Разное

Методом описательной психологии является: Методом описательной психологии является …

53)Описательные методы в психологии

В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики — ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов — различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.

п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках.

В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему — переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Использование данного метода требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении войти в поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание.

Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.

п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутреннего постижения. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т. п.).

Герменевтика — метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

3.3. Методы описательной (гуманитарной) психологии

Назначение методов описательной психологии

Методы описания и понимания психологии человека

Каковы возможности понимания человеческого в человеке? В чем состоит своеобразие методов гуманитарной психологии? Каковы методы понимания психологии человека ?

Назначение методов описательной психологии

В предыдущем изложении мы стремились показать, что ориентация психологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как це-

106

лое, а как совокупность определенных свойств, процессов, состояний, элементов и структур.

Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследовании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психологии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую очередь наблюдение и эксперимент.

Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько существо социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пути познания природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общество, в котором он живет.

Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в., т.е. спустя два века после оформления естествознания. В представлении исследователей уже были выработаны образцы научности – это математика, физика, химия, биология и другие науки. От гуманитарного знания требовались ориентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая форма научного знания, и на выработанные внутри него методы познания.

Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопоставиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В.Дильтеем «объяснительной» и «описательной» психологии.

В.Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология должна выработать собственные способы и методы познания. Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. «Необходима и возможна психология, – писал В.Дильтей, – кладущая в основу своего развития описательный и аналитический метод», нацеленный на понимание связности и целостности внутреннего мира человека, дающий основу «для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще главных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуальностей»

59.

59Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психоло-гии / Под ред. П Я Гальперина, А Н.Ждан. М., 1980. С.276.

107

Таким образом, назначение методов описательной психологии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека – это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого.

Объяснению в естествознании гуманитарная психология противопоставляет по-нимание.

Методы описания и понимания психологии человека

Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание – это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание,

идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика (рис.4).

Предваряя описание конкретных методов понимания в гуманитарной психологии, отметим существующую здесь объективную трудность: в систематическом виде эти методы пока не изложены. В данном случае – это одна из первых попыток такого рода, Потому она не претендует на полноту и завершенность классификации метода. Различение понятий «описание» и «понимание» в контексте изложения связано с достаточно очевидным значением термина «описание» – словесным (знаковым) выражением понимаемого, знаемого.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики – ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В.Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное вое-

108

приятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Рис.4. Методы описательной психологии

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда

109

используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира»60. Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека.

Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американский психолог К.Роджерс писал, что «один из важных путей познания идет через формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту», однако «этому типу познания уделяется мало внимания, ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям. Но, с моей точки зрения, это основной путь познания, это глубокое орга-низменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши соз-нательные представления и концепции»61

Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии.

Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. Напомним отмеченную ранее особенность психического – внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний – природный и социальный – мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими.

Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является го, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего ми-

60Рубинштейн СЛ Основы обшей психологии. В 2 т. М., 1989. Т.1 С.52. 61 История зарубежной психологии / Под ред П Я Гальперина, А Н Ждан М , 1986. С 204

110

ра человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточно значительном.

В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых – склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится автором самоотчета в его представлении перед другими. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. Замечательным примером здесь может служить «Исповедь» Л.Н.Толстого.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включенном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять позицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя.

В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включенного наблюдения может органично использоваться педагогом при проведении совместной деятельности со школьниками.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс.

Как способ общения с собеседником и его познания, эм-патическое слушание представляет собой определенную технику

111

поведения субъекта-исследователя (терапевта, педагога) и субъ-екта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником («центрированность» на кем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т. д. Подобное поведение терапевта (педагога) способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Роджерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание»62.

Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. «Точные науки, – писал М.М.Бахтин, это монологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и выска-зывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вешь, не может стать безгласным, познание его может быть диалогичным»63. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, ко такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекиионной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира чело-

2 История зарубежной психологии М , 1986. С 209

63Бахтин М М. Эстетика словесного творчества М., 1979. С 363.

112

века, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической регконст-рукции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов деятельности и т.д.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутреннего постижения Описать способы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что интуитивное усмотрение, «целостное схватывание» ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т.п.).

Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. «Внутреннее восприятие, – писал В.Дильтей, – мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключению по аналогии»64. При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т. п.

Герменевтика метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объектив-

64Дильтей В «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психологии / Под ред П Я Гальперина. А Н Ждан М , 1980 С.278.

113

ной Психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

«Феномен понимания и правильного истолкования понятого, – писал Х.-Г.Гадамер, – является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научи о-образованных судьи или священника»65. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом.

С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологической герменевтике как искусстве и теории истолковывать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т.п.

Три описательных психологических метода исследования

Описательные методы исследования используются для определения того, кто, что и где происходит в человеческом поведении и других психологических явлениях.

Психологи и исследователи используют множество инструментов при изучении поведения людей и животных.

Описательные методы исследования в психологии предназначены для научного описания или объяснения того, что происходит, с кем и где, а не того, как или почему это происходит.

Этот тип исследования часто проводится в естественных условиях и может предшествовать другим типам научных исследований, направленных на более глубокое изучение явления. Цель, согласно статье 2016 года, — найти «истину в последней инстанции».

В описательных исследованиях используются три основных метода, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Описательные методы исследования — это научные инструменты, используемые исследователями и психологами для сбора информации и описания особенностей поведения, паттернов и других явлений. Эти методы сосредоточены на том, кто, что и где, а не на том, почему или как.

В психологии описательные исследования часто используются для определения определенных моделей поведения или наблюдаемых черт. Поскольку описательные исследования, как правило, связаны с «голой правдой», они часто проводятся настолько естественно, насколько это возможно, без каких-либо манипуляций или переменных.

Описательное исследование может быть начальным шагом перед проведением двух других типов психологических исследований:

  • Корреляционное исследование: исследует две переменные одновременно и может использоваться для выявления закономерностей отношений
  • Экспериментальное исследование: определяет причину и следствие, подвергая одну группу воздействию определенной переменной, в то время как другая не подвергается воздействию переменной

Описательное исследование обычно не опирается на гипотезу и может быть более гибким, чем другие типы психологических исследований. Этот тип исследования может служить трамплином для дальнейших исследований, позволяя ученым собирать информацию, необходимую для формирования гипотезы. Затем эта гипотеза может служить основой для корреляционного исследования или формального эксперимента.

Ученые используют три метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

У каждого метода есть сильные и слабые стороны. Ученые могут предпочесть один метод другому в зависимости от типа информации, в которой они нуждаются, и от кого.

Метод наблюдения относится к ученым, наблюдающим за поведением животных или людей в естественных условиях. Исследователи могут использовать данные для выявления тенденций или закономерностей, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

Целью метода наблюдения является получение беспристрастного «моментального снимка» конкретной группы населения в определенное время согласно обзору исследований 2020 года, в котором оценивается эффективность различных описательных методов исследования.

Однако для получения точных результатов этот метод следует применять осторожно. Если наблюдаемые субъекты знают, что кто-то наблюдает за ними, они могут почувствовать себя некомфортно и изменить свое поведение. Это иногда называют «эффектом Хоторна».

Тем не менее, есть несколько способов, которыми исследователь может смягчить эффект Хоторна, например, пытаясь слиться с наблюдателями настолько хорошо, чтобы наблюдатели не замечали исследователей, или говоря участникам, что они наблюдают что-то отличное от того, что они видят. собственно смотря.

Кроме того, исследователи могут также передавать предвзятость тем, кого они наблюдают, в результате чего участники корректируют свое поведение в соответствии с предвзятостью.

По этим причинам метод наблюдения может быть более точным для ученых, изучающих поведение животных, а не человека.

Тематические исследования обычно сосредотачиваются на отдельном человеке или небольшой группе людей и могут предоставить массу информации о чем-то очень конкретном в его естественной среде.

Целью этого метода исследования является предоставление подробной информации об обнаруженном явлении в природной среде. Например, исследователь может наблюдать за человеком или небольшой группой людей с редким заболеванием или признаком, чтобы получить данные об этом конкретном заболевании или признаком.

Такая точность может представлять как преимущества, так и риски для тематических исследований.

Вероятность того, что участники выйдут из исследования или откажутся продолжать работу с исследователями в этом типе исследовательского формата, может снизиться, что может повысить точность результатов тематического исследования.

И, несмотря на то, что тематические исследования должны собирать много информации о чем-то конкретном, ученые и исследователи все еще могут быть не в состоянии обобщить свои выводы для большей части населения. Таким образом, тематическое исследование может быть нерепрезентативным, что может сделать выводы ненадежными за рамками конкретного тематического исследования.

Одна из проблем тематического исследования заключается в том, что определение этого описательного метода исследования может широко варьироваться среди ученых, в разных дисциплинах и даже внутри них. Тем не менее, некоторые ученые предполагают, что тематические исследования могут и должны использоваться более широко, как утверждается в одной статье 2020 года.

Когда для оценки конкретной информации требуется большая выборка, лучшим инструментом исследователя может быть опрос. Цель опроса — получить представление о конкретном поведении среди большой группы людей.

Опросное исследование предполагает, что участники отвечают на вопросы исследователей с помощью анкет, виртуально или лично. Опросы могут оценить более широкий круг людей в своей выборке, чем тематическое исследование, но не могут предоставить такую ​​же глубину информации.

В качестве описательного метода исследования опросы могут иметь такие же неточности, как наблюдения. Участники могут изменить свои ответы, опасаясь или опасаясь того, как они могут быть восприняты.

Виртуальные и очные опросы

Онлайн-опросы могут быть более точными, поскольку участники не отвечают на вопросы интервьюера лицом к лицу. Однако из-за отсутствия интервьюера ответы не могут быть обсуждены сверх того, что было предоставлено.

Онлайн-опросы также могут иметь более низкую долю ответов. Личные интервью могут обеспечить более высокий процент ответов, но зачастую их проведение обходится дороже. Телефонные интервью могут быть быстрее и дешевле, но, как правило, они менее детальны и рискуют отсеять участников.

Описательные методы исследования могут иметь решающее значение для психологов, занимающихся установлением и описанием естественных деталей конкретного явления.

Существует три основных метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

Эти методы исследования не основаны на гипотезе, а скорее служат средством для сбора данных, прежде чем углубляться в другие типы научных исследований. Описательное исследование часто является первым шагом в формировании гипотезы или ответе на вопрос.

Каждый метод описательного исследования имеет свои риски и преимущества, в том числе возможность предвзятости, часто в результате того, что участники корректируют свое поведение вследствие того, что за ними наблюдают.

Без описательного исследования может быть практически невозможно достичь стадии научных экспериментов, на которой устанавливаются причина и следствие, или доказать корреляцию между конкретным набором переменных.

Три описательных психологических метода исследования

Описательные методы исследования используются для определения того, кто, что и где происходит в человеческом поведении и других психологических явлениях.

Психологи и исследователи используют множество инструментов при изучении поведения людей и животных.

Описательные методы исследования в психологии предназначены для научного описания или объяснения того, что происходит, с кем и где, а не того, как или почему это происходит.

Этот тип исследования часто проводится в естественных условиях и может предшествовать другим типам научных исследований, направленных на более глубокое изучение явления. Цель, согласно статье 2016 года, — найти «истину в последней инстанции».

В описательных исследованиях используются три основных метода, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Описательные методы исследования — это научные инструменты, используемые исследователями и психологами для сбора информации и описания особенностей поведения, паттернов и других явлений. Эти методы сосредоточены на том, кто, что и где, а не на том, почему или как.

В психологии описательные исследования часто используются для определения определенных моделей поведения или наблюдаемых черт. Поскольку описательные исследования, как правило, связаны с «голой правдой», они часто проводятся настолько естественно, насколько это возможно, без каких-либо манипуляций или переменных.

Описательное исследование может быть начальным шагом перед проведением двух других типов психологических исследований:

  • Корреляционное исследование: исследует две переменные одновременно и может использоваться для выявления закономерностей отношений
  • Экспериментальное исследование: определяет причину и следствие, подвергая одну группу воздействию определенной переменной, в то время как другая не подвергается воздействию переменной

Описательное исследование обычно не опирается на гипотезу и может быть более гибким, чем другие типы психологических исследований. Этот тип исследования может служить трамплином для дальнейших исследований, позволяя ученым собирать информацию, необходимую для формирования гипотезы. Затем эта гипотеза может служить основой для корреляционного исследования или формального эксперимента.

Ученые используют три метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

У каждого метода есть сильные и слабые стороны. Ученые могут предпочесть один метод другому в зависимости от типа информации, в которой они нуждаются, и от кого.

Метод наблюдения относится к ученым, наблюдающим за поведением животных или людей в естественных условиях. Исследователи могут использовать данные для выявления тенденций или закономерностей, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

Целью метода наблюдения является получение беспристрастного «моментального снимка» конкретной группы населения в определенное время согласно обзору исследований 2020 года, в котором оценивается эффективность различных описательных методов исследования.

Однако для получения точных результатов этот метод следует применять осторожно. Если наблюдаемые субъекты знают, что кто-то наблюдает за ними, они могут почувствовать себя некомфортно и изменить свое поведение. Это иногда называют «эффектом Хоторна».

Тем не менее, есть несколько способов, которыми исследователь может смягчить эффект Хоторна, например, пытаясь слиться с наблюдателями настолько хорошо, чтобы наблюдатели не замечали исследователей, или говоря участникам, что они наблюдают что-то отличное от того, что они видят. собственно смотря.

Кроме того, исследователи могут также передавать предвзятость тем, кого они наблюдают, в результате чего участники корректируют свое поведение в соответствии с предвзятостью.

По этим причинам метод наблюдения может быть более точным для ученых, изучающих поведение животных, а не человека.

Тематические исследования обычно сосредотачиваются на отдельном человеке или небольшой группе людей и могут предоставить массу информации о чем-то очень конкретном в его естественной среде.

Целью этого метода исследования является предоставление подробной информации об обнаруженном явлении в природной среде. Например, исследователь может наблюдать за человеком или небольшой группой людей с редким заболеванием или признаком, чтобы получить данные об этом конкретном заболевании или признаком.

Такая точность может представлять как преимущества, так и риски для тематических исследований.

Вероятность того, что участники выйдут из исследования или откажутся продолжать работу с исследователями в этом типе исследовательского формата, может снизиться, что может повысить точность результатов тематического исследования.

И, несмотря на то, что тематические исследования должны собирать много информации о чем-то конкретном, ученые и исследователи все еще могут быть не в состоянии обобщить свои выводы для большей части населения. Таким образом, тематическое исследование может быть нерепрезентативным, что может сделать выводы ненадежными за рамками конкретного тематического исследования.

Одна из проблем тематического исследования заключается в том, что определение этого описательного метода исследования может широко варьироваться среди ученых, в разных дисциплинах и даже внутри них. Тем не менее, некоторые ученые предполагают, что тематические исследования могут и должны использоваться более широко, как утверждается в одной статье 2020 года.

Когда для оценки конкретной информации требуется большая выборка, лучшим инструментом исследователя может быть опрос. Цель опроса — получить представление о конкретном поведении среди большой группы людей.

Опросное исследование предполагает, что участники отвечают на вопросы исследователей с помощью анкет, виртуально или лично. Опросы могут оценить более широкий круг людей в своей выборке, чем тематическое исследование, но не могут предоставить такую ​​же глубину информации.

В качестве описательного метода исследования опросы могут иметь такие же неточности, как наблюдения. Участники могут изменить свои ответы, опасаясь или опасаясь того, как они могут быть восприняты.

Виртуальные и очные опросы

Онлайн-опросы могут быть более точными, поскольку участники не отвечают на вопросы интервьюера лицом к лицу. Однако из-за отсутствия интервьюера ответы не могут быть обсуждены сверх того, что было предоставлено.

Онлайн-опросы также могут иметь более низкую долю ответов. Личные интервью могут обеспечить более высокий процент ответов, но зачастую их проведение обходится дороже. Телефонные интервью могут быть быстрее и дешевле, но, как правило, они менее детальны и рискуют отсеять участников.

Описательные методы исследования могут иметь решающее значение для психологов, занимающихся установлением и описанием естественных деталей конкретного явления.

Существует три основных метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

Эти методы исследования не основаны на гипотезе, а скорее служат средством для сбора данных, прежде чем углубляться в другие типы научных исследований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *