериального давления и температуры кожных покровов, ускорением ритма дыхания.

По данным зарубежной литературы [24], музыкальная терапия является ценным инструментом восстановления пациента после инсульта, особенно его двигательной активности, контроля мышечного тонуса, речи, коммуникации и познавательных функций. К сожалению, в нашей стране, несмотря на активное развитие разных направлений арт-терапии и растущий интерес врачей к данным техникам, метод музыкотерапии инсульта еще не получил достаточного распространения.

Цель настоящего исследования — оценка динамики восстановления двигательных, речевых и вегетативных функций на фоне музыкальной терапии у пациентов, перенесших ишемический инсульт (ИИ).

Материал и методы

Исследование проводилось на базе неврологического отделения Больницы скорой медицинской помощи № 2 в Казани.

Были отобраны 45 пациентов, 20 мужчин и 25 женщин в возрасте 73,2±5,4 года с ИИ в бассейне правой средней мозговой артерии. Все они получали стандартную терапию (препараты, улучшающие микроциркуляцию и гемореологические свойства, нейропротекторы, антиоксиданты, метаболические препараты, гипотензивные средства).

Пациенты с правополушарной локализацией очага были выбраны в качестве объекта исследования не случайно. Согласно данным литературы [25—27], указывающим на особую роль правого полушария в регуляции вегетативных функций, эти случаи могли представлять особый интерес в отношении организации и оценки эффективности запланированных реабилитационных мероприятий.

Из общей выборки было выделено три группы по 15 больных в каждой. С пациентами основной группы (1-й) и группы сравнения (2-й) на 3, 5, 7 и 9-й дни реабилитационного периода отрабатывался специальный комплекс упражнений, направленный на реабилитацию крупной и мелкой моторики, речевой функции, а также на улучшение кардиореспираторной синхронизации, с музыкальным сопровождением и без такового. В 3-й группе, которая была контрольной, проводилась только общая лечебная физкультура (ЛФК) без музыкального сопровождения.

Музыкотерапия для основной группы проводилась в отдельном тихом помещении площадью 20 м2 и организовывалась в индивидуальной форме с элементами рецептивной, активной и интегративной техник. Каждый сеанс состоял из трех частей. Первая часть представляла собой регулятивную форму рецептивной техники и была направлена на снижение нервнопсихического напряжения, что достигалось прослушиванием пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» (виолончель, фортепиано) в условиях приглушенного освещения. Во второй части сеанса использовали активную технику с пропеванием протяжных гласных и согласных звуков под композицию Ф. Шуберта «Третья песня Эллен», больше известную как «Ave Maria» (фортепиано, альт, скрипка, контрабас) в условиях дневного освещения. Третья часть сеанса проводилась с применением интегративной техники, подразумевающей выполнение комплекса реабилитационных упражнений под музыку «Праздничной увертюры» Д.

Шостаковича (филармонический оркестр) в условиях дневного освещения. Громкость звучания музыки оставалась одинаковой на каждом этапе музыкально-терапевтического сеанса. Менялись лишь темповые характеристики музыки, что позволяло точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания мелодичных звуков и заканчивая бодрыми ритмами [28—30].

Программа восстановления мелкой моторики включала в себя ряд упражнений: собирание разложенных монет, переворачивание специальных бумажных карточек, прищепление прищепок, завинчивание болта в гайку, нанизывание бисера, застегивание пуговиц. Также пациент пробовал расправить свернутый вчетверо лист бумаги, используя только пораженную руку. Для восстановления крупной моторики проводилась ЛФК в положении сидя и стоя. Комплекс начинался с движений глазными яблоками сверху вниз, справа налево и по диагонали, смыканий и размыканий век. Следующим этапом являлась гимнастика для мышц шеи путем поворотов головы и ее вращения. После использовались такие упражнения, как подъем рук на вдохе и круговое опускание их на выдохе, повороты туловища, подъемы ног на носки, вращение кистью и голеностопом, по возможности выполнялись наклоны [31].

С целью восстановления кардиореспираторной синхронизации использовалась техника отбивания ритма. Данный метод является нашей оригинальной разработкой и впервые применяется в реабилитации больных, перенесших И.И. При составлении лечебной программы по отбиванию ритма мы руководствовались законом Н. Винера [32], сформулированным им в рамках «Математической теории управления систем», который гласит, что генераторы с близкими частотами, связанные в одну систему, обязательно синхронизируются между собой. Возможность воспринимать и воспроизводить ритмы разных частот является неотъемлемой характеристикой всего живого. В человеческом организме наибольшей способностью к усвоению ритма обладают нервная и мышечная системы. При этом между ритмом движения и ритмом функции внутренних органов существует определенная связь — они всегда соразмерны, т. е. представляют собой единый ритмический стереотип. Таким образом, используя искусственно задаваемый ритмический раздражитель на уровне двигательного аппарата, можно достигнуть повышения ритмических процессов в вегетативной сфере путем наименьших энергетических затрат [33]. Для достижения терапевтической цели составленная схема кардиореспираторной тренировки содержала четыре блока: 1) в течение 1 мин отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 60 ударов в минуту и ритмичное дыхание на вдох—выдох с частотой около 30 в мин; 2) в течение 30 с отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 2 ударов в секунду и ритмичное дыхание на вдох—вдох—выдох—выдох с частотой около 1 в 2 с; 3) в течение 1 мин отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 60 ударов в минуту при комфортном для пациента дыхании; 4) спокойный отдых в положении сидя на стуле в течение 3—5 мин. Для пациентов основной группы первый и третий блоки выполнялись под музыку «Триумфального марша» из оперы Дж. Верди «Аида» (симфонический оркестр), второй блок — под музыку «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского (фортепиано, ксилофон, кастаньеты, бубен, румба, барабан).

Отслеживание динамики состояния пациентов осуществлялось посредством тестирования по шкале NIHSS [34], индексу мобильности Ривермид [35], тесту двигательной активности руки (ARAT) [36], модифицированной шкале оценки функции речи (табл. 1) [37—39] на 2, 4, 6, 8 и 10-й дни заболевания. Кроме того, в те же сроки, начиная с 6-го дня заболевания, всем пациентам при помощи прибора ВНС-Спектр и программного обеспечения Поли-Спектр (ООО «Нейрософт», Иваново) проводили исследование кардиореспираторной синхронизации (КРС) посредством спектрального анализа вариабельности ритма сердца (ВРС) и геометрического анализа вариабельности длительности дыхательных циклов (ВДДЦ) с вычислением коэффициента КРС.

Таблица 1. Модифицированная шкала оценки функции речи

Статистическая обработка полученных данных проводилась с применением программных продуктов Microsoft Office Excel 2007 и Statistica 6.1. Результаты представлены в виде среднего значения и одного стандартного отклонения — М (s). Достоверность различий в наблюдениях на 2й, 4й, 6й, 8й и 10й дни исследования внутри одной группы оценивали по критерию Вилкоксона, а между независимыми группами по критерию Манна-Уитни. Различия считали достоверными при уровне значимости р<0,05.

Результаты и обсуждение

Степень инициального неврологического дефицита на 2-й день ИИ не обнаружила статистически достоверных различий по группам и составила в среднем для 1-й, 2-й и 3-й групп соответственно 5,8 (1,5), 5,7 (1,4) и 5,8 (1,1) балла по шкале NIHSS; 3,9 (1,5), 3,9 (1,1) и 3,7 (1,3) балла по шкале Ривермид; 26,1 (13,3), 25,8 (11,7) и 26,3 (12,3) балла по тесту ARAT; 69,9 (8,4), 69,3 (7,3) и 70,1 (8,2) балла по шкале оценки функции речи (ОФР). Этими данными подтверждалась однородность исследуемой выборки.

Следует отметить, что тест ARAT, использованный в нашей работе, является весьма точным инструментом в оценке степени восстановления двигательной функции особенно в части мелкой моторики. Он широко применяется в реабилитационных клиниках Европы, а также при проведении научных исследований, связанных с необходимостью точной и объективной оценки изменений в реабилитационном процессе. Возможности теста ARAT были продемонстрированы в интересном исследовании CARS, проведенном на значительной (208 человек) по своему объему группе пациентов, перенесших ишемический инсульт, у которых наряду с общепринятыми шкалами и тестами (NIHSS, Бартел, Рэнкин, и т. д.) изучалась динамика восстановления моторной функции на фоне терапии большими дозами (30 мл) препарата Церебролизин в течении 21 дня с оценкой эффекта по истечении 90 дней после ОНМК. Делая необходимую ремарку надо отметить, что проект CARS, результаты которого опубликованы в авторитетном журнале «Stroke», являет собой одну из первых успешных попыток оценки эффективности реабилитационного процесса в комплексе с медикаментозной поддержкой, в данном случае с применением препарата Церебролизин. Было показано, что комбинированная терапия (реабилитационные мероприятия + Церебролизин) достоверно почти вдвое улучшает моторные функции верхних конечностей по шкале ARAT к 90-ому дню против только реабилитационных мероприятий (Ме [МКР], 51.0 [28.0] в груп¬пе Церебролизина и 27.0 [44.0] в группе плацебо).

Положительная динамика по шкале NIHSS (табл. 2) была заметна в основной группе и группе сравнения начиная с 6-го дня от дебюта И.И. Однако четкая межгрупповая разница (p<0,05), указывавшая на более быстрые темпы восстановления у пациентов, получавших сеансы музыкотерапии, начинала прослеживаться лишь на 8-й день реабилитации. В группе контроля статистически значимая динамика по шкале NIHSS наблюдалась только на 10-й день.

Таблица 2. Динамика неврологического дефицита по шкале NIHSS, баллы Примечание. * – p<0,05 при сравнении с наблюдением 2-го дня по Вилкаксону, W-критерий, # – p<0,05 при межгрупповом сравнении по Манна—Уитни, U-критерий. Значения представлены в виде M (s).

Учитывая, что шкала NIHSS относится к комплексным оценочным инструментам, мы предполагали ее недостаточную информативность для сравнительного анализа эффективности реабилитационных мероприятий в отношении отдельных групп неврологических симптомов. В связи с этим дополнительно была проведена оценка динамики неврологического дефицита избирательно для крупной моторики (шкала Ривермид), мелкой моторики (тест ARAT) и речи (шкала ОФР).

Шкала Ривермид показала улучшение крупномоторной двигательной активности во всех исследуемых группах уже на 4-й день реабилитации, а к 10-му дню почти все пациенты (87%) общей выборки могли, как минимум, без посторонней помощи преодолеть лестничный пролет (рис. 1). Тем не менее у пациентов основной группы с проведением ЛФК на фоне музыкального сопровождения темпы и результат восстановления крупной моторики значительно отличались в лучшую сторону от таковых в группах сравнения и контроля (p<0,05).

Рис. 1. Темпы восстановления крупной моторики у пациентов с ИИ. Примечание: * – p<0,05 при сравнении с наблюдением 2-го дня по Вилкаксону, W-критерий, # – p<0,05 при межгрупповом сравнении по Манна—Уитни, U-критерий. Здесь и далее для построения кривых использовались средние значения.

Двигательная активность паретичной руки согласно тесту ARAT достоверно увеличивалась (p<0,05) с 6-го дня заболевания в группах, реабилитируемых по специальной программе с музыкальным сопровождением и без такового (рис. 2). Однако у пациентов, занимавшихся под музыку, темп восстановления мелкой моторики был достоверно более быстрым (p<0,05). В группе контроля на фоне общей ЛФК к 10-му дню исследования наметилась лишь тенденция к восстановлению мелкой моторики (при сравнении результатов теста ARAT на 2-й и 10-й дни имеются различия; p<0,08).

Рис. 2. Темпы восстановления мелкой моторики у пациентов с ИИ. Примечание: * – p<0,05 при сравнении с наблюдением 2-го дня по Вилкаксону, W-критерий, # – p<0,05 при межгрупповом сравнении по Манна—Уитни, U-критерий.

Речь (рис. 3) становилась заметно более разборчивой у всех пациентов уже на 4-й день заболевания (p<0,05). В то же время улучшение речевой функции гораздо быстрее протекало у пациентов, посещавших сеансы музыкотерапии (p<0,05), — к 10-му дню реабилитационного периода сохранялись лишь некоторые артикуляционные сложности при том, что функция голосовых связок и речевое дыхание пришли в абсолютную норму у каждого пациента данной группы.

Рис. 3. Темпы восстановления речи у пациентов с ИИ. Примечание: * – p<0,05 при сравнении с наблюдением 2-го дня по Вилкаксону, W-критерий, # – p<0,05 при межгрупповом сравнении по Манна—Уитни, U-критерий.

Таким образом, проведенный анализ показал, что дифференцированный подход при изучении динамики неврологического дефицита у пациентов с ИИ позволяет точнее определить степень восстановления различных функций на фоне проведения реабилитационных мероприятий.

Наиболее приближенными к результатам комплексной оценки по шкале NIHSS оказались данные по тесту ARAT и шкале ОФР — статистически значимые отличия по темпам восстановления мелкой и артикуляционной моторики в основной группе прослеживались лишь с 6-го дня применения реабилитационного комплекса, включавшего музыкотерапию. Авторы полагают, что данный факт можно объяснить следующим обстоятельством: комплекс упражнений, направленный на восстановление тонких движений и речи, несмотря на его необходимость, является наиболее трудным и энергозатратным для пациента с ИИ. У пациентов, занимавшихся под музыку, позитивная психологическая нагрузка не только дополняла, но со временем и стимулировала физический потенциал, обеспечивая субъективно более легкое выполнение как относительно простых, так и более сложных упражнений на протяжении всего срока реабилитации. Пациенты группы сравнения также достаточно хорошо переносили первые занятия, но в последующие дни, напротив, начинали постепенно истощаться при упражнениях с мелкими предметами и в процессе фонационно-артикуляционных тренировок. Следовательно, отсутствие достоверных различий по результатам теста ARAT и шкалы ОФР на 4-й день заболевания и появление их только на 6-й день реабилитации характеризовали, в данном случае, особенности протекания адаптационных реакций, а разнонаправленный их характер в основной группе и группе сравнения свидетельствовал о значительном адаптивном эффекте музыкотерапии.

ЛФК для восстановления крупной моторики, согласно дизайну исследования, проводилась в 3 группах и одинаково хорошо переносилась абсолютно всеми пациентами. При этом в основной группе по шкале Ривермид отмечалось более раннее появление положительной динамики (восстановление крупной моторики), начиная с 4-го дня заболевания, что, на наш взгляд, еще раз подчеркивает стимулирующую функцию музыкальной терапии в отношении даже той функциональной активности, которая не требует от пациента большого напряжения и адаптации.

Представляют интерес также результаты экспериментальной части нашей работы, связанной с оценкой КРС у обследуемых лиц. В первые дни после возникновения ИИ сердечный ритм, как правило, обладает характеристиками нестационарного процесса, что не позволяет проводить спектральный анализ ВРС и геометрический анализ ВДДЦ [40, 41]. В связи с этим состояние КРС у наших пациентов исследовалось только с 6-го дня реабилитации. Первоначальный уровень коэффициента КРС у всех испытуемых укладывался в диапазон значений, соответствующих умеренной степени кардиореспираторной десинхронизации (рис. 4). Тем не менее четко прослеживалась межгрупповая разница данного показателя (p<0,05), что позволяло думать об эффективности кардиореспираторных тренировок, особенно тех, что проводились с музыкальным сопровождением. При наблюдении на 8-й день регистрировался заметный прирост темпов положительной динамики по коэффициенту КРС как в основной группе, так и в группе сравнения, причем показатели пациентов, тренировавшихся под музыку, вышли на уровень незначительных нарушений КРС (p<0,05). К 10-му дню реабилитации пациенты основной группы подошли со значениями коэффициента КРС, близкими к референтным, пациенты группы сравнения — с незначительной кардиореспираторной десинхронизацией, а пациенты контрольной группы — с по-прежнему умеренными нарушениями КРС, несмотря на статистически значимое улучшение показателя по группе в среднем (p<0,05). Изложенные результаты свидетельствуют о высокой эффективности кардиореспираторных тренировок: применение данной методики в комплексе с музыкальной терапией значительно увеличивает результативность разработанной программы.

Рис. 4. Состояние кардиореспираторной синхронизации у пациентов с ИИ. * – p<0,05 при сравнении с наблюдением 6-го дня по Вилкаксону, W-критерий, # – p<0,05 при межгрупповом сравнении по Манна—Уитни, U-критерий.

Полученные в настоящей работе данные позволяют сделать вывод о том, что музыкотерапия положительно влияет на состояние пациентов с И.И. Использование изложенных комплексных программ с использованием музыкотерапии при восстановлении пациентов после ИИ оправдано, имеет статистически доказанную эффективность и может быть рекомендовано как метод активной реабилитации пациентов, перенесших И.И. Кроме того, наряду с общепризнанными оценочными инструментами, используемыми при исследовании динамики состояния пациентов с ИИ (шкала NIHSS, индекс мобильности Ривермид и др. ), для более широкого применения в клинической практике может быть рекомендован анализ КРС в структуре исследования ВРС и ВДДЦ как метод определения функционального состояния вегетативной нервной системы у пациентов с ИИ.

Есть основания считать, что в основе терапевтического действия использованных программ могут лежать процессы нейропластичности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Музыкотерапия как метод коррекции и реабилитации

Музыкотерапия. Связь между музыкой и эмоциями, наряду со способностью музыки влиять как на психическое, так и на физическое здоровье, была установлена уже много столетий назад. Пифагор, Платон и Аристотель писали о том, как музыка влияет на здоровье и поведение, племена аборигенов со всего мира использовали музыку как часть своего целительного искусства.

Музыкотерапия является эффективным базовым методом в реабилитационной и коррекционной работе с пациентами любого возраста и с разными заболеваниями, включая детей с нарушениями или ограниченными возможностями здоровья (расстройствами аутистического спектра, задержкой развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, нарушениями слуха, речи и зрения). Такие дети обычно имеют широкий спектр расстройств: нарушение координации движений, рассеянное внимание, гиперактивность или наоборот, замкнутость, отсутствие интереса к окружающему миру, нарушение социальной адаптации и другие отклонения в личностном развитии.

Что такое музыкотерапия и как она работает?

Музыкотерапия – это межличностный процесс, в котором терапевт использует музыку и все её аспекты, чтобы помочь пациентам улучшить, восстановить или сохранить здоровье. Она часто используется в работе с людьми с ограниченными возможностями.

Музыкотерапия применяется для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности, влияет на такие сложные психические процессы, как мышление, память, внимание и улучшение их работы. Она способна восстановить душевное равновесие, поднять настроение, активизировать творческий потенциал, развить необходимые качества, улучшить физическое состояние больного.

Мелодия – это волна определённой частоты, которая посылает импульсы в центральную нервную систему, одновременно активизируя многие участки головного мозга, влияя на тонус мышц и все жизненно важные системы организма, а также на уровень гормонов в крови, которые играют чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных и поведенческих реакциях. Музыкальный ритм действует как стимулятор физиологических процессов в организме и может нормализовать работу отдельных органов.

Музыкотерапия, вызывая положительные эмоции, помогает людям с ОВЗ поверить в себя, способствует снятию нервно-психического напряжения, тревожности и страхов, формирует адекватное восприятие ими окружающего мира, корректирует неврологические нарушения, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение, совершенствует двигательные, сенсорные и речевые навыки, формирует навыки общения, содействует гармоничному развитию их личности.

 

Виды музыкальной терапии
  • Активная

Она предполагает личное участие пациента в музыкальной деятельности, то есть в создании музыки, исполнении произведений (соло или в составе хора, оркестра), при этом возможно использование простых, легко усваиваемых музыкальных инструментов (барабан, бубен, трубы, треугольники и др.), а также собственного тела (например, хлопки в ладоши, ритмичное постукивание, импровизация голосом и т. д.). Каждый участник сеанса музыкальной терапии может выбрать свой собственный инструмент и использовать звуки для выражения своего состояния.

Преимуществом этой формы является сочетание музыки с деятельностью организма (при игре на инструментах задействуются мелкая моторика рук, при пении (вокале) – гортань, шея, легкие, диафрагма).

Активная музыкальная терапия может быть использована в терапевтической и реабилитационной психологической практике с пациентами с нарушениями интеллекта, при реабилитации слабослышащих и слепых пациентов.

Представляет собой прослушивание пациентами специально подобранных музыкальных произведений, что, в результате, нормализует их эмоциональное состояние, расслабляет или создаёт определенный эстетический опыт, формирует позитивное отношение к новым жизненным ценностям, формирует новые психологические установки.

Для музыкальной релаксации, когда мелодия вызывает поток свободных ассоциаций, хорошо подходит спокойная классическая музыка.

Метод пассивной музыкотерапии рекомендован для использования в программах комплексного лечения и реабилитации больных гипертонической болезнью, в том числе с выраженными тяжёлыми неврологическими расстройствами, нарушениями сна и повышенной тревожностью.

  • Интегративная

Это сочетание музыкального сопровождения с визуальным и образным восприятием, то есть другими видами творчества, например, изобразительным искусством или танцем.

Методы музыкальной терапии
  • Игра на барабанах
  • Прослушивание живой или записанной музыки
  • Изучение техник расслабления с помощью музыки, таких как прогрессивное расслабление мышц или глубокое дыхание
  • Пение знакомых песен с живым или записанным сопровождением
  • Игра на инструментах, таких как ручная перкуссия
  • Импровизация музыки на инструментах голоса
  • Написание текстов песен
  • Написание музыки для новых песен
  • Обучение игре на таком инструменте, как пианино или гитара
  • Танцы или движения под живую или записанную музыку
  • Написание хореографии для музыки
  • Обсуждение своей эмоциональной реакции или значения, придаваемого определённой песни или импровизации
Что делает музыкальный терапевт?

Музыкальный терапевт оценивает уникальные потребности каждого клиента.  Он выясняет музыкальные предпочтения клиента и разрабатывает индивидуальный план лечения. Цель сеанса музыкальной терапии – выразить себя через музыку, импровизируя и реагируя на музыку по-новому, независимо от уровня мастерства.

Лучшие инструменты для музыкальной терапии 

Первый из них – джембе или ручной барабан. Учитывая, что это единственный барабан, который не имеет центральной мелодической составляющей, клиент может просто сливаться с музыкальными ритмами, не опасаясь сыграть «неправильную ноту». Использование небольшого барабана также облегчает связь между терапевтом и клиентом, позволяя им находиться в непосредственной близости.

Гитара – ещё один чудесный инструмент, используемый музыкальными терапевтами. Опять же, гитару можно использовать в непосредственной близости от клиента. Музыкальный терапевт также может поддерживать мелодический или гармонический контроль, позволяя клиенту играть. Гитара может помочь сохранить контроль в групповой обстановке, а её звучание может быть успокаивающим и расслабляющим.

Пианино является удобным инструментом при работе с большими группами. Поскольку звук гитары может быть заглушен другими инструментами, на которых играют клиенты, пианино более звучное и может удерживать фон. Музыкальный терапевт должен помнить, однако, о явном физическом барьере между собой и клиентом и, если это возможно, попросить клиента сесть рядом с пианино.

Детям нужна помощь

Вступайте в наши группы:

Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер

Наш канал  Яндекс Дзен

Благотворительный фонд

благотворительный фонд, методы реабилитации, музыкальная терапия, музыкотерапия, помощь детям, реабилитация детей

Физическая реабилитация с помощью музыкальной терапии

Все мы знаем, как музыка заставляет нас качаться, как она заставляет нас подчиняться ее ритму и наполняет нас хорошей энергией. Однако это не единственное влияние музыки на нас. Музыка влияет на то, как мы двигаемся, даже во времена, когда движение — это борьба.

Музыкальная терапия использовалась в качестве вмешательства в физическую реабилитацию, и снова и снова она доказывала свою осуществимость и эффективность в восстановлении пациентов, страдающих физическими заболеваниями.

Недавнее исследование, проведенное Эдинбургским университетом, пришло к выводу, что «использование музыкальных реплик для изучения физической задачи значительно развивает важную часть мозга».
Другое исследование, проведенное Гарвардской медицинской школой, показало, что движения под музыку улучшают подвижность пациентов с болезнью Паркинсона.
Музыкальная терапия и двигательная реабилитация уходят корнями в далекое прошлое, и когда музыкальные терапевты работают совместно с другими реабилитационными дисциплинами, комбинация методов образует мощный дуэт, когда они используются вместе.
За последние несколько лет музыкальная терапия стала одним из основных методов терапии, совместное лечение с физиотерапевтами и — в сочетании с подходящим лечением от многопрофильной команды по уходу — показала значительные результаты.
Давайте углубимся в это явление и узнаем, как музыкальная терапия помогает в физической реабилитации:

Музыка мотивирует пациентов, делая сеансы более эффективными

Не один физиотерапевт чувствовал заметный эффект музыки во время сеансов терапии.
Когда музыкальный терапевт играет живую музыку, специально предназначенную для облегчения двигательных упражнений, сеансы терапии, как правило, становятся более энергичными и живыми, поскольку пациенты чувствуют себя более расслабленными и комфортными со своими терапевтами. Они взаимодействуют с окружающей средой в комнате, что, в свою очередь, помогает им выполнять упражнения с большей мотивацией.
Без музыки терапия кажется рутиной, как будто происходит движение. Без мотивации и драйва за упражнениями результаты откладываются и отсутствуют.

Музыка влияет на движение

Академия нейрологической музыкальной терапии им. Роберта Ф. Ункефера перечисляет большое количество исследований, которые снова и снова показывают, что музыка влияет на движение в различных клинических группах.
Мета-анализ 168 исследований, проведенный в 2012 году по изучению влияния музыкальной терапии на реабилитацию при ходьбе у пациентов с болезнью Паркинсона, обширные данные в значительной степени свидетельствуют о том, что музыкальная терапия оказывает положительное влияние на модели ходьбы у пациентов с болезнью Паркинсона.

Когда клиницисты и исследователи из Центра музыкальной терапии Нордофф-Роббинс при Нью-Йоркском университете им. Стейнхардта и Института реабилитационной медицины Раска при Нью-Йоркском университете в Лангоне использовали музыкальную терапию для выживших после инсульта, они обнаружили, что музыка вызывает спонтанные движения.

После 45-минутного сеанса с музыкальным вмешательством, длившегося шесть недель, результаты были заметными и удовлетворительными.

Специалисты отметили уменьшение нарушений движений конечностей у больных и улучшение сенсорных нарушений. В целом у больных, перенесших инсульт, отмечено общее улучшение состояния здоровья.

Музыка строит взаимопонимание – она объединяет людей

Не каждому пациенту легко наладить отношения со своим терапевтом, однако для успешной физической реабилитации такие отношения действительно необходимы.
Здесь на помощь приходит музыка. Музыка во многом помогает установить взаимопонимание между терапевтом и пациентом. Активное участие в музыке с музыкальным терапевтом, ведущим с мелодиями, гармониями и ритмом, создает позитивную терапевтическую среду, уменьшая стресс, улучшая настроение и предоставляя привлекательную тему для разговора для знакомства друг с другом.
Чрезвычайно важно установить доверительные отношения с пациентами, особенно когда пациенту требуется длительная физическая реабилитация. Хотя физиотерапия, кажется, затрагивает только тело, давайте не будем забывать, что наше настроение и эмоции играют очень важную роль в процессе выздоровления.

Именно эмоциональная связь дает нам волю, страсть и надежду на выздоровление, в то время как мозг помогает нашему телу учиться и заново учиться движениям.
Вот почему музыкальная терапия успешно помогает пациентам физически, психологически и социально.

Музыка разнообразна

Нет двух одинаковых людей, как и их музыкальные предпочтения. К счастью, музыка разнообразна, и ее использование для улучшения физической реабилитации доступно и эффективно.

Для физической реабилитации эффективна не любая музыка, а та, которую предпочитает пациент, и та, которая специально нацелена на движение, предоставляя слуховые сигналы для более эффективного вовлечения мозга в выполнение упражнений. Музыка, которую предпочитает пациент, может варьироваться от одной ноты до музыки с динамичными звуками. Музыкальные терапевты могут быстро оценить потребности пациента и обеспечить соответствующее музыкальное сопровождение, чтобы привлечь пациента и помочь его выздоровлению.
Физическая реабилитация, в которой используются современные методы, часто осуществляется совместными усилиями физиотерапевтов, трудотерапевтов, логопедов и музыкальных терапевтов.

Музыка надолго увлекает пациентов

Пациентам с черепно-мозговой травмой для выздоровления требуется значительный объем терапии. Это означает, что некоторые упражнения повторяются каждый день, что может очень быстро наскучить.

Музыка, с другой стороны, добавляет элемент веселья в сеансы терапии, в дополнение к тому, что она используется в качестве инструмента терапии. Это дает то, чего можно с нетерпением ждать каждый день, и все меняется. Каждый день может быть наполнен новой музыкой и давать пациентам дополнительную мотивацию.

Когда музыкальный терапевт и физиотерапевт проводят совместные сеансы, они в конечном итоге находят новые идеи для упражнений.

Музыкальная терапия помогает пациентам справиться с трудностями

Когда кто-то нуждается в физической реабилитации, это означает, что он прошел через что-то серьезное. Это может быть несчастный случай, инсульт и/или нанесенная травма. Какими бы ни были причины физических нарушений, они оставляют после себя травму.

Большинство пациентов внезапно оказываются в окружении больниц, врачей, лекарств, анализов и методов лечения, все еще пытаясь справиться с тем, что произошло.

Когда мозг отказывается двигаться дальше, тело едва ли может двигаться вперед. Музыка влияет на мозг и его связь с эмоциями, чувствами и воспоминаниями. Пациенты не оставляют эти ощущения во время физической реабилитации, но они приходят вместе с ними. Обработка этих чувств является частью физиотерапии, и это один из многих способов, которыми помогает вмешательство музыкальной терапии.
Роль музыкальной терапии в физической реабилитации является частью различных текущих исследований. Тем не менее, результаты до сих пор были только положительными.

Сотрудничество двух ниш помогло многим пациентам, а также терапевтам помочь своим пациентам выздороветь. Людям с ограниченными физическими способностями требуется много мотивации, вдохновения и стремления, чтобы выздороветь и справиться с ситуацией, и музыка дает все это.

Что такое музыкальная терапия? | Программа музыкальной терапии в Brooks Rehabilitation

Медицинский обозреватель: Даниэль Портер, MM, MT-BC

Последнее обновление: 10 июня 2021 г.

Что такое музыкальная терапия?

Программа музыкальной терапии в Brooks Rehabilitation использует исследования в области неврологии, чтобы помочь пациентам выздороветь. Реабилитационные цели решаются с помощью индивидуальных и стандартизированных методов нейромузыкальной терапии.

Преимущества музыкальной терапии

С помощью музыки можно заставить мозг вызывать различные реакции. Эти реакции (будь то моторные, когнитивные или языковые) не всегда наблюдаются при традиционной терапии. По этой причине часто происходит совместное лечение музыкальной терапией, логопедией, эрготерапией и физиотерапией.

Что происходит на сеансе музыкальной терапии?

Распространенным заблуждением является то, что музыкальные терапевты развлекают или обучают музыке. Скорее, музыкальные терапевты используют элементы музыки, такие как ритм, динамика, высота звука и гармония, чтобы вызвать желаемые немузыкальные реакции. Эти элементы можно функционально использовать для создания альтернативных путей или укрепления поврежденных в мозгу. Ритм можно использовать для оптимизации движения и получения вербального выражения. Гармонию можно использовать для реплики речи и прямого движения. Кроме того, мультисенсорный аспект музыки обеспечивает пациентам постоянную визуальную, слуховую и тактильную обратную связь в контексте увлекательной задачи.

Примеры музыкальной терапии

  • Ходьба под живую ритмичную музыку для увеличения длины шага и темпа
  • Игровые упражнения на губной гармошке для улучшения поддержки дыхания
  • Ударные барабаны для улучшения координации и диапазона движений
  • Пение заученных песен, чтобы вызвать словесное выражение и улучшить артикуляцию
  • Последовательный звонок в колокольчики с цветовой кодировкой для улучшения визуального сканирования
  • Игра на двух инструментах одновременно для улучшения внимания
  • Использование музыки в качестве мнемонической подсказки для улучшения памяти

Кому подходит музыкальная терапия?

Лица с разными способностями и возрастом могут получать услуги музыкальной терапии.

Что делать, если у пациента нет опыта игры на инструменте или пения. Может ли он/она по-прежнему участвовать?

Для получения пользы от музыкальной терапии не требуется никакого предыдущего опыта или музыкальных навыков, поскольку музыка является неотъемлемой частью.

Где предлагается музыкальная терапия в Brooks System of Care?

Музыкальная терапия предлагается в следующих местах в виде индивидуальных и групповых занятий:

  • Перекресток Бартрам
  • Бартрам Лейкс
  • Клуб травм головного мозга
  • Дневной курс лечения травм головного мозга (BIDT)
  • Реабилитационный центр афазии Брукса (BRAC)
  • ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ® Резиденции
  • Стационарная больница
  • Центр нейрореабилитации (NRC)
  • Программа детского отдыха (PAR)
  • Университетский перекресток

Обучение и квалификация музыкальных терапевтов в Brooks

  • Степень бакалавра музыкальной терапии
  • Сертификат Национального совета (обозначение MT-BC)
  • Сертификация / стипендия в области нейрологической музыкальной терапии (NMT, NMT/F)

Как к нам добраться

Чтобы получить дополнительную информацию о программе музыкальной терапии или принять участие, свяжитесь с Даниэль Портер по адресу Danielle. [email protected]

 

 

 

Медицинский обозреватель

Даниэль Портер, MM, MT-BC
Координатор программы музыкальной терапии, научный сотрудник нейрологического музыкального терапевта

Даниэль Портер является сертифицированным музыкальным терапевтом со степенью магистра музыкальной терапии и сертификатом геронтологии Университета штата Флорида. . Она прошла специализированное обучение в области неврологической музыкальной терапии (NMT) и получила звание стипендиата NMT. Даниэль реализовала первую программу музыкальной терапии в Brooks Rehabilitation в Джексонвилле, штат Флорида, в 2015 году. Стремление Даниэль к образованию и защите интересов привело ее к участию в региональных и национальных конференциях, включая Американский конгресс реабилитационной медицины и Американскую ассоциацию музыкальной терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *