Разное

Методы это в психологии: Методы психологии — Психологос

Содержание

Методы психологии — Психологос

Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Методы практической психологии

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение​, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Методы исследования в психологии: классификация, характеристика

Психология, как и любая другая наука, имеет свои собственные методы исследования. Именно их необходимо использовать студентам в курсовых и дипломных работах.

А какие именно методы исследования используют в психологии? Об этом мы подробно расскажем в статье. Читайте — и вы познакомитесь с основными методами исследования в психологии и их характеристиками.

Хотите первыми получать полезные материалы? Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram. И следите за актуальными акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Методы психологического исследования: что это такое

Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.

Методами психологического исследования в психологии называют приёмы и средства, позволяющие студентам или учёным получать фактические данные и достоверные показатели. А уже на их основе выдвигать теории, искать реальные подтверждения и разрабатывать действенные практические рекомендации.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

  1. Объективность — это значит, что используемые методы, которые применяются при изучении психических явлений, должны учитывать объективную природу человеческой психики.
  2. Валидность — этот показатель говорит о том, что выбранная методика имеет обоснования и её можно применять в реальных условиях.
  3. Надёжность — означает, что используемые методы психологического исследования дают одинаковые результаты даже при многократном повторении.

Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.

В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.

Классификация методов исследования в психологии

В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:

  • организационные методы;
  • эмпирические методы;
  • методы, позволяющие обрабатывать данные;
  • интерпретационные методы.
В детской психологии часто используют проективные методы

Методы психологического исследования: таблица

Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:

Организационные методыЭмпирические методыКоличественные и качественные методыИнтерпретационные методы
сравнительный;обсервационные: наблюдение и самонаблюдение;статистический анализ;генетический;
лонгитюдный;психологический эксперимент;качественный анализ.
структурные: типологизация и классификация.
комплексный.психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее;  
 праксиметрический;  
 психологическое моделирование;  
 биографический.  

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.

Основные методы психологических исследований: описание и примеры

Пришло время разобраться, что из себя представляют методологии из каждой группы, дать характеристику этим методам психологического исследования и привести понятные примеры использования.

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Интерпретационные методы в психологии

И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.

Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы

Генетический метод

Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.

Структурные методы

Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:

  • типологизация;
  • классификация.

Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Методы исследования: определение, типы и примеры

Гипотезы — это утверждения о предсказании результатов, которые могут быть проверены или опровергнуты с помощью какого-либо исследования.

Все исследования имеют альтернативную гипотезу (одностороннюю или двустороннюю) и соответствующую нулевую гипотезу.

После проведения исследования и получения результатов психологи должны принять одну гипотезу и отвергнуть другую.

Таким образом, если будет обнаружено различие, Психолог примет альтернативную гипотезу и отвергнет нулевую. Обратное применяется, если различия не обнаружены.


Методы отбора проб

Выборка – это процесс отбора репрезентативной группы из исследуемой совокупности.

 

Выборка — это участники, которых вы выбираете из целевой группы (группы, которая вас интересует), чтобы делать обобщения.

Репрезентативная означает степень, в которой выборка отражает целевую совокупность исследователя и отражает ее характеристики.

Обобщаемость означает степень, в которой их результаты могут быть применены к большей совокупности, частью которой была их выборка.

  • Волонтерская выборка — это когда участники выбирают себя через объявления в газетах, на досках объявлений или в Интернете.
  • Выборка по возможности, также известная как выборка для удобства, использует людей, которые доступны на момент проведения исследования и готовы принять в нем участие. Он основан на удобстве.
  • Случайная выборка — это когда каждый человек в целевой группе имеет равные шансы быть отобранным. Примером случайной выборки может быть выбор имен из шляпы.
  • Систематическая выборка — это когда система используется для отбора участников. Выбор каждого N-го человека из всех возможных участников. N = количество людей в исследуемой совокупности / количество людей, необходимых для выборки.
  • Стратифицированная выборка — это когда вы определяете подгруппы и выбираете участников пропорционально их встречаемости.
  • Выборка методом снежного кома — это когда исследователи находят несколько участников, а затем просят их найти участников самостоятельно и так далее.
  • Выборка по квоте — это когда исследователям будет предложено убедиться, что выборка соответствует определенным квотам, например, им может быть предложено найти 90 участников, 30 из которых являются безработными.

Переменные

Эксперименты всегда имеют независимую и зависимую переменную .

  • Независимая переменная — это та, которой манипулирует экспериментатор (то, что меняется в зависимости от условий, в которые помещаются участники). Предполагается, что он оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
  • Зависимой переменной является измеряемый объект или результат эксперимента.

Операционализация переменных означает их измеримость/количественное определение. Мы должны использовать операционализацию, чтобы гарантировать, что переменные находятся в форме, которую можно легко протестировать.

Например, мы не можем измерить «счастье», но мы можем измерить, сколько раз человек улыбается в течение двух часов.

Операционализируя переменные, мы облегчаем другим людям возможность повторить наше исследование. Помните, это важно, потому что мы можем проверить, надежны ли наши выводы.

Посторонние переменные — это все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты эксперимента.

Это может быть естественная характеристика участника, такая как уровень интеллекта, пол или возраст, например, или это может быть ситуационная характеристика окружающей среды, такая как освещение или шум.

Характеристики спроса являются разновидностью посторонней переменной, которая возникает, если участники отрабатывают цели исследования, они могут начать вести себя определенным образом.

Например, в исследовании Милгрэма критики утверждали, что участники выяснили, что удары током были ненастоящими, и применяли их, поскольку думали, что это то, что от них требуется.

Посторонние переменные должны быть контролируемыми , чтобы они не влияли (искажали) результаты.

Случайное распределение участников по их условиям или использование схемы эксперимента с подобранными парами может помочь уменьшить количество переменных участников.

Ситуационные переменные контролируются с помощью стандартных процедур, обеспечивающих одинаковое обращение с каждым участником в данном состоянии


Экспериментальный проект

План эксперимента относится к тому, как участники распределяются по каждому условию независимой переменной, такой как контрольная или экспериментальная группа.

  • Самостоятельный дизайн (межгрупповой дизайн): каждый участник отбирается только в одну группу. При независимом дизайне наиболее распространенным способом определения того, какие участники входят в какую группу, является рандомизация.
  • Схема подбора участников : каждый участник отбирается только в одну группу, но участники двух групп подбираются по какому-либо релевантному фактору или факторам (например, способностям, полу, возрасту).
  • Схема повторных измерений (внутри групп): каждый участник появляется в обеих группах, так что в каждой группе
    абсолютно одинаковых участников.
  • Основная проблема с планом повторных измерений заключается в том, что вполне могут быть эффекты порядка. Их опыт во время эксперимента может по-разному изменить участников.
  • Они могут работать лучше, когда появляются во второй группе, потому что они получили полезную информацию об эксперименте или о задаче. С другой стороны, во второй раз они могут работать хуже из-за усталости или скуки.
  • Уравновешивание — это лучший способ предотвратить влияние эффектов порядка на результаты эксперимента, и включает в себя обеспечение равной вероятности того, что каждое условие будет использовано участниками в первую и вторую очередь

Если мы хотим сравнить две группы по данной независимой переменной, необходимо убедиться, что эти две группы не различаются по какому-либо другому важному признаку.


Экспериментальные методы

Все экспериментальные методы включают IV (независимая переменная) и DV (зависимая переменная).
Лабораторные эксперименты проводятся в хорошо контролируемой среде, не обязательно в лаборатории, поэтому возможны точные и объективные измерения.

Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.

Полевые эксперименты проводятся в повседневной (естественной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует капельницей, но в реальных условиях. Можно контролировать посторонние переменные, хотя такой контроль сложнее, чем в лабораторном эксперименте.

Естественные эксперименты — это когда исследуется встречающийся в природе IV, который не подвергается преднамеренным манипуляциям, он все равно существует. Участники не распределяются случайным образом, и естественное событие может происходить очень редко.


Тематическое исследование

Тематическое исследование представляет собой углубленное исследование одного человека, группы, события или сообщества. Он использует информацию из ряда источников, например, от заинтересованного лица, а также от его семьи и друзей.

Можно использовать множество методов, таких как интервью, психологические тесты, наблюдения и эксперименты. Тематические исследования, как правило, носят лонгитюдный характер: другими словами, они следуют за человеком или группой в течение длительного периода времени.

Тематические исследования широко используются в психологии, и среди наиболее известных из них были проведенные Зигмундом Фрейдом. Он провел очень подробные исследования частной жизни своих пациентов, пытаясь понять и помочь им преодолеть свои болезни.

Тематические исследования предоставляют обширные качественные данные и имеют высокий уровень экологической достоверности. Однако трудно обобщать отдельные случаи, поскольку каждый из них имеет уникальные характеристики.


Корреляционные исследования

Корреляция означает ассоциацию; это мера степени, в которой две переменные связаны. Одна из переменных может рассматриваться как переменная-предиктор, а другая — как переменная результата.

Корреляционные исследования обычно включают получение двух разных показателей от группы участников, а затем оценку степени связи между показателями.

В каком-то смысле предикторную переменную можно рассматривать как предшествующую выходной переменной. Она называется переменной-предиктором, потому что она формирует основу для прогнозирования значения переменной результата

Отношения между переменными могут отображаться на графике или в виде числовой оценки, называемой коэффициентом корреляции.

  • Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с увеличением другой, то это известно как положительная корреляция .
  • Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с уменьшением другой, то это известно как отрицательная корреляция .
  • Нулевая корреляция возникает при отсутствии связи между переменными.

Посмотрев на диаграмму разброса, если мы хотим убедиться, что между двумя переменными действительно существует значимая связь, можно провести статистический тест корреляции, такой как ро Спирмена.

Тест даст нам оценку, называемую коэффициент корреляции . Это значение находится в диапазоне от 0 до 1, и чем ближе к 1 оценка, тем сильнее взаимосвязь между переменными. Это значение может быть как положительным, т.е. 0,63 или минус -0,63.

Корреляция между переменными, однако, не означает автоматически, что изменение одной переменной является причиной изменения значений другой переменной. Корреляция показывает только наличие связи между переменными.

Корреляция не всегда доказывает причинно-следственную связь, поскольку может быть задействована третья переменная.

Методы интервью

Интервью обычно делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.

В структурированном интервью ситуация интервью максимально стандартизирована. Структурированные интервью носят формальный характер, как и собеседования при приеме на работу.

Существует фиксированный, заранее определенный набор вопросов, которые задаются каждому участнику в одинаковом порядке и одинаковым образом. Ответы записываются в анкету, а порядок и формулировка вопросов, а иногда и диапазон альтернативных ответов задаются исследователем.

Интервьюер остается в рамках своей роли и поддерживает социальную дистанцию ​​от интервьюируемого.

Неструктурированные интервью носят неформальный характер, как случайные беседы. Им обычно предшествует общий разговор, и исследователь намеренно использует неформальный подход, пытаясь разрушить социальные барьеры.

Заданных вопросов нет, и участнику разрешено поднимать любые темы, которые он/она считает актуальными, и задавать их по-своему. Вопросы ставятся в связи с ответами участников на тему

В ходе такого рода опроса, скорее всего, будет собрано много качественных данных.

Неструктурированные интервью наиболее полезны в качественных исследованиях, предназначенных для анализа отношений и ценностей. Хотя они редко обеспечивают надежную основу для обобщений, их главное преимущество заключается в том, что они позволяют исследователю исследовать субъективную точку зрения социальных акторов.


Метод анкетирования

Анкетирование можно рассматривать как своего рода письменное интервью. Они могут проводиться лицом к лицу, по телефону или по почте.

Задаваемые вопросы могут быть открытыми, что обеспечивает гибкость ответов респондента, или они могут быть более строго структурированными, требующими кратких ответов или выбора ответов из предложенных вариантов.

Выбор вопросов важен из-за необходимости избегать предвзятости или двусмысленности в вопросах, «ведущих» респондента или вызывающих оскорбление.

Почтовый вопросник, по-видимому, дает возможность обойти проблему предвзятости интервью, сократив личное участие исследователя.

Другие его практические преимущества заключаются в том, что он дешевле, чем личные интервью, и может использоваться для относительно быстрого контакта с большим количеством респондентов, разбросанных по большой территории.


Наблюдения

  • Скрытое наблюдение — исследователь не сообщает участникам, что за ними наблюдают, пока исследование не будет завершено. Могут быть этические проблемы или обман и согласие с этим конкретным методом наблюдения.
  • Открытое наблюдение — это когда исследователь сообщает участникам, что за ними наблюдают и для чего за ними наблюдают.
  • Контролируемый : поведение наблюдается в контролируемых лабораторных условиях (например, исследование куклы Бандуры Бобо).
  • Натуральный : Здесь записывается спонтанное поведение в естественной обстановке.
  • Участник : Здесь у наблюдателя есть прямой контакт с группой людей, за которыми он наблюдает. Исследователь становится членом группы, которую он исследует.
  • Неучастник (он же «муха на стене»): Исследователь не имеет прямого контакта с людьми, за которыми наблюдают. Наблюдение за поведением участников с расстояния

Пилотное исследование

Пилотное исследование – это небольшое предварительное исследование, проводимое для оценки осуществимости ключевых этапов будущего полномасштабного проекта.

Пилотное исследование — это первоначальный прогон процедур, которые будут использоваться в расследовании; он включает в себя выбор нескольких человек и опробование на них исследования. Можно сэкономить время, а в некоторых случаях и деньги, выявив любые недостатки в процедурах, разработанных исследователем.

Пилотное исследование может помочь исследователю выявить любые неясности (например, необычные вещи) или путаницу в информации, предоставленной участникам, или проблемы с разработанным заданием.

Иногда задание слишком сложное, и исследователь может получить эффект пола, потому что ни один из участников вообще не может набрать баллы или выполнить задание — все показатели низкие. Противоположным эффектом является эффект потолка, когда задача настолько проста, что все получают практически максимальные оценки или лучшие результаты и «упираются в потолок».


Дизайн исследования

В поперечном исследовании исследователь сравнивает несколько сегментов населения одновременно

Иногда мы хотим увидеть, как люди меняются с течением времени, например, в исследованиях человеческого развития и
продолжительности жизни. Лонгитюдное исследование — это исследовательский план, при котором сбор данных осуществляется неоднократно в течение длительного периода времени.

В когортных исследованиях участники должны иметь общие факторы или характеристики, такие как возраст, демографические данные или род занятий. Когортное исследование — это тип лонгитюдного исследования, в котором исследователи отслеживают и наблюдают за выбранной группой населения в течение длительного периода времени.

Триангуляция означает использование более чем одного метода исследования для повышения достоверности исследования.


Надежность

Надежность – это мера согласованности, если определенное измерение повторяется и получается один и тот же результат, то он считается надежным.

Надежность повторного тестирования – Оценка одного и того же человека в двух разных случаях, которая показывает, в какой степени тест дает одинаковые ответы.

Надежность между наблюдателями – степень согласия между двумя или более наблюдателями.


Мета-анализ

Мета-анализ — это систематический обзор, который включает в себя определение цели и последующий поиск исследований, направленных на аналогичные цели/гипотезы.

Это делается путем просмотра различных баз данных, после чего принимаются решения о включении/исключении исследований.

Сильные стороны: Повышает достоверность выводов, поскольку они основаны на более широком диапазоне.

Слабые стороны: Дизайн исследований в исследованиях может различаться, поэтому они не могут быть по-настоящему сопоставимы.


Рецензирование

Исследователь представляет статью в журнал. Выбор журнала может определяться его аудиторией или престижем.

Журнал выбирает двух или более подходящих экспертов (психологов, работающих в аналогичной области) для бесплатного рецензирования статьи. Рецензенты оценивают: использованные методы и схемы, оригинальность результатов, обоснованность исходных результатов исследования и его содержание, структуру и язык.

Отклик рецензента определяет, будет ли статья принята. Статья может быть: принята как есть, принята с исправлениями, возвращена автору на доработку и повторное представление или отклонена без возможности представления.

Редактор принимает окончательное решение о том, принять или отклонить исследовательский отчет, на основании комментариев/рекомендаций рецензентов.

Рецензирование важно, потому что оно предотвращает попадание ошибочных данных в общественное достояние, обеспечивает способ проверки достоверности результатов и качества методологии и используется для оценки исследовательского рейтинга факультетов университета.

Экспертная проверка может быть идеальным решением, но на практике возникает множество проблем. Например, это замедляет публикацию и может помешать публикации необычной новой работы. Некоторые рецензенты могут использовать это как возможность помешать конкурирующим исследователям публиковать свои работы.

Некоторые люди сомневаются в том, что рецензирование действительно может предотвратить публикацию мошеннических исследований.

Появление Интернета означает, что многие исследования и академические комментарии публикуются без официальных рецензий, чем раньше, хотя в Интернете развиваются системы, где каждый действительно имеет возможность высказать свое мнение и контролировать качество исследований.


Типы данных

  • Количественные данные — числовые данные, т.е. время реакции или количество ошибок. Он представляет, сколько или как долго, сколько есть чего-то. Подсчет поведенческих категорий и закрытых вопросов в анкете собирает количественные данные.
  • Качественные данные — практически любой тип информации, которую можно наблюдать и записывать, которая не является числовой по своей природе и может быть в форме письменного или устного сообщения. Открытые вопросы в анкетах и ​​отчеты обсервационных исследований собирают качественные данные.
  • Первичные данные — это данные из первых рук, собранные для целей расследования.
  • Вторичные данные — это информация, которая была собрана кем-то, кроме лица, проводящего исследование, например, взято из журналов, книг или статей.

Валидность

Валидность означает, насколько хорошо исследование фактически измеряет то, что оно излагает, или насколько хорошо оно отражает реальность, которую, как утверждается, представляет.

Достоверность заключается в том, является ли наблюдаемый эффект подлинным и представляет ли он то, что на самом деле существует в мире.

  • Параллельная валидность — это степень, в которой психологическая мера соотносится с существующей аналогичной мерой и дает близкие результаты. Например, новый тест интеллекта по сравнению с установленным тестом.
  • Лицевая валидность : измеряет ли тест то, что он должен измерять «на первый взгляд». Это делается путем «на глаз» измерения или передачи его эксперту для проверки.
  • Экологическая достоверность y – это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие условия/реальную жизнь.
  • Временная валидность — это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие исторические периоды.

 

Особенности науки

  • Парадигма — Набор общих предположений и согласованных методов в рамках научной дисциплины.
  • Сдвиг парадигмы – Результат научной революции: существенное изменение доминирующей объединяющей теории в научной дисциплине.
  • Объективность — Когда все источники личной предвзятости сведены к минимуму, чтобы не искажать и не влиять на исследовательский процесс.
  • Эмпирический метод – Научные подходы, основанные на сборе данных путем прямого наблюдения и опыта.
  • Воспроизводимость — Степень, в которой научные процедуры и результаты могут быть повторены другими исследователями.
  • Фальсифицируемость – Принцип, согласно которому теория не может считаться научной, если она не допускает возможности оказаться ложной.

Статистическое тестирование

Значимым результатом является результат, при котором существует низкая вероятность того, что случайные факторы были ответственны за любое наблюдаемое различие, корреляцию или связь в тестируемых переменных.

Если наш тест значим, мы можем отклонить нашу нулевую гипотезу и принять нашу альтернативную гипотезу.

Если наш тест незначим, мы можем принять нашу нулевую гипотезу и отклонить нашу альтернативную гипотезу. Нулевая гипотеза — это утверждение об отсутствии эффекта.

В психологии мы используем p < 0,05 (поскольку он устанавливает баланс между совершением ошибок I и II рода), но p < 0,01 используется в тестах, которые могут причинить вред, например, введение нового наркотика.

Ошибка I рода — это когда нулевая гипотеза отвергается, когда ее следовало принять (происходит при использовании мягкого уровня значимости, ошибка оптимизма).

Ошибка II рода — это когда нулевая гипотеза принимается, когда ее следовало отвергнуть (происходит при использовании строгого уровня значимости, ошибка пессимизма).


Этические вопросы

  • Информированное согласие — это когда участники могут принять обоснованное решение о том, принимать ли участие. Это заставляет их угадывать цели исследования и менять свое поведение.
  • Чтобы справиться с этим, мы можем получить предполагаемое согласие или попросить их официально подтвердить свое согласие на участие, но это может сделать недействительной цель исследования, и не гарантируется, что участники поймут.
  • Обман следует использовать только в том случае, если он одобрен комитетом по этике, поскольку он предполагает намеренное введение в заблуждение или сокрытие информации. Участники должны быть полностью проанализированы после исследования, но подведение итогов не может повернуть время вспять.
  • Все участники должны быть проинформированы в начале, что они имеют право отозвать , если они когда-либо почувствуют себя огорченными или неудобными.
  • Это вызывает предвзятость, так как те, кто остался, послушны, а некоторые могут не отказаться, так как им дали стимулы или они чувствуют, что портят исследование. Исследователи могут предложить право на отзыв данных после участия.
  • Все участники должны иметь защиту от вреда . Исследователь должен избегать рисков, превышающих те, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и он должен прекратить исследование, если подозревается какой-либо вред. Однако вред может быть неочевидным во время исследования.
  • Конфиденциальность касается передачи личной информации. Исследователи не должны записывать никаких имен, а должны использовать числа или вымышленные имена, хотя это может оказаться невозможным, поскольку иногда можно установить, кем были исследователи.

Методы исследования в психологии: тип и пример

Психология — очень обширная тема не только с точки зрения того, что исследуется, но и с точки зрения того, как ее можно исследовать. Методы исследования в психологии составляют основу дисциплины; без них мы не можем гарантировать, что исследуемые темы соответствуют стандартизированному научному протоколу, но мы вернемся к этому позже.

  • Мы начнем с изучения научного метода гипотез.
  • Затем мы углубимся в типы методов исследования в психологии.
  • После этого мы рассмотрим научный процесс в психологии.
  • Далее мы будем сравнивать методы исследования в психологии.
  • Наконец, мы определим методы исследования на примерах психологии.

Гипотеза Научный метод

Прежде чем мы перейдем к различным методам исследования, используемым в психологии, давайте рассмотрим цели и задачи исследования.

Цель исследователя в психологии состоит в том, чтобы поддержать или опровергнуть существующие теории или предложить новые посредством эмпирических исследований.

Эмпиризм в исследованиях относится к проверке и измерению того, что можно наблюдать с помощью наших пяти органов чувств.

В научных исследованиях для проверки теории она должна быть сначала организована и записана в виде операциональной гипотезы.

Операционная гипотеза — это прогностическое утверждение, в котором перечислены исследуемые переменные, способ их измерения и ожидаемый результат исследования.

Давайте рассмотрим пример хорошей операциональной гипотезы.

Клиенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, получающие когнитивно-поведенческую терапию, с большей вероятностью будут иметь более низкие баллы по шкале депрессивной инвентаризации Бека, чем пациенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, которые не получают лечения своих симптомов.

Исследования по предоставлению поддержки или опровержению гипотез/теорий – вот где вступают в действие методы исследования в психологии.

Типы методов исследования в психологии

Что касается методов исследования в психологии, то их можно разделить на две категории; качественный и количественный.

Качественное исследование — это когда данные, полученные с использованием метода исследования, не являются числовыми, а количественное исследование — когда данные являются числовыми.

Эти две категории различаются не только тем, как собираются данные, но и тем, как они анализируются. Например, качественные исследования обычно используют статистический анализ, тогда как качественные исследования обычно используют контентный или тематический анализ.

Тематический анализ сохраняет качество данных, а контент-анализ преобразует их в количественные данные.

Рис. 1. Количественные данные могут быть представлены различными способами, такими как таблицы, графики и диаграммы.

Научный процесс: психология

Исследования в области психологии должны следовать стандартизированному протоколу, чтобы гарантировать, что исследование является научным. По сути, исследование должно сформировать гипотезу на основе существующих теорий, проверить их эмпирически и сделать вывод, поддерживают они или опровергают гипотезу. Если теория опровергнута, то следует адаптировать исследование и повторить описанные выше шаги.

Но почему исследования должны быть научными? Психология проверяет важные вещи, например. эффективность вмешательств; если исследователь приходит к выводу, что это эффективно, когда это не так, это может привести к серьезным последствиям.

Количественные и качественные исследования различаются тем, что делает исследования эффективными. Например, количественные исследования должны быть эмпирическими, надежными, объективными и обоснованными. Напротив, качественные исследования подчеркивают важность переносимости, достоверности и подтверждаемости.

Сравнение методов исследования: психология

Существуют различные подходы, используемые в психологических исследованиях по двум основным категориям. Давайте обсудим пять стандартных методов исследования, используемых в психологии. Это экспериментальные методы, методы наблюдения, методы самоотчета, корреляционные исследования и тематические исследования.

Методы исследования в психологии: экспериментальные методы

Эксперименты дают представление о причинно-следственной связи, демонстрируя результат, возникающий при манипулировании определенной переменной.

Экспериментальные исследования — это количественные исследования.

В психологии в основном используются четыре типа экспериментов:

  1. Лабораторные эксперименты.
  2. Полевые эксперименты.
  3. Естественные эксперименты.
  4. Квазиэксперименты.

У каждого типа экспериментов есть свои сильные и слабые стороны.

Тип эксперимента зависит от того, как участники распределены по экспериментальным условиям и от того, является ли независимая переменная естественной или искусственной.

Методы исследования в психологии: методы наблюдения

Методы наблюдения используются, когда исследователь наблюдает за тем, как люди ведут себя и действуют, чтобы больше узнать об их идеях, опыте, действиях и убеждениях.

Наблюдения в первую очередь классифицируются как качественные . Однако они также могут быть количественными или обоими (смешанными методами) .

Двумя основными методами наблюдения являются:

Наблюдения также могут быть открытое и скрытое (относится к тому, знает ли участник, что за ним наблюдают), натуралистическое и контролируемое .

Методы исследования в психологии: методы самоотчета

Корреляционные исследования — это неэкспериментальный количественный метод исследования. Он используется для измерения силы и направления двух сопутствующих переменных.

Корреляции можно разделить на слабые, умеренные или сильные, а также на отрицательные, нулевые или положительные корреляции.

Положительные корреляции — это когда одна переменная увеличивается, а другая тоже увеличивается.

Продажи зонтов увеличиваются по мере увеличения дождливой погоды.

Отрицательные корреляции возникают, когда одна переменная увеличивается, а другая уменьшается.

Продажа горячих напитков увеличивается по мере снижения температуры.

И нет корреляции это когда нет связи между копеременными.

Методы исследования в психологии: тематические исследования

Тематические исследования относятся к качественной методологии исследования. Тематические исследования подробно изучают людей, группы, сообщества или события. Они часто используют мультиметодологический подход, который включает интервью с участниками и наблюдения.

В психологическом тематическом исследовании обычно собираются важные и влиятельные биографические моменты из прошлого пациента и характерные детали его повседневной жизни, которые могут способствовать развитию определенного поведения или мышления.

Известный психологический пример H.M. Из его тематического исследования; мы узнали о влиянии повреждения гиппокампа на память.

Методы исследования в психологии: Примеры других методов исследования

Некоторые другие стандартные методы исследования в психологии:

  • Кросс-культурное исследование сравнивает результаты стран, которые исследовали схожие концепции, для выявления культурных сходств и различий.
  • Метаанализ систематически объединяет результаты нескольких исследований в один результат и обычно используется для определения направления установленных исследований в конкретной области. Например, метаанализ может показать, предлагают ли текущие исследования эффективное вмешательство.
  • Лонгитюдное исследование – это исследование, проводимое в течение длительного периода, т.е. исследовать долгосрочные последствия чего-либо.
  • Поперечное исследование — это когда исследователи собирают данные от многих людей в течение установленного периода времени. Метод исследования обычно используется для измерения распространенности заболеваний.

Примеры методов исследования в психологии

Давайте рассмотрим примеры пяти стандартных методов исследования в психологии, которые можно использовать для проверки гипотез.

Метод исследования Гипотезы
Экспериментальные методы Люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, будут иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали вмешательства.
Методы наблюдения Жертвы издевательств реже играют и взаимодействуют с другими на школьной площадке.
Методы самоотчета Люди, которые сообщают о высшем образовании, с большей вероятностью сообщают о более высоких доходах.
Корреляционные исследования Существует связь между количеством времени, затрачиваемого на упражнения, и мышечной массой.
Примеры из практики Центавры чаще всего происходят из стран синей зоны.

Методы исследования в психологии. Ключевые выводы

  • Научный метод предполагает, что перед использованием методов исследования в психологии необходимо сформулировать операциональную гипотезу.
  • Некоторыми типами методов исследования в психологии являются экспериментальные методы, методы наблюдения и самоотчета, а также корреляционные и тематические исследования.
  • При сравнении методов исследования: психология, методы исследования можно разделить на две категории; качественный и количественный.
  • Некоторые методы исследования в психологии используют экспериментальные методы для определения того, будут ли люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали никакого вмешательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *