Разное

Мораль это определение для детей 3 класса: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Мораль — что это, определение и ответ

Мораль – часть духовного мира человека.

Мораль — это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей.

Нравственность ― практическая реализация норм морали в повседневной жизни людей, при которой значительно смягчается строгость высокоморальных норм.

Наука, изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующая развитие морали – этика.

Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (наука, право, религия, искусство), анализирует ее сущность и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Регулятивная — регулирование поведения и внутреннего мира человека.

Ценностно-ориентационная — создание ориентиров для человека, способствующих его самосовершенствованию.

Мотивационная — моральные принципы мотивируют человека на совершение определенных действий или на воздержание от совершения каких-либо действий.

Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей; обеспечение стандартизации и предсказуемости поведения людей.

Конститутивная — конститутивная функция морали заключается в том, что она выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.

Оценочная — помогает расценивать с позиций добра и зла явления действительности.

Мораль как социальный регулятор состоит из ряда моральных категорий:

Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии, а также известные правила: будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.

Например: гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу.

  • Нравственные идеалы — образы нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

  • Моральные качества — доброта, великодушие, смелость, мудрость.

  • Морально-психологические механизмы — долг, совесть, честь.

  • Высшие моральные ценности — свобода, справедливость, счастье и т. д.

Особое место в морали занимает такая ценность как смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей и т.д.

Совокупность моральных категорий формирует нравственную культуру человека – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных действиях человека.

«Золотоеправило»нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

Моральная автономия личности: личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.

Гуманизм: человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Альтруизм: нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

Моральные принципы — определение, нормы, примеры из жизни

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Каждый человек живет в обществе и следует определенным правилам поведения. Одна часть правил регулируется законом, другая — моральными нормами. В этой статье узнаем, что такое нормы морали и какие принципы существуют в современном мире.

Определение моральных принципов

Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.

На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.

Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.

Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.

Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

История термина «мораль»

Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.

Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.

О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Подходы к пониманию морали

Существует четыре подхода к пониманию морали:

  1. Религиозный.

    Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.

  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.

  3. Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.

  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Основные функции морали

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.

  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.

  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.

  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.

  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.

  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.

Выделяют такие моральные принципы:

  • Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.

  • Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.

  • Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.

  • Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.

  • Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.

  • Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.

  • Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.

  • Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Моральные принципы общения

Нравственные нормы и принципы в контексте общения:

  • самоуважение и проявление уважения к собеседникам;

  • приоритетность чужих или общественных интересов над личными;

  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;

  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;

  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;

  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;

  • признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;

  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;

  • общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;

  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;

  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;

  • понятность и доступность для всех участников общения;

  • последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.

Отсутствие моральных принципов

Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

287.2K

Понятие правового государства

К следующей статье

Пропорциональная избирательная система

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Как способствовать нравственному развитию детей + 3 занятия

Нет хороших или плохих детей, но есть хорошие и плохие способы научить детей определять и рассуждать о вещах в их окружении. Многие великие умы в области психологии развития посвятили свою карьеру поиску механизма, посредством которого дети усваивают моральные ценности, назвав это явление – моральное развитие .

Мы, с другой стороны, посвятили это всеобъемлющее руководство по нравственному развитию детей, в котором мы делимся наиболее важными выводами и показываем, как способствовать просоциальному поведению детей.

Начиная с основ, мы поможем вам понять, как дети учатся отличать правильное от неправильного и какова роль учителей и родителей в этом процессе. После того, как мы обобщим современные подходы в этой области, мы поделимся с вами тремя конкретными видами деятельности, которые вы можете легко реализовать в классе или дома.

Определение морали и нравственного развития

Начнем с основ. Общее определение морали описывается как набор принципов, которые люди используют для различения правильного и неправильного или хорошего и плохого поведения. С другой стороны, нравственное развитие — это процесс, посредством которого дети усваивают эти наборы принципов.

Всякий раз, когда мы говорим о нравственном развитии, мы на самом деле говорим о нравственном развитии детей, потому что к тому времени, когда человек становится взрослым, у него уже сформировалась моральная идентичность или мораль. Хотя мы знаем, что человек меняется на протяжении всей жизни, нет никаких доказательств того, что нравственное развитие продолжается после позднего подросткового возраста.

Это говорит нам о том, что детство является критическим периодом для получения правильного набора моральных принципов.

Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание, это то, что термин «правильные моральные ценности» является несколько спорным выражением. Теоретически философы этики и морали написали много книг о том, что такое универсальное право, но на практике все обстоит совсем иначе. В реальном мире наше непосредственное окружение, культура и традиции формируют наши представления о морали, а это, в свою очередь, определяет наши ожидания относительно того, как мы хотим, чтобы наши дети рассуждали и вели себя.

Однако, независимо от ценностей, которые мы выбираем для продвижения, существует несколько влиятельных теорий и концепций нравственного развития детей, которые показывают нам, что скрывается за кулисами этого процесса.

Теории и концепции нравственного развития

Загугивая тему нравственного развития детей, вы, несомненно, наткнетесь на имя Кольберга, самого влиятельного психолога, чьи идеи до сих пор считаются приемлемой основой нравственного развития. Но разоблачать идеи Кольберга без предварительного упоминания Пиаже просто неправильно.

Большинство людей слышали о Пиаже, читая о когнитивном развитии, поскольку он является основателем психологии развития. Но он также является первым (за пределами философии), кто задокументировал свои научные открытия и попытался разработать теорию нравственного развития детей.

Пиаже считал, что (1) у детей формируются нравственные представления поэтапно и (2) они делают это, строя свое представление о мире посредством взаимодействия. Он отверг представление о том, что моральные нормы такие же, как и культурные нормы, и считал, что им не следует обучать в рамках формального образования.

Согласно Пиаже, сверстников , а не учителя или родители, были ответственны за развитие моральных убеждений, таких как равенство, альтруизм, справедливость и т. д. 

Кольберга разработать свою теорию нравственного развития детей, которая преобразовала психологическое сообщество в этой области.

6 стадий нравственного развития детей

Лоуренс Кольберг — американский психолог, вошедший в историю как 30-й из самых выдающихся психологов 20-го века благодаря своей работе в области нравственного развития.

Шесть стадий нравственного развития детей, также известные как стадии нравственного развития Лоуренса Кольберга, представляют собой научную основу, основанную на идеях Пиаже. Что сделал Кольберг, так это расширил основные идеи Пиаже и добавил свои собственные взгляды.

Кольберг считал, что нравственные рассуждения являются необходимым, но недостаточным условием нравственного поведения. Это означает, что знание того, что правильно и что неправильно, не означает, что человеку достаточно вести себя соответственно.

Согласно Кольбергу, нравственное развитие связано с понятием справедливости. По этой причине он изучал рассуждения детей, представляя моральные проблемы, такие как дилемма Хайнца, и анализировал, как дети будут оправдывать свои ответы. Позже он использовал эти открытия для построения своей печально известной теории морального развития.

Его выводы подтверждают идею о трех фазах и шести стадиях нравственного развития.

Этап I: Доконвенциональный

На этом этапе моральное суждение детей управляется извне. Это означает, что дети принимают и верят всему, что им говорят власти (родители и учителя). Однако это все-таки внешние нормы, которые ребенок не воспринимает как свои, поэтому он может их нарушать, если думает, что никто не узнает или просто не любит. Эта фаза обычно наблюдается у детей до 9 лет.0013 в возрасте 9 лет (От дошкольного до начальной школы. Очень немногие дети могут все еще находиться на первом этапе старшей школы).

Стадия 1. Наказание и послушание
Обоснование: Это нормально, если вас не поймают.

На этом этапе дети следуют правилам, потому что хотят избежать наказания. Они считают, что действие неправильно, потому что человек был наказан.

Этап 2. Инструментально-релятивистский
Обоснование: Если тебе нравится, делай это.

На этом этапе дети рассуждают с позиции « что мне в этом? «Если действие отвечает их интересам, они будут воспринимать его как морально хорошее, практически не принимая во внимание нужды других. Обычно это время, когда ребенок думает, что можно делать чужую домашнюю работу, если ему платят, или когда он помогает кому-то на тесте, если получает что-то взамен.

Фаза II: обычная

Обычная фаза чаще всего наблюдается у детей в старшей средней школе и старшей школе. Однако стадия 4 не проявляется (как правило) до окончания средней школы или даже после окончания школы у некоторых детей. Здесь детская мораль связана с их социальными отношениями и их идентичностью. Они продолжают принимать ценности авторитетов, но потому что считают их необходимыми для поддержания позитивных отношений с окружающими. Они редко задаются вопросом, является ли правило справедливым или уместным.

Стадия 3. Отношение хорошего мальчика к девочке
Обоснование: Общество определяет, кто хороший, а кто плохой.

На этом этапе дети подчиняются социальным нормам, принятым большинством, потому что они ищут одобрения и избегают неодобрения других людей в своем окружении (обычно сверстников).

Стадия 4. Закон и порядок ( Закон и порядок нравственность )
Рассуждение: Делайте это, потому что это ваш долг.

На этом этапе дети считают, что мы должны соблюдать правила без исключения, потому что они важны для поддержания функционирования общества. Правила и законы одинаковы для всех, и мы должны им подчиняться, потому что это то, что мы должны делать. Согласно Кольбергу, большинство людей остаются на этой стадии всю свою жизнь, когда мораль еще определяется извне.

Фаза III: Постконвенциональная

Кольберг считал, что не многие люди достигают постконвенциональной фазы. Фактически, он утверждает, что около 15% людей старше 20 лет достигают пятой и шестой стадии. Это очень редко (почти никогда) не наблюдается у детей до колледжа или университета. На этом этапе мораль человека определяется более абстрактными принципами, которые зависят от контекста и не могут быть легко обобщены. Поскольку люди на шестой стадии оценивают свои моральные ценности за пределами типичных социальных условностей, их поведение можно спутать с поведением людей на доконвенциональном уровне.

Стадия 5. Ориентация на общественный договор
Обоснование: Иногда правила могут быть неправильными или несправедливыми. Мораль — это согласие между моими индивидуальными правами и общественными нормами.

На этом этапе люди понимают, что люди придерживаются разных мнений, прав и ценностей. Основываясь на этих различиях, демократически согласованные законы могут отклоняться от своих личных ценностей. По этой причине они могут предпочесть игнорировать законы, когда не согласны со своими личными ценностями, хотя и осознают последствия.

Этап 6. Универсальные этические принципы

Обоснование: Я должен/не должен этого делать, потому что это нарушает мои личные правила.

На этом этапе люди живут в соответствии со своими моральными принципами. Они используют моральные рассуждения, основанные на универсальных этических принципах. Законы действительны, только если они основаны на справедливости. Если это не так, то люди могут подумать, что несоблюдение законов является обязательством справедливости.

Как распознать моральный выбор детей?

Помимо Кольберга, есть много других, которые также теоретизировали о нравственном развитии детей и определяли конкретные рамки. Но что хорошего в теориях, если мы не можем связать их с нашей повседневной жизнью? В частности, исходя из всего, что мы сказали до сих пор, как вы можете распознать, когда ваш ребенок принимает моральное решение?

Есть простой способ применить теорию на практике. Просто понаблюдайте за ребенком, когда он взаимодействует с окружающими людьми, или поставьте его в морально сложную ситуацию, посмотрите, как он отреагирует, и спросите его, почему он считает это правильным решением.

Вот бытовая ситуация и примеры того, как может вести себя дошкольник или ребенок школьного возраста, исходя из стадий нравственного развития Кольберга.

«Твоя мама испекла печенье для класса твоего брата/сестры. Она сказала, что никто не должен их есть, но ты очень хочешь печенье. Что бы вы сделали?»

Ответы: 

  • Я возьму один, когда она не будет смотреть. (предварительный, этап 1)
  • Я не возьму, потому что мама рассердится/накажет меня. (предварительный, этап 1)
  • Возьму одно, потому что мамино печенье очень вкусное. (предварительно, этап 2)
  • Я не буду их есть, потому что не люблю печенье. (предконвенциональная, 2 этап)
  • Печеньку не возьму, потому что мама будет грустить/не полюбит меня. (обычный, 3 этап)
  • Я не буду брать печенье, потому что я хороший мальчик/девочка. (обычный, этап 3)

Этот пример слишком тривиален для уровней выше 3, так как дети уровня 4 уже учатся в старшей школе и связывают мораль с более важными понятиями. Тем не менее, это хороший пример для вас, чтобы увидеть, как будут выглядеть ответы ребенка на основе вышеописанной теории. Конечно, не стоит ожидать точно таких же ответов, но постарайтесь найти в ответе вашего ребенка подоплеку, чтобы увидеть, на какой стадии нравственного развития он находится.

Также стоит упомянуть, что иногда дети могут рассуждать далеко за пределами той стадии, на которой они находятся. Это означает, что они могут использовать оправдание, например, из стадии 4, но при проверке ведут себя по-другому, а затем оправдывают свое поведение. с предлогом, соответствующим более низкой ступени. Вот почему наблюдение и открытый разговор после того, как ваш ребенок что-то сделал (хорошо или плохо), — лучший способ оценить его нравственное развитие.

Как социальная среда формирует нравственность?

К настоящему моменту должно быть очевидно, что дети не могут научиться нравственности по книгам. Более того, Пиаже считает, что взрослые не могут учить детей нравственности, потому что это то, что дети создают, когда осмысливают мир и взаимодействие между людьми.

Однако это вовсе не означает, что ближайшее социальное окружение, педагоги, родители не влияют на нравственное развитие детей, это далеко не так! Проблема в том, что существует сложная взаимосвязь между нравственным развитием детей и окружающими их людьми, из-за чего всем нам трудно определить конкретные образовательные практики, которые будут эффективны для всех детей и во всех ситуациях.

Давайте сначала рассмотрим роль учителей и родителей в нравственном развитии детей, а затем мы поделимся некоторыми конкретными действиями, которые могут помочь детям понять эмпатию и важность просоциального поведения, которое может облегчить их моральные рассуждения.

Роль родителей в нравственном развитии

Согласно статье, опубликованной в Журнале нравственного воспитания, аффективные и когнитивные компоненты взаимодействия родителей со своими детьми могут способствовать их нравственному развитию, даже несмотря на то, что нравственность строится посредством взаимных социальных взаимодействия.

Это означает, что, во-первых, родители играют роль в обеспечении когнитивного механизма , который является основой, на которой может развиваться нравственное развитие. Проще говоря, детям было бы очень трудно разобраться в сложных правилах, регулирующих наши социальные отношения, без какого-либо контекста, без кого-то, кто мог бы объяснить им последствия или обосновать действия людей.

Во-вторых, аффективные отношения в семье могут влиять на мотивацию детей слушать и реагировать на конкретные просьбы. Тесная связь с вашим ребенком может способствовать его нравственному развитию, потому что дети будут заинтересованы в поддержании этой связи и начнут сопереживать вашим эмоциональным реакциям.

Роль учителя в нравственном развитии

Дисциплина детей становится в настоящее время одной из самых больших проблем в школах. Вот почему, отвечая на вопрос «как учителя могут способствовать нравственному развитию детей?» имеет первостепенное значение.

Но как учителя могут учить нравственности в школе, если мы поддерживаем идею о том, что нравственности нельзя научиться через формальное образование? Что ж, во многих школах есть предметы нравственного воспитания, и все же эти школы не считаются более эффективными в решении проблем нравственности молодежи. Мы считаем, что это связано с тем, что учителям и школам как социальным и образовательным учреждениям необходимо использовать другой подход.

Учителя должны спрашивать себя о том же, о чем они просят своих учеников. Класс предлагает множество моральных дилемм и проблем, таких как мошенничество, ложь, запугивание, выполнение или нарушение обещаний и так далее. Вот почему изучение морали может заключаться в повседневных взаимодействиях и отношениях между учителем и учениками, а не просто в обучении моральной философии.

Для ясности: мы не против формального нравственного воспитания. На самом деле мы одобряем его, но мы здесь, чтобы указать на другую, более важную роль, которую играет учитель в нравственном развитии детей. Учитель есть и должен быть нравственным образцом. Под этим мы подразумеваем, что учителя должны в первую очередь воплощать моральные принципы, а уже потом учить. Если учитель воспринимается как несправедливый или опаздывает на занятия, есть вероятность, что у детей не будет мотивации выполнять свои обещания или вовремя выполнять домашнее задание.

Как воспитывать нравственность у детей?

Являетесь ли вы родителем или учителем, вот несколько примеров того, как поощрять нравственное развитие детей.

Четкое понимание нравственных ценностей

В предыдущих разделах мы упоминали, что родители (в том числе и учителя) обеспечивают когнитивный механизм нравственного развития детей. Это означает, что у детей должно быть четкое определение того, что хорошо, что плохо, что правильно, а что неправильно. Если вы говорите одно, а потом пытаетесь рационализировать противоречивое поведение или просто добавляете исключения из правил, ребенок не будет думать о моральных нормах как о чем-то важном (потому что всегда можно найти оправдания).

Пример

Это само собой разумеется, но давайте еще раз обсудим это. Детский мозг подобен губке, которая впитывает все, что окружает его. Это означает, что даже несмотря на то, что вы сказали «вы должны быть терпеливы и уважать других», если они увидят, что вы перерезаете очередь и занимаете чье-то место, когда вы спешите, они подумают, что правило не имеет значения: «Если вы мама делает это, все в порядке».

Привлекайте ребенка к ответственности

Все эти советы основаны на одном – последовательности. Будь то последовательность в ваших учениях, в вашем поведении или в вашей способности доводить дело до конца, ребенок учится лучше и получает пользу, когда есть последовательность. Иногда это означает постоянство в том, чтобы держать их на земле, когда они делают что-то не так.

Вызывать чувство вины, а не стыда!

Это очень важно! Если вы не будете осторожны, ваше желание поддержать просоциальное поведение может привести к тому, что вы станете социально замкнутым и неуверенным в себе человеком. Различие между этими двумя вещами в вашей формулировке и поведении . Когда вы ругаете ребенка, критикуйте его поступки, а не личность, и давайте объяснения!

Вина = Я поступил плохо!

Стыд = я плохой!

Хорошим примером этого может быть ситуация, в которой вы поймали своего ребенка на лжи.

 
Вы можете сказать: «Мне очень грустно, потому что, когда ты лжешь, я не знаю, как тебе доверять в следующий раз. Вы наказаны, потому что вы солгали ».

Не говори: «Я никогда не буду тебе доверять. Вы наказаны, потому что вы лжец !

Похвалите просоциальное поведение

Вознаградите просоциальное поведение эмоциональной поддержкой, словами ободрения и похвалите ребенка перед близкими друзьями и семьей. Детям нравится чувствовать поддержку и знать, что вы ими гордитесь, что будет мотивировать их продолжать вести себя хорошо.

Воспитывать нравственность посредством игр

Дети узнают о нравственности, формируя представление о мире посредством социальных взаимодействий. Тем не менее, есть много видов деятельности, с помощью которых вы можете столкнуть детей с моральными проблемами и возможностями, когда они могут использовать этот опыт, чтобы сделать вывод о том, что хорошо и правильно, а что плохо или неправильно. Вот несколько упражнений, которые вы можете легко реализовать в классе или дома.

Играть в групповые игры

Групповая игра, в которой каждый должен следовать определенным правилам, — это прекрасная возможность научить детей честности, равным возможностям и справедливости. Поначалу они могут видеть выгоду в читерстве, но, поскольку они играют со многими другими людьми, они вскоре осознают последствия чьего-то читерства. Просто будь осторожен. Убедитесь, что вы наказываете тех, кто обманывает, иначе дети будут думать, что обман допустим.

Разыгрывание истории

Еще один отличный способ показать последствия аморального поведения — разыграть историю, в центре которой моральный вопрос. Дети, участвующие в игре, получат непосредственный опыт, в то время как другие будут идентифицировать себя с персонажами.

Когда спектакль закончится, оставьте место для обсуждения. Начните с детей, которые принимали непосредственное участие в спектакле, и пусть они расскажут всему классу, кого они чувствовали. После этого постарайтесь побудить детей рассказать, как бы они поступили в такой ситуации и почему.

Обсудите моральную дилемму

Кольберг использовал моральные дилеммы для изучения моральных рассуждений у детей, но мы можем использовать их, чтобы побудить детей думать по-другому и увидеть множество возможных исходов и последствий ситуации. Моральные дилеммы поначалу могут показаться легкими, но как только вы начнете обсуждать их в классе, вы столкнетесь со множеством различных аргументов и позиций, о которых вы могли и не подумать поначалу!

Перед отъездом

Нравственное развитие детей является важной темой как для родителей, так и для учителей. В современном обществе мы наблюдаем множество отклонений у молодых людей и подростков, что заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем. Если вы разделяете такое же мнение, наша статья могла бы помочь вам лучше понять ситуацию и получить более четкое представление о своей роли в нравственном развитии ребенка.

Родители, обучающиеся на дому, поскольку они несут ту же ответственность, что и учителя, в некотором смысле также могут извлечь пользу из примеров, которые показывают, как распознавать и поощрять просоциальное поведение на разных этапах жизни, поскольку дети проводят большую часть времени дома.

Если вас интересуют другие статьи на похожие и другие темы, касающиеся образования детей, посетите наш блог! Все остальное, что вам нужно, вы можете найти на нашем основном веб-сайте, просто просмотрев нашу коллекцию рабочих листов и других учебных ресурсов.

15 моральных ценностей для детей, которые помогут сформировать хороший характер

Воспитайте просоциального ребенка, уверенного в себе, доброго, сострадательного и ответственного.

Изображение: Shutterstock

Моральные ценности для детей — это важнейшие принципы, которым дети должны учиться с раннего детства. Они подобны руководящим принципам, которые помогают человеку сделать выбор между правильным и неправильным или хорошим и плохим. Понимание этих ценностей имеет решающее значение для принятия честных, заслуживающих доверия и справедливых решений в повседневной жизни.

Следование нравственным идеалам может помочь детям развить приятный характер и приятную личность. Вы, как родитель, и ваша семья играете важную роль в том, чтобы направлять, поддерживать и поддерживать своих детей на пути развития моральных ценностей.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о важности привития моральных принципов детям и о том, как вы можете привить их своему ребенку.

Важность моральных ценностей у детей

Привитие ребенку моральных ценностей будет иметь следующие положительные эффекты.

  1. Помогает создать положительный характер с такими чертами, как сострадание, уважение, доброта и смирение.
  1. Помогает ребенку различать правильное и неправильное, хорошее и плохое. В конечном итоге это может способствовать рациональному мышлению и непредвзятому суждению.
  1. Обеспечивает перспективу, которая формирует отношение и убеждения к различным аспектам жизни.
  1. Повышает уверенность в себе и помогает сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях.

Изображение: Shutterstock

  1. Позволяет детям направить свою энергию в нужное русло.
  1. Работает как моральный компас, который помогает им избежать негативного влияния сверстников, социальных сетей или общества в целом, когда они становятся подростками или взрослыми.

По теме: Влияние социальных сетей на детей: положительное и отрицательное

  1. Помогает установить высокие стандарты социальной жизни, которые помогают развитию общества в целом.

От раннего детства до взрослой жизни нравственное развитие проходит непрерывную эволюцию благодаря поддержке и руководству со стороны семьи.

Способы привития детям моральных ценностей

Привитие моральных ценностей вашему ребенку — это развитие положительных черт характера. Вот как вы можете поддержать их.

  1. Будьте для них образцом для подражания: Проповедь ребенка бесполезна, если вы не практикуете то, что проповедуете. Дети лучше учатся, наблюдая за своим окружением. Подавайте хороший пример, следуя таким добродетелям, как честность, смирение, ответственность и сострадание.
  1. Делитесь моральным опытом: Моральные сказки на ночь на такие темы, как честность, справедливость, готовность помочь и т. д. — это хорошо, но еще лучше делиться позитивным опытом из реальной жизни. Поделитесь такими случаями из своего жизненного опыта, чтобы познакомить вашего ребенка с этой моралью.
  1. Помогите им попрактиковаться в обучении: Позвольте детям применить эти значения на практике. Например, покажите им, как быть смиренным, вежливо разговаривая с другими, помогая нуждающимся или избегая хвастовства своими добрыми делами и т. д.

Изображение: Shutterstock

  1. Признавайте хорошее поведение: Поощряйте хорошее поведение надлежащим образом. Это положительное подкрепление не обязательно должно быть подарком. Вы можете обсудить положительное поведение вашего ребенка со своей семьей и поделиться тем, что сделал ваш ребенок, и его влиянием. Когда семья хвалит ребенка, это повышает его уверенность и самооценку.

Связанный: 7 эффективных способов поощрения позитивного поведения у детей

  1. Общайтесь четко и эффективно: Сообщайте о моральных ценностях так, чтобы ребенку было легко их интерпретировать. Упростите его на языке, который ребенок может легко понять. Вы можете использовать примеры из жизни ребенка и научить его моральным ценностям, стоящим за этим, и их возможному влиянию.
  • Разумное использование СМИ: СМИ и их влияние на детей и подростков могут быть положительными или отрицательными. Ориентирование вашего ребенка в средствах массовой информации может помочь ребенку извлечь полезные моральные знания. Например, вы можете посмотреть с ребенком фильм или прочитать статью в Интернете, отражающую высокие моральные нормы и положительный эффект. Вы можете попробовать это со старшими детьми.

Итак, каковы основные моральные ценности, которым должны учиться дети?

15 Моральные ценности для детей

Вот список моральных ценностей, которые родители должны стараться прививать своим детям.

1. Благодарность

Благодарность — это готовность выразить признательность и благодарность за то, что у вас есть. Это начинается с удовлетворения. Развивайте в своем ребенке чувство удовлетворенности и благодарности, обучая его быть благодарным за то, что у него есть в жизни. Научите их никогда никого и ничего не принимать как должное.

2. Честность

Дети читают в книгах, что «честность — лучшая политика». Но чтобы узнать его истинное значение, им нужно постоянно его практиковать. Ребенок может воспитать честность, будучи правдивым по отношению к своим родителям, учителям и окружающим. Познакомьте ребенка с тем фактом, что всегда лучше принять ошибку честно, а не лгать, чтобы скрыть ее. Покажите им, как они могут начать с маленьких шагов, например, быть честными со своим учителем и одноклассниками.

Консультант педиатр и неонатолог доктор Нима Шреста говорит, «То, чему ребенок учится в первые годы, становится тем, чем он становится во взрослой жизни. Если их научили быть честными, уважать других и относиться к другим с добротой, они в конечном итоге станут взрослыми, которые вырастут и будут ценить отношения со своей семьей, коллегами и сотрудниками. Они также научатся проявлять доброту к окружающим и быть честными в отношениях».

3. Делиться

Делиться — значит заботиться. Таким образом, ребенок должен знать, как важно делиться с теми, кто в них нуждается. Делиться — это действие, которое должно прорастать из бескорыстия. Вы можете научить своего ребенка делиться своими вещами/ресурсами с другими людьми, которые могут отчаянно нуждаться в этих вещах. Поощряйте ребенка делиться своими игрушками со своими братьями, сестрами и двоюродными братьями или жертвовать книги, еду и одежду менее привилегированным детям.

Краткий факт

Поведение родителей в значительной степени зависит от поведения детей ясельного и младшего возраста (1).

4. Эмпатия

Эмпатия рассматривается как способность, с которой человек может понять проблемы, вопросы и заботы другого человека. Это как поставить себя на чье-то место. Чтобы воспитать чутких детей, нужно сначала проявить к ним сочувствие. Выслушивайте их заботы, вопросы и проблемы и старайтесь им помочь. Приходите к обоюдно согласованным решениям.

5. Сострадание

Изображение: Shutterstock

Сострадание — это чувство любви и заботы, которое вы испытываете по отношению к другим. Это на шаг впереди эмпатии, поскольку вы не только чувствуете чувства другого человека, но и стремитесь помочь ему с его проблемами. Развитие этой положительной эмоции поможет вашему ребенку развить позитивные отношения с окружающими.

Краткий совет

Регулярно работайте волонтером со своим ребенком в учреждениях по уходу за престарелыми и других сообществах, чтобы научить его состраданию на практике (2).

Связано: 20 лучших веселых совместных игр для детей

6. Сотрудничество

Сотрудничество — это акт оказания помощи другим для достижения цели, которая часто является взаимной. Сотрудничество дома — это первый шаг к развитию чувства сотрудничества. Совместное выполнение домашних дел и выслушивание проблем друг друга — это некоторые акты сотрудничества, которым должна следовать семья. Такие действия помогают растущему ребенку думать «мы», а не «я».

7. Уважение

Маленькие дети должны научиться уважать каждого человека, независимо от возраста, касты, вероисповедания, религии, этнической принадлежности, убеждений и различий во взглядах. Это важный шаг к развитию здоровых социальных и профессиональных отношений, когда ребенок вырастает. Вежливое общение с водителем школьного автобуса или домработницей — это пример, который вы можете подать своему ребенку.

8. Равенство

Равенство является неотъемлемой частью нескольких моральных ценностей, таких как справедливость. Равное отношение ко всем людям с точки зрения прав, возможностей и статуса необходимо для искоренения мыслей о превосходстве. Вы можете подать правильный пример, позволяя ребенку играть с другими детьми, независимо от их социальных различий.

9. Справедливость

Справедливость дает ребенку возможность противостоять несправедливому поведению и отношению. Это помогает им сделать выбор между правильным и неправильным, а затем выбрать правильный путь. Подавайте пример справедливости прямо у себя дома. Например, установите одинаковое время отключения света для ребенка и его брата или сестры без каких-либо исключений. Вы могли бы вежливо объяснить, почему старейшины получают дополнительное время, чтобы бодрствовать, поскольку они должны свернуть все домашние дела.

10. Смелость

Изображение: Shutterstock

Готовность делать трудные вещи в сложных ситуациях называется смелостью. Эта этическая практика готовит человека поступать правильно. В следующий раз, когда ваш ребенок проявит смелость пожаловаться на одноклассника, который запугивал нового ученика, похвалите его за смелость. Скажите им, что вы гордитесь тем, что знаете, что они мужественны.

11. Принятие

Это способность принимать разницу во взглядах с другим человеком. Это расширяет кругозор ребенка и помогает взглянуть на ситуацию относительно по-другому. Например, если ребенок и его брат или сестра расходятся во мнениях по какому-то вопросу, попросите их спокойно и без предрассудков выслушать мнения друг друга. Научите их принимать точку зрения другого человека и находить наилучшее решение в ходе обсуждения.

12. Щедрость

Она играет жизненно важную роль в становлении вашего ребенка добрым и социально ответственным человеком. Щедрый ребенок будет готов отдавать свое время и помогать другим щедро и независимо от каких-либо условий. Пусть ваш ребенок протянет руку помощи тем, кто в ней нуждается. То немногое, что они могут сделать, пусть делают.

См. также: 13 эффективных способов научить детей совместному использованию вещей и их важности

13. Ответственность

Лучший способ сделать вашего ребенка ответственным — это самому подавать пример. Несколько обязанностей, которые вы можете взять на себя дома, — это мытье посуды, наполнение пустых бутылок с водой, хранение обуви в специально отведенных местах, проведение времени с семьей и соблюдение распорядка дня. Вы можете помочь им учиться лучше, назначив им обязанности и похвалив их, когда они выполнят все поставленные задачи.

Совет

Не хвалите и не награждайте ребенка за каждое рутинное задание и действие. Это поможет им понять, что от них ожидают этих повседневных обязанностей (2).

14. Настойчивость

Настойчивость – это акт приложения настойчивых усилий для достижения цели или достижения. Обучение настойчивости — это знакомство вашего ребенка с отношением «никогда не сдавайся». Внедряйте его в повседневную жизнь. Например, если ребенок получает плохие оценки, то вместо того, чтобы ругать его, мотивируйте его продолжать работать, пока он не достигнет лучших оценок. Осыпайте словами мотивации, когда это возможно, чтобы научить ребенка быть настойчивым.

15. Самоконтроль

Изображение: Shutterstock

Самоконтроль играет важную роль, помогая детям контролировать свои мысли, слова, действия и эмоции. Такие дети не действуют импульсивно и избегают гневных реакций. Развивайте самоконтроль, пропагандируя ценность терпения и самоконтроля. Например, в следующий раз, когда вы почувствуете гнев или раздражение из-за инцидента, контролируйте свои эмоции и действуйте спокойно. Это подаст правильный пример самоконтроля вашему ребенку.

1. Что произойдет, если дети не будут следовать моральным ценностям?

Дети, столкнувшиеся с моральной нищетой, не могут чувствовать чужую боль, когда кто-то страдает, или участвовать в чьем-то счастье. Отсутствие эмпатии и ценностей может привести к совершению преступлений (3). По данным Министерства юстиции США, отсутствие у детей моральных ценностей может привести к преступлениям среди несовершеннолетних и насилию.

2. Как моральные ценности влияют на поведение ребенка?

Моральные ценности могут помочь развить положительные черты характера и поведения. Дети с моральными ценностями могут стесняться своего поведения и пытаться самоподкреплять позитивное поведение, более приемлемое для общества. Они склонны быть честными и брать на себя ответственность за свои действия. Они склонны избегать аморального поведения, неприемлемого родителями, школьными властями или обществом (4).

3. Какую роль играет школа в формировании нравственных ценностей и характера ребенка?

«Большую часть дня дети проводят в школах вместе со сверстниками и учителями. Школа может стать отправной точкой в ​​обучении их терпению, доброте, честности, любви и уважению. Школы выступают первым обществом, где дети учатся жить в гармонии друг с другом, относиться ко всем с добротой, уважать других. Таким образом, обучение детей моральным ценностям в школе может помочь укрепить их уверенность в себе и научить их работе в команде и сотрудничеству» 9.0004 полагает доктор Шреста.

Вот некоторые из основных моральных ценностей для детей, которые помогают им формировать оптимистичную личность. Эти ценности помогают сформировать сильные идеи, убеждения и правильное отношение, чтобы превратиться в нравственно сильных и непоколебимых людей. Вы можете начать преподавать рано, чтобы проложить правильный путь для вашего ребенка. Кроме того, вкладывайте свое время и усилия в нравственное развитие вашего ребенка. В целом моральные ценности представляют собой эмоциональные качества и опыт человека, направляя нас в правильном направлении и мотивируя нас следовать правильным путем.

Основные указания

  • Для детей жизненно важно усвоить моральные ценности.
  • Благодарность, честность, умение делиться, уважение, сотрудничество и сострадание — одни из самых важных моральных ценностей, которыми должен обладать ребенок.
  • Обмен моральным опытом, общение и признание хорошего поведения могут помочь привить детям моральные ценности.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *