Разное

Метод психологического исследования эксперимент: достоинства и недостатки, отличительная особенность

Содержание

Психологический эксперимент — Психологос

Фильм «Неприкасаемые»

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

как метод исследования, виды экспериментов

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т. е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования.

Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

— постановка проблемы и выведение гипотезы;

— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

— проведение экспериментальных опытов или диагностики;

— сбор и статистическая обработка данных;

— интерпретация результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер). В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения.

В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Experimental Design – Research Methods in Psychology – 2nd Canadian Edition

Глава 6: Экспериментальные исследования

  1. Объясните разницу между экспериментами между субъектами и экспериментами внутри субъектов, перечислите некоторые плюсы и минусы каждого подхода и решите, какой подход использовать для ответа на конкретный исследовательский вопрос.
  2. Дайте определение случайному распределению, отличите его от случайной выборки, объясните его назначение в экспериментальных исследованиях и используйте несколько простых стратегий для его реализации.
  3. Дайте определение контрольному состоянию, объясните его назначение в исследованиях эффективности лечения и опишите некоторые альтернативные типы контрольных состояний.
  4. Дайте определение нескольким типам эффекта переноса, приведите примеры каждого из них и объясните, как уравновешивание помогает справиться с ними.

В этом разделе мы рассмотрим несколько различных способов планирования эксперимента. Основное различие, которое мы проведем, будет между подходами, в которых каждый участник сталкивается с одним уровнем независимой переменной, и подходами, в которых каждый участник сталкивается со всеми уровнями независимой переменной. Первые называются экспериментами между испытуемыми, а вторые — экспериментами внутри испытуемых.

В каждый участник тестируется только в одном условии. Например, исследователь с выборкой из 100 студентов университета может поручить половине из них написать о травмирующем событии, а другой половине написать о нейтральном событии. Или исследователь с выборкой из 60 человек с тяжелой агорафобией (боязнью открытых пространств) может назначить 20 из них пройти каждое из трех различных видов лечения этого расстройства. В эксперименте между субъектами важно, чтобы исследователь распределял участников по таким условиям, чтобы разные группы в среднем были очень похожи друг на друга. Те, кто находится в состоянии травмы и в нейтральном состоянии, например, должны включать одинаковую пропорцию мужчин и женщин, и они должны иметь одинаковые средние коэффициенты интеллекта (IQ), одинаковые средние уровни мотивации, одинаковое среднее количество проблем со здоровьем и т. на. Это согласование заключается в управлении этими посторонними переменными-участниками в разных условиях, чтобы они не становились мешающими переменными.

Основной способ, с помощью которого исследователи выполняют такой контроль внешних переменных в разных условиях, называется , что означает использование случайного процесса для определения того, какие участники тестируются в каких условиях. Не путайте случайное назначение со случайной выборкой. Случайная выборка — это метод отбора выборки из совокупности, который редко используется в психологических исследованиях. Случайное распределение — это метод распределения участников выборки по различным условиям, а также важный элемент всех экспериментальных исследований в психологии и других областях.

Строго говоря, случайное назначение должно соответствовать двум критериям. Во-первых, каждый участник имеет равные шансы быть назначенным для каждого условия (например, 50%-й шанс быть назначенным для каждого из двух условий). Во-вторых, каждому участнику назначается условие независимо от других участников. Таким образом, один из способов распределить участников по двум условиям — подбросить монету для каждого из них. Если монета выпадает орлом, участнику назначается условие A, а если выпадает решка, участнику назначается условие B. Для трех условий можно использовать компьютер для генерации случайного целого числа от 1 до 3 для каждого участника. Если целое число равно 1, участнику присваивается условие A; если он равен 2, участнику присваивается состояние B; а если оно равно 3, участнику назначается состояние C. На практике полная последовательность условий — по одному для каждого участника, который, как ожидается, будет участвовать в эксперименте — обычно создается заранее, и каждый новый участник назначается следующему. состояние в последовательности, когда он или она тестируется. Когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто выполняет случайное назначение.

Одна из проблем с подбрасыванием монет и другими строгими процедурами случайного распределения заключается в том, что они могут привести к неравным размерам выборки в различных условиях. Неравные размеры выборки, как правило, не являются серьезной проблемой, и вы никогда не должны выбрасывать уже собранные данные, чтобы получить одинаковые размеры выборки. Однако для фиксированного числа участников статистически наиболее эффективно разделить их на группы равного размера. Поэтому стандартной практикой является использование своего рода модифицированного случайного распределения, при котором количество участников в каждой группе остается как можно более одинаковым. Один подход — . При блочной рандомизации все условия выполняются один раз в последовательности, прежде чем какое-либо из них повторяется. Затем все они повторяются снова, прежде чем любой из них повторится снова. Внутри каждого из этих «блоков» условия возникают в случайном порядке. Опять же, последовательность условий обычно генерируется до того, как будут протестированы какие-либо участники, и каждому новому участнику назначается следующее условие в последовательности. В таблице 6.2 показана такая последовательность распределения девяти участников по трем условиям. Веб-сайт Research Randomizer будет генерировать последовательности рандомизации блоков для любого количества участников и условий. Опять же, когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто обрабатывает рандомизацию блоков.

Таблица 6.3 Последовательность рандомизации блоков для распределения девяти участников по трем состояниям
Участник Состояние
1 А
2 С
3 Б
4 Б
5 С
6 А
7 С
8 Б
9 А

Случайное назначение не гарантирует контроля всех посторонних переменных в условиях. Всегда возможно, что просто случайно участники одного состояния могут оказаться в среднем значительно старше, менее уставшими, более мотивированными или менее подавленными, чем участники другого состояния. Однако есть некоторые причины, по которым эта возможность не вызывает серьезного беспокойства. Во-первых, случайное назначение работает лучше, чем можно было бы ожидать, особенно для больших выборок. Другой заключается в том, что статистика логического вывода, которую исследователи используют, чтобы решить, отражает ли разница между группами разницу в популяции, принимает во внимание «ошибочность» случайного распределения. Еще одна причина заключается в том, что даже если случайное назначение приводит к смешивающей переменной и, следовательно, приводит к вводящим в заблуждение результатам, это смешивание, вероятно, будет обнаружено при повторении эксперимента. В результате случайное назначение условий — хотя и не безошибочное с точки зрения контроля посторонних переменных — всегда считается сильной стороной плана исследования.

Эксперименты между субъектами часто используются для определения эффективности лечения. В психологических исследованиях — это любое вмешательство, направленное на изменение поведения людей к лучшему. Это вмешательство включает в себя психотерапию и медикаментозное лечение психологических расстройств, а также вмешательства, направленные на улучшение обучения, содействие сохранению, уменьшение предубеждений и т.  д. Чтобы определить, работает ли лечение, участников случайным образом распределяют либо по номеру , в котором они получают лечение, либо по номеру 9.0019, в котором они не получают лечение. Если участники в терапевтическом состоянии в конечном итоге оказываются в лучшем положении, чем участники в контрольном состоянии, например, они менее подавлены, быстрее учатся, больше сохраняют, выражают меньше предубеждений, то исследователь может сделать вывод, что лечение работает. В исследованиях эффективности психотерапии и лечения этот тип эксперимента часто называют .

Существуют различные типы условий управления. , участники не получают никакого лечения. Одна проблема с этим подходом, однако, заключается в существовании эффектов плацебо.  – это смоделированное лечение, в котором отсутствуют какие-либо активные ингредиенты или элементы, делающие его эффективным, а  – это положительный эффект такого лечения. Многие народные средства, которые, кажется, работают, например, употребление куриного супа при простуде или размещение мыла под простынями, чтобы остановить ночные судороги в ногах, вероятно, не более чем плацебо. Хотя эффекты плацебо недостаточно изучены, они, вероятно, обусловлены в первую очередь ожиданиями людей, что они улучшатся. Ожидание улучшения может привести к снижению стресса, беспокойства и депрессии, что может изменить восприятие и даже улучшить работу иммунной системы (Price, Finniss, & Benedetti, 2008) [1] .

Эффекты плацебо интересны сами по себе (см. примечание «Мощное плацебо»), но они также представляют серьезную проблему для исследователей, которые хотят определить, работает ли лечение. На рис. 6.2 показаны некоторые гипотетические результаты, согласно которым у участников в состоянии лечения в среднем улучшилось больше, чем у участников в контрольном состоянии без лечения. Однако если бы эти условия (два крайних левых столбца на рис. 6.2) были единственными условиями в этом эксперименте, нельзя было бы сделать вывод, что лечение сработало. Вместо этого могло быть, что участники в группе лечения улучшились больше, потому что они ожидали улучшения, в то время как участники в контрольной группе без лечения этого не сделали.

Рисунок 6.2 Гипотетические результаты исследования, включающего лечение, отсутствие лечения и плацебо-условия

К счастью, есть несколько решений этой проблемы. Одним из них является включение , в котором участники получают плацебо, которое очень похоже на лечение, но в нем отсутствует активный ингредиент или элемент, который, как считается, отвечает за эффективность лечения. Например, когда участники в состоянии лечения принимают таблетку, тогда участники в состоянии плацебо-контроля будут принимать идентичную таблетку, в которой отсутствует активный ингредиент в лечении («сахарная таблетка»). В исследованиях эффективности психотерапии плацебо может включать посещение психотерапевта и неструктурированный разговор о своих проблемах. Идея состоит в том, что если участники как лечебной, так и плацебо-контрольной групп ожидают улучшения, то любое улучшение в лечебной группе сверх того, что было в контрольной группе плацебо, должно быть вызвано лечением, а не ожиданиями участников. Эта разница показана при сравнении двух внешних столбцов на Рисунке 6.2.

Конечно, принцип информированного согласия требует, чтобы участникам сообщали, что им будет назначено либо лечение, либо плацебо-контрольное состояние, даже если им нельзя сказать, какое из них будет назначено до окончания эксперимента. Во многих случаях участникам, которые находились в контрольном состоянии, затем предлагалась возможность пройти настоящее лечение. Альтернативный подход заключается в использовании формы , в которой участникам сообщают, что они получат лечение, но должны подождать, пока участники в состоянии лечения уже не получат его. Это раскрытие информации позволяет исследователям сравнивать участников, которые получали лечение, с участниками, которые в настоящее время не получают его, но все еще ожидают улучшения (в конечном итоге). Окончательное решение проблемы эффектов плацебо состоит в том, чтобы полностью исключить контрольное состояние и сравнить любое новое лечение с лучшим доступным альтернативным лечением. Например, новое лечение простой фобии можно сравнить со стандартной экспозиционной терапией. Поскольку участники с обоими состояниями получают лечение, их ожидания относительно улучшения должны быть схожими. Этот подход также имеет смысл, потому что, когда есть эффективное лечение, интересным вопросом о новом лечении является не просто «Работает ли оно?» но «Работает ли это лучше, чем то, что уже доступно?

Многих не удивляет, что плацебо может оказывать положительное влияние на расстройства, которые кажутся фундаментально психологическими, включая депрессию, тревогу и бессонницу. Однако плацебо также может оказывать положительное влияние на расстройства, которые большинство людей считают физиологическими. К ним относятся астма, язвы и бородавки (Shapiro & Shapiro, 1999) 90–107 [2] 90–108 . Есть даже свидетельства того, что плацебо-хирургия, также называемая «фиктивной хирургией», может быть столь же эффективной, как и реальная хирургия.

Медицинский исследователь Дж. Брюс Мозли и его коллеги провели исследование эффективности двух процедур артроскопической хирургии при остеоартрите коленного сустава (Moseley et al. , 2002) [3] .Контрольные участники этого исследования были подготовлены к сделали операцию, получили транквилизатор и даже сделали три небольших разреза на коленях. Но они не получили настоящую артроскопическую хирургическую процедуру. Удивительным результатом стало то, что у всех участников улучшились как боли в колене, так и его функция, причем в группе симуляционной хирургии улучшение было таким же, как и в группах лечения. По словам исследователей, «это исследование предоставляет убедительные доказательства того, что артроскопический лаваж с хирургической обработкой или без нее [используемые хирургические процедуры] не лучше и, по-видимому, эквивалентен процедуре плацебо в уменьшении боли в колене и, по самооценке, функции» (стр. 85).

В каждый участник тестируется во всех условиях. Рассмотрим эксперимент по влиянию физической привлекательности подсудимого на суждения о его виновности. Опять же, в эксперименте между субъектами одной группе участников показывали привлекательного ответчика и просили оценить его вину, а другой группе участников показывали непривлекательного ответчика и просили судить о его виновности. Однако в эксперименте внутри испытуемых одна и та же группа участников будет судить о виновности как привлекательного, так и непривлекательного ответчика.

Основное преимущество этого подхода заключается в том, что он обеспечивает максимальный контроль над внешними переменными участников. Участники во всех условиях имеют одинаковый средний IQ, одинаковый социально-экономический статус, одинаковое количество братьев и сестер и т. д., потому что это одни и те же люди. Внутрисубъектные эксперименты также позволяют использовать статистические процедуры, которые устраняют влияние этих посторонних переменных участников на зависимую переменную и, следовательно, делают данные менее «зашумленными», а влияние независимой переменной легче обнаружить. Мы рассмотрим эту идею более подробно позже в книге. Однако не во всех экспериментах можно использовать внутрисубъектный план, да это и нежелательно.

Основным недостатком внутрисубъектных планов является то, что они могут привести к эффектам переноса.  – это влияние тестирования в одном состоянии на поведение участников в последующих условиях. Одним из типов эффекта переноса является , когда участники лучше выполняют задачу в более поздних условиях, потому что у них была возможность попрактиковаться в ней. Другой тип — , где участники хуже выполняют задание в более поздних условиях, потому что устают или скучают. Тестирование в одном состоянии также может изменить то, как участники воспринимают стимулы или интерпретируют свою задачу в более поздних условиях. Этот тип эффекта называется  . Например, ответчик с обычной внешностью может быть осуждён более сурово, если участники только что оценили привлекательного ответчика, чем когда они только что осудили непривлекательного ответчика. Эксперименты с участием испытуемых также облегчают участникам угадывание гипотезы. Например, участник, которого просят судить о виновности привлекательного ответчика, а затем просят судить о виновности непривлекательного ответчика, вероятно, догадается, что гипотеза состоит в том, что привлекательность ответчика влияет на суждения о виновности. Это знание может привести к тому, что участник будет более строго судить непривлекательного ответчика, потому что он думает, что это то, что от него ожидают. Или это может заставить участников судить двух подсудимых одинаково, чтобы быть «справедливыми».

Эффекты переноса могут быть интересны сами по себе. (Зависит ли привлекательность одного человека от привлекательности других людей, которых мы недавно видели?) Но когда они не находятся в центре внимания исследования, эффекты переноса могут быть проблематичными. Представьте, например, что участники оценивают вину привлекательного ответчика, а затем осуждают виновного непривлекательного ответчика. Если они судят непривлекательного подсудимого более строго, это может быть связано с его непривлекательностью. Но вместо этого они могут судить его более строго, потому что им становится скучно или они устают. Другими словами, порядок условий является смешанной переменной. Привлекательное состояние всегда является первым условием, а непривлекательное состояние — вторым. Таким образом, любое различие между условиями с точки зрения зависимой переменной может быть вызвано порядком условий, а не самой независимой переменной.

Однако существует решение проблемы эффектов порядка, которое можно использовать во многих ситуациях. Это , что означает тестирование разных участников в разных порядках. Например, некоторые участники будут тестироваться в состоянии привлекательного ответчика, за которым следует состояние непривлекательного ответчика, а другие будут тестироваться в непривлекательном состоянии, за которым следует привлекательное состояние. С тремя условиями будет шесть разных порядков (ABC, ACB, BAC, BCA, CAB и CBA), поэтому некоторые участники будут протестированы в каждом из шести порядков. При уравновешивании участники распределяются по заказам случайным образом с использованием методов, которые мы уже обсуждали. Таким образом, случайное распределение играет важную роль как в планах внутри субъектов, так и в планах между субъектами. Здесь вместо случайного назначения условий они случайным образом назначаются разным порядкам условий. Фактически можно с уверенностью сказать, что если исследование не предполагает случайного распределения в той или иной форме, оно не является экспериментом.

Эффективным способом уравновешивания является схема латинского квадрата, которая рандомизируется за счет равных строк и столбцов. Например, если у вас есть четыре процедуры, у вас должно быть четыре версии. Подобно головоломке судоку, ни одно действие не может повторяться в строке или столбце. Для четырех вариантов четырех процедур схема латинского квадрата будет выглядеть так:

.
А Б С Д
Б С Д А
С Д А Б
Д А Б С

Есть два способа понять, что достигается уравновешиванием. Во-первых, он управляет порядком условий, так что он больше не является смешанной переменной. Вместо того, чтобы привлекательное состояние всегда было первым, а непривлекательное состояние всегда вторым, привлекательное состояние стоит первым для одних участников и вторым для других. Точно так же непривлекательное состояние стоит первым для одних участников и вторым для других. Таким образом, любое общее различие в зависимой переменной между двумя условиями не может быть вызвано порядком условий. Второй способ думать о том, чего достигает уравновешивание, состоит в том, что если есть эффекты переноса, то это позволяет обнаружить их. Можно проанализировать данные отдельно по каждому заказу, чтобы увидеть, повлиял ли он.

Исследователь Майкл Бирнбаум утверждал, что отсутствие контекста, обеспечиваемое планами между субъектами, часто является более серьезной проблемой, чем эффекты контекста, создаваемые планами внутри субъектов. Чтобы продемонстрировать эту проблему, он попросил участников оценить два числа, насколько они велики, по шкале от 1 до 10, где 1 — «очень-очень мало», а 10 — «очень-очень много». Одну группу участников попросили оценить число 9, а другую группу попросили оценить число 221 (Бирнбаум, 1999 г.).9) [4] . Участники этого межсубъектного исследования дали цифре 9 среднюю оценку 5,13, ​​а цифре 221 — среднюю оценку 3,10. Другими словами, они оценили 9 больше, чем 221! По словам Бирнбаума, это различие связано с тем, что участники спонтанно сравнивали 9 с другими однозначными числами (в этом случае оно относительно велико) и сравнивали 221 с другими трехзначными числами (в этом случае оно относительно мало).

До сих пор мы обсуждали подход к внутрисубъектным планам, в котором участники тестируются в одном состоянии за раз. Однако есть и другой подход, который часто используется, когда участники дают несколько ответов в каждом условии. Представьте, например, что участники судят о виновности 10 привлекательных подсудимых и 10 непривлекательных подсудимых. Вместо того чтобы заставлять людей выносить суждения обо всех 10 подсудимых одного типа, за которыми следуют все 10 подсудимых другого типа, исследователь может представить всех 20 подсудимых в последовательности, в которой смешаны два типа. Затем исследователь мог вычислить средний рейтинг каждого участника для каждого типа ответчика. Или представьте себе эксперимент, призванный выяснить, помнят ли люди с социальным тревожным расстройством отрицательные прилагательные (например, «глупый», «некомпетентный») лучше, чем положительные (например, «счастливый», «продуктивный»). Исследователь может предложить участникам изучить один список, включающий оба типа слов, а затем предложить им вспомнить как можно больше слов. Затем исследователь мог подсчитать количество припоминаемых слов каждого типа. Есть много способов определить порядок, в котором предъявляются стимулы, но один из распространенных способов — создать различный случайный порядок для каждого участника.

Почти каждый эксперимент может быть проведен как с межсубъектным, так и с внутрисубъектным планом. Эта возможность означает, что исследователи должны выбирать между двумя подходами, основываясь на их относительных достоинствах для конкретной ситуации.

Преимущество экспериментов между субъектами состоит в том, что они концептуально проще и требуют меньше времени на тестирование каждого участника. Они также избегают эффектов переноса без необходимости уравновешивания. Преимущество внутригрупповых экспериментов состоит в том, что они контролируют посторонние переменные участников, что обычно уменьшает шум в данных и облегчает обнаружение взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными.

Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если можно провести эксперимент с участием испытуемых (с надлежащим уравновешиванием) за время, отведенное на одного участника, и у вас нет серьезных опасений по поводу эффектов переноса, то этот план, вероятно, лучший вариант. Если внутрисубъектный план сложно или невозможно выполнить, вам следует вместо этого рассмотреть межсубъектный план. Например, если вы тестировали участников в приемной врача или покупателей в очереди в продуктовом магазине, у вас может не хватить времени для тестирования каждого участника во всех условиях, и поэтому вы выберете межсубъектный план. Или представьте, что вы пытаетесь снизить уровень предрассудков людей, заставляя их общаться с представителями другой расы. План внутри субъектов с уравновешиванием потребует тестирования некоторых участников сначала в условиях лечения, а затем в контрольных условиях. Но если лечение сработает и снизит уровень предрассудков у людей, то они больше не будут пригодны для тестирования в контрольном состоянии. Эта трудность актуальна для многих дизайнов, включающих лечение, направленное на долгосрочное изменение поведения участников (например, исследования, проверяющие эффективность психотерапии). Ясно, что здесь необходим межсубъектный план.

Помните также, что использование одного типа дизайна не исключает использования другого типа в другом исследовании. Нет никаких причин, по которым исследователь не мог бы использовать как план между субъектами, так и план внутри субъектов, чтобы ответить на один и тот же исследовательский вопрос. На самом деле профессиональные исследователи часто используют именно такой смешанный подход.

  • Эксперименты могут проводиться как с межсубъектными, так и с внутрисубъектными планами. Принятие решения о том, что использовать в конкретной ситуации, требует тщательного рассмотрения плюсов и минусов каждого подхода.
  • Случайное назначение условий в экспериментах между субъектами или порядков условий в экспериментах внутри субъектов является фундаментальным элементом экспериментального исследования. Его цель состоит в том, чтобы контролировать посторонние переменные, чтобы они не становились смешивающими переменными.
  • Экспериментальное исследование эффективности лечения требует как условия лечения, так и контрольного состояния, которое может быть контрольным состоянием без лечения, контрольным состоянием плацебо или контрольным состоянием листа ожидания. Экспериментальные методы лечения также можно сравнить с наилучшей доступной альтернативой.
  1. Обсуждение: Для каждой из следующих тем перечислите плюсы и минусы межсубъектного и внутрисубъектного плана и решите, какой из них лучше.
    1. Вы хотите проверить относительную эффективность двух программ подготовки к марафонскому бегу.
    2. Используя фотографии людей в качестве стимулов, вы хотите проверить, воспринимаются ли улыбающиеся люди как более умные, чем люди, которые не улыбаются.
    3. В полевом эксперименте вы хотите увидеть, влияет ли то, как одет нищий (аккуратно или неряшливо), на то, дают ли ему прохожие деньги.
    4. Вы хотите проверить, запоминаются ли конкретные существительные (например, собака) лучше, чем абстрактные существительные (например, правда).
  2. Обсуждение: представьте, что эксперимент показывает, что участники, получающие психодинамическую терапию по поводу боязни собак, выздоравливают больше, чем участники контрольной группы без лечения. Объясните фундаментальную проблему, связанную с этим планом исследования, и по крайней мере два способа ее исправления.

  1. Прайс, Д. Д., Финнисс, Д. Г., и Бенедетти, Ф. (2008). Всесторонний обзор эффекта плацебо: последние достижения и современные мысли. Ежегодный обзор психологии, 59 , 565–590.
  2. Шапиро, А.К., и Шапиро, Э. (1999). Мощное плацебо: от древнего жреца до современного врача . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ↵
  3. Мозли, Дж. Б., О’Мэлли, К., Петерсен, Н. Дж., Менке, Т. Дж., Броди, Б. А., Куйкендалл, Д. Х., … Рэй, Н. П. (2002). Контролируемое исследование артроскопической хирургии остеоартрита коленного сустава. Медицинский журнал Новой Англии, 347 , 81–88. ↵
  4. Бирнбаум, М.Х. (1999). Как показать, что 9>221: Соберите суждения в межсубъектном плане. Психологические методы, 4(3), 243-249. ↵

Методы психологических исследований: типы и советы

(последнее обновление: 2 мая 2023 г.)

Методы психологических исследований — это методы, используемые учеными и исследователями для изучения человеческого поведения и психических процессов. Эти методы используются для сбора эмпирических данных. Целью этих методов является получение объективных и поддающихся проверке данных, собранных посредством научных экспериментов и наблюдений.

Методы исследования, которые используются в психологии, имеют решающее значение для понимания того, как и почему люди ведут себя так, а не иначе, а также для разработки и проверки теорий о человеческом поведении.

Теории детского развития

Пожалуйста, включите JavaScript

Теории детского развития

Одной из основных целей психологических исследований является обеспечение надежности и достоверности собранных данных. Надежность означает, что данные непротиворечивы и могут быть воспроизведены, а достоверность относится к точности собранных данных. Исследователи должны очень внимательно следить за тем, чтобы их методы исследования были надежными и действительными, поскольку это необходимо для получения точных выводов и обоснованных заявлений о человеческом поведении.

Студенты старших классов и колледжей, интересующиеся психологией, могут извлечь большую пользу из изучения методов исследования. Понимание того, как психологи изучают человеческое поведение и психические процессы, может помочь учащимся развить навыки критического мышления и глубже понять сложность человеческого поведения. Понимание этих методов исследования может подготовить студентов к будущей курсовой работе по психологии, а также к потенциальной карьере в этой области.

Содержание

Количественные и качественные методы психологических исследований

Методы психологических исследований можно разделить на два основных типа: количественные и качественные. Эти два метода отличаются подходом к сбору и анализу данных.

  • Количественные исследования Методы включают сбор числовых данных с помощью контролируемых экспериментов, опросов и других объективных измерений. Цель количественных исследований — выявить закономерности и взаимосвязи в данных, которые можно проанализировать статистически. Исследователи используют статистические методы для проверки гипотез, выявления существенных различий между группами и прогнозирования будущего поведения.
  • Качественные методы исследования , с другой стороны, включают сбор нечисловых данных посредством открытых интервью, наблюдений и других субъективных измерений. Цель качественного исследования состоит в том, чтобы понять субъективный опыт и точки зрения отдельных лиц и групп. Исследователи используют такие методы, как контент-анализ и тематический анализ, для выявления тем и закономерностей в данных и для разработки подробных описаний изучаемого явления.

Хотя количественные и качественные методы исследования различаются подходом к сбору и анализу данных, их часто используют вместе, чтобы получить более полное представление о сложных явлениях. Например, исследователь, изучающий влияние социальных сетей на психическое здоровье, может использовать количественный опрос для сбора числовых данных об использовании социальных сетей и качественное интервью, чтобы получить представление о субъективном опыте участников в социальных сетях.

Виды психологических методов исследования

В психологии используется несколько типов методов исследования, включая эксперименты, опросы, тематические исследования и наблюдательные исследования. У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, и исследователи должны выбрать наиболее подходящий метод, исходя из своего исследовательского вопроса и данных, которые они надеются собрать.

Тематические исследования

Тематическое исследование — это исследовательский метод, используемый в психологии для детального изучения человека, группы или события. В тематическом исследовании исследователь собирает информацию из различных источников, включая интервью, наблюдения и анализ документов, чтобы получить более глубокое понимание изучаемого случая. Тематические исследования особенно полезны, когда исследуемое явление редкое или сложное, и когда его трудно воспроизвести в лабораторных условиях.

Опросы

Опросы — широко используемый метод исследования в психологии, который включает сбор данных от большого числа людей об их мыслях, чувствах, поведении и отношении. Опросы могут проводиться различными способами, включая личные интервью, онлайн-анкеты и опросы с использованием бумаги и карандаша. Опросы особенно полезны, когда исследователи хотят изучить отношения или поведение, которые трудно наблюдать непосредственно, или когда они хотят обобщить свои выводы на большую группу населения.

Методы экспериментальных психологических исследований

Экспериментальные исследования — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для изучения причинно-следственных связей между переменными. В экспериментальном исследовании исследователь манипулирует одной или несколькими переменными, чтобы увидеть, как они влияют на другую переменную, при этом контролируя другие факторы, которые могут повлиять на результат. Экспериментальные исследования считаются золотым стандартом для установления причинно-следственных связей, поскольку они позволяют исследователям контролировать потенциальные смешанные переменные и систематически манипулировать переменными.

Корреляционные методы психологических исследований

Корреляционные исследования — это исследовательский метод, используемый в психологии для изучения отношений между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель корреляционного исследования состоит в том, чтобы определить, в какой степени изменения одной переменной связаны с изменениями другой переменной. Другими словами, корреляционное исследование направлено на установление направления и силы взаимосвязи между двумя или более переменными.

Натуралистическое наблюдение

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, используемый в психологии для изучения поведения в естественных условиях без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. Цель натуралистического наблюдения — получить представление о том, как люди или животные ведут себя в естественной среде, без влияния лабораторных условий.

Метаанализ

Метаанализ — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для объединения и анализа результатов нескольких исследований по определенной теме. Цель метаанализа состоит в том, чтобы предоставить всестороннее и количественное резюме существующих исследований по теме, чтобы выявить закономерности и взаимосвязи, которые могут быть не очевидны в отдельных исследованиях.

Советы по использованию методов психологических исследований

Вот несколько советов для старшеклассников и студентов, которые интересуются методами психологических исследований:

Понимание различных типов методов исследования: 

понимать различные типы доступных методов исследования, таких как опросы, тематические исследования, эксперименты и натуралистические наблюдения. Каждый метод имеет свои сильные стороны и ограничения, и выбор подходящего метода зависит от исследовательского вопроса и исследуемых переменных.

Разработайте четкий исследовательский вопрос: 

Хороший исследовательский вопрос необходим для управления исследовательским процессом. Он должен быть конкретным, ясным и актуальным для области психологии. Также важно учитывать этические соображения при разработке вопроса исследования.

Используйте надлежащие методы выборки: 

Выборка — это процесс отбора участников для исследования. Важно использовать надлежащие методы выборки, чтобы убедиться, что выборка репрезентативна для изучаемой совокупности. Случайная выборка считается золотым стандартом выборки, но другие методы, такие как удобная выборка, также могут использоваться в зависимости от вопроса исследования.

Используйте надежные и действительные меры:

Важно использовать надежные и действительные меры, чтобы гарантировать точность и значимость собранных данных. Это может включать использование установленных мер или разработку новых мер и проверку их надежности и достоверности.

Учитывать этические вопросы:

При проведении психологических исследований важно учитывать этические соображения, такие как получение информированного согласия участников, сохранение конфиденциальности и минимизация любого потенциального вреда участникам.

Во многих случаях вам нужно будет представить свое предложение об обучении на одобрение школьному комитету по рассмотрению вопросов.

Надлежащий анализ и интерпретация данных

После сбора данных важно правильно их проанализировать и интерпретировать. Это может включать использование статистических методов для выявления закономерностей и взаимосвязей между переменными, а также использование соответствующих программных инструментов для анализа.

Четко сообщайте о результатах: 

Наконец, важно четко и понятно сообщить о результатах другим людям. Это может включать в себя написание исследовательского отчета, презентацию или публикацию статьи в научном журнале. Четкое общение необходимо для продвижения области психологии и информирования будущих исследований.

Часто задаваемые вопросы

Каковы 5 методов психологического исследования?

Пять основных методов психологических исследований:

  1. Экспериментальное исследование : Этот метод включает манипулирование одной или несколькими независимыми переменными для наблюдения за их влиянием на одну или несколько зависимых переменных при контроле других переменных. Цель состоит в том, чтобы установить причинно-следственные связи между переменными.
  2. Корреляционное исследование : Этот метод включает изучение взаимосвязи между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель состоит в том, чтобы определить, существует ли связь между переменными, а также сила и направление этой связи.
  3. Опросное исследование : Этот метод включает сбор информации от выборки участников с помощью анкет или интервью. Цель состоит в том, чтобы собрать данные об отношениях, мнениях, поведении или других представляющих интерес переменных.
  4. Тематическое исследование : Этот метод включает в себя углубленный анализ отдельного человека, группы или события. Цель состоит в том, чтобы получить представление о конкретном поведении, отношениях или явлениях.
  5. Натуралистические наблюдения : Этот метод включает в себя наблюдение и запись поведения в естественных условиях без каких-либо манипуляций или вмешательства со стороны исследователя. Цель состоит в том, чтобы получить представление о том, как люди или животные ведут себя в своей естественной среде.

Какой метод психологического исследования чаще всего используется?

Наиболее распространенный метод исследования, используемый в психологии, варьируется в зависимости от исследовательского вопроса и исследуемых переменных. Однако корреляционное исследование является одним из наиболее часто используемых методов в психологии. Вероятно, это связано с тем, что корреляционное исследование полезно при изучении широкого круга психологических явлений, и его можно использовать для изучения взаимосвязей между переменными, которыми нельзя манипулировать или контролировать, например, возрастом, полом и личностными чертами.

Экспериментальное исследование также широко используется в психологии, особенно в областях когнитивной психологии, социальной психологии и психологии развития. Другие методы, такие как опросное исследование, тематическое исследование и натуралистическое наблюдение, также широко используются в психологических исследованиях, в зависимости от исследовательского вопроса и изучаемых переменных.

Как узнать, какой метод исследования использовать?

Решение о том, какой метод исследования использовать, зависит от вопроса исследования, изучаемых переменных и практических соображений. Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут учащимся решить, какой метод исследования использовать:

  • Определите вопрос исследования : Первым шагом является четкое определение вопроса исследования. Что вы пытаетесь изучить? Какую гипотезу вы хотите проверить? Ответы на эти вопросы помогут вам определить, какой метод исследования лучше всего подходит для вашего исследования.
  • Выберите переменные : Определите независимые и зависимые переменные, связанные с вопросом вашего исследования. Это поможет вам определить, какой метод исследования является наиболее подходящим: экспериментальный или корреляционный.
  • Подумайте о своих ресурсах : Подумайте о времени, ресурсах и этических соображениях, связанных с проведением исследования. Например, если вы работаете с ограниченным бюджетом, опрос или метод корреляционного исследования могут оказаться более целесообразными, чем экспериментальное исследование.
  • Обзор существующей литературы : Проведение обзора литературы предыдущих исследований по теме может помочь вам определить наиболее подходящий метод исследования. Это также может помочь вам определить пробелы в литературе, которые может заполнить ваше исследование.
  • Проконсультируйтесь с наставником или консультантом : Если вы все еще не уверены, какой метод исследования использовать, проконсультируйтесь с наставником или консультантом, имеющим опыт проведения исследований в интересующей вас области. Они могут предоставить рекомендации и помочь вам принять обоснованное решение.

Каталожные номера:

Scholtz SE, de Klerk W, de Beer LT. Использование методов исследования в психологических исследованиях: систематизированный обзор. Фронт Res Метр Анал .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *