Разное

Метод эксперимент в психологии: Психологический эксперимент — Психологос

Психологический эксперимент — Психологос

Фильм «Неприкасаемые»

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

Психологический эксперимент

Содержание статьи

1. Виды психологического эксперимента

2. Способы организации эксперимента

3. Цели исследования

4. Характер влияния на испытуемого

Особенности личности человека являются объектом интереса и изучения ученых многих поколений. Для получения достоверных данных в этой области можно воспользоваться большим количеством разных способов и методов исследования в психологии. Наиболее популярным и зарекомендовавшим себя является метод психологического эксперимента, небольшая информация о котором была помещена в предыдущей статье. В этой статье рассмотрим данный метод подробнее.

Определение

Эксперимент является определенным опытом, проходящим в специальных условиях. Его цель получить психологические данные через вмешательство исследователя в процесс деятельности испытуемого. Сделать доступными для наблюдения особенности внутреннего психического процесса – основная задача эксперимента в психологии.

Метод эксперимента применяется и в других областях науки, но психологический эксперимент от них сильно отличается.

В психологическом эксперименте быть уверенным, что изучается то, что надо изучить, очень трудно. Если экспериментаторы в области физики и химии, знают, что изучают, то, что изучает психолог, когда изучает психику? Классический учебник по экспериментальной психологии Р. Вудвортса, вышедший в 1938 г. определял эксперимент как упорядоченное исследование. Исследователь в ходе эксперимента изменяет какой-то фактор, оставляя другие неизменными и, наблюдает результаты систематических изменений. Вудвортс считал отличительной особенностью эксперимента управление экспериментальным фактором.

Достижение главной цели эксперимента, по мнению В. В. Никандрова происходит благодаря основным характеристикам этого метода:

  • Экспериментатор проявляет инициативу в области интересующих его психологических фактов;
  • Варьирование условий возникновения и развития психических явлений;
  • Контроль и фиксация условий процесса их протекания;
  • Изоляция одних факторов и акцентирование других, что дает возможность определения закономерностей их существования;
  • Существует возможность повторения условий эксперимента, что является важным моментом для многократной проверки получаемых научных данных;
  • Возможность варьирования условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.

Психологический эксперимент, таким образом, можно определить как метод, в результате которого исследователь сам вызывает явления, его интересующие и, сам изменяет условия их протекания. Целью является установление причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

Получаемые научные факты при этом можно неоднократно воспроизводить с целью их проверки и на основе этого судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Виды психологического эксперимента

Специалисты выделяют несколько видов экспериментального метода. Виды эксперимента выделяются в зависимости от способа организации, от цели исследования, от характера влияния на испытуемого и от возможности влияния экспериментатора на независимую переменную. Рассмотрим эти виды экспериментов.

Способы организации эксперимента

В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:

  • Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
  • Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
  • Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Характер влияния на испытуемого

В зависимости от этого фактора можно выделить констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты:

  • Констатирующий эксперимент – это один из видов, цель которого заключается в изменении одной или нескольких независимых переменных и их влияние на зависимые переменные;
  • Формирующий эксперимент. Суть его в том, что человек или группа людей принимают участие в организованном обучении и формировании каких-либо качеств и навыков. Формирующий эксперимент широко применяется в отечественной психологии, потому что через создание специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического становления личности;
  • Контрольный эксперимент, суть его состоит в повторном измерении состояния объекта и сравнение с первоначальным состоянием, кроме этого сравнение состояния контрольной группы, не получившей экспериментального воздействия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.11.2021

Эксперименты – Методы социальной психологии

Перейти к содержимому

Экспериментальный метод часто предпочтительнее в исследованиях поведения, потому что правильно спланированный эксперимент может позволить сделать выводы о причинно-следственных связях. Многие исследования в социальной психологии являются экспериментами. Эти типы исследований могут проводиться в лабораторных условиях или в естественных условиях.

Основные компоненты эксперимента следующие. Во-первых, экспериментаторы будут манипулировать одной или несколькими переменными. Любая переменная, которой мы манипулируем, называется независимой переменной. Переменная (или фактор) имеет как минимум два различных условия. Чтобы быть настоящим экспериментом, участники должны быть случайным образом распределены по условиям.

Во-вторых, есть по крайней мере один ответ или результат, который мы измеряем. Реакция, которую мы измеряем, называется зависимой переменной.

Например, если мы хотим проверить, заставляет ли шум людей вести себя агрессивно, нам нужно как минимум два уровня шума. Одним из уровней шумовой переменной может быть отсутствие шума или предположительно приятный шум, например тихая музыка. Другим уровнем будет громкий или раздражающий шум.

Это элементы базового эксперимента. Используйте пример исследования шума, чтобы завершить схему базового эксперимента. Перетащите элементы исследования в нужное место на диаграмме.

В этом примере также возникает проблема, которая применима ко всем типам методов. Мы должны определить или ввести в действие переменные, которые мы используем в любом исследовании. Шум можно определить разными способами. Исследователь должен показать, почему конкретное определение шума является подходящим. Попробуйте следующий сценарий, предлагающий несколько вариантов определения того, как операционализировать шум.

Примеры из исследования

Исследование Шины Айенгар изучало выбор и его последствия. В нескольких исследованиях Айенгара и Леппера (2000) изучалось, что происходит, когда доступно больше или меньше вариантов.

Айенгар и Леппер (2000) Исследование 1

Айенгар и Леппер обнаружили марку джема (Wilkin and Sons), которая на момент проведения исследования насчитывала 28 разновидностей. Им также удалось добиться от магазина согласия на установку стола, за которым предлагались образцы.

Процедура была следующей:

Покупатели столкнулись с одним из двух дисплеев. На столе было либо 6 (условие ограниченного выбора), либо 24 (условие расширенного выбора) различных джемов. В каждую из двух суббот дисплеи менялись каждый час… (Айенгар и Леппер, 2000, стр. 9).97).

Всем, кто подходил к столу с образцами, давали купон на скидку 1 доллар на банку варенья. Купоны были закодированы, чтобы указать условия, которым подвергался покупатель, и предполагаемый пол покупателя. Подтверждая идею о том, что чем больше вариантов, тем лучше, можно сказать, что покупатели, увидевшие стол с 6 вариантами выбора, с большей вероятностью купят банку варенья, чем покупатели, увидевшие стол с 24 вариантами.

Айенгар и Леппер (2000) Исследование 2

Следующее исследование в этой статье может представлять особый интерес для учащихся, так как в нем сравнивалось влияние выбора на выполнение учащимися дополнительного задания. Студентам было назначено условие задания по разделам курса, в которых было дано 6 или 30 вариантов тем для задания. [1] Было проведено сравнение числа учащихся, сдавших задание, и выяснилось, что больший процент учащихся в условии с 6 вариантами ответов сдал задание (74%), чем в условии с 30 вариантами ответов (60%) .

Примечание по этике в этом исследовании. Все учащиеся получали обещанные 2 дополнительных балла, если выполняли задание. Хотя задания также оценивались по качеству, выполнение задания не имело значения для дополнительного балла — он использовался только как одна из зависимых переменных в эксперименте.

Айенгар и Леппер (1999) Исследование 1

В своем выступлении на TED, посвященном выбранному ею исследованию, Айенгар описала исследование с участием детей. (Воспроизвести первые 20 минут видео.)

Это исследование не только дает еще один пример эксперимента с манипулируемой (независимой) переменной, но также включает неманипулируемую переменную, метод, который мы обсудим в следующей главе.

Айенгар и Леппер (1999) резюмировали результаты следующим образом:

…эффективность и внутренняя мотивация обеих групп детей были значительно выше в условиях личного выбора, чем в традиционном условии выбора экспериментатора…. результаты также показали, что американские дети азиатского происхождения на самом деле показали лучшие результаты и, похоже, им понравилось
задание больше всего в условии выбора мамы (стр. 354-355).


  1. Хотя из статьи не совсем ясно, кажется, что разделы были распределены случайным образом по состоянию, но это распределение было сделано для каждого ассистента преподавателя, который руководил разделами декламации. ↵

Лицензия

Методы социальной психологии Copyright © Маргарет Л. Синьорелла и Дженнифер Кройл. Все права защищены.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Уильям Макдугалл | Американский психолог

Дата рождения:
22 июня 1871 г. Англия
Умер:
28 ноября 1938 г. (67 лет) Дарем Северная Каролина

См. все связанные материалы →

Уильям Макдугалл (родился 22 июня 1871 г., Чаддертон, Ланкашир, Англия — умер 28 ноября 1938 г. , Дарем, Северная Каролина, США), американский психолог британского происхождения, влиятельный в создании экспериментальных и физиологической психологии и автор Введение в социальную психологию (1908; 30-е изд. 1960 г.), которое во многом стимулировало широкое изучение основ социального поведения.

Вскоре после поступления в колледж Св. Иоанна в Кембридже Макдугалл присоединился к Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив, между Австралией и Новой Гвинеей, и проводил там психологические тесты для местных жителей. Затем он отправился в Германию, где в Геттингенском университете проводил исследования цветового зрения. Его интерес к психическим исследованиям также восходит к этому периоду. Ассистент экспериментальной лаборатории Университетского колледжа Лондона (19 лет).01), он был назначен лектором по ментальной философии в Оксфордском университете (1904 г.), где он написал «Физиологическая психология» (1905 г.), демонстрируя ценность тщательного биологического подхода вместо традиционного философского подхода.

Хорошо известная книга Макдугалла Введение в социальную психологию разработала дарвиновскую теорию человеческого поведения, основанную на допущении унаследованного инстинкта или склонности отмечать определенные стимулы и реагировать на них для достижения какой-либо цели. Если реакция задерживается, следует эмоциональная реакция. Диверсификация и стабилизация реакции являются результатом обучения. Классическое произведение, Тело и разум (1911), подзаголовок История и защита анимизма представлял собой своего рода поддержку непопулярных причин, которые все больше изолировали Макдугалла от коллег.

В отличие от механистических интерпретаций человеческого поведения, он написал Групповой разум (1920), умозрительную попытку интерпретировать национальную жизнь и характер, которая была задумана как продолжение его Социальной психологии . Плохой прием отчасти стал причиной его переезда в том же году в Соединенные Штаты и получения должности профессора в Гарвардском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *