Разное

Мнил это: МНИТЬ | это… Что такое МНИТЬ?

Содержание

Мусоргский. «Картинки с выставки» (Pictures at an Exhibition)

Фортепианный цикл (1874)

Оркестровка Мориса Равеля (1922)

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

История создания

1873 год был трудным для Мусоргского. Друзья перестали собираться вечерами у Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, тяжело заболевшей. В. Стасов, всегда морально поддерживавший композитора, надолго уехал из Петербурга. Последним ударом была внезапная, в расцвете лет и таланта, смерть художника Виктора Гартмана (1834—1873). «Что за ужас, что за горе! — писал Мусоргский Стасову. — В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштадтской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению… Порядком повозившись сам с удушьем и биениями сердца… я мнил, что это участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся — как оказывается… Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

  • Мусоргский — лучшее в интернет-магазине Ozon

В следующем, 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, — щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п.

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Интерпретирует их композитор по-своему. Так, эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле.

Фортепианный цикл был создан очень быстро — за три недели июня 1874 года. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге… Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается». Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами — образами Гартмана. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В.В. Стасову.

Тогда же, летом 1874 года, «Картинки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы это глубоко оригинальное, не имеющее аналогов произведение вошло в репертуар пианистов.

Яркость образов, их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок».

В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла — «Старого замка». Позднее ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов сделал оркестровку, но она осталась неисполненной. В 1922 году Морис Равель, бывший страстным поклонником творчества Мусоргского, также обратился к этому произведению. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году.

Музыка

Первый номер — «Прогулка» — основана на широкой мелодии в русском народном характере, с характерным для народных песен переменным метром, исполняемой сначала соло трубы, а далее поддержанной хором медных инструментов. Постепенно подключаются и другие инструменты, после звучания tutti без перерыва начинается второй номер.

Это «Гном». Ему свойственны причудливые, изломанные интонации, резкие скачки, внезапные паузы, напряженные гармонии, прозрачная оркестровка с использованием челесты и арфы. Все это ярко рисует фантастический и таинственный образ.

«Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке — «Старому замку». Фагот, скупо поддержанный одиноким звуком второго фагота и пиццикато контрабасов, запевает меланхоличную серенаду. Мелодия переходит к саксофону с его характерным выразительным тембром, потом распевается другими инструментами под аккомпанемент, имитирующий звучание лютни.

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (его подзаголовок — «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло». Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

Очередная «Прогулка» в измененном виде — с темой в высоком флейтовом регистре — подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» — очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу…» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной — с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.

«Лимож. Рынок. (Большая новость)» — название следующего номера. Первоначально композитор предварял его небольшой программой: «Большая новость: господин Пьюсанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо — кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук — си.

Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер — «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер — как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва — «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал.

«Избушка на курьих ножках» — снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод — в более камерном звучании — наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.

Без перерыва, attacca, вступает финал — «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра.

Л. Михеева


В 1922 году Морис Равель закончил оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского — произведения необычайно своеобразного и по самой музыке и по ее пианистическому воплощению. Правда, в «Картинках» есть много деталей, которые можно представить себе в оркестровом звучании, но для этого надо было отыскать на своей палитре краски, органически сливающиеся с оригиналом. Равель осуществил такой синтез и создал партитуру, оставшуюся примером мастерства и стилистической чуткости.

Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. В него были внесены небольшие поправки, но почти все они связаны со спецификой звучания инструментов. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды, и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка»; большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру. Все это не нарушает общего характера музыки Мусоргского, изменения деталей возникли при работе над партитурой, и они были минимальными.

Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. При всей своей неожиданности, оркестровые находки Равеля передают внутреннюю сущность музыки Мусоргского, включаются в строй его образов очень органично. Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель.

Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Кроме того, он был автором оркестровых редакций собственных фортепианных произведений, и эти партитуры воспринимались как оригиналы, а не переложения. По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно. Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900». А. Прюньер указывает другую — 8 мая 1922 года.).

Равелевская оркестровка «Картинок с выставки» вызвала и отдельные критические замечания: ее упрекали в недостаточном соответствии духу оригинала, не соглашались с изменениями нескольких тактов и т. д. Эти упреки можно услышать иногда и в наше время. Однако до сих пор оркестровка остается лучшей среди других, она по праву вошла в концертный репертуар: ее играли и продолжают играть лучшие оркестры и дирижеры всех стран.

И. Мартынов

Публикации

На концерте Валерия Гергиева и Оркестра Мариинского театра в Москве 11.12.2014 в 22:24

Хроника четырех дней Люцернского летнего фестиваля-2014 23.10.2014 в 19:36

На открытии Московского Пасхального фестиваля 17.05.2013 в 20:02

Австрийский квартет «Amarcord Wien» в Москве 17.10.2012 в 12:58

«Судья-палач» будет сидеть до конца жизни

08 декабря 2022 20:17 Алина Скачкова

Современный Джек-потрошитель отправился за решетку до конца дней. Американский суд поставил точку в деле бывшего американского военного, устроившего охоту на «недостойных», по его мнению, девушек. За громким процессом наблюдали сотни тысяч американцев, но, услышав приговор, многие посчитали его слишком мягким. 

«Очищал улицы» – вот так безжалостно, словно о грязи, говорит о своих жертвах американский серийный убийца Хуан Дэвид Ортиз. Он уже признался в расправе над четырьмя женщинами, но так и не почувствовал вины. Работник погранслужбы, ветеран Вооруженных сил США, отец троих детей возомнил себя великим судьей и палачом. А теперь и сам в шаге от смертной казни.

За вынесением приговора по резонансному делу наблюдают сотни тысяч американцев. Наблюдают, кажется, и сами жертвы – вот они на футболках своих матерей.

— У вас есть последнее слово?

— Нет, – сказал Ортиз.

Он уже все сказал. Накануне его допрашивали следователи. Ортиз признался: в 2018 году он вышел на охоту на якобы недостойных женщин. Знакомые проститутки первыми попали под прицел.

После откровений аппетит преступника разыгрался – Ортиз потребовал обед. И пока он с жадностью терзал зубами бургер, следователи «переваривали» его историю. Маньяк убивал по одному сценарию. Сначала предлагал подвезти до дома, затем высаживал у безлюдной лесополосы, а после, словно охотясь на животное, стрелял. Так Ортиз беспощадно подражал первому в истории серийному убийце, который орудовал в Лондоне в конце XIX века. Джек-Потрошитель – так его прозвали за манеру уродовать тела жертв – убил, по разным данным, от 5 до 11 проституток. Он мнил себя «санитаром». Такую же легенду на себя примерил и Ортиз. Вот только если лондонский маньяк так и остался неуловимым, Ортиз попался.

Его поймали после того, как очередной жертве чудом удалось сбежать. Она и позвала на помощь. Так Ортиз оказался на крючке. Полицейские взяли штурмом заправку, где остановился особо опасный преступник. Видимо, понимая, что свобода кончилась, он намеренно стал вести себя агрессивно, надеялся, что его застрелят. Но ничего не вышло. На запястьях застегнулись наручники.

Сомнений не оставалось – за убийство четырех женщин Ортизу грозит смертный приговор. Именно такого наказания ждали родственники погибших. Тем более что дело рассматривают в штате Техас – а это лидер по числу смертных казней в США. Но в последний день суда прокуроры внезапно просят для бывшего военного только пожизненное заключение. Неужели работа в органах – возмутились присутствующие – помогла смыть кровь с его рук?

Присяжные были единогласны: «Виновен». Залп обвинений – знак того, что остаток дней хладнокровный убийца проведет за решеткой. Однако не исключено, что решение еще пересмотрят. Если в пустыне Техаса найдут новые следы его пока еще неизвестных преступлений.

происшествия убийство суд маньяк/маньячка жертвы США/Америка общество новости Самое читаемое события дня

Управляемые ИТ-услуги | Minnesota & Kansas

Усильте свой персонал, обеспечьте кибербезопасность  и привяжите технологии к бизнес-целям.
 

Управляемые ИТ-услуги и решения по кибербезопасности Для


организаций, зависящих от технологий

технологии, это Ясно, что ваше будущее зависит от технологий. Вам нужен доступ к стратегическим знаниям в области ИТ, быстро реагирующей технической поддержке и многоуровневому решению кибербезопасности.

Марк Миллер, соучредитель Imagine IT

ИТ и технологии связаны с возможностями и рисками мы работать вместе, чтобы использовать технологии для обеспечения вашего успеха.

Сначала бизнес, потом технологии

Цифровая трансформация начинается с вашей стратегии

 

Ваша миссия — наша отправная точка. Мы глубоко изучаем вашу компанию, ваши цели и вашу отрасль и находим технологические решения, соответствующие вашему видению.

Вам нужна технологическая стратегия, которая отвечает постоянно меняющимся требованиям клиентов и помогает вам конкурировать и расти.

Почему кибербезопасность является нашим приоритетом…

Борьба с киберугрозами — это реальность для любой организации. С помощью специальной собственной команды безопасности, Security Shield и нашей философии кибербезопасности с нулевым доверием мы обеспечим безопасность, производительность и защиту вас, ваших сотрудников и ваших клиентов

Управляемые ИТ-услуги и решения для кибербезопасности для вашего Индустрия

Мы консультируем и поддерживаем малые и средние организации в каждой отрасли и обладаем более чем 25-летним опытом в области управляемых ИТ-услуг, ИТ-поддержки, кибербезопасности и технологических стратегий.

Наш опыт и ориентация на технологические стратегии дают нам уникальную перспективу, которую другие поставщики не могут предложить.

Лучшее нападение — это хорошая защита

Будьте в курсе кибератак и защитите свой бизнес превентивными мерами

Сколько на самом деле стоят реактивные ИТ-услуги и техническая поддержка?